Таблица 2
Сравнение контрольной и экспериментальной групп на формирующем этапе эксперимента
Г руппы Качество знаний по математике Домашние задания поисковой направленности Решение исследовательских задач Олимпиадное движение по математике
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
ЭГ 32 65 10 31,25 4 12,5 2 6,25
КГ 35 63 5 14,28 0 0 0 0
У учащихся экспериментальной группы отмечен значительный рост в участии в олимпиадах, в уровне учебной мотивации, качестве знаний по математике. В контрольной группе поло-
жительные изменения произошли в силу повысившейся учебной мотивации (более тщательном выполнении домашних заданий, в т.ч. поисковой направленности).
Таблица 3
Уровень развития исследовательской компетентности у студентов колледжа после эксперимента
Уровень развития исследовательской компетентности Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %
Низкий 45 49
Средний 44 42
Высокий 11 9
Дальнейшая работа по развитию исследовательской компетентности студентов колледжа проводится согласно описанной модели с применением информационно-коммуникационных технологий.
Литература
1. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004.
2. Павлова Е.Б. О формировании исследовательских компетенций в системе «колледж-вуз» // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - Вып. 15.
3. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. ... канд. пед. наук. -Улан-Удэ, 2010.
Павлова Елена Бадмаевна, старший преподаватель кафедры высшей математики ВСГУТУ. 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в, тел. 214774. E-mail: [email protected]
Pavlova Elena Badmaevna, senior lecturer, department of higher mathematics, East Siberian State University of Technologies and Management. 670013, Ulan-Ude, Kluycvhevskaya str., 40v.
УДК 37.015.3
© Л.Х. Цыбикова
Идентичность личности как многомерная компетенция
В статье с примордиалистских позиций вводится понятие «многомерная идентичность личности», которая включает экологическую, этническую и гражданскую идентичности, и доказывается, что именно мультикуль-турализм в образовании является единственным эффективным способом формирования идентичности.
Ключевые слова: многомерная идентичность, экологическая, этническая, региональная, гражданская идентичности.
L.Kh. Tsybikova
Identity of personality as a multivariate competence
In the article a concept «multivariate competence of personality» is introduced. It is considered from the premordia-listic approach and includes ecological, ethnic and civil identity, it is being proved that just multiculturalism in education is the only efficient way of possibility of identity formation.
Наблюдаемое поведение и подразумеваемые характеристики (мотивы, способности, характерные черты и установки) человека в конечном счете являются следствием таких процессуальных переменных, как экологическое влияние, генетическая и культурная трансмиссии, аккультурация. Это обусловливает нас подходить к исследованию развития личности с примордиали-стских (укорененных) позиций.
Названные выше процессуальные переменные, влияющие на индивидуальные результаты, имеют своими корнями биологическую и культурную адаптации популяций по отношению к экологическому и социально-политическому контекстам. Последовательность экология -культура - поведение обусловливает во многом сходство и различие психологических феноменов. Поэтому идентификация личности в контексте образования должна происходить в соответствии с теми способами, какими особенности культуры связаны друг с другом в пределах системы, и тем способом, с помощью которого система связана с окружающим миром - экологией и культурой.
С этих позиций мы будем рассматривать такие виды идентичности личности, как экологическая, этническая и гражданская. Интегративно-гармоничное единство этих трех компонентов поведения личности будет характеристикой многомерной идентичности личности, если воспользоваться терминологией Ф.Г. Ялалова [1].
Следует отметить, что все контекстуальные и процессуальные переменные, определяющие поведение человека, в настоящее время утратили традиционную устойчивость и смысл вследствие глобального экологического и демографического кризиса. Исследователи также отмечают кризис идентичности как симптом нашего времени. «Если говорить о современности, - считает А.Ю. Шеманов, - то сейчас у человека нет однозначного образа себя, который выступил бы для него как естественный и очевидный. Современный человек не может воспринимать в качестве естественного ни одно из тех мест, которые он занимает в мире и обществе» [2, с. 25].
Мы склонны рассматривать кризис идентичности как следствие прежде всего кризиса образования. Система образования утратила свое ме-
сто в обществе, которое само находится в поисках пути своего развития в рыночных условиях. Тем не менее возможна направленность системы образования на эффективное решение проблем идентификации личности школьников и студентов, которые в дальнейшем нашли бы свое место в жизни и могли бы способствовать решению проблем всего общества. Нами разработаны концептуальные основы экологической, этической, региональной и гражданской идентификации личности в образовании.
Во-первых, проблема экологической идентификации учащихся состоит в том, чтобы обеспечить формирование у них экоцентрической компетентности, предусматривающей новый тип взаимодействия с природой, основанного на принципах экологической этики. Б. Калликот [3, с. 394] говорил, что «... намереваясь преодолеть экологический кризис, мы должны: 1) экологически пересмотреть сами метафизические основания нашего мышления и 2) распространить этическую теорию как на все живые существа, так и на природу в целом». Поскольку экологический кризис является следствием становления антропоцентрической экологической идентичности, в соответствии с которой человек представляет высшую ценность, а природа - собственность человека и источник удовлетворения его потребностей, то для преодоления экологического кризиса следует отказаться от иерархической картины мира и рассматривать человека как часть природы, а природные объекты как полноправных партнеров по взаимодействию с человеком.
Возможность формирования экоцентриче-ской компетентности школьников показана нами на примере этического освоения обобщенного понятия «Байкал», под которым имеются в виду не только вода, но и почва, флора и фауна [4].
Во-вторых, этническая идентичность в ее позитивном понимании рассматривается нами как основа региональной идентичности, которая в полиэтническом регионе, каковым является Байкальский регион, включающий Республику Бурятия и Иркутскую область, равносильна гражданской идентичности. Особенность состоит в том, что формирование этнической идентичности для детей-бурят затруднено из-за того, что
бурятский язык перестал быть диакритиком в отношении бурятской идентичности, так как связь «язык-культура» в отношении бурятского этноса не является теперь имманентной [5, с. 13]. Поэтому в формировании этнической идентичности у детей-бурят утратила силу вертикальная культурная трансмиссия от родителей к детям, а также горизонтальная трансмиссия со стороны сверстников. Бурятский язык в школах изучается как иностранный, что малоэффективно для непрямой культурной трансмиссии. Поэтому нами для восстановления роли бурятского языка в формировании этнической идентичности используется русский язык, что позволяет одновременное решение двух задач - формирование этнической и региональной идентичности в режиме мультикультурного образования. Именно мультикультурализм в образовании рассматривается нами как единственно эффективный способ решения проблемы идентичности в примор-диалистском толковании, когда используются все четыре процессуальные переменные, о которых шла речь. Тот факт, что в настоящее время в западных странах получило распространение утверждение о несостоятельности мультикуль-турализма в политике, мы рассматриваем как следствие отсутствия мультикультурализма в образовании. Мы имеем положительный результат реализации мультикультурализма в школе при формировании позитивной этнической, региональной и гражданской идентичности.
Положительный результат обеспечивается благодаря формированию позитивной этнической идентичности, при которой личность осваивает ценности своей этнической культуры, при этом она открыта ценностям другой культуры в силу толерантности, которая закономерно сопутствует позитивной этнической идентичности [6, с. 20].
В формировании гражданской идентичности, являющейся необходимым условием единства и стабильности поликультурного, полиэтничного государства, каковым является Россия, более гуманным является примордиалистский подход, позволяющий использовать этнорегиональный фактор. Другой конструктивистский подход, рассчитанный на отрицание укорененности эт-ничности в России, государстве коренных народов, не уместен. Наш педагогический опыт показывает, что в Байкальском регионе, где на протяжении нескольких столетий совместно проживают буряты и русские, возможно формирование региональной идентичности как многомерной и гармоничной интегративной идентичности, возникающей благодаря условиям, способствующим совмещению этнической, региональной и государственной идентичностей.
Литература
1. Ялалов Ф.Г. Профессиональная многомерность. Этнодидактика народов России: многомерные профессиональные компетенции: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Нижнекамск, 11 мая 2012г.) / под ред. Ф.Г. Ялалова. - Нижнекамск: Изд-во Нижнекамского муниципального института, 2012. - С.4-6.
2. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: монография. - М.: Академический проект, 2007.
3. Калликот Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики: пропедевтика // Горелов А.А. Социальная экология. - М.: МПСИ; Флинта, 2004.
4. Очиров М.Н., Цыбикова Л.Х. Дети и природа: стратегия взаимодействия (находится в печати).
5. Хилханов Д.Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурноязыковых факторов: автореф. дис. ... д-ра соци-ол. наук. - Улан-Удэ, 2007.
6. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. - М.: Академия, 2010.
Цыбикова Лидия Ханхаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected]
Tsybikova Lidiya Khankhaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of algebra, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.