международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Особенно слабо навыками самостоятельной работы владеют студенты первого курса, поэтому здесь проводится интенсивное обучение студентов приемам самостоятельной работы, а именно студенты обучаются различным аспектам работы со словарем и другой справочной литературой, вырабатываются умения опознавать и дифференцировать слова, грамматические формы, понимать синтаксическую структуру предложения. К концу 1 курса у студентов должны быть сформированы в режиме самостоятельной работы умения смысловой обработки извлекаемой в ходе чтения информации. На продвинутом этапе обучения, т.е. на старших курсах, где студентам предлагаются курсы по выбору на базе иностранного языка, СРС основывается на текстах по профилю направления подготовки
(научно-популярная или научная литература). Здесь формируются такие важные умения, необходимые будущему специалисту, как поиск нужной информации, участие в профессиональном общении, умение обобщить, выделить главное, оценить изложенное, умение составить реферат и аннотацию, подготовиться к ролевой игре, к проектной работе или к презентации.
Список используемой литературы:
1. Holec H. Autonomy in foreign language learning. Oxford, OUP. 2001 - 230p.
2. Benn S.I. Freedom, Autonomy and the Concept of the Person. In Aristotelian Society Proceedings, 1976. Pp.109-130.
3. Богданова Г.В. Некоторые проблемы оптимизации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. / Сб. научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза, выпуск 220, 1993.С.34-56.
© Г. Д. Архипкина, 2015
УДК 1751
Навасардян Сюзанна Карапетовна
канд. фил. наук ЕГУ, г. Ереван, РА E-mail: [email protected]
ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Г. БЕЛЛЯ
"ГДЕ ТЫ БЫЛ, АДАМ?"
Аннотация
Генрих Белль один из писателей который поднял проблему вины правителей и народа Германии за развязанную мировую войну.
“Война” ни для кого не может быть оправданием. Белль убежден, что ответственность за преступление нацизма лежит не на миллионах немцев, не на только нацистов-фанатиков, но и на тех, которые шли за ними.
Белль пишет о войне не скрывая того, как он ее ненавидит.
Неважно, какая учесть им уготовлена-рядовой на фронте или высокий чин. Г. Б. писатель того поколения, пережившей беспримеримую по жестокости и бессмысленности национальную катастрофу.
Роман полифоничен, многоголос, и голоса эти поначалу разрозненные, все туже и туже скручиваются в один узел вокруг одного. Узел войны и боли, все покрыто бескрайней усталостью, печалью и бесконечным ожиданием.
Это история людей которые воевали, и наверное где - то в душе верили и ждали победы своей страны. Это история в которой показывается неизбежный проигрыш Германии, где не показывается превосходство и патриотизм и слепая вера в превосходство науки, а разочарование и нелепость во всем величии.
В произведении Г. Б. война идет не только в окопах, она в жизни людей, в самых поразительных ее проявлениях. Все пропитано бескрайней усталостью, печалю, огорчением, ожиданием конца.
158
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Война-как мясорубочный механизм который втянул в себе как тело так и мозг людей, которые хотели доказать то ли героизм, то ли преданность, то ли ордена и кресты носившие на своих мундирах. Это не совесть, это не разум неужели Господь создал их для этой мясорубки, возложив в них столько души, совести. Это зло которое именно автор хочет показать в своем произведении.
Ключевые слова
Генрих Белль, Адам, Вторая мировая война, бессмысленность, национальная катастрофа.
Имя Г.Белля пользуется ширoкой известностью во всем мире.
Бёлль - выдающийся художник-реалист.
Реализм - живой, подвижный, прежде всего, в сфере перехода к действительности.
История Германии заставила писателя определить свое место и сделать выбор: принимать или не принимать участие, прибегать или не прибегать к насилию, чтобы спасти мир от фашизма. Именно судьба Генриха Бёлля во многом схожа с судьбами многих немцев, тех кто пережил периоды политических невзгод и Вторую мировую войну.
Он сам был солдатом, и художественное осмысление жестокого опыта осознавалось писателем как долг.
Будучи политически активным писателем Г.Б. всегда был заинтересован в наиболее глубоком раскрытии затрагиваемых проблем.
Писатель взялся за конкретно-историческое осмысление событий фашизма и Второй мировой войны их истоков и причин. Война предстала в его произведении во всей своей бессмысленности и варварской жестокости. Бессмысленность и бесчеловечность у Бёлля являются важнейшими характеристиками гитлеровской захватнической войны.
Идея бессмысленности представлена в романе Бёлля “Где ты был, Адам? ”
Это главная мысль всего что написано писателем о войне, пронизывает роман, где изображаются события идущей к концу, уже проигранной войны.
Немецкие войска отступают, идет эвакуация раненных.
Бёлль показывает сломленных, измученных людей, которые дошли до апатии. Герои произведения внутренне прозрели и не хотели умирать за Гитлера.
Это несчастные и обманутые жертвы.
Для них война - это исполнение долга, в романе они представлены “хозяевами смерти” а другие персонажи, для которых война - нажива и жажда власти над всем миром.
Генрих Белль один из первых писателей, который поднял проблему вины правителей и народа Германии за развязанную мировую войну. “Война” утверждал писатель ни для кого не может быть оправданием. Писатель храбро и реально показал войну, и убежден что ответственность за преступление нацизма постигшую страну лежит на миллионах немцев, не только нацистов - фанатиков, но и на тех, которые шли за ними. Белль широко использовал принцип историзма, все время напоминая своим соотечественникам о их прошлом, без воссоздания событий невозможно объяснить ни нацизм, ни послевоенное развитие западной Германии. Г. Белль пишет о войне не скрывая того, как он ее ненавидит, не скрывая того, что она делает с людьми. И неважно, какая участь им уготовлена - рядовой на фронте или высокий чин. Большой успех принес Г. Бёллю его первый роман “Где ты был Адам”, повествующий о судьбах фронтовиков на исходе войны.
Существенным в этом романе является отражение исканий века. В творчестве Белля это проявляется определенно.
Белль писатель того поколения, переживший беспримерную по жестокости и бессмысленности национальную катастрофу, продемонстрировавшую небывалое обесценение человеческой жизни, испытал воздействие экзистенциализма, этой философии отчаяния и стойкости. Эстетическая концепция Бёлля становится концепцией жизненного поведения в условиях военной Германии. Настоящее у Бёлля переплетается не только с нацистским прошлым, но и проверяется вневременным, вечными библейскими ценностями. Библия становится для героев Бёлля индикатором “человечности” - ключевого понятия художника. Социально-политические краски у Бёлля распределяются в четко графической
159
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
последовательности. В романе “Где ты был, Адам?” представлен весь уровень чинов, где каждый чин от солдата до генерала представляет собой превосходную картину. Все эти люди в большой или маленькой степени участники всемирной войны. Истории этих людей в большой машине разрушения не освобождает их от ответа начиная с чина генерала до маленького человека - исполнителя солдата, которому предстоит ответить и разделить вину своего народа за содеянное. Именно этот мотив вины и ответственности определяют структуру романа “ Где ты был, Адам”. Бёлль был такого мнения, что ничто живое не может избежать от политики, а если сможет избежать, то это тоже политика. Бёлль выводит на чистую воду моральный облик и срывает маски. Он раскрывает бесчеловечность и двуличие моральных обликов. Бёлль не политик, а искусствовед кто искренне всем сердцем верит, что искусство влияет и должно влиять на общество не своими политическими декларациями, а своим облагораживанием.
Г. Бёлль сам прошел через ад войны, ад где нет победителей и побежденных, а только смерть. Он представил всю эту бессмысленность и безвыходность, когда война нужна тем, кто наверху, а простые люди - пушечное мясо.
Роман полифоничен, многоголос, и голоса эти поначалу разрозненные, все туже и туже скручиваются в один узел вокруг одного. Узел войны и боли, все покрыто бескрайней усталостью, печалью и бесконечным ожиданием.
Это история людей которые воевали, и наверное где - то в душе верили и ждали победы своей страны. Это история в которой показывается неизбежный проигрыш Германии, где не показывается превосходство и патриотизм и слепая вера в превосходство назии, а разочарование и нелепость во всем величии.
В его произведении “Где ты был, Адам?” 9 историй, совершенно независимых друг от друга, объединяются в единое целое “нечто”, абсолютно точно передающее настроение войны. Люди подобны заводным солдатикам, которые выполняют все механически, что от них требуется, шаг за шагом “где ты был, Адам, и в каждом шаге все больше безысходности, которая все больше, и больше въедается в сердце.
Страха у героев нет, они все связаны одной цепью, у каждого своя боль, боль у них одна: немцы на войне ни чувствовали себя лучше нас. У них война не только в окопах, она в жизни людей, в самых поразительных ее проявлениях.
Все пропитано бескрайной усталостью, печалю, огорчением, ожиданием конца: когда же Адам вернется?
Люди в произведении Бёлля - это уже ни те люди в начале войны, которые упивались своей властью и вседозволенностью, для которых это новая жизнь - шанс всем показать. А это просто люди, которые ничего не хотят. Только домой. И пару глотков воды.
Бёлль описал своих персонажей в мельчайших деталях интересно, и детально анализируя, используя прием сопряженного контраста расстановки фигур в их обрисовке. Все образы предельно обобщены и титуированы.
Это судьбы людей - фронтовиков на исходе войны, которых смерть не выбирает.
Ей все равно ты стар или молод, она не различает звезд на погонах, крик матерей, доносящихся из подвала дома, на крыльцо которого упадет бездыханное тело ее сына. Ей не важно был он художником или архитектором, она найдет тебя везде. Она уловит момент и настигнет, когда ты будешь наиболее уязвим.
Ужас войны в первую очередь в том, что она делает смерть чем-то обыденным.
Бёлль описывает страшные эпизоды, смерть еврейской девушки, “пикник” двух солдат возле тела только что убитого товарища, где кровь смещалась с вином, которое у него было собой. А токайское не перестало быть вкусным.
Его герои солдаты которые пробуют спастись во время войны, пассивно противостоят и погибают.
В сложной сюжетной графике герои Бёлля представлены как бродяги, беглецы, беспомощные реалистическим событиям, маленькие люди, проживающие под руинами разрушенного города, где слышны звуки хаоса и ужаса.
Люди потерявшие последнюю надежду, не способные на решительные подвиги, на решительный шаг. У Бёлля “ маленький человек” вышвырнут из жизни. Но не смотря на это у них еще есть надежда вернуться и найти свое место в этом мире. Он говорит и подает надежду униженным и раненым. Бёлль в своем произведении “Где ты был, Адам?” показал, что на войне, как и в жизни, голод сильнее гордости, и боль сильнее стыда, и любовь
160
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
сильнее страха, а люди остаются людьми со своими мечтами и страстями, ленью и халатностью, несчастьем и безумием и вечным желанием сохранить шкуру. Невозможно не пожалеть этого “маленького человечка” внезапно очутившихся на войне и отступающих вместе с остатками армии Третьего Рейха.
Такой человек всего - навсего человек, капля из огромного океана жизни, исполняющая свою функцию. Невозможно не пожалеть, не посочувствовать Греку, Файнхальсу, Илоне . У Бёлля переплетаются события соединяя судьбы.
Густо розовевшие в полумраке персики, качели из старой лодки, венгерка Сарка каждую среду привозящая продукты, не разорвавшийся снаряд в луже, продажные девки, Шампанское!, Шампанское со льдом, бутылка токайского, целомудренная Илона, еврейка которая не вернется к ждущему ее немецкому солдату.
Уже были вывешены флаги мирными жителями, которые радостно и с тревогой ждут конец Рейха. Но ни кому из героев не суждено было вкусить мирного счастья.
Солдат Файхальс, бывший архитектор будет участвовать в восстановлении стратегически важного моста. Мост восстановлен и сразу взорван, так что им может воспользоваться противник, Файнхальсу подать рукой до своего дома, откуда он ушел много лет назад. Выстрел, один из последних выстрелов, произведенных германскими орудиями по своим же соотечественникам, застигает его же на пороге отчего крова. Он думал об Илоне: она ушла из жизни бросила его в беде, она умерла, что умереть - это проще простого. И тогда он понял, что она не хочет жить ради кратких мгновений земной любви, когда есть иная, вечная любовь.
Он смотрел, казалось куда то вдаль, быть может в прошлое. Пусть никто и ни чем не обвиняет Адама - он сам себе судья и палач.
Погибает в концлагере его возлюбленная. Ее лично расстреляет комендант концлагеря, помешанный на вокальном искусстве и создавший хор и своих жертв. Услышав в ее пении веру, истинную веру в человека в его совершенство и мужество, жалкий комендант не выдержал и выстрелил в упор. Она не погибла в газовой камере как еврейка, а погибла от ненависти немецкого командира.
Гибнут врачи из полевого госпиталя, готовые сдаться в плен. Гибнут солдаты выполняя садистские приказы своих офицеров. Гибнут офицеры, которым не помогает стимуляция безумия.
Роман Генриха Бёлля - оригинальное и зрелое произведение, в котором в пределах выбранной автором формы замысел и исполнение приведены в состояние гармонического соответствия. Бёлль сужает свой идейный горизонт и потому таким зыбким и расплывчатым оказывается ответ на вопрос “Где ты был, Адам?” с этим все ясно - “на войне” а на другой, более важный - кто виноват я том, что война и фашизм стали возможны в Германии.
Он скрупулезно описывает своих героев, но ни в какую не интерпретирует их действия, не пропагандирует своих героев, не выносит вперед ни одну политическую программу, не говорит, что необходимо делать, но точно знает, что нельзя делать. Нельзя нарушать законы библии, нельзя нарушать взаимоотношения между религией, библией и человечностью.
Случайные люди, случайные жертвы жизненных обстоятельств. В этом кошмаре виноват человек стоящий за рулем адской машины, пожирающей людские жизни, возможно и вина “маленького человека”. Они ответят перед лицом всевышнего “Где ты был, Адам?” И ответят вполне. Сколько оборванных жизней. И что на конец остается, как только молиться в утешении ничего не прося приклоняясь и просить всевышнего.
Отныне и во веки веков.
Адам!
Список использованной литературы:
1. Boll H.: Wo warst du Adam?: Roman, Deutscher Taschenbuch Verlag, Munchen, 1972, 144 S.
2. Balzer, B.: Das literarische Werk Heinrich Bolls: Einfuhrung und Kommentare, Deutscher Taschenbuch Verlag, Munchen 1997, 416 S.
3. Nagele, R.: Heinrich Boll. Einfuhrung in das Werk und in die Forschung. Frankfurt a.M.: Athenaum Fischer Taschenbuch Verlag, 1976, 209 S.
4. Boll, H. und Linder Ch.: Drei Tage im Marz, Ein Gesprach, Koln, Kiepenheuer & Witsch Verlag, 1975, 165 S.
5. Рожновский С.В.: Современная зарубежная литература, Москва: Высшая школа, 1965, 103 с.
© С.К. Навасардян, 2015
161