УДК 06.046.1
Е.А. Комарова
«ИДЕАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР»: КТО ЭТО?
В данной статье изложены размышления о том, какими основными качествами должен обладать идеальный менеджер в организации. Проведён анализ механизмов управления в организации на основе примеров из повседневной жизни автора.
Ключевые слова: менеджер, управленческие решения, харизматичность, профессионализм, организация.
E .Komarova
"IDEAL MANAGER": WHO IS HE?
The article presents the ideas about basic qualities of ideal manager. The author suggests the analysis of the management mechanisms in organization from her daily living.
Keywords: manager, administrative decisions, charisma, professionalism, organization.
По сведениям российских социологов профессия менеджера в наше время является одной из самых востребованных и престижных на рынке труда1.
Однако каждый ли из «первоклассных менеджеров» оправдывает своё название? Вероятнее всего, нет! Многим кажется, что управлять людьми, управлять организацией в кризисных ситуациях, принимать правильные решения - просто. Следует отметить, данное мнение ошибочно и, возможно, именно поэтому качественных специалистов сегодня очень мало.
Само слово «менеджер» (менеджмент) достаточно давно закрепилось в нашем лексиконе. Оно пришло с Запада и сейчас неотъемлемо от нашей жизни. Первоначально данный термин обозначал умение объезжать лошадей и править ими, а буквальный перевод «менеджмента» - «руководство людьми» [1]. Но как достичь успеха в этой профессии, как стать идеальным руководителем, «гуру» в своём деле?
Какими качествами должен обладать идеальный менеджер? Обратимся к временам древних мыслителей и философов. Так, по мнению Конфуция, основным качеством является тонкое и глубокое проникновение в характеры и чувства своих сотрудников. Греки времён Гомера выделяли в идеальном руководителе мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует, однако подчёркивал, что есть различные руководители с различными, присущими только им качествами, и если они будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу [2].
Как известно, сколько людей в мире - столько и мнений и на вопрос, «каким должен быть идеальный менеджер» у всякого свой ответ. Что касается моей точки зрения, то менеджер - это, прежде всего, прирождённый лидер, обладающий харизмой2, хорошим образованием, умением принимать «трезвые» решения в кризисной ситуации, коммуникабельностью, способностями планирования и целеполагания, решительностью, смело идущий на оправданный риск ради дела; ещё одна неотъемлемая черта руководителя - высокий уровень интеллекта и расширенный кругозор, знание правил этикета и культуры нравственности, умение слушать и вникать в проблемы своих подчинённых.
Ведь зачастую основной проблемой «большой текучести» кадров и низкой работоспособности сотрудников в организации является не размер заработной платы, а отношения между начальником и подчинённым. Данный факт свидетельствует о том, что менеджер должен обладать не-
1 Данные Госкомстат России - www.http://goscomstat.ru (дата обращения 12.07.2011).
2 Харизма - (греч. charisma - милость божественный дар), исключительная одарённость; харизматический лидер - это человек, наделённый в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности, таких как мудрость, героизм, святость. См.: www.http://dic.academic.ru (дата обращения 8.07.2011).
112 -
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1
дюжинными знаниями психологии и педагогики для правильного, «безболезненного» воздействия и мотивации работников.
Проблема непонимания руководства и подчинённых отчётливо просматривается в Академии гражданской защиты МЧС России, где, по словам некоторых её работников, наибольшее количество заявлений на увольнение по собственному желанию было написано именно из-за конфликтов с начальством. Как правило, администрация слабо вникает в личные проблемы своих подчинённых. Огорчает, что вышеуказанная проблема существует не только среди преподавателей и служащих, но и обучающихся она также затрагивает не меньше. Это подтверждение того, что управление людьми - искусство и к нему надо подходить трепетно.
Именно так поступают в Агентстве гражданской защиты Северного административного округа (САО) г. Москвы (где я проходила практику после окончания 2-го курса обучения в Академии гражданской защиты МЧС России). Здесь ни одна проблема подчинённых не остаётся без внимания. По словам Екатерины Петровны Шапошниковой (главный специалист по пропаганде, связям с общественностью, взаимодействию со СМИ) в Агентстве гражданской защиты регулярно организовываются тщательно подготовленные мероприятия и совещания, на которых освещаются и обсуждаются достижения, неудачи, личные заслуги или проблемы работников организации, где происходит объединение коллектива, пробуждение командного духа.
Вопрос, стоящий «на повестке дня», является достаточно актуальным и интересует многих специалистов своего дела. Так, например, опрос президентов 41 крупной японской компании позволил выделить следующие качества, необходимые менеджеру-президенту (рис. 1):
Использование открытого стиля
управления, приветствующего сотрудничество 19 %
Умение чётко формировать цели и установки 17 %
Личное обаяние 22 %
Готовность и способность выслушивать ■ мнение других 22 %
Умение правильной расстановки
кадров и справедливых санкций 24 %
Энергичная инициативность и решительность, в
том числе в условиях риска 42 %
Широта взглядов, глобальный подход 29 %
Долгосрочное предвидение и гибкость 34 %
Рис. 1. Основные качества, необходимые президенту-менеджеру [1]
А что же должен уметь делать менеджер, по мнению российских специалистов?
1. Организовывать и планировать производство и реализацию продукции федакционно-издательский отдел АГЗ МЧС России- где начальником отдела, Плетнёвым Владиславом Александровичем, планируются количество и виды выпускаемой продукции).
2. Руководить коллективом на уровне современных требований, то есть быть лидером (возьмём, к примеру, Попкова Владимира Александровича - заведующего по воспитательной работе гуманитарного факультета - который всегда и в любой ситуации доносит свои требования до студентов таким образом, что не выполнить их просто невозможно, а в кризисных ситуациях умеет находить верное решение для устранения возникшей проблемы).
3. Общаться, контактировать с людьми (Мошков Владимир Борисович - заместитель начальника Академии (проректор) по научной работе - проявлял отличные навыки коммуникабель-
- 113
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1
ности во время работы Форума - Международная Модель ООН МЧС России, а также в повседневной деятельности, общении с коллегами и подчинёнными, студентами Академии).
4. Побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчинённого (Мельков Сергей Анатольевич - заведующий кафедрой АГЗ МЧС России - поощряет творческий подход к любому делу (а именно к составлению отчёта по практике студентов 2-го курса), что говорит о нестандартном подходе к поставленной задаче).
5. Находить выход из конфликтных ситуаций (Микрюков Владимир Олегович - доцент кафедры АГЗ МЧС России - из любой спорной ситуации всегда умеет найти верное решение, предложить разумные пути разрешения проблемы).
6. Быть предельно объективным независимо от своих симпатий. Подбирать, отбирать и обучать работников (Плетнёв Владислав Александрович - начальник редакционно-издательского отдела АГЗ МЧС России - серьёзно подходит к качеству работы своих сотрудников: в этом году в отделе проходили курсы повышения квалификации по работе на цифровой технике, также регулярно организуются выезды на различные выставки цифровой техники в г. Москве).
7. Вести деловые переговоры (уместно поставить в пример Илюшина Сергея Николаевича -главного специалиста Центра (по связям с общественностью и международному сотрудничеству) АГЗ МЧС России, который всегда чётко и ясно умеет изложить последовательность своих мыслей и решений, вся информация, как правило, им грамотно обработана и отобрана) [3].
Как утверждают работники Агентства гражданской защиты САО г. Москвы, всеми вышеперечисленными качествами обладает директор организации - Шилкина Галина Ивановна. Ведь здесь каждый сотрудник с большим удовольствием и интересом выполняет свою работу, и в этом огромная роль, в первую очередь, руководителя. Галина Ивановна с удовольствием поделилась со мной опытом и рассказала о том, как правильно управлять организацией, с чего начинать и как не упустить ситуацию из-под контроля, поведала о тонкостях структуры МЧС, знание которых необходимы для дальнейшего обучения в Академии, написания выпускной квалификационной работы и работы в Министерстве.
Такой большой список качеств, знаний и умений, предъявляемых к менеджеру, можно объяснить тем, что он выступает в ряде ролей. Менеджер - это управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор, это не только профессия, должность, но и прежде всего, призвание. Сегодня его роль в развитии предприятия, отрасли, области и даже страны возрастает. Вот как в цифрах оценивает преуспевающий американский предприниматель, создатель фирмы «Ричард Саундерс Интернешнл» - Д. Холл, роль сегодняшнего менеджера: «15 % неувязок в бизнесе - вина работников и исполнительных директоров (не следуют инструкциям и нажимают «не на те кнопки»), оставшиеся 85 % - вопросы, которые может разрешить только менеджмент» [1]. Именно поэтому, каждому, кто решил пуститься в плавание по «морю управления», необходимо оценить и проанализировать свои возможности, личностные качества, знания, умения, навыки, творческие и профессиональные способности, особенности характера и менталитета.
Работа с людьми - это тяжёлый труд, и если отдавать себя профессии менеджера, то только целиком и полностью, изучая все тонкости и нюансы, необходимые в работе. Не каждый может стать хорошим менеджером - только прирождённый лидер, способный к самосовершенствованию, непомерно целеустремлённый и бесконечно любящий свою работу.
Литература
1. http://www.nestor.ru (дата обращения 8.07.2011).
2. www.http://wikipedia.ru (дата обращения 8.07.2011).
3. http://www.i-u.m/ЫЫю/ (дата обращения 8.07.2011).
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1