т. Ю. ФЕДИНА
и. К. КАРПЕНКО-КАРЫЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЮГА РОССИИ
Автор впервые рассматривает творческую деятельность украинского драматурга и актера И. К. Кар-пенко-Карого в аспекте русско-украинских связей в художественной жизни Юга россии.
Ключевые слова: И. К. Карпенко-Карый, русско-украинские связи, художественная жизнь Юга россии.
Одним из реформаторов украинского театра, наряду с М. Л. Кропивницким, Н. К. Садовским. М. К. Заньковецкой, А. К. Саксаганским, был Иван Карпович Карпенко-Карый (Тобилевич) (1845-1907) - талантливый драматург, пьесы которого составляли основу репертуара дореволюционного украинского театра и определяли основное направление его развития в конце XIX -начале XX века. Известен Карпенко-Карый и как актер Театра корифеев и других ведущих украинских трупп.
Иван Карпович служил в полицейском управлении Елисаветграда - сначала помощником, а затем секретарем. В середине 1870-х годов он вместе с М. Л. Кропивницким организовал любительский кружок, которым занимался в течение нескольких лет, играл в пьесах Котляровского, Гоголя, Островского, Кухаренко. Сценическая деятельность стала в его жизни отдушиной; в драматическом кружке он был и руководителем, и режиссером, и актером. В эти же годы он проявил себя как театральный критик.
В советский период однозначно утверждалось, что Тобилевич участвовал в нелегальных кружках и был уволен со службы «специальным приказом министра внутренних дел за связь с революционерами» [1]. В настоящее время эта версия многими ставится под сомнение. Был ли на самом деле Карпенко-Карый связан с революционным движением? Директор Музея И. К. Карпенко-Карого Е. Лисняк (Кировоград) предполагает, что И. К. Тобилевич, активно продвигавшийся по служебной лестнице в течение 18 лет, стремился получить дворянский титул. Из его формулярного списка следует, что за хорошую службу он был отмечен орденом святого Станислава Ill степени (дворянство получали награжденные орденом I степени). «Революционная» биография драматурга, по мнению Е. Лисняк, началась лишь в
1883 году, когда Тобилевича уволили со службы [2]. А спровоцировали увольнение, во-первых, арест и ссылка в Сибирь за увлечение народничеством младшего брата его первой жены Надежды - Александра Тарковского (будущего отца поэта Арсения Тарковского), выросшего в его доме, и, во-вторых, то, что он приютил тайно приехавших в Елисаветград Александра и Софью Русовых, находившихся под надзором полиции.
Судьба на несколько лет связала Ивана Карповича с Донским краем. Весной 1884 года во время гастролей труппы М. Старицкого в Ростове-на-Дону в театр, где шла репетиция оперы «Утоплена» (хором и оркестром дирижировал Н. В. Лысенко), пришел полицейский чиновник, объявивший, что по решению жандармского управления И. К. Тобилевич высылается в Новочеркасск. Этот город он назвал «могилой». Сняв в доме художника Балашова небольшую, убого обставленную (стол и два ветхих кресла вместо кровати) комнату, ссыльный в поисках заработка сначала поступил в кузню, а затем учеником к переплетчикам. Переплетное дело позволило ему иметь хотя и небольшой, но стабильный заработок.
Спустя некоторое время к Тобилевичу приехала хористка труппы Кропивницкого Софья Витальевна Дитковская, которая разделила с ним все тяготы жизни изгнанника. Незадолго до ссылки он потерял жену и дочь (обе умерли от туберкулеза). Софья стала его второй женой. У них родилась дочь. Новая семья была спасе -нием для Ивана Карповича после всех пережи-
тых несчастий. Их союз на протяжении всей совместной жизни строился на взаимном уважении - словно в противовес бурным взаимоотношениям Садовского и Заньковецкой, наполненным ревностью, ссорами, упреками. Софья стала актрисой, помимо этого она переводила на украинский язык польские пьесы.
Во время новочеркасской ссылки (1884-1887) Карпенко-Карый написал свои лучшие пьесы, в том числе «Наймичку», премьера которой состоялась в Петербурге (1886). Зал рукоплескал Марии Заньковецкой в главной роли, а опальный автор пьесы, тайно приехавший в столицу, плакал в партере. Отметим, что во второй половине этого же года пьесы Карпенко-Карого были впервые изданы. Критика отмечала их сценичность и способность автора «схватывать новые явления жизни» [3]. Именно в Новочеркасске он целиком посвятил себя литературному труду. В этот нелегкий период к нему пришло признание.
В первый сборник произведений (Херсон, 1886) начинающего драматурга И. Карпенко-Карого вошли драмы «Бондаривна» и «Кто виноват?», а также комедия «Умный и дурак». Затем вышла в свет «Наймичка» (1887). Публика не была приучена читать пьесы, поэтому книги были мало востребованы, зато спектакли всегда шли с аншлагом.
Одной из первых пьес, обративших на себя внимание критики, стала «Бондаривна» - вариация на тему одноименной народной баллады. Драматург перенес действие в эпоху Богдана Хмельницкого. Рецензенты критиковали автора за схематизм характеров и холодность текста («пьеса лишена исторического колорита», «духа времени», который должен накладывать печать на героев и действие) [4]. В 1888 году один из критиков писал: «Драма неудачна именно потому, что не автор осилил этнографический элемент, а материал его драмы, песни о Бондаривне, взяли верх и потопили в себе весь драматизм картины: в этой пьесе Карого нет почти никакого психического анализа, а все построено на эпическом начале рассказа и песни. “Бондаривна”, скорее всего, мелодрама с комически-драматической фигурой сластолюбивого старосты, убивающего Тетяну ввиду разве необходимости кровавой развязки в конце, но никак не по причинам, вытекающим из свойств его личного характера» [5]. Тем не менее эта пьеса в течение многих лет оставалась в репертуаре украинского театра.
Хотя весной 1887 года И. К. Карпенко-Карому было разрешено вернуться на Украину, он еще до конца 1888 года находился на хуторе Надежда, названном им в память о первой жене, под гласным присмотром полиции (негласный присмотр сняли 12 марта 1903 г.). После ссылки Карпенко-Карый поселился с семьей в Киеве, где вместе с братом Афанасием Карповичем Саксаганским организовал в 1890 году Товарищество русско-украинских артистов, в котором выступал как актер.
Бытует мнение, что Карпенко-Карый не был выдающимся артистом. «Карпенко-Карого нельзя считать выдающимся артистом, - писал пуб-
лицист К. П. Злинченко, хорошо знакомый с его творчеством. - Он был не столько талантливым, сколько умным резонером. Особенно хорошо играл Пузыря в своем “Хозяине”, богатея Хому в “Чумаках” и др.» [6]. А. Лемещенко отмечает: «Как актер Карпенко-Карый не достиг великих вершин. В украинском театре того времени первенство принадлежало Марку Кропивницкому. В подборе ролей и игре Иван Карпович придерживался <...> амплуа “резонера” - актера, который <...> обращается к зрителю с нравоучительными монологами. По поводу его ролей один из критиков шутя заметил, что, когда на сцене появлялся Карпенко-Карый, зрительный зал затихал и скучал. Безусловно, были и успешные актерские работы» [7]. Автор ссылается, в частности, на впечатления режиссера Василя Василько от игры Карпенко-Карого в трагедии «Савва Чалый»: «Граф в исполнении Ивана Карпенко-Карого был доброжелательным, жизнерадостным магнатом. Густая, серебристая курчавая шевелюра. Большие выпестованные усы с подусниками, закрученные вверх. Одетый в дорогой кунтуш польского кроя, граф как будто сошел с картины польского художника Яна Матейко. Во дворец Потоцкий <.> входил величественно, медленно, милостиво принимая поклоны. Разговаривал тихо, много смеялся, иронизировал. Центральный эпизод встречи Потоцкого с Саввой Чалым Иван Карпович вел как разговор равного с равным». А. Лемещенко подчеркивает, что «актера Ивана Карпенко-Карого неоднократно видел и киевский зритель, а по приезде на гастроли в 1902 году “Киевская газета” положительно отзывалась о его актерском мастерстве» [8].
Таким образом, в первую очередь исследователи украинского театра оценивают Карпенко-Карого как крупнейшего украинского драматурга того времени, интерес к творчеству которого не исчерпан до настоящего времени.
Уход из жизни этого выдающегося деятеля украинского театра (1907) стал печальным событием в истории культуры, которое не осталось не замеченным общественностью Юга России. «Приазовский край» поместил в связи с этим четыре публикации.
7 сентября на страницах этой газеты появилось небольшое сообщение: «Гласным Елисавет-градской думы Тобилевичем получена из Берлина телеграмма о кончине в одной из клиник его брата, известного малорусского драматурга и актера Ивана Карповича Тобилевича, писавшего и выступавшего на сцене под именем Карпенко-Карого» [9].
10 сентября был помещен некролог, в котором отмечалось, что «малорусская литература теряет одного из выдающихся своих писателей». Завершался текст следующими словами: «Кто из любителей театра не знает его произведений -полных неподдельного юмора “Мартына Борули”, “Сто тысяч”, исторической пьесы “Бондаривна” и
др.» [10].
Вероятно, кто-то подсказал редакции, что судьба на несколько лет свела украинского драматурга
с Доном, и 11 сентября в разделе «Театр и музыка» была опубликована информация: «Маленькая деталь к напечатанной у нас вчера биографии на днях скончавшегося известного малорусского актера и драматурга И. К. Карпенко-Карого <...> в
1884 г. он был выслан в Новочеркасск, где и провел несколько лет и написал, между прочим, популярные пьесы “Бесталанна”, “Бондаривна” и “Мартын Боруля”» [11].
Затем вышла еще одна заметка. В ней подробно рассказывалось о похоронах драматурга. Отмечалось, что на границе вдову с телом покойного встретил и сопровождал далее А. К. Саксаганский [12].
Добавим, что Софья Витальевна послала Афанасию Карповичу из Берлина телеграмму, в которой сообщала о смерти мужа, просила выехать ей навстречу и захватить с собой 300 рублей, так как денег не хватало. Эту телеграмму он получил перед последним актом спектакля «Хозяин», который его труппа играла в Чернигове.
В поезд, в котором везли тело Карпенко-Карого, на всех остановках садились поклонники его творчества. На конечном пункте, помимо детей драматурга и его братьев, процессию встречала «масса народа, запрудившего всю станцию». Жители соседних хуторов сопровождали процессию. Выдающийся деятель украинского театра был похоронен в Курлюшино - родном селе Тобилевичей, рядом со своим отцом [13].
Такое внимание к кончине украинского драматурга доказывает, что его знали и помнили в России, в том числе в провинции, что его вклад в развитие театра получил высокую оценку не
только на его малой родине, но и в регионах, где особенно тесно происходило соприкосновение русской и украинской культур.
литература
1. Саксаганский П. К. Из прошлого украинского театра. М.; Л., 1938. С. 164.
2. Вареник Н. Дом Тобилевичей // Зеркало недели / Человек. № 48 (627). 2006. 16-22 дек. URL: http://www.zn.ua/3000/3760/55369
3. Г. Три пьесы Ив. Карого // Киевская старина. 1887. Февр. С. 342.
4. Там же. С. 343.
5. Иг. Ж. «Збирнык творив» и «Наймычка» Карпенко-Карого // Киевская старина. 1888. Сент. С. 65-68.
6. Лирнык К. (Злинченко К.) Несколько слов об артистах украинского театра // Отклики Кавказа. 1914. № 40.
7. Цит. по: Лемещенко А. Жизнь актера и драматурга, отданная Мельпомене: К 160-летию со дня рождения новатора украинской драмы Ивана Кар-пенко-Карого // Киевский телеграф: общественнополитический еженедельник. URL: htth://telegrafua. com/280/culture/4779
8. Там же.
9. Театр и музыка. Смерть И. К. Карпенко-Каро-го // Приазовский край. 1907. 7 сент. № 237.
10. И. К. Тобилевич (Карпенко-Карый) // Там же. № 239.
11. Театр и музыка // Там же. № 240.
12. Театр и музыка. Похороны Ив. Карп. Тобиле-вича (Карпенко-Карого) // Там же. № 246.
13. Там же.
T. YU. FEDINA. I. K. KARPENKO-KARIY IN ARTISTIC LIFE OF SOUTH OF RUSSIA
The author deals with artistic activity of Ukrainian playwrighter and actor I. K. Karpenko-Kariy in the aspect of Russian-Ukrainian relations in Artistic life of South of Russia for the first time.
Key words: I. K. Karpenko-Kariy, Russian-Ukrainian relations, Artistic life of South of Russia.
с. В. ИВАНОВА
НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ЖЕНСКОГО КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РОССИИ (XV1П-Х1Х века)
В статье обзорно показан малоизвестный аспект отечественной музыкальной культуры XVШ-XIX столетий: вокальная и оперная музыка русских женщин-композиторов.
Ключевые слова: дилетанты, композиторы-исполнители, русские женщины-композиторы.
Становление традиции любительского музицирования послужило стимулом для развития женского музыкального творчества в России XIX века, когда в среде светских музыкальных кружков постепенно сформировался тип свободного артиста-аристократа. Среди просвещенных диле-
тантов - исполнителей, композиторов, занимавшихся творчеством на профессиональном уровне своего времени, но лишь ради собственного удовольствия, - были как мужчины, так и женщины.
О русских сочинительницах музыки известно немного. Отечественные музыковеды до недавне-