6(9) - 2004
Касается каЖдого И ВНОВЬ НУЖНА «ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ»...
Сотни тысяч беспризорников бродят по улицам России и СНГ
Явление детской беспризорности — продукт урбанизации, бедности и отсутствия альтернатив. Для одних улица — это место, куда всегда можно сбежать в случае распада семьи или насилия со стороны родных. Для других жизнь на улице — это средство для пополнения бюджета семьи, времяпрепровождение и развлечение или же место, куда можно на время убежать из-за перенаселенности в доме.
Согласно определению ЮНИСЕФ, уличные дети подразделяются на четыре основные группы:
• живущие на улице дети, самые насущные проблемы которых — выживание и кров;
• дети, оторванные от своих семей и живущие во временных убежищах, таких как общежития и заброшенные дома, подвалы и чердаки, или перебирающиеся с места на место, живя с друзьями;
• дети, которые поддерживают контакт с семьей, но из-за бедности, перенаселенности, сексуальной эксплуатации или других злоупотреблений дома проводят большую часть дня, а иногда и ночь, на улице;
• дети — питомцы приютов, которые были помещены туда по причине их бездомности и которые рискуют вернуться к бездомному существованию.
Дети улиц существуют во всех странах без исключения, и почти повсеместно к ним настроены весьма враждебно. В Колумбии их называют «уличные мальчишки» или «зловредные клопы», в Бразилии - «преступники-маргиналы», в Перу «перелетные птицы», во Вьетнаме — «дети помойки», в Руанде — «отвратительные дети», в Камеруне - «комары».
Подсчитано, что к 2020 г. в городах одной только Латинской Америки будет насчитываться почти 300 млн несовершеннолетних, 30% из которых суждено жить в условиях нищеты. Число уличных де-
тей, полностью или частично беспризорных, составляет десятки миллионов.
По мнению Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам речь в настоящее время идет о социальной болезни, «глубоко затрагивающей суть отношений в обществе, а также правительственной политики», болезни, «имеющей общечеловеческое значение, все больше и больше охватывающей подрастающее поколение». Социальные и биологические факторы отражаются на психическом здоровье детей. Уже в возрасте до 3 лет 9,6% детей имеют явную психическую патологию. Среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике, а среди школьников распространенность не-рвно-психических расстройств достигает 70-80%.
Дети-бродяги, ставшие в последнее время лавинообразно нарастающей проблемой, психически здоровыми могут быть признаны в количестве не более 6%. Нуждаемость в различных видах психотерапевтической помощи у сирот, длительно живущих в детских домах, достигает 100%. Изчис-ла попадающих в учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (отклоняющимся) поведением 80% требуют срочной психокоррекци-онной помощи, но только 10% всех нуждающихся в психиатрической помощи детей получают ее в государственной системе охраны психического здоровья.
Проблема преступности несовершеннолетних актуальна и в других странах мира и очень схожа с российской. Так, в структуре детской преступности в Германии преобладают кражи из магазинов (56%), нанесение ущерба чужому имуществу (15%), причинение телесных повреждений (12%). Дети совершают 5% всех регистрируемых в стране уголовных преступлений, подростки— 12,5%, молодежь в возрасте до 21 года — 10%. В период с 1993 по 1996 г. молодежная преступность возросла на
треть, причем в новых федеральных землях (бывшая территория ГДР) она в полтора раза выше, чем в старых.
Нормы международно-правовой зашиты детей можно найти в двух типах международных документов. Во-первых, в четырех Женевских конвенциях 1949 г. и двух Дополнительных протоколах к ним 1977 г. - в документах по международному гуманитарному праву, где предусматривается и общая защита детей как части гражданского населения, и особая защита, зафиксированная не менее чем в 25 специальных положениях, предоставляющих защиту детям как особенно уязвимым лицам при международных конфликтах. Во-вторых, в Конвенции ООН по правам ребенка 1989 г., в которую входит специальное положение, касающееся прав детей во время вооруженного конфликта.
Женевские конвенции 1949 г. непосредственно затрагивают вопрос о детях в вооруженных конфликтах и запрещают участие в них любого ребенка моложе 15 лет. В них также содержится требование принять все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженными конфликтами детей и ухода за ними. Запрещается призыв в вооруженные силы детей, не достигших 15-летнего возраста, а государства обязаны принять «все необходимые меры», для того чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции детей, являющихся жертвами вооруженных конфликтов.
Как организована профилактика и борьба с беспризорностью и безнадзорностью в практике стран СНГ? В Российской Федерации, как и в остальных государствах - участниках СНГ, все более опасным становится процесс распространения детской безнадзорности и беспризорности, зачастую приводящих несовершеннолетних в криминальную среду. Эти явления представляют собой один из факторов угрозы национальной безопасности России и всего Содружества.
Число безнадзорных детей все возрастает. По официальным данным социальной статистики РФ, их около 700 тыс., а по неофициальным — до 4 млн. Источник — главным образом, неполные и неблагополучные семьи, которых около 20%. Примерно такую же в процентном отношении картину можно наблюдать и в остальных странах Содружества. Особенно неблагополучно положение в Таджикистане, Азербайджане, Казахстане.
Конечно, такая тревожная ситуация во многом основывается на сложном экономическом и социальном положении стран Содружества, пра-
вовой незащищенности детства. Дети из неблагополучных семей, из сельской местности уезжают в большие города, часто под воздействием фактической бедности, пьянства и побоев со стороны родителей. Пособия на детей крайне незначительны и не обеспечивают прожиточного минимума. Подростки зачастую вынуждены сами добывать питание воровством, попрошайничеством. И это лишь часть причин беспризорности.
Критическая ситуация складывается как в регионах, так и в центре. Так, по данным Бюро международной организации труда в Москве, возраст, с которого дети начинают работать на улице, 10-11 лет. Однако встречаются и 3-летние малыши, под контролем взрослых занимающиеся попрошайничеством, воровством. Проституцией дети начинают заниматься в основном с 14-16 лет — 84,1 %. Хотя многие девочки, примерно 5% — были втянуты в это в малолетстве. Очень хорошо в Москве развит и рынок сексуальных услуг несовершеннолетних мальчиков. Эта сфера преступного бизнеса находится под жесткой опекой криминальных структур, что делает опрос его участников практически невозможным. 2,7% юных россиян занимаются проституцией под угрозой.
Две трети опрошенныхдетей — 64,2% — коренные жители Москвы, около четверти — 23,3% — приехали издалека. Каждый девятый ребенок, или 12,5%, — житель Московской области. У 20,2% детей-проституток и правонарушителей родители жилья не имеют. А те, кто имеют — они пьют, колются и фактически свои квартиры превратили в притоны. Подобных родителей лишают родительских прав, а детей направляют в детские дома.
К сожалению, некоторые из детских домов не вправе так называться, поскольку мало чем отличаются от тех же притонов. Известны случаи сексуального надругательства воспитателей над воспитанниками. Их бьют, над ними издеваются, их обворовывают. Дети не выдерживают жестокого обращения и снова бегут на улицу. А там все большее распространение среди бездомных детей и подростков получают токсические вещества, наркотики и алкоголь — это средства ухода от скверной действительности.
Существующие способы охраны интересов брошенных родителями детей или сирот не достигают своей цели из-за недостатка интернатов, спецшкол. Институт приемной семьи, несмотря на его закрепление в Семейном кодексе РФ и кодексах стран СНГ, не нашел должного развития ввиду сложности процесса усыновления. Слабо, иногда
во вред юношеству, работают средства массовой информации, поощряющие насилие, жестокость и разврат среди молодежи, показывающие негативные криминальные сюжеты.
Если же говорить о детях, содержащихся в разного рода воспитательных учреждениях (а такие имеются во всех странах СНГ), то жизнь там подростков обычно крайне тяжела: они не получают достаточно положительных навыков, не встречаются с различными жизненными ситуациями, недостаточно образованны. В результате девиантное поведение молодежи распространено как в самих этих учреждениях, так и вне их. Социальная компетентность подростков снижена, утеряна способность к маневру, к собственной выживаемости, толерантности. Во многом в результате негативных процессов, происходящих в государствах СНГ, несовершеннолетние не имеют правильного представления о труде и его эффективности, о естественных источниках существования и скатываются на путь бродяжничества, попрошайничества, откуда недалеко и до криминала. Вместе с этим происходит явное ослабление физического и психического здоровья, сопротивляемости негативным воздействиям.
В Семейном кодексе России прямо говорится (ст. 63): «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей». Это конкретная норма, в ней указано, что родители несут ответственность за воспитание и развитие детей — физическое, духовное и нравственное. Причем кроме ответственности в семейном законодательстве имеется и ответственность для отдельных случаев, как гражданская, так и уголовная. В кодексах других стран СНГ содержатся аналогичные нормы. УК РФ (ст. 150, 151, 156, 157) предусматривает уголовную ответственность за вовлечение молодежи в преступную и антиобщественную деятельность, отсутствие воспитания, злостное уклонение от уплаты алиментов. Есть такие статьи и во всех УК стран СНГ. На первое место в законодательстве государств — участников СНГ выходят методы правильного воспитания молодежи как наиболее эффективного средства противодействия вовлечению ее в криминальные структуры, недопущения безнадзорности и беспризорности. Многие профилактические мероприятия воспитательного плана содержатся, например, в Законе Киргизии «О статусе учителя» от 14 января 2001 г., в Законе Казахстана «Об образовании» от 7 июня 1999 г., то есть в тех актах, которые направлены на профилактику.
Профилактика беспризорности и безнадзор-
ности детей начинается с эффективного воспитания в семье и школе, с определения конкретных обязанностей родителей (содержащихся в семейных и уголовных кодексах всех государств СНГ), учителей и воспитателей. Так, в Молдавии действует правительственный акт «О государственной программе развития образования», в котором вопросы предотвращения возникновения безнадзорности школьников и беспризорности занимают значительное место. Способы профилактики и непосредственной борьбы с негативными социальными явлениями весьма разнообразны, во многом они отвечают уровню развития самого общества и соотношению сил в нем, правовым решениям.
Одно из эффективных мероприятий по отвлечению детей от улицы — создание городских кадетских школ-интернатов, которые находят все большее распространение в России и на Украине, в других республиках. Началось это с того, что отдельные воинские части брали так называемых сыновей полка (вначале детей-сирот, чьи родители были военнослужащими). Затем эта практика была продолжена созданием кадетских корпусов после принятия Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах в июне 1996 г. Идет развитие спортивных учреждений, открываются стадионы и плавательные бассейны.
Убрать детей с улицы, ликвидировать попрошайничество и воровство на вокзалах, в аэропортах и других местах скопления людей — прямая задача правоохранительных органов и общественности. В этой связи нельзя не отметить новую (а по правде говоря, хорошо забытую старую) инициативу создания при школах попечительских советов для решения основных вопросов организации школьной жизни, дисциплины и воспитания детей. Входящие в эти советы компетентные представители местной власти и родители могут приостановить процесс необоснованного отчисления учеников, поднять дисциплину среди учащихся.
Примеров работы с несовершеннолетними во всех государствах СНГ немало, причем если их общее направление единое, то методы и формы большей частью национальные.
В частности, в Казахстане недавно принято постановление Верховного Суда «Об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким наказанием», под которое попало большое число несовершеннолетних, отбывающих наказание. По инициативе правительства решено обновить Закон «О
семье», учитывая усложнившуюся социальную обстановку в республике и новые проблемы воспитания молодежи. В связи с характерным для этой страны обострением наркомании создан единственный в СНГ Центр медицинско-социальных проблем наркомании в г. Павлограде, активно работает Центр по усыновлению, в котором на учете состоят сотни детей с неустроенной судьбой — кандидатов в беспризорники.
Диапазон способов профилактики и борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью очень широк. Но результаты пока достаточно скромны. В чем же причина такого положения? Полагаем, в определенном разрыве между принимаемыми на разных государственных уровнях решениями и практикой, реальностью. Ведь до настоящего времени в Москве, Душанбе, Киеве и Астане на привокзальных площадях и центральных улицах, на рынках еще бродяжничают тысячи мальчишек и девчонок, которые предоставлены сами себе. Они нередко попадают под влияние криминальных структур со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таких фактов очень много, о них постоянно сообщается в СМИ.
Во всех странах СНГ приняты соответствующие нормативные акты и инструкции по профилактике правонарушений среди подростков. Определенные успехи можно отметить на Украине и в Киргизии, где уровень преступности молодежи существенно снизился. Однако при этом надо иметь в виду, что происходят латентные процессы, которые сильно искажают официальную статистику и общую картину социальной жизни Содружества. Пример такого нормативного акта в Узбекистане: «Типовое положение о специальном учебно-воспи-тательном учреждении для детей и подростков с де-виантным поведением» от 1996 г. (с учетом поправок 1998 г.). Результаты его действия пока неизвестны.
Немаловажным представляется и начавшееся введение в СНГ института Уполномоченного по правам ребенка. Основной задачей Уполномоченного становится защита прав сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Лицо, занимающее эту должность, может вносить в органы власти и местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма защиты прав, свобод и интересов ребенка. Согласно, например, ст.5 Закона г. Москвы, Уполномоченным по правам ребенка может быть гражданин РФ не моложе 30 лет, не совершивший порочащих его поступков, обладающий общественным авторитетом, а также зна-
нием проблем детства и опытом защиты прав, свобод и законных интересов ребенка. При Уполномоченном состоит небольшой служебный аппарат, он пользуется содействием в своей работе всех государственных и общественных сил.
Как можно видеть, на эти посты назначаются весьма компетентные лица; именно они могут организовать действенную профилактику угрожающей криминальности подростков.
Если же речь идет о «бродячих» подростках, которые чаще всего находятся под влиянием или даже в руках криминальных элементов, то законодательные решения идут в направлении изоляции детей от них. Как это сделать, не прибегая к полной изоляции типа лагерей, тюрем, — задача правоохранительных органов на самом высшем уровне в странах СНГ.
Немалую угрозу для беспризорных детей представляет распространение подростковой проституции, педофилии, порнографии. В странах СНГ в последние годы в уголовные кодексы введены специальные статьи, защищающие половую неприкосновенность детей и подростков, поскольку сексуальная эксплуатация даже малолетних не сокращается, несмотря на серьезные усилия, применяемые в борьбе с нею.
В ряде стран СНГ приняты акты, расширяющие систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, — в нее включены обращение в суд, помещение подростков с девиантным поведением в центры временной изоляции и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Ждут своей разработки и принятия законы о государственной поддержке многодетных семей. Касается это, главным образом, стран, в которых популярна многодетность, — Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии и Туркменистана. На повестке дня парламентов — законопроекты о развитии детско-юношеского спорта, о социальной помощи несовершеннолетним, освободившимся от наказания, и о социальной реабилитации несовершеннолетних.
Усыновление предусмотрено во всех семейных кодексах и законах стран Содружества. С образованием в России, да и в других государствах СНГ банков данных о детях, оставшихся без родительского попечения, о детях-сиротах или же просто брошенных, оставленных в силу различных причин матерями в родильных домах, положение с учетом и устройством таких детей значительно улучшилось, однако проблемы все еще остаются.
В 2001 г. в Республике Беларусь принят Закон «О государственной программе по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы». В пункте 11 Указа Президента Республики от 15 мая 2001 г. предложено продолжить работу по созданию многопрофильного и физкультурно-оздоровительного Центра для организации культурно-массовой и физическо-оздоровительной работы с молодежью, подростками и детьми по месту их жительства.
Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» был принят 16 апреля 2001 г. и явился образцом для государств — участников СНГ. Такого рода законы уже приняты и в ряде регионов России, исходя из п. «к» ст. 72 Конституции РФ.
Банки данных о детях выполняют двойную функцию: с одной стороны, ни один брошенный ребенок не остается без учета, без внимания государства, а с другой — значительно облегчается процесс усыновления таких детей, устройства их в приемные семьи, установления опеки и попечительства, определения в интернаты и другие детские и подростковые учреждения, поскольку в этих банках имеются полные данные на каждого ребенка, оставшегося без родительского попечения. Кроме того, пресекается нелегальная продажа детей. Таким образом, банк данных служит еще одним средством выявления и устройства безнадзорных детей и подростков, изъятия их из криминальной среды.
Несколько сложнее обстоит дело с принятием закона об Уполномоченном по правам ребенка, отсутствие которого стало сегодня серьезной опасностью для государства в связи с развитием детской безнадзорности и беспризорности.
В Азербайджане разработан законопроект «О правах ребенка». В предлагаемом законе в соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребенка» закреплены все основные права и свободы детей. Затем парламент республики принял Закон «О социальной защите детей, потерявших родителей и лишенных родительской опеки».
Разработаны государственные программы:
• «О поддержке молодых семей»;
• «О патриотическом воспитании молодежи»;
• «Об обеспечении занятости демобилизованной из армии молодежи»;
• «О поддержке одаренных детей и подростков»;
• «О профилактике правонарушений, преступности и наркомании в молодежной среде».
По поручению Президента Министерство
внутренних дел вместе с общественными организациями подготовило обширную программу по реализации государственной молодежной политики. Эта программа утверждена Указом Президента Республики в июле 1999 г. Она состоит из девяти разделов и 58 пунктов и охватывает почти все направления государственной молодежной политики.
Сегодня в уголовных кодексах государств СНГ можно проследить основные направления работы с беспризорностью. Так, в статье 85 УК Киргизии формулируются условия освобождения несовершеннолетних от наказаний, в ст. 87 — об условно-досрочном освобождении. Статья 127 УК Узбекистана преследует вовлечение несовершеннолетних в антисоциальное поведение, в Казахстане за это преступление может быть применено наказание до двух лет лишения свободы.
Все эти меры очень трудно назвать профилактическими, они скорее карательные. Уголовные кодексы преследуют создание притонов и сутенерство, распространение проституции среди несовершеннолетних (Белоруссия, Туркмения, Узбекистан и др.).
Особенно опасное влияние на детей и подростков оказывают порнографические издания, распространение культа насилия и жестокости (кино, видео, литература). Меры по борьбе с этими негативными явлениями определены в кодексах Киргизии, Украины, Узбекистана. В ряде государств Содружества усиливается ответственность за невыполнение обязанностей по уходу за детьми (Украина), ненадлежащее выполнение обязанностей по охране жизни и здоровья несовершеннолетних (Туркмения), уклонение родителей от содержания детей (Белоруссия).
...В заключение статьи хочется вспомнить старый полузабытый призыв: все лучшее — детям! Горькой иронией наполнены эти слова сегодня. Ведь дети — это будущее страны, ее завтрашний день. Каким же он будет?
Подготовила к печати Наталья КАМНЕВА