Научная статья на тему 'Идеал средневекового монашеского аскетизма в исследованиях В. И. Герье'

Идеал средневекового монашеского аскетизма в исследованиях В. И. Герье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
604
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ГЕРЬЕ / СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МОНАШЕСКИЙ АСКЕТИЗМ / АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ / ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеал средневекового монашеского аскетизма в исследованиях В. И. Герье»

Статьи и сообщения

21 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 13-14 («...le peuple d’Israel s’assembla en Sichem, comme l’on fait aux Estats»).

22 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 14 («je suivray celuy, dit-il, pour Roy, que Dieu, cepeuple et tous les hommes d’Israel auront esleu» [2 Regnum 16 et 18]; Osias «esleu par lepeuple» [2 Paral, cap. 16]).

23 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 14-15 («...sans avoir este demande du peuple»).

24 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 15 («...ou par la plus saine et meilleure partie du peuple avec l’onction, comme ont este tous les Rois de France depuis Clovis»).

25 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 17.

26 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 18 («toutes les autres nations circonvoisines estoient infideles, ayant des Princes infideles: et pour ce il leur defend de ne prendre pour Roy un homme d’une autre nation que de la leur, de peur qu’ils ne les gastassent, non poteris inquit alterius gentis hominem Regem facere, qui non sit frater tuus professione et religione»).

27 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 19.

28 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 35 (sur «le peuple d’Israёl, peuple fidele»).

29 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 35-36.

30 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 40.

31 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 41 passim.

32 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 44-45.

33 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 46.

34 [Fr. Pigenat]L’aveuglement... P. 53 («Biarnois heretique»).

35 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 55 («comme faict et peut faire le Pape reconciliant le prince avec le peuple, ou le deposant de son authority quand il en abuse, ou quand il est d’autre religion que le peuple, comme est le Biarnois. Car le Prince et le peuple doivent estre liez ensemble, par unite et conformite de religion»).

36 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 58 passim. («Tous les Princes chretiens en tant que fideles, sont ouailles du grand pasteur de l’Eglise, qui est le pape, Prince estably sur tout le peuple Chrestien, comme dit nostre Seigneur a S. Pierre: Ego constitui te Principem super plebem meam: ils sont donc subiects a sa correction. La Principaute d’Eglise estant Monarchique, le S. Pere est estably, super gentes et regna, sur les nations et Royaumes, pour arracher, destruire et demolir ... ce qui est nuisible»).

37 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 60.

38 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 61-62.

39 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 63.

40 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 63.

41 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 66.

42 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 65.

43 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 65-66.

44 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 110.

45 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 111-112.

46 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 115-116.

47[Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 117 («.l’espee de Charlemagne qui couppera la teste et brisera le cervelle a ceste schismatique et degeneree race Fran^oise»).

48 [Fr. Pigenat]. L’aveuglement... P. 118 («Aussi un fleuron de sa saincte et saine race qui n’a jamais este infectee d’heresie rompra la teste a l’heretique, ou puis sera rendue a la noble race de Lorraine le droict, comme a la plus ancienne et mieux meritee, de cette belle Couronne de France pour tenir toujours l’Eglise en bonne asseurance, avec la justice en juste balance. Et alors nous pourrons dire, s’ils ne s’amendent en toute jouissance a Dieu, ou au diable le Biarnois, Alleman et Anglois»).

Т.Н. Иванова

Идеал средневекового монашеского аскетизма в исследованиях В.И. Герье

Изучение истории средневекового католицизма в отечественной историографии долгие годы сдерживалось различными полулегальными запретами. В дореволюционной России это обуславливалось господством православной идеологии, в советской науке - атеистической. В ряду исследований, посвященных данной проблеме, выделяются труды русского историка Владимира Ивановича Герье (1837-1919 гг.), посвященные выдающимся деятелям средневекового католицизма. Это были одни из

34

Т.Н. Иванова

первых работ в отечественной историографии, написанные светским ученым как научные труды, основанные на широкой источниковой базе.

Профессор Московского университета В.И. Герье является автором более ста научных исследований по разным проблемам всеобщей истории. Характерным для его исторической концепции было внимание к истории идей. Так, средневековую историю он рассматривает как антиномическое взаимодействие политической стороны средневековой жизни (феодализма) и религиозной (католицизма).

В одной из лекций профессор так описывает контраст между католицизмом и феодализмом: «Впечатление, производимое историею средних веков подобно впечатлению путешественника, который... видит перед собой здания церкви, построенные из твердого материала, как будто для вечности; внутри он видит художественную отделку, роскошь; все это возвышает и облагораживает душу, - пишет Герье. - А кругом прилеплены те же грязные мазанки, где живет население грубое, невежественное». Величественным зданием называет Герье христианство, а грубыми мазанками -«политический быт» феодализма1.

Однако внутри «величественного здания» церкви Герье обнаруживает «существенное самопротиворечие». Это внутренняя дилемма католицизма представляла собой, с одной стороны, идеал аскетизма, воплощенный в монашестве и, с другой стороны, идею теократии, представленной папством. Аскетизм содействовал усилению церкви, и церковь покровительствовала монашеству и внесла аскетический принцип в организацию самого духовенства. Но под знаменем аскетизма церковь «шла последовательно и решительно к власти над миром и обладанию им», она становилась «мирским учреждением и, пользуясь ослаблением государства, стремилась к подчинению его себе и сама становилась мировым государством» - сетует Герье2.

Признавая такое «самопротиворечие», Герье решительно не соглашался с мнением исследователей папства П. Лорана и Г. Эйкена о противоположности и взаимоисключаемости аскетизма и теократии3. В «исходной точке средневекового мировоззрения» в учении Августина этого противоречия не было. «Разлад средневековой жизни», по мнению Герье, «обуславливается не противоречием между принципами отречения от мира и завладевания им, но более общим и существенным противоречием или антиномией между идеалом и действительностью, между идеей и учреждением, между духовным складом личности и ее проявлением в окружающей действи-

4

тельности» .

Идеал аскетизма Августина базировался на учении о наследственности первородного греха. Поэтому монашество становилось высшим призванием человека, единственно соответствуя достоинству и высокому предназначению человека. Исследованию западного монашества Герье посвятил ряд работ, рассматривая «восходящее явление, то есть ряд попыток осуществить аскетический идеал в возможном совершенстве»5.

По мнению ученого, стремясь уйти от мира, забыть его, монашество, тем не менее, оказывало громадное влияние на судьбу мира и в духовном, и в хозяйственноэкономическом отношении. Введение в католицизме целибата произошло под влиянием монашества и изменило церковь. Монастыри способствовали росту власти папства, т.к. добиваясь автономии и от светской власти, и от епископов, они, тем не менее, подчинялись папе, создав его державу6. В этих условиях учение Августина нашло свое выражение в представлении о церкви, как о «Божьем царстве уже на земле». Исторические реалии XI века создали «благоприятные условия для империалистической политики римского епископа»7. В это время, считает Герье, монахи, радея о торжестве аскетизма и в церкви, и в мире, сделались «главными зодчими средневековой теократии». Эпоха расцвета теократии (вторая половина XI - начало XIII веков) 35

35

Статьи и сообщения

была эпохой «тесного взаимодействия монашества и папства, аскетических и империалистических стремлений», она стала «почвой для высокого подвижничества в области монашества и лучших побед папства над светскою властью и местной иерархией»8.

Герье в своих трудах создает целую галерею «зодчих и подвижников «Божьего царства». В ее основании - Августин, для которого Божье царство мыслилось не как государство видимой церкви, а как сонм святых и праведников. Герье считает, что Августину было чуждо представление о папской власти над церковью и его идеал «Божьего царства» не совпадал «с идеалами Григориев и Иннокентиев». Возникнув как этический идеал эпохи кризиса античного мира, учение Августина в дальнейшем

9

развивалось при условиях, «которые ему совершенно чужды» .

Далее в галерее исторических портретов Герье присутствуют две взаимодействующие линии - аскетическая (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский и Катарина Сиенская) и теократическая (Григорий VII и Иннокентий III). Историк считает, что идеи Августина интерпретировались этими «зодчими Божьего царства» под явным воздействием «почвы» и «среды» - исторических и культурных условий их жизни. Так, аскетизм Бернара характерен для эпохи крестовых походов, когда к задаче спасать себя от мира присоединялась другая - спасать мир и саму церковь10, что привело святого на перепутье между аскетизмом и теократией. В своей суровой борьбе Бернар больше напоминает не евангельского Христа, а ветхозаветного Бога11. Деятельность Франциска определялась теми же историческими условиями, которые привели к «торжеству теократии» Иннокентия III. Катарине Сиенской пришлось отстаивать идеал аскетизма в изменившихся в XIV веке условиях падения авторитета папства.

Ее Герье сравнивает с Франциском Ассизским в том, что она «является ярким памят-

- 12 ником аскетического идеализма в его воздействии на средневековую теократию» .

Герье восхищается нравственными качествами аскетов и более критичен к «зодчим» теократии. Он считает, что интерпретация идей Августина средневековым папством была далека от первоисточника, «и настоящий Августин был не всегда понятен тем, кто ссылался на его авторитет»13. Григорий VII исказил идею «Божьего царства»: «Для Августина церковь была «община праведников», - замечает Герье, -для Григория же VII и его преемников она была духовно-светским царством на земле, обладающим вратами на небо»14. Полемизируя с Е. Трубецким, Герье указывал на различия в трактовке «Божьего царства» Августином и Григорием VII. И хотя он признавал, что власть римских пап не была «чистой теократией» в юридическом смысле, тем не менее он считал возможным применение этого термина к средневековой церкви15.

Высший подъем теократии Герье связывал с понтификатом Иннокентия III. «Это совпадение благоприятных для власти епископа условий со вступлением на римский престол выдающейся личности и создало то, что можно назвать Расцветом папской теократии»16. По мнению ученого «этот торжествующий над христианским миром папа» довел материализацию интересов церкви до логического конца: «В средневековой Европе, еще вполне подчиненной феодальным формам, папство впервые осуществило политический тип централизованной монархии с самодержавным правлением и правильно организованной администрацией, заправлявшей из столицы самыми отдаленными окраинами»17. «Божье царство» Августина превратилось в «вотчину святого Петра». По мнению Герье, «требование светского подчинения папе и в светских вопросах» в дальнейшем привело папство к поглощению светскими интересами, что предопределило падение его авторитета18.

Иннокентию III Герье противопоставлял Франциска Ассизского, которого считал ярчайшим воплощением аскетического принципа в истории католицизма. Для изуче-

36

Т.Н. Иванова

ния его деятельности русский историк провел подробный критический анализ всех источников о Франциске. При этом наряду с его официальными житиями Герье считал необходимым использовать легенды о святом, изречения и притчи, «которые запали в душу его учеников». В виду легендарного характера первоисточников Герье считал, что «мы должны довольствоваться восстановлением личности Франциска в том виде, как она представлялась первой поколению его последователей под влиянием рассказов и воспоминаний первоначальных и самых близких к нему его уче-

19

ников» .

Герье пишет, что «аскетизм со времен Франциска вступает в новый фасис своей истории». Отречение от мира, истязание плоти, мистическое слияние души с небом -эти принципы аскетизма, ярко воплощенные в жизни и деятельности Бернара Клер-восского в учении Франциска приобрели новое звучание. Вместо заточения в монастыре Франциск предлагает проповедь в народных массах: «монах-отшельник заменяется апостолом-миссионером, который, отрекшись от внутреннего мира, остается в мире, чтобы среди него призывать людей к миру и покаянию»20.

Самоистязание у Франциска утрачивает фанатизм и превращается в презрение к своему телу, которое святой называл «братом ослом, которого нужно подвергать тяжелой ноше, часто бить и кормить плохим кормом». Осуждение семейного принципа у Франциска основано не на презрении к браку, а, главным образом, на соображении, что семья слишком поглощает человека и приковывает его к земным заботам. Собственность Франциск осуждает потому, что она «мешает любви к Богу и к ближнему». Нищенство для святого и его последователей становится безусловным и приобретает значение религиозного служения и нравственного подвига. «И при этом -

замечает Герье, - эта идеализация нищенства находится у Франциска в тесной связи

21

с милосердием, милостыней и со смирением» .

Из послушания и смирения Франциска родилось важное гуманистическое начало -сострадательность к ближнему22. Интересно отметить, что осознание значимости этой черты деятельности святого отразилось в том, что в своей поздней работе Герье называет Франциска не просто «апостолом нищеты», как в статье 1892 года, а «апостолом нищеты и любви».

Таким образом, в лице Франциска, по мнению Герье, происходит перелом средневекового аскетизма: «Мотивом старого монашества служило стремление к небесному царствию и убеждение, что противоположный этому небесному царству земной мир полон зла и нечестия и потому достоин лишь презрения. В лице Франциска аскетизм приходит к сознанию, что и земной мир есть мир Божий и потому прекрасен [...]. Для старого аскетизма вся жизнь была лишь приготовлением к смерти, у Франциска сама смерть не нарушает радостного настроения: она для него лишь ласковая сестри-

23

ца, как и все явления мира» .

Соединение и антиномию принципов аскетизма и теократии в XIII веке Герье образно описывает через встречу Франциска и Иннокентия III, в которой проявилось

«торжество смирения и любви над самоуверенной гордыней и то обаятельное вели- 24

чие, которое аскетическая идея всегда имела для римской теократии» .

Таким образом, в своем творчестве Герье проследил эволюцию идеала аскетизма от Августина Блаженного до Франциска Ассизского. Понимание этого идеала является, по мнению Герье, важным ключом к пониманию сущности средневековой истории.

—ЕЭ--------------------------- Примечания

1 Герье В.И. Новая история. 1876-1877. М.: Изд-во Харахоркин, 1877. C. 3. Это сравнение христианства с величественным собором Герье позже повторит в статье: Средневековое мировоззрение, его возникновение и идеал // Вестник Европы. 1891. № 1. С. 172.

37

Статьи и сообщения

2 ГерьеН. [В.И.]. Блаженный Августин. М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. C. 11.

3 Герье В.И. Средневековое мировоззрение. Его возникновение и идеал // Вестник Европы. 1891. № 1. С.172-174.

4 Там же. С. 175-176.

5 Герье В.И. Зодчие и подвижники «Божьего царства». Часть II. Западное монашество и папство. М.: С. Яковлев, 1913.С. 16-18.

6 . Там же. С. 20-21.

7 Герье В.И. Средневековое мировоззрение. Его возникновение и идеал. С. 22.

8 Герье В.И. Зодчие и подвижники «Божьего царства». Ч. II. Западное монашество и папство. М.: С. Яковлев, 1913. С. 23-24.

9 Герье В.И. Лекции по истории средних веков. 1885/86. М.: Лит. В.В. Чичерина, 1886. С. 628-629.

10 Герье В.И. Зодчие и подвижники «Божьего царства». Ч. II. Западное монашество и папство. С. 24.

11 Герье В.И. Средневековое мировоззрение. Его возникновение и идеал // Вестник Европы. 1891. N° 4. С. 511.

12 Герье В.И. Катарина Сиенская (XIV век) // Вестник Европы. 1892. № 10. С. 29, 470.

13 Герье В.И. Зодчие и подвижники «Божьего царства». Ч. II. Западное монашество и папство. С. 148.

14 Там же. С. 22.

15 Трубецкой Е. Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Киев: Тип. С.В. Куль-женко, 1897. 517 с.; Герье В.И. Григорий VII и Августин // Вестник Европы. 1898. № 8. С. 301-311. В развернувшейся дискуссии о роли Августина приняли участие также Вязигин А.С. (Личность и значение Григория VII в исторической литературе. Историческое обозрение. 1892. С. 245-285; и Новгородцев П.И., написавший в соавторстве с В.И. Герье статью: «К вопросу о сущности теократии // Вопросы философии и психологии. 1899. Кн. 48 (III). С. 304-311.

16 Герье В.И. Зодчие и подвижники «Божьего царства». Ч. II. Западное монашество и папство. С. 16.

17 Там же. С. 18.

18 Там же. С. 479.

19 Герье В.И. Франциск Ассизский, апостол нищеты. XIII век // Вестник Европы. 1892. № 5. С. 87-88.

20 Герье В.И. Франциск - апостол нищеты и любви. М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1908. С. 144.

21 Герье В.И. Франциск Ассизский, апостол нищеты. XIII век. С. 527.

22 Герье В.И. Франциск - апостол нищеты и любви. С. 128.

23 Там же. С. 158.

24 Герье В.И. Франциск Ассизский, апостол нищеты. XIII век. С. 107-108.

Е.В. ЛЕЖНИНА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уильям Молиньюкс и проблема конституционных прав Ирландии в 1690-х годах

Ирландия с древних времен привлекала внимание иноземцев. С конца VIII века остров постоянно подвергался набегам скандинавов, затем наступило время английского проникновения и постоянного британского присутствия. В 1172 году Генрих II (1133-1189) захватил Дублин и потребовал от ирландских вождей принести присягу верности, а затем его малолетний сын Иоанн (1167-1216), будущий король Иоанн Безземельный, был провозглашен ирландским «лордом». В результате завоевательных походов конца XII века на многие столетия независимая Ирландия оказалась под скипетром английских королей.

Завоевание «Зеленого острова» сопровождалось ломкой местной хозяйственной и общественно-политической структуры и дискриминацией коренного населения (гэ-лов). Ирландская экономика постепенно была переориентирована на потребности британского ремесла и торговли, наиболее плодородные земли были захвачены и распределены среди английского дворянства. На присоединенных территориях была разрушена клановая система и ликвидировано традиционное брегонское право. Ирландцы превратились в неполноправное население и ущемлялись в гражданских правах. С началом Реформации и распространением на Британских островах англиканской веры ирландские католики стали подвергаться и религиозным преследованиям.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.