УДК 122/129+004.946
ИДЕАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Людмила Николаевна КОШЕТАРОВА1-, Оксана Борисовна КРУТЬ ', Анна Юрьевна ЛОСИНСКАЯ1-1
1)1 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры» 625003, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Республики, 19 E-mail: ljudmila-k2002@mail.ru 2) ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» 625000, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Володарского, 38 E-mail: oxana_krut@list.ru
Аннотация. C философско-культурологической точки зрения рассмотрена динамично изменяющаяся реальность информационного общества, в которой выявляются тенденции зарождающейся идеациональной системы культуры XXI века. Понятие «идеациональность» заимствовано нами из концепции социальной и культурной динамики П.А. Сорокина, согласно которой в качестве приоритетной реальности для идеациональной культуры выступает духовное (нефизическое) начало. В качестве идеационального начала информационного общества рассматривается виртуальная реальность, или вторичная реальность, создаваемая техническими средствами компьютерного моделирования. Обосновано, что информационное пространство (ноосфера), обладающее специфическими пространственно-временными отношениями, образующимися в биологических и социальных системах, является идеальной формой существования виртуальности. Формой существования виртуальной реальности также является информационное пространство, создаваемое с помощью различных технических средств. Сделан вывод, что понятия «виртуальность» и «виртуальная реальность» не являются синонимами. Виртуальная реальность представляет собой техногенную информационную реальность, виртуальность же рассматривается шире - как идея, абстрагированная от своего технического воплощения. Виртуальность представлена как пространство коллективных смыслов, продукт «коллективного бессознательного», существующее как своеобразная надстройка над физическим пространством, в пределах которой субъект способен создавать, преобразовывать и потреблять информацию. Идеацио-нальность информационного общества раскрыта через различные виды виртуальной реальности, описанные в художественной и эзотерической литературе.
Ключевые слова: виртуальность; идеациональность; модели виртуальной реальности; смысловое пространство; система культуры
ВВЕДЕНИЕ
С наступлением XXI века в жизни современного человека все больше места стало отводиться виртуальной реальности, характеризующейся его перемещением из реальной предметной действительности в знаковую действительность различного рода технологий, не имеющих естественного вещного референта. Формой существования виртуальной реальности является информационное пространство, обладающее специфическими пространственно-временными отношениями, образующимися в биологических и социальных системах. Это пространство представляет собой своеобразную надстройку над физическим пространством (так называемую ноосферу), в пределах которой субъект способен создавать, преобразовывать и потреблять информацию [1].
ВИРТУАЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА
ИДЕАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Термин идеациональность стал широко известен благодаря П.А. Сорокину и его концепции социальной и культурной динамики, центральной идеей которой является изменение и флуктуации трех систем культуры: идеациональной, идеалистической и чувственной. Наполнение идеациональной и чувственной систем культуры глубоко различно, каждая из них обладает собственной ментальностью, имеет собственную философию, тип религии, формы искусства, законы, нравы, свою систему истины и знания. Сбалансированный синтез этих типов П.А. Сорокин называет идеалистическим [2, с. 62].
В качестве приоритетной реальности для идеациональной культуры выступает духовное (идеальное) сверхъестественное начало,
12
© Кошетарова Л.Н., Круть О.Б., Лосинская А.Ю., 2018
а приоритетную роль в ней играют альтруизм, аскетизм и мистицизм. Ее противоположностью выступает чувственная (сенситивная) культура, которой присущ ярко выраженный гедонизм. Современная культура -это агонизирующая чувственная система, но именно такое состояние угасания является благодатной почвой для новых ростков идеа-циональной культуры.
Согласно концепции русского религиозного философа П.А. Флоренского, история культуры представляет собой цепь поочередно сменяющих друг друга «ночной» и «дневной» цивилизаций, которые он условно называет «средневековой» и «возрожденческой». В основе «ночной» цивилизации лежит религиозный культ Бога, а «дневной» -культ человека. «Ночной» период - это средневековье (или идеациональная система культуры, по П.А. Сорокину), а «дневной» -Новое время (или чувственная культура). Между Возрождением и средневековьем лежит полоса разрушения строя, сначала внутреннего, потом общественного, XX век, согласно П.А. Флоренскому, - это «разрожде-ние», когда культура находится «на пороге нового средневековья» [3, с. 387-388].
Если ХХ-ХХ1 века представляют собой кризис чувственной культуры или «разрож-дение» дневной цивилизации, то в чем же может проявляться идеациональность современности?
Благодатной почвой для новых ростков идеациональной культуры XXI века стал рассвет техногенного информационного общества, которое «породило» такой феномен, как Интернет, заменяющий все большему числу наших современников реальный мир. Сегодня мы явственно наблюдаем тенденции «ухода» человека из чувственного материального мира в виртуальный. Его все меньше интересует потребление, несмотря на то, что общество продолжает навязывать погружение в мир вещей и позиционировать себя как «я есть то, что имею». Сбегая от реальности, человек XXI века создает для себя новый виртуальный мир, в котором пытается скрыться как в раковине от назойливых призывов к чувственному гедонизму.
П.А. Сорокин предрекал возвращение идеацианальности, и сегодня, анализируя виртуализацию информационного общества, мы убеждаемся в этом, выявляя в ней ярко
выраженные идеациональные социокультурные тенденции. Современная виртуальность -это категория, традиционно связываемая с компьютерными играми и видеоиграми. Так называемая вторичная реальность, создаваемая средствами компьютерного моделирования. Но термин «виртуальность», как отмечал Ю. Боргош, известен в философии уже с восьмого века и принадлежит Фоме Аквин-скому, утверждавшему, что «после разрушения сочетания души и тела потенции второго рода, составляющие начало отправлений чувственной и вегетативной частей души, не могут сохраняться, но остаются в душе виртуально, как в своем первоначале или корне» [4, с. 77]. Поэтому до появления техногенных компьютерных технологий под виртуальностью понимали объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях [5].
При онтологическом подходе виртуальность можно рассматривать и как некоторое потенциальное состояние бытия с наличествующим в нем определенным активным началом и предрасположенностью к появлению некоторых событий или состояний, которые могут реализоваться при соответствующих условиях. То есть не как действительность, а как возможность. В физике, например, виртуальными называют частицы, имеющие такие же квантовые числа, как и реальные частицы, но для которых не выполняется соотношение между импульсом, энергией и массой [5]. Процесс, вызывающий к жизни подобные частицы, происходит в промежуточных короткоживущих состояниях, и виртуальные частицы не удается регистрировать экспериментально (с помощью наблюдателя), поэтому виртуальность и понимается как один из аспектов становления реального бытия. Создается же такая реальность за счет взаимодействия индивидуальных сознаний в том или ином информационном поле. С аналогичной точки зрения следует рассматривать модели виртуальной реальности, встречающиеся в психологии, эстетике и в духовной культуре в целом.
ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Современный человек, чтобы сохранить способность ориентации в искусственной
реальности бесчисленных информационных технологий, вынужден приспосабливаться к гетерогенности окружающих его локальных смыслов, истин и норм. Он также вынужден непрестанно адаптироваться к новому, так как среда его обитания, жизненный путь, ориентиры и сам смысл жизни меняются соответственно быстрым изменениям потребляемой им символической информации.
В концепции С.С. Хоружего виртуальная реальность представляет собой «недовопло-щенную антропологическую реальность», не получившую части свойств действительной, полномерной реальности, как бы клубящуюся вокруг реальности полноценного, не виртуального опыта. В современных виртуальных стратегиях, считает он, «реализуется энергетика недовоплощения формострои-тельной и структурной ущербности» [6, с. 126-127].
Онтологическая концепция виртуальности Ф.И. Гиренка строится на знании «об ускользающем бытии человека». Реально существующий человек - это конечный человек, в противовес которому выступает виртуальный «избыточный» человек (несуществующий в объективной реальности). Но в каждом реальном, конечном человеке присутствует виртуальная сторона «место для неосуществимого», которое когда-то называлось душой, а сегодня превратилось в нечто «пустое». Будучи пустым, место неосуществимого может заполняться двумя возможными способами. В первом случае пустота души заполняется «осуществимым» - обусловленными вещами со свойствами (алкоголем, наркотиками, агрессией). Во втором - виртуальным содержимым, основу которого составляют эффекты современных коммуникативных технологий [7].
Сегодня уже и в художественной литературе можно встретить как минимум два различных вида виртуальной реальности. Один из них можно назвать технологическим (классическая виртуальная реальность), активизируемым посредством технических средств. Эта идея, разрабатываемая в фантастике со второй половины ХХ века, уже успела претерпеть внутреннюю эволюцию. Так, изначально в фантастической литературе технологии воздействовали на индивидуальное сознание через память, например, книга Ф.К. Дика «Мы вам все припомним»
(1966), на этом же основаны сюжеты обоих фильмов «Вспомнить все» (1990 и 2012). В более поздних произведениях контекст социального взаимодействия становится деятель-ностным фоном.
Например, Диптаун из романа С. Лукья-ненко «Лабиринт отражений» (1997) создан международными корпорациями "Microsoft" и "IBM" как аналог платформы виртуально-компьютерного общения. «Замысел удался, и город заселили люди со всего земного шара. Вместо посещения сайтов пользователи заходили в различные здания. Свои представительства в виртуальной реальности открыли рестораны, банки, корпорации и мн. др.» [8]. Вместо форумов пользователи заходили в специальные модерируемые клубы для разных видов общения, способных удовлетворить самые разнообразные человеческие потребности. Диптаун - это выставка «Воображаемых Я» и «Желательных Я» (правда, иногда тщательно маскируемых под «Реальное Я»). Вход туда контролируется по используемым IP-адресам, пребывание ограничено порогом возможностей человеческой психики, при превышении которого компьютер, обеспечивающий вход с помощью «deep-программы» погружения, отключается автоматически. В случае сбоя системы вывод из «Глубины» осуществляют профессионалы («дайверы»), способные входить и выходить из виртуальности самостоятельно. Таким образом, Диптаун в фантастике представлен как способ моделирования социальных взаимодействий, последствия которых могут быть перенесены пользователем в объективную реальность, а могут и не быть. А реальность Диптауна создается как образ коллективного сознания, состоящего из взаимодействующих индивидуальных сознаний.
Описание второго вида виртуальной реальности также можно обнаружить в фантастической литературе. В данном случае виртуальная реальность реализуется посредством прямого контакта с коллективным бессознательным. К неклассической модели относится альтернативная реальность, представленная в произведении М. Петросян «Дом, в котором...» (1991-2009), названная автором «Изнанка Дома». Эта виртуальная реальность создавалась несколькими поколениями воспитанников интерната для детей, от которых отказались родители. Изнанку
создали для себя подростки, которых не принял Большой мир (или Наружность). Внутри своего реального Серого Дома они создали виртуальную Изнанку - место, где могут действовать, решать и нести ответственность за свои решения, место, которое не могут контролировать воспитатели, так как о нем даже не догадываются. Изнанка похожа на сказочную реальность - там есть сказочные существа, эльфы и ангелы. Слепые в этом мире могут видеть, а безногие «колясники» -ходить... Попасть в эту реальность можно лишь находясь в состоянии измененного сознания, но Изнанка не является субъективной реальностью индивидуального сознания, она является общей для всех, имеющих доступ к ней, что позволяет считать ее продуктом коллективного бессознательного Дома. Такие «продукты коллективного бессознательного» можно встретить и в других литературных моделях, например, у М. Фрая.
Еще одним подтверждением виртуализации современного общества является активизация эзотерических учений и различных экстрасенсорных и медитативных практик. Интерес к этим практикам возник еще в конце XIX века. Так, в 1888 г. Е.П. Блаватская написала «Тайную Доктрину» - труд, имеющий подзаголовок «Синтез науки, религии и философии». Учение Е.П. Блаватской ставило целью раскрыть единую основу всех религий, указать человеку его законное место во Вселенной, утвердить универсальный божественный принцип - Абсолют, согласно которому Вселенная, не будучи сотворенной, разворачивается сама из себя, из своей собственной Сущности [9].
Продолжателем идей Е.П. Блаватской выступила Е.И. Рерих, автор четырнадцати книг «Живой Этики» - религиозно-философского учения Агни-йога, представляющего собой синтез всех мировых религий и йог. Агни-йога объединяла в себе западную оккультно-теософскую традицию и Восточные эзотерические практики и обосновывала реинкарнацию бессмертной души. Цель учения заключалась в стимулировании эволюции человечества ко все более высоким формам космического бытия бесконечной Вселенной.
Мистическими практиками увлекался К.Г. Юнг, искренне пытавшийся в своих исследованиях найти все взаимосвязи реально-
го и мистического. Считая психику и все то, что связывал с ней (в том числе бессмертную душу и Бога), реально познаваемым, он стремился познать и научно обосновать ее [10]. Своими идеями К.Г. Юнг оказал значимое воздействие на развитие современной философии и эзотерики.
Виртуальные модели «прямого контакта», не опосредованные компьютерными технологиями, долгие годы бывшие предметом паранаучного знания, сегодня вызывают все больший интерес и у представителей научных сообществ. Так, почитатели Агни-йоги в России создали в 1990-е гг. Рерихов-ское движение, которое на сегодняшний день включает несколько различных направлений: культурологическое, гуманистически-мировоззренческое, религиозно-мистическое и даже научно-философское общество «Мир через культуру».
Эзотерические идеи лежат в основе концепций многих профессиональных психологов, таких как С.В. Ковалев, Л.В. Клыков, Н.И. Козлов, М.С. Норбеков, А.Г. Свияш и других исследователей, интересующихся вопросами самопознания, саморазвития, самосовершенствования и т. п. Так, С.В. Ковалев развивает идеи трансперсональной психологии С. Грофа, изучая религиозный опыт и измененные состояния сознания, сочетая современные концепции нейропрограммирования с традиционными духовными практиками Востока. Л.В. Клыков занимается вопросами изучения феномена человека посредством синтеза сознания и его продуктов: религии, мета-философии и экзистенциального опыта.
Появляются новые эзотерические концепции, авторами которых становятся квантовые физики, биофизики, существование «сверхестественного» признают известные математики, например, В.А. Воеводский -российский и американский математик, лауреат медали Филдса за 2002 г., повествующий о своем мистическом опыте [11]. Даже врачи начинают проявлять интерес к традициям восточной медицины и эзотерическим практикам. Интерес к этим практикам неуклонно возрастает и в Европе, и в России, и это закономерно в свете расширения представлений о материи. Европейская медицина всегда работала с вещественной формой материи, но открытие поля как формы материи, альтернативной веществу, вызвало интерес к
азиатским медицинским системам, воздействующим преимущественно на полевые формы материи (на этом основана система цигун с ее движением энергии по меридианам, и концепция чакр, и другие системы Востока).
ВЫВОДЫ
Материалистическое мировоззрение, свойственное советским людям XX столетия, постепенно изменяется на идеалистическое, но оно мало похоже на объективный идеализм средневековой культуры, так как современного человека больше интересует не познание Бога, а познание себя (или Бога в себе).
Таким образом, виртуальность интересует современного человека как не сбывшаяся пока возможность непосредственного единения с миром. И в то же время - как действительность, существующая помимо его индивидуального сознания, но осваиваемая только посредством него. Действительность, в которой от человека как носителя сознания зависит все или почти все. Не случайно виртуальность развивается по пути расширения степени свободы, от внешнего контроля к внутреннему, от социоцентрических технологий к анархическим. Потому что цель развития человека видится в осуществлении его свободы. И эта свобода неразрывно связана с необходимостью - только необходимостью не внешней, а внутренней, задаваемой человеку изнутри его личной ценностной системой. Именно в этом качестве рассматривали свободу и религиозные мыслители - Августин Блаженный, М. Лютер, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и Вл. Соловьев. Именно поэтому Церковь стала первой социальной структурой, попытавшейся организовать виртуальное пространство как пространство коллективных смыслов. Об этом и говорит А.Дж. Тойнби, уподобляя мировые религии в истории виртуальным мировым империям и с ними связывая путь Преображения - путь выхода культуры из кризиса, альтернативный как архаизму и футуризму, так и фило-
софскому Отрешению. Ибо преображение -путь духа, сохраняющий и обновляющий культуру, - состоит не в растворении индивидуального, индивидного в коллективном. Он заключается в претворении коллективного в индивидуальное, неаналитическое, образное сознание личности через виртуальное пространство коллективных смыслов.
Список литературы
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2008. 576 с.
2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. 1176 с.
3. Флоренский П.А. Об ориентировке в философии (философия и жизнечувствие) // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 2000. Т. 3 (2). С. 359488.
4. Боргош Ю.Б. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1975. 182 с.
5. Рузавин Г.И. Виртуальность. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/ (дата обращения: 23.11.2017).
6. Хоружий С.С. К антропологической модели третьего тысячелетия // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. М.: ИФ РАН, 2002. С. 108-136.
7. Гиренок Ф.И. Антропология виртуальности. URL: http://www.polygnozis.ru/ (дата обращения: 25.11.2017).
8. Попов М. Фантастические города. 10 самых-самых // Мир фантастики. 2007. Вып. 41. С. 124.
9. Блаватская Е.П. // Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. С. 34-35.
10. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Когито-Центр, 2006. 352 с.
11. Подосокорский Н.Н. Математик Владимир Воеводский о своем мистическом опыте и «игре, хозяйкой которой является страх». URL: https://philologist.livej ournal. com/9260668. html (дата обращения: 25.10.2017).
Поступила в редакцию 21.03.2018 г. Отрецензирована 11.04.2018 г. Принята в печать 22.05.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Кошетарова Людмила Николаевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии. Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, Российская Федерация. E-mail: ljudmila-k2002@mail.ru
Круть Оксана Борисовна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры межкультурной коммуникации. Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Российская Федерация. E-mail: oxana_krut@list.ru
Лосинская Анна Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии. Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, Российская Федерация. E-mail: annal_72@mail.ru
Для корреспонденции: Кошетарова Л.Н., e-mail: ljudmila-k2002@mail.ru
Для цитирования
Кошетарова Л.Н., Круть О.Б., Лосинская А.Ю. Идеациональность информационного общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. Тамбов, 2018. Т. 4, № 14. С. 12-18.
INFORMATION SOCIETY IDEATIONALITY
Lyudmila Nikolaevna KOSHETAROVA1^ Oksana Borisovna KRUT2), Anna Yurevna LOSINSKAYA1)
Tyumen State Institute of Culture 19 Respubliki St., Tyumen 625003, Russian Federation E-mail: ljudmila-k2002@mail.ru 2) Industrial University of Tyumen 38 Volodarskiy St., Tyumen 625000, Russian Federation E-mail: oxana_krut@list.ru
Abstract. We consider from the philosophical and cultural point of view the dynamically changing reality of the information society, in which the trends of the emerging ideational system of culture of the 21st century are revealed. The concept of "ideationally" we borrow from concept of social and cultural dynamics of P.A. Sorokin, according to which as a prior reality to ideational culture which is spiritual (non-physical) origin. Virtual reality, or secondary reality created by technical means of computer modeling is considered as an ideational origin of the information society. It is proved that the information space (anthroposphere), which has specific space-time relations, formed in biological and social systems, is an ideal form of virtuality existence. The form of virtual reality existence is also the information space created with the help of various technical means. It is concluded that the concepts of "virtuality" and "virtual reality" are not synonymous. Virtual reality is a manmade in-formational reality, virtuality is considered wider - as an idea separated from its technical implementation. Virtuality is represented as a space of collective meanings, a product of "collective unconscious", existing as a kind of superstructure over the physical space, within which the subject is able to create, transform and consume information. Information society ideationality is revealed through the different types of virtual reality described in the art and esoteric literature.
Keywords: virtuality; ideationality; virtual reality models; semantic space; culture system
References
1. Vernadskiy V.I. Biosfera i noosfera [Biosphere and Anthroposphere]. Moscow, Ayris-Press Publ., 2008, 576 p. (In Russian).
2. Sorokin P.A. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika [Social and Cultural Dynamics]. Moscow, Astrel' Publ., 2006, 1176 p. (In Russian).
3. Florenskiy P.A. Ob orientirovke v filosofii (filosofiya i zhiznechuvstvie) [About orientation in philosophy (philosophy and life sence)]. Sochineniya: v 4 t. [Essays: in 4 vols.]. Moscow, Mysl' Publ., 2000, vol. 3 (2), pp. 359-488. (In Russian).
4. Borgosh Y.B. FomaAkvinskiy [Foma Akvinskiy]. Moscow, Mysl Publ., 1975, 182 p. (In Russian).
5. Ruzavin G.I. Virtual'nost' [Virtual reality]. (In Russian). Available at: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/ (accessed 23.11.2017).
6. Khoruzhiy S.S. K antropologicheskoy modeli tret'ego tysyacheletiya [To the anthropological model of the third millennium]. Filosofiya nauki. Vyp. 8: Sinergetika chelovekomernoy real'nosti [Science Philosophy. Issue 8: Synergy of the Human Reality]. Moscow, Instituate of Philosophy of the Russian Academy od Sciences, 2002, pp. 108-136. (In Russian).
7. Girenok F.I. Antropologiya virtual'nosti [Virtual anthropology]. (In Russian). Available at: http://www.polygnozis.ru/ (accessed 25.11.2017).
8. Popov M. Fantasticheskie goroda. 10 samykh-samykh [Fantastical cities. Top-10]. Mir fantastiki [Fantastic World], 2007, no. 41, p. 124. (In Russian). Available at: http://old.mirf.ru/Articles/art 1733.htm (accessed 24.10.2017).
9. Blavatskaya E.P. [Blavatskaya E.P.]. Kratkiy filosofskiy slovar' [Short Philosophical Dictionary]. Moscow, TK Velbi, "Prospekt" Publ., 2004, pp. 34-35. (In Russian).
10. Yung K.G. Psikhologiya bessoznatel'nogo [Psychology of Unconsciousness]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2006, 352 p. (In Russian).
11. Podosokorskiy N.N. Matematik Vladimir Voevodskiy o svoem misticheskom opyte i «igre, khozyaykoy kotoroy yavlyaetsya strakh» [Mathematician Vladimir Voevodskiy about his mystical experience and the fear game]. (In Russian). Available at: https://philologist.livejournal.com/9260668.html (accessed 25.10.2017).
Received 21 March 2018 Reviewed 11 April 2018 Accepted for press 22 May 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Koshetarova Lyudmila Nikolayevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of Social and Cultural Activity, Culturology and Sociology Department. Tyumen State Institute of Culture, Tyumen, Russian Federation. E-mail: ljudmila-k2002@mail.ru
Krut Oksana Borisovna, Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Intercultural Communication Department. Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation. E-mail: oxana_krut@list.ru
Losinskaya Anna Yuryevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of Social and Cultural Activity, Culturology and Sociology Department. Tyumen State Institute of Culture, Tyumen, Russian Federation. E-mail: annal_72@mail.ru For correspondence: Koshetarova L.N., e-mail: ljudmila-k2002@mail.ru
For citation
Koshetarova L.N., Krut O.B., Losinskaya A.Y. Ideatsional'nost' informatsionnogo obshchestva [Information society ideationality]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2018, vol. 4, no. 14, pp. 12-18. (In Russian, Abstr. in Engl.).