Научная статья на тему 'Идентификация как основа управления материальными потоками в логистической системе'

Идентификация как основа управления материальными потоками в логистической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1290
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LOGISTIC SYSTEM / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ / MATERIAL FLOWS / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ / CONSUMER GOODS / ТОВАРОВЕДЕНИЕ / АССОРТИМЕНТ / ASSORTMENT / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / COMMODITY SCIENCE / COUNTERFEITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуева Ольга Николаевна, Донскова Людмила Александровна

В статье рассматриваются вопросы управления материальными потоками в логистической системе на основе товароведного подхода. Основная идея заключается в реализации интеграции товароведения с логистикой. Установлено, что конкретная архитектоника логистики должна быть связана с товароведными характеристиками продукции. В условиях постоянно расширяющегося ассортимента товаров, возрастания объемов контрафактной и фальсифицированной продукции особую актуальность приобретает идентификация потребительских товаров по ассортиментной и классификационной принадлежности. Предложен подход к идентификации продукции, который включает уточнение понятия идентификации, введение термина идентификационной логистики, исследование процесса идентификации товара на различных участках логистической цепи от производителя до потребителя. Концепция идентификационной логистики поможет минимизировать риски, которым подвержена логистическая деятельность, в том числе риски, связанные с товаром и его свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зуева Ольга Николаевна, Донскова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification as the Basis for Material Flows Management in the Logistic System

The article deals with the issues of material flows management in the logistic system based on commodity science approach. The main idea is to implement integration of commodity science and logistics. It is found that specific architectonics of logistics should be linked to trade characteristics of commodities. With an everexpanding range of products and an increase in the volume of counterfeit products, identification of consumer goods in accordance with assortment and classification is becoming particularly urgent. The authors suggest an approach to product identification, which includes the refinement of the identification concept, introduction of the term “identification logistics”, the study of the identification process of the goods in different stages of the supply chain from the producer to the consumer. The concept of identification logistics will help minimize the risks faced by the logistics activities, including risks associated with the product and its properties.

Текст научной работы на тему «Идентификация как основа управления материальными потоками в логистической системе»

^ ЗУЕВА Ольга Николаевна

Доктор экономических наук, заведующая кафедрой товароведения и экспертизы

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-17-22 E-mail: [email protected]

ffe

^ ДОНСКОВА Людмила Александровна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-17-22 E-mail: [email protected]

Ключевые слова

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ

ТОВАРОВЕДЕНИЕ

АССОРТИМЕНТ

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Идентификация как основа управления материальными потоками в логистической системе

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы управления материальными потоками в логистической системе на основе товароведного подхода. Основная идея заключается в реализации интеграции товароведения с логистикой. Установлено, что конкретная архитектоника логистики должна быть связана с товароведными характеристиками продукции. В условиях постоянно расширяющегося ассортимента товаров, возрастания объемов контрафактной и фальсифицированной продукции особую актуальность приобретает идентификация потребительских товаров по ассортиментной и классификационной принадлежности. Предложен подход к идентификации продукции, который включает уточнение понятия идентификации, введение термина идентификационной логистики, исследование процесса идентификации товара на различных участках логистической цепи от производителя до потребителя. Концепция идентификационной логистики поможет минимизировать риски, которым подвержена логистическая деятельность, в том числе риски, связанные с товаром и его свойствами.

Логистическая система, являясь одним из базовых понятий логистики, рассматривается как система доведения материального потока до потребителя.

Логистическая система представляет совокупность товаропроводящих функций, включая закупочную деятельность, планирование производства и сам производственный процесс; складирование материалов, готовой продукции, полуфабрикатов; процессы таможенного управления, сбытовую деятельность, транспортировку, и обеспечивает оптимальность издержек за счет системного подхода и высокую надежность и полноту удовлетворения потребительского спроса. Логистика организует материальные, а также связанные с ними финансовые, информационные и другие потоки с целью выполнения логистической миссии: доставка товаров в заданное место в необходимом количестве и ассортименте, в нужное время для конкретного потребителя с минимальными затратами [9]. Цель де-

ятельности любой логистической системы считается достигнутой, если выполнены семь условий, которые получили название «семь правил - 7Р» логистики (рис. 1).

Материальные потоки формирует продукция в материально-вещественной форме, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций, наиболее общими из которых являются: складирование, транспортирование, погрузка, разгрузка, упаковка, маркировка, комплектация и внутреннее перемещение, отнесенная к определенному временному интервалу.

Однозначно, что материальные потоки складываются из определенной номенклатуры товаров, и архитектоника логистики будет определяться конкретным видом товаров и присущими этой группе товаров свойствами. Таким образом, для решения задач в сфере управления материальными потоками актуальность приобретают виды и характеристики потребительских товаров, изучаемые в товароведении, которые

1 Продукция - в ассортименте, необходимом покупателю

2 Качество - соответствующее

3 Количество - соответствующее

4 Покупатель - конкретный

5 Доставка - с минимальными издержками

6

Место - четко определенное

JEL classification

Время - четко определенное

F60, L15, L66, L67

Рис. 1. Семь правил логистики

Trade • Logistics • Customs ??

Identification as the Basis for Material Flows Management in the Logistic System

■o

я

Abstract

The article deals with the issues of material flows management in the logistic system based on commodity science approach. The main idea is to implement integration of commodity science and logistics. It is found that specific architectonics of logistics should be linked to trade characteristics of commodities. With an ever-expanding range of products and an increase in the volume of counterfeit products, identification of consumer goods in accordance with assortment and classification is becoming particularly urgent. The authors suggest an approach to product identification, which includes the refinement of the identification concept, introduction of the term "identification logistics", the study of the identification process of the goods in different stages of the supply chain from the producer to the consumer. The concept of identification logistics will help minimize the risks faced by the logistics activities, including risks associated with the product and its properties.

должны явиться основой формирования оптимальной логистической системы.

Предпосылками исследования взаимосвязи управления материальными потоками в логистических системах и товароведения служат изменения, происходящие в общественно-экономическом развитии нашей страны, которые оказывают влияние на развитие концепции логистики [3].

В экономической системе, основанной на рыночных механизмах, принимая во внимание глобализацию экономики, интеграцию России в европейское сообщество, тенденции в мировом потребительском движении, всем участникам рынка следует предоставлять полную, достоверную и достаточную информацию в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей. Необходимо удовлетворение потребностей не только в отношении материальных благ, но также в отношении информации, предоставления прав различным лицам и их защиты [5].

Особую роль товароведные аспекты приобретают при решении задач в торго-

вой логистике. С логистических позиций представляет интерес классификация присущих рыночной экономике функций торговли, где группировка осуществляется в зависимости от вида управляемых потоков. Так, функции управления товарным потоком включают [4]:

• количественные (собирать, делить, распределять);

• качественные (формирование ассортимента, сохранение качества, контроль качества, гарантия, обслуживание потребителя, консультирование, сокращение времени и увеличение комфортности покупки, обмен);

• сглаживание временных противоречий (хранение на складе, возврат непроданных или дефектных товаров; режим работы предприятия, магазина; особое, например по сниженным ценам, предложение товара; контроль сроков поставки);

• сглаживание пространственной отдаленности (транспортировка, выбор места расположения).

Очевидной становится связь товароведных характеристик с указанными функциями. На рис. 2 представлен образ товара в логистике.

Olga N. ZUEVA

Dr. Sc. (Econ.), Head of Commodity Science and Examination Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-17-22 E-mail: [email protected]

^ Lyudmila A. DONSKOVA

Cand. Sc. (Agriculture), Associate Professor of Commodity Science and Examination Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-17-22 E-mail: [email protected]

Keywords

LOGISTIC SYSTEM MATERIAL FLOWS CONSUMER GOODS COMMODITY SCIENCE

Рис. 2. Товар в логистической системе

F60, L15, L66, L67

Области применения и субъекты идентификации потребительских товаров в сфере обращения [2]

Область применения Сфера деятельности Субъект

Перемещение через таможенную границу Таможенная экспертиза Специалист таможни, инспектор, специалист таможенной лаборатории

Выход товара на рынок Подтверждение соответствия (сертификация и декларирование) Эксперт по сертификации

Торговля Формирование ассортимента Товаровед

Контроль качества Товаровед

Экспертиза, оценка качества Товаровед-эксперт

Государственный контроль (надзор) Инспектор

Реализация или покупка (выбор товара) Потребитель

Потребление Защита прав потребителей Товаровед-эксперт

По мере усложнения рыночных условий функционирования торгового предприятия повышается актуальность логистического подхода к идентификации товаров. Это объясняется рядом факторов, среди которых расширение ассортимента и рост номенклатуры реализуемой продукции, отсутствие нормативной документации на многие импортные товары, что затрудняет их идентификацию при пересечении границы Российской Федерации при таможенном контроле, при сертификации, при формировании ассортимента в торговле, при контрольно-надзорной деятельности.

Идентификация широко применяется в науке и в различных областях деятельности. Объектами идентификации могут быть события, факты, информация, материальные объекты, процессы, услуги и др. В условиях рыночной экономики ее важным объектом становится товар, в идентификации которого раньше не было необходимости. Увеличение на рынке числа контрафактных и фальсифицированных товаров, их незаконное производство и перемещение через таможенную границу [8], ряд других причин вызвали практическую необходимость проведения работ по идентификации. Однако отсутствие методологических разработок по вопросам идентификации товаров, неразработанность процедур затрудняют проведение идентификации, с которой должна начинаться любая оценочная работа с товаром (декларирование, сертификация, контроль качества, оценка потребительских свойств и т.д.) [2].

Практика показывает, что идентификацию проводят на всех стадиях жизненного цикла товара. Каждая стадия товародвижения характеризуется определенной сферой деятельности и субъ-

ектами, т.е. лицами, осуществляющими идентификацию (см. таблицу).

Идентификационная деятельность, направленная на решение практических задач путем исследования причинности и установления тождества объектов по их характеристикам и информации об объекте, должна основываться на принципах и располагать определенными процедурами, критериями, методами. Идентификация товаров различается не только по области применения, но и по видам. В зависимости от цели и характера выделяют такие подвиды, как ассортиментная, качественная, количественная и партионная идентификация [2]. Идентификационную экспертизу проводят на соответствие товара товаросопроводительным документам, сертификатам соответствия, удостоверениям качества, накладным или инвойс, счету-фактуре, договору или контракту.

Логистическая деятельность по идентификации начинается с просле-живаемости товара. Создание системы менеджмента качества на предприятиях предполагает разработку и поддержание в рабочем состоянии регламентированных процедур идентификации продукции всеми пригодными для этого средствами на всех этапах производства и поставки, начиная с получения сырья. Новая версия международного стандарта ИСО 9001:2015 трактует прослеживае-мость как способность проследить историю, применение или местонахождение объекта. При рассмотрении продукции прослеживаемость может относиться к происхождению материалов и комплектующих частей, истории обработки, распределению и местонахождению продукции после поставки.

Идентификация также помогает в определении качества товара, как на

этапе производства, так и на этапе формирования ассортимента в торговом предприятии. Проверка качества товара по всем показателям, содержащимся в нормативной документации, особенно если эти показатели проверяются физико-механическими или химическими разрушающими методами, является дорогостоящей процедурой. При идентификации продукции используются определенные показатели, позволяющие быстро и с достаточной степенью достоверности определить качество продукта с минимальными затратами. Идентифицировав требования потребителей, можно определить потенциального покупателя продукции, соответственно рассчитать необходимое количество и доставить товар в нужное время и место.

На идентификации основан «метод быстрого реагирования». Он разработан в результате развития философии «точно в срок» и представляет собой метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной торговли и в распределительные центры, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиками и транспортными организациями. Суть метода заключается в быстром реагировании логистической системы на возникший на рынке спрос. Решение о поставке товара в торговлю предприятием-изготовителем принимается тогда, когда достаточно высока вероятность возникновения реальной потребности в товаре данного вида. Метод быстрого реагирования основан на использовании трех технологий и новой концепции бизнеса.

Первая технология заключается в автоматической идентификации штриховых товарных кодов. Она позволяет быстро и эффективно собрать точную и детальную информацию о продажах. Вторая технология представляет собой электронный обмен данными. Это не только Интернет, но и комплекс стандартов, позволяющих предприятиям оперативно обмениваться большими объемами документированной информации. Третья технология включает автоматическую идентификацию грузовых единиц (например, транспортных контейнеров) [7].

Таким образом, можно сформулировать определение идентификационной логистики: «Идентификационная логистика - научное направление, связанное с разработкой рациональной комплексной системы управления материальными и информационными потоками, ориентированной на оптимизацию процессов

Trade • Logistics • Customs 79

планирования, реализации и контроля качества материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в соответствии с требованиями потребителей». Логистический подход к процессу идентификации предполагает единство всех объектов идентификационной логистики, обусловливает взаимосвязь элементов, их объединение в логистическую систему.

Сфера деятельности по идентификации товаров затрагивает несколько звеньев логистической цепи продвижения товаров от производителя к потребителю. Количество звеньев зависит от ряда факторов, в том числе назначения, структуры и состава товаропотока; интенсивности конкуренции в сфере распределения и обращения; пространственного расположения рынка производства (предложения) и рынка потребления (спроса); условий поставки, доминирующих на рынке; объема и качества потребностей (спроса) основных участников товаропотока; торговых правил, в том числе законодательства, традиций и обычаев [10].

Схема идентификации товаров включает в себя следующие элементы: производство, торговые предприятия, факторы, влияющие на спрос и предложение товаров, регулирование деятельности предприятий-производителей, оптовой и розничной торговли, контролирующих органов данной области.

Логистический подход к процессу идентификации позволяет решить несколько задач. Во-первых, упорядочить и систематизировать процесс идентификации товаров, увеличить знания об объекте. Во-вторых, сделать процесс идентификации оптимальным, надежным и ресурсоэкономичным на каждом участке логистической цепи с применением определенных методов по заявленным параметрам. Например, физико-химиче-

ские методы идентификации не подойдут для оптовой и розничной торговли из-за отсутствия необходимого оборудования, поэтому в данном случае на первое место выходят внешний вид товара, его маркировка, органолептические показатели. Номенклатура показателей, подлежащих проверке, должна быть достаточной и оптимальной для идентификации товара; для ее определения необходимо привлекать минимум ресурсов (материальных, информационных, финансовых, трудовых). В-третьих, сделать процесс идентификации комплексным, охватывающим в сфере своей деятельности все звенья логистической цепи.

Анализ идентификации в логистической системе предполагает исследование рынка на предмет присутствия на нем фальсифицированных и контрафактных товаров, выделение показателей идентификации и методов их определения. С этой целью необходимо выяснить мнение производителей товара по вопросам значимости показателей для идентификации, приемлемости методов идентификации, способам защиты товара от подделок. Также необходимо изучение законодательства, регулирующего данную сферу деятельности, в отдельных случаях проведение экспертного опроса сотрудников контролирующих органов с целью выяснения оптимальных показателей идентификации, разработка мер для пресечения потока фальсифицированной продукции. Важной составляющей является и мнение потребителей в части выяснения их отношения к фальсифицированной продукции, причин ее приобретения, мер для ее устранения. На основании этого необходимо определить, на каком участке логистической цепи продвижения товара в большей степени нужно концентрировать внимание контролирующих органов.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что материальные потоки, как объекты управления в логистических системах, представлены конкретными товарными группами, единицами товаров и обладают логистическими свойствами, в основе которых лежат товароведные характеристики. Использование товароведных аспектов в управлении материальными потоками в логистических системах должно способствовать минимизации возможных рисков. А логистическая деятельность, особенно в международном аспекте, считается сферой, более других подверженной рискам. Структура рисков логистической деятельности достаточно обширна, из порядка 150 видов риска, которые классифицируются по различным признакам, выделяются риски, связанные с товаром и его свойствами, риски при таможенном оформлении и риски при сертификации [1; 6].

Таким образом, предложенный подход к идентификации продукции включает уточнение понятия идентификации, введение термина идентификационной логистики, исследование процесса идентификации товара на различных участках логистической цепи от производителя до потребителя в условиях многоукладной экономики, функционирования России в рамках Евразийского экономического союза и ВТО, активного развития мирохозяйственных связей, повышения роли потребителя.

Новизна данной методики заключается в том, что проблема идентификации рассматривается в контексте логистической концепции, которая увязывает объекты и субъекты идентификации, позволяет сделать идентификацию наиболее эффективной и адекватной сложившимся в настоящее время рыночным условиям.

8 Торговля • Логистика • Таможенное дело

Источники

1. Бродецкий Г.Л. Управление рисками в логистике. М.: Академия, 2010.

2. Вилкова С.А. Экспертиза потребительских товаров. 2-е изд. М.: Дашков и Ко, 2009.

3. Евтодиева Т.Е. Современные аспекты экономического развития общества и реализации логистики // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. С. 177-181.

4. Зайцев П.А. Логистика в управленческой деятельности предприятия // NAUKA-RASTUDENT.RU. 2015. № 1(13). иКЬ: nauka-rastudent.ru.

5. Зуева О.Н. Реверсивная логистика: влияние качества товаров на формирование возвратных товаропотоков. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2007.

6. Килль М.Ю. Типология рисков логистики международного товародвижения и основные способы их минимизации // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С. 10-18.

7. Копнов В.А., Бессонов А.И., Астафьева О.М. Стратегический подход к управлению качеством закупок машиностроительного предприятия: монография. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2012.

8. Кудряшова И.А., Копеин В.В. Современные аспекты международной торговли на рынке продовольственных товаров // Техника и технология пищевых производств. 2014. № 3. С.176-182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кузнецов М.М. Значение логистики в условиях глобализации международного товародвижения // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. «Экономика и управление». 2012. Т. 25(64). № 3. С. 135-142.

10. Терентьев П.А. Классификации и модели логистики возвратных потоков // Логистика сегодня. 2010. № 4(40). С. 242-251.

References

1. Brodetskiy G.L. Upravlenie riskami v logistike [Risk management in logistics]. Moscow, Akademiya Publ., 2010.

2. Vilkova S.A. Ekspertizapotrebitel'skikh tovarov [Examination of consumer goods]. 2nd ed. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2009.

3. Yevtodieva T.Ye. Sovremennye aspekty ekonomicheskogo razvitiya obshchestva i realizatsii logistiki [Modern aspects of economic development of society and implementation of logistics]. Problemy sovremennoy ekonomiki - Problems of Modern Economics, 2011, no. 3, pp. 177-181.

4. Zaytsev P.A. Logistika v upravlencheskoy deyatel'nosti predpriyati-ya [Logistics in organization management]. NAUKA-RASTUDENT.RU, 2015, no. 1(13). Available at: nauka-rastudent.ru.

5. Zueva O.N. Reversivnaya logistika: vliyanie kachestva tovarov na formirovanie vozvratnykh tovaropotokov [Reverse logistics: the influence of goods quality on the formation of return flows of goods]. Yekaterinburg, USUE Publ., 2007.

6. Kill' M.Yu. Tipologiya riskov logistiki mezhdunarodnogo tovarod-vizheniya i osnovnye sposoby ikh minimizatsii [Typology of risk in logistics of international movement of goods and other ways to minimize it]. Audit i finansovyy analiz - Audit and Financial Analysis, 2012, no. 2, pp. 10-18.

7. Kopnov V.A., Bessonov A.I., Astaf'eva O.M. Strategicheskiy podkhod k upravleniyu kachestvom zakupok mashinostroitel'nogo predpriyatiya [A strategic approach to the management of procurement quality at engineering enterprise]. Yekaterinburg, USUE Publ., 2012.

8. Kudryashova I.A., Kopein V.V. Sovremennye aspekty mezhdunarod-noy torgovli na rynke prodovol'stvennykh tovarov [Modern aspects of international trade in the market of food products]. Tekhnika i tekhnologiya pishchevykh proizvodstv - Food Processing: Techniques and Technology, 2014, no. 3, pp.176-182.

9. Kuznetsov M.M. Znachenie logistiki v usloviyakh globalizatsii mezhdunarodnogo tovarodvizheniya [The value of logistics in the context of globalization of international movement of goods]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Ser. «Ekonomika i upravlenie» - Scientific Notes of Taurida National V.I. Ver-nadsky University. Series "Economics and Management", 2012, vol. 25(64), no. 3, pp. 135-142.

10. Terent'ev P.A. Klassifikatsii i modeli logistiki vozvratnykh po-tokov [Classifications and models of reverse flows logistics]. Logistika segodnya - Logistics Today, 2010, no. 4(40), pp. 242-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.