Елена МОШНЯГА Идентичность в системе концептов туризма
(межкультурный коммуникативный аспект)
В условиях глобализации культуры и населения учёные и исследователи всего мира поднимают вопросы сохранения, возрождения и воспроизводства идентичности, самоидентификации индивидов, групп, этносов и целых народов. Формирование единого туристского коммуникационного пространства активно влияет на проблемы культурной идентичности, поглощения местных идентичностей глобальной, сохранения плюрализма культур и языков в целях устойчивого развития стран и регионов и означает продвижение туризма как социокультурной практики, модели отдыха и рекреации, познания и образования, бизнеса и предпринимательства.
Эффекты глобализации туризма таковы, что межкультурные туристские контакты, осознание членами принимающего туристов сообщества своей «особости» и генерированные ею туристские мотивации не только способствуют социально-экономическому здоровью местного культурного сообщества за счёт притока финансово-валютных средств, развития инфраструктуры, создания рабочих мест и т.п., но и актуализируют в самом сообществе потребность сохранения его идентичности, стимулируют её развитие и укрепление.
Современный международный туризм, объёмы которого, по прогнозам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), к 2020 г. достигнут 1,6 млрд прибытий1, мотивирован стремлением к приобретению нового туристского опыта через поиск новых культурных контактов и в широком смысле - поиск идентичностей.
Мировое туристское пространство представляет собой концептуальное пространство, наполненное разнородными туристскими реалиями: объектами, предметами, явлениями, процессами, а также «субъектами, исполняющими
1 Tourism Highlights. 2007 Edition. - Madrid: UNWTO, 2007, р. 11.
различаемые роли»1, в котором путешественник - homo viabundus («человек, совершающий путь») или homo tornus («человек, совершающий тур») - реализует свои разнообразные намерения. Концептуальное туристское пространство - это информационно-эмоциональное поле межкультурной коммуникации в системе международного туризма. Под системой международного туризма понимается взаимодействие в концептуальном туристском пространстве между субъектами социокультурной деятельности на уровне индивидов, групп, социальных общностей, этнокультурных и профессиональных сообществ, организаций, принадлежащих к разным культурам, с целью достижения эффективного взаимопонимания, исходя из потребностей совместной деятельности и посредством обмена информацией через принятые знаковые системы (языки).
Межкультурная коммуникация как встреча и взаимодействие «своего» и «чужого» с целью обмена культурными смыслами предполагает, что и «свой», и «чужой» должны сохранить собственное своеобразие, свои культурные ценности, свое культурно-сообразное восприятие мира. В этом - условие их выживания и сохранения культур, и в этом же - смысл туристской мотивации, базовые цели и ценности туристских обменов.
Концептуальное туристское пространство осознаётся, воспринимается и отождествляется участниками межкультурного взаимодействия лишь при непосредственном контакте с реалиями-концептами туризма. Именно в концептуальном пространстве как необходимом контексте интерпретации реализуется кодирование - декодирование туристских концептов.
Концепты туризма представляют собой символические знаки, коды, маркеры туристского пространства. Обеспечивая адекватную коммуникацию всех участников международных туристских миграций и туристской деятельности, они как диссипативные структуры генерируются, распространяются,
1 Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. / Пер. с англ. - М. : Восточная литература РАН, 2001, стр. 43.
трансформируются, закрепляются в ментальной памяти и транслируются в процессе и в результате межкультурной коммуникации.
Концепты образуют систему концептов или, по определению Д.С.
Лихачева, концептосферу, представляющую собой упорядоченную совокупность концептов и состоящую из различных слоёв или уровней наложения универсально-культурной, национально-культурной, универсальной туристско-отраслевой и национально-туристской отраслевой систем (концептосфер).
Концепты, представляя собой «основные ячейки культуры в ментальном мире человека»1, за которыми стоят факты культурной жизни и образы, рождающие целую гамму ассоциаций, эмоций и оценок, являются посредниками между экстралингвистической и лингвистической реальностью.
Концепты выступают как «параметры порядка» системы туризма и опорные единицы межкультурной коммуникации, охватывая как специализированные объекты туристской отраслевой культуры, так и артефакты материальной и духовной культуры (генерирующего туристов региона, принимающего туристов сообщества, общемировые). Таким образом, система концептов международного туризма объединяет уровни (слои) разного порядка и функциональной направленности: производственный, технологический, маркетинговый, управленческий (универсальные и локальные), социокультурный, этнокультурный, национально-культурный, универсально-культурный.
Концепт «идентичность» является одним из базовых в слое универсальнокультурных концептов, отражающих универсальные общекультурные и общегуманитарные ценности туризма, ценностные мотивы путешественников и принимающих их сообществ, таких как «аутентичность», «этика туризма», «устойчивый туризм», «культурное наследие», «культурный туризм», «наследный туризм», «волонтёрский туризм», «примиренческий туризм» и другие. Подобные концепты и эксплицитно (внешне, открыто), и имплицитно (внутренне, неявно) ценностно заряжены и несут в себе мощный гуманитарный императив. Кроме
1 Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М. : Академический Проект, 2004, стр. 43.
того, концепт «идентичность» отражает критерий качества современного туристского продукта.
Идентичность, идентификация и самоидентификация - это, с одной стороны, условие устойчивого развития культурных сообществ как туристских дестинаций, а с другой - системообразующие факторы в межкультурной коммуникации и международном туризме. Отождествление себя со «своими» и противопоставление себя «чужим» по отдельным характерным признакам позволяет индивиду определить своё место в системе межкультурной коммуникации, а идентичность сама по себе является туристской аттракцией, порождающей мотивы и стимулы туристского путешествия.
Приведет ли глобализация к разрушению местной идентичности принимающего туристов сообщества - зависит от того, как оно воспринимает себя с точки зрения устоев и ценностей, насколько представители местного сообщества способны сознательно и подсознательно определить контуры и черты своей «местной идентичности» в сравнении с привносимой извне туристами-«аутсайдерами» «глобальной идентичностью» и сопротивляться ей1.
В этой связи следует упомянуть тренд локализации, действующий в противовес тенденциям глобализации, ведущим к гомогенизации культур. Тренд глобализации нивелирует национальное, культурно-специфическое, деформирует и уничтожает мультикультурное мировое пространство. Тренд локализации содержательно направлен на сохранение осознания и «ощущения идентичности, дома и сообщества». Другими словами, наряду с тенденциями глобализации, размывающей границы национального и разрушающей своеобразие этнокультур, действуют встречные тенденции локализации, продвигающей на мировые рынки уникальный, национально окрашенный продукт. Из их взаимодействия родилось течение «глокализации», сочетающее глобальные и местные черты в едином интегрированном подходе к разработке и продвижению продукта. То есть, речь
1 Rekom J. & Go F. Cultural Identities in a Globalizing World: Conditions for Sustainability of Intercultural Tourism // Tourism and Social Identities: Global Frameworks and Local Realities / Ed. by Burns P.M.& Novelli M. - Oxford : Elsevier Ltd, 2006, p. 79.
идёт о том, чтобы локальный туристский продукт был адаптирован для понимания и принятия на глобальном туристском рынке.
Поиск аутентичных идентичностей вызван, как уже отмечалось, процессами глобализации, утратой идентичности индивидами и социальными группами, трансформацией идентичностей целых этносов и народов. Как отмечают исследователи, именно международный туризм является мощнейшим фактором и стимулом сохранения местной идентичности. Зачастую весьма затруднительно определить, смогло бы сообщество сохранить свою аутентичную идентичность в условиях глобализирующегося мира, если бы не въездные туристские потоки, мотивированные посещением подлинной «живой» культуры сообщества. Правда, вопрос о степени аутентичности культурной идентичности является неоднозначным.
Именно природа туризма как индустрии и сферы бизнеса, коммерциализация культуры в целях привлечения туристов в дестинацию привели к созданию искусственно сконструированных и постановочных идентичностей как товара, удовлетворяющего спрос иностранного посетителя.
Проявлением всплеска интереса к поиску утраченной идентичности, потребности в самоидентификации с позиций потребительского туристского рынка является формирование таких концептов, как «ретротуризм», «ностальгический туризм», «туризм нового века», «кинотуризм» (по местам исторических съемок). Они свидетельствуют о зарождении новых ниш на рынках туризма.
По мнению ученого А. Вайгерта, субъективная, объективная, межсубъектная идентичности являются базовыми видами идентичности. Субъективная идентичность представляет собой результат процессов самоощущения, самоидентификации индивида, когда он сам выступает и субъектом, и объектом знаний и представлений о себе. Объективная идентичность есть результат идентификации индивида сообществом, культурной средой, окружением. Межсубъектная идентичность являет собой результат взаимной коллективной внутригрупповой идентификации индивидов как себе
подобных, позволяющей найти общее и особенное в «своих» по сравнению с «чужими», отличающей «своих» от «чужих» и позволяющей дифференцировать концепты «мы» и «они».
Туризм и туристская деятельность могут разнонаправленно воздействовать на состояние культурной, этнической и социальной идентичностей и на сами процессы идентификации в принимающем туристов сообществе.
Как уже отмечалось, международный туризм привносит новые для рецептивного сообщества ценностные ориентиры, стереотипы поведения, модели потребления, в том числе потребления пространства (места, образов, культурных смыслов), влияя на процессы идентификации и самоидентификации. С другой стороны, культурная, этническая и социальная идентичности в современном туризме стали товаром. Консьюмеризм и коммодитизация создают ту идентичность, на которую возникает спрос на туристском рынке, т.е. туристская дестинация и жители местного сообщества откликаются экономически и психологически на запросы потребителей и поставляющих их компаний, или, как образно отметил Д. МакКэннелл, рецептивное сообщество принимает правила игры «быть самим для чужих»1.
Исследователи обращают внимание на необходимость более глубокого и детального изучения проблем идентичности в контексте межкультурной коммуникации в туризме, т.к. потребление турпродукта происходит в условиях сложного социального пространства, где конкурирующие акторы втягивают в турпродукт человеческую историю, культуру и стили жизни2.
Однако следует отметить, что формы потребления турпродукта становятся всё более разнообразными, отражая тенденции диверсификации туристского спроса. Исследователи настаивают, что необходимо признать тот факт, что и сами современные туристы не являются гомогенной группой потребителей. Они могут принадлежать к разным туристским социальным идентичностям (от «консьюмеристов» до «зелёных») или кочевать из одной туристской социальной
1 MacCannell D. Empty Meeting Grounds // The Tourist Papers. - London: Routledge, 1992, р. 100.
2 Tourism and Social Identities: Global Frameworks and Local Realities / Ed. by Burns P.M.& Novelli M. - Oxford : Elsevier Ltd, 2006, р .7.
идентичности в другую в зависимости от вида деятельности или выбора «блюда в туристском меню»: быть вдумчивым экскурсантом, бережным посетителем музея или парка или активным потребителем услуг развлечения, расточительным отдыхающим (потребителем пляжного отдыха) даже в течение одного тура.
Учёные подчеркивают, что повышенный интерес к идентичностям в туризме вызван также постмодернистскими настроениями в обществе, культуре и туризме в конце XX - начале XXI в., проявившимися не только в стремлении к эпатажу и эксцентричности, нетрадиционности и маргинальности, игре и развлекательности, эстетическому наслаждению, глубине и эвристичности1, но и в тяготении к самопознанию.
Система концептов (концептосфера) туризма структурирует концептуальную модель мультикультурной туристской картины мира, являя собой уникальный культурный феномен. Концепты туризма передают культурный фон и дух времени определенного этапа развития туризма, а также задают ценностные ориентиры и общегуманистические принципы развития международного туризма и туристской деятельности на будущее. Концепт «идентичность» и его концептуальные ряды определяют важный аспект культурной и туристской политики, планирования и регулирования туристской деятельности, прогнозирования и развития межкультурной коммуникации в сфере туризма.
МОШНЯГА Елена Викторовна - к.пед.н., доцент, заведующая кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации Российской международной академии туризма
1 Гречко П.К. Различия: от терпимости к культуре толерантности. - М., 2006, стр. 31-33, 40.