УДК 316.334.54 Б01: 10.31249/геос/2023.04.03
КАЗАКОВА А.Ю.* ИДЕЯ ДОМА В ТЕОРИЯХ ДОМЕСТИКАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются переход категории доместикации из биологии в социальные науки, направления исследований, осуществляемых с опорой на это понятие, его содержание с учетом предметной области и методологии. Общее для естественных и общественных наук содержание доместикации определяется ее эволюционной ролью в процессах социального и социокультурного развития, что делает важнейшим методологическим подходом эволюционизм и диффузионизм. Специфика общественных наук состоит в возможности трактовки доместикации как состояния действующего субъекта на микроуровне его социальной среды, прежде всего в пределах того пространства, которое он считает своим домом. Для психологии принципиально важным понятием становится привязанность к дому, для социологии - перераспределение функций между пространством публичным и приватным, а, следовательно, изменение структуры социального пространства и социальных коммуникаций.
Ключевые слова: доместикация; коэволюция; диффузия; адаптация; техника; массмедиа; приватизация; пространство; дом; жилище.
Для цитирования: Казакова А.Ю. Идея дома в теориях доместикации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. - 2023. - № 4. - С. 33-63. -Б01: 10.31249/геос/2023.04.03
*
Казакова Анна Юрьевна - доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН; [email protected]
33
Статья поступила: 22.09.2023.
Принята к публикации: 20.10.2023.
KAZAKOVA A.Yu.** The idea of home in domestication theories
Abstract. The article examines the spread of the category of domestication from biology to social sciences, the directions of research based on that category, the disclosure of its content taking into account the subject area and methodology. The content of domestication common to the natural and social sciences is determined by its evolutionary role in the processes of social and socio-cultural development, which makes evolutionism and diffusionism the most important methodological approach. The specificity of the social sciences consists in the possibility of interpreting domestication as the state of an acting subject at the micro-level of his social environment, primarily within the space that one considers home. Attachment to home becomes a fundamentally important concept for psychology, the redistribution of functions between public and private space, and consequently, a change in the structure of social space and social communications are the essence of domestication for sociology.
Keywords: domestication; coevolution; diffusion; adaptation; technology; mass media; privatization; space; home; dwelling.
For citation: Kazakova A.Yu. The idea of home in domestication theories. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11: Sociologiya [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11: Sociology]. - 2023. - N 4. - P. 33-63. DOI: 10.31249/rsoc/2023.04.03
Received: 22.09.2023.
Accepted: 20.10.2023.
Введение
Термин «доместикация» (буквально - «одомашнивание») широко используется в биологии, сельскохозяйственных науках, археологии и этнографии, палеоантропологии и палеозоогеогра-
Kazakova Anna Yur'evna - Doctor of Sociological Sciences, Senior Researcher of the Department of Sociology and Social Psychology, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences; [email protected]
34
фии, а также в лингвистике и теории перевода. Общий смысл процесса доместикации - перевод объекта из разряда «чужого» в разряд «своего» путем присвоения. Этот процесс может быть насильственным и болезненным (например, дрессура) или ненасильственным и мягким (диффузия, обмен, конверсия). Всегда обязательна модификация исходного прототипа, появление у него новых качеств и функций, отмирание старых. Это условие сохраняется и тогда, когда объектом доместикации выступает неодушевленный предмет, и когда доместикация обращена на самого человека.
Переход человечества к производящей экономике в результате доместикации животных и растений дал старт всем современным социальным процессам. Возникновение искусственного отбора, выделение в нем мировоззренческого аспекта, подчиненного религиозным представлениям [Виллерслев, Витебски, Алексеев, 2016 ; Кузьменко, 2022], является важным звеном перехода от биологической эволюции к эволюции социальной. Биологи говорят о «самодоместикации» человека как части коэволюции [Серая, 2019 ; Овчаров, 2023]. Приспосабливаясь к преобразованной им самим среде, человек становится все более просоциальным [Косовский, Глазко, 2020]. Снижение агрессии, внесезонное размножение, субтильность и изящество тела закрепляются в ходе социо-сексуального отбора [Dixson, Brook, 2013 ; National income inequality ... , 2011]. Самодоместикация считается условием появления «сложных способностей, включая язык, культуру и совокупное технологическое развитие» [Gleeson, 2020, р. 1]. Антропогенез подчиняется социальным факторам: «большая коммуникабельность усиливает межгрупповые контакты, что в конечном итоге требует более сложных <...> языковых систем для обслуживания возникающих в результате расширенных социальных сетей <...>, два последствия самоодомашнивания - длительное детство и сложные социальные сети - приводят к возникновению новой ниши развития <. > посредством создания культуры ученичества, обеспечивающей передачу культурного и когнитивного капитала <...>, влияние самоодомашнивания на сложность языка оказывалось через нишу развития, которая способствовала обучению посредством преподавания» [Benitez-Burraco, Kempe, 2018].
Творчество и рефлексия - главные источники социокультурных изменений, генезис которых прослеживается авторами как
35
часть общечеловеческой линии развития, пронизывающей все сферы жизнедеятельности. Так, А. Бенитес-Буррако и А. Никольский из усилий человека по созданию вокруг себя новой культурной ниши выводят четыре стадии усложнения музыкального разнообразия, накопление которого синхронизируется с развитием другой эксклюзивной способности - к членораздельной речи. Смысл этих усилий - контроль над спонтанной агрессией, в числе прочего, с помощью музыки: культурная ниша (дом) формируется вокруг человека постепенно, за счет уменьшения реактивной, вызванной страхом или гневом, агрессии и увеличения агрессии преднамеренной, необходимой в логике целенаправленных коллективных действий (например, оборона дома) [Benitez-Burraco, Nikolsky, 2023].
Отечественный философ В.Н. Круткин прослеживает задачу одомашнивания окружающего «дикого» пространства на примере рисования, проходящего три стадии эволюции мимесиса - присутствие, презентация и репрезентация, о которой говорится «не как о возвращении отсутствующего, но скорее как об интенсификации или усилении его» [Круткин, 2022, с. 111]. Ссылаясь на подход к исследованию визуальности А. Леруа-Гурана, на магическую трактовку А. Гелла технологии изображений, «которая нацелена на обретение особой доверительности в отношении между людьми и высшими существами» [там же, с. 110], автор определяет антропологическую функцию изображений именно как форму доместикации пространства, то есть его расширения с помощью насыщения символами: «Антропологическая функция изображения состоит в том, что рисующий человек не просто отображает мир, он расширяет его пространство своей версией этого мира, осуществляет его "одомашнивание"; он не просто говорит о реальности, он говорит о мире своей реальности, говорит вслед за своим говорением» [там же, с. 111].
Очевидно, что в анализ биологической эволюции, селекции и коэволюции необходимо вписать еще и «доместицированный», преобразованный человеком, ландшафт. В целом идея дома в процессе доместикации - моноцентричной или полицентричной, спонтанной или полностью контролируемой - является изначальной и организующей по отношению к самому процессу и модифицируемым объектам, но именно она меньше всего раскрыта в ис-
36
следованиях как биологических, так и социальных аспектов доместикации.
Настоящий обзор ориентирован на систематизацию существующих в социологии концепций доместикации, а также уточнение трактовок в этих концепциях роли дома как такового.
Социальные смыслы доместикации
Классифицировать социологические концепции доместикации можно по разным основаниям, но наиболее продуктивными нам представляются объект, характер осуществления в оппозиции «свобода - необходимость» и собственно обязательность присутствия в рассматриваемом процессе или явлении такого элемента, как дом в значении «жилище». В зависимости от сочетания различных вариантов, исследователи, оперирующие понятием доместикации, тяготеют к различным методологическим подходам, цитируют разные работы как выражающие суть подхода, пионерские для трактовки самой доместикации.
С опорой на выделенные критерии обнаруживается огромный пласт именно социологических исследований доместикации человека как насильственного или добровольного, деструктивного или конструктивного процесса, способного рассматриваться и на макроуровне, и на микроуровне общественных отношений. На макроуровне - это восходящая к Л. Моргану и Ф. Энгельсу традиция анализа эволюции семейных социальных институтов и отношений. На микроуровне - структуралистская традиция социальной антропологии, изучающей пространство ритуалов перехода, ритуалов принятия, или воссоединения в связи с инициацией, структурой и номенклатурой родства, социальными ролями в первичных группах. В качестве типичного объекта доместикации в первом случае будет выступать субдоминантная, порабощенная и эксплуатируемая или исключенная и репрессированная социальная категория, маргинальная вне любых отношений, кроме семейных и хозяйственных, вне любого пространства, кроме домашнего и сакрального: женщина, раб, домашний слуга, инвалид, ведьма, палач, проститутка, прокаженный. В качестве типичного объекта во втором случае будет выступать новобрачный при патри- или матрилокальном проживании, в современных обществах - друг,
37
сирота, дети от предыдущего брака, приходящие или временно проживающие домашние работники.
Доместикация человека как сегрегация, подчинение, эксплуатация
В этих концепциях сегрегированное или совместное, постоянное или временное, неравноправное или равноправное проживание принципиально значимо: оно является частью статуса, основой его выделения. Контроль за группами, исключенными путем доместикации, может осуществляться напрямую, а может быть опосредованным, в том числе - техническими средствами. Примеры широки: от «видеоняни» и камер слежения до чипирования. Интернет вещей, «умная» бытовая техника, «умные» дома, домашняя автоматизация сегодня стали предметом активных дискуссий с точки зрения кризиса индивидуальной безопасности [Севрю-кова, Бахтин, 2019], безопасности частной жизни в целом [Пефтиев, 2021], перспективы создания «цифрового концлагеря» [Рудык, 2022]. Пока эти дискуссии носят футурологический характер, но имеется ряд исследований уже свершившихся социальных последствий технизации и цифровизации домашнего быта, как позитивных, так и негативных.
Можно выделить роль таких элементов процесса доместикации человека, как социальная дрессура, воспитание, культивирование качеств, призванных удерживать человека той или иной социальной категории в пределах домашнего пространства и определять его социальные роли, встраивая в них саму возможность свободных перемещений между домашним и внедомашним пространством (например, «иммунный статус» и «куаризация»), сегрегированное проживание, право собственности на территорию или отсутствие такового. Процессуальную сторону доместикации как средства подавления и эксплуатации - захват, удержание, тотальный контроль, наказания и поощрения - рассматривают редко. Примером может являться работа Ларса Буура из Университета Роскилле (Дания), посвященная беспорядкам в Мозамбике, которая рассматривает «доместикацию» бунтующей толпы [Бииг, 2015] как сочетание различных форм контроля и насилия в ходе острой фазы социального конфликта. В основном внимание иссле-
38
дователей сосредоточено на субдоминантных демографических группах: женщины и молодежь.
Т.Б. Уварова реферирует работу германского антрополога Софи Рохе «Доместикация молодежи», выполненную на полевых материалах из Таджикистана. Молодежь - это те, кто подлежит постоянному контролю и пребыванию в суженных границах личного пространства, не имеет права самостоятельно распоряжаться ресурсами до момента вступления в брак, кто должен «подчиняться старшим родственникам, проявлять терпение к различного рода ограничениям и запретам» [Уварова, 2015, с. 132]. Таким образом, здесь доместикация - это «способ сделать подрастающего мужчину членом дома (лат. domus), т.е. "предписать" ему определенную роль в домохозяйстве и семейном цикле демографического воспроизводства» [там же, с. 131].
Огромное количество работ и на Западе, и на Востоке посвящено эволюции, причинам, обязательности, вариативности доместикации женщин. Гендерная дифференциация территориального поведения тестируется на соответствие биологическим предпосылкам в лабораторных условиях и в натурных экспериментах. Оценка способности к ориентированию на местности показывает, что никакой биологической предрасположенности к лучшему или худшему пространственному мышлению у мужчин и женщин нет [Burke, Kandier, Good, 2012]. Современный ролевой конфликт матери-работницы, как говорят этнографы, уходит корнями в глубокую древность, равно как и типы компромиссов, с помощью которых женщины общества охотников и собирателей примиряют пищевое и родительское поведение: «ежедневное приобретение пищи супругом отрицательно связано с усилиями женщины по поиску пищи <...>, кормящие матери тратят меньше времени на поиски пищи и приобретают меньше еды, чем женщины, не кормящие грудью. Однако по мере того, как число иждивенцев у женщины увеличивается, женщины также увеличивают время добывания пищи и количество приобретаемой пищи <. > женщины пострепродуктивного возраста работают значительно больше, чем женщины репродуктивного возраста, в сезон уборки, но не в другие сезоны года» [Trade-Offs between ... , 1992].
Положение женщины в обществе можно оценить по степени их замкнутости в домашнем пространстве, которая автоматически
39
ведет к их маргинализации в целом, ввиду исключения из сфер труда и политической жизни [Goodman, 2001]. Контроль партнера, размеры отцовских инвестиций в воспитание детей [Liu, Jianhong, 2021], желание и возможность предотвратить воспитание неродственных детей путем охраны женской территории [Smuts, 1992] очень различны при разных уровнях оседлости и способах хозяйствования, которые отражаются в типах жилищ [Bowen, Gleeson, 2019]. Исследователи описывают эти явления для разных видов семьи: при матрилинейности [Yong, Li, 2022], при полигинии [The domestication of ... , 2023], при патрилокальном проживании [Scelza, 2011]. Степень «привязки» к дому того или иного члена семьи связана и с функцией ухода за престарелыми родителями, с отношениями и порядком наследования, с размером, разновидностями и обязательностью межпоколенной помощи, с продолжительностью жизни разных поколений семьи [Strassmann, Garrard, 2011].
Возникают попытки выделить типовые черты доместикации как насилия. По аналогии с функциональным репертуаром «ручных» зомби из фильмов ужасов И. Чубаров, опираясь на фигуры «оборотня» (преступника) в концепции биополитики Джорджо Агамбена и «козла отпущения» Рене Жирара, уточняет социально-правовой статус современных исключенных групп, определяя их общий статус как «homines sacri - существа, недостойного быть принесенным в жертву, но способного быть убитым кем угодно без всяких последствий» [Чубаров, 2014]. Автор выделяет в особый раздел подтему «доместикации зомби», рассматривая киномотивы «ресоциализации» излеченных или обезвреженных зомби, которые вновь включаются в общество к качестве людей второго сорта: «стратегии в развитии нашего жанра: правоконсервативная -изоляции или уничтожения зомби, неолиберальная - их одомашнивания, возвращения в "большое" общество, но на унизительных для исключенных условиях» [Чубаров, 2014].
В новейших исследованиях круг объектов вынужденной доместикации постоянно расширяется. В него включаются изолированные медико-демографические группы - старики, инвалиды, обитатели домов престарелых [Aubrecht, Keefe, 2017]; домашние работники, от которых наряду с проживанием в семье требуется уподобление этой семье, несмотря на расовую, этническую, рели-
40
гиозную «инаковость» [Dawood, 2023]. Существует множество работ, авторы которых не используют термин «доместикация», но рассматривают явления того же порядка: выливающееся в геттои-зацию принуждение к оседлости цыган, бродяг, бездомных [Тюрин, 2018 ; Шайдуров, Новгородский, 2020]. Небывалый всплеск исследований социальных причин и эффектов «пандемии» коснулся не только копинг-стратегий населения, его социального самочувствия и психологического состояния, но и темы жилья. Это сама возможность поддерживать социальность в условиях тотального контроля и длительного разобщения; правомерность невиданно длительного и массового домашнего заключения; качество жилищных условий, позволяющих пережить карантин относительно комфортно или делающих его невыносимым; связь жилищного неблагополучия горожан и тренда к дезурбанизации [Растегари, 2020 ; Волков, Кондратьев, 2022 ; Первый год пандемии, 2022 ; Дулина, Ануфриева, 2021 ; Кузнецова, 2022 ; Покровский, Николаева, Демидова, 2019]. Главными фигурами становятся М. Фуко, З. Бауман, Г. Маркузе и другие франкфуртцы, П. Новгородцев и школа «естественного права».
Кроме насильственного закрепления человека за домашним пространством, принудительная доместикация может принимать форму культа вещей, навязывания товаров, предметов, технологий, связанных с ведением домашнего хозяйства или устраняющих необходимость в пребывании за пределами дома. Субъектом эксплуатации здесь выступает капиталист, производитель, ритейлер, средством - реклама и сбыт, объектом - домохозяйство в целом, у которого искусственно вырабатывается ранее не существовавшая потребность.
Довольно частая тема - увеличение домашней нагрузки на женщину под влиянием покупки новой бытовой техники, вопреки исходным ожиданиям о ее сокращении [Cowan, 1983]. Интересно, как проникают в домохозяйство новинки, как распределяются потребительские роли [Cockburn, First-Dilic, 1994]. Техническая новинка, которая вызывает интерес и восторг у мужчины, предназначается им в дар женщине как конечному потребителю для облегчения тягот домашнего хозяйства. Но женщины, чьи потребительские привычки значительно более консервативны, не в восторге от появления в доме суперсложных непривычных предметов
41
быта. Как показало исследование «доместикации продукта», проведенное румынскими маркетологами из Политехнического университета Бухареста [Битйге8си, Ригсагеа, 2023], продукт / товар, принесенный в дом, как купленный самостоятельно, так и полученный в дар, женщины значительно в большей степени, чем мужчины, склонны персонифицировать. Они дольше и четче помнят происхождение товара и обстоятельства его появления в доме, хранят ненужные подарки, выставляют дома туристические сувениры, еще на стадии принятия решения о покупке обдумывают возможность гармоничного сочетания вещей в доме. С ростом «служебного стажа» вещь становится все более значимой, вызывает привязанность, и избавиться от нее для многих становится невозможным. Логическим продолжением этой линии исследований становятся темы культа вещей и погони за потреблением.
Доместикация как диффузия технологий: инклюзия и новые неравенства
Заимствование и адаптация - основные понятия работ, рассматривающих доместикацию на основе диффузионистского куль-тур-антропологического подхода применительно к языку и к объектам материальной среды, использующимся как семиотические системы (предметы быта, утварь, изваяния, роспись и пр.). Яркий пример приводят донецкие историки, анализируя стихийные магические практики местного - тюркского и православного - населения в отношении степных «каменных баб»: «в местную современную народную культуру врастали суеверия, которые наполнялись импровизированными обрядами. Они выражались в виде простейших символических действий: подношений скульптурам конфет, булочек и других продуктов; их одевали, белили, иногда подкрашивали губы и глаза, огораживали и т. д. Каждый владелец скульптуры понимал этот образ чужой, давно ушедшей культуры по-своему, прося ее о том, что было для него наиболее насущно на данный момент. Но если скульптура не исполняла желания, то это объяснялось обидой изваяния из-за недостатка к нему внимания или происками каких-то враждебных, таинственных сил. В последнем случае от изваяния часто избавлялись, порой очень грубо: его могли разбить на мелкие куски, использовать в хозяйственных
42
нуждах, закопать, утопить в реке и т.д. Одним словом, использование древних скульптур в рамках собственного макромира было сугубо прагматичным» [Евглевский, 2018, с. 288]. Ореол опасности и притягательности, которым окружен неизвестный артефакт, неминуемо будит магическое сознание. Оно направляет все дальнейшие операции и ритуалы, сопровождающие вписывание осколка чужой культуры в «домашний» культурный контекст. Самым экзотичным и самым известным явлением в этом ряду являются карго-культы, перешедшие из разряда этнографической экзотики в область общей социальной теории управления, развития техники и технологий. Современные исследователи этих систем с помощью термина «карго-культ» обозначают «отсутствие понимания технологии или методологии происходящих процессов; бесполезную трату ресурсов; абсолютную невозможность получения желаемого результата; недостижимый разрыв в развитии между оригиналом и копией, непонимание причин и исторического контекста явлений» [Смирнов, 2020, с. 306]. В Японии аналогичное понятие «муда» [Дзедик, Васильева, 2016, с. 127] означает бездумное заимствование чужих шаблонов поведения и критериев оценки деятельности, мало соответствующих этой деятельности и ее условиям. Авторы подчеркивают его типичность для современного российского социального управления и систем оценки качества [там же].
Аналогом «карго-культа» в сфере потребления новых информационно-коммуникационных технологий становится функциональная безграмотность пользователя, оппозиция «компьюте-романии - компьютерофобии» и целый ряд структурных сдвигов, которые диффузия технико-технологических инноваций провоцирует в морфологии жилища, домашнем укладе семьи, пространственно-временной организации частной и публичной жизни.
Социальные эффекты новых технологий часто изучают на примере электричества ввиду его длительной культурной истории во всем мире. Работой-прототипом здесь выступает монография Грэма Гудэя 2008 г. [Gooday, 2008], которая в свою очередь опирается на подход доместикации Энтони Гидденса и Клиффорда Гир-ца. Речь идет о «радикализованном модерне» и культурной интерпретации неопределенных, двойственных вещей. Плодотворной для темы доместикации в теории модерна Гидденса стала идея высвобождения деятельности от локальных привязок к месту-
43
времени и возможности ее организации на расстоянии. Интерпретация же новых технологий осуществляется в контексте их инструментальной роли - обеспечивать связь внешнего мира и внутреннего Я человека.
В серии статей Н.В. Никифоровой рассматривается, как распространение электричества в России повлияло на сферу досуга, досуговых практик и пространств, на проведение массовых мероприятий как церемониального усиления идеи центральной власти, как средства конструирования оптимистического, рационально организованного, справедливого будущего [Никифорова, 2015 ; Никифорова, 2016 ; Никифорова, Сидорчук, 2017]. Вместе с тем круглосуточное освещение становится проводником капиталистической сверхэксплуатации, которую создает режим занятости «24/7» [Крэри, 2021]. Сувобрата Саркар рассматривает внедрение электричества в жизнь частных домохозяйств колониальной Индии, указывая на статусную асимметрию новинок, то есть их способность подчеркивать и воспроизводить властные иерархии [Sarkar, 2015]. Понятие асимметрии в ее различных вариантах вообще пронизывает работы о диффузии технологий, прежде всего мобильных. Так, Сан Сан Лим посвящает целую главу в монографии издательства «Springer» видам асимметрии, возникающей в азиатских семьях в связи с использованием мобильной связи: асимметрия власти, связанная с вопросами приобретения и оплаты гаджетов, асимметрия способности к контакту (требование родителей быть на связи круглосуточно дети воспринимают как вторжение и слежку), асимметрия доступа в транснациональных семьях, связанная с разными стандартами и качеством связи, асимметрия компетенций как наличие или отсутствие технических навыков для использования всех возможностей каналов информации и коммуникации, ценностная асимметрия, когда для одних членов семьи мобильные устройства являются инструментом академических достижений, а для других - источником лени, прокра-стинации, растраты времени, нравственного разложения [Lim, 2016].
Особое место в культурной истории проникновения в дом новинок, изобретений, технологий занимает идея социальных трансформаций семьи, работы, политического участия под влиянием доместикации массмедиа, компьютеров и игровых приста-
44
вок, домашних кинотеатров, Интернета, мобильных телефонов, социальных сетей. Эффекты описываются в терминах «приватизации досуга», «игромании», «цифровой зависимости», «цифровиза-ции жилища», формирования новой «цифровой повседневности», «глокализации». Начало этому ряду работ положила самая известная социологическая концепция доместикации, возникшая в теории медиа и новых технологий Роджера Сильверстоуна и Эрика Хирша [Silvestone, Hirsch, 1992]. Она также отталкивается от теории структурации, рассматривая внутренние трансформации уже существующих структур, вбирающих IT, и приспособление пользователей, в повседневную жизнь которых встраиваются новые технологии. Этапы протекания этого процесса, которые отмечают создатели концепции, - присвоение, объективация, внедрение и преобразование [Silvestone, Hirsch, 1992] - выделяются именно на основе разного состояния дома, потому что в оригинальном варианте речь шла о том, как новые технологии раздвигают границы домашнего хозяйства и организуют «моральную экономику» до-мохозяйств. Присвоение и преобразование осуществляются во взаимодействии с внешней средой, объективация и внедрение отражают частную, внутреннюю домашнюю жизнь (например, объекты выставляются и используются дома как символы ценностей владельцев и постепенно интегрируются в повседневный ритм домашнего хозяйства, выполняя как аффективные, так и механические функции). Исследователи из ЮАР считают необходимым добавить сюда стадии неприятия и перераспределения (переадресации) новой технологии, имея в виду возможность негативного отношения пользователя к новинке, факторы которого они выделяют на основе количественного анализа поведения представителей академического сообщества в электронных образовательных средах [Mncube, Tanner, Chigona, 2022].
Один из самых интересных вопросов в теории доместикации медиа - это репрезентации значений новых технологий пользователями и непользователями, различия между ожиданиями «на входе», до внедрения, и оценкой эффектов после внедрения. Но главное - являются ли новые информационно-коммуникационные технологии средством освобождения или дальнейшего закрепощения человека, способствуют ли они устранению или смягчению
45
социальной несправедливости или только порождают новые - информационные - неравенства?
Новые технологии, встроившись в домашнюю жизнь, для многих маломобильных групп облегчили доступ к потреблению социальных услуг и культурных благ. Стали возможными дистанционное образование и виртуальные экскурсии, заказ на дом товаров и электронные очереди. Однако исследователи не только сомневаются в качестве дистанционно отобранного и использованного товара (от информации до потребительских товаров), но обращают внимание на возникновение ряда побочных эффектов явно негативного свойства. Так, в здравоохранении это вылилось в массовую привычку к самолечению и подстегиваемый рекламой постоянный и бессистемный прием лекарственных препаратов [Fox, 2019]. Локдаун в связи с пандемией COVID-19 вызвал мощный виток «медиатизации православия» и резкую поляризацию клира в отношении к ней: часть священнослужителей полагала, что он-лайн-литургия только усиливает единство Церкви, неподвластной пространству и времени, часть доказывала богословскую абсурдность самой идеи индивидуальной евхаристии перед телевизором или ноутбуком [Лученко, 2021]. Социальные сети плохо «приручаются» в Африке, поскольку импорт не учитывает собственные социокультурные традиции населения; главная проблема доместикации - это не доступ к технологиям, а местная «культурная экология», которой они далеко не всегда соответствуют [The Routledge handbook of media ... , 2023]. Эту «культурную экологию» нарушает и глубокая погруженность в постоянно происходящие где-то события, чаще всего негативные, в результате которой повсеместно фиксируется атомизация и рост тревожности [ibid.].
В связи с «доместикацией Интернета» [Гредновская, Дыд-ров, 2022] обсуждается явление дистанционной занятости, превращение домашнего пространства в «удаленное рабочее место», что прослеживалось уже основателями подхода [Хэддон, Сильвер-стоун, 2009]. В современном жилище, насыщенном медиатехни-кой, дети все больше прибегают к одинокому просмотру медиа-контента в пространстве собственной спальни, не испытывая потребности в общении с другими детьми и отдаляясь от родителей, что отражает сдвиг границ между публичным и приватным
46
пространством [Bovill, Livingstone, 2001]. Негативное влияние доместикации компьютерной техники и IT-технологий на семейные взаимоотношения, изменение самой модели семьи вследствие стирания границ между приватностью и публичностью вызывает тревогу и в России [Козырьков, 2016].
В итоге доместикация технических средств связи, культтоваров, потребления массмедиа предстает как приватизация публичной деятельности, охватившая широкий ряд форм культурного, общественно-политического, гражданского участия и в корне изменившая социализацию личности. Игра, обряды, ритуалы и культы, досуг, выборы, демонстрация поддержки или протеста политических заявлений и рядовых управленческих решений осуществляются на фоне текущих бытовых занятий, вплетаясь в ткань семейных взаимоотношений и часто ее ослабляя.
Доместикация пространства: устойчивость идеи дома
В диффузионистских работах контакт предстает как итог воздействия внешней силы на часто очень мало подготовленного и пассивного реципиента. Но в работах о доместикации пространства - это процесс, вызванный инициативой самого субъекта, стремящегося к познанию и творческому преобразованию окружающей действительности. Здесь доместикация рассматривается в русле культур-антропологического, конструкционистского, феноменологического подхода. И терминология, ссылки на предыдущие исследования, и выводы в целом близки у философов, социологов, археологов, культурных и гуманитарных географов, социальных психологов.
Доместикация - это прежде всего окультуривание пространства проживания, его символизация, позволяющая сформироваться интимному чувству, которая имеет биологические корни, восходя к территориальному поведению животных. Но, по меткому замечанию философа Ю.В. Линника, человек на этом пути движется дальше: он норовит весь мир превратить в свой дом [Линник, 2016]. Этот процесс отвечает за такие состояния, как формирование привязанности к дому, ностальгия, местный патриотизм, чувство безопасности и базового благополучия. Разумеется, наиболее интенсивно их изучают психологи, разрабатывая методики и кон-
47
кретный инструментарий оценки благополучия человека с учетом его самочувствия в домашней среде [Резниченко, Нартова-Бочавер, Кузнецова, 2016]. Исследователи пока обращают мало внимания на производность этих процессов и состояний от социальной структуры, на дифференциацию этих социальных чувств у разных социальных классов и групп населения, поскольку главной проблемой, вызывающей беспокойство, как было показано выше, является сама сохранность идеи дома как жилища в условиях его перенасыщения техническими новинками, облегчающими вторжение извне и нарушающими личные границы.
Доместикацию как процесс обживания или обновления, ре-витализации дома новыми жильцами, переезд которых из среды с другой культурой означает изменение смысла, а значит, характера использования и облика дома (интерьера или экстерьера), рассматривают московские исследователи в уже цитированной работе [Покровский, Николаева, Демидова, 2019]. Они делают это на примере второго жилья в виде «дальних дач», которые из-за их дешевизны скупают на пустеющем Севере жители мегаполисов. Основой анализа здесь также является феноменология, а главной смысловой категорией - «жизненный мир». Доместикация становится «личным творческим проектом» [там же, с. 76] обитателя-новосела, вписывающего этот жизненный мир во вновь обретенный и адаптируемый к себе дом: «Понятие "дом" порождает множественные коннотации, включая "жилище", "убежище", "место отдохновения и покоя", "область независимости", "интимности и неприкосновенности" и другие. "Дом, - подчеркивал А. Шютц, -есть исходная точка, а также конечная цель. Это нулевая точка системы координат, которую мы приписываем миру, чтобы сориентироваться в нем <...> Понятие "дом" имеет труднопередавае-мый эмоциональный и символический характер" <...> Жилище, дом - один из основных символов-универсалий культуры. "Дом" -экзистенциальная категория, область символического сенсуализма, интенция к трансценденции и онтолого-эстетический феномен (см. работы М. Хайдеггера, Э. Левинаса, А. Шютца, М. Бубера, А.К. Байбурина и др.). Постичь концепт "дом" феноменологически можно не только логически-рационально, но и с помощью телесного опыта и психологического восприятия. Живя в доме, важно "переживать" и "чувствовать" его физически, ощущать его тексту-
48
ру, материальность, его запахи и звуки. Телесные восприятия ин-териоризируются и соединяются с феноменологическими образами "места"» [там же, 2019, с. 74].
Однако сохраняется ли эта телесная интимность, чувственная связь с домашним пространством в условиях его цифровиза-ции? Не теряет ли актуальности сама идея дома, если возможность общения с близкими и доступа к медиаконтенту обособилась от «телефона в прихожей и телевизора в гостиной» [Peil, Röser, 2014], сделав неважным географическое местоположение? Даже исследователи, остающиеся в поле ранее рассмотренного подхода Силь-верстоуна, уверены в обратном. Так, эмпирические исследования подтверждают, что система медиапотребления семьи и соотношение в ней новых и старых технических средств коммуникации и собственно средств массовой коммуникации по-прежнему проговаривается, упорядочивается именно дома, а успешное внедрение новых медиа зависит от того, насколько они согласованы с бытовыми домашними практиками [ibid., 2014]. Американские исследователи миграции в ее возможной связи с девальвацией ценности дома утверждают, что глобальное усиление мобильности не означает утраты чувства привязанности к дому, но меняет характер идентификаций с местом, привязывая их к стадиям жизненного цикла и особому опыту поколений: «Если молодые мигранты чаще основывают свою идентичность на дружбе, семье и эмоциональных самоатрибуциях, то старшие мигранты делают это с точки зрения проживания и предыдущего опыта проживания в этом месте» [Cuba, Hummon, 1993].
Феноменология пространства, в том числе архитектурно организованного, утверждает сегодня, что чувство места устойчиво к технологическим инновациям. Чувство места формируется многомерным восприятием (запах, движение, звук и пр.) и закрепляется памятью [Spence, 2020]. Дом обеспечивает мемориальную устойчивость семьи и связь поколений именно за счет сосуществования в пространстве символов разных эпох, которыми выступают личные вещи старших родственников, унаследованная мебель и кухонная утварь, собственно мемориальные и культовые объекты, лишенные утилитарных функций.
Ярким примером является анализ Л. Бугаевой ориентированного на девочек коммерческого проекта American girl как стра-
49
тегии «введения истории в домашнее пространство ребенка, <. > интимизации чужого опыта и доместикации истории» через игру с куклой и продолжающие ее фильмы, игры, наборы игрушек [Бугаева, 2017]. Другая отечественная исследовательница показывает, как уже интериоризованный исторический опыт (практики экономически сберегающего поведения - мытья целлофановых пакетов, сложившиеся у советских женщин) переосмысливаются в новом контексте (экологической повестки) молодым поколением, т.е. «как дискурс осознанного потребления "вспоминает" советское прошлое, взаимодействует с ним, и в чем прагматика таких отсылок» [Секушина, 2021, с. 161]. Более того, историко-антропологи-ческие изыскания, опирающиеся на археологические данные, показывают, что именно функция хранения исторической памяти, обеспечения социального, культурного воспроизводства, преемственности поколений - хронологически первая. Возможно, она детерминирует всю историю человеческого домостроительства. О.Р. Астапова, реферируя сборник по результатам археологических и междисциплинарных исследований неолитического поселения Чатал-Хююк, пишет: «.некоторые здания в Чатал-Хююке постепенно приобретали характер мест, предназначенных исключительно для погребения. Поскольку "время жизни" таких зданий измеряется многими поколениями, а архитектурная разработанность и число погребений возрастают с течением времени, авторы предлагают называть их "домами истории". Возможно, "дома истории" использовались родственными кланами или соседними домами для отправления культов и находились на их продовольственном обеспечении, чем и объясняется уменьшение размеров хранилищ и производственных помещений. Всё это, полагают авторы, позволяет отнести Чатал-Хююк к категории так называемых "домовых сообществ", т.е. таких, в которых "дом", по определению К. Леви-Строса, представляет собой основной символ и организующий принцип социальной организации <.> В Чатал-Хююке "дома истории" служили для аккумуляции исторической памяти и на определенных фазах развития поселения находились в центре внимания сообщества» [Астапова, 2013, с. 30].
Поэтому в контексте антропологии жилища доместикация предстает не как процесс разобщения семьи и окружающего мира, а наоборот, как средство постижения истории, формирования
50
общности и включения в нее в результате культивирования просо-циальности все большего количества «других», понимаемых как ин-группа.
Заключение
Доместикация представляет собой общенаучную категорию, понятийное наполнение которой может уточняться в разных науках в зависимости от предмета исследования и особенностей его эмпирических объектов. Изначально возникнув в естественных науках и наиболее тесно связанных с ними специальных исторических дисциплинах, далее категория доместикации уверенно влилась в понятийный аппарат исследований культурных инноваций, межкультурных коммуникаций и взаимодействия обеспечивающих эти культурные контакты семиотических систем.
Ведущими методологическими подходами к анализу доместикации в социальных науках стали эволюционизм и диффузио-низм. По мере упрочения научного статуса категории поле ее рассмотрения расширяется. Это бихевиоризм (доместикация как дрессура), символический интеракционизм (доместикация как шифровка - дешифровка пространства), институциональный подход (нормативность и ограничения домашних и внедомашних активностей), феноменология (доместикация как «чувство дома», переживание местонахождения, включение пространства в «образ Я»).
В современных исследованиях доместикация предстает как заимствование и потребление - относительно пассивное, иногда недобровольное, будящее изумление, страх, гнев и сопротивление; как активное сотворение «своего» пространства в процессе познания окружающего мира человеком-творцом; как самоизоляция в домашнем пространстве (приватизация общественных ресурсов, благ, технологий и практик) и, напротив, как социализация, усиление просоциального начала в готовности индивида впустить в свое частное пространство элементы общественной жизни (доместикация медиа и глокализация). Кроме того, в концепциях «доместикации пространства» это социально-психологический процесс формирования привязанности к объектам материальной и социальной среды, их наделения дополнительными личностными смыслами и
51
превращения в составную часть личной, социальной, национальной идентичности.
Список литературы
Астапова О.Р. Роль религии в возникновении цивилизации (по материалам Чатал-Хююка) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. - 2013. - № 4. - С. 22-34. - Реф. сб.: Religion in the emergence of civilization : Çatalhoyuk as a case study / ed. by I. Hodder. - Cambridge ; New York : Cambridge university press, 2010. - XII, 360 p.
Бугаева Л. American girl как проект доместикации истории // Новое литературное обозрение. - 2017. - № 1 (143). - С. 233-245.
Виллерслев Р., Витебски П., Алексеев А.А. Жертвоприношение как идеальная охота : объяснение истоков доместикации северного оленя с точки зрения космологии / пер. с англ. Н. Васильковой // Этнографическое обозрение. - 2016. -№ 4. - С. 154-175.
Волков С.Ю., Кондратьев А.С. Формирование цифровой диктатуры как актуальная общественно-политическая проблема // Огарёв-Online. - 2022. -№ 6 (175). - URL: https://journal.mrsu.ru/arts/formirovanie-cifrovoj-diktatury-kak-aktualnaya-obshhestvenno-politicheskaya-problema (дата обращения: 20.09.2023).
Гредновская Е.В., Дыдров А.А. Экспансия микроформатов в Интернет-пространстве : коммуникативный аспект // Российская школа связей с общественностью. - 2022. - № 26. - С. 130-144.
Дзедик В.А., Васильева С.И. Исследование влияния карго-культа на эффективность систем менеджмента качества // Бизнес. Образование. Право. - 2016. -№ 4 (37). - С. 123-127.
Дулина Н.В., Ануфриева Е.В. Влияние пандемии на изменение повседневных практик жителей Волгограда : гендерные различия (по итогам прикладного социологического исследования) // Logos et praxis. - 2021. - Т. 20, № 2. - С. 95109. - DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.2.12
Евглевский А.В., Андросова С.Л. Тюркские средневековые изваяния в культурном пространстве других народов : «доместикация» чужих образов // Донецкие чтения - 2018 : образование, наука, инновации, культура и вызовы современности, Донецк, 25 октября 2018 года / под общ. ред. С.В. Беспаловой. - Донецк : Издательство ДонНУ, 2018. - Т. 5. - С. 287-289.
Козырьков В.П. Социокультурная концепция семьи : факторы, формы и механизмы ее становления // вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия социальные науки. - 2016. - № 1 (41). - С. 88-96.
Косовский Г.Ю., Глазко В.И. Взаимосвязь между социализацией и доместикацией // Кролиководство и звероводство. - 2020. - Т. 2, № 5. - С. 5-18. -DOI: 10.24411/0023-4885-2020-00020
Круткин В.Л. Рисование как антропопрактика : образы и знаки в мире изображений // Визуальная антропология - 2022. Исторический город : актуализация прошлого в перспективе будущего : материалы IV Международной науч-
52
ной конференции, Великий Новгород, 22-23 сентября 2022 года / под редакцией С.С. Аванесова, Е.И. Спешиловой. - Великий Новгород : Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2022. - С. 107-113. -Б01: 10.34680М8ап11-2022-107-113
Крэри Д. 24/7 : поздний капитализм и цели сна // Экономическая социология. - 2021. - Т. 22, № 5. - С. 39-53. - Б01: 10.17323/1726-3247-2021-5-40-54
Кузнецова А.Р. Строительство жилья в сельской местности Ленинградской области в условиях пандемии С0УГО-19 // Уфимский гуманитарный научный форум. - 2022. - № 1 (9). - С. 64-75.
Кузьменко Г.Н. Религиозный фактор доместикации в архаичном обществе (мировоззренческий аспект) // Социальная политика и социология. - 2022. - Т. 21, № 4 (145). - С. 128-135.
Линник Ю.В. [Рецензия] // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2016. - № 7-2 (160). - С. 114-116. - Рец. на кн.: Конкка А. Карсикко : деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов. - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2013. - 286 с.
Лученко К. Цифровизация богослужебных практик в период пандемии ко-ронавируса в контексте медиатизации православия // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2021. - Т. 39, № 1. - С. 39-57. -Б01: 10.22394/2073-7203-2021-39-1-39-57
Никифорова Н.В. Превращение электричества из диковинки в новинку : подходы к изучению культурной истории электрификации // Общество. Среда. Развитие. - 2016. - № 4 (41). - С. 48-55.
Никифорова Н.В. Технологические новинки при императорском дворе : электричество в практиках репрезентации власти // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - Т. 1, № 2. - С. 145-150.
Никифорова Н.В., Сидорчук И.В. Культурная история электричества в России XIX века : электрический свет как спектакль иразвлечение // Вопросы истории естествознания и техники. - 2017. - Т. 38, № 3. - С. 448-469.
Овчаров Д.А. Идеи генно-культурной эволюции в философии XX века : историко-философский аналитический обзор // Вестник МГПУ. Серия Философские науки. - 2023. - № 1 (45). - С. 79-88. - Б01: 10.25688/2078-9238.2023.45.1.6
Первый год пандемии : социальный отклик в контексте причин смерти / Семенова В.Г., Иванова А.Е., Сабгайда Т.П., Евдокушкина Г.Н., Запорожчен-ко В.Г. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2022. - Т. 66, № 2. - С. 93100. - Б01: 10.47470/0044-197X-2022-66-2-93-100
Пефтиев В.И. Цифровизация : новые вызовы для личности и общества // Возможности и угрозы цифрового общества : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 15 апреля 2021 года / под ред. А.В. Соколова, А.А. Фролова. - Ярославль : Общество с ограниченной ответственностью «Цифровая типография», 2021. - С. 212-214.
Покровский Н.Е., Николаева У.Г., Демидова Ю.А. Феноменология «жизненного мира» горожанина во внегородском пространстве Ближнего Севера : дом
53
и доместикация // Социологические исследования. - 2019. - № 12. - С. 70-80. -DOI: 10.31857/S013216250007752-0
Растегари С. Ограничения на путешествия, наложенные из-за COVID-19, нарушают международное право // Право и государство : теория и практика. -2020. - № 12 (192). - С. 179-182. - DOI: 10.47643/1815-1337_2020_12_179
Резниченко С., Нартова-Бочавер С.К., Кузнецова В.Б. Метод оценки привязанности к дому // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2016. -№ 3. - С. 498-518.
Рудык Э.Н. Цифровая власть как новая форма власти : опасности и риски (гуманистический аспект) // Россия : тенденции и перспективы развития. - 2022. -№ 17, ч. 1. - С. 254-257.
Севрюкова Е.А., Бахтин А.А. Радикальные технологии в устройстве повседневной жизни : идеология управления // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2019. - № 2 (22). - С. 161-165. - DOI: 10.24151/24091073-2019-2-161-165
Секушина Ю.А. Воображая прошлое, преображая настоящее : культурный ресайклинг советского прошлого в дискурсе осознанного потребления // Сибирские исторические исследования. - 2021. - № 4. - С. 160-182. -DOI: 10.17223/2312461X/34/11
Серая О.Ю. Что такое доместикация и какое отношения она имеет к человеку? // Кролиководство и звероводство. - 2019. - № 3. - С. 55-59.
Смирнов О.А. Культурологическое значение карго-культа : от этнографии к социальным наукам // Культура и цивилизация. - 2020. - Т. 10, № 5-1. - С. 303307.
Тюрин А. С. «Цыганская проблема» в деятельности ведомства государственных имуществ в Нижегородской губернии (1839-1866) // Вестник Пермского университета. История. - 2018. - № 3 (42). - С. 42-53. - DOI: 10.17072/2219-31112018-3-42-53
Уварова Т.Б. [Реферат]. Рохе С. Доместикация молодежи : демографический взрыв и его социополитические последствия в Таджикистане // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. - 2015. - № 3. - С. 130-135. - Реф. кн.: Roche S. Domesticating youth : the youth bulges and their socio-political implications in Tajikistan. - New York ; Oxford : Berghahn, 2014. - xx, 271 p.
Хэддон Л., Сильверстоун Р. Удаленная работа и изменение отношения «дом - работа» // Информационное общество. - 2009. - Вып. 6. - С. 6-16.
Чубаров И. Исключенные : логики социальной стигматизации в массовом кинематографе // Логос. - 2014. - № 5 (101). - С. 97-129.
Шайдуров В.Н., Новогродский Т.А. Цыгане и военная служба в Российской империи во второй половине XVIII - первой половине XIX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. - 2020. - Т. 19, № 4. -С. 838-850. - DOI: 10.22363/2312-8674-2020-19-4-838-850
Aubrecht K., Keefe J. «Everybody has different levels of why they are here» : deconstructing domestication in the nursing home setting // Disabling domesticity / ed.
54
by M. Rembis. - New York : Palgrave Macmillan, 2017. - 355 p. - DOI: 10.1057/9781-137-48769-8
Benitez-Burraco A., Kempe V. The emergence of modern languages : has human self-domestication optimized language transmission? // Frontiers in psychology. -2018. - Vol. 551, N 9. - P. 1-8. - DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00551
Bemtez-Burraco A., Nikolsky A. The (co)evolution of language and music under human self-domestication // Human nature. - 2023. - N 34. - P. 229-275. -DOI: 10.1007/s12110-023-09447-1
Bovill M., Livingstone S.M. Bedroom culture and the privatization of media use [online]. - London : LSE research online, 2001. - URL: http://eprints.lse.ac.uk/ archive/00000672 (accessed: 20.09.2023).
Bowen W.M., Gleeson R.E. The advent of permanent human settlements // The evolution of human settlements. - Cham : Palgrave Macmillan, 2019. - P. 73-94. -DOI: 10.1007/978-3-319-95034-1_4
Burke A., Kandler A., Good D. Women who know their place : sex-based differences in spatial abilities and their evolutionary significance // Human nature. -2012. - N 23. - P. 133-48. - DOI: 10.1007/s12110-012-9140-1
Buur L. Sovereignty, riots, and social contestation : excess and domestication // Conflict and society : advances in research. - 2015. - Vol. 1, N 1. - P. 165-181. -DOI: 10.3167/arcs.2015.010113
Cockburn C., First-Dilic R. Bringing technology home : gender and technology in a changing Europe. - Milton Keynes : Open university press, 1994. - 187 p.
Cowan R.S. More work for mother : the ironies of household technology from the open hearth to the microwave. - New York : Basic books, 1983. - 257 p.
Cuba L., Hummon D.M. Constructing a sense of home : place affiliation and migration across the life cycle // Sociological forum. - 1993. - N 8. - P. 547-572. -DOI: 10.1007/BF01115211
Dawood Q. From dusting to «deening» : domestic workers in the South African Muslim home // The thinker. - 2023. - Vol. 96, N 3. - P. 61-73.
Dixson B.J., BrookR.C. The role of facial hair in women's perceptions of men's attractiveness, health, masculinity and parenting abilities // Evolution and human behavior. - 2013. - Vol. 34, N 3. - P. 236-241. - DOI: 10.1016/j.evolhumbehav. 2013.02.003
Dumitrescu A., Purcarea M. Product domestication process perceived by endusers. - 2023. - URL: https://www.researchgate.net/publication/371016497_Product_ domestication_process_perceived_by_end-users (accessed: 20.09.2023).
Fox S. Trying times : domestication of healthcare technologies amidst challenging dynamic contexts // Social theory and health. - 2019. - N 17. - P. 291-306. -DOI: 10.1057/s41285-019-00107-y
Gleeson B.T. Masculinity and the mechanisms of human self-domestication // Adaptive human behavior and physiology. - 2020. - N 6. - P. 1-29. - DOI: 10.1007/s 40750-019-00126-z
Gooday G. Domesticating electricity : technology, uncertainty and gender, 1880-1914. - London : Pickering & Chatto, 2008. - 292 p.
55
Goodman Ph. Domestication of industrial employment // Women, sexuality and war / ed. by Ph. Goodman. - London : Palgrave Macmillan, 2001. - P. 29-51. -DOI: 10.1057/9781403914132
Lim S.S. Asymmetries in Asian families' domestication of mobile communication // Mobile communication and the family mobile communication in Asia : local insights, global implications / ed. by S.S. Lim. - Dordrecht : Springer, 2016. -P. 1-12. - DOI: 10.1007/978-94-017-7441-3_1
Liu Y., Jianhong Zh. Rural masculinities and fathering : the lived experiences of Chinese farmers // Journal of family issues. - 2021. - N 42. - P. 1-21. - DOI: 10.1177/ 0192513X20988070
Mncube S., Tanner M.C., Chigona W. Reconceptualisation of domestication theory through the domestication of open educational resources // Proceedings of the 14th Annual AIS SIG GlobDev Pre-ICIS Workshop, Copenhagen, Denmark, Saturday. -2022. - Dec. 10. - URL: https://www.researchgate.net/publication/368364378_Recon ceptualisation_of_Domestication_Theory_through_the_Domestication_of_Open_Educa tional_Resources (accessed 20.09.2023).
National income inequality predicts women's preferences for masculinized faces better than health does / Brooks R., Scott I., Maklakov A., Kasumovic M., Clark A., Penton-Voak I. // Proceedings of The Royal Society : biological sciences. - 2011. -Vol. 278, N 1707. - P. 810-812. - URL: https://royalsocietypublishing.org/doi/ 10.1098/rspb.2010.0964 (accessed 20.09.2023). - DOI: 10.1098/rspb.2010.0964
Peil C., Roser J. The meaning of home in the context of digitization, mobilization and mediatization // Mediatized worlds / ed.by A. Hepp, F. Krotz. -London : Palgrave Macmillan, 2014. - P. 233-249. - DOI: 10.1057/97811 37300355_14
Sarkar S. Domesticating electric power : growth of industry, utilities and research in colonial Calcutta // The Indian economic and social history review. - 2015. -Vol. 52, N 3. - P. 357-389.
Scelza B. Female mobility and postmarital kin access in a patrilocal society // Human nature. - 2011. - N 22. - P. 377-393. - DOI: 10.1007/s12110-011-9125-5
Sela Y., Shackelford T., Liddle J. A moral guide to depravity : religiously motivated violence and sexual selection // The evolution of morality / ed. by T. Shackelford, R. Hansen. - Cham : Springer, 2016. - P. 197-216. -DOI: 10.1007/978-3-319-19671-8_10
Silvestone R., Hirsch E. Consuming technologies : media and information in domestic spaces. - London ; New York : Routledge, 1992. - 256 p.
Smuts B. Male aggression against women : an evolutionary perspective // Human nature. - 1992. - N 3. - P. 1-44. - DOI: 10.1007/BF02692265
Spence Ch. Senses of place : architectural design for the multisensory mind // Cognitive research : principles and implications. - 2020. - N 5. - P. 1-26. -DOI: 10.1186/s41235-020-00243-4
Strassmann B., Garrard W. Alternatives to the grandmother hypothesis a meta-analysis of the association between grandparental and grandchild survival in patrilineal
56
populations // Human nature. - 2011. - N 22. - P. 201-222. - DOI: 10.1007/s12110-011-9114-8
The domestication of women's roles as a reflection of ancient patriarchal traditions : a reflection on the thoughts of Friedrich Engels and Fatimah Mernissi / Roibin R., As-Suvi A., Abdullah Y., Ashari Z. // Marwah : Jurnal Perempuan, Agama dan Jender. - 2023. - Vol. 22, N 1. - P. 53-71. - DOI: 10.24014/ Marwah.v22i1.22415 The Routledge handbook of media and technology domestication / ed. by M. Hartmann. - London : Routledge, 2023. - 528 p. - DOI: https://doi.org/10.4324/ 9781003265931
Trade-Offs between female food acquisition and child care among Hiwi and Ache foragers / Hurtado A., Hill K., Hurtado I., Kaplan H. // Human nature. - 1992. -N 3. - P. 185-216. - DOI: 10.1007/BF02692239
Yong J., Li N. Elucidating evolutionary principles with the traditional Mosuo : adaptive benefits and origins of matriliny and «walking marriages» // Culture and evolution. - 2022. - N 19. - P. 22-40. - DOI: 10.1556/2055.2022.00017
References
Astapova O.R. Rol' religii v vozniknovenii civilizacii (po materialam Chatal-Hyuyuka) [The role of religion in the awareness of civilization (based on the material of Cha Chatal-Khoyuk)]. Collected papers summary : Religion in the formation of civilization : Chatal-Khoyuk as a case study. Ed. by Hodder I. Cambridge ; New York: Cambridge university publishing house, 2010. - XII, 360 p. Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 5: Istoriya [Social and humanitarian sciences. Domestic and foreign literature. Series 5: History]. - 2013. -N 4. - P. 22-34. (In Russian)
Aubrecht K., Keefe J. «Everybody has different levels of why they are here» : deconstructing domestication in the nursing home setting. Disabling domesticity. Ed. by M. Rembis. - New York : Palgrave Macmillan, 2017. - 355 p. - DOI: 10.1057/978-1137-48769-8
Benitez-Burraco A., Kempe V. The emergence of modern languages : has human self-domestication optimized language transmission? Frontiers in psychology. -2018. - Vol. 551, N 9. - P. 1-8. - DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00551
Benitez-Burraco A., Nikolsky A. The (co)evolution of language and music under human self-domestication. Human nature. - 2023. - N 34. - P. 229-275. -DOI: 10.1007/s12110-023-09447-1
Bovill M., Livingstone S.M. Bedroom culture and the privatization of media use [online]. - London : LSE research online, 2001. - URL: http://eprints.lse.ac.uk/ archive/00000672 (accessed: 20.09.2023).
Bowen W.M., Gleeson R.E. The advent of permanent human settlements. The evolution of human settlements. - Cham : Palgrave Macmillan, 2019. - P. 73-94. -DOI: 10.1007/978-3-319-95034-1_4
National income inequality predicts women's preferences for masculinized faces better than health does / Brooks R., Scott I., Maklakov A., Kasumovic M., Clark A.,
57
Penton-Voak I. Proceedings of The Royal Society : biological sciences. - 2011. -Vol. 278, N 1707. - P. 810-812. - URL: https://royalsocietypublishing.org/doi/ 10.1098/rspb.2010.0964 (accessed 20.09.2023). - DOI: 10.1098/rspb.2010.0964
Bugaeva L. American girl kak proekt domestikacii istorii [The American girl as a project of domestication and history]. Novoe literaturnoe obozrenie [The new literary observer]. - 2017. - N 1 (143). - P. 233-245. (In Russian)
Burke A., Kandler A., Good D. Women who know their place : sex-based differences in spatial abilities and their evolutionary significance. Human nature. -2012. - N 23. - P. 133-48. - DOI: 10.1007/s12110-012-9140-1
Buur L. Sovereignty, riots, and social contestation : excess and domestication. Conflict and society : advances in research. - 2015. - Vol. 1, N 1. - P. 165-181. -DOI: 10.3167/arcs.2015.010113
Chubarov I. Isklyuchennye : logiki social'noj stigmatizacii v massovom kine-matografe [Excluded : the logic of social stigmatization in mass cinema]. Logos. -2014. - N 5 (101). - P. 97-129. (In Russian)
Cockburn C., First-Dilic R. Bringing technology home : gender and technology in a changing Europe. - Milton Keynes : Open university press. - 1994. - 187 p.
Cowan R.S. More work for mother : the ironies of household technology from the open hearth to the microwave. - New York : Basic books, 1983. - 257 p.
Crary D. 24/7 : pozdnij kapitalizm i celi sna [24/7 : late capitalism and sleep goals/ Ekonomicheskaya sociologiya [Economic sociology]. - 2021. - Vol. 22, N 5. -P. 39-53. - DOI: 10.17323/1726-3247-2021-5-40-54 (In Russian)
Cuba L., Hummon D.M. Constructing a sense of home : place affiliation and migration across the life cycle. Sociological forum. - 1993. - N 8. - P. 547-572. -DOI: 10.1007/BF01115211
Dawood Q. From dusting to «deening» : domestic workers in the South African Muslim home. The thinker. - 2023. - Vol. 96, N 3. - P. 61-73.
Dixson B.J., Brook R.C. The role of facial hair in women's perceptions of men's attractiveness, health, masculinity and parenting abilities. Evolution and human behavior. - 2013. - Vol. 34, N 3. - P. 236-241. - DOI: 10.1016/j.evolhumbehav. 2013.02.003
Dulina N.V., Anufrieva E.V. Vliyanie pandemii na izmenenie povsednevnyh praktik zhitelej Volgograda : gendernye razlichiya (po itogam prikladnogo sociologicheskogo issledovaniya) [The impact of the pandemic on the change in daily life indicators of the Volgograd population : gender differences (based on the results of a sociological study)]. Logos et practice. - 2021. - Vol. 20, N 2. - P. 95-109. -DOI 10.15688/lp.jvolsu.2021.2.12 (In Russian)
Dumitrescu A., Purcarea M. Product domestication process perceived by endusers. - 2023. - URL: https://www.researchgate.net/publication/371016497_Product_ domestication_process_perceived_by_end-users (accessed: 20.09.2023).
Dzedik V.A., Vasilyeva S.I. Issledovanie vliyaniya kargo-kul'ta na effektivnost' sistem menedzhmenta kachestva [Investigation of the influence of cargo cult on the effectiveness of quality management systems]. Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Law]. - 2016. - N 4 (37). - P. 123-127. (In Russian)
58
Fox S. Trying times : domestication of healthcare technologies amidst challenging dynamic contexts. Social theory and health. - 2019. - N 17. - P. 291-306. -DOI: 10.1057/s41285-019-00107-y
Gaidurov V.N., Novogorodsky T.A. Cygane i voennaya sluzhba v Rossijskoj imperii vo vtoroj polovine XVIII - pervoj polovine XIX v. [Gypsies and military service in the Russian Empire in the second half of the XVIII - first half of the XIX century]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii [Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: The history of Russia]. - 2020. - Vol. 19, N 4. - P. 838-850. - DOI: 10.22363/2312-8674-2020-19-4838-850 (In Russian)
Gleeson B.T. Masculinity and the mechanisms of human self-domestication. Adaptive human behavior and physiology. - 2020. - N 6. - P. 1-29. -DOI: 10.1007/s40750-019-00126-z
Gooday G. Domesticating electricity : technology, uncertainty and gender, 1880-1914. - London : Pickering & Chatto, 2008. - 292 p.
Goodman Ph. Domestication of industrial employment. Women, sexuality and war. Ed. by Ph. Goodman. - London : Palgrave Macmillan, 2001. - P. 29-51. -DOI: 10.1057/9781403914132
Grednovskaya E.V., Dydrov A.A. Ekspansiya mikroformatov v Internet-prostranstve : kommunikativnyj aspekt [Expansion of microformats in the Internet space : a communicative aspect]. Rossijskaya shkola svyazej s obshchestvennost'yu [The Russian school of public relations]. - 2022. - N 26. - P. 130-144. (In Russian)
Haddon L., Silverstone R. Udalennaya rabota i izmenenie otnosheniya «dom -rabota» [Remote work and changing the home-work relationship]. Informacionnoe obshchestvo [Information society]. - 2009. - N 6. - P. 6-16. (In Russian)
The Routledge handbook of media and technology domestication. Ed. by M. Hartmann M. - London : Routledge, 2023. - 528 p. - DOI: https://doi.org/ 10.4324/9781003265931
Trade-Offs between female food acquisition and child care among Hiwi and Ache foragers / Hurtado A., Hill K., Hurtado I., Kaplan H. Human nature. - 1992. - N 3. - P. 185-216. - DOI: 10.1007/BF02692239.
Kosovsky G.Yu., Glazko V.I. Vzaimosvyaz' mezhdu socializaciej i domestikaciej [The relationship between socialization and domestication]. Kroliko-vodstvo i zverovodstvo [Rabbit breeding and animal husbandry]. - 2020. - N 5-2. -P. 5-18. - DOI: 10.24411/0023-4885-2020-00020 (In Russian)
Kozyrkov V.P. Sociokul'turnaya koncepciya sem'i : faktory, formy i mekhanizmy ee stanovleniya [Sociocultural concept of the family : factors, forms and mechanisms of its formation]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo. Seriya: Social'nye nauki [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social sciences]. - 2016. - N 1 (41). - P. 88-96. (In Russian)
Krutkin V.L. Risovanie kak antropopraktika : obrazy i znaki v mire izobra-zhenij [Drawing as an anthropopractic : images and signs in the world of images]. Ed. by S.S. Avanesov, E.I. Speshilova. Vizual'naya antropologiya - 2022. Istoricheskij
59
gorod : aktualizaciya proshlogo v perspektive budushchego : materialy IV Mezhduna-rodnoj nauchnoj konferencii, Velikij Novgorod, 22-23 sentyabrya 2022 goda [Visual anthropology - 2022. Historical city : actualization of the past in the perspective of the future : materials for the IV International scientific conference, Veliky Novgorod, September 22-23, 2022]. Veliky Novgorod : Yaroslav Mudryi Novgorod state university, 2022. - P. 107-113. - DOI: 10.34680/vizant-2022-107-113 (In Russian)
Kuzmenko G.N. Religioznyj faktor domestikacii v arhaichnom obshchestve (mirovozzrencheskij aspekt) [The religious factor of domestication in an archaic society (worldview aspect)]. Social'nayapolitika i sociologiya [Social policy and sociology]. -2022. - Vol. 21, N 4 (145). - P. 128-135. (In Russian)
Kuznetsova A.R. Stroitel'stvo zhil'ya v sel'skoj mestnosti Leningradskoj oblasti v usloviyah pandemii COVID-19 [The state lived in rural areas of Leningrad region in the conditions of the COVID-19 pandemic]. Ufmskij gumanitarnyj nauchnyj forum [The Ufa humanistic scientific forum]. - 2022. - N 1 (9). - P. 64-75. (In Russian)
Lim S.S. Asymmetries in Asian families' domestication of mobile communication. Mobile communication and the family mobile communication in Asia : local insights, global implications. Ed. by S.S. Lim. - Dordrecht : Springer, 2016. - P. 1-12. -DOI: 10.1007/978-94-017-7441-3_1
Linnik Yu.V. Recenziya na knigu : Konkka A. Karsikko : derev'ya-znaki v obryadah i verovaniyah pribaltijsko-finskih narodov [Book review : Konkka A. Kar-sikko : sign trees in the rituals and beliefs of the Baltic-Finnish peoples]. Petrozavodsk : PetrSU publishing house, 2013. - 286 s.]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Petrozavodsk state university]. -2016. - N 7-2 (160). - P. 114-116. (In Russian)
Liu Y., Jianhong Zh. Rural masculinities and fathering : the lived experiences of Chinese farmers. Journal of family issues. - 2021. - N 42. - P. 1-21. -DOI: 10.1177/0192513X20988070
Luchenko K. Cifrovizaciya bogosluzhebnyh praktik v period pandemii koronavirusa v kontekste mediatizacii pravoslaviya [Digitalization of liturgical practices during the coronavirus pandemic in the context of the mediatization of Orthodoxy]. Gosudarstvo, religiya, Cerkov' v Rossii i za rubezhom [State, religion, Church in Russia and abroad]. - 2021. - Vol. 39, N 1. - P. 39-57. - DOI: 10.22394/2073-7203-2021-391-39-57 (In Russian)
Mncube S., Tanner M.C., Chigona W. Reconceptualisation of domestication theory through the domestication of open educational resources. Proceedings of the 14th Annual AIS SIG GlobDev Pre-ICIS Workshop, Copenhagen, Denmark, Saturday. -2022. - Dec. 10. - URL: https://www.researchgate.net/publication/368364378_ Reconceptualisation_of_Domestication_Theory_through_the_Domestication_of_Open _Educational_Resources (accessed 20.09.2023).
Nikiforova N.V. Prevrashchenie elektrichestva iz dikovinki v novinku : podhody k izucheniyu kul'turnoj istorii elektrifikacii [The transformation of electricity from a curiosity into a novelty : approaches to the study of the cultural history of electrification]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie [Society. Environment. Development]. -2016. - N 4 (41). - P. 48-55. (In Russian)
60
Nikiforova N.V. Tekhnologicheskie novinki pri imperatorskom dvore : elektrichestvo v praktikah reprezentacii vlasti [Technological innovations at the Imperial court : electricity in the practices of power representation]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl pedagogical bulletin]. - 2015. - Vol. 1, N 2. -P. 145-150. (In Russian)
Nikiforova N.V., Sidorchuk I.V. Kul'turnaya istoriya elektrichestva v Rossii XIX veka : elektricheskij svet kak spektakl' i razvlechenie [The cultural tradition of electricity in Russia of the XIX century : electrical light as a phenomenon and development]. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki [Questions of the history of natural science and technology]. - 2017. - Vol. 38, N 3. - P. 448-469. (In Russian)
Ovcharov D.A. Idei genno-kul'turnoj evolyucii v filosofii XX veka : istoriko-filosofskij analiticheskij obzor [The genetic and cultural evolution of the Idea in the philosophy of the twentieth century : a historical and philosophical analytical review]. Vestnik MGPU. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of the Moscow state pedagogical university. Series: Philosophical sciences]. - 2023. - N 1 (45). - P. 79-88. -DOI: 10.25688/2078-9238.2023.45.1.6 (In Russian)
Peftiev V.I. Cifrovizaciya : novye vyzovy dlya lichnosti i obshchestva [Digitalization : new challenges for the individual and society]. Vozmozhnosti i ugrozy cifrovogo obshchestva : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Yaroslavl', 15 aprelya 2021 goda [Opportunities and threats of the digital society : materials of the All-Russian scientific and practical conference, Yaroslavl, April 15, 2021]. Ed. by A.V. Sokolov, A.A. Frolov. - Yaroslavl : Limited liability company «Digital printing house», 2021. - P. 212-214. (In Russian)
Peil C., Roser J. The meaning of home in the context of digitization, mobilization and mediatization. Mediatized worlds. Ed. A. Hepp, F. Krotz. - London : Palgrave Macmillan, 2014. - P. 233-249. - DOI: 10.1057/9781137300355_14
Pervyj god pandemii : social'nyj otklik v kontekste prichin smerti [The first year of the pandemic : a social response in the context of causes of death] / Semenova V.G., Ivanova A.E., Sabgaida T.P., Evdokushkina G.N., Zaporozhchenko V.G. Zdravoohra-nenie Rossijskoj Federacii [Healthcare of the Russian Federation]. - 2022. - Vol. 66, N 2. - P. 93-100. - DOI: 10.47470/0044-197X-2022-66-2-93-100 (In Russian)
Pokrovsky N.E., Nikolaeva U.G., Demidova Yu.A. Fenomenologiya «zhiznennogo mira» gorozhanina vo vnegorodskom prostranstve Blizhnego Severa : dom i domestikaciya [The phenomenology of the «life world» of a citizen in the nonurban space of the Near North : home and domestication]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. - 2019. - N 12. - P. 70-80. - DOI: 10.31857/ S013216250007752-0 (In Russian)
Rastegari S. Ogranicheniya na puteshestviya, nalozhennye iz-za COVID-19, narushayut mezhdunarodnoe pravo [Travel restrictions imposed due to COVID-19 prohibit the international government]. Pravo i gosudarstvo : teoriya i praktika [Government and the state : theory and practice]. - 2020. - N 12 (192). - P. 179-182. -DOI: 10.47643/1815-1337_2020_12_179 (In Russian)
Reznichenko S., Nartova-Bochaver S.K., Kuznetsova V.B. Metod ocenki privyazannosti k domu [Method of assessing attachment to home]. Psihologiya.
61
Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher school of economics]. - 2016. - N 3. - P. 498-518. (In Russian)
Rudyk E.N. Cifrovaya vlast' kak novaya forma vlasti : opasnosti i riski (gumanisticheskij aspekt) [Digital power as a new form of power : dangers and risks (humanistic aspect)]. Rossiya : tendencii i perspektivy razvitiya [Russia : trends and prospects of development]. - 2022. - N 17, part 1. - P. 254-257. (In Russian)
Sarkar S. Domesticating electric power : growth of industry, utilities and research in colonial Calcutta. The Indian economic and social history review. -2015. -Vol. 52, N 3. - P. 357-389.
Scelza B. Female mobility and postmarital kin access in a patrilocal society. Human nature. - 2011. - N 22. - P. 377-393. - DOI: 10.1007/s12110-011-9125-5
Sekushina Yu.A. Voobrazhaya proshloe, preobrazhaya nastoyashchee : kul'turnyj resajkling sovetskogo proshlogo v diskurse osoznannogo potrebleniya [Imagining the past, transforming the present : cultural recycling of the Soviet past in the discourse of conscious consumption]. Sibirskie istoricheskie issledovaniya [Siberian historical studies]. - 2021. - N 4. - P. 160-182. - DOI: 10.17223/2312461X/34/11 (In Russian)
Sela Y., Shackelford T., Liddle J. A moral guide to depravity : religiously motivated violence and sexual selection. The evolution of morality : evolutionary psychology. Ed. by T. Shackelford, R. Hansen. - Cham : Springer, 2016. - P. 197-216. -DOI: 10.1007/978-3-319-19671-8_10
Seraya O.Y. Chto takoe domestikaciya i kakoe otnosheniya ona imeet k cheloveku? [What is domestication and what does it have to do with a human?] Kro-likovodstvo i zverovodstvo [Rabbit breeding and animal husbandry]. - 2019. - N 3. -P. 55-59. (In Russian)
Sevryukova E.A., Bakhtin A.A. Radikal'nye tekhnologii v ustrojstve povse-dnevnoj zhizni : ideologiya upravleniya [Radical technologies in the structure of everyday life : ideology of management]. Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya [Economic and socio-humanitarian studies]. - 2019. -N2 (22). -P. 161-165. - DOI: 10.24151/2409-1073-2019-2-161-165 (In Russian)
Silvestone R., Hirsch E. Consuming technologies : media and information in domestic spaces. - London ; New York : Routledge, 1992. - 256 p.
Smirnov O.A. Kul'turologicheskoe znachenie kargo-kul'ta : ot etnografii k social'nym naukam [The cultural significance of cargo cult : from ethnography to social sciences]. Kul'tura i civilizaciya [Culture and civilization]. - 2020. - Vol. 10, N 5-1. -P. 303-307. (In Russian)
Smuts B. Male aggression against women : an evolutionary perspective. Human nature. - 1992. - N 3. - P. 1-44. - DOI: 10.1007/BF02692265
Spence Ch. Senses of place : architectural design for the multisensory mind. Cognitive research : principles and implications. - 2020. - N5.-P. 1-26. -DOI: 10.1186/s41235-020-00243-4
Strassmann B., Garrard W. Alternatives to the grandmother hypothesis a meta-analysis of the association between grandparental and grandchild survival in patrilineal
62
populations. Human nature. - 2011. - N 22. - P. 201-222. - DOI: 10.1007/s12110-011-9114-8
The domestication of women's roles as a reflection of ancient patriarchal traditions : a reflection on the thoughts of Friedrich Engels and Fatimah Mernissi / Roibin R., As-Suvi A., Abdullah Y., Ashari Z. Marwah : Jurnal Perempuan, Agama dan Jender. - 2023. - Vol. 22, N 1. - P. 53-71. - DOI: 10.24014/ Marwah.v22i1.22415 Tyurin A.S. «Cyganskaya problema» v deyatel'nosti vedomstva gosudarstvennyh imushchestv v Nizhegorodskoj gubernii (1839-1866) [«The Gypsy problem» in the activities of the Department of state property in the Nizhny Novgorod province (1839-1866)]. VestnikPermskogo universiteta. Istoriya. [Bulletin of the Perm University. History]. - 2018. - N 3 (42). - P. 42-53. - DOI: 10.17072/2219-31112018-3-42-53 (In Russian)
Uvarova T.B. Referat knigi : Rohe S. Domestikaciya molodezhi : demogra-ficheskij vzryv i ego sociopoliticheskie posledstviya v Tadzhikistane [Book summary : Rohe S. Domestication of youth : demographic explosion and its sociopolitical consequences in Tajikistan. - New York; Oxford: Bergan, 2014. - 271 p.]. Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 5: Istoriya [Social and humanitarian sciences. Domestic and foreign literature. Series 5: History]. -2015. - N 3. - P. 130-135. (In Russian)
Villerslev R., Vitebsk P., Alekseev A.A. Zhertvoprinoshenie kak ideal'naya ohota : ob"yasnenie istokov domestikacii severnogo olenya s tochki zreniya kosmologii [Sacrifice as an ideal hunt : an explanation of the origins of reindeer domestication from the point of view of cosmology]. Translated from English by N. Vasilkova. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic review]. - 2016. - N 4. - P. 154-175. (In Russian)
Volkov S.Yu., Kondratiev A.S. Formirovanie cifrovoj diktatury kak aktual'naya obshchestvenno-politicheskaya problema [The formation of a digital dictatorship as an actual socio-political problem]. Ogaryov-Online [Ogarev-online]. - 2022. - N 6 (175). -URL: https://journal.mrsu.ru/arts/formirovanie-cifrovoj-diktatury-kak-aktualnaya-obsh hestvenno-politicheskaya-problema (дата обращения: 20.09.2023). (In Russian)
Yevglevsky A.V., Androsova S.L. Tyurkskie srednevekovye izvayaniya v kul'turnom prostranstve drugih narodov : «domestikaciya» chuzhih obrazov [Turk medieval sculptures in the cultural space of other people : «domestication» of foreign images]. Doneckie chteniya - 2018 : obrazovanie, nauka, innovacii, kul'tura i vyzovy sovremennosti, Doneck, 25 oktyabrya 2018 goda [Donetsk readings - 2018 : education, science, innovations, culture and challenges of modernity, Donetsk, October 25, 2018]. Ed. by S.V. Bespalova. - Vol. 5. - Donetsk : DonNU publishing house, 2018. - P. 287289. (In Russian)
Yong J., Li N. Elucidating evolutionary principles with the traditional Mosuo : adaptive benefits and origins of matriliny and «walking marriages». Culture and evolution. - 2022. - N 19. - P. 22-40. - DOI: 10.1556/2055.2022.00017
63