Хилтухина Е.Г.
Доктор философских наук доцент, профессор Департамента гуманитарных наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Идеал, идея как эстетический фактор развития (по Г.В.Ф. Гегелю)*
Аннотация. В данной статье делается попытка исследовать взаимосвязь идеи и идеального как эстетического фактора развития прекрасного по Гегелю . Показана художественная направленность идеи как таковой и ее результата идеала. Диалектическая взаимосвязь идеи и идеала - основа всей философии Гегеля, которая ярко раскрывается в «Лекциях по эстетике». Эволюция идеи в трех формах искусства и становление идеала - главная особенность эстетической мысли Гегеля, которая и формирует прекрасное.
Ключевые слова: идея, идеал, идеальное, искусство, смысл, образ, художественное творчество, жизнедеятельность, противоречие, диалектика, противоположность, форма, содержание, прекрасное, субъективный дух, абсолютный дух, понимание, гармония, совершенство.
Khiltukhina E.G.
Doctor of Philosophy Associate Professor, Professor of the Department of Humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation.
Ideal, idea as an aesthetic factor of development (according to G.V.F. Hegel)
Abstract. This article attempts to explore the relationship between the idea and the ideal as an aesthetic factor in the development of the beautiful according to Hegel. The artistic orientation of the idea as such and its result of the ideal is shown. The dialectical interrelation of idea and ideal is the basis of Hegel's entire philosophy, which is vividly revealed in the «Lectures on Aesthetics». The evolution of an idea in three forms of art and the formation of an ideal is the main feature of Hegel's aesthetic thought, which forms the beautiful.
Key words: idea, ideal, perfect, art, meaning, image, artistic creativity, vital activity, contradiction, dialectic, opposite, form, content, beauty, subjective spirit, absolute spirit, understanding, harmony, perfection.
Введение
Идея, идеал, идеальность - понятия, характеризующие диалектическое единство мира, природы и человека. Они раскрывают прекрасное как совершенство и гармонию мира, который благодаря объективности естественно-
исторического процесса предстает закономерным явлением, в результате развития абсолютной идеи и абсолютного духа, как полагал Г. Гегель. Проблема идеала есть проблема жизнедеятельности человека, поскольку несет в себе стремление совершенного гармонич-
* © Хилтухина Е.Г., 2022.
Идеал, идея как эстетический фактор развития (по Г.В.Ф. Гегелю)
ного и комфортного существования. Идеал возникает только у человека, в силу того, что предстает высшей ценностью, самым наилучшим, завершённым состоянием какого-нибудь иного явления. И может являться образцом личных качеств, способностей, которые необходимы для формирования прекрасного в человеке и в окружающем мире. Идеал выступает высшей нормой нравственной личности, т.е. раскрывается как личностный идеал. Поэтому, «идея как действительность, - по мнению Гегеля, - получившая соответствующую своему понятию форму, есть идеал, - выделено мною - Е.Г. Хилтухи-на» [1, с. 79]. Это служит основанием рационально-разумного понимания и логического объяснения желаний человека, которые появляются в процессе развития человеческого общества. Тем более, что «идея означает... некое понятие разума, а идеал — представление о единичной сущности, адекватной какой-либо идее» [7]. Потому служит адекватным и необходимым элементом общественного сознания, которое наиболее ярко раскрывается в эстетическом сознании, ибо оно определяет сущность прекрасного как идеал.
Основная часть
Понимание идеала как гармонии и совершенства создается в результате формирования субъективного образа, который отвечает всем требованиям и представлениям человека. Получается, что идея рождает потребность идеала, который, в свою очередь, творит идеальное. Идеальное понимается, в частности советским философом Э.В. Ильенковым как «...субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли» [6]. Ввиду того, что
Э. Ильенков являлся представителем советской диалектико-материалистиче-ской школы в качестве ориентира ему служили известные слова основателя марксистской философии немецкого философа и политэконома К. Маркса об идеальном как о «пересаженном в человеческую голову» и «преобразованном ею» материальном [5, с. 74]. Диалектическая направленность идеального хорошо раскрывается в философии другого представителя немецкой классической философии Ф. Шиллера, который примеряет противоположные тенденции, стремящиеся «получить объект, но таким, каким бы оно его создало, и создать его таким, каким чувство его воспринимает» [10]. Поэтому в основе получения результата должна лежать игра. В силу того, что именно играя, человек формирует свои взгляды и начинает трудиться, т.е. возникает, по мнению ф. Шиллера, новая искусственная реальность, которая создает эстетические устремления человека, пробуждая в нем благодаря духу прекрасное. А предметом побуждения к игре выступает живой образ, то есть красота, которая существует как в природе, так и в представлении самого человека. Только необходимо соединить реальное и не -реальное, искусственное, где возникает гармония, совершенство, комфорт, а значит идеал. Выходит, согласно эстетической концепции ф. Шиллера, реконструирование целостности человеческой природы особенно воплощается в искусстве, в художественном творчесве, ибо сущностный аспект которого наиболее чувственнен, а формальный аспект опирается на принцип красоты, определение которого схоже с кантовской целесообразностью без цели. именно искусство, характеризуемое Ф. Шиллером как «царство игры и видимости» [10], посредством вопло-
щенной в нем красоты[10] помогает человеку освободиться от природной необходимости и приближает его к достижению и осуществлению свободы и, прежде всего, морально-нравственной и в целом творческой. Получается, что идея, как проявление субъективного духа, по Гегелю, ярко воспроизводится и как художественно прекрасное, ибо выступает как идея с тем специфическим свойством, которое обнаруживает особенность становящейся реальности, она является индивидуальной действительностью, иначе, она есть «индивидуальное формирование действительности, которое обладает специфическим свойством являть через себя идею» [1, с. 79]. Надо иметь в виду, что для Гегеля идея предстает истиной в силу того, что выступает истиной только со стороны своей «еще не объективированной всеобщности» [1, с. 79]. А объективация данной всеобщности возможна только когда возникает необходимость освоения субъективным духом реальной действительности благодаря пониманию прекрасного. Прекрасное есть идеал, поскольку именно в прекрасном формируется и раскрывается действительность искусства, которая определяется как необходимое и полное соответствие образа и идеи. При этом нельзя забывать, что Гегель считает прекрасное объективным явлением, ибо оно существует как «чувственная видимость», которая только в искусстве принимает социально-исторический характер. Тем более, что существует во взаимодействии, взаимообусловленности абсолютной идеи с объективной реальностью. Иначе, художественно-творческая деятельность, или искусство, предполагает диалектический подход к исследованию прекрасного. Так как познание прекрасного в природе и прекрасное в искусстве есть естественно-закономер-
ное взаимодействие духовного и материального, в основе которого лежит именно идея. Идею Гегель понимает не как нечто абстрактное. Идея прекрасного это идея, воплощенная в действительности, вступившая с последней в непосредственное единство [11]. Идея есть начало исследования искусства и в целом жизнедеятельности человека, поскольку предстает как «теоретическое размышление, стремящееся, исходя из самого прекрасного, познать его как таковое и проникнуть» [1, с. 28], познать смысл этой самой идеи. Ввиду того, что развитие идеи может быть достигнуто лишь посредством мысленного понятия, «с помощью которого мыслящему сознанию раскрывается логико-метафизическая природа идеи вообще, равно как и особой идеи прекрасного» [1, с. 28]. Ведь прекрасное можно познать благодаря сущности и понятию, которые формирует сознание в процессе зарождения идеи. Поэтому «образ идеи внутри себя самого есть истинный в себе и для себя образ, потому что само содержание идеи, которое этот образ выражает, является истинным» [1, с. 80]. Взаимосвязь мысли и образа свидетельствует о диалектическом развитии идеи, которая приобретает истинный характер и, тем самым, раскрывает необходимость формирования истинного идеала. Данная взаимосвязь определяет эволюцию идеи через разные формы искусства, которые, как полагает Гегель, своим происхождением «обязаны различным способам постижения идеи как содержания, чем обусловливаются и различия ее воплощения» [1, с. 81]. Ведь формы искусства, которые выделяет Гегель, выводят диалектическое взаимодействие между содержанием и его выявлением, сравнения, которые происходят именно из самой идеи и передают истинное основание.
В каждой форме искусства идея предстает со специфическим анализом прекрасного и раскрывает только так образы, как они существуют в данной форме. Гегель пишет, что в символической форме искусства, так как «идея и образы природы несоразмерны друг другу, ее отношение к предметному миру становится отрицательным» [1, с. 82]. И при этом приобретает возвышенный характер, ибо возвышенное дает возможность совершенствованию природы и формированию истинно прекрасного. Хотя символический образ, по Гегелю, не является абсолютно совершенным, поскольку «в нем идея входит в сознание лишь в абстрактной определенности или, иначе говоря, неопределенной» [1, с. 83]. Поэтому в классической форме искусства идея предстает в качестве свободно воплощенной мысли, которая может обеспечить равенство образа и значения. Тем более, что «идея может достигнуть полного свободного соответствия со своим образом» [1, с. 83], в силу того, что образ определяет содержание и форму художественного произведения. При этом само содержание, по мнению немецкого философа, характеризует духовное начало, как естественное, которое является определяющим в классической форме искусства и потому становится само конкретной идеей. Для классической формы искусства закономерным становится субъективно - духовное начало, которое раскрывает новую созданную реальность, в основе которой дух преобладает над чувственностью. Следовательно, «лишь классическая форма создает завершенный идеал и дает нам возможность созерцать его как осуществленный» [1, с. 83].
Казалось бы, это есть завершение эволюции искусства, однако первые две формы обладают монологичным пониманием мира природы и художествен-
ного творчества. В результате необходима третья форма культуры, у Гегеля это романтическая форма искусства, в которой вновь снимается «завершенное единство идеи и ее реальности и возвращается, хотя и на более высоком уровне, к различию и противоположности этих двух сторон, оставшихся непреодоленными в символическом искусстве» [1, с. 84]. Получается, что необходимо объединить эти формы для гармоничного совершенствования мира. Чувственное должно дополняться рациональным, природное - духовным. Тем более, что такое взаимодополнение противоположных форм утверждает диалектическое взаимодействие культур, искусств и образа жизни, основу которых составляет субъективный дух, постепенно восходящий к абсолютному духу благодаря идеи. Только идея, как понятие, обладает действительной истинностью, поскольку она раскрывает ту реальность, которую реализует в идее человек. «Таким образом, лишь соразмерная понятию реальность есть истинная реальность, и она истинна потому, что в ней идея осуществляет сама себя» [1, с. 119] в процессе становления Абсолютного Духа. Абсолютный Дух -везде, считает Гегель, ибо он существует, как Абсолютная идея, обладающая целостностью и божественностью в силу идеалистической направленности диалектики и духовно-логического начала всего сущего. Поэтому мыслительный процесс предстает как идеальное понимание материально-объективного мира, которое создается благодаря творческому процессу, который формирует новую, в частности, художественную реальность. Как пишет Гегель, идея и, прежде всего, абсолютная идея в ее истинной действительности «есть дух, и притом не дух в его конечности и ограниченности, а всеобщий, бесконечный и абсолютный
дух, определяющий из самого себя, что поистине есть истина» [1, с. 100]. Такая истина раскрывает сущность прекрасного, как идеала, к которому стремится субъективный дух, как главный исполнитель творческого процесса и становления абсолютной идеи, которая, тем не менее, существует и развивается раньше, чем объективный мир. Природа содержит в себе абсолютную идею, «но она есть идея в форме положенного абсолютным духом инобытия духа; потому мы и называем ее сотворенной - курсив мой - Е.Г. Хилтухиной» [1, с. 118]. Творчество как объективный процесс невозможен без идеи, поскольку именно идея создает нечто новое и истинно прекрасное, в котором соединяется объективное и субъективное начала, отрицательные и положительные моменты бытия, которые необходимо объединить во благо гармонии и совершенства мира. Потому что именно «идея есть не только идеальное, духовное единство и субъективность понятия, но также и его объективность, однако такая объективность, которая не противостоит понятию как нечто лишь противоположное, а в которой понятие соотносится с самим собою. С обеих сторон — со стороны субъективного и со стороны объективного понятия — идея есть некое целое и одновременно с этим вечно осуществляющееся и осуществленное совпадение и опосредствованное единство этих целостностей. Лишь понятая таким образом, идея есть истина, и притом вся истина» [1, с. 118]. Прекрасное, как идеал, и предстает той истиной, к которой стремится каждый в процессе жизнедеятельности. Поэтому идеальное есть идея, включающая в себя единство субъективного, индивидуального и действительно-реального. Ввиду того, что идеал становится образом объединенным идеей и материальной воплощенностью, которые в синтезе
раскрываются наиболее полно, гармонично и формируют совершенство художественного произведения. Это и создает идеал в себе и для себя, который обеспечивает новую модель согласно пониманию и представлению, возникающему в мыслях, как субъективный дух. И потому выступает как изображение и одновременно как выражение. суть идеала, по мнению Гегеля, заключается в том, что он «смыкается во внешней стихии с самим собою, свободно покоится в себе в чувственном блаженстве, радости и наслаждении собой» [1, с. 166], тем более, что «душа идеала никогда не теряет в нем самой себя» [1, с. 116]. Это утверждает истинность идеала и его красоту. Ведь становится идеал истинно прекрасным, тогда, когда прекрасное существует лишь как целостное и субъективное единство, в силу того, что «субъект идеала должен преодолеть разорванность свойственную другим индивидуальностям, их целям и стремлениям и предстать возвратившимся к самому себе, достигшим высшей целостности и самостоятельности» [1, с. 116].
Значит идеалу необходимо субстанциальное содержание, которое материализуется как в форме, так и в образе объективной реальности, т.е. действительности. Однако обретает ограниченный характер, который приводит к необходимости отбрасывать и уничтожать внешнее и принимать внутреннюю основу как результат развития, ибо такой отход от внешнего материала создает определенную форму и определенный образ идеала, которые приносят субстанциальному содержанию соответственное ему воплощение, «благодаря которому оно становится предметом художественного созерцания и представления» [1, с. 169]. В этом проявляется гармоничное романтическое развитие идеи, становящейся идеалом.
Тем более, что духовный смысл предстает стержневой основой, на которой строится жизненность идеала, поскольку это значение проявляется в изображении, и полностью пронизывает собой все особенные стороны внешнего явления, которые не остаются посторонними и ничего не значащими, «а все оказывается проникнутым этим смыслом» [1, с. 169]. Идеал включает в себя тот смысл, который вносит в произведение человек, художник, определяющий и открывающий суть прекрасного, в зависмости от своего субъективного индивидуального понимания. И как пишет Гегель, - «красота форм еще не составляет идеала, так как идеал предполагает индивидуальность содержания, а вследствие этого и индивидуальность формы» [1, с. 182].
Значит идеал - это тот феномен, благодаря которому человек достигает истины совершенства, радости удовольствия и наслаждения, что ведет к естественно-закономерному развитию, как человека, так и общества в целом. Ведь «идеальное искусство и в самом деле не лишено серьезности, но именно в этой серьезности его существенной чертой остается радостность внутри самого себя» [1, с. 182].
Заключение
Таким образом, диалектическая связь идеи, идеального и идеала с духовным, отождествляется с прекрасным и свидетельствует, прежде всего, о художественной ценности явлений «второй природы». В виду того, что эстетическое есть начально-чувственное развитие субъективного духа, которое раскрывается благодаря абсолютному духу, а значит, абсолютной идее закономерно и естественно формирует искусственную реальность по законам красоты. И несет в себе единство противоположных сторон, которые про-
тиворечат друг другу, но, тем не менее, борясь, объединяют и создают тот необходимый идеал, утверждающий красоту мира, который постоянно обновляется, развивается, убирая эти противоречия и создавая наивысшую степень прекрасного в единстве мироздания.
References
[1] Hegel G.V. F. Aesthetics - Publishing house "Art"
- M.: 1968. Vol. 1.
[2] Hegel G.V. F. Aesthetics - Publishing house "Art"
- M.: 1968. Vol. 2.
[3] Hegel G.V. F. Aesthetics - Publishing House "Art"
- M.: 1968. Vol. 3.
[4] Hegel G.V. F. Aesthetics - Publishing house "Art"
- M.: 1968. Vol. 4.
[5] E. V. Ilyenkov: Personality and creativity. - M.:
1999. P. 74.
[6] Ilyenkov E.V. Ideal. Philosophical Encyclopedia.
[7] Kant I. Criticism of the ability of judgment Analyst
of the beautiful // Collection of essays of opinions: In 6 vols. - Vol. 5. - M.: Thought, 1966. P. 161-529.
[8] Lifshits M.A. Preface to Hegel's Aesthetics. 1968.
[9] Lifshits M.A. Aesthetics of Hegel and modernity.
- M.: Visual arts, 1984. 254 p.
[10] Schiller F. Letters on the aesthetic education of a person. // URL: www.bim-bad.ru. (01.15.2019)
[11] Hegel's aesthetics is the doctrine of beauty. // URL: https://cyberpedia.su/6xa166.html
Список литературы
[1] Гегель Г.В. ф. Эстетика - Издательство «Искус-
ство» - М.: 1968. Т. 1.
[2] Гегель Г.В. ф. Эстетика - Издательство «Искус-
ство» - М.: 1968. Т. 2.
[3] Гегель Г.В. ф. Эстетика - Издательство «Искус-
ство» - М.: 1968. Т. 3.
[4] Гегель Г.В. ф. Эстетика - Издательство «Искус-
ство» - М.: 1968. Т. 4.
[5] Ильенков Э. В.: Личность и творчество. - М.:
1999. С. 74.
[6] Ильенков Э.В. Идеальное. Философская энци-
клопедия.
[7] Кант И. Критика способности суждения Аналитика прекрасного // Собрание сочитой нений: В 6 т. Т. 5. М.: Мысль, 1966. С. 161-529. (Дата обращения: 2.01. 2021)
[8] Лифшиц М.А. Предисловие к «Эстетике» Гегеля. 1968.
[9] Лифшиц М.А. Эстетика Гегеля и современность.
- М.: Изобразительное искусство, 1984. 254 с.
[10] Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. // URL: www.bim-bad.ru. (Дата обращения: 15.01.2019)
[11] Эстетика Гегеля - учение о прекрасном. // URL: https://cyberpedia.su/6xa166.html