Научная статья на тему 'Идея милости в патристике и духовной поэзии XX века (Иоанн Златоуст и вениамин блаженный)'

Идея милости в патристике и духовной поэзии XX века (Иоанн Златоуст и вениамин блаженный) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
230
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / СОСТРАДАНИЕ / ПРОПОВЕДЬ / ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО / ПОЭТИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ / CHARITY / COMPASSION / SERMON / LYRICISM / POETICAL COSMISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Татаринова Людмила Николаевна

В статье рассматриваются истоки современной духовной поэзии на примере реализации одного ключевого мотива христианской литературы сострадания и милосердия. В средневековой традиции (И.Златоуст) мы находим акцентирование моральных аспектов; в современной духовной поэзии (В.Блаженный) преобладает эмоция (любовь и жалость ко всему живому)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF CHARITY IN PATRISTIC LITERATURE AND SPIRITUAL POETRY OF THE XX CENTURY (IOAN ZLATOUST AND VENIAMIN BLAZENIY)

The article considers the sources of modern spiritual poetry on the example of one key motive charity and compassion. In medieval tradition (Ioan Zlatoust) we find accentuation of moral aspects; in modern spiritual poetry (Veniamin Blazeniy) the emotion of love to the whole world predominates

Текст научной работы на тему «Идея милости в патристике и духовной поэзии XX века (Иоанн Златоуст и вениамин блаженный)»

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

1

УДК 82. 97

ИДЕЯ МИЛОСТИ В ПАТРИСТИКЕ И ДУХОВНОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА (ИОАНН ЗЛАТОУСТ И ВЕНИАМИН БЛАЖЕННЫЙ)

Т атаринова Людмила Николаевна д.ф.н., проф.

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

В статье рассматриваются истоки современной духовной поэзии на примере реализации одного ключевого мотива христианской литературы -сострадания и милосердия. В средневековой традиции (И. Златоуст) мы находим акцентирование моральных аспектов; в современной духовной поэзии (В.Блаженный) -преобладает эмоция (любовь и жалость ко всему живому)

Ключевые слова: МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРОПОВЕДЬ, ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО, ПОЭТИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ

UDC 82. 97

THE IDEA OF CHARITY IN PATRISTIC LITERATURE AND SPIRITUAL POETRY OF THE XX CENTURY (IOAN ZLATOUST AND VENIAMIN BLAZENIY)

T atarinova Lyudmila Nikolaevna

Dr.Sci.Philol., professor

Kuban State University, Krasnodar, Russia

The article considers the sources of modern spiritual poetry on the example of one key motive - charity and compassion. In medieval tradition (Ioan Zlatoust) we find accentuation of moral aspects; in modern spiritual poetry (Veniamin Blazeniy) the emotion of love to the whole world predominates

Keywords: CHARITY, COMPASSION, SERMON, LYRICISM, POETICAL COSMISM

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

(Матф., 5: 7)

Основа христианства - любовь, поэтому милосердие - ключевая добродетель, заповеданная Богом человеку. «Милости хочу, а не жертвы» [Ос. У1, 6] - говорит Господь древним иудеям. В произведениях христианских мыслителей, уже начиная с первых веков и до наших дней, данная тема становится лейтмотивом многих сочинений. Однако, пожалуй, ни у кого она не представлена столь объемно и ярко, как у представителя святоотеческой литературы четвертого века Архиепископа Константинопольского Иоанна Златоустого.

Опираясь на Евангелия, Златоуст дает нам целое учение о милостыне и милосердии. Прежде всего, великий христианский проповедник везде подчеркивает, что милостыня нужна самому подающему, она не просто освобождает от грехов, она исправляет самого человека, делает его

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

2

лучше. Наряду с крещением она очищает человека. В «Беседах на Евангелие Св. Ап. Иоанна Богослова» Златоуст называет милостыню «лекарством, которое можно прилагать ко всем ранам» [3, с. 547]. «Милостыня лучше поста и лежания на земле... она просвещает душу, утучняет ее и делает благообразною и прекрасною.... Кто старается быть милосердым к нуждающемуся, тот скоро отстанет и от любостяжания. Кто постоянно подает бедным, тот легко и от гнева отстанет, и никогда не будет высоко думать о себе» [3, с. 547]. Человек, который взирает на

страдающих, по мысли Златоуста, учится философствовать, постигать человеческую природу и не ценить богатство, которое вмиг может исчезнуть. Таким образом, милостыня выполняет воспитательную функцию.

Милостыня может помочь не только живым, но и умершим. «Если же ты хочешь оказать соболезнование умершему, - я укажу тебе иной способ погребения, - пишет подвижник в тех же «Беседах», - и научу тебя облекать их в такие одежды, которые восстанут с ним и представят его в блистательном виде. Эти одежды ни молью не истребляются, ни временем не разрушаются, ни ворами не похищаются. Какие же это одежды? Это - одеяние милостыни» [3, с. 582]. Златоуст призывает

погребать умерших так, чтобы это «было полезно и им и нам». «Будем же раздавать за них обильную милостыню» [3, с. 583]. Таким образом,

одев умершего, мы оденем самого Христа!

Раздача милостыни, по мнению Иоанна Златоуста, есть проявление мудрости: мы здесь, на земле, странники, и нам нужно правильно распорядиться земными благами, не зарывать в землю таланты (т.е. не копить), а раздавать деньги. В проповеди «На притчу о десяти девах, и о милостыне», произнесенную на Великую Среду, Златоуст рассматривает юродивых дев как глупых (хотя и девственниц), а глупость их заключалась в том, что они не подавали бедным (что отражено в символике пустых

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

3

лампад). Масло (елей) - это сострадание и доброта. «Тело их было

непорочно, но душа немилостива» [ 3, с.664]. Мудрые же девы

понимали, что «вера без дел мертва», они наполнили сосуды елеем. «Какие сосуды? Утробы голодных. Посредниками духовного брака они сделали бедных, снарядились в дорогу при помощи своего милосердия. Голодные питались, и светильники просветлялись» [3, с. 662].

Проповедь заканчивается прямым обращением к верующим: «Итак, умоляю вас, будем ставить любовь к бедным выше всего, не будем щадить денег для бедных» [3, с.664]. «Расточай свое имение теперь, чтобы

оправдаться на Суде» [3, с.664].

Милостыня есть проявление сострадания, поэтому важно, с каким чувством она дается. Людям не жалко отдавать деньги на развлечения, расточать их на блудниц. «Любовница не обещает любовнику ничего

доброго, но - бесчестие, стыд и поношение.... Бог же обещает нам небо и небесные блага. для любовницы многие проводят ночи без сна и, чтобы она не приказала, исполняют с усердием. для Бога же или, лучше сказать, для самих себя мы не хотим истратить и третьей части нашего имущества. Видя алчущего, мы отвращаем от него взор; проходим мимо нагого и не удостаиваем его даже слова..Хотя бы ты дал овол, хотя бы хлеба, хотя бы чашу холодной воды, - за все будет тебе великая благодарность и ничто не заставит тебя огорчаться и печалиться» [3, с. 534 - 535].

Нельзя подавать из нечестно добытого, похищенного. Милостыня должна чиста. Жертва от хищения - мерзость перед Богом. «Удержи руки от лихоимства - и тогда простирай их на милостыню. Если же мы одними и теми же руками одних будем обнажать, а других одевать . в этом случае не избежим наказания. Лучше не оказывать милосердие, чем оказывать такое милосердие» [3, с. 491].

Милостыню нужно подавать тайно, «не трубя перед собой», иначе она будет бесполезна, будет проявлением гордыни. «Господь сразу же

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

4

подавляет и сопутствующее милостыне тщеславие. Как именно? Внемлите милостыни вашея не творити пред человеки, да видимы будете ими (Мф. У1, 1)... в противном случае вы не получите награды. Подаяние милостыни на показ уничтожает награду, и тот, кто поступает так, лишает себя будущей благостыни. Никакая другая страсть не вредна так душе, как страсть тщеславия. Ведь этим недугом человек заражается именно тогда, когда он сделал уже большие успехи в исполнении заповедей» [3, с.719 -720]. Милостыню надо подавать ради Бога, а не ради временной славы, -считает Златоуст.

Милостыня есть прославление Бога. В «Слове на Новый год» Иоанн Златоуст говорит о том, что надо делать во славу Божию, даже самые простые вещи, например, есть и пить. «Но как можно, скажешь ты, есть и пить во славу Божию? Призови бедного, участником твоей трапезы сделай Христа; и таким образом ты ел и пил во славу Божию» [2, с. 771].

Из всего этого вытекает духовный смысл милосердия и доброты.

Таким образом, великий подвижник первых веков христианства не просто призывает своих слушателей быть милосердными (обращается к их чувствам), но и обосновывает необходимость этого, т.е. взывает к их разуму.

Если мы обратимся к современной поэзии, то, пожалуй, не найдем более страстного защитника сострадания и милости, чем Вениамин Блаженный (1921 - 1999). В этом смысле его можно назвать

Златоустом ХХ века. Но художественная литература имеет свои законы: в стихах Блаженного нет открытого дидактизма, характерного для жанра проповеди, нет прямого обращения к слушателям с призывами, которые мы встречаем в речах Иоанна Златоуста.

Каковы же пути реализации идеи милости у Блаженного? Для этого откроем самую главную книгу его стихов «Сораспятье» (1995), изданную незадолго до его смерти. Первое, что сразу бросается в глаза - жалость

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

5

поэта приобретает глобальные масштабы: она распространяется на весь мир, и, прежде всего, на самых беззащитных - бездомных животных, раненых птиц, бесчисленных насекомых. Эту особенность поэта можно обозначить как поэтический космизм -

Г осподь, пожалей не меня, а котенка,

А я побреду вслед за ним

Приникнуть к твоим милосердным истокам,

Защитою Божьей храним.

Котенок глаза расширяет от страха -Над ним пресвятой ореол,

Как будто он не был лишь горсточкой праха,

А небо в награду обрел.

А я зажигаюсь слезой в ореоле,

Пою славословье Христу И больше не чувствую, мученик, боли, -Я тоже обрел высоту... [1, с. 213].

Для поэта важно все незаметное, слабое, нуждающееся в помощи. Он демонстрирует евангельскую нищету духа. Смерть, столь страшная для человека, для убогих и гонимых будет радостью, их встретит милосердие Божие, не знающее границ -

Только миг мы живем не земле этой странной,

Даже тот, кто ютится в лачуге заброшенной,

Уплывает однажды в далекие страны И качается в лодке один-одинешенек.

Эта лодка сколочена наспех и грубо,

Шесть досок да покраска - и все тут изделие,

Но ее не страшат океанские глуби И причалит она за далекими землями.

И Г осподь - он окликнет ее на причале:

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

6

- Кто там в лодке лежит в беспробудном унынии?..

Отрешись, мой дружок, от загробной печали И вдохни милосердное, вечное, синее...

Милосердие звезд, милосердие полночи,

Милосердие плеска волны убывающей,

Милосердие птицы, почти что беспомощной,

В беспредельную синюю даль улетающей. [1, с. 347].

У Вениамина Блаженного милосердие источает не только всемогущий Господь, но и весь мир, вернее, все смиренное в этом мире (птица, волна, полночь). По Блаженному, именно сострадание ведет к бессмертию -

Я однажды уйду в долгожданный покой,

В пресвятую обитель погоста,

Где Г осподь меня тронет своею рукой, -Долгожданного мертвого гостя.

Где Г осподь меня тронет рукой неспроста:

Я радел обо всех без изъятья,

В каждой божеской твари я видел Христа -И страданье его, и распятье.

Я не стану заранее тревожить судьбу И гадать о грядущем заранее,

Но я знаю, что буду я жить и в гробу,

Что бессмертно мое состраданье. [1, с. 364].

Милосердие и сострадание - самые великие из всех чувств, которые позволяют пребывать в вечности. Лирический герой книги «Сораспятье» не рассказывает о милосердии, не призывает к нему, а сам проявляет чувство милости, причем, не только к живому, но даже и к вещам -

Беспризорные вещи умерших людей,

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

7

Те, что пахнут, как пылью, тоской,

Попадают к старьевщику или в музей,

Иль на свалке гниют городской...

Беспризорные вещи, что помнят живых,

Их движенья, привычки, тела.

Сколько время им ран нанесло ножевых -И прикончило из-за угла!..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Беспризорный халат, беспризорный жилет,

На краю одиноком стола Беспризорная трубка - и пыль на столе,

И - щепоткою - пепел, зола.

Беспризорные вещи, как вестники бед.

Их молчание, их серизна.

Что-то грозное есть в их бездомной судьбе,

Что-то вещее, ждущее нас.

Мы ведь тоже - забытые кем-то в мирах Одряхлевшие вехи тоски,

И лохмотья, и ветошь, и смута, и прах,

Даже сердце разбито в куски. [1, с. 254 - 255].

На самом деле это стихотворение, конечно же, не о вещах и даже не об умерших людях, а о самой смерти, которая ждет каждого из нас. Каждый достоин жалости просто потому, что он умрет! Так в поэзии Блаженного происходит глобализация эмоции, расширение ее до космических масштабов. Поэт говорит о законах бытия, о всеобщем, соединяя лирическое, философское и религиозное в единое целое. В стихах Вениамина Блаженного складывается особая диалектика малого и великого: как правило, он начинает всегда с конкретного, единичного, а заканчивает чем-то всеобщим. Так, стихотворение «Сны» сообщает о том,

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

8

что приснилось герою - лошадь, ворон..., а потом ему уже снится Бог -«Но то, что было Богом, -

Шумело ливнем, пряталось травой..». Одно из стихотворений начинается описанием кошки - «Вот и вышла из смерти неслышно

монашенка-кошка. », последняя строфа звучит так:

Ибо слово мое полыхало в устах, как зарница,

Ибо слово мое было словом о Боге и вере -И поэтому слово крылатое видела птица,

И поэтому слову внимали доверчиво звери [1, 194].

То есть, поднимается вопрос о призвании и о поэзии, которая возникла из чувства сострадания и поэтому она настоящая. Блаженный в полной мере представил образ, часто возникающий в духовной литературе, образ милующего сердца, ведь ценность милостыни не в самом факте помощи кому-либо, а в настрое подающего, потому что с религиозной точки зрения только духовные вещи имеют смысл.

Жалость поэта распространяется на всех умерших, особенно на родителей. В стихотворении, которое начинается словами «Ну что тебе стоит вернуться сегодня на землю.», усопший отец назван «великим убогим», «великим нищим» -

Он так проходил по земле, словно Бог ему душу Засунул в карман, а карман у бродяги дырявый,

И он прижимал к себе душу, как голубя в стужу,

И он на груди согревал ее мукой кровавой. [1, с.43]

Неожиданные пронзительные образы! Они заставляют вспомнить о поэтике поэтической прозы другого великого русского писателя Андрея Платонова: у совсем простых, обыкновенных людей самая ранимая страдающая душа. Это страдание передается у Блаженного образом беззащитного голубя, образом холода и согревающей «кровавой муки». Без христианства эти образы были бы невозможны. В христианстве

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

9

возникло новое отношение к плачу, слезам. В эпоху эллинизма слезы считались лишь негативной эмоцией, которая должна была преодолеваться радостью бытия, что характерно в целом для языческого мировосприятия. Иное отношение к страданию формируется в первые века новой эры: «плач по Богу» - возвышенное состояние души; плач о своих грехах и о несовершенстве мира - это путь к спасению души.

Страдание живых существ у Вениамина Блаженного напоминает искупительную жертву -

Они глядят так долго, долго, долго,

Что перед ними как бы наяву,

Рябит слеза огромная, как Волга,

Слеза зверей... И в ней они плывут.

Они плывут и обоняют запах Недоброй тины. Круче водоверть-И столько боли в этих чутких лапах,

Что хочется потрогать ими смерть.

Потрогать так, как трогают колени,

А может и лизнуть ее тайком В каком-то безнадежном исступленьи Г орячим и шершавым языком...

Слеза зверей, огромная, как Волга,

Утопит смерть... [ 1, с. 46]

Таким образом, мы снова убеждаемся в том, что путь к бессмертию, по Вениамину Блаженному, лежит через слезы, через страдание, а, значит, и через сострадание. Идея бессмертия и милости оказываются

неразрывно связанными друг с другом.

Жалость поэта распространяется на всех умерших, особенно на родителей. В стихотворении, которое начинается словами «Ну что тебе

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

10

стоит вернуться сегодня на землю...», усопший отец назван «великим

убогим», «великим нищим» -

Он так проходил по земле, словно Бог ему душу

Засунул в карман, а карман у бродяги дырявый,

И он прижимал к себе душу, как голубя в стужу,

И он на груди согревал ее мукой кровавой. [1, с.43]

В христианстве возникло новое отношение к плачу, слезам. В эпоху эллинизма слезы считались лишь негативной эмоцией, которая должна была преодолеваться радостью бытия, что характерно в целом для языческого мировосприятия. Иное отношение к страданию формируется в первые века новой эры: «плач по Богу» - возвышенное состояние души; плач о своих грехах и о несовершенстве мира - это путь к спасению души.

Таким образом, мы снова убеждаемся в том, что путь к бессмертию, по Вениамину Блаженному, лежит через слезы, через страдание, а, значит, и через сострадание. Идея бессмертия и милости оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Бог есть любовь, Бог есть милость. Это - то новое, что принесло с собой христианство. До него разные религии по-разному представляли Бога, но в основном, Он был Судией и Вседержителем; Бога, страдающего за людей, явившегося на землю в образе человека невозможно было себе представить. Это открытие дало колоссальный толчок человеческой мысли, а также искусству и поэзии, что мы и попытались показать на примере двух авторов, каждый из которых по-своему выразил эту идею: в проповедях Иоанна Златоуста преобладают моральные аспекты, речь идет о спасении души, о воспитании человека; в поэзии Блаженного - эта тема находит эмоциональное решение. Вениамин Блаженный, без всяких сомнений, крупнейший лирик двадцатого столетия; будучи евреем по рождению, он, пожалуй, как никто другой, сумел поэтически воплотить

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

11

одно из важнейших свойств русской души - доброту и способность к состраданию.

Список литературы

1. Блаженный, Вениамин. Сораспятье. М.: Время, 2009. 413 с.

2. Златоуст, Иоанн. Творения. Т. 1. Книга вторая. М.: Православная книга,

1991. 550 с.

3. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого Избранные творения. Книга

вторая. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова М.: Издательский отдел

Московского Патриархата, 1993. 987 с.

References

1. Blazhennyj, Veniamin. Soraspjat'e. M.: Vremja, 2009. 413 s.

2. Zlatoust, Ioann. Tvorenija. T. 1. Kniga vtoraja. M.: Pravoslavnaja kniga, 1991. 550 s.

3. Izhe vo svjatyh otca nashego Ioanna Zlatoustogo Izbrannye tvorenija. Kniga

vtoraja. Besedy na Evangelie ot Ioanna Bogoslova M.: Izdatel'skij otdel Moskovskogo

Patriarhata, 1993. 987 s.

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.