УДК778
Айман Хамада (Сирия)
аспирант кафедры искусствознания
Санкт-Петербургского университета
кино и телевидения
Ayman Hamada (Syria)
Graduate student St. Petersburg State University
of Cinema and Television,
Department of Art History
«Идентичность» в анализе сирийского авторского кино "Identity" in the analysis of the Syrian auteur cinema
Аннотация. В статье исследуется возможности использования концепта идентичности для осмысления процесса становления Сирийского авторского кино.
Ключевые слова. Авторское кино, ценности, анализ фильма, социология кино, идентичность.
Abstract. In this article we try to explore how idea of "identity " can be apply for analysis of Syrian auteur cinema.
Keywords. Auteur Syrian cinema, values, film theory, sociology of cinema , identity.
В данной статье мы попытаемся исследовать один из важных для написания для диссертационного исследования методологических вопросов: использования концепта «идентичности». Говоря об «идентичности», мы будем считать её концептом, подразумевая при этом, что это не просто «рабочая категория», но термин, за которым скрывается большой, возможно, ключевой смысл.
Попытка использовать концепт идентичности применительно к сирийскому авторскому кино происходит впервые в исследовательской практике. Мы настаиваем на том, что «идентичность» и её поиск - это не просто одна из проблем, а важнейшая проблема, как в жизни, так и в методологическом исследовании искусства, которое, безусловно, является отражением жизни. Сирия с её культурной и геополитической исторической ситуацией находится на перекрёстке цивилизаций, что само по себе оправдывает размышления об идентичности в пространстве политических и культурных войн и революций. Но, кроме этого, это ещё и выбор автора, которые хочет показать, что «идентичность» - ключевая идея для анализа культуры и истории кино. Не случайно пресловутое «понять самого себя» с античности стало одним из девизов мудрости. Применительно к культуре - это
ещё и понять другого. На этом построены многие концепции современной философии и культурологи от Бубера до Бахтина...
Попробуем несколько углубиться в историю этой идеи, чтобы обнаружить, как её можно использовать. Термин «идентичность», безусловно, «западный», и, хотя, разумеется, существуют и арабские и другие способы говорить об этих проблемах ), но именно конец двадцатого века в
западной гуманитарной науке актуализировал проблему идентичности в полной мере. Об идентичности заговорили социологи, культурологи, философы, литературоведы, психологи. Отдельно и особо стали популярны gender studies (например, связанные с именем Мишеля Фуко), postcolonial studies (более чем актуальные для Сирии), где исследуются процессы поиска самобытности и культурного определения в случаях бывших колоний, к которым, безусловно, относится Сирия. Не стоит забывать и про gender studies, где проблемы пола и культурной репрезентации его играют ключевую роль. И это не только банальная проблема «половой морали» - это более важные, возможно важнейшие вопросы - что такое грех? Что такое семья? Каковы должны быть отношения между мужчиной и женщиной? Что же значит быть человеком вообще? Ведь очень многие мыслители говорят о кризисе «гуманизма» или даже о «постчеловеческой эпохе». Мире, где человек больше не является не только центром, но и хоть какой-то особой ценностью. Во всех этих направлениях тематика идентичности центральна. Кто я? Какой я? Во что и какие «заповеди» я верю? Что ценно для меня? К какой общности, народу, группы, культуре, религии, полу я принадлежу? Следует подчеркнуть, что ситуация двадцатого века в особенности стала сложна от того, что сомнению стали подвергаться казалось бы, незыблемые традиционные, в том числе религиозные и духовные ценности. В России начала ХХ века - «русское богоискательство», революции. В Европе Ницше размышляет о смерти Бога, ближе к концу 20 века в Европе расцветает постмодернизм, где, казалось бы, уже самые базовые и «богоданные» представления об идентичности человека размываются и подвергаются сомнению.. Критикуется всё, что может критиковаться. Главной ценностью становится «успешно казаться», «симулировать», а не быть. Двадцатый век, безусловно, был одним из самых сложных с точки зрения понимания того, что значит «быть человеком». Конец двадцатого века в России стал временем очередной «русской смуты», где все перевернулось с ног на голову. Можно было легко видеть на улицах плакаты Сталина, которые несут бабушки, которые только помолились в церкви.
Напомним, что это реальные факты наших дней, в «развитой» Европе -усыновление детей гомосексуальными парами, где вместо «отца» и «матери» в графах анкет пишутся «родитель 1» и «родитель 2»...Почти законодательное разрешение инцеста (Дания). Во многих странах легализация наркотиков и проституции, эвтаназии. Про такие мелочи как татуировки и пирсинг, «свободная любовь» можно и не говорить. Какое это имеет отношения к теме кино и, в частности, к сирийскому? Самое прямое. Мы настаиваем на том, что кинематограф - это явление цивилизации, и те ценности, которые он транслирует, связаны с ключевыми ядерными ценностями культуры, духовным
миром. Именно поэтому кино оказывается в центре размышлений о человеческой идентичности. Кино становится и зеркалом, которое их отражает, и тем, что их формирует - одновременно. Именно этот подход является самым актуальным и требующим разработки в наше время. Идентичность - крайней важный концепт.
Чтобы обосновать этот тезис, сошлёмся на реальность современного Российского академического процесса. Не так давно, в 2013 году, состоялось крупное событие - Международная летняя академия «Кино/идентичность» [5], проведенная РГГУ, где было завялено, что «ключевыми темами Академии стали связь советского и постсоветского кинематографа с различными формами коллективной идентичности, современные теоретические подходы к проблеме культурной идентичности, а также специфика документальных киножанров». Разумеется, там были представлены в основном европейские и «либеральные» взгляды на проблему. Там не было исламского и азиатского взгляда на эти вопросы. Но само событие показывает, что тематика идентичности в кино более чем актуальна. И в полной мере правомочна в научном обороте. Интересно, что в гуманитарных науках идентичность исследователя сама по себе становится проблемой, ибо неминуемо окрашивает собственными ценностями предмет исследования.
Тема идентичности неминуемо приводит нас к размышлению о личности, коллективе, ценностях, кодах цивилизаций. В этом смысле культурология оказывается одним из возможных подходов. Ибо культура и есть собрание идентичностей и кодов, ценностей и отношений, которые застывают в произведениях искусства. Интонация разговора может быть разной - от «школы анналов» Броделя, где размышления об истории связаны с деталями быта, подробностями повседневного существования, которые в итоге и определяют «идентичность» времени и человека, до постструктуралистских штудий (например, о «шизофренизации» современной культуры Запада, как в работе Делёза и Гватарри «Капитализм и шизофрения»). Но даже если отказаться от несколько психиатрической терминологии, то почти все ученые самых разных направлений вынуждены согласиться с тем, что современное время оказывается необычайно сложным, прежде всего усложнённость проявляется в мире культуры, массовой культуры, книжной, аудиовизуальной. Атомизация на Западе достигает предела. Никого не удивляют люди, ставшие придатками своих плееров, телефонов, компьютеров. Сейчас на канал youtube за минуту загружается количество видео, которое невозможно посмотреть даже за сутки непрерывного просмотра. Мы впервые живём в мире, где «идентичность» даже простого человека находится под вопросом. Что мы пишем в социальных сетях? Какие шарфики футбольных клубов надеваем, чтобы понять, где «свои». Даже крестики на одежде стали для многих скорее модным гламурным аксессуаром, чем принадлежностью к христианской церкви. А ислам легко скатывается в фанатизм, равно как иудаизм. Не говоря уже о сектах и расколах. А есть ещё атеизм. Кто во что верит?
Именно с этим имеет дело кино. Ценности являются главным в понимании идентичности, и кино проявляет их через сюжет, поступок,
конфликт, драму, образ, сопереживания зрителя... Если угодно, кино является тем «другим», через которое зритель пытается понять себя. Осознать, «правильно» или «неправильно» он думает о мире и жизни. Что такое подвиг? Что такое справедливость? Как должно жить и ради чего. Если угодно, кино проповедует. Но, в отличие от очевидных проповедей, делает это косвенно, что часто оказывает даже большее воздействие.
То, что кино является «важнейшим из искусств», известно в России со времен Ленина. Для большевиков в искусстве кино особенно была важна его массовость, доступность и огромный пропагандистский потенциал. Кино было способно вести за собой. Достаточно вспомнить картину «Чапаев». В кино идеология, политика, развлечение и искусство идут рука об руку. Для Сирии одной из важнейших тем является борьба за независимость от внешних и внутренних врагов. Говоря о сирийском кино, стоит отметить, что оно всегда отражало политические пертурбации страны, от колониализма и революций до влияний Запада и Востока. Учитывая, что кинематографисты до сих пор не имеют серьёзной школы в Сирии и вынуждены ездить на Запад (прежде всего Франция, Германия, Италия) или в Россию. Многочисленны примеры копродукции сирийского кино с Россией.
Кино - это не просто образы на экране, а могущественный культурный институт трансляции ключевых смыслов культуры. В случае с авторским кино ситуация обостряется. С одной стороны, традиция (особенно религиозная, народная, как правило, на Востоке связанная с коллективом и коллективизмом). С другой стороны, авторское кино (понятое в европейском смысле) настаивает на примате «творца», «личности», «уникальности». Парадоксальности добавляет тот факт, что сам термин «авторское кино» имеет чёткую родословную и относит нас к европейскому, прежде всего французскому кино второй половина 20 века. Именно во французском киноведческом журнале Cahier de cinema была впервые использовано это определение применительно к кино, где «авторство» режиссера было довлеющим над властью продюсера или студии. Однако Сирия не является страной с западном понимании «автора-творца», который превыше всего. Именно это делает ситуацию с сирийским авторским кино столь уникальной, поскольку в известном смысле - это попытка совместить несоединимое. Напомним, что исламская цивилизация вообще не в простых отношениях с театром и кино изначально. Согласно исламу, изображение человека часто считается неразрешенным. Равно как показ страстей. Не говоря уже о насилии и порнографии, которые, с точки зрения западной культуры, оказываются почти обязательным слагаемым успеха на рынке. Мы часто слышим о Голливуде как о «фабрике грёз», что это значит -это значит, что массовая культура производит «простые ответы» на «вечные проклятые вопросы», где человеку-зрителю уготована роль вовсе не со-творца, а пассивного потребителя этого мировоззренческого попкорна, где его развлекают и превращают в адепта простых глобализированных ценностей.
Авторство - это большая, возможно, сложнейшая проблема. Мы настаиваем на том, что «автор не умер», а «история не закончилась», разумеется, мы признаём полемическую ценность этих концепций, но считаем,
что автором становится художник, который готов говорить о своих ценностях и о том, ради чего он проживает и умирает. Здесь возникает парадоксальная ситуация, ведь порою к «авторскому» кино относят, например, Уорхолла, который стал знаменит и баснословно богат как раз на игре с массовой культурой. Мы настаиваем на ином понимании «авторства». Применительно к русской культуре это особенно очевидно, и тем грустнее видеть, что с ней происходит. Ведь именно русская классическая литература и позже театр и кино были теми сферами «духовного неудобства», где человек задавался главными вопросами своего существования. А это, в сущности, во многом и есть поиск идентичности. Для России это более сложная история, поскольку в России всегда была сильна «соборность», «коллективность», «совместность». В полной мере (пусть при иных акцентах, разумеется) ценности коллективизма сильны в Сирийской культуре. Здесь можно говорить, что, помимо индивидуальной идентичности, речь можно вести и о групповой, о самоопределении народа, которое происходит в частности и через искусство. Кто такие сирийцы? Ради чего они живут? По каким фильмам они учат своих детей? Существует ли вообще национальное кино? Где те авторы, которые смогли, преломив через индивидуальный талант художника национальный дух, выразить его наиболее полно, сложно, содержательно? Именно под этим углом мы рассматриваем проблему идентичности. Казалось бы, Сирия крохотная с точки зрения кинопроцесса страна, однако сайт imdb (американская база фильмов) предлагает нам чуть менее сотни сирийских фильмов, многие из которых получили награды на международных фестивалях. Это говорит о том, что сирийское кино существует. Это факт. Часть из него можно отнести к «авторскому кино», пусть и иного типа, чем европейское. Объём статьи не позволяет углубиться в эту проблематику. Остановимся только на некоторых критериях, которым, с нашей точки зрения, удовлетворяет сирийское авторское кино.
1) Отказ от массовых клише и «жанра» в чистом виде, отказ от лекал массовой, в том числе голливудской культуры.
2) Балансирование между сирийской национальной и «мировой» культурой.
3) Уникальность художественного взгляда режиссёра, при этом избегающая крайностей постсовременного Запада, опора на традиционные ценности, их осмысление.
Конечно, эти критерии трудно проверяемы. Разговор о кино вообще сложен тем, что очень размыт, и оценки зависят от «наблюдателя». Трагические события в Сирии последних лет показали как никогда ярко, что идентичность -это не только концепт из словаря. Это то, ради чего люди выходят на улицы и умирают. Безусловно, придёт день, когда в сирийском кино будет отражено всё это. И с какой политической, эстетической, религозной позиции это будет сделано - вопрос открытый. Безусловно только, что сирийское национальное кино существует и мучительно пытается понять себя. Обрести собственную идентичность. Сирия борется за самоопределение, равно как и сирийское кино. Не секрет, что положение Сирии трагично, каковым возможно оно было почти
всегда, но именно это даёт надежду на возрождение, которое увидят наши дети. Какие фильмы они будут смотреть? Вопрос об идентичности - это не только вопрос о настоящем, но и о будущем страны. Именно искусство является одним из главных механизмов трансляции смыслов и, по сути, создания человека. Фрагментом из трагического, но прекрасного стихотворения на эту тему сирийского поэта, Низара Кабани (перевод сделан автором по официальному сайту архива поэта) [6] хотелось бы закончить нашу статью: Арабские дети, Зерна будущего, Вы разорвёте наши цепи, Уничтожите опиум в наших головах, Уничтожите иллюзии. Арабские дети
Не читайте про наше задушенное поколение,
Мы безнадёжный случай,
Мы ничего не стоим, как кожура арбуза,
Не читайте про нас,
Не подражайте нам,
Не принимайте нас,
Не принимайте наши идеи,
Мы нация плутов и шарлатанов.
Арабские дети,
Весенний дождь,
Зерна нашего будущего,
Вы поколение,
Которое преодолеет поражение. Литература.
1. Бауман З. Индивидуализированное общество / Бауман З. - М.: Логос, 2002. - 326 с.
2. Бауман З. Текучая современность / Бауман З. - СПб.: Питер, 2008. -
240с.
3. Cinema. Авторский сборник. Авторы: Олег Аронсон, Жиль Делез Издательство: Ад Маргинем ISBN 5-93321-089-7; 2004 г
4. Rasha Sait. Critical Nationals: The Paradoxes of Syrian Cinema URL: http://www.comedia.cat/provectos/docu/critical-nationals-_-the-paradoxes-of-svrian-cinema-808.pdf (дата обращения 20.04.2014)
5. РГГУ.РУ Летняя Академия 2013 "Кино/Идентичность" URL: http://www.rggu.ru/vshek/study-and-2-diplomas-program/summer-academy/ (дата обращения 23.04.2014)
6. Nizarq.com, http://nizarq.com/ (дата обращения 10.04.2014) Literature.
1. Z. Bauman, The Individualized Society / Z. Bauman - Logos, Moscow, 2002. - 326 p.
2. Bauman Z. The fluid modernity / Z. Bauman - St. Petersburg.: Peter, 2008. -
240p.
3. Cinema. The author's collection. Authors: Oleg Aronson, Gilles Deleuze
Publisher: AdMarginem ISBN 5-93321-089-7; 2004 4. Rasha Salt. Critical Nationals: The Paradoxes of Syrian Cinema URL: http://www.comedia.cat/proyectos/docu/critical-nationals-_-the-paradoxes-of-syrian-cinema-808.pdf (date accessed20.04.2014)
5. RGGU.RU Summer Academy 2013 "Cinema / Identity" URL: http://www. rggu.ru/vshek/study-and-2-diplomas-program/summer-academy/ (date accessed 04/23/2014)
6. Nizarq.com, http://nizarq.com/ (date accessed 10.04.2014)