Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года
1
УДК 82. 97
ИДЕЯ МИЛОСТИ В ПАТРИСТИКЕ И ДУХОВНОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА (ИОАНН ЗЛАТОУСТ И ВЕНИАМИН БЛАЖЕННЫЙ)
Т атаринова Людмила Николаевна д.ф.н., проф.
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
В статье рассматриваются истоки современной духовной поэзии на примере реализации одного ключевого мотива христианской литературы -сострадания и милосердия. В средневековой традиции (И. Златоуст) мы находим акцентирование моральных аспектов; в современной духовной поэзии (В.Блаженный) -преобладает эмоция (любовь и жалость ко всему живому)
Ключевые слова: МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРОПОВЕДЬ, ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО, ПОЭТИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ
UDC 82. 97
THE IDEA OF CHARITY IN PATRISTIC LITERATURE AND SPIRITUAL POETRY OF THE XX CENTURY (IOAN ZLATOUST AND VENIAMIN BLAZENIY)
T atarinova Lyudmila Nikolaevna
Dr.Sci.Philol., professor
Kuban State University, Krasnodar, Russia
The article considers the sources of modern spiritual poetry on the example of one key motive - charity and compassion. In medieval tradition (Ioan Zlatoust) we find accentuation of moral aspects; in modern spiritual poetry (Veniamin Blazeniy) the emotion of love to the whole world predominates
Keywords: CHARITY, COMPASSION, SERMON, LYRICISM, POETICAL COSMISM
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут
(Матф., 5: 7)
Основа христианства - любовь, поэтому милосердие - ключевая добродетель, заповеданная Богом человеку. «Милости хочу, а не жертвы» [Ос. У1, 6] - говорит Господь древним иудеям. В произведениях христианских мыслителей, уже начиная с первых веков и до наших дней, данная тема становится лейтмотивом многих сочинений. Однако, пожалуй, ни у кого она не представлена столь объемно и ярко, как у представителя святоотеческой литературы четвертого века Архиепископа Константинопольского Иоанна Златоустого.
Опираясь на Евангелия, Златоуст дает нам целое учение о милостыне и милосердии. Прежде всего, великий христианский проповедник везде подчеркивает, что милостыня нужна самому подающему, она не просто освобождает от грехов, она исправляет самого человека, делает его
http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf
Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года
2
лучше. Наряду с крещением она очищает человека. В «Беседах на Евангелие Св. Ап. Иоанна Богослова» Златоуст называет милостыню «лекарством, которое можно прилагать ко всем ранам» [3, с. 547]. «Милостыня лучше поста и лежания на земле... она просвещает душу, утучняет ее и делает благообразною и прекрасною.... Кто старается быть милосердым к нуждающемуся, тот скоро отстанет и от любостяжания. Кто постоянно подает бедным, тот легко и от гнева отстанет, и никогда не будет высоко думать о себе» [3, с. 547]. Человек, который взирает на
страдающих, по мысли Златоуста, учится философствовать, постигать человеческую природу и не ценить богатство, которое вмиг может исчезнуть. Таким образом, милостыня выполняет воспитательную функцию.
Милостыня может помочь не только живым, но и умершим. «Если же ты хочешь оказать соболезнование умершему, - я укажу тебе иной способ погребения, - пишет подвижник в тех же «Беседах», - и научу тебя облекать их в такие одежды, которые восстанут с ним и представят его в блистательном виде. Эти одежды ни молью не истребляются, ни временем не разрушаются, ни ворами не похищаются. Какие же это одежды? Это - одеяние милостыни» [3, с. 582]. Златоуст призывает
погребать умерших так, чтобы это «было полезно и им и нам». «Будем же раздавать за них обильную милостыню» [3, с. 583]. Таким образом,
одев умершего, мы оденем самого Христа!
Раздача милостыни, по мнению Иоанна Златоуста, есть проявление мудрости: мы здесь, на земле, странники, и нам нужно правильно распорядиться земными благами, не зарывать в землю таланты (т.е. не копить), а раздавать деньги. В проповеди «На притчу о десяти девах, и о милостыне», произнесенную на Великую Среду, Златоуст рассматривает юродивых дев как глупых (хотя и девственниц), а глупость их заключалась в том, что они не подавали бедным (что отражено в символике пустых
http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf
Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года
3
лампад). Масло (елей) - это сострадание и доброта. «Тело их было
непорочно, но душа немилостива» [ 3, с.664]. Мудрые же девы
понимали, что «вера без дел мертва», они наполнили сосуды елеем. «Какие сосуды? Утробы голодных. Посредниками духовного брака они сделали бедных, снарядились в дорогу при помощи своего милосердия. Голодные питались, и светильники просветлялись» [3, с. 662].
Проповедь заканчивается прямым обращением к верующим: «Итак, умоляю вас, будем ставить любовь к бедным выше всего, не будем щадить денег для бедных» [3, с.664]. «Расточай свое имение теперь, чтобы
оправдаться на Суде» [3, с.664].
Милостыня есть проявление сострадания, поэтому важно, с каким чувством она дается. Людям не жалко отдавать деньги на развлечения, расточать их на блудниц. «Любовница не обещает любовнику ничего
доброго, но - бесчестие, стыд и поношение.... Бог же обещает нам небо и небесные блага. для любовницы многие проводят ночи без сна и, чтобы она не приказала, исполняют с усердием. для Бога же или, лучше сказать, для самих себя мы не хотим истратить и третьей части нашего имущества. Видя алчущего, мы отвращаем от него взор; проходим мимо нагого и не удостаиваем его даже слова..Хотя бы ты дал овол, хотя бы хлеба, хотя бы чашу холодной воды, - за все будет тебе великая благодарность и ничто не заставит тебя огорчаться и печалиться» [3, с. 534 - 535].
Нельзя подавать из нечестно добытого, похищенного. Милостыня должна чиста. Жертва от хищения - мерзость перед Богом. «Удержи руки от лихоимства - и тогда простирай их на милостыню. Если же мы одними и теми же руками одних будем обнажать, а других одевать . в этом случае не избежим наказания. Лучше не оказывать милосердие, чем оказывать такое милосердие» [3, с. 491].
Милостыню нужно подавать тайно, «не трубя перед собой», иначе она будет бесполезна, будет проявлением гордыни. «Господь сразу же
http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf
Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года
4
подавляет и сопутствующее милостыне тщеславие. Как именно? Внемлите милостыни вашея не творити пред человеки, да видимы будете ими (Мф. У1, 1)... в противном случае вы не получите награды. Подаяние милостыни на показ уничтожает награду, и тот, кто поступает так, лишает себя будущей благостыни. Никакая другая страсть не вредна так душе, как страсть тщеславия. Ведь этим недугом человек заражается именно тогда, когда он сделал уже большие успехи в исполнении заповедей» [3, с.719 -720]. Милостыню надо подавать ради Бога, а не ради временной славы, -считает Златоуст.
Милостыня есть прославление Бога. В «Слове на Новый год» Иоанн Златоуст говорит о том, что надо делать во славу Божию, даже самые простые вещи, например, есть и пить. «Но как можно, скажешь ты, есть и пить во славу Божию? Призови бедного, участником твоей трапезы сделай Христа; и таким образом ты ел и пил во славу Божию» [2, с. 771].
Из всего этого вытекает духовный смысл милосердия и доброты.
Таким образом, великий подвижник первых веков христианства не просто призывает своих слушателей быть милосердными (обращается к их чувствам), но и обосновывает необходимость этого, т.е. взывает к их разуму.
Если мы обратимся к современной поэзии, то, пожалуй, не найдем более страстного защитника сострадания и милости, чем Вениамин Блаженный (1921 - 1999). В этом смысле его можно назвать
Златоустом ХХ века. Но художественная литература имеет свои законы: в стихах Блаженного нет открытого дидактизма, характерного для жанра проповеди, нет прямого обращения к слушателям с призывами, которые мы встречаем в речах Иоанна Златоуста.
Каковы же пути реализации идеи милости у Блаженного? Для этого откроем самую главную книгу его стихов «Сораспятье» (1995), изданную незадолго до его смерти. Первое, что сразу бросается в глаза - жалость
http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf
Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года
5
поэта приобретает глобальные масштабы: она распространяется на весь мир, и, прежде всего, на самых беззащитных - бездомных животных, раненых птиц, бесчисленных насекомых. Эту особенность поэта можно обозначить как поэтический космизм -
Г осподь, пожалей не меня, а котенка,
А я побреду вслед за ним
Приникнуть к твоим милосердным истокам,
Защитою Божьей храним.
Котенок глаза расширяет от страха -Над ним пресвятой ореол,
Как будто он не был лишь горсточкой праха,
А небо в награду обрел.
А я зажигаюсь слезой в ореоле,
Пою славословье Христу И больше не чувствую, мученик, боли, -Я тоже обрел высоту... [1, с. 213].
Для поэта важно все незаметное, слабое, нуждающееся в помощи. Он демонстрирует евангельскую нищету духа. Смерть, столь страшная для человека, для убогих и гонимых будет радостью, их встретит милосердие Божие, не знающее границ -
Только миг мы живем не земле этой странной,
Даже тот, кто ютится в лачуге заброшенной,
Уплывает однажды в далекие страны И качается в лодке один-одинешенек.
Эта лодка сколочена наспех и грубо,
Шесть досок да покраска - и все тут изделие,
Но ее не страшат океанские глуби И причалит она за далекими землями.
И Г осподь - он окликнет ее на причале:
http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf
Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года
6
- Кто там в лодке лежит в беспробудном унынии?..
Отрешись, мой дружок, от загробной печали И вдохни милосердное, вечное, синее...
Милосердие звезд, милосердие полночи,
Милосердие плеска волны убывающей,
Милосердие птицы, почти что беспомощной,
В беспредельную синюю даль улетающей. [1, с. 347].
У Вениамина Блаженного милосердие источает не только всемогущий Господь, но и весь мир, вернее, все смиренное в этом мире (птица, волна, полночь). По Блаженному, именно сострадание ведет к бессмертию -
Я однажды уйду в долгожданный покой,
В пресвятую обитель погоста,
Где Г осподь меня тронет своею рукой, -Долгожданного мертвого гостя.
Где Г осподь меня тронет рукой неспроста:
Я радел обо всех без изъятья,
В каждой божеской твари я видел Христа -И страданье его, и распятье.
Я не стану заранее тревожить судьбу И гадать о грядущем заранее,
Но я знаю, что буду я жить и в гробу,
Что бессмертно мое состраданье. [1, с. 364].
Милосердие и сострадание - самые великие из всех чувств, которые позволяют пребывать в вечности. Лирический герой книги «Сораспятье» не рассказывает о милосердии, не призывает к нему, а сам проявляет чувство милости, причем, не только к живому, но даже и к вещам -
Беспризорные вещи умерших людей,
http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf
Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года
7
Те, что пахнут, как пылью, тоской,
Попадают к старьевщику или в музей,
Иль на свалке гниют городской...
Беспризорные вещи, что помнят живых,
Их движенья, привычки, тела.
Сколько время им ран нанесло ножевых -И прикончило из-за угла!..
Беспризорный халат, беспризорный жилет,
На краю одиноком стола Беспризорная трубка - и пыль на столе,
И - щепоткою - пепел, зола.
Беспризорные вещи, как вестники бед.
Их молчание, их серизна.
Что-то грозное есть в их бездомной судьбе,
Что-то вещее, ждущее нас.
Мы ведь тоже - забытые кем-то в мирах Одряхлевшие вехи тоски,
И лохмотья, и ветошь, и смута, и прах,
Даже сердце разбито в куски. [1, с. 254 - 255].
На самом деле это стихотворение, конечно же, не о вещах и даже не об умерших людях, а о самой смерти, которая ждет каждого из нас. Каждый достоин жалости просто потому, что он умрет! Так в поэзии Блаженного происходит глобализация эмоции, расширение ее до космических масштабов. Поэт говорит о законах бытия, о всеобщем, соединяя лирическое, философское и религиозное в единое целое. В стихах Вениамина Блаженного складывается особая диалектика малого и великого: как правило, он начинает всегда с конкретного, единичного, а заканчивает чем-то всеобщим. Так, стихотворение «Сны» сообщает о том,
http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf
Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года
8
что приснилось герою - лошадь, ворон..., а потом ему уже снится Бог -«Но то, что было Богом, -
Шумело ливнем, пряталось травой..». Одно из стихотворений начинается описанием кошки - «Вот и вышла из смерти неслышно
монашенка-кошка. », последняя строфа звучит так:
Ибо слово мое полыхало в устах, как зарница,
Ибо слово мое было словом о Боге и вере -И поэтому слово крылатое видела птица,
И поэтому слову внимали доверчиво звери [1, 194].
То есть, поднимается вопрос о призвании и о поэзии, которая возникла из чувства сострадания и поэтому она настоящая. Блаженный в полной мере представил образ, часто возникающий в духовной литературе, образ милующего сердца, ведь ценность милостыни не в самом факте помощи кому-либо, а в настрое подающего, потому что с религиозной точки зрения только духовные вещи имеют смысл.
Жалость поэта распространяется на всех умерших, особенно на родителей. В стихотворении, которое начинается словами «Ну что тебе стоит вернуться сегодня на землю.», усопший отец назван «великим убогим», «великим нищим» -
Он так проходил по земле, словно Бог ему душу Засунул в карман, а карман у бродяги дырявый,
И он прижимал к себе душу, как голубя в стужу,
И он на груди согревал ее мукой кровавой. [1, с.43]
Неожиданные пронзительные образы! Они заставляют вспомнить о поэтике поэтической прозы другого великого русского писателя Андрея Платонова: у совсем простых, обыкновенных людей самая ранимая страдающая душа. Это страдание передается у Блаженного образом беззащитного голубя, образом холода и согревающей «кровавой муки». Без христианства эти образы были бы невозможны. В христианстве
http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf
Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года
9
возникло новое отношение к плачу, слезам. В эпоху эллинизма слезы считались лишь негативной эмоцией, которая должна была преодолеваться радостью бытия, что характерно в целом для языческого мировосприятия. Иное отношение к страданию формируется в первые века новой эры: «плач по Богу» - возвышенное состояние души; плач о своих грехах и о несовершенстве мира - это путь к спасению души.
Страдание живых существ у Вениамина Блаженного напоминает искупительную жертву -
Они глядят так долго, долго, долго,
Что перед ними как бы наяву,
Рябит слеза огромная, как Волга,
Слеза зверей... И в ней они плывут.
Они плывут и обоняют запах Недоброй тины. Круче водоверть-И столько боли в этих чутких лапах,
Что хочется потрогать ими смерть.
Потрогать так, как трогают колени,
А может и лизнуть ее тайком В каком-то безнадежном исступленьи Г орячим и шершавым языком...
Слеза зверей, огромная, как Волга,
Утопит смерть... [ 1, с. 46]
Таким образом, мы снова убеждаемся в том, что путь к бессмертию, по Вениамину Блаженному, лежит через слезы, через страдание, а, значит, и через сострадание. Идея бессмертия и милости оказываются
неразрывно связанными друг с другом.
Жалость поэта распространяется на всех умерших, особенно на родителей. В стихотворении, которое начинается словами «Ну что тебе
http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf
Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года
10
стоит вернуться сегодня на землю...», усопший отец назван «великим
убогим», «великим нищим» -
Он так проходил по земле, словно Бог ему душу
Засунул в карман, а карман у бродяги дырявый,
И он прижимал к себе душу, как голубя в стужу,
И он на груди согревал ее мукой кровавой. [1, с.43]
В христианстве возникло новое отношение к плачу, слезам. В эпоху эллинизма слезы считались лишь негативной эмоцией, которая должна была преодолеваться радостью бытия, что характерно в целом для языческого мировосприятия. Иное отношение к страданию формируется в первые века новой эры: «плач по Богу» - возвышенное состояние души; плач о своих грехах и о несовершенстве мира - это путь к спасению души.
Таким образом, мы снова убеждаемся в том, что путь к бессмертию, по Вениамину Блаженному, лежит через слезы, через страдание, а, значит, и через сострадание. Идея бессмертия и милости оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Бог есть любовь, Бог есть милость. Это - то новое, что принесло с собой христианство. До него разные религии по-разному представляли Бога, но в основном, Он был Судией и Вседержителем; Бога, страдающего за людей, явившегося на землю в образе человека невозможно было себе представить. Это открытие дало колоссальный толчок человеческой мысли, а также искусству и поэзии, что мы и попытались показать на примере двух авторов, каждый из которых по-своему выразил эту идею: в проповедях Иоанна Златоуста преобладают моральные аспекты, речь идет о спасении души, о воспитании человека; в поэзии Блаженного - эта тема находит эмоциональное решение. Вениамин Блаженный, без всяких сомнений, крупнейший лирик двадцатого столетия; будучи евреем по рождению, он, пожалуй, как никто другой, сумел поэтически воплотить
http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf
Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года
11
одно из важнейших свойств русской души - доброту и способность к состраданию.
Список литературы
1. Блаженный, Вениамин. Сораспятье. М.: Время, 2009. 413 с.
2. Златоуст, Иоанн. Творения. Т. 1. Книга вторая. М.: Православная книга,
1991. 550 с.
3. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого Избранные творения. Книга
вторая. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова М.: Издательский отдел
Московского Патриархата, 1993. 987 с.
References
1. Blazhennyj, Veniamin. Soraspjat'e. M.: Vremja, 2009. 413 s.
2. Zlatoust, Ioann. Tvorenija. T. 1. Kniga vtoraja. M.: Pravoslavnaja kniga, 1991. 550 s.
3. Izhe vo svjatyh otca nashego Ioanna Zlatoustogo Izbrannye tvorenija. Kniga
vtoraja. Besedy na Evangelie ot Ioanna Bogoslova M.: Izdatel'skij otdel Moskovskogo
Patriarhata, 1993. 987 s.
http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/041.pdf