Научная статья УДК 304.9
DOI https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-3/183-196 11
В. Е. Семенков| А. С. Черноиванова2
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы Санкт-Петербург. Россия
Идеологические рефлексии в России в условиях пандемии коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)
Вклад, внесенный в изучение пандемий такими дисциплинами вне академической медицины, как социология, культурология, политология, способствовал развитию исследований о влиянии эпидемического процесса на политические и идеологические перемены. Эти исследования представляют научный и методологический интерес для всех, кто анализирует влияние антивирусных мер на политический и идеологический контекст жизни общества. Задача данной работы состоит в том, чтобы проанализировать направленность идеологических рефлексий в условиях пандемии коронавирусной инфекции (СOVID-19). В фокусе внимания - катализированная пандемией трансформация мега-идеологий и продуцирование новых моделей жизнеустройства. (Термин «мега-идеология» достаточно условен и используется в данной работе для обозначения основных идеологических комплексов, существующих в мире на протяжении последних 100 лет.) В рамках данной работы предложено выделить три классических мега-идеологии: либерализм, национал-консерватизм, социализм. В мировой истории главными катализаторами развития идеологии всегда являлись большие кризисы. Анализ идеологических рефлексий в России показал, что внутренний раскол позиций в связи с отношением к кризису 2020-2021 гг., вызванному пандемией коронавирусной инфекции (СOVID-19), фиксируется внутри каждой из классических мега-идеологий. Мы можем прогнозировать острые идейные конфликты бывших идеологических соратников, вероятно, даже более острые, чем между сторонниками разных идеологий. Методологическую основу составляет критическая социальная теория. В рамках этой методологии изучаются скрытые структуры, связанные с отношениями господства и подчинения. Согласно критической социальной теории социальная реальность постоянно скрывает себя и не
1 Семенков Вадим Евгеньевич - канд. филос. наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы.
2 Черноиванова Анна Сергеевна - магистрант факультета социологии; e-mail: [email protected]
183
только скрывает, но и постоянно выдает себя за нечто иное - за то, что лежит как бы на поверхности. Критическая социальная теория интересуется именно теми несхватываемыми обыденным сознанием структурами, которые эту социальную реальность определяют. В рамках этого подхода антивирусные меры государства трактуются не просто как меры медицинского характера, но как определенная социальная политика. Материалом для анализа выступили публичные заявления о пандемии и о ее социальных последствиях как отечественных политических и общественных деятелей, так и зарубежных политиков. В процессе анализа этих заявлений направлений пандемия может изучаться и как объект (властных манипуляций), и как феномен, давший целую гамму переживаний в мировом обществе.
Ключевые слова и словосочетания: пандемия коронавирусной инфекции, либерализм, национал-консерватизм, социализм.
V. Ye. Semenkov A. S. Chernoivanova
St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work St. Petersburg. Russia
Ideological reflections in Russia under conditions of coronavirus infection pandemic (COVID-19)
The contribution made to the study of pandemics by a wide range of disciplines outside of academic medicine, such as sociology, cultural studies, political science, has contributed to the development of research on the impact of the epidemic process on political and ideological change. These studies are of scientific and methodological interest for all those who analyze the impact of anti-virus measures on the political and ideological context of society. The aim of this work is to analyze the direction of ideological reflections in the context of the coronavirus infection pandemic (COVID-19). The focus of attention is the transformation of mega-ideologies catalyzed by the pandemic and the production of new models of life. (The term "mega-ideology" is rather arbitrary and is used in this work to denote the main ideological complexes that have existed in the world over the past 100 years.) Within the framework of this work, it is proposed to distinguish three classic mega-ideologies: liberalism, national conservatism, and socialism. In world history, major crises have always been the main catalysts for the development of ideology. An analysis of ideological reflections in Russia showed that an internal split of positions in connection with the attitude to the crisis of 2020-2021 caused by the coronavirus infection pandemic (COVID-19) is recorded within each of the classic mega-ideologies. We can predict sharp ideological conflicts of former ideological comrades-in-arms - probably even more acute than those between supporters of different ideologies. The methodological basis is the critical social theory. Within the framework of this methodology, the hidden structures associated with the relationship of domination and subordination are studied. According to critical social theory, social reality constantly hides itself, and not only hides, but constantly pretends to be something else - for something that lies, as it
184
were, on the surface. Critical social theory is interested in precisely those structures that are not grasped by ordinary consciousness that define this social reality. Within the framework of this approach, anti-virus measures of the state are interpreted not only as measures of a medical nature, but also as a certain social policy. The material for the analysis was made by public statements about the pandemic and its social consequences of both political and public figures of our country and foreign politicians. In the course of analyzing these statements of directions, the pandemic can be studied both as an object (of power manipulations) and as a phenomenon that has given a whole range of experiences in the world society.
Keywords: pandemic coronavirus infection, liberalism, national conservatism, socialism.
Пандемию можно рассматривать как мощный катализатор развития и трансформации сложившихся мегаидеологий. В рамках данной работы предложено выделить три классических мегаидеологии: либерализм, национал-консерватизм, социализм. В мировой истории главными катализаторами развития идеологий всегда являлись большие кризисы. Ответами на эти кризисы были те или иные версии/проекты посткризисного жизнеустройства [2]. Так было во времена Великой депрессии. На примере Великой депрессии и формирования новых версий посткризисного жизнеустройства есть все основания полагать, что к такой же смене моделей жизнеустройства приведет и современный кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции (Govid-19). Основным вызовом-катализатором для текущей идеологической ситуации стали:
- беспрецедентные ограничения со стороны государства на перемещение граждан;
- беспрецедентные ограничения со стороны государства на функционирование бизнеса;
- беспрецедентные меры по закрытию границ.
В отношении к установленным беспрецедентным ограничениям внутри каждого из идеологических сообществ возник раскол [1]. Этот идеологический раскол служит главным индикатором начавшейся трансформации всех мега-идеологий.
Задача данной работы - рассмотреть возникший раскол идеологических сообществ через призму сформулированных версий посткризисного жизнеустройства.
I. Либерализм - раскол на классических либералов (либертарианцев) и постклассических либералов (трансгуманистов).
Антивирусные меры во всех развитых странах торпедировали базовую для либерализма ценность - свободу. В рамках данной работы укажем всего на две большие государственные акции, несовместимые с базовыми принципами либерализма:
1) фактически прекратила действовать «Всеобщая декларация прав человека», а ст. 13, гарантирующая свободу перемещения внутри страны, выезда за пределы государства, оказалась попросту дезавуирована;
185
2) утратили силу гарантии, предусмотренные ст. 20 «Всеобщей декларации прав человека», которая утверждает право каждого человека на свободу мирных собраний и ассоциаций, ибо введены запреты на любые собрания, как и на все массовые мероприятия.
Тем не менее, очень показательно, что особо сильных протестов в либеральном лагере ни в одной стране, в том числе и в России, в связи с этим зафиксировано не было. Мы не можем указать ни одной демонстративной акции протеста против предпринятых ограничительных мер. Никто ни у Гостиного двора в Петербурге, ни на Красной площади в Москве не стоял с лозунгами и плакатами против режима самоизоляции. Поэтому можно уверенно сказать, что в целом наша либеральная общественность приняла обмен свободы на безопасность.
В то же время либералы не капитулировали. Мало того, они повсеместно манифестируют подтверждение своей правоты. Но ныне мы наблюдаем своеобразную мутацию либерализма [3].
Стоит обратить внимание, что в последнее время либерализм стал ассоциироваться не столько со свободой, сколько с социальными технологиями, отделяющими успешный «креативный класс» от «архаичных пролетариев». Неформальным признаком приверженности либерализму стали апелляции к цифрови-зации общества, к развитию «цифровой экономики»1.
В ситуации 2020 года в связи с переводом значительных профессиональных групп на дистанционный формат идея цифровизации стала авангардной позицией либералов. На этих позициях сейчас стоят радио «Эхо Москвы» и фронтальные ей организации.
В сфере образования, исходя из факта перехода к онлайн-обучению, без шансов возвращения к прежней системе предлагаются беспрецедентные меры - пролонги-
1 В современном мире цифровая экономика может быть реализована в двух формах: в форме централизованного цифрового учета денежных средств и форме децентрализованной цифровой экономики. За развитие централизованной цифровой экономики выступают такие видные деятели, как Герман Греф и «СберБанк», вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью МТС Руслан Ибрагимов, руководитель одноименной рабочей группы АНО «Цифровая экономика». Представители либеральной общественности выступают за сохранение приватной личной информации и децентрализованную цифровую экономику. На текущий момент децентрализованная цифровая экономика представлена в форме криптоэкономики, где данные о переводе денежных средств представляют зашифрованную транзакцию, информация о которой доступна только двум анонимным лицам (отправителю и получателю). Сейчас ведутся споры о перспективах развития криптоэкономики. Создатель платформы децентрализованного хранения архивов БЫопло Александр Ефимов выступает за полную конфиденциальность информации пользователей и передачи данных и видит криптоанархизм как перспективное направление развития криптоэкономики. Ему оппонирует Михаил Светов, российский политик и блогер, популяризатор либертарианства в России. По мнению М.В. Све-това, в децентрализованной цифровой экономике может быть введен «прозрачный блок-чейн». Это может стать инновационным компромиссом между официальными финансовыми институтами, выступающими за централизованную цифровую экономику, и пользователями, желающими видеть децентрализованную финансовую систему. 186
рование дистанционного обучения. Ректор Высшей школы экономики, считающейся в России одним из главных бастионов либерализма, Ярослав Кузьминов выступил с фактическим манифестом о преимуществах цифрового перехода в условиях постпандемического мира. Коронавирус в его интерпретации рассматривается в качестве катализатора объективных технологических трансформаций [6].
В целом позицию российских либералов можно сформулировать следующим образом: при переходе к новой технологической реальности неизбежно будут пострадавшие, но это есть необходимая плата за прогресс. Такой аргумент совсем не нов: еще 1992 году либеральное правительство Гайдара предлагало «шоковую терапию». Тогда, в 1992 году, «шоковая терапия» требовалась для перехода к «рыночной экономике», сегодня, в 2021 году, - к «цифровой экономике».
Но в современном российском либеральном дискурсе есть и нечто новое [4, с. 377]. Обществу предлагается новая антропологическая модель человека-индивидуума. С началом пандемии в 2020 году во всем мире, во всех развитых странах в общественных местах стали требовать соблюдения дистанции. Достаточно указать на требование выдерживать дистанцию в 1,5 метра в магазинах и иных общественных местах. Очень показательно, что эти меры по соблюдению физической дистанции стали называться мерами по соблюдению социальной дистанции. Но это две очень разных вещи: социальная дистанция в метрах не измеряется, она измеряется различием в статусе. Можно сказать, что требования соблюдения физической дистанции могут трансформироваться в призыв учиться жить сугубо индивидуально и соблюдать социальную дистанцию в своей повседневной коммуникации.
«Постклассические либералы», вероятно, желают видеть перспективную модель социальной политики как политики по формированию самодостаточного индивида, решающего свои социальные проблемы через овладение цифровыми технологиями. Мало того, в ближайшей перспективе также получит актуализацию чаще всего соотносимая именно с либеральной мыслью теория трансгуманизма2 . (Билл Гейтс уже внес вклад в финансирование проектов Всемирной организации здравоохранения.)
Вместе с тем вопреки манифестациям оппонентов о том, что с глобализмом в 2020 году было покончено, для многих классических либералов это не оказалось очевидной данностью. Глобализация в их понимании только поменяла формы, не будучи отменена по своей сути [14].
Социолог О. В. Ярмак уверяет: «Ряд экспертов сегодня заявляют о конце глобального мира. С моей точки зрения, вряд ли мир перестанет быть глобальным, скорее это будет новая глобализация - цифровая ...» [10].
Филолог Петров Никита, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, старший научный сотрудник МВШСЭН (Шанинка) в интервью изданию «Лента.ру» высказался так: «Здесь нужно говорить о такой тенденции: мир был глобальным,
2 Трансгуманизм - рационалистическое мировоззрение, признающее возможность и желательность фундаментальных изменений природных свойств человека с помощью передовых технологий.
187
а теперь стал чуть более узким, «большой деревней». Мы очень хорошо знаем, что творится в университетах далеко от нас. Мы легко можем встречаться с людьми, которые живут по другую сторону океана. Есть прекрасный термин «локализация». Сейчас происходит локализация глобализации - превращение разобщенного сообщества в одно целое. Я надеюсь, именно это будет бонусом, который принесет карантин людям» [4].
Либералы такого формата говорят, что ничего нового не произошло. Они, конечно, видят, что было остановлено физическое перемещение людей, фактически блокировано развитие туризма, но и только. Одновременно они указывают на следующие моменты:
- виртуальные трансграничные коммуникации только усилились;
- Интернет никто системно блокировать в прошедшем 2020 году не пытался;
- международные финансовые институции остались незыблемыми;
- глобалистские амбиции в определенных проявлениях даже возросли [12].
Британский экс-премьер-министр, глава лейбористской партии Гордон Браун озвучил идею введения на время борьбы с коронавирусом Мирового правительства [11]. Нет никакого сомнения, что введенная на время такая институция, как Мировое правительство, вряд ли в дальнейшем пошла бы на самороспуск. Но в данном случае важна сама претензия на создание такого правительства -идея, которую ранее, ввиду ассоциаций с историческими претензиями на мировое господство, не было принято публично заявлять. Заявление Брауна явилось в этом смысле снятием негласного запрета. И, вероятно, на следующем этапе тема Мирового правительства займет центральное место в либеральном дискурсе.
Свертывание свобод, усиление государственного вмешательства в жизнь граждан, покушение на принцип открытости общества не могли быть приняты той частью либерального сегмента, которая придерживается ценностей классического либерализма. Выразителями выше изложенных протестных настроений в связи с покушением на свободу человека стали либертарианцы3.
Занимавшее прежде маргинальную нишу либертарианское течение обретает сейчас небывалую популярность. Имела место даже попытка позиционирования на Украине партии Зеленского «Слуга народа» в качестве партии, придерживающейся либертарианской идеологии.
Обратим внимание, что сейчас возрождается (прежде всего, в соотнесении с либеральным спектром) тема борьбы человека против Системы как таковой, в любых ее проявлениях (см. передачу «Матрица уже здесь» на интернет-канале «День ТВ» от 22.05.20204).
Тема противостояния Системе была очень популярна в протестных молодежных субкультурах позднего СССР и использовалась как мотиватор антисоветских выступлений. И вот, кумир культуры андеграунда того времени Борис
3 Либертарианство - совокупность политических философий и движений, поддерживающих свободу как основной принцип.
4 Хозяева мира уже добились своего (но никто этого не заметил). - Видеоизображение: электронное // День.ТВ: zoom-конференция 22 мая 2020 // YouTube: [сайт]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=X0eBtfMRtgw) (дата обращения: 05.04.2021).
188
Гребенщиков разразился в 2020 году песней «Не выходи за дверь», написанной фактически в духе антисистемной протестности конца 1980-х годов:
«... Если ты собрался куда-то, подумай и семь раз отмерь.
Лестничная клетка. А там уже стоят в спецодежде.
Не выходи за дверь. »
II. Национал-консерватизм - раскол на консерваторов-оптимистов и консерваторов-алармистов.
В национал-консервативном идеологическом поле долгое время доминировало видение происходящих перемен в логике большого исторического упадка. Глобализация и постмодерн усугубляли эти пессимистические настроения. Однако в последнее время все определеннее в этом лагере стали заявлять о себе фигуры, которые можно назвать оптимистами.
Основаниями для оптимизма считаются:
- определенные заявления и шаги Владимира Путина, прежде всего, его выступление в Давосе 27 января 2021 года;
- кризис Евросоюза;
- оппонирование системе однополярности со стороны ряда геополитических акторов (Китай, Россия, Иран).
В список позитивных ожиданий записывали и возможную победу Трампа осенью 2020 года.
Эти ожидания «чего-то хорошего» создали соответствующую почву для охватившего часть национал-консервативного лагеря воодушевления.
Подобное воодушевление было вызвано в связи с принятием антивирусных мер в 2020 году:
- закрытием границ;
- вмешательством государства в экономику и установлением им новых норм общежительства;
- кризисом Евросоюза как единого экономического пространства и пространства свободного перемещения;
- наибольшими показателями по летальным исходам в развитых странах Запада.
Все это послужило основанием для надежды, что произошел системный мировой поворот к национал-консервативной модели.
Сторонники этой позиции указывают на восстановление национальных государств как реальных субъектов политики:
- Снова восстанавливается национальный суверенитет!
- Снова происходит поворот в сторону опоры на собственные силы!
- Джордж Сорос и глобалисты повержены!
Таковы основные эмоции оптимистов в рамках этой идеологии.
Отметим, что на этих позициях в нашей стране сейчас стоят, в частности, философ Александр Дугин и медиафигура Андрей Фефелов5. В интервью ин-
5 Андрей Фефелов - журналист, публицист, главный редактор телеканала «День.ТВ», заместитель главного редактора газеты «Завтра».
189
формационному порталу «Москва-Баку» Александр Дугин говорит следующее: «... Необходим курс на настоящий национальный суверенитет России. Чем дольше этого не будет, чем дольше в российских элитах будет доминировать, на мой взгляд, совершенно ложная надежда на то, что коронавирус и его последствия - это все временно, что это просто медицинско-экономическая проблема и что когда санитарный вопрос будет как-то сглажен, экономика начнет поправляться и все вернется на круги своя, тем ситуация будет все более обостряться и зайдет в тупик и обернется крахом. Непонимание, что, как было, не будет ни при каких обстоятельствах, означает фантомный бой...» [8]. Неудивительно, что в целом антивирусные меры трактуются не просто как меры медицинского характера, а как политика национального спасения. Эту позицию в нашей стране также отстаивает радио «Аврора».
Консерваторы-оптимисты желают видеть перспективную модель социальной политики как политики по формированию сильного национального государ -ства с заключением социального контракта на уровне нации, формирования сильных local community и крепких домохозяйств.
Однако восторги одной части национал-консерваторов диссонируют с резко возросшими алармистскими настроениями другой части сторонников этой идеологии. Таких национал-консерваторов можно условно назвать алармистами. Индикатором происходящего для них стало закрытие храмов вообще и, особенно, на Пасху в 2020 году. Алармисты заявляют, что борцы с коронавирусом борются не столько с глобалистами, сколько с Традицией.
Становятся актуальными обращения к религиозным пророчествам о последних временах. Пандемия вируса COVID-19 рассматривается как первый всадник Апокалипсиса. Профессор Валентин Катасонов, один из идеологов создания автаркии, открыто декларирует: «Коронавирус - напоминание о четырех всадниках Апокалипсиса» [4]. Устанавливаемый тотальный контроль в таком прочтении - признак наступления царства антихриста. Показательна в этом плане позиция Константина Душенова6: «.нас предали церковные начальнички. Они закрыли храмы и сказали нам: «Идите отсюда. Христос не может вам помочь. Идите к врачам и вирусологам». Духовенство в своем большинстве предало и нас, и Христа. Если завтра придет антихрист, то эти люди будут нас убеждать, что он хороший парень. Всех православных проверили на вшивость. Нас пока не убеждали отречься от Христа, но попросили отказаться от храмов Христовых. А когда придет антихрист, они скажут: «Да перестаньте вы. Это все временно. Не противопоставляйте обществу себя и Церковь». Опять нас обзовут маргиналами, смутьянами, врагами народа, как это случилось сейчас с теми, кто призывал людей к трезвомыслию. Ведь антихрист придет как идеальный политик, для того чтобы остановить всемирную смуту, зарождающуюся на наших глазах. И тогда мироносцы нам скажут: «Вы что? Он пришел к нам, чтобы принести мир!» Господь сейчас развернул перед нашими глазами
6 Константин Душенов - российский общественный деятель, публицист, директор Агентства аналитической информации «Русь православная»; автор книг, статей и фильмов национал-консервативного направления. 190
широкую картину и показал, как это все будет. Нам осталось сделать один шаг... » [9]. Стоит обратить внимание на то, что весной 2020 года консерваторы-алармисты были обеспокоены предстоящей вакцинацией и возможной чипиза-цией населения под видом вакцинации.
Столь резкое расхождение в восприятии происходящего в национал-консерватизме не может не привести вначале к идейному расколу между «оптимистами» и «алармистами», а далее и к расколу организационному. Раскол среди национал-консерваторов будет, возможно, более радикальным, чем среди либералов. Сталкиваемые позиции: национальное спасение или антихристово порабощение, - не оставляют надежд на достижение компромисса.
III. Социалисты - раскол на новых оппортунистов и непримиримых левых.
Часть сторонников идеологии социализма также увидела для себя в событиях 2020 года нечто позитивное и воодушевляющее. Начались разговоры о латентном «левом повороте» национальных государств под видом борьбы против коронавиру-са. Как симптом «левого поворота» рассматривается возрастание значения распределительных и регуляционных функций со стороны государства.
В рамках этих распределительных и регуляционных функций со стороны государства система рыночной экономики оказалась в той или иной степени повсеместно свернута. Права бизнеса перестали рассматриваться в качестве приоритетного интереса. Рост ВВП, воспринимаемый ранее в качестве главного критерия успешности, резко утратил прежнее критериальное значение. И совсем неожиданно более важным показателем оказалась защита человеческой жизни.
Обнаружилось, что государства, относимые к обойме «старого капитализма», «классические западные демократии» имеют в этом рейтинге наихудшие результаты. Летальность заразившихся коронавирусом здесь наивысшая среди всех стран западного мира. На момент 5 апреля 2021 года в США умерли 549 795 человек, во Франции - 95 640 человек, в Германии - 76 589 человек. Политолог Игорь Прокопенко: «Неспособность западной модели справиться с мировым вызовом выделяется особо сильно на китайском фоне» [7, с. 194]. В социалистическом Китае на 5 апреля 2021 года умер 4841 человек. Эта страна продемонстрировала гораздо более высокие возможности противодействия кризису.
Минимальные показатели летальных исходов зафиксированы и у других стран, сохранивших социалистическую ориентацию: например, во Вьетнаме на 5 апреля 2021 года смертность составила 35 человек. Более того, страны Восточной Европы, имевшие опыт управления медициной и здравоохранения советского типа, показывают устойчиво более низкие результаты смертности от ко-ронавируса (в Польше умерли 53 665 человек, Болгарии - 13 197, Словакии -9790), чем страны Западной Европы, которые такого опыта не имели [15].
В целом сторонники «левого поворота» говорят, что пандемия 2020 года обнаружила системные преимущества социализма над капитализмом в условиях кризисного развития, и современное государство благодаря пандемии вышло на правильную траекторию развития. Наша задача, говорят они, поддержать госу-
191
дарство в этом направлении. Представителей такой позиции можно обозначить как новых социалистов-оппортунистов.
Социалисты-оппортунисты желают видеть перспективную модель социальной политики как политики по формированию гиперсоциального государства. Можно сказать, что общественно-политический интернет-канал «Красная линия», созданный и курируемый КПРФ, сейчас представляет, в том числе, и эти позиции.
Непримиримость другой части левого (социалистического) лагеря в отношении властной системы, напротив, в условиях кризиса 2020-2021 гг. существенно возросла. В противовес позиции оппортунистов представители этой группы - непримиримые левые - видят в антивирусных мероприятиях лишь новое наступление на права трудящихся.
Все, что происходит в стране и мире, в рамках их дискурса осмысляется как движение к государственно-монополистическому капитализму. И это движение рассматривается ими как кризис. Соответственно, маркером выхода из кризиса, согласно их позиции, является защита малого бизнеса, акторы которого оказались принудительно отправлены в самоизоляцию, а в выигрыше - ввиду ликвидации конкурентов - оказался опять-таки только крупный капитал. В медиапро-странстве такую позицию выражает Константин Семин7. На Московском экономическом форуме «СОУГО МЕНЯЕТ МИР. Оздоровление России - экономическое, психологическое, социальное» он говорил о том, что либеральная модель капитализма неспособна справиться с кризисом ни в России, ни во всем мире, а также о необходимости использовать опыт социализма для поиска модели экономики, работающей в интересах большинства8.
Непримиримые левые и на отмену празднования 75-летия Победы в 2020 году указывали как на знак грядущих перемен - отчуждение от Памяти.
Для новых левых происходящее в стране есть реализация модели «цифрового фашизма». Любопытно, что лидер КПРФ Геннадий Зюганов допускает нарра-тив в стилистике новых левых: «... Под прикрытием пандемии коронавируса вносится закон о полиции, который разрешает полицейским вскрывать вашу машину и не отвечать за это. Кроме того, им разрешается стрелять на поражение. На мой взгляд, это чистейшая полицейщина... Вносится также предложение, чтобы объединить в общий электронный реестр все ваши данные. Но в результате принятия этого закона англосаксы будут контролировать каждого из вас. Ведь «железо» изготовляют американцы, они же пишут компьютерные программы. А решения будут принимать те, кто контролирует
7 Константин Сёмин - российский журналист, телеведущий, блогер, режиссёр-документалист, публицист и музыкант. Бывший ведущий авторской программы «Агитпроп» («Агитация и пропаганда») на телеканале «Россия-24», в настоящее время ведёт собственный канал на YouTube.
8 Константин Сёмин на МЭФ: Без чего нельзя вылечить кризисную болезнь? - Видеоизображение: электронное // Moscow Economic Forum: zoom- конференции 23 июля 2020 // YouTube: [сайт]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=r9Xf0TFv2X8 (дата обращения: 05.04.2021).
192
систему власти и капиталы. Между тем, у нас три четверти отраслей экономики, по существу, подчиняются иностранному капиталу. Вообще-то говоря, это электронно-бытовой концлагерь, о котором фашисты и не мечтали!»9.
По мнению непримиримых левых, в период пандемии коронавируса произошли новая актуализация противоречий, описанных в марксизме, срыв масок неизбывного классового конфликта. Таким образом, внутренний раскол позиций в связи с отношением к кризису 2020-2021 гг., вызванному пандемией корона-вирусной инфекции, фиксируется внутри каждой из классических мегаидеоло-гий. Мы можем прогнозировать острые идейные конфликты бывших идеологических соратников, вероятно, даже более острые, чем между сторонниками разных идеологий.
Возможны ли консолидации среди отдельных сегментов прежних идеологий?
Алармисты, очевидно, в своих протестах против Системы, позиционируемой как новый тоталитаризм, действительно, будут объединяться. И это объединение может стать довольно мощной по энергетическому заряду силой. Хотя между алармистами разных толков есть принципиальные мировоззренческие расхождения, делающие такой союз сомнительным, но логика социального протеста тактически может объединить всех.
В сегментах оптимистов-государственников объединение также проблематично ввиду очень разных целей, но возможно на почве консенсуса в отношении к национальному государству.
С глобалистами, то есть сторонниками глобального мира, вероятно, никто объединяться не будет, и именно они окажутся главными противниками государственников.
Заключение. Рассмотренный материал показал, что внутренний раскол позиций в связи с отношением к кризису 2020-2021 гг., вызванному пандемией коронавирусной инфекции, фиксируется внутри каждой из классических мегаи-деологий. Мы можем прогнозировать острые идейные конфликты бывших идеологических соратников, вероятно, даже более острые, чем между сторонниками разных идеологий.
Идеологический расклад сил в перспективе видится следующим:
1. «Глобалисты, отстаивающие модель "технологического оптимизма"». Для них вызов коронавируса (СОУГО-19) окажется вызовом, подтолкнувшим научно-технический прогресс. Согласно их позиции пойдет развитие сфер, связанных с искусственным интеллектом и генной инженерией, и этот толчок -«новая шоковая терапия» - окажется необходимым. Наиболее последовательные пойдут дальше и заявят, что глобальные проблемы человечества могут быть решены только сообща, для чего надо создать постоянно действующий управленческий орган - Мировое правительство.
9 Страну превращают в электронно-бытовой концлагерь, о котором даже фашисты не мечтали: выступление Г. А. Зюганова на пленарном заседании Государственной думы. - Видеоизображение: электронное // КПРФ ТВ 21 мая 2020 // YouTube: [сайт]. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=jQcrhGcT6jQ (дата обращения: 05.04.2021).
193
2. «Новые государственники». Для них Запад во главе с США утратил свой моральный авторитет, и следует ожидать и любым способом поддерживать раздел мира на несколько зон геополитического, геоэкономического и геокультурного влияния. Установка открытости должна быть заменена установкой автар-кизации, необходимо стремиться к восстановлению суверенитета национальных государств. Это - модель «автаркийных пространств»: формирование крупных региональных сообществ с установлением связанности друг с другом в новых форматах (например, ЕврАзЭС).
3. «Объединенные алармисты», отстаивающие видение ситуации в модели «цифрового концлагеря», где под предлогом обеспечения безопасности человека установится режим тотального контроля. В рамках этой модели будет выдерживаться уровневое распределение допуска к благам. Будут избранные, допускаемые к перемещению, использованию экологических ресурсов, и большинство, к такому перемещению и использованию не допускаемое.
Такой расклад сил предполагает в качестве базового условия сохранение нынешнего - на весну 2021 - государственного курса. Однако изменение в описанном идеологическом раскладе возможно в том случае, если само государство претерпит существенную трансформацию и займет свою собственную позицию. Тогда мы можем получить какую-то совсем новую модель жизнеустройства.
1. Гафиатулина Н. Х. Социальный иммунитет российского общества в условиях угрозы коронавируса: риски социокультурной травматизации // Гуманитарий Юга России. -Ростов-на-Дону, 2020 - Т. 9, № 2. - С. 147-158.
2. Жебит А. А. Права человека в эпоху пандемии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - № 13(5). - С. 219-252.
3. Коронаэкономика: хроника экономических последствий пандемии 2020 года: сборник материалов / под ред. А. С. Генкина, К. Г. Фрумкина, А. Куркатова [и др.]. -Москва: Издательские решения, 2020. - 308 с.
4. Катасонов В. Ю. Коронавирус: от вируса к диктатуре. - Москва: Книжный мир, 2020. - 469 с.
5. Костецкий С., Кулагин В. От чувства тревожности мы обретаем свободу. Что придет на смену глобализации и каким станет человечество после пандемии коронавиру-са. - Текст: электронный // Lenta.ru: [сайт]. - URL: https://lenta.ru/articles/ 2020/03/28/experts/ (дата обращения: 28.03.2020).
6. Кузьминов Я. Вирусная революция: как пандемия изменит наш мир. - Текст: электронный // РБК: [сайт]. - URL: https://www.rbc.ru/opinions/society/27/ 03/2020/5e7cd7799a79471ed230b77 (дата обращения: 27.03.2020).
7. Прокопенко И. С. Коронавирус. Жизнь после пандемии: будет ли опасен COVID-19 в будущем? Что ждет экономику России и других стран? Каким будет новый мировой порядок? Кто раскроет тайну происхождения коронавируса? - Москва: Эксмо, 2020. - 255 с.
8. Хоштария Н. Александр Дугин: Не каждое государство сможет встроиться в новый мировой порядок после пандемии. - Текст: электронный // Москва-Баку: [сайт]. -URL: https://moscow-baku.ru/news/politics/aleksandr_dugin _koronavirus_razrushil_ mirovuyu_si stemu_mir_ne_budet_prezhnim_i_do_eto go_novo go_mira_/ (дата обраще -ния: 25.04.2021).
194
9. Шувалов А. Душенов К. О тайне беззакония и нашем маловерии. - Текст: электронный // Православный крест: [сайт]. - URL: https://www.rusfront.ru/18504-konstantin-dushenov-o-tayne-bezzakoniya-i-nashem-maloverii.html (дата обращения: 30.06.2021).
10. Ярмак О. В. НОЦы как сеть создания человеческого капитала с цифровыми компетенциями: траектории развития в посткоронавирусном мире // Человеческий капитал в условиях эпидемиологического кризиса COVID-19. - Санкт-Петербург: Медиапа-пир, 2020. - 67 с.
11. Larry Elliott. Gordon Brown calls for global government to tackle coronavirus. - Текст: электронный // The Guardian: [сайт]. - URL: theguardian.com/politics/2020/mar/26/gordon-brown-calls-for-global-government-to-tackle-coronavirus (дата обращения: 26.03.2021).
12. Lavalette M., Iakimidis V., Ferguson I. Digitial ecclesiology: a global conversation. -Texas: Network for New Media, Religion & Digital Culture Studies, 2020. - 71 p.
13. Shannon Stocker: Staying connected. - Michigan: Cherry Lake Publishing, 2021. - 24 p.
14. Suman Gupta: Social analysis and the COVID-19 crisis: a collective journal. - New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2021. - 178 p.
15. World Economic Forum, COVID-19 Risks Outlook: A Preliminary Mapping and Its Implications. - Текст: электронный // World Economic Forum: [сайт]. - URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_COVID_19_Risks_Outlook_Special_Edition_Pages .pdf (дата обращения: 15.05.2021).
References
1. Gafiatulina N. H. Social'nyj immunitet rossijskogo obshchestva v usloviyah ugrozy koronavirusa: riski sociokul'turnoj travmatizacii // Gumanitarij Yuga Rossii. - Rostov-na-Donu, 2020 - T. 9, № 2. - S. 147-158.
2. Zhebit A. A. Prava cheloveka v epohu pandemii // Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. - 2020. - № 13(5). - S. 219-252.
3. Koronaekonomika: hronika ekonomicheskih posledstvij pandemii 2020 goda: sbornik mate-rialov / pod red. A. S. Genkina, K. G. Frumkina, A. Kurkatova [i dr.]. - Moskva: Izdatel'skie resheniya, 2020. - 308 s.
4. Katasonov V. Yu. Koronavirus: ot virusa k diktature. - Moskva: Knizhnyj mir, 2020. - 469 s.
5. Kosteckij S., Kulagin V. Ot chuvstva trevozhnosti my obretaem svobodu. CHto pridet na smenu globalizacii i kakim stanet chelovechestvo posle pandemii koronavirusa. - Tekst: elektronnyj // Lenta.ru: [sajt]. - URL: https://lenta.ru/articles/2020/03/28/experts/ (data obrashcheniya: 28.03.2020).
6. Kuz'minov YA. Virusnaya revolyuciya: kak pandemiya izmenit nash mir. - Tekst: elektronnyj // RBK: [sajt]. - URL: https://www.rbc.ru/opinions/society/27/ 03/2020/5e7cd7799a79471ed230b77 (data obrashcheniya: 27.03.2020).
7. Prokopenko I. S. Koronavirus. ZHizn' posle pandemii: budet li opasen COVID-19 v budushchem? Chto zhdet ekonomiku Rossii i drugih stran? Kakim budet novyj miro-voj poryadok? Kto raskroet tajnu proiskhozhdeniya koronavirusa? - Moskva: Eksmo, 2020. -255 s.
8. Hoshtariya N. Aleksandr Dugin: Ne kazhdoe gosudarstvo smozhet vstroit'sya v novyj mirovoj poryadok posle pandemii. - Tekst: elektronnyj // Moskva-Baku: [sajt]. - URL: https://moscow-baku.ru/news/politics/aleksandr_dugin _koronavirus_razrushil_ mirovuyu_sistemu_mir_ne_budet_prezhnim_i_do_etogo_novogo_mira_/ (data obrashche-niya: 25.04.2021).
195
9. Shuvalov A. Dushenov K. O tajne bezzakoniya i nashem maloverii. - Tekst: elek-tronnyj // Pravoslavnyj krest: [sajt]. - URL: https://www.rusfront.ru/18504-konstantin-dushenov-o-tayne-bezzakoniya-i-nashem-maloverii.html (data obrashcheniya: 30.06.2021).
10. Yarmak O.V. NOCy kak set' sozdaniya chelovecheskogo kapitala s cifrovymi kompe-tenciyami: traektorii razvitiya v postkoronavirusnom mire // Chelovecheskij kapital v usloviyah epidemiologicheskogo krizisa COVID-19. - Sankt-Peterburg: Mediapa-pir, 2020. - 67 s.
© В. Е. Семенков, 2021 © А. С. Черноиванова, 2021
Для цитирования: Семенков В. Е., Черноиванова А. С. Идеологические рефлексии в России в условиях пандемии коронавирусной инфекции ^OVID-^) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2021. - Т. 13, № 3. - С. 183-196.
For citation: Semenkov V. Ye., Chernoivanova A. S. Ideological reflections in Russia under conditions of coronavirus infection pandemic (COVID-19), The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2021, Vol. 13, №3, pp. 183-196.
DOI https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-3/183-196 Дата поступления: 18.08.2021.