Научная статья на тему 'Идеал родительского воспитания детей в наследии русского зарубежья'

Идеал родительского воспитания детей в наследии русского зарубежья Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
369
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСТВА / ТРАДИЦИИ / РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / FAMILY / PARENTING / VALUES OF PARENTING / TRADITIONS / EXPATRIATE RUSSIANS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Грицай Людмила Александровна

В статье анализируются этико-гуманистическая и православно-аксиологическая модели родительского воспитания детей, предложенные в качестве образца в трудах известных мыслителей и педагогов русского зарубежья (В.В. Зеньковского, С.И. Четверикова, А.В. Ельчанинова, С.С. Куломзиной, И.А. Ильина, Н.С. Арсеньева).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideal of parenting in the heritage of expatriate Russians

The paper analyzes the models of parenting proposed in the works of expatriate Russian thinkers and teachers. The author concludes that the Russian immigrants studied family upbringing using philosophical and anthropological approach. They understood family and parenting as a fundamental issue of being and knowledge, the basis of which was laid by Christian ideas about the purpose of man on earth. The model of parenting and education described in the works of Russian scientists was the essence of their contemplating the future of their native country. Such reflections, as Ivan Bunin has noted, were a «mission of the Russian emigration».

Текст научной работы на тему «Идеал родительского воспитания детей в наследии русского зарубежья»

УДК 37.018.262

Л.А. Грицай*

идеал родительского воспитания детей в наследии русского зарубежья

В статье анализируются этико-гуманистическая и православно-аксиологическая модели родительского воспитания детей, предложенные в качестве образца в трудах известных мыслителей и педагогов русского зарубежья (В.В. Зень-ковского, С.И. Четверикова, А.В. Ельчанинова, С.С. Куломзиной, И.А. Ильина,

Н.С. Арсеньева).

Ключевые слова.семья, родительское воспитание, ценности родительства, традиции, русское зарубежье.

The ideal of parenting in the heritage of expatriate Russians. LYUDMILA A. GRITSAY (Ryazan branch of Moscow State University of Culture and Arts).

The paper analyzes the models of parenting proposed in the works of expatriate Russian thinkers and teachers. The author concludes that the Russian immigrants studied family upbringing using philosophical and anthropological approach. They understood family and parenting as a fundamental issue of being and knowledge, the basis of which was laid by Christian ideas about the purpose of man on earth. The model of parenting and education described in the works of Russian scientists was the essence of their contemplating the future of their native country. Such reflections, as Ivan Bunin has noted, were a «mission of the Russian emigration».

Keywords: family, parenting, values of parenting, traditions, expatriate Russians

Как известно, первая треть XX в. стала трагическим периодом в судьбе нашего отечества. Глубинные противоречия внутри российского общества, подогреваемые активным революционным движением, привели его к настоящей катастрофе 1917-1920 гг. Большевики, пришедшие к власти, выбрали для страны социалистический путь развития, те же русские люди, которые не вписывались в новую систему общественных отношений, были насильно выдворены из страны или покинули ее добровольно, стремясь сохранить жизнь себе и своим близким.

Так, русская философско-педагогическая мысль XX столетия была разделена на два течения: эмигрантское и советское. И если советское направление характеризовалось в первую очередь стремлением к переустройству сложившейся си-

стемы воспитания и замене родительского воспитания общественным, то эмигрантское основывалось на продолжении тех традиций, которые были свойственны отечественной научной мыслинача-ла XX в.

Заметим, однако, что русские ученые-эмигранты рассматривали в своих работах, как правило, только две модели родительского воспитания: этико-гуманистическую и православно-аксиологическую.

Еще одной отличительной чертой сочинений русских эмигрантов была опора на синтез философии, педагогики и православного христианства (недаром С.И. Гессен называл педагогику прикладной философией). Можно предполагать, что именно в работах ученых-эмигрантов русская философия и русская педагогика, всегда близко

* ГРИЦАИ Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств.

E-mail: usan82@gmail.com © Грицай Л.А., 2013

соприкасавшиеся, нашли значимую тему, объединявшую их. Этой темой, на наш взгляд, стала идея о будущем возрождении России, о духовно-нравственном величии, которого она достигнет, преодолев все выпавшие на ее долю испытания.

Изучая труды представителей русского зарубежья, мы можем заметить, что взгляды ученых на сущность родительского воспитания имеют некоторые различия, они обусловлены выбором модели родительского воспитания. Все это позволило нам выделить два направления ценностного выбора данных моделей, а именно: новозаветный воспитательный подход православно-аксиологической модели и синтез православно-аксиологической и этико-гуманистической моделей.

Сущность первого подхода, нашедшего выражение в работах В.В. Зеньковского, С.И. Четверикова, А.В. Ельчанинова, С.С. Куломзиной, заключается в особом понимании семьи как малой Церкви, что соответствует святоотеческой традиции. Поэтому как сама семейная жизнь, так и родительское воспитание детей здесь рассматриваются чрезвычайно высоко в качестве спасительного подвига «мирского» человека, «священнос-лужения в миру», обретения им подобия Божьего на земле.

Именно такой взгляд на родительское воспитание был присущ философско-педагогическому мировоззрению В.В. Зеньковского (1881-1962), отечественного мыслителя, богослова, педагога и священника, который выступал в своих работах в первую очередь как религиозный мыслитель: его позиция строилась на представлениях о естественном стремлении человека к вере, к Творцу; о религии как понятии, необходимом для каждодневной жизни людей.

Семью Зеньковский рассматривал как «идеал всего мира» [4, с. 145], «духовный организм, обладающий неоценимым и неистощимым ресурсом духовных сил» [6, с. 45]. Поэтому семья «сама по себе обладает могучим воспитательным средством» [6, с. 45]. Философ отмечал, что «тайна семьи как малой Церкви», заключающей в себе «неистощимый источник благодати», раскрывается как «живой итог духовной жизни семьи как целого» [4, с. 146]. При этом духовная внутренняя сторона супружества и родительства гораздо важнее душевной и бытовой ее стороны.

Зеньковский сравнивал семью с цветком, вырабатывающим аромат, без которого ребенок не сможет жить. Именно в этой семейной атмосфере любви, тепла и тишины дитя призвано возрастать [4, с. 149]. Следовательно, семья, осознающая себя как малая Церковь, стремящаяся к рождению и

воспитанию детей, «наполняет детские души тем питательным материалом», который помогает им зреть духовно и может стать для них преддверием Царствия Божия [6, с. 51]. Поэтому смысл родительского воспитания ученый видел «в свете идеи спасения» [6, с. 74], подготовке детей не только к земной, но и - главное - к вечной жизни. «Прежде всего - подготовить дитя <.. .> к жизни в вечности, в Боге и с Богом <...> Важной являетсяи подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее» [5, с. 40], - полагал мыслитель.

В своих работах Зеньковский неоднократно подчеркивал, что от того, насколько родители соотносят свое воспитание с высочайшим христианским смыслом бытия, зависит и благополучие всего общества, так как существует глубинное родство религиозной, семейной и общественной жизни. «Между здоровьем семьи и цветением религиозной жизни какой-либо эпохи существует самая глубокая и тесная связь», - указывал он, считая, что «упадок семейной жизни в XIX и XX вв. внутренне связан с религиозным оскудением в современном обществе» [6, с. 42]. Ученый замечал, что в современных ему условиях семья переживает серьезный кризис, «связанный с превращением ее в потребительскую единицу, с рассечением и внешним распадом» [6, с. 42]. Эти изменения внутрисемейной жизни связаны, по мнению философа, как с внешними причинами (изменение социально-экономической парадигмы развития общества, профессиональная занятость матерей), так и внутренними (подмена духовной и душевной составляющих бытия семьи ее бытовой стороной, приводящая к разрушению ее духовной целостности, когда семья остается семь-ейлишь внешне, а на самом деле превращается в сожительство, в физическое соседство внутренне чужих друг другу людей). И этот процесс духовно-нравственного оскудения семьи с каждым десятилетием набирает обороты, «спускаясь все ниже и ниже в здоровые слои народа и грозя стать всенародным бедствием»[4, с. 176].

Подобный кризис семейных отношений и родительского воспитания мыслитель связывал с их «оязычиванием», когда разрушению подвергалась именно духовная целостность супружества и родительства, что вызывало у Зеньковского серьезную тревогу за будущность семьи. Мыслитель не разделял мнение ученых-социалистов, предполагавших, что институт родительского воспитания будет постепенно заменен воспитанием общественным. Он, напротив, утверждал, что «семья

решительно незаменима», так как «ничто не может заменить той единственности и неповторимости взаимной любви, которая может иметь место лишь в семье» [4, с. 176].

О глубоком религиозном значении семьи и родительского воспитания детей писал богослов и священник С.И. Четвериков (1868-1947), после революции также оказавшийся за рубежом. Среди его многочисленных научных работ есть статьи, в которых автор, сообразуясь с православной церковной традицией, излагал понимание своеобразной «идеологии христианской семьи».

В частности, ученый называл семью «основною, начальною единицею человеческого общества», от духовного здоровья и нравственной крепости которой зависит духовное здоровье, нравственная крепость, счастливая и спокойная жизнь как самих членов семьи, так и всего общества. Именно религиозное начало - идеалхри-стианственности - признавался философом основанием родительского воспитания, в основе которого лежит христианское супружество, являющееся для мужа и жены «святынею», предполагающее верность до гроба, и чадолюбивое родительство [11, с. 260].

Исходя из этого, Четвериков достаточно критично относился к попыткам замены родительского воспитания воспитанием общественным, полагая, что последнее «нельзя признать правильным», так как «никакая общественная среда, никакой товарищеский круг не может заменить родной семьи, ее тихого, любовного, интимного влияния на детскую душу» [602, с. 254]. «Семья представляет собою малую Церковь, - писал он. -Муж и жена неразрывно связаны между собою, по образу союза Христа с Церковью, узами взаимного послушания и любви. Дети и слуги дополняют этот союз во Христе, занимая в нем свое определенное место. Каждый выполняет свое служение, соответствующее его природе и его семейному положению, сохраняя свою индивидуальную свободу во Христе и свое христианское достоинство» [11, с. 275]. Именно такая сознательная христианская русская семья, по мнению философа, призвана стать основой возрождения будущей России.

Однако сам ученый с горечью отмечал, что в семьях русских эмигрантов высокий идеал семьи далек от своего воплощения. По его мнению, это было связано с тяжелым материальным положением и духовным опустошением, в которых пребывали современные ему семьи русских беженцев. Из-за необходимости добывать средства к существованию родители мало занимались воспитанием своих детей, которые в свою очередь, попадая

в чужую для них языковую и мировоззренческую среду, «утрачивали сознание своей русскости, забывали русскую речь и родную веру» [12].

Новозаветный воспитательный подход православно-аксиологической модели родительского воспитания обосновывал в своих работах священник о. Александр Ельчанинов (1881-1934). Наследие его невелико, он не занимался теоретическими изысканиями, не писал богословских работ, но оставил потомкам свой духовный дневник, в котором размышлял о проблемах семьи и христианского воспитания в ней детей.

Ученый рассматривал само супружество как «хождение» перед Богом [3, с. 279], замечал, что кровные отношения между мужем и женой, родителями и детьми имеют продолжение в вечной жизни, что, по его мнению, придает земному семейному союзу огромную ценность [3, с.277].

О. Александр не идеализировал детскую природу, но полагал, что детство является особым состоянием человеческой души: «В детстве - сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окамененности», - замечал он. Поэтому, по его суждению, так важны для взрослых воспоминая о детстве и общение с детьми. Такие воспоминания и такое общение, «когда уже окаменеет, очерствеет душа», могут спасти душу уже взрослого человека. «Оттого так важно держать детей ближе к Церкви, это напитает их на всю жизнь» [3, с. 289], - продолжал Ельчанинов.

Мыслитель уделял внимание и вопросу о семейной иерархии, полагая, что она должна быть сообразна с моделью христианской семьи: муж во главе, жена - помощница мужу, а дети - послушны воле родителей. При этом он отрицал право кого-либо из домочадцев на абсолютную власть над другими, называя основным законом семейной иерархии и родительского воспитания закон любви. «Всегда в жизни прав тот, кто опирается не на логику, не на здравый смысл, а исходит из одного верховного закона - закона любви, - писал Ельчанинов. - Все остальные законы ничто перед любовью, которая не только руководит сердцами, но “движет солнце и другие звезды”» [3, с. 279]. Мыслитель призывал родителей не стремиться создавать для своих детей наиболее комфортные условия жизни, а заботиться о возрастании в их душах «внутреннего человека». Он говорил о христианском понимании страдания и жертвы, которые дают силы для духовного обновления. «Дети, выросшие в тепле, неге и сытости, вырастают духовно пустыми, - замечал о. Александр. - Наоборот - прошедшие через болезни, нищету - вы-

растают духом, “ибо кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу”». Поэтому ученый призывал «просить Бога, чтобы Он дал нам испытания и почти печалиться, когда живем благополучно» [3, с. 284].

Много внимания вопросу воспитания детей в семье уделяла в своих работах известный христианский педагог русского зарубежья, профессор С.С. Куломзина (1903-2000). В своих статьях и книгах о родительском воспитании - «Беседы с родителями. Программа “Путь в жизнь”», «Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире», «Записки православной матери и бабушки» -исследовательница стремилась обосновать суть христианского воспитания детей с точки зрения современной ей научной педагогической мысли.

Следуя святоотеческой традиции, Куломзина понимала семью как «малую Церковь», предполагающую «единство нескольких любящих друг друга людей, живущих в живой вере в Бога» [9]. Поэтому она сравнивала ответственность родителей с ответственностью духовенства за свою паству, полагая, что отец и мать должны показывать своим детям пример христианской жизни и веры.

Педагог подчеркивала, что семья как целостный духовно-нравственный организм должна строиться на любви, «правдивой и требовательной, внимательной, включающей в себя понимание, желание понять, почему ребенок ведет себя так, а не иначе» [9]. При этом она замечала, что. с христианской точки зрения, важно, чтобы родительская любовь не становилась эгоистичной. В идеале такая любовь совершенно бескорыстна, и образец этому — любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Такая любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Ребенок вырастает и уходит от родителей. Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта, в радостном согласии с правом ребенка на независимость [10].

Одним из проявлений родительской любви является, по мнению исследовательницы, внутрисемейная дисциплина, «крест власти», который призваны нести родители. Это признание всеми членами семьи порядка, сложной структуры власти и послушания, которая созидается в ней: подчинение жены мужу, уважение мужа к жене, а также требовательность родителей по отношению к детям.

В своем цикле бесед с родителями педагог особо указывала на значение духовно-нравственных

ценностей воспитания детей в семье. При этом она советовала отцу и матери не просто рассказывать детям о важности следования ими основополагающих христианских ценностей (не делать больно другому, говорить правду, жалеть, признавать свою вину, просить прощения, прощать и т. п.), показывая пример собственной жизнью, но и постараться дать детям реальный опыт знакомства с этими ценностями. «Ребенок должен испытывать в своей жизни, что такое правдивость, любовь, послушание и т. п., чтобы понять смысл этих нравственных ценностей, - замечала Кулом-зина. - Только в процессе реальной жизни, только переживая все, из чего состоит жизнь, - рождение и смерть, голод и насыщение, влечение одного человека к другому и отталкивание, радость и боль, начинает ребенок понимать то, что мы называем нравственными ценностями» [9].

В трудах писательницы мы не находим следование известной педагогической аксиоме об изначальной чистоте души ребенка. Опираясь на современные ей педагогические знания и тексты «Добротолюбия», Куломзина обосновывает положение, согласно которому душа каждого ребенка уникальна, поэтому задачей воспитателя и духовника становится определение того, что необходимо для духовного роста каждой неповторимой личности [10]. Педагог соотносит знания о воспитании ребенка в семье с возрастными этапами его физического, психического и духовного развития, обращая внимание родителей на то обстоятельство, что они призваны учитывать постоянные изменения в характере ребенка, так как с возрастом чисто физическое послушание младенца сменяется признанием нравственного авторитета родителей, а позже - восстанием против них подростков.

Заключая свои размышления о воспитании детей в семье, исследовательница резюмирует: «Христианская семья как внутри себя, так и за ее границами призвана к стяжанию такой любви, какая описана в первом послании к Коринфянам. Христианская семья должна быть пронизана обязательной для всех дисциплиной, в ней должна царить христианская иерархия ценностей. Повседневная рутина в христианской семье пронизана светом Божественного присутствия - оно проявляется и в семейной молитве, и в церковных традициях и праздниках. В христианском доме разум, таланты и дарования ребенка призваны развиваться, поскольку христианство сознает огромную ценность человеческой личности» [10].

Подводя итоги всему сказанному выше, мы можем заключить, что понимание смысла родительского воспитания В.В. Зеньковским, С.И. Четве-

риковым, А.В. Ельчаниновыми С.С. Куломзиной объединены общими педагогическими идеями: церковности и определения христианского родительства как союза, начинающегося на земле и продолжающегося в Вечности. В качестве основных ценностей родительского воспитания философами в новозаветном духе избираются вера, любовь к Богу и ближним, совестливость, милосердие, сострадание, умение различать пути добра и зла, целостность и духовная свобода, ведущие человека к осуществлению в жизни того, о чем замыслил о нем Господь.

Второе направление понимания смысла родительского воспитания, продолжающее отечественную традицию синтеза этико-гуманистической и православно-аксиологической моделей родительского воспитания, мы встречаем в трудах таких философов, как И.А. Ильин и Н.С. Арсеньев. Этих мыслителей, по нашему мнению, отличает особый взгляд на родительской воспитание, продолжающий национальную ценностную традицию его устроения.

Безусловно, наиболее известными работами в данной области являются сочинения философа, историка культуры и религии И.А. Ильина (18821954).

В своем знаменитом труде «Путь духовного обновления» Ильин рассматривал родительское воспитание детей в свете проблем духовного развития личности. Он полагал, что вечной и непременной основой духовности человеческой личности являются вера, любовь и свобода, формирующиеся, в первую очередь, в семье. Таким образом, мыслитель обосновывал своеобразную философскую концепцию родительского воспитания, основанную на ценностях национальной культуры.

В частности, Ильин полагал, что семья есть «первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости» [8]. Он неоднократно подчеркивал, что семья - это духовная общность людей, освящаемая божественной благодатью, и «духовность ее несомненна и подлинна - и в способности внимать дыханию и зову Божию, и в любви сострадательной, и в любви патриотически-жертвенной, и в совестном акте, и в чувстве справедливости, и в способности наслаждаться красотою природы и искусства, и в проявлениях собственного достоинства, правосознания и деликатности» [8, с. 46].

Поэтому и брак Ильин понимал как «духовное единение мужа и жены», предполагающее не просто «душевное подобие, и неодинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок» [8, с. 48]. Иначе говоря, мужа и жену

должна объединять не только любовь, но и общая вера, единое понимание ими смысла своего бытия, т. е. «важнейшего в жизни и ради чего стоит жить» [8, с. 48]. Это, по мнению философа, и есть самое драгоценное в браке: «полное взаимное доверие перед Лицом Божиим», а с ним «связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку», которая «может разрешить главную задачу брака и семьи - осуществить духовное воспитание детей» [8, с. 48].

Рассматривая духовное воспитание детей как цель христианского брака и истинное духовное призвание родителей, Ильин отмечал основополагающее влияние родителей в формировании всего жизненного пути ребенка. В частности, он писал, что ребенок получает родительскую семью «как некий дар» и «отец и мать как бы образуют предустановленную для него судьбу». Следовательно, именно в детстве находят свое развитие «дремлющие силы» будущей личности [8, с. 36].

Родительское воспитание Ильин понимал как формирование «основ духовного характера» ребенка и привития ему «способности самовоспитания». Иначе говоря, это «духовное пробуждение» детской души, когда родители помогают своему чаду приобщиться к духовному опыту, заключенному «всюду, где Дух Божий дышит, зовет и раскрывается — как в самом человеке, так и в окружающем его мире» [8, с. 57]. И первым и главным условием такого родительского воспитания должна стать взаимная духовная любовь родителей друг к другу и своим детям, которая только и может сделать семью по-настоящему счастливой. И только в такой семье «воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом, который сам способен органически любить, органически строить и органически воспитывать», именно эта семья есть естественная школа «христианской любви, творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей» [8, с. 48].

Родительское воспитание детей должно сохранять в себе, по суждению И.А. Ильина, и духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию с ее благоговейным почитанием предков, с ее исторически слагающимися национальными обычаями, идеями «Родины» и «Отечества», добровольного служения ближним, культурой священного очага семьи, ценностями супружества и родительства. В таком воспитании ребенок постигает два священных для него первообраза: «чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и благого отца, дарующего питание, справедливость и

разумение». Именно эти образы формируют душу ребенка, являясь для него первыми источниками веры и любви [8, с. 65-74].

Рассматривая христианское родительское воспитание детей как важнейшую духовную ценность бытия, Ильин в то же время с горечью отмечал, что очень часто такое воспитание «недооценивается и продешевляется». Иными словами, родители, рождая своих детей в мир, предоставляя им пропитание, образование, высокие материальные блага, не открывают для них «путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья», тем самым они лишают своих детей первоначального духовного опыта - «целительного источника для всех страданий души» [8, с. 39]. «Бывают эпохи, - писал мыслитель, - когда эта небрежность, эта беспомощность, эта безответственность родителей начинают возрастать от поколения к поколению. Это как раз в те эпохи, когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут, его не строят. Тогда в отношениях между родителями и детьми возникает некая “пропасть”, которая, по-видимому, увеличивается от поколения к поколению. Отец и мать перестают “понимать” своих детей, а дети начинают жаловаться на “абсолютную отчужденность”, водворившуюся в семью; и, не понимая, откуда это берется, и, забывая свои собственные детские жалобы, выросшие дети завязывают новые семейные ячейки, в которых непонимание и отчуждение обнаруживаются с новою и большею силою» [8, с. 39].

Причину подобного разрушения семьи философ видел в оскудении «человеческой духовности и в особенности духовной традиции». Именно это лишает родительское воспитание его основы -«чувства взаимной духовной сопринадлежности», без которого супружество и родительство превращаются в «элементарное рядом-жительство» родителей и детей. По мнению Ильина, исчезновение с лица земли целых народов обусловлено именно духовно-религиозными кризисами, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи. Естественно, что такая семья, лишенная любви и духовности, «где нет единства ни в жизни, ни в труде, где нет наследственной традиции, - может дать ребенку очень мало или же не может дать

ему ничего» [8, с. 56]. Таким образом, мыслитель выводил проблему семьи и родительского воспитания детей на высочайший метафизический уровень, предполагая, что от ее разрешения будет зависеть вся «будущность человечества», так как семья есть не только «первичное лоно человеческой духовности», но и «первооснова всей духовной культуры, и прежде всего - родины» [8, с. 77].

Именно в признании ценности христианской семьи и духовного родительского воспитания Ильин видел залог возрождения будущей России, предполагая, что «новой России предстоит выработать новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь» [7, с. 143]. Поэтому свою работу философ обращал к «будущим строителям обновленной России», которым надлежит вырасти в духовно здоровой, пронизанной религиозными и гражданскими идеалами, семейной среде.

Очень близок позиции И.А. Ильина в вопросах родительского воспитания детей в семье другой философ и религиозный мыслитель русского зарубежья Н.С. Арсеньев (1888-1977), работы которого более известны за рубежом, чем на родине.

В своей книге «Из русской культурной и творческой традиции» философ обосновывал мысль, согласно которой родительское воспитание являет собой важнейшую ценность, связывающую воедино целые поколения людей сохранением духовно-нравственного содержания человеческого бытия. Эти ценностные традиции, заключающиеся в живом повседневном мироощущении людей, и составляют «ткань творческой преемственной жизни», которая ложится основу культуры. Поэтому саму семью Арсеньев понимал как «духовную колыбель, в которой родилось и выросло все, чем каждый из нас живет и дышит» [2, с. 42].

Как и многие другие религиозные философы, мыслитель связывал благополучие детей с духовно-религиозным воспитанием в семье. Вспоминая собственное детство, проведенное в Москве, в окружении любящих родных, Арсеньев свидетельствовал о той важнейшей роли, которую могут сыграть родители в духовном становлении личности ребенка. И в первую очередь воспитательницей духовно-нравственной жизни детей является, по его мнению, мать. Именно русская мать-христианка, создающая в доме атмосферу любви и единения, и есть «духовное средоточие семьи». Вспоминая о своей матери, ученый писал: «Моя мать стремилась к духовному благу, к духовному росту своих детей не меньше, чем к их физическому здоровью и преуспеянию. <...> Она

учила их своим примером . Это - незабвенные уроки, это - наивысшее воспитание, которое можно преподать: дети видели перед собою молчаливую самозабвенную любовь, героизм любви, во всей простоте и смирении, как нечто само собой разумеющееся, проявляющееся ежедневно» [1, с. 73-74].

Давая столь высокую характеристику родительскому воспитанию детей, Арсеньев в то же время предупреждал своих современников о том, что разрушение традиций христианского воспитания детей в семье, сознательный или бессознательный отказ части людей от семейной жизни могут привести нацию к настоящей духовно-нравственной катастрофе.

Следовательно, мы видим, что стержневой идеей, составляющей синтез православно-аксиологической и этико-гуманистической моделей родительского воспитания И.А. Ильина и Н.С. Арсеньева является понимание христианского воспитания детей в семье в качестве важнейшей ценности национальной культуры, от состояния которой зависит будущее России. В этом ключе национально-ориентированное христианское родительское воспитание рассматривается как важнейший жизнеустроительный дар Божий людям, несущий в себе благую традицию, передающуюся от поколения к поколению, и огромный воспитательный потенциал.

Таким образом, в трудах мыслителей русского зарубежья научное осмысление сути воспитания детей в семье продолжало традицию философско-антропологического подхода, понимающего семью и родительское воспитание в качестве фундаментального вопроса бытия и познания, основанием которого стали христианские представления о предназначении человека на земле.При этом в философско-педагогической мысли русского зарубежья в качестве наиболее продуктивных моделей для возрождения России выбирался новозаветный воспитательный подход православно-аксиологической модели и синтез православно-аксиологической и этико-гуманистической моделей. Избрание данных путей воспитания стало итогом многолетних размышлений о судьбе будущего Родины, говоря словами И.А. Бунина, итогом своеобразной «миссии русской эмиграции».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арсеньев Н.С. Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на-Майне: По-сев, 1974. 340 с.

2. Арсеньев Н.С. Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1959. 300 с.

3. Ельчанинов А.В.Фрагменты из дневника // В доме Отца Моего: сб. статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка / сост. А.Б. Рогозянский. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, Северная обитель, 2001. 246 с.

4. Зеньковский В.В. Из работ разных лет // В доме Отца Моего: сб. статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка / сост. А.Б. Рогозянский. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, Северная обитель, 2001. 246 с.

5. Зеньковский В.В. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-ститут, 1996. 153 с.

6. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимир. Братства, 1993. 132 с.

7. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: ст.: в 2-х т. М.; Л., 1992. Т. 1.

8. Ильин И.А. О семье // В доме Отца Моего: сб. статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка / сост. А.Б. Рогозянский. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, Северная обитель, 2001. 246 с.

9. Куломзина С.С. Беседы с родителями. Программа «Путь в жизнь» [Элек-тронный ресурс] : http://predanie.ru/lib/book/read/68752/

10. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М.: Образ, 2007. 192 с.

11. ЧетвериковС.И.Охристианской семье // В доме Отца Моего: сб. статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка / сост. А.Б. Рогозянский. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, Северная обитель, 2001. 246 с.

12. ЧетвериковС.И. Предисловие // Педагогическое наследие эмиграции: материалы религиозно-педагогического кабинета в Праге [Электронный ресурс] : http://predanie.ru/lib/book/76338/

REFERENCES

1. Arsenyev, N.S., 1974. Dary i vstrechi

zhiznennogo puti [Gifts and meeting of life journey]. Frankfurt-na-Maine: Posev. (in Russ.)

2. Arsenyev, N.S., 1959. Iz russkoi kulturnoi i tvorcheskoy traditsii [Of Russian cultural and artistic traditions]. Frankfurt-na-Maine: Posev.(in Russ.)

3. Elchaninov, A.V., 2001. Fragmenti iz dnevnika [Excerpts from the diary]. In:Rogozyansky, A.B., ed..

V dome Otsa Moego: sb. statei o roli hristianskoi sem’i v religioznom vospitanii rebenka. Moskva: Hram treh svyatiteley na Kulishkah, Severnaya obitel’. (in Russ.)

4. Zenkovsky, V.V., 2001. Iz rabot raznykh let [Works of different years]. In:Rogozyansky, A.B.,

ed.. V dome Otsa Moego: sb. statei o roli hristianskoi sem’i v religioznom vospitanii rebenka. Moskva: Hram treh svyatiteley na Kulishkah, Severnaya obitel’. (in Russ.)

5. Zenkovsky, V.V., 1996. Pedagogika [Pedagogic].

Moskva: Pravoslavnii Svyato-Tikhonovskii

Bogoslovskii institut. (in Russ.)

6. Zenkovsky, V.V., 1993. Problemi vospitaniya v svete khristianskoi antropolo-gii[Problems of education in the light of Christian anthropology]. Moskva: Izd-vo Svyato-Vladimir. Bratstva. (in Russ.)

7. Ilyin, I.A., 1992. O vospitanii v gryadushchey Rossii [On education in the coming Russia]. In: Nashi zadachi. Istoricheskaja sud’ba i budushhee Rossii: v 2-h t. Vol. 1., Moskva, Leningrad. (in Russ.)

8. Ilyin, I.A., 2001. O sem’ye [On family] In: Rogozyansky, A.B., ed.. V dome Otsa Moego: sb. statei o roli hristianskoi sem’i v religioznom

vospitanii rebenka. Moskva: Hram treh svyatiteley na Kulishkah, Severnaya obitel’. (in Russ.)

9. Kulomzina, S.S. Besedi s roditelyami. Programma «Put v zhizn» [Conversations with parent. The programme: “Path to life”]. URL: http:// predanie.ru/lib/book/read/68752/ (in Russ.)

10. Kulomzina, S.S., 2007. Nasha tserkov i nashi deti. Khristianskoe vospitanie detei v sovremennom mire [Our church and our children. Christian parenting in the modern world]. Moskva: Arts. (in Russ.)

11. Chetverikov, S.I., 2001. O khristianskoi sem’ye [About Christian family] // In: Rogozyansky, A.B., ed..

V dome Otsa Moego: sb. statei o roli hristianskoi sem’i v religioznom vospitanii rebenka. Moskva: Hram treh svyatiteley na Kulishkah, Severnaya obitel’. (in Russ.)

12. Chetverikov, S.I. Predislovie [Preface]. In:

Pedagogicheskoe nasledie emigratsii: materiali

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

religiozno-pedagogicheskogo kabineta v Prage.URL: http://predanie.ru/lib/book/76338/ (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.