Научная статья на тему 'Идентификационные критерии среднего класса в современном российском обществе'

Идентификационные критерии среднего класса в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
453
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентификационные критерии среднего класса в современном российском обществе»

УДК 316.442. 316.443 Алексеенок Анна Алексеевна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и психологии управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Alekseenok Anna Alekseevna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Social Science and Management Psychology Department, Russian Presidential Academy of Economy and Public Administration

IDENTIFICATION CRITERIA OF MIDDLE CLASS IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Аннотация:

В статье представлена авторская методология выявления среднего класса в структуре современного российского общества, в которую наряду с наиболее распространенными критериями - материально-имущественными, субъективными, социально-профессиональными - в качестве полноценного критерия включен досугово-рекреационный, определяющий форму и содержание проведения свободного времени, отдыха и развлечений, присущих представителям среднего класса, с обоснованием подкритериев и их эмпирической операционализа-цией.

Ключевые слова:

средний класс, структура среднего класса, стратификационные критерии, материально-имущественный критерий, социально-профессиональный критерий, самоидентификационный критерий, досугово-рекреационный критерий.

Summary:

The article presents an original methodology of the middle class identification in the modern Russian society structure, which includes leisure and recreation as a criterion of full value, besides such accepted criteria as material property, subjective, and social-professional. The leisure and recreation criterion determines the form and the content of spare time, rest and entertainment peculiar to the middle class with substantiation of sub-criteria and their empirical operationalization.

Keywords:

middle class, structure of middle class, stratification criteria, financial and property criterion, social professional criterion, self-identification criterion, leisure and recreational criterion.

В основу статьи легли результаты авторского исследования «Средний класс в современном российском обществе», проведенного в январе-феврале 2012 г. Общий объем выборки -3 598 чел. В выборку включено население Белгородской, Брянской, Курской, Липецкой, Орловской областей (при доверительной вероятности, равной 0,94 % и предельной ошибке выборки равной 2,3 %). Метод исследования - массовый опрос по месту жительства. Выборка - квотногнездовая, репрезентативная по половозрастной структуре населения ЦФО, по структуре занятости в отраслях экономики, а также по типу поселений (областные центры, малые города, сельские населенные пункты).

Рассматривать специфику идентификации структуры среднего класса автор начинает с материально-имущественного критерия, который является интегральным, и для его определения в авторском исследовании применены следующие его подкритерии: текущий денежный доход, денежно-финансовые сбережения, личный автотранспорт, недвижимость. Перечисленные подкри-терии современные исследователи структуры среднего класса принимают как равновесные. По подкритерию текущего денежного дохода удельный вес материально-имущественного среднего класса составляет 49,9 %, при этом нижняя граница среднего класса составляет 9 900 р. [1]. По подкритерию денежно-финансовых сбережений к среднему классу отнесены респонденты, имеющие накопления, при этом наиболее близки к среднему классу, как и по подкритерию текущих денежных доходов, оказались работники финансово-кредитных учреждений, правоохранительных органов и военнослужащих. Кроме того, по данному подкритерию некоторые работники промышленных предприятий также могут быть отнесены к среднему классу. Работники торговли и бытового обслуживания, близкие к среднему классу по подкритерию текущих денежных доходов, по подкритерию денежно-финансовых сбережений, имеют меньшие шансы быть включенными в этот класс. Тем самым подтверждена необходимость комплексного многокритериального подхода к определению качественных и количественных характеристик среднего класса.

По подкритерию наличия личного автотранспорта, который является одним из знаковых атрибутов в международных исследованиях социальной структуры общества, к среднему классу отнесены 58,7 %, при этом 9,1 % имеют более одного автомобиля. По подкритерию недвижимо-

сти к материально-имущественному среднему классу отнесено 44,8 % опрошенных. При совместном действии подкритериев границы материально-имущественного среднего класса существенно сужаются. Причем, чем больше подкритериев действуют совместно, тем уже границы: при действии одного подкритерия граница проходит на уровне 42,6 %, при действии двух подкритериев - на уровне 19,5 %, трех - 11,6 %, а ядро материально-имущественного среднего класса составляют 7,4 % опрошенных. В соответствии с методологией двойственного сочетания, к материально-имущественному среднему классу могут быть отнесены индивиды, соответствующие определенным критериям.

Переходя к рассмотрению социально-профессиональных идентификационных критериев среднего класса отметим, что общие параметры социально-профессионального среднего класса заключаются в следующей формулировке: к среднему классу относятся индивиды, высокообразованные, регулярно занятые, не занимающие высшие должности на крупных предприятиях (но не малых или средних). Такой подход соответствует веберовскому пониманию среднего класса, к которому он относил тех, кто владеет всеми видами собственности или обладает конкурентоспособностью на рынке труда благодаря соответствующей подготовке; причем предприниматели попадают в эту категорию благодаря своим внушительным «позитивным привилегиям по отношению к собственности. Социально-профессиональный критерий среднего класса является объективным, в отличие от самоидентификационного, и интегральным, поскольку включает в себя несколько подкритериев: 1) вид занятости; 2) характер труда; 3) руководящие полномочия; 4) уровень образования [2].

К социально-профессиональному среднему классу относятся высокообразованные индивиды, регулярно занятые на работе нефизического характера труда, руководящие другими людьми, но не являющиеся собственниками или руководителями средних и крупных предприятий. Наиболее жесткими требованиями для включения индивида в социально-профессиональный средний класс является наличие руководящих полномочий. Удельный вес социально-профессионального среднего класса среди трудоспособного населения старше 18 лет, исключая студентов и пенсионеров, составляет 17,1 %. При этом, за счет временно неработающих и рабочих с высшим образованием это значение в кратчайшие сроки может увеличиться до 21,9 %.

Половина представителей социально-профессионального среднего класса принадлежат к возрастной группе 30-44 года. Преобладание мужчин здесь связано с более высокой трудовой активностью, более высокими шансами на трудоустройство, чем у женщин. Кроме того, небольшая часть женщин, находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком, не может быть отнесена к социально-профессиональному среднему классу. Абсолютное большинство семей представителей среднего класса (4 из 5) составляют семьи от 2 до 4 чел. (в среднем 3 чел.).

Наибольшими (1/2) шансами быть включенными в социально-профессиональный средний класс обладают работники финансово-кредитной сферы (составляют 11,9 % среднего класса); значительно меньшими (1/4) - «силовики» (7,6 %), еще меньшими (1/5) - работники культуры, образования, науки, здравоохранения (25,4 %) и торговли, бытового обслуживания (18,3 %); наименьшими (1/7-1/10) - соответственно, работники промышленности, сельского хозяйства, государственной и муниципальной службы, транспорта и связи.

Субъективный подход в исследовании структуры среднего класса основан на самоидентификации и предоставляет право выбора респонденту самостоятельно отнести себя к тому или иному классу общества, основываясь на комплексе субъективных представлений о характеристиках этих классов. В стабильных обществах субъективные оценки и объективные измерения параметров среднего класса совпадают (например, в западноевропейских и североамериканских обществах), но в обществах с неформализованной и динамичной структурой существенно расходятся (например, российское общество). Усреднив показатели, полученные в ходе анализа результатов авторского исследования населения регионов ЦФО, мы получили удельный вес среднего класса, определенный по критерию самоидентификации, в 48,1 %. Таким образом, для населения ЦФО характерна такая же завышенная самоидентификационная оценка как и для всего населения России.

Классовая самоидентификация достаточно тесно связана с самооценкой престижности социально-профессионального статуса. Так с ростом уровня классовой самоидентификации увеличивается и уровень профессиональной престижности. Анализ влияния самооценки профессионального престижа на классовую самоидентификацию выявляет следующую тенденцию. Люди с крайне низкими и крайне высокими показателями уровня образования и самооценки профессиональной престижности гораздо более адекватно идентифицируют себя в вертикальной иерархии современного российского общества [3].

Включение досугово-рекреационного критерия в методологию выделения среднего класса, а не описание особенностей досуга, развлечения и отдыха с обоснованием подкритериев и их эмпирической операционализацией является актуальной темой данной статьи.

По результатам авторского исследования независимо от уровня доходов на досуг респонденты тратят больше, чем откладывают в сбережения. Высокодоходные группы респондентов расходуют на досуг больше, чем на предметы хозяйственно-бытового назначения или на погашение кредитов. Таким образом, результаты авторского исследования также подтверждают важность и самостоятельность досугово-рекреационного критерия среднего класса [4].

Наибольшей внедомашней досуговой активностью обладают респонденты, проводящие отпуск в странах дальнего зарубежья. Все остальные опрошенные значительно реже посещают, прежде всего, самые дорогие места проведения досуга. Наименьшая внедомашняя досуговая активность свойственна респондентам, предпочитающим проводить отпуск недалеко от дома или вообще живущим без отпуска. Удельный вес досугово-рекреационного среднего класса среди трудоспособного населения старше 18 лет, исключая студентов и пенсионеров, составляет 21,2 %. Удельный вес идеального досугово-рекреационного среднего класса составляет 8,5 %.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить, что хотя наиболее часто средний класс выделяется в соответствии с материально-имущественными критериями, говорить об их доминировании будет неверно ни методологически, ни практически. Более того, сам интегральный критерий материально-имущественной обеспеченности не является исчерпывающим при идентификации среднего класса и определении его структуры в современном российском обществе. Необходимо рассматривать наряду с ним и социально-профессиональные, и субъективные и предложенные автором досугово-рекреационные критерии. Только после подтверждения соответствия среднему классу по всем критериям можно однозначно утверждать о принадлежности к нему индивида.

Ссылки:

1. Социально-экономические и социально-политические процессы в Орловской области: оценка состояния и перспективы развития: моногр. / под общ. ред. канд. социол. наук, доц. Н.В. Проказиной. Орел, 2012. С. 59-82.

2. Аврамова Е.М. и другие. Средний класс в России: количественные и качественные оценки / рук. авт. кол. Т.М. Малева. М., 2000. 286 с.

3. Шкаратан О.И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М., 2009. 560 с.

4. Городской средний класс в современной России: аналитический доклад. М., 2006. 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.