5. Lotman YU. M. Besedy o russkoikul'ture: Byt i tradicii russkogo dvoryanstva (XVIII - nachalo XIX veka) [Conversations about Russian culture: the life and traditions of Russian nobility (XVIII - beginning of XIX century)]. SPb. Iskusstvo SPB. 1994. 399 p.
6. Kolesov V. V. YAzykgoroda [City Language]. M. Vyssh. shk. 1991. 192 p.
7. Gromova V. M. Opisanie lingvisticheskogo landshafta kak innovacionnaya model' izucheniya vzaimodejstviya yazykov v sovremennom mire [Description of the linguistic landscape as an innovative model for studying the interaction of languages in the modern world] // Gromova V. M. Opisanie lingvisticheskogo landshafta kak innovacionnaya model' izucheniya vzaimodejstviya yazykov v sovremennom mire - Innovative development methods of teaching foreign languages, Philology and intercultural communication: materials of the research and pract. conf. with int. participation. Izhevsk. 2013. Pp. 239 -241; Kuznecova 1.1., Deryusheva A. S. YAzykovaya situaciya g. Kazani ig. Izhevska [Language situation of Kazan and Izhevsk] // Sovremennye tekhnologii v nauke i obrazovanii: problemy, dostizheniya, perspektivy : sb. nauch. tr.v po materialam I nauch.-prakt konf. - Modern technologies in science and education: problems, achievements, prospects : collection of scientific works on the materials of the I scientific-pract. conf. Sterlitamak. 2016. Pp. 30-34; Faudree P., Schulties B. Introduction: «Diversity talk» and its others. 2015. T. 44. P. 1-6; Backhaus P. Linguistic Landscapes. A Comparative study of urban multilingualism in Tokyo. Clevedon ; Buffalo ; Toronto : Multilingual Matters, 2007. P. 158.
8. Fedorova L. L. YAzykovoj landshaft: gorod i tolpa [Linguistic landscape: the city and the crowd] // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. «Istoriya, filologiya» - Herald of Novosibirsk State University. Ser. "History, Philology." 2014, vol. 13, No. 6, pp. 70-80.
УДК 82-92(=930.9)
З. Ш. Шукурджиева
Идейно-тематические характеристики публицистики Исмаила Гаспринского
В статье рассматриваются идейно-тематические особенности публицистики одной из самых известных личностей тюркского мира конца XIX - начала XX в., просветителя, реформатора образования стран мусульманского региона, писателя, издателя, журналиста Исмаила Гаспринского. Автор статьи акцентирует внимание на проблематике газетных выступлений Гаспринского, на конкретных выдержках из его статей, опубликованных в различные годы в газете «Терджиман» («Переводчик»), издававшейся в Крыму в г. Бахчисарае на протяжении более тридцати лет, показывает основную направленность публицистики Гаспринского. В статье раскрываются основные проблемы, которых касался в своих публицистических произведениях Гаспринский на протяжении всей своей журналистской деятельности, в них подробно излагается позиция автора по многим актуальным вопросам своей эпохи, что представляет особый интерес не только для современных исследователей жизни и деятельности Гаспринского, но и для широкой читательской аудитории. В качестве подтверждения автором приводятся цитаты из первоисточника - непосредственно статей Гаспринского, которые были опубликованы в издаваемой им газете «Терджиман», ставшей информационным рупором всего мусульманского мира конца XIX - начала XX в.
The article examines the ideological and thematic features of the journalism of one of the most famous personalities of the Turkic world of the late nineteenth and early twentieth centuries, an educator, reformer of the formation of the Muslim world, writer, publisher, journalist Ismail Gasprinsky. The author of the article focuses attention on the problems of Gazprinsky's newspaper speeches and on specific excerpts from his articles published in various years in the newspaper Terzhiman ("Translator"), published in the Crimea in Bakhchisarai for more than thirty years, shows the main thrust of the journalism of Gasprinsky. The article reveals the main problems that Gasprinsky has dealt with throughout his journalistic work throughout his journalistic work, detailing the author's position on many topical issues of his era, which is of particular interest not only to contemporary researchers of the life and activities of Gasprinsky, but also to Wide readership. As a confirmation, the author quotes from the source - directly the articles of Gasprinsky, published in the newspaper Terzhiman published by him, which became the informational mouthpiece of the entire Muslim world at the end of the 19th and beginning of the 20th century.
Ключевые слова: публицистика, тематика, проблематика газетных выступлений, статьи, содержание.
Keywords: journalism, subjekts, problematik of newspaper speeches, articles, content.
Влияние публицистики на жизнь современного общества велико. Ставшая неотъемлемой частью жизни человеческого общества, публицистика позволяет понять и осмыслить многие общественно-политические процессы современности, отражая их в средствах массовой информа-
© Шукурджиева З. Ш., 2017 76
ции. Ныне одной из насущных задач теории периодической печати стало научное объяснение журналистского творчества, а также поднимаемые публицистикой проблемы.
Представляя историческую ценность для будущих поколений исследователей массмедиа, современная публицистика призвана зафиксировать комплекс жизненно важных проблем нынешнего дня, для того чтобы исследователи будущего имели возможность вывести общую картину происходящего и донести их до своих современников. Опираясь на фактический материал, зафиксированный в исторических источниках, на архивные документы, а также газеты, журналы, исследователь рассказывает о событиях и глубинных процессах социально-политической жизни прошлого.
Анализировать состояние общества невозможно без огромного пласта публицистического материала, без опыта и знаний предыдущих поколений в этой области человеческой деятельности, а также без учета богатейшего материала, дошедшего до нас во многом именно благодаря труду и перу публицистов. Без использования опыта лучших мастеров прошлого в сфере публицистики невозможно развивать традиции национальной печати. Выдающийся просветитель Востока конца XIX - начала XX в., один из самых ярких мыслителей всего тюркского мира, педагог-реформатор, гуманист, публицист Исмаил Гаспринский оставил огромный след в истории развития интеллектуальной мысли не только регионального, но и мирового масштаба.
Будучи одним из вдохновителей, основателей, продолжателей развития общетюркской интеллектуальной мысли, он оставил после себя богатейшее наследие, в том числе публицистическое. В трудах Гаспринского можно найти ключ к решению множества социально-гуманитарных проблем современности. Обращаясь к ним в поисках ответов на многие вопросы современности, следует внимательно и вдумчиво читать его публицистику. Она многогранна и широка по охвату тем, глубока по степени воздействия, богата набором фактов, отражающих явления социальной действительности. Глубокий авторский анализ, присущий журналистским текстам Гаспринского, опирается на систему знаний общественных, гуманитарных наук, а также отвечает таким журналистским критериям, как актуальность, оперативность, злободневность.
Считаем, что изучение журналистской деятельности и публицистического мастерства Гаспринского представляет большой интерес на современном этапе развития крымскотатарского общества в контексте формирования политической культуры социума и реализации гуманистических идей в обществе. Поскольку в современных условиях исключительно важными становятся генерирование новых идей, трудно переоценить творческие возможности и практические действия публицистов как выразителей интересов общества, и в данном ключе наследие Гаспринского можно рассматривать как потенциально востребованное, тем более учитывая авторитет этой личности как на Востоке, так и в европейских государствах.
Имеющий от природы высокие интеллектуальные способности и бесконечную тягу к знаниям, стремившийся к постоянному обновлению и расширению своих знаний, а также колоссальную работоспособность и огромный внутренний потенциал, Гаспринский реализовал себя в сфере журналистики как талантливый публицист и оставил заметный след в истории крымскотатарской национальной печати.
При исследовании наследия Гаспринского нельзя не учитывать тот факт, что на протяжении многих лет в период советского застоя во многом был утрачен национальный элемент и тем самым подорваны национальные традиции многих народов. Не обошло это стороной и крымских татар, в эпоху советского государства сознательно стремились замалчивать сам факт существования целого народа, который на многие годы был предан забвению.
В этих условиях не могло быть и речи о развитии его языка, литературы, культуры, так же как не могло быть речи об исследовании истории, культуры, духовной жизни народа. Именно по этой причине наследие Гаспринского было недоступно широкой читательской аудитории. Поэтому изучение и обобщение опыта публицистической деятельности Гаспринского представляет огромный интерес прежде всего с точки зрения идейно-художественной направленности его публицистики, стремления автора исследовать злободневные вопросы, волновавшие общество того периода.
Пытаясь осмыслить проблемы современности, он в своих публицистических произведениях передает различные аспекты общественной жизни своей эпохи в самых разнообразных ее проявлениях, таким образом выполняя функцию своего рода передатчика информации будущим поколениям. Следовательно, опыт и знания, которые легли в основу многих его журналистских текстов, представляют собой богатейший исторический материал о жизни той эпохи, содержащий интереснейшие сведения для последующей генерации исследователей творческого наследия Гаспринского.
Учитывая масштабность фигуры Гаспринского в границах не только тюркского мира, но и общемирового, учитывая авторитет этой личности, его богатейшее литературно-публицистиче-кое наследие, можно смело утверждать, что его труды будут актуальными и востребованными для исследовательской работы еще долгие годы. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что публицистика Гаспринского не ограничивается лишь узконациональными рамками. Она является достоянием общетюркской публицистической классики, ее важной и неотъемлемой частью. Многие ученые, исследователи жизни и деятельности Гаспринского в своих работах отмечают этот факт. В частности, академик Н. А. Самойлович отмечал, что имя Исмаила Гаспринского будет стоять на самом месте в истории цивилизации не только тюрко-татарской нации России, но и всего мусульманского мира. А известный татарский мыслитель, литературовед, общественный деятель конца XIX - начала XX в. Дж. Валиди, оценивая личность Гаспринского, неоднократно подчеркивал, что газета, которую он издавал один-два раза в неделю в небольшом формате и в небольшом количестве экземпляров, по значимости и влиянию в тысячу раз превосходила российское «Новое время» и даже такой гигант, как английская газета «The Times».
Высокая гражданская позиция Гаспринского, поднимаемые им актуальные вопросы жизни современного ему общества оказывали заметное влияние на читательскую аудиторию. Его статьи можно рассматривать как способ воздействия на обыденное сознание общества с целью побуждения к целенаправленному действию - получению и постоянному обновлению знаний, а следовательно, просвещению общества. Как известно, знания были мерилом всего, наивысшей ценностью для Гаспринского. При этом под знаниями он подразумевал не только и столько науку, сколько все сведения, необходимые для духовной и материальной жизни человека.
Эта тема неоднократно была центральной в его газетных выступлениях. Так, уже во втором номере «Терджимана», вышедшем 17 апреля 1883 г., в статье «Знание» он пишет: «Знания - лучшие украшения человека. Знания - это нечто столь сильное, что благодаря им слабое существо человека делается повелителем и султаном света, соединяет друг с другом моря, в пустыни проводит воду, на водах создает суши. До какой поры мы будем погружены во мрак невежества? Откроем же наконец наши глаза; взглянем на самих себя и сравним своё состояние с таковым других народов» [1].
Невольно хочется провести параллели с современностью. Сегодня, когда знания, информация стали едва ли самой большой потребностью общества, когда без ежедневного, ежечасного обновления информации, а значит и знаний, немыслима жизнь современного человека, с каждым днем все больше возрастает спрос на качественные знания и их обладателей. Знающий человек всегда востребован и конкурентоспособен в цивилизованном обществе. Более ста лет назад Гас-принский также обозначал наличие этой проблемы и в своей статье «К друзьям», опубликованной в «Терджимане» в апреле 1884 г., выступил со следующим призывом: «Друзья мои, для нас самым благородным делом должно быть дело науки и просвещения. Самым священным стремлением - стремление к знанию и просвещение. Знания - средства к цивилизации, а цивилизация - и цель, и способ для человеческой жизни. Наше время - время знаний. Мир - это поле борьбы знаний: без знаний не существовать на нем! Я знаю, что вас мало, кругом тьма невежества, но не падайте духом: будущее принадлежит нам. Наконец, превосходство знания, коим вы обладаете, такая сила, которая измеряется не количеством, а качеством. Знания такого рода - сила, которая создает идеи, подчиняющие себе миллионы людей» [2].
Острота мысли, смелость суждений, высокий познавательный потенциал Гаспринского, способность ярко иллюстрировать события и в то же время доходчиво излагать свои мысли, взвешенный взгляд на события вызывали постоянный читательский интерес далеко за пределами Крыма, где он жил и творил. Пожалуй, этими факторами можно объяснить многолетнюю популярность «Терджимана» и авторитет Гаспринского-публициста.
Гаспринский не ограничивается лишь постановкой проблем, он дает конструктивные советы, рекомендации по решению насущных вопросов, касающихся различных сфер жизни общества. Гражданский долг, ответственность за судьбу своего народа, безграничная любовь к Родине, высокий уровень национального самосознания - личные качества, присущие Гаспринскому, именно эти черты находят отражения в его статьях. Он был надеждой для тысяч и тысяч тюрков и мусульман в разных уголках Земли.
Публицистика Гаспринского самобытна, своеобразна, многогранна. В ее основе - проблем-ность, сочетающаяся с глубоким знанием истории развития человеческой цивилизации, прошлого своего народа, тематическая разноплановость, высокая гражданская позиция автора с проникновением в духовный мир народа, глубокий психологизм, неиссякаемый патриотизм, а также использование богатой гаммы лингвостилистических средств.
Здесь следует отметить, что Гаспринский одинаково хорошо владел родным крымскотатарским и русским языками и равноценно хорошо писал на обоих языках. Эта еще одна особенность публицистики Гаспринского - ее билингвизм. Пожалуй, Гаспринского можно назвать первым крымскотатарским публицистом, одинаково совершенно владеющим двумя языками. Он умел в равной степени использовать их и с их помощью выражать свои мысли, осуществляя успешную коммуникацию.
Рассматривая идейно-тематические характеристики публицистики Гаспринского, следует прежде всего отметить то, что на протяжении всей своей творческой деятельности, около тридцати лет работы в газете «Терджиман», он выносил на суд читателей самый широкий круг вопросов, от общественно-политических до бытовых. Словом, практически не было таких тем, которых бы он не затрагивал в своих публицистических произведениях.
Среди главных - вопросы развития образования во всем тюркском пространстве, культивация идей просвещения и единения тюркских народов, постановка и обсуждение стратегических задач всего тюркского мира и др. Здесь важно отметить, что Гаспринский уделял большое внимание вопросам общеполитического характера, как регионального, так и мирового масштаба, мироустройства в целом, экономическим проблемам, международным отношениям, вопросам социального устройства общества в целом, положению и проблемам своего народа. Наряду с этим автор придает большое значение проблемам функционирования и развития родного языка, вопросам культуры и религии, экологии, окружающей среды и многим другим.
Рассмотрим вкратце основную тематику газетных выступлений Гаспринского.
Центральное место в его публицистике занимает тема любви к Родине, своему народу. Раздумывая о судьбе русского мусульманства в целом, он подразумевал всех тюрко-татар, проживающих на территории России. Этому посвящена одна из самых крупных статей Гаспринского «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», вышедшая отдельной брошюрой в Крыму в 1881 г. В ней автор, апеллируя к фактам из истории, анализирует весь исторический путь развития тюрко-татар и излагает свое видение современного положения российского мусульманства, а также перспектив его дальнейшего развития. В предисловии к статье Гаспринский пишет: «Цель настоящих заметок - вызвать обсуждение и исследование вопроса о будущности русских мусульман в интересах нашего отечества и цивилизации» [3].
Формулировать конкретные цели и стремиться реализовывать их, действовать, а не оставаться безучастными к своей судьбе, - вот к чему призывал Гаспринский своих соплеменников. В своей деятельности он сам старался придерживаться этого принципа, поэтому его нельзя назвать голословным. В статье «Идеи и действия», опубликованной в «Терджимане» в мае 1895 г., автор размышляет: «Жизнь и счастье человека и целого народа обеспечивается разумно поставленными задачами и стремлениями. Без разумной цели нельзя творить и разумных дел. Всякому творчеству и делу предшествует идея. Все великие события в жизни народов вызывались теми или другими идеями. Отсутствие идей и стремлений деморализует, усыпляет и расслабляет народы» [4]. И далее автор задается вопросами: «Имеют ли современные мусульманские народы какие-либо идеи и в чём они заключаются? Какие идеи и стремления питают мусульманское население России? Но, увы, русско-мусульманская община не имеет определённой идеи и идеала. Она живёт изо дня в день интересом минуты. У нас есть книжки, разъясняющие сны, с песнями соловья и розы, есть сказания о богатыре в девять аршин ростом, но нет ни одной книжки, которая рассеяла бы туман наших мозгов» [5].
Гаспринский призывал интеллигенцию стать той путеводной звездой, которая указывала бы народу правильный путь его развития, прививала интерес и любовь к знаниям, информировала, объясняла, неустанно работая с народом в этом направлении. Этому посвящены его многие газетные выступления в «Терджимане», об этом он пишет также в своей статье «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина». Нельзя просвещать, не обучая, не воспитывая, не взращивая человека, считает Гаспринский и призывает интеллигенцию отдавать все силы для того, чтобы открывать глаза людям, возвышая разум и интеллект.
Таков основной посыл, звучащий в статьях Гаспринского на эту тему. «Братья, примитесь серьезно за дело народного образования! Выучиться самому - достоинство, но передать незнающему свое знание еще большее достоинство и благое, святое дело. Если вы выучились, приобрели знания и добрые правила, не храните их лишь при себе, постарайтесь передавать ваши знания ближним, соплеменникам. Переводите на татарский язык хорошие книги, пишите для бедных, темных татар, старайтесь открывать и улучшать школы, распространять искусства и ремесла. Это, братья, будет честно и благородно, и если не теперь, то в будущем народ благословит ваше имя, памятуя священное изречение великого Алия, что "чернила ученого столь же достойны уважения, как и кровь мученика"» [6].
Родившегося и выросшего в Крыму, на стыке двух цивилизаций, двух во многом разных миров - Востока и Запада, Европы и Азии с разным национальным и конфессиональным составом населения, - Гаспринского не могла не волновать тема межнационального и межконфессионального взаимодействия. Он публично озвучил вопрос о необходимости равенства между людьми на основе взаимного доверия и взаимной помощи, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности, открыто поставил вопрос о необходимости разработки такой формулы взаимоотношений между людьми, которая устраивала бы обе стороны взаимодействия.
В этом плане его мысли, на первый взгляд кажущиеся несколько идеалистическими и оторванными от реальной действительности, подчеркивают тот факт, что данную проблему, чрезвычайно важную и острую, замалчивать нельзя. На стыке XIX-XX вв. Гаспринский отчетливо понял всю важность проблемы того, как уберечь мир от конфронтации на межнациональной и межконфессиональной почве. В статье «Русско-восточные соглашения. Мысли, заметки и пожелания», вышедшей отдельной брошюрой в Крыму в 1896 г., эта тема также нашла свое отражение. «Следовало бы, чтобы русские и мусульмане лучше и непосредственно изучали друг друга без предвзятых или заказных предубеждений. Тогда они увидели бы, что кроме верования все остальное сближает и скрепляет их. В частной жизни и деятельности мы сплошь и рядом видим прекрасные отношения между мусульманами и христианами. Это и нужно развивать и укреплять, отнюдь не касаясь дорогих каждому религиозных чувств» [7].
Гаспринский много путешествовал в своей жизни. Неоднократно бывая в странах Европы и Азии, он пишет путевые заметки и очерки, в которых размышляет о путях и перспективах развития человеческой цивилизации, анализирует прошлое, настоящее и будущее Востока и Запада, преимущества и недостатки их развития, а также положение народов Европы и Азии. Здесь следует отметить, что такие литературно-публицистические жанры, как «путевой очерк», «путевые заметки», занимают особое место в публицистике Гаспринского, в них отражаются впечатления и наблюдения автора от посещения той или иной страны, региона.
Взаимоотношениям на межгосударственном уровне, вопросам взаимодействия государства и личности, власти и общества Гаспринский уделял большое значение. Будучи сторонником концепции ненасильственного мира, Гаспринский призывал решать проблемы человеческого рода путем мирного их урегулирования. Проповедуя философию единства мира, равенства и добрососедства, всячески стремился к объединению людей разных национальностей, вероисповедания.
Символично, что Гаспринский родился, жил и творил в таком уникальном месте земного шара, в такой стратегической точке мира, как Крым - на небольшой в масштабах планеты территории, где стыкуются два во многом разных конфессиональных мира - мусульманский и восточно-христианский. Как правило, именно в таких исторических местах чаще всего наблюдаются процессы общественных деформаций. И в данном контексте особенно остро проявляется необходимость в объединяющей эти оба мира личности, каковым явился Гаспринский.
В целостной системе общечеловеческих ценностей он особое, едва ли не первостепенное значение уделял гуманистическим принципам, идеалам добра, милосердия, созидания, выступая за цивилизованный образ жизни, провозглашая культ знания. В общем контексте мировоззренческих принципов большое место отводил вопросам гармоничного взаимодействия как на государственном, так и на межличностном уровне. Призывы к построению диалога по вопросам таких взаимоотношений звучат во многих статьях Гаспринского, посвященных осмыслению геостратегических проблем современного ему мира.
Так, в статье «Запад и Восток», опубликованной в «Терджимане» в марте 1902 г., Гасп-ринский детально анализирует успехи и падения Востока и Запада, рассуждает о положительных и отрицательных проявлениях жизни народов, их населяющих. Автор акцентирует внимание на том, что человеческая цивилизация зародилась на Востоке, однако на современном этапе своего развития Восток утратил свое величие и мощь, что именно восточные народы положили начало человеческому общежитию и знаниям, развили их и передали народам Запада, в настоящее время гигантскими шагами идущим вперед. Пытаясь разобраться в причинах столь разительных перемен, успех Запада Гаспринский объясняет более правильной постановкой жизни и стремлений, иначе говоря, стратегически верным определением целей и идей.
Используя систему аргументации в форме противопоставлений, автор стремится убедить читателя в том, что необходимо избегать процессов застоя в обществе, а это возможно только при огромном желании учиться и совершенствоваться, постоянно работать головой, обсуждать новые мысли и предложения, в умении применять новые знания на практике. Вот как звучат рассуждения Гаспринского об этом: «Единый и Всеблагий Творец всех и вся дает одинаково всем без различия рас и религий, ибо все народы одинаково Его твари. Однако благодаря развитию циви-80
лизации и знаний западные народы являются ныне учителями и хозяевами всего мира. На Западе обо всем говорят, пишут, судят, на Востоке молчание считается лучшим украшением человека. На Западе ежегодно появляется несколько десятков тысяч новых книг, мыслей, предложений, а на Востоке если появится новая книга, то она не находит читателей. Каждый западный житель имеет под рукой массу книг и газет для получения нужных и полезных сведений, житель же Востока далее неверных и преувеличенных или искаженных слухов чайной или базара иных источников не имеет» [8]. Таким образом, Гаспринский призывает народы Востока, где было положено начало многим наукам, где зародились государство, торговля, община, стараться усовершенствовать, улучшать свою жизнь, а для этого необходимо стремиться учиться и развиваться, заключает он.
Будучи носителем прогрессивных идей, широко распространяя их в обществе на протяжении всей своей жизни, Гаспринский встречал непонимание и даже неприязнь со стороны консервативно настроенного мусульманского духовенства. За идеи просвещения широких масс муллы обвиняли его в вероотступничестве и особенно критиковали Гаспринского за то, что он призывал народ изучать светские науки, усматривая в этом угрозу для изучения основ ислама. Гас-принский в свою очередь посредством своих статей в «Терджимане» публично отвечал на выпады своих оппонентов.
В предельно корректной форме объясняя свою позицию, растолковывая преимущества образованной личности, соответственно, светского образа жизни, он тем не менее не отвергал религиозного начала в духовном развитии личности. Таким образом, одной из ключевых тем в публицистике Гаспринского является тема духовного развития мусульман с акцентом на просвещенный ислам. В общем контексте рассуждений Гаспринского относительно религиозных вопросов, на наш взгляд, интересными представляются умозаключения автора о судьбе мусульманства в целом. Так, свою точку зрения об отношении ислама к культуре и цивилизации Гас-принский высказывает, в частности, в статье «Судьбы магометанства», которая была опубликована в «Терджимане» на первом году его издания: «На вопрос: могут ли воспринять цивилизацию мусульмане, ответим: воспринимают и воспримут. При однородности и совокупности условий -их же очень много - мусульмане могут достигнуть той же степени культуры и цивилизации, как и европейцы. Главнее всего и прежде всего потому, что мусульмане такие же люди, как и европейцы. Говоря иначе, восточное человечество, постепенно озаряемое светом точных и положительных знаний, в силу человеческой природы пойдет вперед» [9].
Среди проблем, рассматриваемых Гаспринским на страницах «Терджимана», значительное место отведено вопросу женского образования, являющегося, как известно, одним из основных показателей социального положения женщины в обществе. Отметим, что вопрос просвещения женщин занимает одно из важнейших мест в дидактической системе Гаспринского. Свои основные идеи по этому вопросу он изложил в следующих статьях: «По женскому вопросу» (1903 г.], «Исламизм и права женщин» (1909 г.], «О правах женщин» (1913 г.] и др. Кроме того, вопросу тендерного воспитания посвящены такие произведения Гаспринского, как «Къадынлар улькеси» («Страна Амазонок», 1890 г.], «Арслан къыз» («Девушка-львица», 1893 г.], «Къадынлар» («Женщины», 1903 г.] [10].
Таким образом, проблематика газетных выступлений Гаспринского свидетельствует о том, что автор не оставался равнодушным к происходящему вокруг, а, напротив, стремился донести до читателей свое видение многих проблем эпохи и рассказать о событиях, происходящих как в своем регионе, так и далеко за его пределами. Считаем, что по широте охвата тем, глубокому содержанию публицистических произведений, таланту и мастерству их изложения Гаспринского можно смело отнести к числу лучших публицистов своего времени. Общественно-политическая, социально-экономическая, духовная сфера человеческой жизни и деятельности, актуальные проблемы современной автору действительности - вот далеко не полный перечень вопросов, которые нашли отражение в публицистике Гаспринского. Сегодня эти материалы, составляющие основу публицистического наследия Гаспринского, представляют огромную ценность как для исследователей, так и для широкой читательской аудитории, поскольку вдумчивый читатель может найти в них ответы на многие злободневные вопросы современности.
Примечания
1. Терджиман. 1883. 17 апр.
2. Терджиман. 1884. 16 апр.
3. Гаспринский Исмаил-бей. Россия и Восток. Казань : Тат. кн. изд-во, 1993. С. 16.
4. Терджиман. 1895. 7 мая.
5. Терджиман. 1895. 7 мая.
6. Гаспринский Исмаил-бей. Россия и Восток... С. 58.
7. Там же. С. 64-65.
8. Терджиман. 1902. 29 марта.
9. Терджиман. 1883. 29 мая.
10. Абибуллаева Э. Дидактическая система Исмаила Гаспринского. Симферополь, 2011. С. 138-139.
Notes
1. Terdzhiman - Terjiman. No. 2 April 17, 1883.
2. Terdzhiman - Terjiman. No. 14 April 16, 1884.
3. Gasprinskij Ismail-bej. Rossiya i Vostok [Russia and the East]. Kazan. Tatar book publishing house. 1993. P. 16.
4. Terdzhiman - Terjiman, No. 18 May 7, 1895.
5. Terdzhiman - Terjiman, No. 18 May 7, 1895.
6. Gasprinskij Ismail-bej. Rossiya i Vostok /Russia and the East]. Kazan. Tatar book publishing house, 1993. P. 58.
7. Ibid.
8. Terdzhiman - Terjiman, No. 12 March 29, 1902.
9. Terdzhiman - Terjiman, № 8. May 29, 1883.
10. Abibullaeva EH. Didakticheskaya sistema Ismaila Gasprinskogo [Didactic system of Ismail Gasprinsky]. Simferopol. 2011. Pp. 138-139.