УДК 304.2
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ КОНСЕРВАТИЗМА)
Е.Г. Кулагина
Аннотация: Теоретические или практические разработки в области экологии не смогут переломить негативных тенденций, если не произойдут изменения на мировоззренческом уровне и не будет сформирован новый тип отношения человека к природе. Важную роль в процессе формирования экологической культуры играет идеология. В статье на примере идеологии консерватизма рассмотрены детерминанты формирования экологической культуры. Автор указывает, что консервативные идеологи неоднократно подчеркивали роль природного окружения и взаимодействия с природой в формировании определенных ценностных ориентаций человека. Поэтому охранительные тенденции консерватизма касаются не только общества, но и природы. Автор делает вывод, что на основе консервативных идей можно выстроить непротиворечивую систему взглядов на отношения человека и природы. В идеологии консерватизма содержится позитивный природоохранный потенциал, а ее идеи могут быть использованы в процессе формирования ноосферного мировоззрения и экологической культуры.
Ключевые слова: экологическая культура, детерминация, окружающая среда, идеология, консерватизм.
IDEOLOGICAL FOUNDATIONS OF ECOLOGICAL CULTURE (BY THE EXAMPLE OF CONSERVATISM)
E.G. Kulagina
Abstract: Theoretical and practical research in the field of ecology will not be able to reverse the negative trends, unless there is a change in the worldview and unless a new type of relationship of humankind and nature is formed. Ideology plays an important role in the formation of ecological culture. In the article the determinants of formation of ecological culture on the example of the ideology of conservatism are discussed.The author points out that conservative ideologues have repeatedly stressed the role of the natural environment and interaction with nature in the formation of certain value orientations of people. Therefore, the conservative tendencies of conservatism relate not only to society but also nature. The author concludes that it is possible to build a consistent system of views on the relationship between man and nature based on conservative ideas. The ideology of conservatism contains positive nature-protective potential, and its ideas can be used in the formation of the noosphere worldview and environmental culture.
Keywords: ecological culture, determination, environment, ideology, conservatism.
В последние десятилетия в центре внимания многих исследователей общества и культуры [1, 3, 6] оказались вопросы экологии. Это связано с тем, что экологическая проблема приобрела такие серьезные масштабы, что угрожает не только благосостоянию человечества, но и его существованию в будущем. После работ представителей Римского клуба (А. Печчеи, Д. Медоуз), демографов неомальтузианского толка (П. Эрлих, Г. Хардин), радикально настроенных энвайрон-менталистов (Р. Карсон, А. Несс) экологическая проблема была признана глобальной, а ее преодоление объявлено одной из первоочередных задач современного человечества.
Нет сомнений, что ситуация углубляющегося кризиса в отношениях между человеком и природой требует своего скорейшего разрешения. Однако становится все более очевидным, что никакие теоретические или практические разработки в области экологии не смогут переломить негативных тенденций, если не произойдут изменения на мировоззренческом уровне и
не будет сформирован новый тип отношения человека к природе. Как указывают исследователи, для исправления ситуации «в сознании людей должны произойти серьезные ценностные изменения, знаменующие смену традиционной мировоззренческой парадигмы на новую, более адекватную вызовам современности» [7, c. 88]. Однако социальные ценности, в свою очередь, могут измениться в нужном направлении только в том случае, если будет сформирована соответствующая экологическая культура.
Экологическая культура - это часть культуры человечества, обеспечивающая устойчивое сосуществование общества и природы, и включающая в себя, по словам Э.В. Гирусова «экологическое знание, безопасные или даже благоприятные для природного равновесия технологии деятельности, нормы и ценности, навыки поведения, созерцание и чувства и распространяется на всю систему активности людей» [1, c. 88]. Именно от уровня зрелости, степени сформиро-
ванности экологической культуры зависит вектор развития современного общества.
Таким образом, в сложившихся условиях, согласно большинству специалистов, экологическая культура должна стать «вектором аксиологической переориентации общественного и массового сознания в целях преодоления углубляющегося экологического кризиса» [3, с. 88].
Свое теоретическое обоснование экологическая культура находит в философских идеях О. Леопольда, А. Швейцера, В.И. Вернадского, а практическое выражение - в сознательной деятельности индивидов, групп, природоохранных организаций, а также партий «зеленой» направленности, которые приобретают все большее влияние в современном мире.
На формирование экологической культуры оказывает влияние широкий спектр факторов -экономических, социальных, моральных, эстетических, правовых [4, с. 200]. Подробное изучение этих факторов - задача ряда новых дисциплин, переживающих период бурного развития на рубеже ХХ - XXI вв. (экологической экономики, социальной экологии, экологического права, экологической этики). Из всего спектра факторов, на наш взгляд, наименее изучено влияние политико-идеологических систем на формирование экологической культуры, хотя в ряде случаев их значение может быть решающим.
Идеологические доктрины представляют собой различные пути осмысления действительности, в том числе в аспекте отношения общества и природы, и предлагают те или иные способы улучшения современного общества.
Одной из фундаментальных идеологических систем является консерватизм, который ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности [6, с. 24]. Исторически консерватизм представлял собой теоретическую надстройку над общественной психологией традиционного общества и противостоял модернизационным процессам, хотя сейчас отношения консерватизма и модернизации далеко не так однозначны.
Ключевую роль в философии консерватизма играет традиция. Отцы-основатели консерватизма - английский политик и публицист Э. Берк, французский религиозный деятельно Ж. де Местр, философ и политик периода французской реставрации Л. де Бональд, австрийский канцлер
К. Меттерних, а впоследствии X. Кортес, Р. Пиль, О. фон Бисмарк пытались утвердить в общественном мнении мысль о том, что всякое
сознательное преобразование социальных порядков есть основной источник опасности для общества.
Экологические движения прочно ассоциируются с радикальными «левыми» идеологиями, требовавшими немедленных перемен, однако при более тщательном анализе выясняется, что консерватизм также может претендовать на идеологическое обоснование формирующейся экологической культуры.
Постепенный реформизм, поиск компромисса выступают в консервативных концепциях важнейшим атрибутом устойчивости. Такой эволюционизм, по мнению консерваторов, имеет природные основания: «Природа сама по себе эволюционна, а революции и войны исключают людей из природной эволюции, из самой природы» [2, с. 106].
Согласно консервативной доктрине, стабильные и ориентированные на прошлое способы организации жизнедеятельности, ценности, нормы, принципы, обычаи, традиции, устойчивые черты культуры и менталитета должны не преодолеваться в ходе социальных трансформаций, а воспроизводиться в новых обстоятельствах, гарантируя, социокультурную преемственность и, как следствие этого - безопасность социума и индивида. При этом большую часть консерваторов объединяет отстаивание эволюционного пути развития социума, неприятие радикальных изменений, приоритет принципа предосторожности [8].
Рассматривая связь консервативных и природозащитных идей, необходимо указать на их близость и принципиальную совместимость. Консервативные идеологи как прошлого, так и настоящего неоднократно подчеркивали роль природного окружения и взаимодействия с природой в формировании определенных ценностных ориентаций человека и духа народа. Поэтому охранительные тенденции консерватизма касаются не только общества, но и природы.
Сама природоохранная деятельность возникла как форма консервации природы - т.е. сбережения участков природы для будущих поколений. Пионером природоохраны считается американский политик консервативного направления Г. Пинчо, предлагавший административные и научно обоснованные механизмы сбережения и восстановления лесов для их сохранения и получения максимальной выгоды. Этот подход получил название «консервационизма». Генетическая связь экологических идей Пинчо и политической платформы консерватизма очевидна.
Из последних работ стоит отметить книгу профессора Оксфордского университета Р. Скрутона «Как думать о планете серьезно: слу-
чай экологического консерватизма». Здесь автор приводит аргументы в пользу того, что консерватизм является лучшим идеологическим ресурсом для формирования экологической культуры.
Скрутон, опираясь на идеи Э. Берка о ценности «малых групп», полагает, что основной задачей консерватизма является поддержка «гомеостатических систем», к которым он относит традиции, обычаи, семьи, гражданские ассоциации и т.д. Любым угрозам противодействует особое чувство, называемое Скрутоном «экофилией», любовью к собственному дому, частной собственности, локальным традициям, непосредственному природному окружению.
С точки зрения Скрутона это чувство собственного дома, поддерживаемое консервативной традицией, является более прочным фундаментом для природоохранной деятельности, чем либеральные призывы к глобальной ответственности и международной политике. Оно опирается на реальные дела, а не на абстрактные лозунги и нацелено на решение конкретных локальных проблем, а не «экологической проблемы» в целом. В этом смысле более продуктивным консерваторам видится лозунг «думай национально, действуй локально». Что-то может измениться только в том случае, если каждый начнет с себя и своего непосредственного окружения [9].
Для России ярким примером, демонстрирующим связь консервативного мышления и любви к природе являются идеи «писателей-деревенщиков» середины ХХ столетия: В.П. Астафьев, В.И. Белов, С.П. Залыгин, В.Г. Распутин и др. «Прощание с Матерой» Распутина - наиболее яркое в отечественной литературе осмыслении нравственно-философских вопросов, связанных с экологией и преемственностью традиций. Непродуманные административные решения, которые ставят экономику над экологией, по мнению автора, ведут к уничтожению природного контекста культуры России, а с ним -народной нравственности и национальной идентичности.
В статье «Экологический консерватизм -шанс для выживания» Залыгин писал: «Экология сегодня - это, вернее всего, тот разумный консерватизм, который не отрицает завтрашнего дня, но и не рвется в него, пренебрегая днем сегодняшним. Для разумного консерватизма важно, чтобы завтра было хотя бы не хуже дня сего-
Литература:
1. Гирусов Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма / Э.В. Гирусов // Философия и общество. - № 4. - 2009. - С. 74-92.
2. Залыгин С.П. Экологический консерватизм - шанс для выживания / С.П. Залыгин // Новый
дняшнего (а еще лучше, если хоть немного, а все-таки лучше). Этот постулат уже сдерживает наши потребности, соответствует и реальной жизни, для которой один день и целая вечность равнозначны. А если жизнь прервется на одно мгновение, только на один-единственный день? Если это случится, жизнь не восстановится уже никогда...» [2, с. 111].
Углубление экологического кризиса заставляет заново переосмысливать идеологические основания общественного сознания в поиске ответов на вызовы современности. Консерватизм претендует на духовное лидерство в этом процессе. Его сторонники не без оснований утверждают, что дискуссии о консерватизме сегодня следует рассматривать в свете нового опыта, связанного с осознанием экологического кризиса, опыта, которого у человечества не было еще несколько десятилетий назад. Именно экологический кризис заставляет по новому пересмотреть идеи как либералов, так и консерваторов и переосмыслить их долгосрочные перспективы применительно к отношениям в системе «человек-природа». Учитывая это, сторонники традиций утверждают: «Несомненно, что тенденция в этом отношении состоит в возрождении консервативного мироощущения и мышления во всем мире. Быть консерватором стало теперь элементарным условием выживания человечества, всей нашей цивилизации. Таков новый смысл консервативного мышления. Это значит, что руководствоваться и дальше безоглядно лишь критерием прогресса было бы самоубийством. Что касается дальнейшего прогресса, то консерваторы выступают за него во всех разумных, оправданных формах, когда это необходимо и убедительно обосновано. Но приоритет обретает основополагающий консервативный императив выживания человечества, означающий «сохранение» [5, с. 45].
Таким образом, анализ идей консерватизма показывает, что на их основе можно выстроить непротиворечивую систему взглядов на отношения человека и природы. В идеологии консерватизма содержится позитивный природоохранный потенциал, а многие ее идеи представляют интерес для культурологи и философии и вполне могут быть использованы в процессе формирования ноосферного мировоззрения и экологической культуры.
мир. - № 11. - 1994. - С. 106-111.
3. Зейналов Г.Г. Экологическая культура и пути ее формирования: региональный аспект проблемы / Г.Г. Зейналов, Е.В. Рябова, В.Ю. Миронов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - № 3. - 2013. - С. 17-20.
4. Мухутдинова Т.З., Храпаль Л.Р. Культур-
ная глобализация и экологическое образование современного педагогического сообщества / Т.З.Мухутдинова, Л.Р. Храпаль //Вестник Казанского технологического университета. 2012. - № 3. Т. 15. - С. 200-204.
5. Рормозер Г. Новый консерватизм: вызов для России / Г. Рормозер, А. А. Френкин. - М.: ИФ РАН, 1996. - 240 с.
6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьев.
- М.: Аспект Пресс, 2005. - 558 с.
7. Сычев А. А. Этика экологической ответственности / А.А. Сычев. - М.: Альфа М, 2014. - 320 с.
8. Сычев А.А. Эволюция принципа предосторожности в экологической этике / А.А. Сычев, К.К. Курмаева // Гуманитарные науки и образование. -№ 1 (17). - 2014. - С. 100-103.
9. Scruton R. How to Think Seriously about the Planet: The Case for an Environmental Conservatism /
R. Scruton. - London: Oxford University Press, 2012.
- 458 p.
References:
1. Girusov Je.V. Jekologicheskaja kul'tura kak vysshaja forma gumanizma / Je.V. Girusov // Filosofija i ob-shhestvo. - № 4. - 2009. - S. 74-92.
2. Zalygin S.P. Jekologicheskij konservatizm -shans dlja vyzhivanija / S.P. Zalygin // Novyj mir. - №
11. - 1994. - S. 106-111.
3. Zejnalov G.G. Jekologicheskaja kul'tura i puti ee formirovanija: regional'nyj aspekt problemy / G.G. Zejnalov, E.V. Rjabova, V.Ju. Mironov // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. - № 3. - 2013. - S. 17-20.
4. Muhutdinova T.Z., Hrapal' L.R. Kul'turnaja globalizacija i jekologicheskoe obrazovanie sovremennogo pedagogicheskogo soobshhestva / T.Z.Muhutdinova, L.R. Hrapal' //Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2012. № 3. T. 15. S. 200-204.
5. Rormozer G. Novyj konservatizm: vyzov dlja Rossii / G. Rormozer, A. A. Frenkin. - M.: IF RAN, 1996. - 240 c.
6. Solov'ev A.I. Politologija: Politicheskaja
teorija, politicheskie tehnologii / A.I. Solov'ev. - M.: Aspekt Press, 2005. - 558 c.
7. Sychev A. A. Jetika jekologicheskoj otvetstvennosti / A.A. Sychev. - M.: Al'fa M, 2014. -320 c.
8. Sychev A.A. Jevoljucija principa predostorozhnosti v jekologicheskoj jetike / A.A. Sychev, K.K. Kurmaeva // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - № 1 (17). - 2014. - S. 100-103.
9. Scruton R. How to Think Seriously about the Planet: The Case for an Environmental Conservatism /
R. Scruton. - London: Oxford University Press, 2012. - 458 p.
Сведения об авторе:
Кулагина Елена Григорьевна (г.Саранск, Россия), аспирант, кафедра философии, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», e-mail: k.lena.83@mail.ru
Data about the author:
Kulagina E.G. (Saransk, Russia), postgraduate student, department of philosophy, Mordovia State Pedagogical Institute after named M.E. Evseviev, e-mail: k.lena.83@mail.ru