Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальныенауки, 2009, № 4 (6), с. 18-123
УДК 314.7:316.4
ИДЕИ ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
© 2009 г. Е.Л. Ситникова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского еу£8ишкоуа @ yandex.ru
Поступила в редакцию 07.09.2009
Применение качественных методов в исследовании миграции позволит выявить механизмы адаптации и интеграции мигрантов в принимающем обществе. Автор рассматривает основные подходы и методики исследования миграции населения представителями Чикагской школы социологии, т.к. именно исследователи этой школы начали одними из первых проводить социологические исследования миграции населения, применяя при этом качественно новый инструментарий.
Ключевые слова: миграция населения, качественные методы исследования, биографический метод, адаптация мигрантов, интеграция мигрантов, принимающее общество.
Миграция населения является одним из важнейших факторов общественного развития. Под влиянием миграции, особенно трудовой, происходит изменение социальных отношений как в странах-донорах, так и странах-реципиентах. В начале 1990-х годов в нашей стране возникла острая проблема «утечки мозгов». Сейчас ситуация несколько изменилась. Объемы эмиграции высококвалифицированных специалистов снизились. Трудовая миграция в условиях современной демографической ситуации рассматривается в России как один из важнейших ресурсов восполнения дефицита трудоспособного населения страны. В связи с этим возникает необходимость более детальной разработки новых подходов к изучению миграции населения. Целью данной статьи является рассмотрение основных подходов и методики исследования миграции населения представителями Чикагской школы социологии, т.к. именно исследователи этой школы начали одними из первых проводить социологические исследования миграции населения, применяя при этом качественно новый инструментарий.
На необходимость применения качественных методик в изучении миграции населения указывается в современной литературе. Так, Т.Н. Юдина отмечает, что «назрела острая потребность сдвига исследований в данной области - от экономических и демографических характеристик мигрантов к более глубокому объяснению масштаба, состава, направлений миграционных потоков, выявлению мотивацион-ных факторов, определяющих деятельность мигрантов» [1, с. 104]. Поэтому исследования миграции населения должны быть направлены не столько на определение факторов и условий
экономической составляющей данного процесса, сколько на изучение форм и путей социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов с местным населением. Л.В. Стрельникова отмечает, что в быстро меняющихся социальных условиях качественные методы социологии (биографический метод, метод кейс-стади, исторические и этнографические исследования и т.п.) становятся важным инструментом для получения новой информации в изучении миграции населения [2].
Несомненно, что каждое исследование имеет свою оригинальную исследовательскую методику, сочетающую в себе ряд методов сбора и анализа эмпирической информации. Так, например, различные стадии миграционного процесса, описанные Л.Л. Рыбаковским [3], целесообразно было бы изучать с использованием различных методик. Стадию «формирования миграционной подвижности» можно изучать при помощи анкетного опроса потенциальных мигрантов, а также путем интервью с экспертами в данной области. Изменения по ходу миграционного процесса могут фиксироваться опросными методами, а также с помощью социологических наблюдений. Наиболее эффективно на этом этапе изучения мониторинговое исследование, позволяющее обеспечить анализ динамики миграционных процессов, их влияния на социальную структуру и социальную стратификацию исследуемого региона, разработку проектов и программ миграционной политики [1]. Изучение интеграции мигрантов в новый социум целесообразнее изучать с помощью качественных методов -биографического и этнографического описания жизненных путей, образа жизни различных
социальных групп мигрантов, их социального опыта и т.п.
В этих условиях методология исследования миграции населения, разработанная исследователями Чикагской школы социологии в первой четверти XX в., является актуальной и на сегодняшний день. Отметим, что Чикагская школа социологии в период с 1915 г. по 1935 г. занимала доминирующее положение в американской социологии и оказала значительное влияние на развитие социологии в целом, определив ее эмпирическую направленность. Проблема миграции населения достаточно подробно была изучена представителями данной школы. Это обстоятельство было вызвано тем, что в первой четверти XX в. США привлекали огромное количество иммигрантов. Так, в период с 1860 г. до 1920 г. в США происходит формирование самых многочисленных иммигрантских групп: ирландцев, итальянцев, евреев из Восточной Европы [1]. В этой связи актуальным был вопрос адаптации и, соответственно, интеграции мигрантов в новое для них общество. Изучение миграции с социологических позиций позволяло разрабатывать механизмы регулирования миграционных процессов, разрешать этнические конфликты, предотвращать девиантное поведение иммигрантов и другие проблемы.
Самым важным исследованием по данному вопросу считают работу «Польский крестьянин в Европе и Америке» У. Томаса и Ф. Знанецко-го (5 томов, 1918-1921 гг.). Эта работа способствовала росту подготовки социологов и проведению исследований, связанных с изучением других острых проблем социальной жизни. В это же время рождается антипозитивистская ориентация в обосновании социологических методов, которой придерживались и названные социологи. В новом направлении исследователи стремились сохранить критерии научной рациональности и доказательности выводимых ими положений с использованием подходов других социальных наук, а также качественных методов. Исследование было масштабным по замыслу и исполнению. Важно отметить, что идея исследования была подсказана У. Томасу социальными работниками США, работавшими с польскими иммигрантами, адаптация которых была наиболее трудна. Чтобы теоретически решить эту проблему, была поставлена цель моделирования механизма адаптации и фиксации ее количественных перепадов в различных группах эмигрантов с различными социальными характеристиками. Для этого была разработана оригинальная методика сбора информации. Необходимо также было определиться с харак-
тером информации, которая раскрывала самоё проблему трудностей адаптационного процесса. Авторы считали, что основным методом сбора данных должен быть метод изучения «личных документов», включающий в себя сбор информации из газет, личных писем, протоколов судебных слушаний, текстов проповедей, а также брошюр, издаваемых религиозными и политическими организациями [4]. Кроме того, исследователи провели серию глубинных интервью с польскими иммигрантами. Эту методику при изучении миграции населения используют и по сей день, о чем свидетельствуют такие исследовательские проекты, как, например, «Право на свободное передвижение и его реализация в современной России» (1998 г., руководитель Е.В. Тюрюканова) [5], «Социальный статус работников Таджикистана в строительной отрасли России» (Международное бюро труда, 2006) [6].
Итак, в своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» Ф. Знанецкий и У. Томас для получения эмпирических данных использовали биографический метод, который сейчас стал уже классикой. Биографический метод представляет собой изучение индивидуального пути и жизненного опыта личности на разных возрастных стадиях. Как отмечает Н.Н. Козлова, обращение к исследованию «человеческих документов» (писем, дневников и т.п.) дает возможность «ощутить и показать, как именно по одним правилам начинают действовать люди, друг на друга абсолютно не похожие и обитающие в разных социальных пространствах» [7, с. 29]. Исследование, базирующееся на «историях жизни», позволяет выйти к более широким обобщениям, касающимся социальных групп, субкультур и классов.
В рассматриваемой работе социологами были проанализированы следующие социальные процессы: система организации первичной крестьянской группы и ее эволюция под влиянием индустриализации и миграции; тенденция к дезорганизации индивида под влиянием быстрого перехода из одной социальной среды в другую; изменение связей между членами первичных групп в Польше под влиянием социальных и политических трансформаций; социальная дезорганизация [4]. Изучение данных процессов происходило путем анализа личной переписки польских крестьян, мигрировавших в Америку, их дневников, материалов из архивов польских газет и бюро Товарищества защиты эмигрантов, материалов социальных департаментов, судебных архивов, польско-американских организаций [4]. Обширный анализ этих документов позволил исследователям получить качественно новую информацию, кото-
рая не могла содержаться в официальной статистике, а именно: почему поведение польских иммигрантов выходило за рамки традиционных норм. Для объяснения различных форм поведения эмигрантов авторы разработали концепцию четырех базовых желаний, или потребностей, которые испытывали иммигранты при переезде в другую страну:
1) стремление к получению нового опыта, дополнительных стимулов;
2) стремление к безопасности, основанное на инстинкте страха;
3) стремление к социальному признанию;
4) желание реакции или «желание власти» [4, с. 119].
Стремление к получению нового опыта, дополнительных стимулов, очевидно, является мотивацией для принятия решения о переезде в новую страну. Стремление к социальному признанию в новом обществе заставляет прибегать к активным видам социально-экономической деятельности. Стремление к безопасности, основанное на страхе, заставляет покоряться власти и безропотно принимать существующие в принимающем обществе нормы, традиции, обычаи, законы. Таким образом, общество, с одной стороны, подавляет многие базовые желания индивида, требует от него соблюдения правил и норм, которые господствуют в данном обществе, с другой стороны, общество представляет собой единую социальную среду, в которой могут быть реализованы планы индивида и удовлетворены его желания.
Помимо рассмотренной концепции базовых желаний или потребностей эмигрантов У. Томас и Ф. Знанецкий в своей работе достаточно подробно рассматривают их социальные ценности и установки. Социальная ценность выступает как «данность, обладающая доступным для членов социальной группы эмпирическим содержанием и тем значением, в отношении которого она является или может являться объектом деятельности» [8, с. 15]. Установка, в трактовке исследователей, является «процессом индивидуального сознания, который определяет реальную или возможную деятельность индивида в социальном мире» [8]. Без учета роли ценностного фактора в общественной жизни, по мнению Ф. Знанецкого, социальные теории оказываются «привязанными» к эмпирии, не способными дать широкие обобщения и предложить решения, которые не сводились бы к шаблонным, стереотипным рецептам. Учет субъективных факторов (определенная система ценностей, традиций, обычаев) крайне важен при анализе социальной реальности. Так, исследо-
ватели отмечают, что семьи, выживающие и сохраняющие свою прочность в тяжелых материальных условиях, чаще встречаются в польской крестьянской общине, тогда как среди польской аристократии, живущей в благоприятных материальных и жилищных условиях, частым явлением оказываются распады семьи [8].
Собранные У. Томасом и Ф. Знанецким свидетельства показали, что переселение польских крестьян в экономически более развитую страну не привело к улучшению нравственного климата в их среде, а в период адаптации отмечалось ухудшение нравов и ослабление социальных связей. Таким образом, по мнению исследователей, отсутствует прямая зависимость между материальными условиями жизни людей и соблюдением ими высоких моральных норм. Исследование показало, что традиционные устои, характерные для данной социальной группы в ее естественной патриархальной среде, стали «размываться» в связи с изменением условий жизни. При этом прочные семейные связи и моральные устои эмигрантов, существовавшие в польском обществе, ослабляли отнюдь не новые условия жизни в Америке. Ослабление этих уз социологи связывали с появление новых жизненных стимулов, с отходом мигрантов от прежней установки на общинную солидарность и переходом к новой установке на значительное повышение доходов. В Польше крестьяне довольствовались малым, стремление к повышению личных доходов осуждалось общиной. Кроме того, религиозные устои, господствовавшие в Польше в то время, были гораздо строже, чем в Америке. В результате эмиграции польские крестьяне оказались в качественно иной социальной системе. Таким образом, эмиграцию следует рассматривать как смену одной социальной системы другой. Условия жизни мигрантов в принимающем обществе нужно анализировать при учете не только экономических факторов, но также и социокультурных. Это условие следует учитывать и в современных исследованиях миграции населения. Улучшение экономической составляющей жизни мигрантов должно сочетаться с продуманными, четко выстроенными механизмами их социокультурной адаптации.
Итак, биографический метод позволил выявить возникшие у мигранта новые установки и формы социального взаимодействия в принимающем обществе. Исследуя жизнь польских крестьян на родине и в США, У. Томас и Ф. Знанецкий смогли не просто сравнить две различные социокультурные системы, но и определить факторы, влияющие на социальные
установки и ценности мигрантов, определить степень их адаптации и интеграции в принимающее общество. Как справедливо отмечает Н.Н. Козлова, «благодаря анализу языковых репертуаров можно исследовать процесс обретения индивидуальной идентичности, ... письма соотносятся как с типами практики, так и с разной диспозицией агентов в социальном пространстве» [9, с. 19]. Кроме того, биографический метод «дает возможность с помощью личных свидетельств узнать неинституциональные, неофициальные факты жизни, которые дают смысловую картину ситуации, сложившейся в социальных науках» [10, с. 61]. Ограниченность в применении биографического метода в современных исследованиях миграции заключается в том, что в нашем обществе изменились методы социальной коммуникации: ведение дневников, общение посредством писем и т.п. становится неактуальным. Новыми средствами коммуникации стали мобильная связь и сеть Интернет. Изучение данных средств коммуникации требует новых подходов и методик.
Еще одним представителем Чикагской школы социологии, разработавшим собственную методологию анализа миграционных процессов в контексте расовых отношений и городской среды, является Р. Парк. Миграцию населения Р. Парк рассматривал с точки зрения адаптации и ассимиляции мигрантов в американском обществе. Общество, по Р. Парку, имеет помимо социокультурного уровня - биотический, лежащий в основе всего социального развития. Движущей силой этого развития является конкуренция, которая с развитием общества принимает различные сублимированные формы -от борьбы за выживание через конфликт и адаптацию до ассимиляции [11].
Методологической составляющей исследований миграции населения Р. Парка были опрос иммигрантов, изучение их биографий, включенное наблюдение, а также контент-анализ иммигрантской прессы на предмет ее лояльности к американским ценностям, включенности в жизнь американского общества [12]. Отметим, что качественный контент-анализ СМИ при изучении положения этнических мигрантов используется и в современных исследованиях [13]. Результаты исследования иммигрантской прессы были представлены Р. Парком в работе «Иммигрантская пресса и ее контроль» (1922). В данной работе социолог делает вывод о том, что обособленность иммигрантских организаций от образцов американской жизни отнюдь не препятствует американизации, но как раз способствует постепенному преодолению нович-
ками этой обособленности. Получается, что сохранение иммигрантами своей социокультурной идентичности является лишь стремлением получить признание в американском обществе. Не имея возможности получить признание в американском обществе как личность, иммигрант стремится достичь определенного социального статуса, используя свою этническую принадлежность, в результате чего могут возникать расовые конфликты.
Адаптацию мигрантов в принимающем обществе, а также возникновение расовых конфликтов Р. Парк изучал в контексте социальной дистанции. Он отмечает, что «мы испытываем чувство дистанции не только по отношению к индивидам, с которыми мы контактируем, но и по отношению к классам и расам» [14, р. 256260]. Чувство дистанции, отмечает Р. Парк, «относится не только к группам людей, но «расовое» и «классовое» сознание часто вторгается, изменяет и ограничивает личностные отношения; отношения, которые при иных обстоятельствах, как кажется, могли стать самыми близкими, основанными на взаимопонимании» [там же]. Границы социальной дистанции определяются в рамках конкретного общества. Именно социальная дистанция становится источником расовых и этнических конфликтов. Иммигранты, не желающие принимать существующие нормы, традиции, обычаи, испытывают социальную изоляцию.
Изучив азиатских иммигрантов, особенно японцев, поселившихся на Тихоокеанском побережье США, Р. Парк отмечет, что «с приходом восточного человека» иммиграционная ситуация резко изменилась: «он (восточный человек) смотрелся странно, говорил на странном языке, он развил такое трудолюбие и бережливость, которые были нестерпимы для его конкурентов» [там же]. Ассимиляции не происходило, как это было в случае с другими категориями иммигрантов (европейцами, афро-американцами). Конкуренция, которая до этого была личностной, стала расовой, а расовая конкуренция превратилась в расовый конфликт. Таким образом, Р. Парк раскрывает в своем исследовании источник расовых конфликтов, с которыми столкнулась Америка в первой четверти XX в. Исследователь полагает, что на основе расовых конфликтов возникают расовые предрассудки, базирующиеся на борьбе не за экономические интересы, а за социальный статус. Социальная составляющая расовой неприязни и этнических конфликтов является важнее экономической конкуренции, по мнению социолога. Отметим, что проблемы конфликто-
генности миграции в России, связанные с этническими и религиозными особенностями мигрантов, являются очень актуальными, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ. Так, А.В. Дмитриев и Г.А. Пядухов отмечают, что информационное пространство в нашей стране представлено «многообразными авторскими текстами, содержание которых зеркально отражает переслоение ценностей, идей и мифов в сознании мигрантов и принимающего общества» [15, с. 90]. Доминирующими же по отношению к мигрантам являются националистические и религиозные идеи в сочетании с либеральными и консервативными.
Предпринятые Р. Парком в 1929-1933 гг. путешествия по Азии (Япония, Китай, Филиппины, Ява, Индия), на Гавайи и в Южную Африку позволили ему расширить свои теоретические выводы в результате анализа нового эмпирического материала. Особо Р. Парк выделял здесь общий процесс выхода рас и народов из различного рода изоляции: географической, экономической и культурной. Результатом этого глобального этносоциального процесса на индивидуальном уровне является формирование нового типа личности, характерного для современного развития цивилизации, - маргинальной личности [12]. Маргинальная личность, полагал Р. Парк, является продуктом естественного культурного процесса, расширяющего взаимодействие культур. Этот тип личности «появляется в том месте и в то время, где из-за конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы, культуры» [11, с.75]. Человек этих новых культур, который существует в двух мирах одновременно, является индивидом с более широким горизонтом и более утонченным интеллектом. Таким образом, маргинальные личности (зачастую ими могут быть мигранты), по мнению исследователя, представляют собой наиболее продвинутую часть общества в плане культурного развития. В соответствии с представлениями Р. Парка о личной свободе, наиболее свободный тип личности - маргинальный человек, т.к. он не связан полностью ни с одним из видов традиций, моральных норм, ни с одной культурной системой. У такого человека появляется возможность самостоятельно выбирать и комбинировать те или иные нормы, традиции, обычаи, существующие в разных культурных системах. Односторонность подхода Р. Парка в том, что он не рассматривает маргиналов как людей, переживающих фрустрацию из-за смены одних норм, обычаев, традиций, образцов поведения и т.п. на другие.
И все же методологический подход Р. Парка к миграции населения можно считать комплексным. Наряду с качественными методами исследования (контент-анализ, биографический метод и т.п.) им использовались и количественные (опрос и т.п.). Используемые им понятия «социальная дистанция», «маргинальная личность» позволяли по-иному взглянуть на источник расовых и этнических конфликтов. При этом социальную составляющую расовой неприязни исследователь выводит на первый план. Кроме того, анализируя иммигрантские организации, способствующие, по его мнению, более быстрой адаптации иммигрантов, Р. Парк пришел к выводу, что сохранение иммигрантами своей социокультурной идентичности является лишь стремлением получить признание в американском обществе [12]. Именно сохранение социокультурной идентичности, по мнению исследователя, является для иммигрантов способом самовыражения, дающим определенные стартовые позиции, позволяющим занять ту или иную социальную позицию, т.к. иммигрант, не имея возможности получить в Америке социальное признание как личность, стремится получить это признание как представитель определенной этнической общности.
Таким образом, анализ культурных процессов и культурной адаптации, связанных с огромной волной иммигрантов, хлынувших в Америку в первой половине XX в., можно рассматривать как проведение социального контроля за межкультурным взаимодействием, характером принятия новых культурных норм и образцов поведения. Методология исследования миграции населения, разработанная представителями Чикагской школы, была нацелена на решение конкретных проблем, связанных с социокультурным взаимодействием представителей различных обществ. Идеи изучения и анализа миграционных процессов, разработанные представителями Чикагской школы социологии и скорректированные с учетом современной ситуации, являются актуальными в современных исследованиях миграции. Такие качественные методы, как глубинное интервью, качественный контент-анализ СМИ, этнографические исследования, история семьи, которые использовались представителями Чикагской школы социологии, применяются при исследовании миграции и сегодня [5, 6, 13].
Тем не менее не следует абсолютизировать качественные методы в исследованиях миграции населения. Их применение должно быть обосновано целью и задачей проводимого исследования, а также характеристиками иссле-
дуемого объекта. Как уже отмечалось выше, при проведении того или иного исследования в области миграции следует учитывать, какая стадия миграционного процесса изучается. Если исследование носит поисковый характер и ранее проведенные количественные исследования не дали определенных результатов и не смогли прояснить проблему, применение качественных методов следует считать обоснованным.
Список литературы
1. Юдина Т.Н. О социологическом анализе миграционных процессов // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 102-109.
2. Стрельникова Л.В. Исследовательские архивы: расширение возможностей для вторичного анализа // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 126131.
3. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса / Под общ. ред. О.Д. Воробьевой (Приложение к журн. «Миграция в России»). М., 2001. 160 с.
4. Ганжа А.О. К истории создания работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» // Социологические исследования. 2007. № 7. С. 115-121.
5. http://www.cemi.rssi.ru/isesp/labkras/v_migr/frames/ оШегМсЬт.Ы:т1 (дата обращения: 25.06.2009).
6. Проект «Социальный статус работников из Таджикистана в строительной отрасли в России» // Рабочий доклад «Социальный статус работников из Таджикистана в строительной отрасли в Москве и Московской области». Женева: Международное бю-
ро труда, 2006. 107 с.
7. Козлова Н.Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или размышления о значимости методологической рефлексии // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 22-32.
8. Ганжа А.О., Зотов А.А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 1-24.
9. Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 14-26.
10. Козлова Л.А. Биографическое исследование российской социологии: предварительные теоретико-методологические замечания // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 59-87.
11. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность): курс лекций. Екатеринбург: Деловая книга, 1997. 176 с.
12. Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 296 с.
13. Гладырев Б.С. Этнические мигранты на улицах Петербурга // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. - 2 [90] Март-Апрель 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/biblioteka/zhurnal-monitoring/ arkhiv/six-ten.html
14. Park R.E. Race and Culture. N.Y.: The Free Press, L.: Collier-Macmillan Limited, 1950. Перевод с англ. В.И. Ильина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. socnet.narod.ru/library/authors/ Ilyin/hrest/Park.htm#этикет
15. Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Этнические группы трудящихся мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты // Социологические исследования. 2006. № 9. С. 86-94.
IDEAS CHICAGO'S SCHOOL OF SOCIOLOGY IN THE MODERN RESEARCHES OF MIGRATION POPULATION
E.L. Sitnikova
The application of the qualitative methods in the research of migration allows to find mechanisms of adaptation and integration migrants in the host society. So the aim of this article is examining of the basic approaches and methods by exponents Chicago's school of sociology because just researchers of this school led off to conduct sociological researches of migration population, employing qualitatively new instruments.
Keywords: migration population, qualitative methods of researches, biographical method, adaptation of migrants, integration of migrants, host society.