Библиографический список
1. Архитектурно-художественный облик северных городов. Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1978.
2. Ранинский Ю. Памятники архитектуры и градостроительства. М.: 1988. 25 с.
3. Конторович И.Я., Ривкин А.Б. Рациональное использование территории городов. М.: Стройиздат, 1986. 162 с.
4. Большаков А.Г. Градостроительная организация ландшафта как фактор устойчивого развития территории: авто-реф ... дис. д-ра архитектуры. М.: Мархи, 2003.
5. Яргина З.Н. Градостроительный анализ. М.: Стройиздат, 1984. 244 с.
УДК 911.5
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ ПРИБАЙКАЛЬСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА
© В.С. Шишканов1, М.А. Шишканова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проведен ретроспективный анализ антропогенной деятельности на территории Прибайкальского национального парка. На основе данных анализа выявлены и классифицированы, согласно типологии ЮНЕСКО, сформировавшиеся культурно-исторические ареалы: ископаемые, реликтовые, естественно развивающиеся, ассоциативные. Внутри ареалов выделены характерные для исследуемой территории виды культурно-ландшафтных комплексов. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: культурный ландшафт; Прибайкальский национальный парк; ретроспективный анализ.
IDENTIFICATION AND CULTURAL LANDSCAPE DIFFERENTIATION OF BAIKAL NATIONAL PARK TERRITORY V.S. Shishkanov, M.A. Shishkanova
Irkutsk state technical university, 83 Lermontov Street, Irkutsk, Russia, 664074.
The paper performs a retrospective analysis of human activities on the territory of Baikal National Park, which enables to identify and classify according to UNESCO typology cultural and historical areas having been formed: fossil, relict, natural and associative ones. The types of cultural landscape complexes specific for the territory under investigation are distinguished within the areas. 10 sources.
Key words: cultural landscape; Baikal National Park; retrospective analysis.
Культурно-историческое своеобразие Прибайкальского национального парка связано со множеством существующих на его территории видов культурных ландшафтов, хранящих в себе историю освоения данных земель человеком. Исследуемые территории - части Байкала, испытывающие антропогенное воздействие с глубочайшей древности.
Культурный ландшафт является туристическим ресурсом, который должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный район и с высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе характер взаимоотношения человека и природы, например, традиционные технологии природопользования, учитывающего местные экологические особенности и ограничения. Во многих культурных ландшафтах заключена семантика особого духовного (сакрального) отношения к природе [3].
Таким образом, для того чтобы выделить формирующиеся в течение длительного периода времени культурные ландшафты исследуемой территории
Прибайкальского национального парка, необходимо провести их культурно-ландшафтную дифференциацию и идентификацию.
Для проведения культурно-ландшафтной дифференциации изучаемой территории был выбран подход, предложенный Е.М. Кулешовой [5]. На основании ретроспективного анализа исследуемой территории определены наиболее ценные и перспективные культурно-исторические местности. Фиксированы границы культурно-ландшафтных ареалов. Внутри ареалов выделены характерные для территории Прибайкальского национального парка культурно-ландшафтные комплексы.
В результате ретроспективного анализа были определены этапы становления историко-культурной ландшафтной среды Прибайкальского национального парка. Всего было выделено пять периодов освоения территории представителями разных культур:
Первый период. Первые поселенцы (II—VII вв. до н.э.). Первые следы жизнедеятельности людей на территории Байкала можно датировать временем око-
1Шишканов Владимир Сергеевич, старший преподаватель кафедры рисунка, живописи и скульптуры, тел.: 89500901914, e-mail: [email protected]
Shishkanov Vladimir, Senior Lecturer of the Department of Drawing, Painting and Sculpture, tel.: 89500901914, e-mail: [email protected]
2Шишканова Мария Александровна, аспирант, тел.: 89500836511, e-mail: [email protected] Shishkanova Mariya, Postgraduate, tel.: 89500836511, e-mail: [email protected]
ло 700 тыс. лет назад. На побережье озера насчитывается около 600 стоянок, могильников, городищ, курганов и других следов доисторических культур, датированных Ш-УИ вв. до н.э. [10].
Второй период. Курыкане (УН-ХН вв. н.э.). К этому периоду относятся первые поселения, основанные курыканскими племенами, следы существования которых встречаются преимущественно в Тажеранских степях и на острове Ольхон.
Третий период. Монголо-язычные племена (XIII-XVII вв.). В XIII в монголо-язычные племена (устьталь-кинская культура) вытесняют курыкан на север Байкала. Племена ведут кочевой образ жизни, основной род хозяйственной деятельности - скотоводство. К концу XV в. устьталькинцев оттеснили на север бурятские племена.
Четвертый период. Период образования первых бурятских поселений (ХУИ-ХУШ вв.). Буряты впервые упоминаются как этническая единица в летописях монгольской культуры XIII в. Эта народность занималась скотоводством полуоседлого типа с заготовкой корма. Кроме этого, прибайкальские буряты промышляли коллективной охотой, которая играла существенную роль в их хозяйственной деятельности [10].
Пятый период. Период присоединения Сибири к России ХУШ-ХХ вв. Остров Ольхон стал первой территорией на Байкале, завоеванной русскими в 1643 г. В дальнейшем доля русского населения на берегах Байкала постоянно росла [4]. В это время меняются политические и экономические условия и закладываются основы формирования системы расселения, в результате которой возникают новые зоны распространения региональной исторической среды. Основным занятием населения Прибайкалья в течение длительного времени были рыболовный промысел и скотоводство, лишь в начале XIX в. появляется земледелие, однако в силу природно-климатических условий и национальных традиций населения большого распространения оно не получило.
Культурно-ландшафтные ареалы классифицированы с помощью типологии, разработанной ЮНЕСКО, согласно которой они подразделяются на три основных категории: целенаправленно созданные (рукотворные) среди которых выделяются субкатегории реликтовых, развивающихся и ископаемых ландшафтов; естественно развившиеся; ассоциативные ландшафты.
Исследование показало, что на рассматриваемых участках имеются культурные ландшафты, причисляемые к категории целенаправленно созданных:
Ископаемые ландшафты - хранящие в себе памятники археологического наследия. Фиксированные участки ископаемых ландшафтов имеются на всех изучаемых территориях, материалы охватывают период от каменного века до периода этнографической современности. Однако полностью вся территория Прибайкальского национального парка археологами изучалась неравномерно, поэтому не исключено, что многие ископаемые ландшафты остаются все еще не выявленными. Наиболее обследованными территориями являются: бухты пролива Ольхонские ворота,
район Байдинских пещер, район скалы Саган-Заба, нижнего течения реки Анга, окрестности поселка Еланцы и Тонты (Ольхонский район). Международную известность имеют многослойные поселения Итырхей и Берлога, характеризующие древние культуры от каменного до железного веков; пещерные объекты Большая Байдинская и Тонта.
Развивающиеся ландшафты - связанные с аборигенными культурами, обычно уязвимы в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта. Культурных ландшафтов данной категории при изучении территорий организации туризма Прибайкальского национального парка выявлено не было.
Реликтовые ландшафты могут быть представлены как территориями исторических поселений, так и отдельными участками сохранившихся усадебных комплексов. На исследуемых территориях имеются все перечисленные объекты. Исторические поселения с сохранившимися усадебными комплексами: Большие Коты, Большое Голоустное, Листвянка, Большой Баранчик (ныне Порт Байкал); территория инженерно-ландшафтного комплекса Кругобайкальской железной дороги.
Ассоциативные ландшафты представлены множеством сакральных местностей. Многие местные шаманские святыни известны за пределами Байкальского региона - это мыс Бурхан и гора Жима на острове Ольхон; скала Саган-Заба, с древних времен считающаяся священной у бурят; скала Ая, у подножия которой находится большая плоская плита из мрамора для жертвенных обрядов; культовые каменные сооружения на отрогах Сонгол-Хара в окрестностях поселка Онгурены и многие другие.
Естественно развившиеся ландшафты характеризуются наличием природных процессов, в результате длительных целенаправленных воздействий претерпевших определенные изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. Примеров таких ландшафтов на исследуемых территориях немного: участок дельты древней реки в местности Зама, преобразованной в систему мелиорации.
Таким образом, для исследуемой территории Прибайкальского национального парка были определены культурно-ландшафтные ареалы, классифицированные как ископаемые, реликтовые, ассоциативные и естественно развивающиеся.
В выявленных культурно-ландшафтных ареалах выделяются характерные для территории Прибайкальского национального парка культурно-ландшафтные комплексы. Ископаемые культурно-ландшафтные ареалы здесь сформированы антропогенной деятельностью представителей различных культур, населявших исследуемую территорию в период с III в. до н.э. по XVII в. н.э. Для этого периода были выделены следующие характерные виды ископаемых культурно-ландшафтных комплексов: писаница, стоянка, могильник, городище.
Писаницы - наскальные рисунки древних людей. Точное время их написания определить очень сложно - только методом сравнения с другими подобными рисунками в других регионах.
А.П. Окладниковым было выделено пять групп разновозрастных рисунков Байкальских писаниц. На территории Прибайкальского национального парка наличествуют писаницы из первой, четвертой и пятой групп. Первая группа относится к палеолитической эпохе и представлена плохо различимыми изображениями животных, выполненными красной охрой. Четвертая группа рисунков относится к Курыканскому времени Х1-Х вв. н.э. и является самой многочисленной. Многие изображения людей, верблюдов, лошадей, всадников со знаменами, сцены охоты, птицы, маски и др. выполнены разными штрихами. К пятой группе относятся поздние послекурыканские рисунки, вытертые сплошным пятном или зашлифованные внутри и оконтуренные углубленной линией [7].
Стоянки - поселения первобытных людей временного характера. На исследуемой территории присутствуют стоянки эпохи неолита, бронзового и железного веков.
Могильники - для Прибайкальского национального парка характерны погребальные сооружения, представляющие собой грунтово-каменную насыпь разной высоты от одного до двух-трех метров. Чаще они находятся в распадках между сопками или у подножия, обычно недалеко от воды. Иногда они образуют комплексы из десятков курганов [10].
Могилы имеют вид конических юрт, сложенных из плит гнейса, высотой до 1 м. Такие могильники на острове Ольхон встречаются большими группами, иногда по 100-150 могил [9].
Городища - укрепленные поселения на территории Прибайкальского национального парка представлены остатками древних городов и укреплений периода освоения рассматриваемой территории курыкана-ми. Такие городища имеют четырёхугольные или округлые очертания, обнесены валами или рвами. Около городищ сохранились остатки древних пашен в виде длинных параллельных грядок. Поселения и стоянки курыкан представляют собой картину стойбища плавильщиков и кузнецов. Плавка железа производилась либо в небольших глинобитных горнах, либо в ямах диаметром 0,5-1 м и глубиной до 1 м, в которых из руды выплавлялось железо. Жили курыкане в постройках типа полуземлянок и землянок [7].
Структурным элементом выделенного культурно-ландшафтного комплекса «городище» нередко являются временные крепости-убежища, окруженные рядами стен и валов, имевших в большей степени культовое, нежели оборонительное значение.
В системе культурно-ландшафтных ареалов, сформировавшихся в период XVII-XVI11 вв., были выявлены комплексы, связанные с хозяйственным освоением исследуемой территории бурятским и русским народами.
Прибайкальские буряты, кочевавшие два раза в год, имели два типа поселений: зимник и летник, которые были выделены как самостоятельные куль-
турно-ландшафтные комплексы.
Зимник - поселение (улус) для проживания в холодное время года (поэтому они назывались зимниками). Количество дворов варьировалось от 10-12 до восьмидесяти десятков. На зимнике располагались многостенные деревянные юрты, а позже и избы русского типа, хозяйственные постройки, загоны для скота [1]. Нередко обязательным атрибутом жилищно-поселенческого комплекса зимнего типа в среде зажиточных бурят становилась юрта, которая использовалась как летнее жилище для членов семьи, постоянно проживающих в зимней усадьбе. Также составной частью бурятских поселенческих комплексов издавна являются находящиеся поблизости культовые места. В качестве локальной особенности поселения можно рассматривать такой знак территориальной индексации, как родовые кладбища, включенные в структуру поселений. Основная черта поселений предбайкаль-ских бурят - коновязь, устанавливаемый у дома каждого семейного человека объект высокой ритуальной значимости, расположенный в передней части усадьбы в южном направлении от жилища [9].
Летник - летние поселения предбайкальских бурят обычно занимали территории рядом с пастбищами, близкими к воде и солончаку, в продуваемых, прохладных местах. Летники, размещенные в нескольких километрах от зимних усадеб, были достаточно удалены от поливных сенокосных угодий и засеянных хлебом полей, которые находились всегда рядом с зимниками [9].
Элементы планировочной структуры улуса-летника - жилые юрты и хозяйственные постройки, поставленные по эллипсу в шахматном порядке. Такой порядок расстановки юрт на местности был обязательным для каждого начинающего строительство бурята и основывался на его уважении к соседу. Юрта, стоящая напротив, должна была давать возможность выходящему из неё человеку сразу увидеть необозримые степные просторы, погружая его в привычный мир ощущений. У западных бурят этот обычай сохранился до середины ХХ века. Долгое существование данного обычая обусловливалось не только этической нормой, но и практическими целями. Внутрь образованного юртами круга в ночной период загонялся скот, для обеспечения лучшей его сохранности [9].
Территория улуса-летника является характерным для исследуемой территории культурно-историческим ландшафтом. Границы «летника» включают в себя пастбища и непосредственно саму территорию улуса.
Характерным для территории Прибайкальского национального парка культурно-ландшафтным комплексом, сформированным в период XVII-XVI11 вв. в ходе ее освоения русскими переселенцами, является заимка.
Заимка - однодворное поселение (земельный участок с жилой и хозяйственными постройками на нём), возникшее на вновь осваиваемой земле. Чтобы занять территорию, достаточно было опахать участок в степи или хотя бы проложить полосы пахоты - земля становилась занятой. Заимочное расселение стало
характерным для Сибири [2]. На исследуемой территории такой тип расселения использовался при освоении лесостепных и степных ландшафтов. В границы культурно-ландшафтного комплекса «заимка» входят прилегающие пастбищные, сенокосные или другие хозяйственные угодья.
В период с середины XVII по XVIII в. происходит изменение в расселении бурятских племен вследствие завоевательных походов в Сибирь русских казаков. Виды культурно-ландшафтных комплексов, сформировавшихся в период присоединения Сибири к России XVIII-XX вв. - сельские поселения, усадебные комплексы.
Сельские поселения - расселение крестьян в Сибири небольшими деревнями из одного-двух дворов позволило в короткий срок создать сеть населенных пунктов на огромных территориях [9]. Первые волны русских мигрантов, которые увеличивали население уже освоенных бурятскими племенами районов, уплотняли сеть населенных пунктов, меняли структуру поселения. Большинство переселенцев оседало в местах с наиболее благоприятными условиями для земледелия, так как земледелие становилось одним их основных видов занятий русского населения [1].
Усадьбы группируются, образуя своеобразные порядки, разделенные между собой скотопрогонами (обеспечивали доступ на выгон) или дорогами (доступ на поля и к воде). Доминантой поселения, культурно-общественным центром является церковь, часовня. Торговые лавки и ряды в селе тяготеют к центру (храму), нередко образуя своеобразную площадь. Церковь или часовня, если находится в отдалении, обязательно связана с поселением дорогой. В ближайшем окружении поселения находятся выгон - в пойме и на островах основной реки; покос - в распадках между распаханными склонами холмов; суходольные луга. Чуть дальше (в радиусе 1-2 км) располагаются пашни, обычно на склонах холмов и бортов долин [8].
Для поселений Прибайкалья характерна была однорядная или двухрядная застройка «улицей» вдоль дороги и берега реки. Улицы представляли собой сплошную стену плотно стоящих друг к другу и замкнутых со всех четырех сторон крестьянских усадеб. На улицы выходили высокие мощные срубы изб, прочные стенки амбаров и хлевов, соединенных глухим бревенчатым или дощатым забором [2].
В границы культурно-ландшафтного комплекса «сельское поселение» входит непосредственно территория сельского поселения с прилегающими угодьями.
Усадьбы - крестьянская усадьба, характерная
для исторических поселений исследуемой территории, представляет собой дворовый комплекс замкнутого типа с приусадебным участком, основной ячейкой которого является односрубная изба на подклети. Такая изба с пристроенными к ней сенями существовала как самостоятельный тип двухчастной планировки жилища. Бытование такого типа было вызвано традиционным в Сибири отделением скотного двора от жилой постройки [2]. Изба располагалась в центре крестьянской усадьбы. В большинстве деревень она выходила торцевой частью на улицу. Но иногда к улице была обращена ее боковая часть. Изба делила усадьбу на две половины: чистую и «скотную». На чистой половине стояли амбары для хлеба, погреба, навесы для саней, лодок, сетей, сельскохозяйственного и рыболовного инвентаря. Чистая половина часто мостилась досками. Сюда открывались главные ворота, и выходило красное переднее крыльцо. На «скотной» половине были сосредоточены постройки для коров, овец, лошадей, птицы. На скотный двор выходило заднее крыльцо избы: он имел свои ворота для выгона скота. Вне двора находились овины, а на берегу реки -«черные бани». Усадьба с двумя открытыми дворами была характерна для зажиточной части крестьянства Сибири [6].
Такой суровый внешний вид крестьянской сибирской усадьбы, как бы полностью изолирующей бытовой уклад жизни крестьянской семьи, был характерен для многих деревень Прибайкалья [10].
Территория культурно-исторического ландшафта «усадьба» занимает только историческую территорию усадебного комплекса.
Задача сохранения историко-культурного своеобразия ландшафтов Прибайкальского национального парка требует широкомасштабной работы по переводу наиболее ценных культурных ландшафтов в категорию особо ценных земель. Инвентаризация с последующей фиксацией культурно-ландшафтных ареалов является первым этапом на пути решения данной задачи.
Инвентаризация и дифференциация культурных ландшафтов Прибайкальского национального парка выявили сформировавшиеся на его территории культурно-исторические ареалы: ископаемые, реликтовые, естественно развивающиеся, ассоциативные. Внутри ареалов были выделены характерные для исследуемой территории виды культурно-ландшафтных комплексов: усадьба, заимка, сельские поселения, летник, городище, могильник, стоянка, писаница.
Библиографический список
1. Блохсоева Е.Б. Территориальные особенности формирования и расселения бурятского населения Предбайкалья и Забайкалья: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Улан-Удэ, 2002. 25 с.
2. Бураева О.В. Межкультурное взаимодействие этносов Байкальского региона (XVII - начало XX в.): автореф. дис. ... д-ра истор. наук. Улан-Удэ, 2005. 52 с.
3. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Известия АН. Серия географическая. 2001. № 1. 14 с.
4. Дамешек Л.М. Динамика и национальный состав коренного населения Сибири в период капитализма (1861-1917 гг.) // Исторический опыт социально демографического развития Сибири. Палеодемография и демографические процессы в Сибири в эпоху феодализма и капитализма: тезисы докладов. 1989. Вып. 1. Новосибирск. С. 98-99.
5. Кулешова М.Е. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. М.: Центр охраны дикой природы, 2004.
6. Маковецкий И.В. Деревянное зодчество среднего Приан-
гарья (XVI1-ХХ вв.) // Быт и искусство русского поселения Восточной Сибири. Новосибирск, 1971. С. 106-143.
7. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч. 1, 2. М.; Л.: Наука, 1950. 412 с.
8. Пуляевская Е.В. Архитектурно-планировочные принципы организации крестьянского ландшафта Предбайкалья кон. XIX - нач. XX вв.: автореф. дис. ... канд. архитектуры. М.:
МАРХИ, 2008. 23с.
9. Содномпилова М.М. Семантика жилища в традиционной культуре бурят: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Улан-Удэ, 2002. 31 с.
10. Этнография русского крестьянства Сибири: XVII - середина XIX в. / Отв. ред. В.А. Александров. М.: Наука, 1981. 269 с.: ил.