УДК 336.76 JEL: G2
DOI: 10.25513/1812-3988.2017.3.26-35
ИДЕНТИФИКАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К КОНТРАКТНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
И. Г. Горловская
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 15 мая 2017 г.
Дата принятия в печать 25 июня 2017 г.
Ключевые слова
Регулирование финансовых рынков, контрактное регулирование финансовых рынков
Аннотация. Обосновывается идентификационно-структурный подход к контрактному регулированию финансовых рынков. В основе предлагаемого подхода лежит синтез понятий, определяющих специфику финансового рынка и содержание услуги. Такой подход позволил идентифицировать финансово-инвестиционные услуги, разработать модель регулирования финансовых рынков, выделить структурные уровни их регулирования, а именно государственное регулирование, саморегулирование и контрактное регулирование финансовых рынков. Доказано, что место и роль контрактного регулирования финансовых рынков в соответствии с идентификационно-структурным подходом обусловлены базовыми потребительскими свойствами основного финансового инструмента финансового рынка и услугой как потребностью. На основе разработанной модели регулирования финансовых рынков выделены качественные и количественные характеристики предмета финансово-инвестиционных контрактов. Они соответствуют, с одной стороны, базовым потребительским свойствам того финансового инструмента, который определяет специфику конкретного финансового рынка. С другой стороны, качественные и количественные характеристики предмета финансово-инвестиционных контрактов соответствуют содержанию услуги как потребности. При заключении финансово-инвестиционных контрактов между профессиональными субъектами финансовых рынков и их клиентами - услогополучателями финансово-инвестиционных услуг в целях защиты интересов услугополучателей следует учитывать качественные и количественные характеристики предмета финансово-инвестиционных контрактов. В качестве примера в работе рассмотрено контрактное регулирование на рынке ценных бумаг, дополняющее государственное регулирование и саморегулирование. Выделены основные качественные характеристики предмета контрактов на отечественном рынке ценных бумаг, способствующие дополнительной защите инвесторов на финансовых рынках.
Article info
Received May 15, 2017
Accepted June 25, 2017
Keywords
Financial markets management, contractual financial markets management
IDENTIFICATION AND STRUCTURAL APPROACH TO CONTRACT MANAGEMENT OF FINANCIAL MARKETS
I.G. Gorlovskaya
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Abstract. This article provides rationale for the identification and structural approach to financial markets contractual management. At the core of the proposed approach there lies the synthesis of terms defining the specifics of financial market and the content of the service. This approach made possible the identification of financial and investment services as well as the developing of the financial markets management model. It allowed the identification of structural levels of financial markets management: management by government, self-management and contractual management. The article proofs that the role and place of financial markets contractual management in identification and structural approach are defined by basic usage properties of the main financial instrument and as the service defined as the need. Based on the developed model the quality and quantity factors of the subject of financial and investment contracts were defined. On the one hand these factors agree with basic usage properties of the key financial instrument of particular market. On the other hand these factors agree with the content of the service defined as need. These factors also must be taking into account when the financial and investment contracts are signed between the financial market professionals and their clients. As an example the article provides overview of stock market contractual management as an addition to management by government and self-management. It defines the basic quality and quantity factors of contracts subject helping to protect of investors on the domestic stock market.
© И.Г. Горловская, 2017
Введение. Финансовые рынки являются наиболее регулируемой сферой экономики любого государства. От качества регулирования финансовых рынков зависит реализация их основной перераспределительной функции. Актуальность настоящего исследования связана с проблемой регулирования финансовых рынков в целях его совершенствования и защиты интересов инвесторов. Необходимость обоснования методологии контрактного регулирования финансовых рынков обусловлена несколькими обстоятельствами.
Во-первых, переход к мегарегулированию в 2013 г. в России не привёл к существенным изменениям в развитии финансовых рынков. Саморегулирование финансовых рынков недостаточно развито. Роль же контрактного регулирования чаще всего не осознаётся субъектами финансовых рынков. Прежде всего это относится к субъектам финансового рынка, поставляющим денежные ресурсы (неинституциональным инвесторам) в обмен на обязательства субъектов, привлекающих эти ресурсы. В этом аспекте необходимы научные исследования, касающиеся распределения и делегирования функций регулирования и развития «низового» уровня, т. е. контрактного регулирования.
Во-вторых, законодательство в финансовой сфере России не детализировано, применение многих норм требует дополнительного разъяснения. Это проблема частично разрешается с принятием Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 223-Ф3 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"». Саморегулируемым организациям (далее - СРО) вменяется разработка стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, членство в СРО становится обязательным для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако для отдельных видов финансовых рынков (кредитный рынок, денежный рынок) саморегулирование не предусмотрено, что требует особого внимания к контрактному регулированию взаимоотношений участников этих рынков.
Наконец, в последние годы наблюдается снижение степени открытости информации для неинституциональных инвесторов. Реализации задачи развития финансовых рынков и активизации деятельности инвесторов проти-
воречит неинформированность и низкая финансовая грамотность населения. Отсюда вытекает необходимость в научно обоснованных методических разработках, касающихся повышения финансовой грамотности населения именно в разрезе заключаемых контрактов на финансовых рынках.
Таким образом, недооценка контрактного регулирования и со стороны мегарегулятора, и со стороны участников финансовых рынков негативно влияет на формирование отношения инвесторов к финансовым рынкам, следовательно, на реализацию основной функции финансовых рынков - эффективное перераспределение финансовых ресурсов в экономике.
Обзор литературы. Анализ научной литературы свидетельствует, что проблематика контрактного регулирования охватывает различные сферы экономики. Значимость исследований в области теории контрактного регулирования подтверждена присуждением в 2016 г. Нобелевской премии по экономике О. Харту и Б. Хольмстрёму [1; 2]. Основы контрактного регулирования финансовых рынков заложены в трудах зарубежных и отечественных исследователей: Дж. Стиглица [3], М. Дженсена, У. Меклинга (теория агентских отношений) [4], О. Уильямсона (теория отношенческих контрактов) [5], М. Спенса (теория сигналов) [6], В.Л. Тамбовцева (типология контрактов) [7], А. Шаститко (достоверные обязательства в контрактах) [8]. Исследованию непосредственно контрактов на финансовых рынках посвящены работы S. Myers и N. Majluf (с позиции финансовых контрактов объясняется структура долговых обязательств и собственного капитала компании, распределение прав собственности и контроля капитала компании) [9]; К. Хе (с точки зрения морального риска исследуются контракты на кредитных рынках, определяются условия, при которых кредитор-монополист навязывает кредит заёмщику) [10]; А.А. Заце-пилина (в аспекте оппортунистического поведения кредитных организаций в период финансового кризиса выделены формы оппортунизма на последовательных этапах заключения и реализации контрактов) [11]; В.А. Ов-чинского (с позиции поведенческих финансов исследуются принципы контрактных отношений, предлагается вероятностная модель контрактной эквифинальности) [12]. Особое внимание в научной литературе уделяется построению моделей контрактов при конкретных ви-
дах кредитования, пример - двухпериодная модель кредитования Дж. Стиглица и А. Вэйс-са [13], модель стимулирующего контракта при образовательном кредитовании И. Прахова и Е. Савицкой [14]. Отдельные аспекты контрактного регулирования доверительного управления проанализированы А. Тыкыл-оллом [15], Е.В. Люц [16] (исследованы особенности контракта в управлении ценными бумагами на рынке ценных бумаг, проведён сравнительный анализ контрактов, используемых в конструкциях доверительного управления и доверительной собственности).
Таким образом, несмотря на относительно высокую степень проработанности отдельных аспектов контрактного регулирования на финансовых рынках, дискуссионными остаются вопросы, касающиеся предмета контрактного регулирования финансовых рынков.
Гипотезы и методы исследования. В исследовании под контрактным регулированием понимается особый вид регулирования финансовых рынков, обусловленный финансово-инвестиционными отношениями между профессиональными субъектами финансового рынка, иначе, финансовыми институтами (услугода-телями) и их клиентами (услугополучателями). Гипотеза исследования заключается в предположении, что существуют некие понятия, позволяющие обосновать предмет контрактного регулирования на финансовых рынках. В этом контексте были сформулированы следующие вопросы исследования: что определяет специфику контрактного регулирования на финансовых рынках? как определить существенные количественные и качественные характеристики предмета контрактов, подлежащие регулированию при заключении и предоставлении услуг на финансовых рынках? Поиск ответов на поставленные вопросы предопределил выбор методологического подхода к исследованию, а именно идентификационно-структурного подхода.
Результаты исследования. Исследование контрактного регулирования финансовых рынков пока не получило должного освещения в отечественной экономической литературе. Между тем этот вид регулирования имманентно встроен в систему регулирования финансовых рынков. Рассмотрение финансовых рынков с позиций неоклассической теории финансов приводит к выводу, что институт контрактного регулирования является важной компонен-
той системы защиты интересов инвесторов на финансовом рынке. В данной работе обосновывается идентификационно-структурный подход [17] к контрактному регулированию финансовых рынков.
В основе идентификационно-структурного подхода к регулированию финансовых рынков лежит понятие «услуга на финансовом рынке». Финансовый рынок рассматривается как рынок финансово-инвестиционных услуг. Научными теоретическими предпосылками понятия услуги на финансовом рынке выступают:
1) дефиниция, описывающая основной финансово-инвестиционный инструмент, обусловливающий специфику соответствующего вида финансового рынка - так, для рынка ценных бумаг такой дефиницией является «ценная бумага» с её характеристикой, для рынка банковских услуг специфической дефиницией является «кредит», для страхового рынка - «страхование»;
2) дефиниция услуги как триединства понятий «потребность - деятельность - ценность (результат)».
Исследование экономико-институциональных характеристик основных финансовых инструментов позволило сделать вывод о том, что каждый финансовый инструмент:
- обладает признаками, позволяющими его идентифицировать, отличить один вид финансового инструмента от другого;
- обладает базовыми потребительскими свойствами;
- одновременно является товаром особого рода, что предопределяет его «рыночность», и контрактом, сложность которого детерминирована признаками и базовыми потребительскими свойствами финансового инструмента.
Рассмотрим экономико-институциональные характеристики финансовых инструментов на примере ценной бумаги как основного финансового инструмента, определяющего специфику рынка ценных бумаг. К признакам ценной бумаги относятся: фиксация экономических отношений по поводу обмена денежных средств инвестора на обязательства эмитента; абстрактность закреплённого в ценной бумаге обязательства. Из чего следует необходимость удостоверения прав, вытекающих из ценной бумаги, и прав на ценную бумагу. Как любой товар, ценная бумага обладает свойством обращаемости. Ценная бумага делает оборотоспо-собными обязательства эмитента и права ин-
вестора, при этом предполагает возможность замены первоначального инвестора на другого в результате сделок купли-продажи, мены, наследования, дарения. Однако, в отличие от других товаров, ценная бумага становится таковой исключительно после признания её статуса государством. Иными словами, государство признает ценную бумагу, регулирует её стандарты, процессы выпуска, размещения и обращения. Базовые потребительские свойства ценной бумаги следует рассматривать как со стороны её эмитента, так и со стороны инвестора. С точки зрения эмитента такими свойствами являются получение ресурсов (преимущественно в денежной форме), ликвидность, риск (надёжность). С точки зрения инвестора к базовым потребительским свойствам ценной бумаги следует отнести свойства доходности, ликвидности и надёжности (риск). В процессе конструирования ценной бумаги эмитент конкретизирует её признаки и свойства, что позволяет установить вид ценной бумаги, её форму, уточнить количественные параметры текущей доходности, степень потенциальной ликвидности и т. д. Отмеченные выше экономико-правовые характеристики ценной бумаги обусловливают особенности ценной бумаги как контракта.
Ценная бумага отвечает признакам контракта. Во-первых, ценная бумага представляет совокупность взаимных обязательств эмитента и инвестора: эмитент берет на себя обязательства предоставить набор прав владельцу ценной бумаги, а инвестор - предоставить денежные средства эмитенту. Во-вторых, в процессе размещения и обращения присутствуют необходимые элементы сделки - оферта, акцепт и вознаграждение. Оферта поступает от эмитента в форме зарегистрированного решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг или непосредственно в форме документов - неэмиссионных ценных бумаг. Акцептом является согласие инвестора приобрести ценную бумагу, которое может быть выражено в форме подачи заявки на приобретение ценных бумаг, иного документа, предусмотренного правилами размещения ценной бумаги. Вознаграждением выступают деньги или иное имущество, передаваемые инвестором эмитенту при размещении ценных бумаг. Наконец, обязательства по ценной бумаге являются юридически защищаемыми.
Особенности ценной бумаги как контракта связаны с формой её выпуска. Большинство ценных бумаг выпускается в бездокументар-
ной форме или в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Это означает, что свои права инвесторы могут реализовать исключительно через учётную систему рынка ценных бумаг. Учётную систему образуют депозитарии и регистраторы, подтверждающие права собственности инвесторов на ценные бумаги. Таким образом, депозитарии и регистраторы являются особыми субъектами контрактных отношений на рынке ценных бумаг, через которых реализуются имманентные потребительские свойства ценной бумаги. И это, безусловно, усложняет исполнение контракта в форме ценной бумаги. Потребительские свойства ценной бумаги, такие как доходность, ликвидность и надёжность (риск), являются трансцендентными.
Аналогичным образом в целях определения (идентификации) признаков и свойств могут исследоваться финансовые инструменты, определяющие специфику денежного, кредитного, страхового рынка. В результате идентификации устанавливается предмет регулирования.
Идентификация финансового инструмента является первым шагом в определении содержания регулирования на финансовых рынках. Вторым шагом является разграничение уровней регулирования финансовых рынков в национальной экономике. Для этого необходимо обратиться к понятию финансово-инвестиционной услуги.
Исследование финансово-инвестиционных услуг как триединства понятий «потребность -деятельность - ценность (результат)» представляется принципиальным, поскольку такой подход позволяет чётко определить уровни, виды и формы регулирования финансовых рынков. Такой подход согласуется с трёхуровневой схемой анализа институтов в экономике О. Уиль-ямсона [18, р. 113]. Финансово-инвестиционная услуга как потребность отражает стремление потребителей финансово-инвестиционных услуг получить финансовые (денежные) ресурсы и услугодателей (как предпринимательских структур) - прибыль. Между указанными субъектами заключаются контракты, в основе которых лежат финансово-инвестиционные отношения (финансовый инструмент), отражающие специфику отдельных видов финансовых рынков.
В финансово-инвестиционной услуге как деятельности отражён её экономико-техноло-
гический аспект. Финансово-инвестиционная услуга рассматривается с профессиональной точки зрения как совокупность последовательных действий услугодателя, направленных на удовлетворение зафиксированных соответствующим образом в контракте потребностей потребителей услуг. Особенностью финансово-инвестиционной услуги как деятельности является её привязка к этапам сделки с соответствующим финансовым инструментом.
В финансово-инвестиционной услуге как ценности (результате) выражено перераспре-
Государственное регулирование (ме-гарегулирование)
О
Контрактному регулированию финансовых рынков соответствует уровень финансово-инвестиционной услуги как потребности и взаимосвязи контрактного типа (1). Уровень финансово-инвестиционной услуги как деятельности и взаимосвязи конкурентно-кооперативного типа (2) обусловливает саморегу-
деление финансовых (денежных) ресурсов в экономике посредством особенных инструментов, обусловливающих специфику отдельных финансовых рынков.
Триединство дефиниций финансово-инвестиционной услуги обусловливает целостную трёхуровневую систему регулирования финансовых рынков. Уровни регулирования финансовых рынков соотносятся со структурными уровнями финансово-инвестиционной услуги и типами взаимосвязей субъектов финансовых рынков (см. рис. 1).
I Финансово-I инвестицион-^ ная услуга как
^ I ценность (ре-I зультат)
Финансово-инвестиционная услуга как деятельность
Финансово-инвестиционная услуга как I потребность
лирование финансовых рынков. Уровню финансово-инвестиционной услуги как ценности (результата) и взаимосвязям субординированного типа (3) соответствует государственное регулирование финансовых рынков. Государственное регулирование финансовых рынков нацелено на целесообразное перераспределе-
Рис. 1. Место контрактного регулирования финансовых рынков в соответствии с идентификационно-структурным подходом:
- взаимосвязи, отражающие структурный уровень финансово-инвестиционной услуги; ■ ■ ■ ► - взаимосвязи в системе регулирования финансовых рынков
/Л
>S
ние финансовых (денежных) ресурсов на макроэкономическом уровне. Форма государственного регулирования зависит от национальных особенностей финансовых рынков и закреплена действующим законодательством. В России с 2013 г. применяется мегарегулирование финансовых рынков, мегарегулятором является Банк России. Таким образом, структурирование финансово-инвестиционной услуги позволяет выявить ранжированные уровни регулирования финансовых рынков. Содержание каждого уровня в системе регулирования финансовых
В системе регулирования финансовых рынков контрактное регулирование носит подчинённый характер. Основные правила и нормы взаимоотношений на финансовых рынках определяются на макроуровне государством в законах и мегарегулятором в подзаконных актах. На государственном уровне устанавливаются:
1. В отношении финансовых инструментов:
- признаки финансовых инструментов, в соответствии с которыми государство признает их таковыми;
рынков зависит от особенностей финансовых инструментов, предопределяющих специфику соответствующего вида финансового рынка (рынка ценных бумаг, страхового рынка, кредитного рынка и т. д.).
Итак, идентификация финансового инструмента и определение структурных уровней регулирования на основе понятия финансово-инвестиционной услуги как триединства «потребность - деятельность - ценность (результат)» позволили построить модель регулирования финансовых рынков (рис. 2).
Государственное регулирование (мегарегулирование)
Саморегулирование
Контрактное регулирование
- свойства финансовых инструментов как товара особого рода (включая стандартные условия и процедуры их создания, стандартные условия их применения на финансовых рынках, ограничения на обращение и т. д.);
- правила и нормы спецификации прав собственности на финансовые инструменты (имманентные свойства).
2. В отношении участников финансовых рынков (услугодателей финансово-инвестиционных услуг и потребителей финансово-инвестиционных услуг, включая эмитентов и инвесторов):
Ценность
Признаки
Свойства как товара особого рода
Базовые отребительские свойства
Рис. 2. Модель регулирования финансовых рынков
- лицензионные требования и условия, обеспечивающие присутствие на финансовых рынках профессиональных субъектов (фактически, таким образом регулируется количественный состав профессиональных субъектов, оказывающих качественные финансово-инвестиционные услуги);
- правила и нормы раскрытия информации в целях преодоления её асимметричности на финансовых рынках;
- правила и нормы регулирования системных рисков на финансовых рынках.
Необходимость государственного регулирования финансовых рынков обусловлена значимостью перераспределительных процессов в экономике с помощью финансовых инструментов. Применение инструментов государственного регулирования нацелено на реализацию основных функций финансовых рынков, преодоление информационной асимметричности за счёт регламентации раскрытия обязательной (минимальной) информации участниками финансовых рынков, снижение количества нарушений на финансовых рынках [19, с. 92].
Саморегулирование, как правило, должно инициироваться самими профессиональными субъектами финансовых рынков (услугодате-лями финансово-инвестиционных услуг) для унификации и стандартизации непосредственно деятельности по предоставлению финансово-инвестиционных услуг, контроля за качеством предоставляемых услуг, обмена информацией для развития технологий. На уровне саморегулирования в отношении профессиональных субъектов устанавливаются: этические нормы и стандарты профессиональной деятельности на финансовых рынках; квалификационные требования к персоналу профессиональных субъектов финансовых рынков; требования к финансовым ресурсам профессиональных субъектов финансовых рынков; технология предоставления финансово-инвестиционных услуг; требования к программным средствам. Однако, в России в силу сложившихся традиций саморегулирование представлено не на всех финансовых рынках. Саморегулируемые организации Российской Федерации предусмотрены на следующих финансовых рынках:
- на рынке ценных бумаг (для брокеров; дилеров; управляющих; депозитариев; регистраторов; акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов
и негосударственных пенсионных фондов; специализированных депозитариев);
- на страховом рынке (для негосударственных пенсионных фондов; страховых организаций; страховых брокеров; обществ взаимного страхования);
- на валютном рынке (для форекс-диле-
ров);
- на денежном и кредитном рынках (для микрофинансовых организаций; кредитных потребительских кооперативов; жилищных накопительных кооперативов; сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов).
Что касается кредитных организаций, то вопрос о саморегулировании остаётся открытым [20; 21].
Контрактное регулирование на финансовых рынках осуществляется по остаточному принципу. Несмотря на это, оно остаётся значимым в системе защиты интересов получателей финансово-инвестиционных услуг. Необходимость контрактного регулирования объясняется тем, что ни законы, ни профессиональные стандарты не могут предусмотреть все аспекты распределения информации и рисков, связанных с использованием финансовых инструментов.
Разработанная модель регулирования финансовых рынков позволяет определить специфику контрактного регулирования на финансовых рынках. Во-первых, контрактное регулирование обусловлено базовыми потребительскими свойствами основного финансового инструмента определённого вида финансового рынка. Для ценных бумаг базовыми потребительскими свойствами выступают надёжность (риск), доходность, ликвидность. С ними должны быть непосредственно связаны качественные характеристики предмета контрактов. Следовательно, контрактное регулирование, с точки зрения специфики финансового инструмента, при предоставлении финансово-инвестиционных услуг должно быть нацелено на решение вопросов, связанных:
- с рисками инвесторов-услугополучате-лей при сделках с ценными бумагами;
- гарантиями получения доходов и определённого уровня доходности;
- раскрытием информации о ликвидности, в том числе о ценах на ценные бумаги.
Аналогичным образом можно рассмотреть в качестве основного финансового инструмен-
та кредит или депозит на денежном и кредитном рынках, страховой контракт на страховом рынке.
Во-вторых, контрактное регулирование обусловлено такой характеристикой финансово-инвестиционной услуги, как «потребность». Потребности услугодателей и услугополучате-лей в доходах - очевидны, но, кроме этого, существует потребность сторон в информации финансово-инвестиционного характера. Контрактное регулирование призвано дополнить государственное регулирование: профессиональные субъекты финансовых рынков могут расширить объём информации для предоставления более качественных услуг. Следовательно, контрактное регулирование, с точки зрения характеристики финансово-инвестиционной услуги, должно быть нацелено на решение вопросов, связанных:
- с определением вознаграждения услуго-дателю и установлением санкций в отношении услугополучателя при нарушении им условий заключённого контракта;
- возможным конфликтом интересов финансовых институтов-услугодателей и услуго-получателей;
- определением перечня и объёма дополнительно раскрываемой информации для принятия финансово-инвестиционных решений.
Указанные выше качественные характеристики предмета контракта на финансовых рынках в соответствующих случаях конкретизируются количественными показателями.
Заключение. Представленные в научной среде методологические подходы позволяют
исследовать отдельные стороны регулирования финансовых рынков, но при этом не дают возможность чётко выделить уровни регулирования с одновременным обоснованием закрепления за каждым уровнем предмета регулирования. Идентификационно-структурный подход позволяет рассмотреть финансовые рынки как рынки финансово-инвестиционных услуг, на которых заключаются финансово-инвестиционные контракты между профессиональными субъектами финансовых рынков, с одной стороны, и субъектами, располагающими активами, предназначенными для обмена на финансовых рынках, - с другой.
Идентификационно-структурный подход основан на анализе и синтезе формализованного содержания финансово-инвестиционной услуги как триединства «потребность - деятельность - ценность» и финансового инструмента, определяющего специфику конкретного вида финансового рынка. Такой подход позволил определить значимые в целях защиты интересов участников рынка ценных бумаг сферы регулирования финансово-инвестиционных услуг и необходимость контрактного регулирования, органически встроенного в систему регулирования национального финансового рынка.
Выявление характеристик финансового инструмента и финансово-инвестиционной услуги позволяет определить специфику контрактного регулирования на финансовых рынках, что было показано на примере российского рынка ценных бумаг.
Литература
1. Hart O. Firms, Contracts and Financial Structure. - Oxford University Press, 1995. - 240 p.
2. Hart O., Holmstrom B. The Theory of Contracts // Advances in Economic Theory : Fifth World Congress / ed. by T. Bewley. - Cambridge University Press, 1987. - P. 71-155.
3. Stiglitz J. E. Information and the Change in the Paradigm in Economics // Les Prix Nobel 2001. - Almqvist & Wiksell International, 2002. - Р. 472-540.
4. Jensen М. С., Meckling W. Н. Theory of the Firm, Managerial Behavior, Agency Costs, and Ownership Structure // Journal of Financial Economics. - 1976, Oct. - P. 305-360.
5. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация» / науч. ред. В. С. Катькало. - СПб. : Лениздат, 1996. - 702 с.
6. Spence M. Market Signaling: Informational Transfer in Hiring and Related Processes. - Cambridge, MA : Harvard University Press, 1974. - 221 p.
7. Тамбовцев В. Л. Введение в экономическую теорию контрактов. - М. : Проспект, 2016. -144 с.
8. Шаститко А. Достоверные обязательства в контрактных отношениях // Вопросы экономики. - 2006.- № 4.- С. 126-143.
9. Myers S., Majluf N. Corporate financing and investment decisions when firms have information that investors do not have // Journal of Financial Economics. - 1984. - Vol. 13. - P. 187-221.
10. Хе К. Моральный риск контракта и нормирование кредитов на непрозрачных кредитных рынках // Журнал Европейской Экономики. - 2013. - Т. 12 (№ 3). - С. 409-440.
11. Зацепилин A. A. Оппортунистические практики коммерческих банков в условиях глобального финансового кризиса // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. - 2009. - № 5. - С. 34-38.
12. Овчинский В. А. Основные принципы контрактных отношений // Экономический журнал.
- 2012. - № 27. - С. 66-75.
13. Stiglitz J. E., Weiss A. Incentive Effects of Terminations: Applications to the Credit and Labor Markets // The American Economic Review. - 1983, Dec. - Vol. 73, № 5. - P. 912-927.
14. Прахов И. А., Савицкая Е. В. Образовательный кредит: зарубежный опыт и возможности использования в условиях асимметричной информации // Экономика образования. - 2008. - № 2.
- С. 138-148.
15. Тыкыл-оол А. Моральный риск в договорах доверительного управления // Рынок ценных бумаг. - 2011. - № 3 (408). - С. 53-55.
16. Люц Е. В. Использование теории контрактов в доверительном управлении на рынке ценных бумаг // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2012. - № 4. - С. 165-170.
17. Горловская И. Г., Миллер А. Е. Регулирование услуг профессиональных субъектов рынка ценных бумаг: идентификационно-структурный подход : моногр. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2010. - 338 с.
18. Williamson O. E. Transaction cost economics and organization theory // Industrial and Corporate Change. - 1993. - Vol. 2, № 2. - P. 107-156.
19. Исследование финансовых рынков: теория, методология, практика : моногр. / под науч. ред. Н. Б. Болдыревой, Г. В. Черновой. - Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2014. - 354 с.
20. Стратегия развития финансовой системы России: блок «Стимулирование модернизации экономики (банковский сектор, денежно-кредитная политика, налоги)» : аналит. докл. / кол. авт. под рук. Я. М. Миркина. - М., 2010. - 459 с. - URL: http://www.mirkin.ru/_docs/report_moderni-zation_economy.pdf (дата обращения: 10.04.2017).
21. Макаркин Н. П., Митрохин В. В. Развитие институтов саморегулирования банковской системы // Финансы и кредит. - 2012. - № 22 (502). - С. 2-6.
References
1. Hart O. Firms, Contracts and Financial Structure, Oxford University Press, 1995, 240 p.
2. Hart O., Holmstrom B. The Theory of Contracts, in: Bewley T. (Ed.) Advances in Economic Theory, Fifth World Congress, Cambridge University Press, 1987, pp. 71-155.
3. Stiglitz J.E. Information and the Change in the Paradigm in Economics, in: Les Prix Nobel 2001, Almqvist & Wiksell International, 2002, рр. 472-540.
4. Jensen М.С., Meckling W.H. Theory of the Firm, Managerial Behavior, Agency Costs, and Ownership Structure. Journal of Financial Economics, 1976, Oct., рр. 305-360.
5. Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism, St. Petersburg, Lenizdat publ., 1996, 702 p. (in Russian).
6. Spence M. Market Signaling: Informational Transfer in Hiring and Related Processes, Cambridge, MA, Harvard University Press, 1974, 221 p.
7. Tambovtsev V.L. Vvedenie v ekonomicheskuyu teoriyu kontraktov [Introduction to the economic theory of contracts], Moscow, Prospekt publ., 2016, 144 p. (in Russian).
8. Shastitko A. Credible Commitments in Contract Relations. Voprosy Ekonomiki, 2006, no. 4, pp. 126-143. (in Russian).
9. Myers S., Majluf N. Corporate financing and investment decisions when firms have information that investors do not have. Journal of Financial Economics, 1984, no. 13, pр. 187-221.
10. Khe K. Moralnyi risk kontrakta i normirovanie kreditov na neprozrachnykh kreditnykh rynkakh [Moral contract risk and loan rationing in non-transparent credit markets]. Zhurnal Evropeiskoi Ekonomiki, 2013, Vol. 12 (no. 3), pp. 409-440. (in Russian).
11. Zazepilin A.A. Opportunistic practices of commercial banks in the face of global financial crisis. Vestnik Saratov State Socio-Economic University, 2009, no. 5, pp. 34-38. (in Russian).
12. Ovchinsky V. The main principles of contractual relationships. Economic journal, 2012, no. 27, pp. 66-75. (in Russian).
13. Stiglitz J.E., Weiss A. Incentive Effects of Terminations: Applications to the Credit and Labor Markets. The American Economic Review, 1983, Vol. 73, no. 5, pp. 912-927.
14. Prakhov I.A., Savitskaya E.V. Obrazovatelnyi kredit: zarubezhnyi opyt i vozmozhnosti ispolzo-vaniya v usloviyakh asimmetrichnoi informatsii [Educational credit: foreign experience and opportunities for use in asymmetric information]. Ekonomika obrazovaniya, 2008, no. 2, pp. 138-148. (in Russian).
15. Tykyl-ool A. Moralnyi risk v dogovorakh doveritelnogo upravleniya [Moral risk in trust management contracts]. Rynok tsennykh bumag, 2011, no. 3 (408), pp. 53-55. (in Russian).
16. Lyuts E.V. Usage of contract theory in investment management. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2012, no. 4, pp. 165-170. (in Russian).
17. Gorlovskaya I.G., Miller A.E. Regulirovanie uslug professionalnykh subyektov rynka tsennykh bumag: identifikatsionno-strukturnyi podkhod [Regulation of services of professional securities market entities: the identification and structural approach], Omsk, OmSU publ., 2010, 338 p. (in Russian).
18. Williamson O.E. Transaction cost economics and organization theory. Industrial and Corporate Change, 1993, Vol. 2, no. 2, pp. 107-156
19. Boldyreva N.B., Chernova G.V. (Eds.) Issledovanie finansovykh rynkov: teoriya, metodologiya, praktika [The study of financial markets: theory, methodology, practice], a collective monograph, Tyumen, TyumSU publ., 2014, 354 p. (in Russian).
20. Mirkin Ya.M. et al. Strategy of development of Russia's financial system: the unit "Promoting the modernization of the economy (banking sector, monetary policy, taxes)", analytical report, Moscow, 2010, 459 p., available at: http://www.mirkin.ru/_docs/report_modernization_economy.pdf (accessed April 10, 2017). (in Russian).
21. Makarkin N.P., Mitrokhin V.V. Development of institutes of self-regulation of bank system. Finance and Credit, 2012, no. 22 (502), pp. 2-6. (in Russian).
Сведения об авторе
Горловская Ирина Георгиевна - д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и финансовой политики
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск,
пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
About the author
Gorlovskaya Irina Georgievna - Doctor of Economic sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economy and Financial Policy, Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
Для цитирования
Горловская И. Г. Идентификационно-структурный подход к контрактному регулированию финансовых рынков // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 3 (59). - С. 26-35. - 001: 10.25513/18123988.2017.3.26-35.
For citations
Gorlovskaya I.G. Identification and structural approach to contract management of financial markets. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 3 (59), pp. 26-35. DOI: 10.25513/1812-3988.2017.3.26-35. (in Russian).