Научная статья на тему 'Идеальный правитель: традиция и новации. Образ Рамы в романе Бхагавана Сингха «Апне-Апне Рам»'

Идеальный правитель: традиция и новации. Образ Рамы в романе Бхагавана Сингха «Апне-Апне Рам» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
276
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Челнокова А. В.

В статье рассматривается современная интерпретация образа эпического героя Рамы в написанном в 1992 г. романе Бх. Сингха «Апне-Апне Рам». С привлечением большого количества цитат демонстрируется, что образ Рамы в романе строится на антитезе личного и общественного, также затрагиваются вопросы неоднозначности этого образа и влияния западной литературной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideal Ruler: Traditions and Innovations. The Figure of Rama in The Bh. Simh's Novel "Apne-apne Ram"

The paper deals with modern interpretation of traditional epic hero Rama made by Bh. Simh in his novel "Apne-Apne Ram", which was written in 1992. With the wide use of quoting, it shows that in the novel Rama's image is based on the antithesis between personal and social, touches the problems of variance of this character and the influence of Western literary tradition.

Текст научной работы на тему «Идеальный правитель: традиция и новации. Образ Рамы в романе Бхагавана Сингха «Апне-Апне Рам»»

А. В. Челнокова

ИДЕАЛЬНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ: ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИИ.

ОБРАЗ РАМЫ В РОМАНЕ БХАГАВАНА СИНГХА «АПНЕ-АПНЕ РАМ»

Роман Бхагавана Сингха «Апне-Апне Рам» («У каждого свой Рама»), опубликованный в начале 1992 г., в разгар хинду-мусульманских столкновений, вызвал немедленную неоднозначную реакцию. С одной стороны, его называли «лучшим прозаическим произведением, созданным за период независимости Индии»1, с другой - ругали за вольность, допущенную автором при трактовке традиционного религиозного сюжета2.

Анализ романа показывает, что он обладает множеством признаков, характерных скорее для западного романа нового времени, чем для романа хинди. Социальноэтическая проблематика «Апне-Апне Рам» полностью созвучна современной Индии: «Тематика и содержание романа не случайны, а являются своеобразной реакцией автора на время»3.

Во второй половине ХХ в, хинду-мусульманское противостояние в Индии заметно усиливается, нередко его эскалация наступает в связи с Бабри-мастжид в Айодхье - мечетью, возведенной на месте рождения Рамы. Идея социальной значимости «Рамаяны», повествующей об идеальном правителе и идеальном государстве, прослеживается в индийской традиции буквально с момента письменной фиксации эпоса. Поэтому сюжет о Раме оказывается как нельзя более удачным литературным «полем» для рассмотрения вопросов государственности и роли лидера, его отношений с народом.

В первую очередь обращает на себя внимание полное отсутствие в «Апне-Апне Рам» религиозной составляющей. Вернее, религиозная тематика широко представлена в тексте, однако одной из главных идей романа, носителем и проповедником которой является сам Рама, оказывается его земное, небожественное происхождение. Рама выступает исключительно как правитель, постепенно выводящий страну из затяжного экономического и социального кризиса. Он негативно реагирует на попытки назвать его «Богом», а также на саму идею «божественности» чего-либо: «Сколько раз Раме приходилось слышать, как его называют «Богом», и сколько раз он с гневом и печалью разъяснял, что этим словом люди не выказывают ему уважения, а напротив, оскорбляют его. Почему же люди не могут понять, что бог и демон - суть одно и то же. Они называют богами тех, чьи идеи им близки, - пусть их власть зиждется на плутовстве и силе, - а других, во всем им подобных, почитают за демонов»4.

Полное игнорирование религиозной составляющей сюжета о Раме является основной особенностью «Апне-Апне Рам», главным новаторством Сингха: «Рама говорит, что сейчас человек еще не может стать человеком до конца - он находится в процессе становления. И пока он полностью не оформится, свое несовершенство он будет компенсировать необходимостью в богах и демонах»5.

Сингх привносит в сюжет множество социально-психологических универсалий нового времени. Культурные категории и концепты эпической «Рамаяны» переосмысливаются применительно к современной действительности с подчеркнуто реалистических,

© А. В. Челнокова, 2008

нерелигиозных позиций. При этом образ идеального правителя Рамы становится своеобразным «посланием к читателю». Рама у Сингха не борется с эпическими демонами-ракшасами, ему противостоят вступившие в государственный заговор люди; он сталкивается с земными трудностями, с достоинством преодолевает их и приводит свою страну к процветанию.

Пожалуй, одной из главных особенностей Рамы в «Апне-Апне Рам» является способность сохранять спокойствие, жить, веря в победу справедливости и не пасовать перед трудностями. Рама обладает четкой системой ценностей и всегда поступает в соответствии с собственными нравственными критериями. Это признает и его главный оппонент, Кайкеи: «Правителя, равного Раме, не было и не будет на этой земле. Ради своего народа он готов отказаться от самого дорогого, перенести самые тяжкие страдания»6.

Кредо Рамы Сингха - верность своим убеждениям; правитель должен быть честен, и никакие обстоятельства не смогут оправдать бесчестья: «Правитель уходит корнями в свой народ. И отвергнув народ, правитель не удержится ни на миг. Делая свой народ счастливым и богатым, обеспечивая ему справедливость, достаток и образование, правитель тем самым укрепляет свою власть. Правителя, чей народ доволен и счастлив, не сможет победить даже самый сильный завоеватель»7.

Образ Рамы амбивалентен, это единственный персонаж романа, у которого присутствует внутренний психологический конфликт, заключенный в борьбе между Рамой-правителем и Рамой-человеком, общественным долгом и человеческими потребностями. Рама-правитель жертвует своему народу самое дорогое: он отсылает в изгнание нежно любимую жену Ситу, опасаясь, что недобрые слухи о ней, распущенные его противниками, негативно скажутся на благе страны. Разлука с Ситой дается ему нелегко; отправляя жену в леса, Рама просит провожающего ее брата: «Передай Сите, что это не она отправляется в изгнание, а я сам. Это моя жестокая судьба. [...] Вдали от Ситы я буду вынужден жить в собственном дворце изгнанником. Скажи ей, нас невозможно разлучить. Это одного человека можно разлучить с другим, а Сита - часть меня, моя половина. Расстаться с ней - все равно, что оторвать от себя кусок. Если человеку отрезать ногу, он на всю жизнь останется одноногим, и ничто не сможет его излечить, если только у него чудесным образом не вырастет новая нога. Так и я не смогу жить, пока она с почестями не вернется домой»8.

В этом созданный Сингхом образ Рамы оказывается созвучен героям западной литературы эпохи романтизма, трагически одиноким, находящимся в драматическом конфликте с миром. Мотивы одиночества, жертвенности и избранничества Рамы, прослеживающиеся на протяжении всего романа, безусловно, также оказываются навеяны западной литературой.

Рама-правитель уверен, что только на нем лежит ответственность за жизнь народа - во имя государства он жертвует всем, что имеет.

Рама-человек в романе несвободен, он подчиняется Раме-правителю, отдает предпочтение государственным интересам перед личными. Он осознает свое положение «заложника долга» и добровольно принимает его: «Великий царь не может быть свободен. Вся его жизнь с самого начала проходит в горестях [.] Так уж предопределено судьбой!»9.

Рама-правитель, как и Рама-человек, лишен тщеславия, он стремится сделать все возможное, чтобы улучшить жизнь народа, а не заслужить его любовь.

Обращает на себя внимание то, насколько Рама «Апне-Апне Рам» оказывается покорен судьбе. Одиночество и непонятость народом Кошалы делают его зависимым от обстоятельств. Верность собственным идеалам и долгу правителя - дхарме - позволяют

ему преодолеть выпавшие на его долю испытания и привести народ к процветанию, однако он вынужден заплатить за это личным счастьем. Рама, идеальный человек и правитель, не имеет в романе ни одного сподвижника - занятые собственными делами и ищущие личной выгоды, окружающие не приемлют его государственных интересов: «Правитель исполняет свой долг не ради самого себя, а во имя блага государства. Друзей и врагов правитель также выбирает, исходя из соображений государственной пользы. Такая дружба или вражда не может быть длительной, она лишь временна»10.

Рама в произведении Сингха оказывается воплощенным идеалом человека и правителя, обреченным на длительное бездействие, попросту не замеченным миром, отвергнутым им.

Вся жизнь Рамы - жертва, величайшее страдание. Его главная противница, Кайкеи, не способная понять идеалы и систему ценностей Рамы, даже сочувствует ему, очень емко описывая жизнь Рамы-человека: «Он ведь не жизнью свой сейчас живет, а смертью»11.

По сути, образ Рамы, построенный на антитезе личных интересов и долга правителя, оказывается у Сингха достаточно противоречивым. Это может объясняться тем, что автор вынужден следовать фабуле « Рамаяны» Вальмики, несущей представление о древней, эпической морали. Потому десакрализация образа оказывается несколько «поверхностной»: Рама истово и многократно отрицает собственную божественность и божественность чего-либо, но при этом неизбежно - по ходу развития сюжета - поступает в соответствии с традиционным представлением о долге правителя, раджья-дхармой.

В индийской традиции образ Рамы на сегодняшний день оказывается несколько «законсервированным» - это идеальный правитель, и каждый автор неизбежно вкладывает в этот образ свое понимание идеала. При этом мотивированность поступков Рамы ограничена - из заботы о благе страны он вынужден отправить Ситу и еще нерожденных наследников в бессрочное изгнание, что является в « Апне-Апне Рам» его собственным, свободным, хотя и мучительным, выбором, и в то же время безропотно сам отправляется в лесное изгнание, игнорируя просьбы народа и подчиняясь стечению обстоятельств. И если в первом случае можно говорить об авторском переосмыслении эпизода, подведении под действия Рамы личностной мотивировки, то во втором - лишь о следовании эпическому сюжету с сохранением древней, архаической морали. Образ Рамы на протяжении всего романа статичен, он идеален от начала и до конца, отсутствует становление и развитие образа. Рама с самого начала знает, как управлять страной, но оставляет со слезами уговаривающих его остаться жителей Кошалы на долгих 14 лет под властью хитрых и жадных интриганов лишь потому, что не может нарушить слова, данного отцом.

Т аким образом, роман Сингха оказывается неразрывно связан с традицией эпической «Рамаяны», хотя и обогащен многочисленными, часто навеянными западной литературной традицией, новаторствами.

К примеру, крайне нетипично для традиции «Рамаяны» то, что в «Апне-Апне Рам» герой очень одинок, это, как уже указывалось выше, скорее роднит его с романтическим героем западной литературы. Даже брат и ближайший сподвижник Лакшмана, который в эпосе выступает как субститут героя, готовый в любой момент погибнуть вместо него (нередко этот образ трактуется в связи с древним близнечным мифом12), в романе оказывается рядом с ним почти случайно: «Сумитра одного из своих двоих сыновей свела с Рамой, а другого - с Бхаратой. [...] Кто бы ни стал царем, жизнь и имущество будут в безопасности»13.

Единственный близкий Раме человек - Сита, в разлуке с которой он проводит большую часть своей жизни. Одиночество Рамы подчеркивает жертвенную природу этого образа: посвятив свою жизнь служению государству, правитель фактически отказывается от собственной личности. Близкие ему люди мгновенно становятся мишенью для его противников.

Пожалуй, основная характеристика Рамы как идеального правителя - стремление к просвещению народа, желание довести до совершенства любое начинание в стране, ответственность по отношению к подданным. Рама в « Апне-Апне Рам» не агрессивный правитель, и в этом злободневность образа, созданного в самый разгар радикальных призывов «освободить Раму из мусульманской тюрьмы» и превратить Индию в рам-радж - идеальное государство, - для начала освободив от «исламских захватчиков». Можно сделать вывод, что роман несет в себе следующую государственную идею: задача идеального правителя - не бороться с чудовищами, а превратить собственную жизнь в самоотверженную работу на благо подданных, какими бы невежественными и воинственно настроенными они ни были, сделав просвещение первейшей из задач.

По утвердившейся с эпохи Просвещения традиции, «Апне-Апне Рам», как и другие современные переложения «Рамаяны», преследует определенные дидактические цели. Однако роман не содержит ни поучений, ни призывов, Рама выступает лишь примером идеального правителя, каким его видит автор. Даже название « Апне-Апне Рам» указывает на это - «У каждого свой Рама», а это - всего лишь Рама автора. При этом автор лишь показывает, как необходимость борьбы исчезает перед умением верно оценивать происходящее и стремлением к прогрессу, оставляя для каждого возможность выбора и «своего Раму».

1 Stasik Danuta. Opowiesc o prawym krolu. Warszawa, 2000. Р. 256.

2 Ray G. Sähitya me lälüväd // Samik^ä. January-March. 1992. Р. 2-4; Uarmä R. Väh! Räm-äh! Räm // Hams. 1992. № 8. Р. 71-72; Simh Nämvar. Rämkathä ki udhe§-bun // Hams. 1992. № 8. Р. 67-71; Saxena R. Hero Rama and Villain Vasishta // Indian Literature. 1993. № 155. Р. 193-196; BhäradväjN. Räm-kathä kä mithak aur Apne-apne Räm // Antard§§ti. 1995. № 7. Р. 44-47; Varmä V Khoe hue käl ki khoj // Sämayik parid§üya. 1995. № 4-5. Р. 175-185 etc.

3 Stasik Danuta. Op. eit. P. 267.

4 Simh Bhagavän. Apne-apne Räm. Dilli, 1992. Р. 230.

5 Ibid. Р. 231.

6 Ibid. Р. 102-103.

7 Ibid. Р. 296.

8 Ibid. Р. 167.

9 Ibid. Р. 170-171.

10 Ibid. Р. 65.

11 Ibid. Р. 329.

12 Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974. С. 231.

13 Simh Bhagavän. Apne-apne Räm. Dilli, 1992. Р. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.