Научная статья на тему 'Идеи гуманизма в трудах К. Маркса: гендерный анализ'

Идеи гуманизма в трудах К. Маркса: гендерный анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1701
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФЕМИНИЗМ / СВОБОДА / ОТЧУЖДЕНИЕ / СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / HUMANISM / GENDER STUDIES / FEMINISM / FREEDOM / ALIENATION / ESSENCE OF MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гутова Светлана Георгиевна

В статье рассматриваются взгляды Карла Маркса на сущность человеческой природы на примере положения женщины в капиталистическом обществе. Для выявления взаимосвязи между идеями Маркса и современными теориями феминизма используется культурологический и гендерный подход. Показано, что в современном мире в большей степени существует зависимость гендерных трансформаций от политических и экономических установок, чем от культурных. Устанавливается связь гуманистических идей в ранних работах Маркса с проблемами в современном обществе, ориентированном на гендерные преобразования. Осуществляется анализ гуманистических взглядов Маркса на становление личности непосредственно во взаимосвязи с гендерными вопросами. Гуманизм рассматривается как средство решения вопроса о дискриминации женщины в условиях рыночной экономики и политических репрессий. Делается вывод о том, что преодоление отчуждения является необходимым условием для формирования целостной личности и направлено на разрешение не только классового конфликта, но и гендерных проблем в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC IDEAS IN THE WORKS OF MARX: GENDER ANALYSIS

The article deals with Karl Marx’s outlooks on the essence of human nature concerning woman’s position in the capitalist society. In order to identify interrelation between Marx’s ideas and modern feminist theories the cultural and gender approaches are used. In the mo-dern world there is a correlation between gender transformations and political and economic systems rather than from cultural ones to a greater extent. The paper related to the connection establishment concerning the problems in a modern society that is focused on gender reform. The carried out analysis deals with Marx’s outlooks on personal becoming correlated the gender issues. The humanism is regarded as a tool of solving the problem of women discrimination within a market economy and political repression conditions. The conclusion is in the overcoming of alienation is an essential condition to form the holistic personality and it tends to solve the class conflict as well as gender problems in the modern society.

Текст научной работы на тему «Идеи гуманизма в трудах К. Маркса: гендерный анализ»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-21 УДК 316.346.2

ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ТРУДАХ К. МАРКСА: ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Гутова С.Г.

В статье рассматриваются взгляды Карла Маркса на сущность человеческой природы на примере положения женщины в капиталистическом обществе. Для выявления взаимосвязи между идеями Маркса и современными теориями феминизма используется культурологический и гендерный подход. Показано, что в современном мире в большей степени существует зависимость гендерных трансформаций от политических и экономических установок, чем от культурных. Устанавливается связь гуманистических идей в ранних работах Маркса с проблемами в современном обществе, ориентированном на гендерные преобразования. Осуществляется анализ гуманистических взглядов Маркса на становление личности непосредственно во взаимосвязи с гендерными вопросами. Гуманизм рассматривается как средство решения вопроса о дискриминации женщины в условиях рыночной экономики и политических репрессий. Делается вывод о том, что преодоление отчуждения является необходимым условием для формирования целостной личности и направлено на разрешение не только классового конфликта, но и гендерных проблем в современном обществе.

Ключевые слова: гуманизм; гендерные исследования; феминизм; свобода; отчуждение; сущность человека.

HUMANISTIC IDEAS IN THE WORKS OF MARX: GENDER ANALYSIS

Gutova S.G.

The article deals with Karl Marx's outlooks on the essence of human nature concerning woman s position in the capitalist society. In order to identify interrelation between Marx's ideas and modern feminist theories the cultural and gender approaches are used. In the modern world there is a correlation between gender transformations and political and economic systems rather than from cultural ones to a greater extent. The paper related to the connection establishment concerning the problems in a modern society that is focused on gender reform.

The carried out analysis deals with Marx's outlooks on personal becoming correlated the gender issues. The humanism is regarded as a tool of solving the problem of women discrimination within a market economy and political repression conditions. The conclusion is in the overcoming of alienation is an essential condition to form the holistic personality and it tends to solve the class conflict as well as gender problems in the modern society.

Keywords: humanism; gender studies; feminism; freedom; alienation; the essence of man.

Введение

Принято считать, что в основе тендерных исследований находится так называемый «женский вопрос». Актуальность данных исследований была осознана только в начале ХХ века, вместе с распространением ряда работ, связанных со становлением феминистического движения на Западе. Однако еще в середине XIX века, Дж.Ст. Милль обосновал необходимость свободы и равенство прав для женщин. Он призывал изменить положение женщины на государственном уровне с тем, что бы защитить ее от рабского положения в семье и обществе. Но при этом он настаивал на сохранении за женщиной всех традиционных прав, утверждая, что нет прямого тождества социальных функций, а есть равенство в разных сферах, что позволит женщине сохранить ее природное начало, не стремясь занять место мужчины и вытеснить его из системы властных отношений [7]. В теории классиков марксизма проблема тендерного неравенства была представлена как вторичная, решение которой возможно только в результате радикальных экономических и политических преобразований. Джон Милль, отражая общие настроения в социалистическом лагере, утверждает: «Принцип, которым управляются общественные отношения между обоими полами, и влекущий за собой легальную подчиненность одного пола другому, по самой сущности своей ложен и составляет одно из главных препятствий к прогрессу человечества, вследствие чего его надлежит заменить принципом полного равенства, не допускающим ни власти и преимущества для одной стороны, ни воспрещений для другой» [7, с. 2]. Эти и многие другие идеи классиков политической экономки во многом актуальны и для современного общества и до сих пор обсуждаются представителями различных феминистических течений.

Обзор литературы

Вопросы гендерного неравенства привлекали внимание ученых на разных этапах становления социальной мысли. Уже в девятнадцатом веке проблемы, связанные с гендерной дискриминацией рассматривались на пересечении политических, социологических, экономических

и философских теорий. Примером такого классического экономического анализа становится работа Д.Ст. Миля «Подчиненность женщины». Особое значение этому вопросу придавали классики социализма Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, оказавшие непосредственное влияние на весь последующий социалистический феминизм. По традиции утопического социализма причинами гендерной дискриминации выступают классовая структура общества и частная собственность. Именно эти традиции нашли свое отражение в работе Ф. Энгельса «Происхождение частной собственности, семьи и государства». Хотя исследователи Маркса отмечают, что у него не было специальных трудов, посвященных «женскому вопросу», однако отдельные идеи, связанные с общеклассовой судьбой женщины нашли свое продолжение в работах

A. Бебеля, Л. Браун, К. Цеткин, И. Арманд, А. Коллонтай и других последователей марксистского учения. Среди западных ученых выделяются работы Э. Фромма, Г. Маркузе, поддерживающих гуманистическую составляющую учения Маркса, в том числе и по гендерной проблематике. Решение женского вопроса и сегодня часто рассматривается современными теоретиками гендерного анализа через своеобразный синтез марксизма и феминизма. По мнению таких представительниц современного феминизма как Б. Фриден, М. Баррет, Д. Митчелл, X. Хартман, К. Миллет, Э. Фергюссон, Л. Вогел, М.С. Хардинг и многих других, положение женщины невозможно рассматривать в отрыве от социально-экономических условий и поэтому любое изменение ее положения в обществе неизбежно затрагивает всю социальную систему. Развернутый обзор современного марксистского феминизма представлен в работе

B. Брайтона «Политическая теория феминизма» [2].

Основная часть

В современном научном сообществе сложилось устойчивое представление что гендер -это социальное конструирование пола, возникновение определенной системы полоролевых отношений в обществе, которые, в свою очередь, непосредственно задаются другими жестко воздействующими социальными факторами, например, существующей культурной, религиозной традицией или спецификой функционирования экономической и политической системы. В связи с этим, можно с уверенностью констатировать, что многие идеи классиков марксизма являются фундаментальными для современных разработок в этой области и воспроизводятся не только в социалистических теориях феминизма, но и философских, исторических, этнографических, психоаналитических концепциях постструктурализма.

Феминизм как движение, и социалистический феминизм в частности, не является полностью однородным и последовательным, в том числе и в плане методологии. Современная ген-

дерная теория ориентирована на критику традиционных методов, что часто связанно с использованием новейших, неклассических моделей знания. При всем разнообразии подходов, используемых при анализе гендерной проблематики, можно выделить наиболее влиятельные из них - либеральный, радикальный и марксистский. Но чаще в классической научной литературе, посвященной данному вопросу, речь идет о синтезе марксистского подхода с двумя предыдущими. В современном феминизме можно обозначить несколько ключевых тем, среди которых ведущее место занимает предположение о том, что равноправие полов нельзя достичь в уже сложившейся общественной системе. Классическая позиция современного социалистического феминизма указывает на то, что гендерное равенство возможно только в радикально измененном обществе, в котором частная собственность должна быть уничтожена или существенно изменена и в котором, женщины обретут экономическую и правовую независимость. Есть и другие не менее значимые идеи, например, критика традиционного разделения труда между полами или проблемы развития семьи как института, в которой традиционные устои, опирающиеся на власть мужчины несовместимы с современной кооперацией. Ведущими исследователями в данной области было выдвинуто утверждение, что власти в семье, существуют точно так же, как и в общественной сфере [2, с. 35]. Представители современного феминизма Современные феминистки, следуя марксистскому учению, доказывают, что в любом классовом обществе равные права, прежде всего, юридические и политические могут быть доступны лишь немногим представительницам, да и то речь идет о массовых достижениях только на уровне среднего класса [2, с. 240]. Поэтому по-прежнему актуальным, считают они, является освобождение женщин через их вхождение на равных условиях в общий рынок оплачиваемого труда и участие в классовой борьбе. И только в коммунистическом обществе, считают последователи Маркса экономическая зависимость женщин, являющаяся основой их угнетения, полностью исчезнет.

Если рассматривать современный феминизм более широко, не только с позиции политической борьбы женщин за равноправие, а как возможность женщины «быть», «существовать» наравне с мужчиной, то, можно сделать вывод, что в результате такого противостояния обретается некое онтологическое равновесие не только в природе, обществе, но и в самом сознании человека. Следовательно, речь идет не только о социальной гармонии, но и мировой гармонии в целом, если в центре этого равновесия представить себе человечество в целом [5]. В этом ключе, есть насущная необходимость обратиться к некоторым гуманистическим идеям классиков марксизма, поскольку возможно прав В.М. Межуев утверждая: «что в чем-то существенном и важном мы не переросли Маркса, а еще не доросли до него» [6, с. 6]. В своих статьях,

В. Межуев дает собственную оценку идейному наследию немецкого мыслителя, акцентируя внимание на его гуманизме и глубоком понимании человеческой природы, узко интерпретируемой советскими наследниками марксизма. Он обращает внимание на тот факт, что взгляд Маркса на природу человека гораздо шире в философском плане, чем общепринято считать. Так, например, культура для Маркса есть «производство человеком себя «во всей своей целостности»...», а в основе культурного взаимодействия находится специфически человеческое отношение к природе и другим людям [6, с. 80-81].

Взгляд Маркса на природу человека гораздо шире в философском плане, чем общепринято считать. Так, например, культура для Маркса есть производство человеком свой истинной сущности, поскольку в основе культурного взаимодействия находится специфически человеческое отношение к природе и другим людям. Если связать марксистское понимание природы человека с эволюцией гендерных отношений в социуме, то гуманизм Маркса становится очевидным, поскольку уровень человеческой культуры и полнота личности непосредственно связаны с развитием отношений между полами. Так, например, иерархия ценностных установок в обществе начинает меняться одновременно с формированием нового типа семьи, основанной на нетрадиционном ролевом поведении, как мужчин, так и женщин. В тоже время, если одним из важнейших показателей духовного роста личности утверждается ее целостность, то в гендерном плане это предполагает изменение содержания внутреннего мира человека в сторону андрогинности, которое указывает на постепенное устранение и самого противостояния между полами.

В политических теориях в качестве аксиомы устанавливается, что в основе отношений мужчины и женщины как и в любых других человеческих отношениях находится власть или иначе вопрос доминирования, подавления, стремление к господству. Означает ли это, что человек может обрести подлинную свободу, меняя общественные отношения, прежде всего, в сфере политики и производства? Действительно, вопрос собственности можно трактовать очень широко, традиционно включая в него и зависимое положение женщины, превращение ее в товар, где женщина согласно марксисткой теории отчуждается вдвойне. Однако стремление человека к свободе скорее носит экзистенциальный характер и как показывает практика политических преобразований, усиленное навязывание формального равенства часто упирается в невозможность разрешить многие вопросы на государственном уровне. Герберт Маркузе, размышляя над марксовым наследием, отметил, что освобождение женщины представляет собой тяжелейший процесс, но, тем не менее, это обязательный этап на пути строительства лучшего общества. Давая оценку современному феминизму, Г. Маркузе предупреждает: «Но равенство

ещё не есть свобода. Женщина может претендовать на лидирующую роль в радикальной перестройке общества только как экономически и политически равноправный субъект. Но, помимо равенства, освобождение подрывает существующую иерархию нужд - это подрыв ценностей и норм ради построения общества, управляемого новым принципом Реальности. И в этом, на мой взгляд, состоит радикальный потенциал феминистического социализма» [5, с. 13]. В этом смысле речь идет об изменении всей системы ценностей в обществе, которая затронула бы мировоззренческие установки, как мужчин, так и женщин. Но что является основной задачей в процессе формирования нового типа личности?

Самое важное с точки зрения Маркса - это признание, что сущность человеческого бытия состоит: «в свободе, позволяющей ему быть не просто природной особью, неотличимой от другой особи, а неповторимой в своем бытии индивидуальностью» [6, с. 84]. Следовательно, признание, а впоследствии и реализация этого права в социуме вне всякого гендерного различения является необходимым условием созидания нового типа общественных отношений. Карл Маркс ограничивается в таком случае, размышлениями о связи человеческой природы и природы как таковой. Развивая эту мысль, он подчеркивает, что именно в обществе достигается единство человека и природы. Такого рода гуманизм есть не что иное, как «естественное родовое отношение», а именно отношение человека к природе, которое непосредственно включает и его отношение к самому себе, что в итоге немецкий мыслитель называет его «собственным природным предназначением». Выраженное в «чувственном» виде отношение между мужчиной и женщиной в представлении Маркса являются наглядным фактом, свидетельствующим о степени присвоения человеком своей собственной природы или «насколько природа стала человеческой сущностью человека». Но, по словам Маркса: «Человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следовательно, как целостный человек» [4, 120]. Исходя из этого можно предположить, что гендерный анализ социального положения как мужчин так и женщин предполагает выяснение того насколько им удалось преодолеть отчуждение и обрести целостность. В итоге гендерная проблематика, вырастающая совершенно естественным образом из признания всеобщности «отчуждения» природы, наличия фактических социальных противоречий и являющаяся следствием конфликтологической объясняющей парадигмы, перерастает уже в классическом марксизме в проблему иного порядка, а именно, - метафизическую, связанную с определением природы, сущности человека, специфики его бытия.

Карл Маркс решает, как известно, проблему, связанную с утратой человеком своей сущности через снятие «отчуждения», ограничивающего развитие человеческой природы и сознания,

особо акцентируя внимание на специфике родовых отношений. В Рукописях 1844 года Маркс отмечает: «В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе, ибо тайна этого отношения находит свое недвусмысленное, решительное, открытое, явное выражение в отношении мужчины к женщине и в том как мыслится непосредственное, естественное, родовое отношение» [4, с. 115]. При этом важно подчеркнуть, что отношение мужчины к женщине Маркс определяет как «... естественнейшее отношение человека к человеку. Поэтому в нем обнаруживается, в какой мере естественное поведение человека стало человеческим, или в какой мере человеческая сущность стала для него естественной сущностью, в какой мере его человеческая природа стала для него природой» [4. 115].

Эрих Фромм анализируя ранние работы Маркса, продолжает развивать его идею взаимоотношений мужчины и женщины как особого рода потребностей, отражающих сущность нового витка в становлении общественных отношений. Он замечает, что в современном обществе отчуждение в отношении «человек - общество» и «человек - природа» не только не сократилось, но и приобрело еще больший размах. По мнению Фромма, Маркс показал, что конкретно происходит с человеческими потребностями в мире отчуждения. Но решение данного вопроса в рамках общего цивилизационного прогресса оказалось практически недостижимым, поскольку в современном обществе этот процесс приобрел еще более опасные черты и еще больше отдалил человека от своей подлинной сущности и целостности.

Интересно, отмечает Фромм, что рост отчуждения присутствует одинаково в современном обществе ориентированном как на капитализм, так и на социализм, поскольку общая проблема современного мира состоит в культивировании материальных потребностей, лежащих в основе массового производства. Таким образом, Фромм, ссылаясь на Маркса, очень точно характеризует культурное самочувствие нашей эпохи. Он утверждает что, становясь рабом своих потребностей человек, перестает быть самим собой как в телесном, так и в духовном смысле: «Этот человек-товар знает только один способ отношений с внешним миром: когда он его имеет и потребляет. Чем больше степень его отчужденности, тем больше потребление и обладание становятся смыслом его жизни» [9, с. 404]. Такого рода потребности меняют саму природу человека, заменяя ее набором потребительских установок, что в свою очередь ведет к трансформации гендерных отношений в обществе. Отношения между полами теряя свою опору в традиции, так и не находят подлинной свободы. Культ массового потребления в обществе, превознесение индивидуальности и свободы выбора без опоры на нравственность еще больше отдалили человека от обретения им гармонии с собой и внешним миром. Отношение

мужчины к женщине - это, прежде всего отношение человека к человеку, в котором находит свое отражение наивысший результат развития человеческой культуры. Главным содержанием данных отношений является свобода, направленная на раскрытие подлинной сущности человека, его созидательной природы. Именно таким образом выражается не только марксистский, но и современный гуманизм.

Присвоение своей сущности человеком не может рассматриваться только лишь на уровне преодоления экономических противоречий. Логично предположить, следуя за Марксом, что следующей ступенью освобождения человека станет избавление женщины в обществе от ее бесправного, угнетенного положения. Во многом это положение, предопределяется историческим развитием человечества и, конечно, результатом сложившихся в обществе социальных, экономических и политических отношений, но не менее значимым оказывается и воздействие «буржуазной морали», сформировавшей и закрепившей за женщиной статус второстепенно-сти, продажности (товар для обмена) на капиталистическом рынке. Женщина становится не только «предметом роскоши» или необходимым «предметом хозяйственной деятельности», но непосредственным продуктом системы сложившихся социально-политических отношений в обществе, то есть изначально зависимой, производной и в определенном смысле неполноценной [8].

Очевидно, что стремление пролетариата в борьбе за власть добиться политической свободы для всего человечества, естественным образом отразится на социальном положении женщины, которое коренным образом должно измениться. Эту мысль настойчиво подчеркивает в работе «Женщина и социализм» Август Бебель: «Так как этим угнетаемым классом является современный пролетариат, то в его историческую миссию входит не только освобождение, но и освобождение всех остальных угнетенных, следовательно, и женщин...» и далее «Что правильно для рабочего класса, то не может быть неправильно для женщин. Угнетенные, бесправные, униженные, они имеют не только право, но это и их обязанность - защищаться и хвататься за всякое кажущееся им хорошим средство, чтобы завоевать себе независимое положение [1, с. 160]. Равенство людей (в том числе и политическое равноправие женщин и мужчин), которое провозгласили большевики в нашей стране - это прямой результат общей теории марксизма. Конечно, любое государственное переустройство, смена политических систем затрагивает в обязательном порядке и сложившуюся гендерную систему. Новые, прежде всего властные, установки медленно проникая во все подструктуры социума, приводят и к новому распределению социальных ролей, функций, ориентаций, формированию новых ценностей.

Еще в работах Гегеля мы встречаемся с формулой прогресса, которая во многом питает гуманизм Маркса. По его мнению, исторический прогресс неизбежно связан с осознанием человеком своей человечности, обретением своего «Я», что подразумевает, прежде всего, обогащение личности за счет ее творческого самораскрытия и, наконец, прогресс связан с постепенным, но неукоснительным приростом свободы. Несвобода женщины означает неразвитость социальных отношений, их архаичность. По мнению Маркса и Энгельса, «закабаление» женщины в буржуазном обществе происходит вдвойне, так как закон, общественное мнение, предрассудки, да и мораль в целом, в меньшей мере находятся на ее стороне [11]. Это имеет наглядное тому подтверждение и во многих современных обществах.

Несмотря на все эти передовые для своего времени взгляды классиков марксизма на положение женщины, большинство идей долгое время так и оставались на абстрактном уровне. В частности, осознавая всю важность данного вопроса для дальнейшей реорганизации общества, Ф. Энгельс, отвечая на вопрос: «Не будет ли вместе с введением общности имущества одновременно провозглашена и общность жен?» (естественное приравнивание женщина -имущество) заявляет, что «в личные отношения между мужем и женой, как и в дела семьи вообще, мы будем вторгаться лишь в той мере, в какой сохранение существующих форм стало бы препятствием новому общественному строю. Впрочем, нам очень хорошо известно, что в ходе истории семейные отношения претерпевали изменения в зависимости от отношений собственности и периодов развития, и потому уничтожение частной собственности окажет и на них весьма значительное влияние» [10, 359].

Выводы. Заключение

Важная заслуга марксизма состоит, таким образом, в указании на особое положение женщины в обществе, где она выступает продуктом обмена на мировом рынке мужчин. Маркс обратил внимание на то, что женщина в процессе производства еще больше отчуждается, в том числе и от производства человеком самого себя. Поскольку именно на женщину возлагается репродуктивная функция в обществе, постольку ей, как правило, отводится второстепенная роль в системе властных отношений [11]. Это может быть связано, например, с демографической политикой, проводимой на уровне страны, региона, нации. При этом женщина вынуждена приносить «жертву», выполняя свой долг перед обществом. В таком случае имеет смысл говорить о прямой зависимости существующих в обществе политических отношений с одной стороны и формированием специфической гендерной системы с другой.

Для понимания марксисткой позиции в отношении женского вопроса важно подчеркнуть универсальность и системность в попытке его решения. В теории Маркса не существует инди-

видуального или исключительно гендерного выхода из состояния отчуждения. Обретение личностью свободы возможно только в рамках общечеловеческого развития, где классовая борьба имеет не только политическое значение, как способ отстаивания классовых интересов трудящихся (человека труда), «.. .но и в гуманистическом смысле, как способ развития личностного начала в человеке. Только выйдя за рамки своего ограниченного классового сознания и бытия (будь то бытие пролетария или буржуа), человек способен развивать в себе личность в ее всестороннем гуманистическом значении» [3, с. 16]. Следовательно, для Маркса принципиальным является создание таких социальных условий, где человек не зависимо от его гендерной принадлежности имеет возможность полноценного всестороннего личностного развития [3].

Таким образом, отказываться от методологии марксизма даже в тех отраслях знания, которые возникли и сформировались в ХХ веке, видимо, еще рано. Возможно, гуманизм в работах Карла Маркса еще проявит себя и в науке и на практике, каждый раз обнаруживая для нас свою «современность». В гендерном отношении гуманистическая позиция Маркса сводится к следующему высказыванию: «Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине... На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека» [4, с. 115]. Как отметил Эрих Фромм, «Если миру суждено вернуться к традициям гуманизма, то все осознают, что Маркса нельзя называть ни фанатиком, ни оппортунистом, что он представляет самый цвет западного гуманизм» [9, с. 414]. Карл Маркс был последователен и принципиален в отстаивании своей позиции гуманизма в вопросах истинной природы человека. Возможно, настало время открыть Маркса как гуманиста и убедиться, насколько актуальна в современном мире его главная гуманистическая идея - освободить человеческую личность, помочь человеку вернуть гармонию в отношениях с природой, обществом и самим собой.

Список литературы

1. Бебель А. Женщина и социализм. - М.: Госполитиздат, 1959. 596 с.

2. Брайтон В. Политическая теория феминизма. - М.: Идея-Пресс, 2001. 304 с. С. 35, 198.

3. Жукоцкий В.Д., Жукоцкая З.Р. Культура, социум, личность в гуманистическом измерении // Вестник НВГУ 2008. №2. С. 13-20.

4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 41-174.

5. Маркузе Г. Марксизм и феминизм. - М.: Свободное марксистское издательство, 2008, 20 с.

6. Межуев В.М. Маркс против марксизма. Статьи на непопулярную тему / В.М. Межуев. - М.: Культурная революция, 2007. 176 с.

7. Милль Дж.Ст. О подчинении женщины. - СПб.: Изд-во Звонарева, 1869. 304 с.

8. Рубин Г. Обмен женщинами: заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А.Темкиной. - СПб.: Д. Бу-ланин. С. 89-139.

9. Фромм, Э. Марксова концепция человека // Э. Фромм Душа человека. - М.: «Республика», 1992. С. 375-414.

10. Энгельс Ф. Проект коммунистического символа веры // Маркс К., Энгельс, Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 354-360.

11. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 23-178.

References

1. Bebel' A. Zhenshchina i sotsializm [Woman and Socialism.]. - Moscow: Gospolitizdat, 1959. 596 p.

2. Brayton V. Politicheskaya teoriyafeminizma [Feminist political theory]. - Moscow: Ideya-Press, 2001. 304 p.

3. Zhukotskiy V.D., Zhukotskaya Z.R. VestnikNVGU, no. 2 (2008): 13-20.

4. Marks K. Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda [Economic and Philosophic Manuscripts of 1844]. - Moscow. Vol. 42. Pp. 41-174.

5. Markuze G. Marksizm ifeminizm [Marxism and feminism]. - Moscow: Svobodnoe marksistskoe izda-tel'stvo, 2008. 20 p.

6. Mezhuev V.M. Marksprotiv marksizma. Stat'i na nepopulyarnuyu temu [Marx against Marxism. Articles on an unpopular subject]. - Moscow: Kul'turnaya Revolyutsiya, 2007. 176 p.

7. Mill J.S. Opodchinenii zhenshchiny [Subjection of Women]. - St. Petersburg: Izd-vo Zvonareva 1869. 304 p.

8. Rubin G. Obmen zhenshhinami: zametki o «politicheskoj jekonomii» pola [Exchange of women: Notes on the «Political Economy» sex]. - St. Petersburg: D. Bulanin. Pp. 89-139.

9. Fromm E. Marksova koncepcija cheloveka [Marx's Concept of Man]. - Moscow: Respublika, 1992. Pp. 375-414.

10. Engels F. Proekt kommunisticheskogo simvola very [Project of communist Symbol of Faith]. -Moscow. Vol. 42. Pp. 354-360.

11. Engels, F. Proishozhdenie sem'i, chastnoj sobstvennosti i gosudarstva [The Origin of the Family, Private Property and the State]. - Moscow. Vol. 21. Pp. 23-178.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Гутова Светлана Георгиевна, доцент кафедры культурологи, философии и социальных наук, кандидат философских наук, доцент

Нижневартовский государственный университет

ул. Ленина, д. 56, г. Нижневартовск, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра, 628605, Россия e-mail: svetguts.07@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Gutova Svetlana Georgievna, assistant professor of cultural studies, philosophy and social sciences, Ph.D., assistant professor Nizhnevartovsk State University

56, Lenina Street, Nizhnevartovsk, Tyumen region, Khanty-Mansi Avtonomnyj okrug-Yugra, 628605 Russia

e-mail: svetguts.07@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.