DOI: 10.17805/trudy.2024.2.3 ПЕДАГОГИКА
ИДЕЯ ЧАЙЛДФРИ В РОССИИ
Е.Д. Огольцова Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье дано определение понятию «чайлдфри», рассказано о типах добровольно-бездетных, о степени распространения данной идеи в России, о причинах вступления в ряды «чайлдфри».
Ключевые слова: волнообразные отказники; реджекторы; осознанная бездетность; чайлдфри
THE IDEA OF CHILDFREE IN RUSSIA
E.D. Ogoltsova Moscow University for the Humanities
Abstract: The article defines the concept of childfree, describes the types of voluntarily childless, the extent to which this idea is widespread in Russia, and the reasons for joining the ranks of childfree.
Keywords: undulating refuseniks; rejectors; conscious childlessness; childfree
Семья - самая маленькая ячейка общества, но она позволяет реализовать потребности, как отдельных личностей, так и государства в целом. По прогнозам, рождаемость в России снизится до минимального значения за столетие уже в этом году, а численность абортов по-прежнему превысит рождения. 2024 г. объявлен годом семьи. Поэтому вопрос о «чайлдфри» требует внимания и детального рассмотрения. Институт семьи на сегодняшний день претерпевает серьезные изменения. Безусловно, семья меняется под влиянием политических и экономических факторов (Антонова, 2013).
Сделаем попытку раскрыть понятия идеи «чайлдфри» в рамках нашей страны, определить причины вступления в ряды добровольно-бездетных, а также попробуем ответить на вопрос: «Представляет ли движение «чайлдфри» угрозу для демографического положения в России?»
«Чайлдфри» в переводе с английского означает «свободный от детей». Это люди, которые добровольно и принципиально отказываются от рождения детей. Определяют себя как «чайлдфри» и состоящие в браке, и состоящие просто в отношениях или даже одинокие люди. В русском языке таких людей называют термином «добровольно-бездетный».
Впервые заговорили о «чайлдфри» в Америке в 1960-1970 гг., когда в стране был расцвет эпохи хиппи (Вихров, Удалых, 2020: 25). Возникновение идеи «чай-лдфри» связано с движением феминисток второй волны, которое развивалось в Америке и Европе. В конце 1960 гг. феминистки утверждали, что женщина, рожая выступает заложницей своей физиологии. В те же годы произошли перемены на
рынке гормональной и внутриматочной контрацепции, что так же способствовало сокращению рождаемости.
Первое масштабное исследование явления провела Джин Виверс - социолог из Канады. Ею были выделены два типа «чайлдфри»:
1. Реджекторы - самые радикальные «чайлдфри». Это тот тип людей, которые испытывают гневное отвращение к детям, беременности и всем сопутствующим процессам.
2. Аффексьонадо - «очарованные бездетностью», люди, живущие «в свое удовольствие» и не испытывают к детям негативных чувств и раздражения.
Но это не единственная типология. В 2008 г. Хизер Джоши и Дилан Нил предложили следующие «типы»:
1. Постоянные откладыватели - это те люди, которые постоянно откладывают рождение детей. Для них это не в приоритете, т.к. на первый план выходят: карьера, переезд, достижение личных целей и др.
2. Волнообразные отказники - это люди, которые особенно подвержены влиянию общества и медиа, поэтому часто меняют свое мнение по поводу деторождения (Полутова, 2015: 91).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в России встречаются все четыре типа «чайлдфри». В нашей стране людей наиболее радикального типа меньше всего. Истинных гедонистов - аффексьонадо немного больше. Людей, которые постоянно откладывают рождение ребенка по своим личным причинам, больше всего. И также есть небольшое количество людей, которые часто меняют свое мнение под влиянием общества и СМИ.
Отметим, что для некоторых идея «чайлдфри» всего лишь прикрытие физиологической бездетности, поэтому хотелось бы выделить еще один тип - ложные «чайлдфри», но бывает, наоборот, - не желая выставлять напоказ настоящую жизненную установку, люди могут утверждать, что у них просто не получается завести ребенка.
Большинство «чайлдфри» - люди из европейской части России. В более удаленных от столицы областях движение «чайлдфри» нельзя считать популярным. Российские сторонники движения отмечаются более высоким уровнем доходов, хорошим образованием и ориентацией на комфорт в жизни (Романова, Жанбаз, 2014: 89).
Также особенностью «чайлдфри» в России является насаждение ее, в основном, на просторах интернета. Мнение сторонников идеи может поменяться в любой момент, в отличие от европейских стран и США (Вильданова, Граничная, Мингалиева, Саляхиева, 2017: 204).
Многие приняли решение о бездетности еще в детстве. В основном, группа добровольно-бездетных состоит из людей от 25 до 35 лет (Антонова, 2013: 1). Но также немало тех, кто в свои 40-50 придерживаются принятого решения.
Еще одним важным аспектом является то, что большинство «чайлдфри» равнодушны к религии (Белинская, 2018: 13).
Следует отметить, что у нас в стране нет явной пропаганды «чайлдфри», за исключением «ненавязчивых отсылок» в мультимедиа. И если сравнивать статистику разных государств, в России относительно небольшой процент приверженцев идеи - 9%. Для сравнения: в США - 25%, в Италии - 24%, в Австрии - 20%. Также для примера можно взять страны арабского мира, Южную и Центральную Азию, где процент таких людей стремится к нулю.
Чтобы определить причины вступления людей в ряды «чайлдфри», следует рассмотреть факторы возникновения и роста явления бездетности в современных реалиях:
- переход западной цивилизации к индустриальному, и особенно к постиндустриальному обществу;
- в условиях демократизации и доступности высшего образования, дети как работники в экономическом плане теряют свою ценность, и представляют нагрузку для семьи в период долгосрочного обучения, из чего вытекает то, что деторождение невыгодно;
- относительно развитая система обеспечения пожилых людей, позволяющая не зависеть от детей;
- эмансипация женщин и трансформация гендерных ролей в целом (Дадае-ва, 2017: 457).
Напомним, что добровольно-бездетные как категория имели место быть еще до популярного на сей день «чайлдфри», например - это монахи, сектанты и др. группы людей, отказывающиеся от родительства по убеждениям.
Веками родители трудились во благо своих детей, чтобы у них было «всё и больше», но сейчас в угоду своих желаний очень многие люди отказываются от рождения детей, некоторым противны даже мысли о беременности и родах. Массовая культура всё больше ориентируется на лозунги, в которых превалирует лишь удовлетворение собственных желаний: «Бери от жизни всё» и т.д. В свою очередь, забота, самоотдача и стабильность больше не популярны (Новоселова, 2012: 108).
Зачастую на просторах интернета можно найти подобные «причины» становления добровольно-бездетными: «Дети мешают реализации и самодостаточности», «С детьми невозможно добиться карьерного роста или путешествовать», «Дети отнимают много времени и денег», а кто-то даже ссылается на «плохую экологию» и нежелание оставлять наследников жить в таком опасном мире.
«Чайлдфри» называют осознанными отказниками от детей, но все ли причины этого осознанные? Чаще всего причина - глубочайшей степени инфантилизм. На самом деле, причины в большинстве случаев психологические и идут из детства.
Причины для «чайлдфри»:
- человека чересчур опекали и баловали в детстве, тогда он попросту не научился заботиться о других;
- у ребенка был дефицит родительской любви и ласки;
- непредназначенная для ребенка ответственность, которую на него взвалили родители по тем или иным причинам;
- иногда родители частенько употребляют фразы по типу; «Мы всю жизнь на тебя положили» и т.п., это создает у человека установку, что жизнь с детьми -сплошные трудности и тяжкое бремя;
- над ребенком было совершено или регулярно совершалось насилие;
- излишнее давление с постоянными вопросами: «А когда уже у тебя будут дети?», после чего психика выдает ответную реакцию в виде отрицания;
- женщина или мужчина не могут найти себе подходящего партнера;
- страх родов или страх за внешний вид после родов.
И это лишь малая часть причин. Также отдельно требуется отметить влияние мультимедиа на разум людей.
Для оценки общественного мнения по этому вопросу автором был использован метод опроса, особую ценность представляет то, что участвовали в нем люди разных возрастов и полов. Благодаря этому мы сможем понять, на какие семейные ценности сейчас ориентированы люди.
Практически 80% опрошенных находятся в отношениях, 60% уже обзавелись детьми. Для 70% респондентов семья имеет высокую значимость, к роди-тельству также положительно относятся 70%.
Не слышали о феномене «чайлдфри» 12% опрошенных. С отношением к людям, выбравшим добровольную бездетность, уже сложнее - более половины относятся нейтрально, но третья часть опрошенных - негативно. Также почти все респонденты в той или иной мере уверены, что не будут относить себя к «чайлдфри» в будущем.
Касаемо степени распространения идеи добровольно-бездетных, люди полагают, что распространенность ее не слишком велика, но в будущем может вырасти. «Несет ли «чайлдфри» угрозу традиционным семейным ценностям?» -65% опрошенных с уверенностью ответили: «да».
Какие меры для повышения рождаемости применяет государство? Государство пытается поднимать рождаемость из года в год, но особых улучшений не видно. Старается строить школы и детские сады. При рождении детей оформляется материнский капитал и множество других пособий. Также поощряются неполные семью с матерями-одиночками, им тоже начисляют выплаты. Поступало предложение борьбы с ухудшающейся демографией путем выпуска специальных игрушек, чтобы дети с детства задумывались о многодетности. Ситуация крайне сложная, раз приходится идти на столь отчаянные меры.
Результаты социологических исследований показывают, что «движение «чайлдфри» в России присутствует, но на сегодняшний день можно говорить о достаточно низкой его распространенности. Эта идеология заимствована у западных стран, где продолжается рост ее влияния» (Вильданова, Граничная, Мин-галиева, Саляхиева, 2017: 203).
В настоящее время представители многих общественных организаций, органы государственной власти и управления активно выступают против распространения идей «чайлдфри» в нашей стране. В частности, в рамках Петербургского
международного юридического форума, состоявшегося в июне 2024 г., прозвучало заявление о том, Министерство юстиции России Законопроект, запрещающий пропаганду идеологии «чайлдфри».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Ю.А. (2013) Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию чайлдфри: на грани экстремизма //Политическая лингвистика, № 2. С. 46-48.
Белинская Д.В. (2018) Социальный портрет чайлдфри // Вестник Тамбовского университета, Т.4, № 13. С. 12-19.
Вильданова С.М., Граничная А.А., Мингалиева А.Р., Саляхиева Л.М. (2017) Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, № 3. С. 192-205. DOI: 10.14515/monitoring.2017.3.13.
Вихров В.В., Удалых Е.Ю. (2020) Трансформация семейных ценностей в современном обществе (на примере движения ChildfTee) // Молодежный инновационный вестник, Том IX, № 1.
Дадаева Т.М. (2017) Семьи чайлдфри в регионе: миф или реальность? // Регио-нология, Т. 25, № 3 (100). С. 456-471.
Новоселова Е.Н. (2012) Добровольная бездетность как угроза демографической безопасности России // Вестник Московского университета, № 1. С. 99-110.
Полутова М.А. (2015) Ценностные и мотивационные установки сообщества «чайлдфри» с позиций постмодернизма // Вестник Забайкальского государственного университета, № 1. С. 89-100.
Романова И.В., Жанбаз О.О. (2014) Чайлдфри в контексте трансформации семейных отношений //Вестник Забайкальского государственного университета, № 12. С. 89-97.
Огольцова Елизавета Денисовна, бакалавр 4-го курса, психолого-педагогического образования Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Юсупов В.З. - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20 (12-87). Эл. адрес: [email protected]
Ogoltsova Elizaveta Denisovna, is a 4th-year Bachelor of Psychology and Pedagogical Education at the Moscow University of the Humanities. Scientific supervisor: Yusupov V.Z. -Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Higher School of the Moscow University of the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-67-20 (12-87). Email address: [email protected]
Для цитирования:
Огольцова Е.Д. Идея чайлдфри в России. № 2. С. 18-22. DOI: https://www.doi.org/10.17805/ trudy.2024.2.3