УДК 93/94
DOI: 10.18384/2310-676X-2019-2-20-27
ИДЕЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ Н. К. КРУПСКОЙ
Карасева А. А.
Московский педагогический государственный университет
119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88, Российская Федерация
Аннотация. Целью статьи является рассмотрение идеи общественного воспитания в теоретическом наследии Н. К. Крупской. Признанная позднее социальной утопией, программа создания сети детских домов, в которых будет обеспечиваться коммунистическое воспитание для всех детей Республики, важна для изучения интеллектуального контекста эпохи 1920-1930-х гг. В статье анализируются опубликованные работы Н. К. Крупской, в которых видение реализации проекта имеет завершенный характер. Автор рассматривает эволюцию взглядов Крупской на возможности создания сети детских домов, в которых одновременно с беспризорными будут воспитываться дети рабочих и крестьян, которые, будучи занятыми на производстве, не могут уделять им должного внимания. В статье делается вывод о том, что проекты по созданию учреждений общественного воспитания является неотъемлемой частью воспитания нового человека. Целевой аудиторией статьи являются как изучающие феномен советского общества эпохи становления новой государственности, так и специалисты по истории педагогики.
Ключевые слова: коммунистическое воспитание, Н. К. Крупская, детские дома, беспризорность, педагогика, советское общество (20-е -30-е гг.).
IDEA OF PUBLIC EDUCATION IN THE WORKS OF N. K. KRUPSKAYA
A. Karaseva
Moscow Pedagogical State University
88 Vernadsky prosp, Moscow 119571, Russian Federation
Abstract. In this article, the author considers the idea of public education in the theoretical heritage of N.K. Krupskaya. Her project of creating an orphanage network with the aim of providing all children of the republic with a proper communist education, which was later recognized as a social utopia, is important for studying the intellectual context of the 1920s and 1930s. The article analyzes N.K. Krupskaya's published works, which provide a clear understanding of her concept. The author considers the evolution of Krupskaya's views on the possibility of creating a network of orphanages, which would raise homeless children together with those of workers and peasants. Such parents then would devote all their time to work. The article concludes that projects aimed at creating institutions of public education were an integral part in the ideological concept of educating a person of new type. The article can be of interest to specialists in the history of pedagogy, as well as to those studying the phenomenon of Soviet society in the era of developing a new statehood.
Keywords: communist education, N.K. Krupskaya, orphanages, pedagogy, street children, Soviet society (20s-30s).
© CC BY Карасева А. А., 2019.
Актуализация обращения к теоретическому наследию Надежды Константиновны Крупской обоснована не только юбилеем, но и той ролью, которую она сыграла в реформировании советского образования на путях его становления, пионерского движения, библиотечного дела, внешкольного воспитания и воспитания беспризорных детей. В современной российской историографии изучение педагогической деятельности и взглядов Крупской состоялось в работах Л. В. Алиевой, Т. Ю. Красовиц-кой, Л. М. Млечина, М. Б. Понявиной, А. А. Романова, А. В. Силина, и др. [1; 4; 19; 20, 21, 22].
«Беспризорное детство» - та тема, к которой Надежда Константиновна обращалась на протяжении всей своей жизни, состоя в переписке не только с политическими функционерами, руководителями местных наркоматов, отделов народного образования, воспитателями и учителями, но и воспитанниками и беспризорными. Эти письма, опубликованные в 11 томе «Педагогических сочинений» Н. К. Крупской и отложившиеся в фонде 12 РГАСПИ, показывают ее небезразличное отношение к проблемам, чуткость к наивным детским просьбам адресатов.
Задолго до событий 1917 г., уже в первой брошюре «Женщина-работница» (1899 г., опубликована в 1901 г.), Надежда Константиновна размышляла о природе общественного воспитания, отвечая на упреки в том, что «ужасные социалисты» хотят отнять детей у родителей: «Когда говорят об общественном воспитании детей, то под этим прежде всего понимают то, что забота о содержании детей будет
снята с родителей и что общество обеспечит ребенку не только средства к существованию, но будет заботиться о том, чтобы у него было все, что необходимо для того, чтобы он мог полно и всесторонне развиваться» [7, с. 96].
Идея общественного воспитания в полной мере отвечала революционным взглядам на подготовку строителей нового общества. Лишенные влияния «мелкобуржуазных ценностей» семьи, они смогли бы в полной мере реализовать высокие задачи, поставленные их воспитателями. В 1918-1919 гг., по словам Надежды Константиновны, в возможность обеспечить все необходимое детям верили все, в том числе и В. И. Ленин. Однако «жизнь показала, что при данных условиях государству это непосильно, что это может быть лишь далекой целью, к которой ведет длинный путь» [8, с. 122], что «самое большее, что оно (государство. - А.К.) может и должно, обязано сделать, -это создать необходимую сеть детдомов для беспризорных ребят. Только тогда, когда эта первоочередная задача будет выполнена, возможно будет расширять сеть детских домов и брать в них и детей, для которых не исключена возможность воспитываться дома» [18, с. 158].
К 1922 г. беспризорность в РСФСР достигла 7 миллионов человек [23, с. 160], улицы городов были полны малолетними детьми. Сеть детских домов достигла своего пика - 6063 учреждения с 540 000 воспитанников [3, с. 141]. Скопления беспризорных на улицах городов не только являлись живым укором для существующей власти, но и представляли серьезную социальную угрозу, по мере увеличения срока пребывания вне организо-
ванных государственных учреждений накапливая преступные навыки. Только за полгода в 1921 г. в комиссии по делам несовершеннолетних по РСФСР были доставлены по обвинению в общественно опасных деяниях 32 585 человек [2, с. 48].
Крупская смело говорила о том, что одной из причин роста детской беспризорности являются последствия революции [6, с. 168-169]. Она была против распространившегося среди сотрудников ответственных наркоматов принципа «беспризорных изловить, в детдома их посадить». Она считала необходимым за счет вовлечения уличных подростков в деятельность пионерской организации [14, с. 373], создания подростковых бирж труда и отправления на летние сельскохозяйственные работы [16, с. 181-183] «вырвать почву» из-под беспризорности. Крупская откликнулась на опубликованную статью о литературных вкусах беспризорных, предлагая к прочтению детям улиц приключенческую литературу о борьбе со стихией, с нуждой, считала необходимым читать военные очерки, чтобы «заставить их почувствовать убогость своей жизни, пробудить желание вырваться из нее» [17, с. 120].
Долгий опыт работы с детьми улиц виден в характеристике, которую Н. К. Крупская дает беспризорной среде: «Главная трудность - с подростками, которых изломала, исковеркала жизнь, которые вдосталь хлебнули горя, озлобились, исхулиганились. Заслужить их доверие нелегко, еще труднее ввести их в рамки какого-нибудь режима. У них беспризорное существование выработало громадную наблюдательность - они сейчас же заметят малейшую фальшь, неискренность
по отношению к себе, - развило своеобразное чувство собственного достоинства, привычку к независимости, развило большую активность и потребность к новым острым ощущениям» [13, с. 241]. Между тем она выступила однозначно против причисления подобных детей к категории морально-дефективных (несоблюдение правил учреждения которыми объяснялось психическими отклонениями врожденного характера). Возобладавшая в дореволюционных работах теория к 1924 г. была окончательно отвергнута в отечественной педагогике.
Уже в 1920 г. нарком просвещения А. В. Луначарский отмечал, что «ненормальный ребенок - результат ненормальных условий» [3, с. 69]. Н. К. Крупская обращала внимание на то, что в детских домах так же, как и педологические комиссии, произвольно зачисляли в эту категорию детей, используя ее как санкцию в том числе для применения физических наказаний. «Термин «"морально-дефективный" освободил их (педагогов. - А. К.) от всякой ответственности, и внутренне и внешне, освободил от необходимости считаться с ребятами, уважать их человеческое достоинство, их личность, учиться подходить к ним, освободил их от самого обыкновенного человеческого побуждения помочь слабому. Термин "морально-дефективный" санкционировал преступное отношение к беспризорным детям. Для "морально-дефективных" ребят ввели карцер, "изолятор", оскорбляющее обращение, - все позволено, с детьми ничего не поделаешь: они "дефективные"» [9, с. 152-153].
Крупская также выступила против распространившейся практики созда-
\22J
ния детских городков из нескольких учреждений, превращавшей беспризорный мир в своего рода «островок», отрезавший их от социального окружения, массовой школы. По мнению педагога, в такой обстановке они «будут постоянно подогревать свои воспоминания о своем недавнем горьком беспризорном прошлом, будут жить в той нездоровой атмосфере азарта, хулиганства, безделья, которой они недавно еще дышали и которую куда труднее им изжить, если они будут сбиты все вместе» [13, с. 242].
В период социалистической модернизации народного хозяйства Крупская вновь обращается к идее общественного воспитания - создания сети детдомов, в которых вместе будут воспитываться и беспризорные, и дети из семей трудящихся, у которых нет возможности уделять своим детям должного внимания: «...именно в данный, реконструктивный период, когда отмирают целые общественные классы старого уклада, когда отмирают старые хозяйственные формы, когда по-новому, на новых основах строятся общественные отношения между людьми, когда семья перестает все больше и больше быть определенной экономической единицей, - семейное воспитание меняет свой характер, его положительные стороны слабеют, возможности суживаются, оно все меньше и меньше удовлетворяет и самих родителей и ребят. Вопрос об общественном воспитании встает со всей остротой, а это один из самых слабых участков просветительного фронта» [15, с. 454].
Для начала Надежда Константиновна предлагала перейти к дошкольному общественному воспитанию, в
котором заинтересованы колхозники, что снимает острую проблему финансирования. К тому же, по словам Крупской, «впечатления возраста от 3 до 8 лет оставляют глубокий след в душе ребенка, и потому общественное воспитание в этом возрасте особенно важно» [18, с. 159]. Н. К. Крупская разработала свою идеальную модель подобного детского дома. По ее мнению, учреждение должно находиться в доступности от новых домов, колхозов, чтобы обеспечить постоянное общение детей с родителями. Переходить к общественному воспитанию детей в детских домах нужно постепенно, минуя стадии школ продленного дня и детских общежитий. Детские дома должны быть небольшими и, главное, открытыми для всей окружающей их жизни, для детей из семей и беспризорных. Содержание их должны оплачивать родители или организации, так, чтобы оно не обременяло местные бюджеты. Таким образом, детские дома должны, по проекту, перестать быть беспризорными [5, с. 397-399].
Детский дом Крупская видела «учреждением, дающим ребятам возможность всестороннего физического развития, дающим детям серьезный запас знаний, умение прилагать их к жизни, дающим привычку к труду, умение коллективно жить и работать, дающим понимание жизни и умение занять в ней место полезного члена общества» [8, с. 122]. Обучение в социалистической школе, по ее мнению, не должно сводиться к дрессировке и муштре, а давать возможности наилучшим образом раскрыться индивидуальным способностям ребенка [10, с. 14]. Крупская обращалась к примерам колоний НКВД, в которых бывшие рецидиви-
сты, работая в хорошо оборудованных мастерских, преображались, начинали исправляться [см., например: 12, с. 283-284]. Основные же беды системы детских домов, по ее убеждению, заключались как раз в отсутствии правильного трудового воспитания [11, с. 249].
Взгляды Н. К. Крупской нашли отражение при создании первого платного детского дома, открывшегося в 1935 г. на Ново-Басманной улице в Москве.
Таким образом, идея общественного воспитания явилась продуктом времени, революционных исканий. Продуктивности ее препятствовали последствия войн и голода, консервативное отношение к воспитанию подрастающего поколения. Крупская верила в возможности реализации идеи с началом переустройства города и деревни, однако и в 1930-е гг. расширить сеть платных (кооперативных) детских домов не удалось.
Статья поступила в редакцию 23.01.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева Л. В. Крупская Надежда Константиновна о взаимодействии школы и детской общественной организации в воспитании юных граждан (к 145-летию со дня рождения Н.К. Крупской) // Внешкольник. 2014. № 4. С. 38-44.
2. Дети ГУЛАГа, 1918-1956 / Под ред. А. Н. Яковлева. М.: МФД, 2002. 631 с.
3. Карасева А. А. История функционирования и развития системы детских домов в РСФСР в 1929-1941 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2015. 423 с.
4. Красовицкая Т. Ю. Идеи Н. К. Крупской и их роль в истории большевистского эксперимента // Новый исторический вестник. 2002. № 1 (6). С. 4-28.
5. Крупская Н. К. Беспризорный детский дом // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 3. М.: АПН, 1959. С. 393-399.
6. Крупская Н. К. Вопросы беспризорности (речь на открытии Московской конференции по борьбе с детской беспризорностью) // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 168-172.
7. Крупская Н. К. Женщина-работница // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 1. М.: АПН, 1957. С. 71-102.
8. Крупская Н. К. К вопросу о детдомах // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 3. М.: АПН, 1959. С. 122-127.
9. Крупская Н. К. К вопросу о морально-дефективных детях // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 151-153.
10. Крупская Н. К. К вопросу о социалистической школе // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1959. С. 7-18.
11. Крупская Н. К. Коммунистическое воспитание детей и подростков // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 4. М.: АПН, 1959. С. 237-249.
12. Крупская Н. К. Как работать по просвещению (речь и заключительное слово на всесоюзном съезде работниц и крестьянок - членов советов) // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 263-285.
13. Крупская Н. К. О беспризорных // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 240-242.
14. Крупская Н. К. О пионердвижении на данном этапе // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 5. М.: АПН, 1959. С. 169-174.
15. Крупская Н. К. О социальном воспитании // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 454-458.
16. Крупская Н. К. Один из видов помощи беспризорникам летом // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 5. М.: АПН, 1959. С. 181-183.
17. Крупская Н. К. По поводу статьи «Литературные вкусы беспризорных» // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 3. М.: АПН, 1959. С. 120-121.
18. Крупская Н. К. Система народного образования в РСФСР (тезисы доклада на съезде заведующих отделами народного образования) // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 157-167.
19. Млечин Л. М. Крупская. М.: Молодая гвардия, 2014. 364 с.
20. Понявина М. Б., Абросимова О. М. Н. К. Крупская как неформальный лидер в советском образовании: уроки истории // Внешкольник. 2017. № 1 (175). С. 47-51.
21. Романов А. А. Педагогическая деятельность Н. К. Крупской // Романов А. А. Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века: избранные научные статьи и очерки. Рязань: Концепция, 2017. С. 235-252.
22. Силин А. В. Проблемы профессионального политехнического образования и трудового обучения в письменном наследии Н. К. Крупской // Актуальные проблемы гума-нитраных и естественных наук. 2015. № 10-1. С. 193-200.
23. Славко А. А. Динамика численности беспризорных детей в России (1920-1940 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 6. С. 160-164.
REFERENCES
1. Alieva L. V. [N. K. Krupskaya on the interaction of schools and children's public organizations in educating junior sitizens]. In: Vneshkol'nik, 2014, no. 4, pp. 38-44.
2. Yakovlev A. N., ed. Deti GULAGa, 1918-1956 [Children of the GULAG, 1918-1956]. Moscow, MFD Publ., 2002. 631 p.
3. Karaseva A. A. Istoriya funktsionirovaniya i razvitiya sistemy detskikh domov v RSFSR v 1929-1941 gg.: dis. ... kand. ist. nauk [History of the functioning and development of the orphanage system in the RSFSR in 1929-1941: PhD thesis in Historical sciences]. Moscow, 2015. 423 p.
4. Krasovitskaya T. Yu., [Krupskaya's ideas and their role in the history of the Bolshevik experiment]. In: Novyi istoricheskii vestnik [The New Historical Bulletin], 2002, no. 1 (6), pp. 4-28.
5. Krupskaya N. K. [Unattended orphanage]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10 t. T. 3 [Krupskaya N. Pedagogical works in 10 volumes, vol. 3]. Moscow, APN Publ., 1959, pp. 393-399.
6. Krupskaya N. K. [Issues of homelessness (speech at the opening of the Moscow conference on combating child homelessness)]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10 t. F. 2 [Krupskaya N. Pedagogical works in 10 volumes. Vol. 2]. Moscow, APN Publ., 1958, pp. 168-172.
7. Krupskaya N. K. [Female employee]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10-ti t. T. 1 [Krupskaya N. Pedagogical works in 10 volumes, vol. 1]. Moscow, APN Publ., 1957, pp. 71-102.
8. Krupskaya N. K. [The issue of orphanages]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10 t. T. 3 [Krupskaya N. Pedagogical works in 10 volumes, vol. 3]. Moscow, APN Publ., 1959, pp. 122-127.
9. Krupskaya N. K. [The issue of morally defective children]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10 t. T. 2 [Krupskaya N. Pedagogical works in 10 volumes. Vol. 2]. Moscow, APN Publ., 1958, pp. 151-153.
10. Krupskaya N. K. [The issue of the socialist school]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie
sochineniya: v 10 t. T. 2 [Krupskaya N. Pedagogical works in 10 volumes. Vol. 2]. Moscow, APN Publ., 1959, pp. 7-18.
11. Krupskaya N. K. [Communist education of children and adolescents]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10-ti t. T. 4 [Krupskaya N. Pedagogical works in 10 volumes. Vol. 4]. Moscow, APN Publ., 1959, pp. 237-249.
12. Krupskaya N. K. [How to work on education (speech and concluding remarks at the all-Union Congress of workers and peasants, council members)]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10 t. T. 2 [Krupskaya N. Pedagogical works in 10 volumes. Vol. 2]. Moscow, APN Publ., 1958, pp. 263-285.
13. Krupskaya N. K. [On street children]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10 t. T. 2 [Krupskaya N. Pedagogical works in 10 volumes. Vol. 2]. Moscow, APN Publ., 1958, pp. 240-242.
14. Krupskaya N. K. [On the pioneer movement at this point]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10 t. T. 5 [Krupskaya N. Pedagogical works: in 10 volumes. Vol. 5]. Moscow, APN Publ., 1959, pp. 169-174.
15. Krupskaya N. K. [On social upbringing]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10-ti t. T. 2 [Krupskaya N. Pedagogical works in 10 volumes. Vol. 2]. Moscow, APN Publ., 1958, pp. 454-458.
16. Krupskaya N. K. [One type of aid to homeless children in the summer]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10 t. T. 5 [Krupskaya N. Pedagogical works in 10 volumes. Vol. 5]. Moscow, APN Publ., 1959, pp. 181-183.
17. Krupskaya N. K. [On the article "Literary tastes of street children"]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10 t. T. 3 [Krupskaya N. Pedagogical works: in 10 volumes. Vol. 3]. Moscow, APN Publ., 1959, pp. 120-121.
18. Krupskaya N. K. [The system of public education in the RSFSR (report at the meeting of heads of departments for public education)]. In: Krupskaya N. Pedagogicheskie sochineniya: v 10 t. T. 2 [Krupskaya N. Pedagogical works: in 10 volumes, vol. 2]. Moscow, APN Publ., 1958, pp. 157-167.
19. Mlechin L. M. Krupskaya [Krupskaya]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 2014. 364 p.
20. Ponyavina M. B., Abrosimova O. M. [N. K. Krupskaya as an informal leader in the Soviet education: the lessons of history]. In: Vneshkol'nik, 2017, no. 1 (175), pp. 47-51.
21. Romanov A. A. [Pedagogical activity of N. K. Krupskaya]. In: Romanov A. A. Pedagogicheskie podvizhniki v perelomnye epokhi XX veka: izbrannye nauchnye stat'i i ocherki [Romanov A. A. Pedagogical ascetics at the crucial moments of the 20th century: selected scientific articles and essays]. Ryazan, Kontseptsiya Publ., 2017, pp. 235-252.
22. Silin A. V. [Problems of professional Polytechnic education, and labour training in the written heritage of N. K. Krupskaya]. In: Aktual'nye problemy gumanitranykh i estestvennykh nauk, 2015, no. 10-1, pp. 193-200.
23. Slavko A. A. [Dynamics of the number of street children in Russia (1920-1940)]. In: Izvesti-ya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk, 2009, vol. 11, no. 6, pp. 160-164.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Карасева Анастасия Александровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории Московского педагогического государственного университета;
e-mail: a.a.karaseva@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Anastasia A. Karaseva - PhD in Historical sciences, Associate Professor at the Department of Contemporary National History, Moscow Pedagogical State University; e-mail: a.a.karaseva@mail.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Карасева А. А. Идея общественного воспитания в трудах Н. К. Крупской // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 2. C. 20-27. DOI: 10.18384/2310-676X-2019-2-20-27
FOR CITATION
Karaseva A. Idea of Public Education in the Works of N. K. Krupskaya. In: Bulletin of the Moscow Regional State University. Series: History and Political Sciences, 2019, no. 2, pp. 20-27. DOI: 10.18384/2310-676X-2019-2-20-27
4U