Научная статья на тему 'И. В. Яценко - уроки скифологии'

И. В. Яценко - уроки скифологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮБИЛЕЙ / УЧИТЕЛЬ / МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / КАФЕДРА АРХЕОЛОГИИ / ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН / КИММЕРИЙЦЫ / СКИФЫ / ГЕРОДОТ / ANNIVERSARY / TEACHER / MOSCOW LOMONOSOV STATE UNIVERSITY / FACULTY OF HISTORY / DEPARTMENT OF ARCHAEOLOGY / INSTITUTE OF ARCHAEOLOGY OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES / CIMMERIANS / SCYTHIANS / HERODOTUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Михайловна

Статья посвящена 95-летнему юбилею И.В. Яценко учителю и наставнику автора. Многим, что было хорошего в жизни автора, он обязан Ирине Владимировне Яценко. Ее напутствие: «Внимательно читай источники!», сопровождает научное творчество автора и до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the 95th anniversary of I.V. Yacenko the author’s teacher and tutor. In many good respects of his life the author is indebted to Irina Vladimirovna Yacenko. Her advice: "Read the original sources attentively!" until now accompanies the author’s scientific work.

Текст научной работы на тему «И. В. Яценко - уроки скифологии»

Кузнецова Т.М. *

И.В. Яценко - уроки скифологии

Аннотация: Статья посвящена 95-летнему юбилею И.В. Яценко — учителю и наставнику автора. Многим, что было хорошего в жизни автора, он обязан Ирине Владимировне Яценко. Ее напутствие: «Внимательно читай источники!», сопровождает научное творчество автора и до настоящего времени. Ключевые слова: Юбилей, учитель, МГУ им. М.В. Ломоносова, Исторический факультет, кафедра археологии, Институт археологии РАН, киммерийцы, скифы, Геродот

УДК 902.699 + 930.24

Abstract: The article is devoted to the 95th anniversary of I.V. Yacenko — the author's teacher and tutor. In many good respects of his life the author is indebted to Irina Vladimirovna Yacenko. Her advice: "Read the original sources attentively!" until now accompanies the author's scientific work.

Key words: Anniversary, teacher, Moscow Lomonosov State University, Faculty of History, Department of Archaeology, Institute of Archaeology of Russian Academy of Sciences, Cimmerians, Scythians, Herodotus

И.В. Яценко была моим учителем и наставником долгие годы. Многим, что было хорошего в моей жизни я обязана Ирине Владимировне.

Ее напутствие: «Внимательно читай источники!», сопровождает мое научное творчество и до настоящего времени.

Да и в моей личной жизни Ирина Владимировна сыграла не последнюю роль, т.к. разрешила поехать на практику не после окончания 1 курса, а тогда, когда мне это позволили обстоятельства. Во время практики, на раскопках городища «Чайка», я познакомилась с моим будущим мужем -В.И. Кузнецовым, где он в это время обучался скифологии, и с которым мы прожили почти 35 лет (позднее он преподавал на кафедре «Истории России до начала XIX века» исторического факультета МГУ). Как оказалось, практика на «Чайке», а, следовательно, и уроки скифологии, положили начало не только нашей семье.

И.В. Яценко воспитала не одно поколение ученых-скифологов, забывая о себе и отдавая все силы, всё сердце тем, кто приютился под ее теплым, как мне уже приходилось говорить раньше1, но не мягким крылышком, и которая научила большинство из нас любить науку в себе, а не себя в науке.

* Кузнецова Татьяна Михайловна - к.и.н., старший научный сотрудник отдела скифо-сарматской археологии ИА РАН (e-mail: mamulya-kuznecova@yandex.ru)

Я поступила в МГУ им. М.В. Ломоносова позже, чем начала работать в реставрационной мастерской Института археологии АН СССР. Поэтому мне пришлось обучаться на вечернем отделении Исторического факультета. А так как археологию преподавали только на дневном отделении, сразу же возникло множество проблем. Мое посещение археологических занятий днем я должна была «отрабатывать» вечером, пропуская занятия вечернего отделения. Проблемы с каждым месяцем все возрастали, справиться с ними было сложно, и от этого я всего боялась.

О некоторых коллизиях, с этим связанных, сейчас уже можно вспомнить лишь с улыбкой. Таким было посещение семинара А.В. Арциховского, который, делая перекличку в начале занятия, дойдя до моей фамилии и обведя взглядом студентов, говорил: «Михайлова (я тогда так называлась). А, ну да, ее нет». После этого я дрожащим голосом пищала: «Я здесь, Артемий Владимирович!» Он вглядывался в меня недоуменно и говорил: «А, ну да, она здесь» и ставил у себя галочку. И это происходило на каждом занятии. Тогда мне было не до смеха, т.к. всем студентам было хорошо известно, что А.В. Арциховский помнит всех, кто у него учился, вплоть до года рождения. И мысль о том, что же со мной не так, если даже человек с абсолютной памятью не может меня запомнить, совсем не веселила, а вселяла ужас: «А вдруг отчислят?»

Все прояснилось в конце года, когда я пришла сдавать книги в библиотеку и от меня потребовали литературу, которую я не брала. Стали разбираться и выяснили, что за год до меня на нашу же кафедру пришла учиться тоже Татьяна Михайловна Михайлова2, одного со мной года рождения. Она выглядела совсем иначе, чем я, поэтому и произошла такая накладка.

Но эпизод, связанный с занятиями у А.В. Арциховского, был не единственным и не самым трудным моментом в обучении. Мне приходилось туго, выкручиваясь на одних занятиях и вкручиваясь в другие.

Это продолжалось до тех пор, пока Данила Антонович Авдусин не поручил мне сделать доклад по полевой реставрации и консервации. Доклад я сделала, и после этого ко мне обратился Заведующий реставрационной лабораторией Института археологии АН СССР - Александр Филиппович Медведев с вопросом: «Говорят, Вы у Авдусина хороший доклад сделали?»

«Да», ответила я, хотя хвалебных слов от Данилы Антоновича после доклада не слышала. «Ну, теперь Вы можете больше не отрабатывать дневные занятия», заметил А. Ф. Медведев, — «мы Вам другое задание найдем». И спустя некоторое время «другое задание» появилось в лице стажера из МГУ, с кафедры археологии, направленного ко мне на год для обучения реставрации металлических предметов. Стажировка окончилась, и тут выяснилось, что я своему стажеру должна сдавать зачет по реставрации.

1 Кузнецова Т.М. Старые раскопки — новые находки // 60 лет кафедре археологии МГУ им. М.В. Ломоносова: Тезисы докладов юбилейной конференции, 60-летию кафедры археологии Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова: Москва. 20-24 декабря 1999 г. / Под ред. В.Л. Янина. М., 1999. С. 138.

2 См. список выпускников кафедры археологии МГУ в издании: 60 лет кафедре археологии МГУ им. М.В. Ломоносова: Тезисы докладов юбилейной конференции, посвященной 60-летию кафедры археологии Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова: Москва. 20-24 декабря 1999 г. / Под ред. В.Л. Янина. М., 1999. С. 268.

На кафедре по этому поводу веселись от души, решая, что же со мной делать. Выход нашли Леонид Романович Кызласов и Михаил Никанорович Кислов. Они дали невыполнимую (по их определению) работу, которую не могли, как мне было сказано, сделать уже 10 лет. Я ее выполнила, в конце концов, но это заняло достаточно много времени, а, следовательно, и увеличило количество прогулов на вечернем отделении, т.к. план по реставрации в Институте мне никто не сокращал и днем я должна была работать.

В результате всех этих учебно-производственных перипетий, отработок и переработок, я совершенно не могу вспомнить, тот момент, когда оказалась около Ирины Владимировны. О том, как она на вечернем отделении читала лекции, я помню хорошо. Помню, как сдавала экзамен в теплой и приятной обстановке.

По всей видимости, наше с ней знакомство произошло очень спокойно, потому что я помню себя сразу плотно прилепленной к Ирине Владимировне, которая окунула нас в проблемы скифской и доскифской археологии.

Мы читали письменные свидетельства о скифах, более всего «Историю Геродота», поскольку этот труд и до настоящего времени является наиболее полным источником по скифской истории, так как его IV книга детально освещает как географию и границы Скифии, происхождение скифов, их обычаи и религию, так и нравы иных народов.

«Историю» Геродота мы рассматривали детально. Одновременно Ирина Владимировна предоставляла нам историографическую информацию, требуя, чтобы мы и сами пополняли ее максимально.

В результате у меня появилась проблема, связанная с киммерийцами и скифами, которая включала большой комплекс важнейших, переплетавшихся между собой, вопросов: территория, занятая киммерийцами; археологическая культура или памятники, им принадлежащие и время появления скифов в Северном Причерноморье.

Для меня неразрешимым вопросом стал «предскифский период», атрибуция и отличия киммерийцев от скифов. Я не могла понять, с каким временем следует связывать киммерийцев: с эпохой бронзы3, с переходным периодом от бронзы к железу4 или с железным веком (время создания «Одиссеи» Гомера относили к VIII в. до н. э., а контекст произведения уводил в более раннее «мифологическое время»)5. Необъяснима была также и возможность взаимодействия киммерийцев со скифами, если скифы, судя по «Истории» Геродота, пришли в Северное Причерноморье уже после

3 Граков Б.М. Сшфи. Киев, 1947. С. 13-15.

4 Городцов В. А. К вопросу о киммерийской культуре, 1928; Крупнов Е. И. Археологические исследования в Кабардинской АССР в 1948 г. Нальчик, 1950. С. 195-275.

5 Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого [Илиады — Н. Гнедича; Одиссеи — В. Жуковского]; Вступительная статья С. Маркиша. М.: Издательство «Художественная литература», 1967. С. 8.

того, как киммерийцы ушли, и конфликта между ними не было. Еще более загадочной представлялась мне и предполагаемая археологическая неразличимость их культур6.

Естественно, что с вопросами своими я шла к Ирине Владимировне, и она стремилась мне на них ответить, подробно объясняя все, что мне было непонятно. Пока мы с ней общались, то все как будто становилось на свое место. Но как только я сталкивалась с новой литературой, то все вопросы выплывали вновь, и я шла за разъяснениями к Ирине Владимировне опять. И каждый раз, когда мы заканчивали наши разговоры на эту тему, Ирина Владимировна говорила: «Внимательно читай источник!». Я внимательно читала, но проблема все равно не решалась.

И хотя «предскифский период» стал камнем преткновения в моем обучении, он все же постепенно отошел на второй план, т.к. возникла новая проблема — «История КПСС». И, в отличие от «предскифского» периода, ее нужно было обязательно сдавать на экзамене. Все попытки конспектировать или выучить учебник кончались провалом. И вот уже в полном отчаянии перед третьим и последним заходом (если не сдам, то отчислят) я вдруг решила прочитать и прочитала все доступные материалы съездов КПСС. И с этим пришла на пересдачу, а экзамен у меня принимал Владимир Ильич Тетюшев. Он был довольно строгим педагогом и поблажек не делал. Преподаватель задал вопрос, и я начала отвечать. Выслушав мой ответ, Владимир Ильич спросил: «Откуда Вы все это знаете?» Я сказала, что помимо учебника прочитала материалы всех съездов КПСС. Далее последовал его комментарий, согласно которому все, что я изложила, не соответствовало существующей концепции. Таким образом, моя мечта о «троечке», поскольку мне нужно было только это, стала превращаться в катастрофу. И тут, к моему безграничному удивлению, В.И. Тетюшев поставил мне «хорошо», несмотря на последний заход по пересдаче, с чем я и удалилась, решив, что он меня пожалел.

И только в 1990-е годы, когда стало известно больше фактов по некоторым вопросам советской истории, я поняла, что отвечала правильно, и преподаватель уже тогда оценивал этот период достаточно объективно.

Но лишь совсем недавно, собственно готовя доклад, связанный с юбилеем Ирины Владимировны, я осознала (поэтому и воспроизвела), что своему благополучному ответу я обязана ей, всегда говорившей, хотя и по другому поводу: «Внимательно читай источник!».

Накапливая знания в области скифской археологии, я вдруг с удивлением обнаружила, что, по данным исследователей, Геродот очень часто ошибается. Количество ошибок «отца истории» возрастало с увеличением числа работ по скифской и древневосточной тематике, с которыми я знакомилась. Я все это выписывала, пока не оказалось, что «ошибки Геродота», особенно в произведениях по скифской археологии, превышают его текст и мне стало досадно за труд,

6 Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э., 1956. С. 228.

проделанный Геродотом. Поэтому я решила попытаться показать, хотя это делали и до меня, что сведения Геродота, данные древневосточных документов и археологии не так сильно расходятся, как это нередко было отражено в литературе. С этим решением я пришла к Ирине Владимировне и она сказала: «Правильно, попытайся. Читай источники, но помни, что тебе будет очень трудно». Это было, действительно, трудно, и на это ушла почти вся жизнь.

Без литературы по Древнему Востоку обойтись было нельзя, а она была уже и тогда колоссальной по объему, т.к. за каждой датой стояло очень большое число мнений и дискуссий. Однако в процессе исследования выяснилось, что среди этой литературы нет ни одной работы, которая связывала бы историю древневосточных государств единой хронологической шкалой7. В трудах по хронологии даже у очень маститых исследователей часто встречались то «лишние» имена царей, упомянутые в текстах, то ошибки писцов, обусловленные тем, что следование за источником диссонировало с существующими датами8. Однако ошибки писцов в некоторых случаях (при переписывании документов, к примеру), действительно могли быть, но были и документы, которые содержать ошибок не могли. Все это указывало, что просчет кроется в современной хронологии и его нужно искать. А следовательно, читать источники.

В результате была найдена и обоснована точка отсчета для Древнего Востока, связанная со временем прихода скифов в Северное Причерноморье, а далее в Переднюю Азию9. Опираясь на полученный репер, удалось построить хронологическую шкалу только по данным письменных источников, куда вписались все царские имена Вавилонии, Ассирии, Мидии, Египта и Персии: от правления ассирийского царя Асархаддона (681/680 - 669/668 гг. до н. э.) до прихода к власти персидского царя Дария I (521/520 -486/485 гг. до н. э.)10. Определился также стабильный хроноиндикатор и для скифского археологического материала Северного Причерноморья. Результат проведенного сравнения показал совпадение полученных дат, связанных со скифами, для обоих видов источников11.

Решился и вопрос о киммерийцах, так как исследователи продолжили углубление темы археологической неразличимости между ними и скифами12, и это послужило поводом для обращения к письменным источникам, которые показали, что о кочевнической принадлежности киммерийцев

7 См.: Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. 1975. С. 176-203.

8 Borger. R. Der Aufstieg des neubabyIonischen Reiches // Journal of Cuneiform Studies. XIX/3. 1965. S. 59-78.

9 Кузнецова Т.М. Скифы и государства Ближнего Востока (хронология VII - VI вв. до н.э.) // Тезисы докладов Международной научной конференции: «Номады казахской степи: этносоциокультурные процессы и контакты в Евразии скифо-сакской эпохи». Астана, 2007; Кузнецова Т.М. Скифы и Ближний Восток (7 - 6 вв. до н.э.) // Сборник докладов Международной научной конференции: «Номады казахской степи: этносоциокультурные процессы и контакты в Евразии скифо-сакской эпохи» / Под ред. З.С. Самашева. Астана, 2008.

10 Кузнецова Т.М. Хронология скифского присутствия на Ближнем Востоке (по следам Геродота)// Хронология скифского присутствия на Ближнем Востоке (по следам Геродота) // Скифские интерпретации / Stratum plus. № 3 (2005-2009). СПб. -Кишинев - Одесса - Бухарест, 2009.

11 Кузнецова Т.М. Скифы и хронология Древнего Востока. Старожитносп степового Причорномор'я i Криму Том XIX. Запорiжжя: Запорiзький державний ушверситет, 2016.

12 Алексеев А.Ю., Качалова Н.К., Тохтасьев С.Р. Киммерийцы: этнокультурная принадлежность. СПб., 1993. С. 91.

ни в одном из них не упоминается: VIII в. до н.э. — Гомер (Od. XI. 12-19), «анналы» Саргона (Rm 554; K 181; ND 2608; K 1080 + K 12992)13, «призмы», «цилиндры» и другие документы времени правления Асархаддона (IM 59046; BM 131129; BM 25091 и др.)14; VII в. до н.э. — «анналы» Ашшурбанипала, редакция А (Rm 1; K 8537)15; VI в. до н.э. — Гекатей Милетский (Strab. VII. III. 6.); VI и V вв. до н.э. — документы ахеменидского времени (BE VIII; Dar 458; BEX 97; BEX, 69)16; V в. до н.э. — Геродот «История» (Herod. IV. 12, 13).

Выявилось, что в текстах, связанных с древнегреческой и древневосточной традициями, только один Каллимах (ок. 310 - 240 гг. до н. э.) из литературных и документальных источников определяет киммерийцев как кочевников (Callimachus. Hymnus in Dianam. III)17. Однако Каллимах объединил сведения Гомера из «Илиады» и «Одиссеи» и между собой, и с данными, известными из других источников. Используя Гомеровский эпитет из «Илиады» (Il., XIII, 6) — «доители кобылиц», он называл так киммерийцев из «Одиссеи» (Od., XI, 14) и изложил сведения о бесславном походе Лигдамиса на Эфес18. Историческая концепция образа киммерийцев у Каллимаха: «...Храм сей разрушить грозил Лигдамид, обуянный гордыней. Дерзкий обидчик; привел он рать кормящихся млеком, словно песок, несчислимых с собой киммерийцев, живущих подле пролива того, что зовется по древней телице [Босфор Киммерийский — Т.К.]... Больше уж ни ему не пришлось увидеть Скифскую землю, ни другим...» (III, 251 - 256) близка противоречащей фактам трактовке образа скифов у А. Блока: «...Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы , и тьмы... Да, скифы - мы! Да азиаты - мы! С раскосыми и жадными глазами»19.

Сведения, приведенные Евстафием (XII в.), о том, что киммерийцы «являются народом скифским, кочевым и северным» и его ссылка на Арриана о «скифском племени киммерийцев»20 не рассматривались в силу возможной недостоверности, так как при обращении к Геродоту Евстафий излагает данные о скифских женщинах, вернувших мужей на поле боя видом поднятых подолов21, чего нет и не могло быть в «Истории».

Письменные источники показали, что киммерийцы на протяжении того времени, когда они ими фиксируются (VIII-V вв. до н.э.), находясь на арене мировой истории, вели оседлый, а не кочевой,

13 Иванчик А.И. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII-VII вв. до н.э. М., 1996. Свод № 14. С. 167-179.

14 Иванчик А.И. Там же. Свод № 7-11. С. 185-190.

15 Иванчик А.И. Там же. Свод № 47. С. 269-272.

16 Дандамаев М.А. Данные вавилонских документов VI—V вв. до н. э. о саках // ВДИ. № 1. 1977. С. 34-38.

17 Каллимах. Гимн. III. К Артемиде // Античные гимны М.: Издательство МГУ, 1988. С. 154.

18 Об александрийской традиции понимания текста Гомера и использовании Каллимахом разноплановых источников, среди которых мог быть и Геродот, см.: Иванчик А.И. Накануне колонизации. Берлин, М.: «Палеограф», 2005. С.42-43.

19 Блок А. Скифы // Стихотворения. Поэмы. Театр. Т.2. Л., 1972.

20 Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // ВДИ. 1947. № 1. С. 292

21 Латышев В.В. Там же. С. 288.

в отличие от скифов (Herod. I. 15, 73; IV. 11, 19, 56; Strab. I. II. 27; II. I. 17; VII. III. 2, 7-9; X. II. 1, V. 2; XII. III. 26; XIII. I. 22 и другие античные писатели), образ жизни22.

Не нашлось в источниках сведений и об обитании киммерийцев в степях Северного Причерноморья (Herod. IV. 11), и об их конфликтах со скифами23.

Все эти наблюдения были произведены совсем недавно, поэтому можно говорить, что уроки скифологии, начало которым было положено И.В. Яценко, для меня продолжаются до сих пор.

Несколько слов нужно сказать о сдаче экзаменов и зачетов, которых я боялась панически, поэтому сбегала с них при любой возможности. Если к моменту экзамена у меня была уже написана курсовая работа или доклад, то преподаватели меня отлавливали и заставляли сдавать. Если же я еще не успевала как-то проявиться, то относились к этому снисходительно, а однажды даже и похвалили меня за то, что, уходя с экзамена, не занимаю у них время. При этом я всегда была готова, но могла уйти с уже написанными ответами по билету, боясь не преподавателя, каким бы мягким или строгим он ни был, а самого экзамена.

У Ирины Владимировны все было иначе. Я приходила не на сдачу зачета, а в домашнюю обстановку и безо всякого страха принималась отвечать сразу. При этом после моей первой фразы Ирина Владимировна начинала рассказывать сама. Блок информации, который я получала, выходил, как правило, за рамки предполагавшегося ответа. Потом следовала следующая моя фраза с ответом на поставленный вопрос, после которой Ирина Владимировна «засыпала» в меня дополнительную информацию, тем самым продолжая обучение скифологии.

Далее последовала работа над моим дипломом24 и позже над диссертацией25, в которую Ирина Владимировна вложила колоссальное количество труда. При этом я никогда не испытывала давление ее авторитета, так как она не только приветствовала авторский подход к проблеме, но и старалась сохранить индивидуальность каждого своего ученика.

Спустя 18 лет после защиты моей дипломной работы, к Ирине Владимировне пришел в ученики мой старший сын - Сергей. И хотя он, к сожалению, отошел от исторической науки, её уроки скифологии помнит до сих пор.

22 Кузнецова Т.М. Были ли киммерийцы кочевниками? // Северный Кавказ и мир кочевников в раннем железном веке. М., 2007а. С. 214.

23 Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. 1982. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. С. 102; Powell E.A Lexicon to Herodotus. Cambridge, 1938. С. 102-103.

24 Кузнецова Т.М. Скифские памятники VII-III вв. до н. э. в междуречье Днепра и Днестра (район лиманов) М., 1975. Рукопись диплома // Архив автора.

25 Кузнецова Т.М. Историко-культурные связи Скифии VI-III вв. до н. э. Зеркала как исторический источник. Дисс. на соискание степени канд. ист. наук. М., 1988 (архив автора).

В заключение я хотела бы вернуться к словам Ирины Владимировны, которые оказались для меня напутствием, и сказать новому поколению скифологов: «Внимательно читайте источник! Scientia potentia est!»

А нашей кафедре я хотела бы пожелать, чтобы тот ручеек будущих скифологов, который в нее втекает, превратился в полноводную реку студентов, вкладывающих свои силы в дело, начатое Б.Н. Граковым и блестяще продолженное И.В. Яценко, в реку, которая называется «Скифская археология в России»!

Список сокращений:

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР. М. - Л.

РАНИОН — Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук ВДИ — Вестник Древней истории

Библиография:

Алексеев А.Ю., Качалова Н.К., Тохтасьев С.Р. Киммерийцы: этнокультурная принадлежность. СПб., 1993. Античные гимны. Гимны Каллимаха [перевод С.С. Аверинцева] / Под ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Издательство МГУ, 1988. С. 141-173.

Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М.: Наука, 1975.

Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. Т. 2. Л.: «Художественная литература», 1972.

Гомер. Илиада. Одиссея / [перевод Илиады — Н. Гнедича; Одиссеи — В. Жуковского]; Вступительная

статья С. Маркиша. — М.: Издательство «Художественная литература», 1967.

Городцов В. А. К вопросу о киммерийской культуре // Труды секции археологии РАНИОН. Вып. 2. М., 1928. С. 46-61.

Граков Б.М. Сюфи. Киев, 1947.

Дандамаев М.А. Данные вавилонских документов VI—V вв. до н. э. о саках // ВДИ. № 1, 1977. С. 22-35. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. 1982. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М.: Наука, 1982.

Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э. М. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1956.

Иванчик А.И. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII-VII вв. до н.э. М., 1996.

Иванчик А.И. Накануне колонизации. Берлин, М.: «Палеограф», 2005.

Крупнов Е. И. Археологические исследования в Кабардинской АССР в 1948 г. // Ученые записки Кабардинского научно-исследовательского института при Совете министров Кабардинской АССР. Т. V. Нальчик: Кабгосиздат, 1950. С. 195-275.

Кузнецова Т.М. Скифские памятники VII-III вв. до н. э. в междуречье Днепра и Днестра (район лиманов) / Научн. рук. И.В. Яценко. М., 1975.

Кузнецова Т.М. Историко-культурные связи Скифии VI-III вв. до н. э. Зеркала как исторический источник: диссертация ... кандидата исторических наук. М., 1988.

Кузнецова Т.М. Старые раскопки — новые находки // 60 лет кафедре археологии МГУ им. М.В. Ломоносова: Тез. докл. юбилейной конф., посвящ. 60-летию кафедры археологии Исторического

факультета МГУ им. М.В.Ломоносова: Москва. 20-24 декабря 1999 г. I Под ред. В.Л. Янина. М., 1999 С.138-141.

Кузнецова TM. Скифы и государства Ближнего Востока (хронология VII - VI вв. до н.э.) II Tезисы докладов Международной научной конференции: «Номады казахской степи: этносоциокультурные процессы и контакты в Евразии скифо-сакской эпохи». Астана, 2007. С. 29-31.

Кузнецова TM. Были ли киммерийцы кочевниками? II Северный Кавказ и мир кочевников в раннем железном веке I Под ред. В.И. Козенковой, В.Ю. Малашева. Материалы и исследования по археологии России. № 8. М.: «^ус», 2007а. С. 209-234.

Кузнецова TM. Скифы и Ближний Восток (7 - 6 вв. до н.э.) II Сборник докладов Международной научной конференции: «Номады казахской степи: этносоциокультурные процессы и контакты в Евразии скифо-сакской эпохи» I Под ред. З.С. Самашева. Астана, 2008. С. 106-113.

Кузнецова TM. Хронология скифского присутствия на Ближнем Востоке (по следам Геродота) II Хронология скифского присутствия на Ближнем Востоке (по следам Геродота) II Скифские интерпретации I Stratum plus. № 3 (2005-2009). СПб. - Кишинев - Одесса - Бухарест, 2009. C. 308-328. Кузнецова TM. Скифы и хронология Древнего Востока. Старожитносп степового Причорномор'я i Криму I Под ред. П.П. ^лочко, Г.Н. ^щева. ^м XIX. Запорiжжя: Запорiзький державний ушверситет, 2016. С. 70-93.

Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе II ВДИ. № 1. 1947. С. 253-316.

Powell J.E. A Lexicon to Herodotus. Cambridge: Cambridge University Press, 1938.

Bibliography:

Alekseev A.YU., Kachalova N.K., Tohtas'ev S.R. Kimmeriytsy: etnokul'turnaya prinadlezhnost'. SPb., 1993. Antichnye gimny. Gimny Kallimaha [perevod S.S. Averintseva] / Pod red. A.A. Taho-Godi. M.: Izdatel'stvo MGU, 1988. S. 141-173.

Bikerman E. Hronologiya drevnego mira. Blizhniy Vostok i antichnost'. M.: Nauka, 1975. Blok A. Stihotvoreniya. Poemy. Teatr. T. 2. L.: «Hudozhestvennaya literatura», 1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gomer. Iliada. Odisseya / [perevod Iliady — N. Gnedicha; Odissei — V. Zhukovskogo]; Vstupitel'naya stat'ya S. Markisha. — M.: Izdatel'stvo «Hudozhestvennaya literatura», 1967.

Gorodtsov V. A. K voprosu o kimmeriyskoy kul'ture // Trudy sektsii arheologii RANION. Vyp. 2. M., 1928. S. 46-61. Grakov B.M. Skifi. Kiev, 1947.

Dandamaev M.A. Dannye vavilonskih dokumentov VI—V vv. do n. e. o sakah II VDI. № 1, 1977. S. 22-35. Dovatur A.I., Kallistov D.P., Shishova I.A. 1982. Narody nashey strany v «Istorii» Gerodota. M.: Nauka, 1982. D'yakonov I.M. Istoriya Midii ot drevneyshih vremen do kontsa IV v. do n.e. M. - L.: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1956.

Ivanchik A.I. Kimmeriytsy. Drevnevostochnye tsivilizatsii i stepnye kochevniki v VIII-VII vv. do n.e. M., 1996. Ivanchik A.I. Nakanune kolonizatsii. Berlin, M.: «Paleograf», 2005.

Krupnov E. I. Arheologicheskie issledovaniya v Kabardinskoy ASSR v 1948 g. // Uchenye zapiski Kabardinskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta pri Sovete ministrov Kabardinskoy ASSR. T. V. Nal'chik: Kabgosizdat, 1950. S. 195-275.

Kuznetsova T.M. Skifskie pamyatniki VII-III vv. do n. e. v mezhdurech'e Dnepra i Dnestra (rayon limanov) / Nauchn. ruk. I.V. Yatsenko. M., 1975.

Kuznetsova T.M. Istoriko-kul'turnye svyazi Skifii VI-III vv. do n. e. Zerkala kak istoricheskiy istochnik: dissertatsiya ... kandidata istoricheskih nauk. M., 1988.

Kuznetsova T.M. Starye raskopki — novye nahodki // 60 let kafedre arheologii MGU im. M.V. Lomonosova: Tez. dokl. yubileynoy konf., posvyashch. 60-letiyu kafedry arheologii Istoricheskogo fakul'teta MGU im. M.V.Lomonosova: Moskva. 20-24 dekabrya 1999 g. / Pod red. V.L. Yanina. M., 1999 S.138-141. Kuznetsova T.M. Skify i gosudarstva Blizhnego Vostoka (hronologiya VII - VI vv. do n.e.) // Tezisy dokladov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: «Nomady kazahskoy stepi: etnosotsiokul'turnye protsessy i kontakty v Evrazii skifo-sakskoy epohi». Astana, 2007. S. 29-31.

Kuznetsova T.M. Byli li kimmeriytsy kochevnikami? // Severnyy Kavkaz i mir kochevnikov v rannem zheleznom veke / Pod red. V.I. Kozenkovoy, V.Yu. Malasheva. Materialy i issledovaniya po arheologii Rossii. № 8. M.: «Taus», 2007a. S. 209-234.

Kuznetsova T.M. Skify i Blizhniy Vostok (7 - 6 vv. do n.e.) // Sbornik dokladov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: «Nomady kazahskoy stepi: etnosotsiokul'turnye protsessy i kontakty v Evrazii skifo-sakskoy epohi» / Pod red. Z.S. Samasheva. Astana, 2008. S. 106-113.

Kuznetsova T.M. Hronologiya skifskogo prisutstviya na Blizhnem Vostoke (po sledam Gerodota) // Hronologiya skifskogo prisutstviya na Blizhnem Vostoke (po sledam Gerodota) // Skifskie interpretatsii / Stratum plus. № 3 (2005-2009). SPb. - Kishinev - Odessa - Buharest, 2009. C. 308-328. Kuznetsova T.M. Skify i hronologiya Drevnego Vostoka. Starozhitnosti stepovogo Prichornomor'ya i Krimu / Pod red. P.P. Tolochko, G.N. Toshcheva. Tom XIX. Zaporizhzhya: Zaporiz'kiy derzhavniy universitet, 2016. S. 70-93.

Latyshev V.V. Izvestiya drevnih pisateley grecheskih i latinskih o Skifii i Kavkaze // VDI. № 1. 1947. S. 253-316. Powell J.E. A Lexicon to Herodotus. Cambridge: Cambridge University Press, 1938.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.