Татарстан китап нэшрияте, 1999. 296 б. (Сайф Сараи. Гулистан. Лирика. Дастан / подготовил текстов к печати Миннигулов Х.Ю. Казань: Тат. кн. изд.-во, 1999. 296 с.).
REFERENCES
1. Ali-zade, A.A. Tasavvuf [Tasawwuf]. In: Islamskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Islamic Encyclopaedic Dictionary]. Moscow, Ansar publ., 2007. 400 p. (In Russ.).
2. Abu al-Ghazali Abu Hamid. Issledovaniya sokrovennykh tayn serdtsa [The Research of the Innermost Secrets of the Heart]. Moscow, Ansar publ., 2008. 472 p. (In Russ.).
3. Al-Ghazali Abu Hamid. Vesy deyaniy [A Scale of Acts]. Moscow, Ansar publ., 2004. 216 p. (In Russ.).
4. Nazhmiddin Kubro (Risola). Tariqat kubrosi [Kubro Tariqa]. In: Kamilov H. Tasawwuf. Ikinchi kitab. Tavhid asrori [Tasawwuf. The Second Book]. Tashkent, Adabiat va sangat nashriati [Publishing House of Literature and Art], 1999, pp. 151-188 (In Uzbek).
5. Nurbahsh Jawad. Psikhologiya sufizma [The Psychology of Sufism]. Moscow, Amrita-Rus publ., 2004. 158 p. (In Russ.).
6. Sayf Sarai. Golestan. Lirika. Dastan [Golestan. Lyric Poetry. Dastan]. Publisher Mingnegulov Kh.Yu. Kazan, Tatarstan kitap nashriyate [Publishing House of Tatarstan]. 1999. 296 p. (In Tatar).
Г.С. Кунафин УДК 821.512.141.09
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И НОВИЗНА НАУЧНО-ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА Р.Н. БАИМОВА (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Аннотация
Р.Н. Баимов - ученый и писатель многогранный, многопрофильный, оставивший нам богатое научное и литературное наследие, проникнутое интересными наблюдениями, доселе неизвестными или малоизвестными темами и идеями. В его произведениях, особенно в романах, ярко отразилось мастерство образного и научно-логического мышления автора. Прозаик по-новому осветил историю и жизнь родного народа начиная со времен средневековья. Его романы «Сыбар шоцтар» (1996; «Кречет мятежный», 2002), «Каруан килэ Багдадтан» (2012; «Караван идет из Багдада») стали произведениями нового толка, определяющими документальный вид башкирской исторической прозы, давшими импульс дальнейшему развитию этого жанра. Проза Р.Н. Баимова ценна и тем, что дала толчок развитию исторического самосознания, поднятию национального духа башкирского народа. В своих научных трудах ученый верно нашел продуктивный метод объективной идейно-эстетической оценки литературных явлений. Он сравнивает художественную правду произведения с правдой жизни, методологической основой которого являются принцип историзма и реалистический метод. Они были для него ключевыми - методами успешнего универсального изучения и объективной оценки художественной ценности произведения и литературы в целом.
Ключевые слова: идейно-тематические и художественные особенности, документальный исторический роман, принцип историзма, реалистический метод, отображение действительности
Кунафин Гиниятулла Сафиуллович, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН РБ, заведующий кафедрой башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета (Уфа),e-mail: [email protected]
Giniyatullah S. Kunafin, Prof. Dr.Sc. (Philology), Associate Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Head of the Chair of Bashkir Literature, Folklore and Culture, Department of Bashkir Philology and Journalism, Bashkir State University (Ufa), e-mail: [email protected]
© Кунафин Г.С., 2017
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/1 (75)
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И НОВИЗНА НАУЧНО-ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ... 45 Giniyatullah S. Kunafin
IDEOLOGICAL AND THEMATIC FEATURES AND INNOVATION OF SCHOLARLY AND LITERARY ACTIVITIES OF ROBERT BAIMOV (TO HIS 80th BIRTH ANNIVERSARY)
Abstract
Robert N. Baimov is a multi-sided scholar and writer. He has left us a rich scholarly and literary heritage imbued with interesting observations, as-yet unknown or little known themes and ideas. In his works, especially in novels, the skill of the author's creative, scientific and logical thinking is clearly reflected. The writer has highlighted the history and life of his native people since the Middle Ages in a new way. Novels by BaimovMiatejnyi krechet (Rebellious Gyrfalcon), Karavan idet iz Bagdada (Caravan Wends its Way from Baghdad) are the works of a new sense defining a documentary view of the Bashkir historical prose and giving impetus to the further development of this genre. Robert Baimov's prose is of great worth as it gave impetus to the development of historical consciousness, raising the national spirit of the Bashkir people. With regard to Baimov's scientific activity, in his works the scholar has found a productive method for objective evaluation of ideological and aesthetic literary phenomena. He compares the artistic truth of works with the truth of life. The methodological basis is the principle of historicism and a realistic method. They were the key methods for successful studying and objective assessment of the artistic value of the work and literature as a whole.
Key words: ideological and thematic, artistic features, documentary historical novel, principle of historicism, realistic method, reality reflection
10 января 2017 г. исполнилось бы 80 лет Роберту Нурмухаметовичу Баимову1 - доктору филологических наук (1982), профессору (1984), члену-корреспонденту Академии наук Республики Башкортостан (1991), одному из самых известных ученых-литературоведов и педагогов-воспитателей нашей республики.
Роберт Нурмухаметович был талантливым прозаиком. Его романы «Яуап бирер кен» (1989; «Расплата»), «Кречет мятежный» и «Караван идет из Багдада» были тепло встречены читателями, особенно два последних, в которых так ярко отразилось его мастерство образного и научно-логического мышления автора. Прозаик «по-новому осветил историю нашей литературы, начиная свой экскурс со средних веков, вдохнул жизнь традициям таких жанров, как таварих, тарихнаме, саяхатнаме, обогащая и развивая их в совершенно новых общественных условиях. Его роман «Кречет мятежный» стал произведением нового толка, который мог бы определить документальный вид нашей исторической прозы, дававший импульс дальнейшему развитию этого жанра в нашей лите-
ратуре» [3]. Этот роман может занять свое достойное место среди произведений эпического плана. Он имеет важное значение еще и тем, что в нем впервые были высказаны объективные, деидео-логизированные мысли о руководителе башкирского национально-освободительного движения Ахмат-Заки Валиди. Это одно из первых произведений в башкирской литературе, наиболее полно воссоздавших его жизнедеятельность. Писателю удалось освободиться от односторонних трактовок личности Валиди, «от стереотипов, созданных литературной традицией предыдущих десятилетий, избежать идеализации и модернизации героя и истории» [5, с. 238]. Роман ценен и тем, что дал толчок развитию исторического самосознания, поднятию национального духа башкирского народа. В 1996 году роман был удостоен Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева.
Что касается его романа «Караван идет из Багдада», то можно с уверенностью сказать, что он развивает традиции таких мастеров исторической прозы, как К. Мэрген, Г. Ибрагимов, Я. Хамматов, особенно А. Хакимов, Б. Рафиков,
1 Баимов Роберт Нурмухаметович (10.01.1937, д. Утяганово Кармаскалинского р-на БАССР - 30.04.2010, г Уфа). Окончил БашГУ (1964). С 1964 г преподавал там же, с 1982 г заведовал кафедрой башкирской литературы и фольклора (Шарипова З.Я. Сагыу ядмыш артылыштары (Р.Н. Баимовтьщ тыуыуына 75 йыл) (Вехи светлой судьбы (к 75-летию со дня рождения)) // Проблемы востоковедения. 2011. № 4 (54). С. 68-71).
Robert N. Baimov (born January 10, 1937, in the village of Utyaganovo, the Karmaskaly district, the Bashkir ASSR, died April 30, 2010, in Ufa), graduated from the Bashkir State University in 1964, since then taught in the university. Since 1982 he was head of the chair of Bashkir literature and folklore (Sharipova Z.Ya. Landmarks in Bright Destiny (to Robert Baimov's 75th Birth Anniversary). Problems of Oriental Studies. 2011. No 4 (54). P. 68-71).
46
Г.С. Кунафин
Г. Хусаинов, «обогащает наш эпический род литературы новыми проблемами, мыслями и идеями, намного расширяет его временную и пространственную поэтику» [3]. Канву содержания, время и географическое пространство, главную сюжетную линию романа определяют события Х века, когда в 922 году арабское посольство под руководством Ибн Фадлана, прибывшее из Египта, чтобы распространить ислам через Среднюю Азию, Волго-Уральскую область, посетила Страну башкир, Булгарское государство. Но временная поэтика произведения не ограничивается только событиями Х века, она вобрала в себя и время становления в Волго-Уральском регионе и Средней Азии канонов ислама, время их распространения. Здесь писатель оперирует конкретно-историческими фактами, некоторыми гипотезами, выступая как ученый-исследователь и историк. Он дает ценную информацию по религиозному верованию, философии, истории, этнографии, языку, литературе и культуре. «Особенно важно то, что оценку этим сведениям Р. Баи-мов дает не с точки зрения арабского посла, а исходит из позиции башкирского народа, ставя во главу угла характер, окружающую обстановку, бытие, взгляды на мир башкирского народа» [6]. Баимову-писателю и Баимову-ученому всегда был характерен «свободный переход от одного стиля к другому, они у него менялись основательно. Научный и художественный стили никогда не совмещались: лаконичные и аргументированные научные труды и образные, сочные тексты художественных произведений...» [4, с. 66].
Разумеется, такие масштабные произведения Р.Н. Баимова появились не сразу. К этому времени писатель уже приобрел некоторый опыт, написав несколько повестей и сборников рассказов. В 1980-е годы друг за другом выходят его повести и сборники рассказов «Сарсау» (1980; «Жажда»), «Кайтырбыз hалдат булып» (1986; «Вернемся солдатами»), «Тештэр кабатланмай» (2007; «Сны не повторяются») и др. Их герои - простые люди, которые не совершают особых подвигов, а живут обыкновенной жизнью. Но в то же время «... герои Р.Н. Баимова в большинстве своем люди сильной воли, крепкого характера, с добрыми намерениями, ставящие общенародные интересы выше личных, борющиеся за красоту и совершенство жизни» [2, с. 87]. Многие произведения писателя обращают на себя внимание и своим художественным оформлением: по композиционному строению их сюжеты стройны,
резкоконфликтны, течение мыслей системно. Р. Баимов сумел простыми неброскими сюжетами раскрыть нравственно-этические проблемы большого содержания, прийти к глубоким обобщениям.
Роберт Нурмухаметович активно участвовал и в работе практической организации и оживления литературно-творческого процесса в республике. Был членом редколлегии журнала «Аги^ел» («Агидель») и других изданий, членом правления Союзов писателей РФ и РБ, главным редактором научного журнала «Ядкарь» АН РБ (с 2008 г. -«Проблемы востоковедения»).
В нашей памяти Р. Баимов прежде всего остался как педагог-воспитатель, подготовивший многочисленных высококвалифицированных кадров гуманитарного направления, с большой ответственностью относящийся к вопросу организации корпуса образованной национальной интеллигенции.
При его личном участии в республике защитили кандидатские диссертации представители вузов и научно-исследовательских институтов республик Бурятия, Ингушетия, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Хакасия, Чувашия и др. Он активно участвовал и в написании учебников и различных учебных и методических пособий, например, шеститомного труда «Башкорт э^эбиэте тарихы» (1990-1996; «История башкирской литературы»), а также привлек к себе внимание общественности публикацией серьезных проблемных статей, первой из которых является «Мора^ым уйландыра» («Мурадым заставляет задуматься»), опубликованная в журнале «Агидель» в 60-е годы ХХ века. В этой и последующих статьях молодой исследователь верно нашел продуктивный метод объективной идейно-эстетической оценки литературных явлений. Он сравнивает художественную правду произведения с правдой жизни, методологической основой которого является принцип историзма. Для него принцип историзма был одним из ключевых универсальных методов «успешного изучения и объективной оценки художественной ценности произведения и литературы в целом,... изображения и показа жизни героев в реальном историческом времени - в развитии, связях, преображениях, обновлениях» [1, с. 243]. Он свою первую системную работу - кандидатскую диссертацию написал на тему «Развитие принципа историзма в башкирской литературе 20-30-х годов». Основное внимание в ней уделено анали-
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И НОВИЗНА НАУЧНО-ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
47
зу рассказов, повестей и романа «Ыргыз» (1957; «Иргиз») Х. Давлетшиной. Через освещение эволюции творчества этой и других видных башкирских писателей данного периода диссертант выясняет пути формирования и развития реализма как художественного метода в башкирской прозе нового времени - времени становления и развития социалистического уклада в стране. В монографии «Шаг в зрелость. Становление реалистических принципов письма - историзма в башкирской литературе» (1975) ученый особое внимание уделил вопросам реализма и историзма, которые «не устанавливают перед писателями какие-то искусственно навязанные нормативные условности, определенные темы, выигрышные идеи, а требуют от них правдивое, увлекательное, чувственное, человечное отображение жизни, не приукрашивая ее» [2, с. 88].
Профессор Р.Н. Баимов оставил нам богатое научное наследие: около 500 работ. Многие его труды явились настоящими вершинами удачных поисков автора, внесшими большой вклад в башкирскую литературоведческую науку, особенно его монография «Судьба жанра» (1986), в которой на основе хроникально-тематического и структурно-функционального принципа подробно и последовательно исследуются пути и особенности зарождения и развития жанра романа в башкирской литературе, раскрываются основные направления творческих исканий ее видных представителей, дается типологическая характеристика широких эпических полотен, рассматривается их тематика и проблематика, жанрово-стилевая природа.
Выход в свет коллективного труда «Егермен-се быуат баштсорт э^эбиэте» (2003; «Башкирская литература двадцатого века») стал плодом его организаторской деятельности. В этих работах были высказаны новые и интересные мысли. Я бы выделил его мысль о том, что башкирское искусство слова древних и средних веков жило и развивалось по идейно-эстетической системе Востока, автор показал это на богатом фактическом материале. Узловой проблемой его объемной монографии «Великие лики и литературные памятники Востока» (2005) является проблема ирано-арабо-индоязычных межлитературных взаимосвязей как идейно-эстетических истоков тюркоязычных культур и литератур.
Но здесь нужно отметить и то, что по этой проблеме не со всеми доводами ученого, носящими порою искусственный, чрезмерный «востоковедческий» характер, можно было бы согла-
ситься, потому что каждая национальная культура и литература, в т.ч. и башкирская, имеет свое «лицо», свой характер, свою «почву», откуда она произросла. Богатый разножанровый башкирский фольклор, многочисленные эпосы, вековые традиции нашей материальной и нематериальной культур, устной и письменной литератур сами говорят об этом.
Подняв идею о новой концепции комплексного изучения башкирского фольклора, изустной и письменной литератур в основном в контексте восточной духовной культуры, проводив по этой проблеме несколько конференций и симпозиумов, почему-то в книге «Башкирская литература двадцатого века» советский период нашей литературы, ее идейно-эстетические основы были освещены по-старому, что вызвало неодобрение в научной общественности республики. Но, как говорят, «не ошибается тот, кто ничего не делает». Научная объективность нужна везде и всегда. И я в т.ч. высказывал при жизни самому ученому свои несогласия, критические мысли, а также во время научных конференций и симпозиумов. Истина рождается в споре, в данном случае в научном споре. Как бы там ни было, время все рассудит и все расставит по своим местам. Мне кажется, мнение коллег было принято профессором Р.Н. Баимовым с пониманием.
Широкая научная и педагогическая деятельность, литературное творчество Роберта Нур-мухаметовича Баимова были достойно оценены общественностью и государством. Он был удостоен званий «Отличник высшего образования СССР», «Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан» (1986), «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2007).
ЛИТЕРАТУРА
1. Килмвхэмэтов Т. Ьайланма эдэрзэр. 3 том. 9фе: Китап, 2016. 408 б. (Кильмухаметов Т. Избранные произведения. Т. 3. Уфа: Китап, 2016. 408 с.).
2. Кунафин F.С. 9лгереY бадкыстары // 1987. №1. 86-90 б. (Кунафин Г.С. Ступени зрелости // Аги-дель. 1987. №1. С. 86-90).
3. Кунафин Г.С. Бай мирады талды // Башкортостан. 2012, 10 гинуар (Кунафин Г.С. Оставил богатое наследство // Башкортостан. 2012, 10 января).
4. Сибагатов Ф.Ш. Он всегда оставался самим собой... // Бельские просторы. 2012. № 7. С. 65-67.
5. Хасанов Р. Ф. Башкирский исторический роман 80-90-х годов ХХ века. Уфа: Гилем, 2004. 340 с.
6. Янбаев И.К. Шоцтар оса бейек каяларза... // Башкортостан. - 2017, 18 гинуар (Янбаев И.К. Кречет летает над скалами // Башкортостан. 2017, 18 января).
REFERENCES
1. Kilmukhametov, T. Izbrannye proizvedenija. T. 3 [Selected Works. Vol. 3]. Ufa, Kitap press, 2016. 408 p. (In Bashkir).
2. Kunafin, G.S. Stupeni zrelosti [Maturity Steps]. Agidel, 1987, No 1. P. 86-90 (In Bashkir).
3. Kunafin, G.S. Ostavilbogatoenasledstvo [He Has Left Rich Legacy]. Bashkortostan, January 10, 2012 (In Bashkir).
4. Sibagatov, F.Sh. On vsegda ostavalsja samim soboj... [He Always Remained True to Himself...]. Bel'skie prostory -Belsky Open Spaces. 2012, No 7. P. 65-67 (In Russ.).
5. Khasanov, R.F. Bashkirskij istoricheskij roman 80-90-kh godov XX veka [The Bashkir Historical Novel of the '80-'90s of the 20th Century]. Ufa, Gilem press, 2004. 340 p. (In Russ.).
6. Yanbaev, I.K. Krechet letaet nad skalami [The Gyrfalcon Flies Over the Rocks]. Bashkortostan, January 18, 2017 (In Bashkir).
Ф.Ф. Гилемшин УДК 81'32
СЕМАНТИКА КОМПОНЕНТОВ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ В СКАЗКАХ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ»
Аннотация
Статья посвящена анализу функционирования трех компонентов цветовой гаммы (зеленый, белый и желтый) в текстах оригинала и русского перевода всемирно известных сказок «Тысяча и одна ночь». В исследовании впервые в текстах сказок раскрыта амбивалентность (двойственность) семантики указанных колоративов. Положительность семантики колоратива, с одной стороны, создает восточный романтический статус сказок, с другой - эти же колора-тивы таят в себе отрицательные смыслы, которые и раскрываются в контексте сказок, например, зелёный цвет - это может быть зеленая одежда мусульманина, драгоценный зелёный камень изумруд, целительное свойство зеленого винограда, в то же время зелёный цвет в сказках ассоциируется с испугом; желтый цвет в сказках олицетворяет роскошное украшение (желтые лимоны с прекрасным запахом), с другой стороны, желтизна лица - расстройство, болезнь. Также раскрывается амбивалентность и других колоративов в сказках «Тысяча и одна ночь».
Ключевые слова: амбивалентность, семантика, цвет, «Тысяча и одна ночь», цветовая гамма, зеленый, белый, желтый, сказка, восточная, красота, символ, женщина, купол
Fler F. Ghilemshin
SEMANTICS OF COLOUR COMPONENTS IN THE ONE THOUSAND AND ONE NIGHTS FAIRY TALES
Abstract
The article is devoted to the analysis of color set (green, white, and yellow) in the original text of the world-famous tales One Thousand and One Nights and their translation into Russian. In the study, the ambivalence (duality) of the semantics of these colors in the texts of the fairy tales has been disclosed for the first time. On the one hand, there is positivity of the
Гилемшин Флер Фоатович, кандидат филологических наук, доцент, руководитель аппарата Президиума Академии наук Республики Татарстан (Казань), e-mail: [email protected]
Fler F. Ghilemshin, Cand.Sc. (Philology), Associate Professor, Chief of Stuff of the Presidium of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Kazan), e-mail: [email protected]
© Гилемшин Ф.Ф., 2017
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/1 (75)