9. Тихомирова М.Л. К вопросу о сущности полицейского права // История государства и права. 2001. № 5.
10. Рыжов А.А. Политический фактор в российской правовой действительности // Право и образование. 2011. № 9.
References
1. Andreevskii I.E. Police law. In 2 v.; 2nd ed., rev. and add. St. Petersburg., 1874—1876.
2. BelyavskiiN.N. Police law: Lectures. Yuriev, 1904.
3. Garashko A. Y. The problem of a unified system of law sources // History of State and Law. 2012. № 21.
4. ZykovS.V., Klimenko A.I, Kulakov Y.Y. and others. Actual problems of legal theory states / Ed. V.P. Ma-lakhov, A.I. Klimenko. M., 2013.
5. Kulakov Y. Y. Regulatory agreement in the form of Russian law: Author. diss. ... cand. jurid. sciences. M., 2005.
6. MamontovA.G., Gadzhinova F.M. The principles of the system approach in the research of sources of law // Moscow University Russian Interior Ministry. 2005. № 1.
7. Malakhov V.P., Eriashvili N.D. Methodological and philosophical problems of modern legal theory: Monograph. M., 2011.
8. Medvedev V.V. The formation and evolution of a police state in Russia (XVIII — first half XIX centuries.): Author. diss. ... cand. jurid. sciences. M., 2009.
9. TikhomirovM.L. To a question about the nature of police law // History of State and Law. 2001. № 5.
10. RyzhovA.A. The political factor in the Russian legal reality // Law and Education. 2011. № 9.
УДК 340.12 ББК 67.0
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛИЦЕЙСКОГО ПРАВА В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ КЛИМЕНКО,
профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Скайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Обозначена проблематика полицейского права как особого режимного типа права. Обосновывается то, что данный тип права как постоянный является в целом не свойственным для современных обществ; напротив, — это тот тип права, который позволяет мобилизовать и организовать общество для решения важных задач, стоящих перед ним, или для преодоления экстремальных трудностей. Устанавливается то, что средствами правовой идеологии как ведущей формы идеологии в идеологической сфере современного общества легитимировать право полицейского типа невозможно. Тем не менее, полицейский тип права, как никакой другой, нуждается в легитимации. В силу этого происходят изменения в идеологической сфере общества, правовая идеология «перерождается» в квази-религиозную.
Ключевые слова: гражданское общество, правовая идеология, функции правовой идеологии, легитимация, полицейское право, тип права, массовое общество, современное государство, право, правосознание.
Annotatuon. The article briefly designated police law issues as a special regime type of law. Substantiates the fact that this type of law as constant, in general, is not peculiar to modern societies; on the contrary, it is the type of law, which allows to mobilize and organize society to face important challenges, or to overcome the extremely difficult circumstances. In the article established that it is not possible with the means of legal ideology as the leading form of ideology in the ideological sphere of modern society to legitimize the law of police-type. However, the type of police law like no other in need of legitimation. Because of this, there is a change in the ideological sphere of society: legal ideology "reborn" as a quasi-religious.
Keywords: civil society, legal ideology, legal ideology functions, legitimation, police law, the type of law, mass society, the modern state, law, legal awareness.
-дЛ^^ИЙ-
Проблема идеологического обеспечения полицейского права чрезвычайно важна, если рассматривать полицейское право как особый тип права1. В контексте нашей работы полицейское право представлено как определенный тип права, характерный для государств, устанавливающих жесткий режим регулирования общественных отношений (такой режим характерен для особых, чрезвычайных «переходных» периодов развития общества и государства)2. Это право совершенно явно выступает инструментом государственной политики, формой легализации предприятий власти.
Принимая во внимание все вышесказанное, следует учитывать, что любое юридическое право государства нуждается в идеологическом обеспечении ввиду того, что оно, являясь общим, утрачивает связь с конкретными частными потребностями и интересами. Эту задачу (задачу легитимации права) в современном обществе западного типа решает правовая идеология, понимаемая как особая структура идеологической сферы политически организованного общества.
Для правовой идеологии характерны следующие основные черты, отличающие ее от других форм политических идеологий, и обусловливающих ее эффективность в решении задачи легитимации политического устройства и социально-политической структуры общества, а также легитимации юридического права го-сударства3:
♦ современность и происхождение из западной культурной традиции, ввиду того, что правовая идеология самая эффективная и функционально адекватная форма организации идеологической сферы современного политически организованного общества, под которым мы понимаем политически организованное общество западного типа;
♦ ориентированность на «идею права», которая определяется в социальном смысле в контексте соотношения идей порядка и справедливости, а в антропологическом смысле в контексте соотношения идей свободы и ответственности;
♦ дискурсивность (диалоговость), предполагающая, что с одной стороны содержание правовой идеологии формируется в результате правового дискурса, в котором существенное значение имеет с одной стороны аксиоматика общественного правового сознания, а с другой, — юридическая идеология;
♦ конвенционность, предполагающая ориентированность правового идеологического дискурса на договор как его естественный компромиссный (в кон-
тексте соотношения аксиоматики общественного правосознания — правовой идеологии гражданского общества, и юридической идеологии — правовой идеологии государства) результат;
♦ минимальность, которая заключается в том, что правовая идеология затрагивает только тот ценностный пласт, который очевидно обладает социальной значимостью и служит основанием реального поведения провозглашаемых суждений и оценок;
♦ в правовой идеологии как и в любой идеологической системе присутствуют онтологический, телеологический и деонтологический аспекты4, но в правовой идеологии последний наиболее выражен; это обстоятельство также сообщает правовой идеологии уникальность.
Одной из важнейших функций правовой идеологии по отношению к юридическому праву государства является компенсация его оторванности от действительных частных интересов, а именно легитимация, объяснение, оправдание.
Полицейское право, как уже ранее отмечалось, — это тип права переходного периода, это режимное право. Оно позволяет создать определенный «режим», основанный на жесткой законности для достижения определенных целей5. Полицейское право есть тип права, определяющий характер всей правовой системы, не исключая систему правосудия6. Востребовано полицейское право именно тогда, когда общество сталкивается с масштабными вызовами (вот почему полицейское право характерно для России7, которая часто становилась объектом посягательств соседних государств и раз-
1 Лановая Г.М. Типология как методологическое средство теоретико-правового анализа юридического права // История государства и права. 2010. № 4. С. 16—19; Она же. Формы существования базовых типов современного права: Моногр. М., 2014.
2 Кулакова Ю.Ю. Трансформация современных государств: теория и практика // История государства и права. 2010. № 13. С. 17—19.
3 Клименко А.И. Правовая идеология как особая форма идеологии современного политически организованного общества: Сущность и функциональные характеристики // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 16—20.
4 Рейснер М.А. Государство. Ч. 1. Введение. Культурно-исторические основы. Пособие к лекциям по общему учению о государстве. М., 1911. С. 18—28.
5 Солуков А.А. Законность как состояние // История государства и права. 2011. № 7. С. 44—47; Он же. Многообразие подходов к пониманию законности // Право и образование. 2011. № 2. С. 89—94.
6 Мамонтов А.Г. Административно-политический фактор в системе правосудия // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 12. С. 120—126.
7 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2005; Гарашко А.Ю. Особенности системных свойств источников права: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 120.
личных форм латентной агрессии) и в тех случаях, когда по какой-либо причине систему правовых конвенционных «ценностей» и приоритетов сформировать затруднительно (в силу глубоких ценностных различий разных народов, культур и т.д.)8. Такие ситуации мы часто наблюдаем в России.
Если юридическое право государства как общее право всегда нуждается в легитимации9, то тем более оно нуждается в ней, если приобретает качество права полицейского (т.е. оно по своей форме является юридическим правом государства, а по типу становится полицейским правом). Правовая идеология в течение определенного периода может легитимировать полицейское право (через юридическую идеологию), но теряет практически такую возможность, когда полицейское право перестает как-либо ориентироваться на аксиоматику общественного правосознания. Когда полицейское право само не ориентируется на аксиоматику правосознания гражданского общества (а такое, как правило, в конце концов, и происходит, так как полицейский тип права предполагает инструментальное отношение к праву, его восприятие как инструмента политики государства), правовая идеология становится не эффективной, так как утрачивается ее диалоговый и конвенциальный характер (это меняет ее качество). Таким образом, поскольку потребность в легитимации полицейского права сохраняется и даже возрастает, неэффективность правовой идеологии нуждается в компенсационных средствах идеологической сферы общества.
Поскольку правовая идеология в современном обществе остается ведущей, но уже не способна быть в полной мере эффективной в условиях полицейского права, такая идеологическая компенсация происходит через правовую сакрализацию, через обращение к религиозным, магическим и мифологическим корням правовой идеологии (т.е. к ее природе). При этом правовая идеология трансформируется. На ее месте возникает квази-религиозная идеология, схожая с правовой, в основном, по содержанию, но не по механизму и не по другим важным сущностным характеристикам.
Полицейское право директивно, однонаправленно и монологично, такова должна быть и идеология его поддерживающая; и уже собственно правовая идеология сама по себе в этом случае не является эффективной, она трансформируется в квази-религиозную идеологию. Здесь право уже нуждается в поддержке религиозных идеологических систем, и даже характер идеологического дискурса меняется. В нем мы видим
все больше религиозной терминологии и религиозных моделей.
Когда такая квази-религиозная идеология формируется на базе уже существовавшей правовой идеологии (как это происходит в современных обществах западного типа), то мы сталкиваемся с явлением правовой сакрализации. Для самой идеологической системы это будет означать своего рода «шаг назад», определенную форму адаптации через возвращение к архаичной форме идеологии традиционного общества. Это связано в целом с деградацией идеологической сферы общества пусть и адаптативного плана.
Тем не менее, поскольку полицейских тип права — это режимный тип права переходного периода, он экстремален и не может существовать в качестве нормы, т.е. может формировать режим, но не самодостаточный порядок10. С исчезновением экстремальной ситуации меняется и тип юридического права государства, нормализуется идеологическая сфера общества. Если речь идет о современных обществах западного типа, к каковым в целом относится и Россия, правовая идеология снова становится основным механизмом идеологической сферы общества.
Безусловно, полицейское право имеет серьезные преимущества в сложных экстремальных ситуациях. Оно, как право режимное, позволяет быстро решить острые и актуальные задачи, «дисциплинировать» и консолидировать общество в целом, собрать его вокруг его политической формы. Не случайно то, что данный тип права характерен лишь для определенных (мобилизационных) этапов развития России. Вполне возможно полицейское право станет востребованным и сегодня с учетом сложной обстановки. И, соответственно, мы здесь столкнемся с серьезными изменениями и в идеологической сфере общества. При этом находиться в этом «режиме» общество в целом долго не может, оно теряет «сакральный заряд», социальные мифы профанируются, открытая идеология, обращенная к глубоким культурным ценностям, деидеологизируется (как случилось с идеологической сферой СССР)11.
8 Зыкова С.В., Клименко А.И., КулаковаЮ.Ю. и др. Актуальные проблемы правовой теории государства / Под ред. В.П. Малахова, А.И. Клименко. М., 2013; Гарашко А.Ю. Указ. соч.
9 Малахов В.П., ЭриашвилиН.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории: Мо-ногр. М., 2011. С. 110—136.
10 ШмиттК. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб., 2005.
11 Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. СПб., 2004; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2003.
-дЛ^^ИЙ-
Таким образом, в современном государстве полицейский тип права возможен, а в сложных ситуациях даже, может быть, необходим. При нем имеют место трансформации идеологической сферы общества, что приводит фактически к деформации правовой идеологии гражданского общества (как сегмента правовой идеологии) и ее деструкции, а, следовательно, и к разрушению самого гражданского общества и его структур (разрушается идеология, разрушаются структуры). После разрушения гражданского общества мы получаем «массовое общество», которое не является уже опорой для чего-либо, но обладает колоссальным энергетическим потенциалом. Это та энергия, которая может высвобождаться через использование квази-ре-лигиозных идеологических средств. Традиционное же общество со своей структурой для нас сегодня уже потеряно и является архаизмом.
Соответственно, необходимо отметить, что полицейский характер права это то, что характеризует право определенных сложных переходных периодов в России. Оно позволяет решить экстренные проблемы, но действует не долго, так как его перманентная легитимация затруднительна, ввиду того, что не может быть обеспечена системой правовой идеологии, а обеспечивается идеологией квази-религиозного типа, которая в условиях современного общества значительно менее эффективна и разрушительна для самих структур гражданского общества. Тем не менее, мы можем наблюдать некоторые элементы полицейского права как типа права в правовой системе России. Они никуда не исчезают, но при этом они актуализируются и начинают конфигурировать всю правовую систему в сложные кризисные и переходные периоды.
Литература
1. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М., 2005.
2. Гарашко А.Ю. Особенности системных свойств источников права: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
3. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. СПб., 2004.
4. Зыкова С.В., Клименко А.И., Кулакова Ю.Ю. и др. Актуальные проблемы правовой теории государства / Под ред. В.П. Малахова, А.И. Клименко. М., 2013.
5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2003.
6. Клименко А.И. Правовая идеология как особая форма идеологии современного политически организованного общества: Сущность и функциональные характеристики // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10.
7. Кулакова Ю.Ю. Трансформация современных государств: теория и практика // История государства и права. 2010. № 13.
8. ЛановаяГ.М. Типология как методологическое средство теоретико-правового анализа юридического права // История государства и права. 2010. № 4.
9. Лановая Г.М. Формы существования базовых типов современного права: Моногр. М., 2014.
10. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории: Моногр. М., 2011.
11. Мамонтов А.Г. Административно-политический фактор в системе правосудия // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 12.
12. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. СПб., 2004.
13. Рейснер М.А. Государство. Часть 1. Введение. Культурно-исторические основы: Пособие к лекциям по общему учению о государстве. М., 1911.
14. Солуков А.А. Законность как состояние // История государства и права. 2011. № 7.
15. Солуков А.А. Многообразие подходов к пониманию законности // Право и образование. 2011. № 2.
16. Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб., 2005.
References
1. Vladimirskii-Budanov M.F. Review the history of Russian law. M., 2005.
2. Garashko A. Y. Features of the system properties of the sources of law: Author. diss. ... cand. jurid. sciences. M., 2013.
3. ZinovievA.A. Towards supersociety. SPb., 2004.
4. ZykovS. V., Klimenko A.I., Kulakov Y. Y. and others. Actual problems of legal theory states / Ed. V.P. Malakhov, A.I. Klimenko. M., 2013.
5. Kara-Murza S.G. Manipulation of consciousness. M., 2003.
6. Klimenko A.I. Legal ideology as a special form of modern political ideology of organized society: essence and functional characteristics // Moscow University Russian Interior Ministry. 2013. № 10.
7. Kulakov Y. Y. The transformation of the modern state: theory and practice // History of state and law. 2010. № 13.
8. Lanovaya G.M. Typology as the methodological means of theoretical and legal analysis of the legal rights // History of state and law. 2010. № 4.
9. Lanovaya G.M. Forms of existence of the basic types of modern law: Monograph. M., 2014.
10. Malakhov V.P, Eriashvili N.D. Methodological and philosophical problems of modern legal theory: Monograph. M., 2011.
11. MamontovA.G. Administrative and political factor in the justice system // Moscow University Russian Interior Ministry. 2011. № 12.
12. Muromtsev S.A. Definition and basic separation law. SPb., 2004.
13. Reisner M.A. State. Part 1. Introduction. Cultural and historical foundations: A Handbook for lectures on the general theory of the state. M., 1911.
14. Solukov A.A. The legality of a state of // History of state and law. 2011. № 7.
15. Solukov A.A. The variety of approaches to the understanding of the law // Law and education. 2011. № 2.
16. Schmitt K. Dictatorship. From the beginnings of the modern idea of sovereignty to the proletarian class struggle. SPb., 2005.