Кирилл ХАНДОГИН
ИДЕОЛОГИЯ ХОМЕЙНИЗМА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИРАНА
Политическая доктрина имама Хомейни является основой социально-политического устройства Исламской Республики Иран. Отвергая капиталистическую и коммунистическую модели общественного развития, Хомейни вьдвинул собственную, исламскую концепцию «третьего пути», в рамках которой Иран формирует свой внешнеполитический курс.
The political doctrine of Imam Khomeini is the basis of social and political system of the Islamic Republic of Iran. Rejecting the capitalist and communist models of social development, Khomeini proposed the Islamic concept of the third way, in frames of which Iran forms its foreign policy course.
Ключевые слова:
хомейнизм, концепция «экспорта исламской революции», исламская концепция миропорядка; Khomeinism, concept of exporting Islamic revolution, Islamic concept of world order.
ХАНДОГИН
Кирилл
Юрьевич —
аспирант
Сибирского
института
международных
отношений и
регионоведения,
г. Новосибирск
kiritt.hаndogin@
gmail.com
Вторая половина XX — начало XXI в. стали эпохой резкого усиления влияния религии на мировую политику вследствие роста религиозного самосознания населения в различных регионах мира. Особенно ярко это тенденция проявилась в исламском мире, где радикальные религиозно-политические движения не только являются неотъемлемой частью политической жизни ряда мусульманских государств, но и активно стремятся к смене существующих светских режимов и построения всемирного исламского халифата. Усиление активности религиозно-политических движений по распространению радикального ислама, а также рост их влияния на систему международных отношений поставили в теоретическом и политико-практическом плане проблему исламской альтернативы миропорядку1. Ряд крупных исламских мыслителей XX в., таких как Сайид Кутб, Маудуди и имам Хомейни, на основе фундаментальных принципов ислама разработали собственные теоретические концепции, которые, по мнению их авторов, помогли бы мусульманскому миру найти свой путь развития, стать единым, независимым актором международных отношений и в перспективе — превратиться в доминирующую силу на мировой арене. Среди трех вышеназванных исламских мыслителей особого внимания заслуживает личность имама Хомейни, который смог не только по-новому взглянуть на роль ислама в современном мире, но и реализовать часть своих идей в ходе Исламской революции в Иране. Кроме того, после 1979 г. «революционный шиизм (неошиизм)»2 Хомейни был признан в качестве официальной идеологии Исламской Республики Иран, а некоторые из его положений были закреплены в новой иранской конституции. Пример Исламской революции в Иране показывает, что религия может не только быть политикообразующим фактором, но и выступать в роли революционной идеологии. Как утверждают российские исследователи ТЗ. Имаков и С.А. Семедов, «революция в Иране была первой в мире религиозно-политической революцией», которая «породила новую политическую идеологию — хо-
1 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. — М., 2003, с. 6.
2 Баутин А.А. Политика экспорта иранской исламской революции. Ч. 1 // http://vostokoved.ucoz.ru/publ/1-1-0-1
мейнизм»1. Таким образом, хомейнизм заложил идеологические основы современного иранского государства. Политическая доктрина Хомейни и сегодня продолжает играть опре-деляющую роль во внутренней и внешней политике Ирана. Для того чтобы понять концептуальные основы внешней политики Ирана на современном этапе, необходимо рассмотреть доктринальные принципы идеологии хомейнизма.
В основе этой идеологии лежит представление имама Хомейни об исламе как о всеобъемлющем «учении, которое охватывает все стороны бытия — личностные и общественные, материальные и духовные, а также его культурные, политические, экономические и военные аспекты, не пренебрегая ничем, даже самым малым и ничтожным, имеющим отношение к воспитанию человека и общества, материальному и духовному развитию»2. В своих работах Р. Хомейни подчеркивал, что в Коране и Сунне содержатся все законы и установления, необходимые человеку для счастья, а государству — для процветания. Имам Хомейни указывал на тот факт, что, в отличие от других пророков, Мухаммед основал не только религиозную общину, но и государство, в котором он являлся верховным правителем. Таким образом, ислам изначально сочетал в себе как религиозную, так и политическую составляющие3.
Имам Хомейни рассматривал ислам в качестве особой религиозно-политической системы, на основе которой мусульмане смогли бы предложить человечеству свой путь развития, отличный как от капиталистической, так и от коммунистической модели общественного устройства4. В условиях биполярной системы международных отношений имам выдвинул исламскую концепцию «третьего пути», которая не только являлась альтернативой
1 Имаков Т.З., Семедов С.А. Хомейнизм — идеология политического ислама // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2010, № 4, с. 170.
2 Доктрина Исламской Революции: Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни. — М., 2009, с. 122.
3 Lewis B. Faith and Power: Religion and Politics in the Middle East — N.Y : Oxford University Press, 2010, p. 13.
4 Ежова А. Доктрина Али Шариати и кризис концепции «велаят-э факих» в современном Иране // http://www.islamcom.ru/material/php?id=332
коммунистической и капиталистической моделям развития, но и противопоставляла им себя.
Согласно концепции Хомейни, мир делится на «угнетенных», «обездоленных» (мостадафин) и «угнетателей» (мостак-бирин)5. При этом «угнетатели» процветают за счет «угнетенных» посредством эксплуатации последних и неравномерного распределения материальных благ. Необходимо отметить, что имам относил термин «мостадафин» ко всем «обездоленным планеты», а не только к мусульманам. Хомейни говорил об актуальности ислама в качестве революционной идеологии борьбы всех «угнетенных» народов мира против империалистов — «угнетателей». По мнению имама, исламское вероучение изначально было нацелено на борьбу с несправедливостью. Хомейни утверждал, что война пророка Мухаммеда с язычниками Мекки .являлась не чем иным, как «классовой борьбой» против эксплуататоров, а имам Хусейн погиб в Кербеле, пытаясь избавить «угнетенных от власти сатанинских деспотов»6.
В своих трудах Хомейни по отношению к «угнетателям» часто употреблял коранический термин «тагут» (сатанинский), используя это религиозное понятие в социально-политическом смысле7. «Тагутским» Хомейни называл любое государство или политический режим, который препятствует реализации шариата во всех его аспектах, как политических, так и духовно-нравственных, и нацелен на эксплуатацию, угнетение людей с целью лишить их разумного и нравственного начал8. Хомейни полагал, что мусульмане не должны мириться с «тагут-скими» режимами и призывал всех правоверных к революционной борьбе против них. По мнению имама, для достижения успешного исхода этой борьбы необходимо объединение всех правоверных на основе фундаментальных ценностей ислама, свержение «тагутских» режимов
5 Brown C. Religion and State. The Muslim Approach to Politic — N.Y. : Columbia University Press, 2001, p. 170.
6 Abrahamian E. Khomeinism: Essays on the Islamic Republic. — Berkeley : University of California Press, 1993, р. 48.
7 Мухаметов А. Не ошибается только тот, кто ничего не делает... Современные версии политической доктрины // http://www.islam.ru/pressclub/ analitika/neowdenic/
8 Ежова. А. Указ. соч.
и установление исламского правления сначала во всех мусульманских государствах, а в дальнейшем — и во всем мире. Главными же «тагутскими» государствами Хомейни считал США («большой сатана») и СССР («малый сатана»). Имам Хомейни утверждал, что ислам не приемлет идей как капитализма, так коммунизма. По мнению имама, если капитализм и коммунизм носят материалистический характер, то ислам регулирует как материальные, так и духовные аспекты жизни общества.
Имам Хомейни полагал, что капиталистический Запад представляет для ислама и для иранского государства большую опасность, чем СССР и страны социалистического лагеря. К моменту начала Исламской революции 1979 г. Соединенные Штаты и Великобритания осуществляли свой контроль практически над всеми крупными месторождениями нефти в Иране. Большая часть доходов от добычи углеводородного сырья получали иностранные корпорации и правящая верхушка страны, в то время как огромное количество иранцев продолжали жить в нищете. Такое положение дел не могло остаться без внимания шиитского духовенства, которое обвиняло шахский режим в предательстве интересов иранского народа. В своих выступлениях имам Хомейни говорил, что Мухаммед Реза-шах Пехлеви «за время своего правления превратил Иран в официальную колонию Соединенных Штатов»1. Кроме того, имам обвинял США в навязывании мусульманам чуждых им западных ценностей, что приводит к моральной деградации правоверных и их отходу от традиционных исламских ценностей2.
Однако если высказывания Хомейни в адрес США и их союзников имели крайне негативный характер, то к советским коммунистам он относился как к людям «заблудшим и ошибающимся»3. По мнению Хомейни, «ислам не приемлет коммунизм и марксизм-ленинизм, выступа-
1 Доктрина Исламской Революции: Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни. — М., 2009, с. 81.
2 Там же, с. 140.
3 Ежова. А. Указ. соч.
ющий против частной собственности»4 и религии, а также являющийся идеологической основой для «деспотического» советского режима5. Имам полагал, что больше всего от коммунистической идеологии страдает сам советский народ, который «лишен всяческой свободы и испытывает еще большее притеснение, чем то, которое существует при других современных диктаторских режимах»6. В связи с этим Хомейни предлагал «угнетенному народу Советского Союза»7, как и другим «угнетенным» народам мира, искать спасения в исламе.
Принцип противопоставления исламской концепции миропорядка Хомейни капиталистической и коммунистической моделям общественного развития нашел свое отражение в одном из лозунгов Исламской революции: «На шарги, на гарби — эслами!» (Не Восток, не Запад, а ислам!). В дальнейшем этот лозунг был закреплен в качестве одной из концептуальных основ внешнеполитической доктрины Исламской Республики Иран в условиях биполярной системы международных отношений8.
Как уже упоминалось ранее, имам Хомейни выступал за консолидацию всех мусульман на основе единого религиознополитического проекта и решения общих задач, стоящих перед всей уммой в современном мире9. Имам считал, что и шииты, и сунниты должны отбросить существующие между ними разногласия и сплотиться на основе общих исламских ценностей: «Все мусульмане — братья и равны между собой. Ни один из них неотделим от другого, и все они должны сплотиться под знаменем ислама и монотеизма»10. В своих выступлениях имам Хомейни призывал глав мусульманских государств к объединению в борьбе против «импери-
4 Доктрина Исламской Революции: Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни. — М., 2009, с. 140.
5 Там же.
6 Хомейни Р.М. Религиозное и политическое завещание. — М., 1999, с. 83.
7 Там же.
8 Вартанян А.М. Трансформация внешнеполитической доктрины ИРИ в 1979—2005 гг. // Афганистан, Иран, Пакистан: время выборов и перемен / отв. ред. М.Р. Арунова. — М., ИВ РАН, 2006, с. 94.
9 Ежова. А. Указ. соч.
10 Там же.
ализма» и «врагов ислама»1. Кроме того, имам считал, что в условиях биполярного мира исламский мир может превратиться в единую и мощную «третью силу», опираясь на те природные ресурсы, которыми обладают мусульманские государства2. Лидер Исламской революции отмечал, что «нефть, важнейшее ископаемое, находится в руках Востока, в руках мусульман, в недрах исламских земель» и «империалисты» сами должны приходить к главам мусульманских государств, «целовать их руки» и «покупать эту нефть по самой высокой цене»3.
Важное место в политической доктрине Хомейни занимает концепция «экспорта исламской революции». Имам утверждал, что «иранская революция является началом великой [исламской] мировой революции»4. В своих выступлениях он призывал своих сторонников «приложить все усилия для экспорта принципов исламской революции» в целях поддержки «всех угнетенных мира»5. Концепция «экспорта исламской революции» получила свое правовое оформление в преамбуле иранской Конституции 1979 г. в качестве одной
1 Доктрина Исламской Революции: Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни. — М., 2009, с. 52.
2 Лукоянов А.К. Исламская революция. Иран
- опыт первый. 1979-2009. - М., 2010, с. 198.
3 Доктрина Исламской Революции: Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни. - М., 2009, с. 52.
4 Сикоев Р.Р. Панисламизм. Истоки и современность. - М., 2010, с. 154.
5 Манучихри А. Политическая система Ирана.
- СПб., 2007, с. 187.
из приоритетных задач, стоящих перед Исламской Республикой Иран во внешнеполитической сфере. Таким образом, концепция «экспорта исламской революции» дополнила другую внешнеполитическую установку иранского руководства - «не Восток, не Запад, а ислам».
Таким образом, внешнеполитическая линия Ирана времен правления имама Хомейни была нацелена на изменение биполярной системы международных отношений путем формирования исламской концепции миропорядка, в котором мусульманскому миру отводилась ведущая роль. После установления в Иране теократического режима внешнеполитические взгляды имама Хомейни были юридически закреплены в Конституции ИРИ 1979 г. в качестве концептуальных основ внешней политики Исламской республики, которые сводятся к следующему: продолжение [исламской] революции в стране и за ее пределами (Преамбула); поддержка справедливой борьбы «угнетенных» против «угнетателей» во всем мире (ст. 154); защита прав всех мусульман (ст. 152) и образование единой мировой исламской уммы (Преамбула); непринятие на себя обязательств перед гегемонистскими державами и сохранение независимости во всех сферах (ст. 152)6. Данные внешнеполитические принципы сохраняют свою актуальность для иранского руководства и в настоящее время.
6 Конституция Исламской Республики Иран от 15 ноября 1979 года // http://constitutions.ru/ archives/140