УДК 72-051(=161.1)"1821/1874"
Н. Л. Щербак
И. И. Горностаев - архитектор, историк искусств, педагог: к 200-летию со дня рождения
Тематика сохранения национальной культуры связана с творчеством известного архитектора и историка искусств Ивана Ивановича Горностаева (1821-1874), который популяризировал русскую культуру и ее неповторимую самобытность. В статье рассмотрена деятельность И. И. Горностаева как архитектора Императорской Публичной библиотеки (его основные работы - специальный зал для хранения инкунабул («Кабинет Фауста») и Новый читальный зал (совместно с архитектором В. И. Собольщиковым)), а также Санкт-Петербургского университета (здание для ботанической лаборатории с оранжереей и перестроенное здание «для игры в мяч» для размещения там библиотеки, физического кабинета и обсерватории). Он автор двух проектов - Иверского собора Николо-Бабаевского монастыря и Казанского собора Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого монастыря. Отражены его достижения в педагогической деятельности как автора первого в России систематического курса по истории изящных искусств. Показана роль И. И. Горностаева в изучении истории искусств Древнего мира, средних веков и Возрождения.
Ключевые слова: И. И. Горностаев, Императорская Публичная библиотека, Академия художеств, Рисовальная школа, художественное образование, архитектура, история изящных искусств
Nadezhda L. Shcherbak
I. I. Gornostaev - architect, art historian, teacher: to the 200th anniversary of the birth
The theme of preserving national culture is associated with the work of the famous architect and art historian Ivan Ivanovich Gornostaev (1821-1874), who popularized Russian culture and its unique originality. The article examines the activities of I. I. Gornostaev as the architect of the Imperial Public Library (his main works are a special room for storing incunabula («Faust's Cabinet») and the New Reading Room (together with the architect V. I. Sobolshchikov)), as well as Saint-Petersburg University (according to his designs, a building was built for a botanical laboratory with a greenhouse, and the building was rebuilt «for playing ball» to accommodate a library, a physics study and an observatory there). He is the author of two projects - the Iversky Cathedral of the Nikolo-Babaevsky Monastery and the Kazan Cathedral of the Transfiguration Ust-Medveditsky Monastery. Reflected his achievements in teaching as the author of the first systematic course in the history of fine arts in Russia. The role of I. I. Gornostaev in the study of the history of art of the Ancient World, the Middle Ages and the Renaissance is shown.
Keywords: I. I. Gornostaev, Imperial Public Library, Academy of arts, Drawing school, art education, architecture, history of fine arts DOI 10.30725/2619-0303-2021-2-182-188
Иван Иванович Горностаев родился 11 (23) декабря 1821 г. в г. Выксе Тамбовской губернии в семье управляющего имениями владельца Выксинских заводов Ивана Максимовича Горностаева. Его родным дядей был архитектор и художник Алексей Максимович Горностаев. Мальчик с детства хорошо рисовал и именно под влиянием дяди заинтересовался национальным русским зодчеством, решив связать свою жизнь с изучением истории искусства.
В 1820-х гг. семья Горностаевых переехала в Петербург, где отец получил место старшего помощника столоначальника в Департаменте разных податей и сборов. В 1840 г. Иван Горностаев был зачислен вольноприходящим в Академию художеств для занятий в архитектурном
классе. Он занимался у знаменитого архитектора А. П. Брюллова, изучал памятники древности и средневековья разных стран мира. В 1842 г. он получил образование архитектора, в 1846 г. -звание неклассного художника [1, с. 71].
С 1846 по 1851 г. И. И. Горностаев путешествовал за границей. Пять лет он знакомился с историей мирового искусства. Помимо Европы (Италия, Франция, Германия), он посетил Турцию, Египет, Малую Азию. В главных мировых художественных центрах Горностаев изучил многие бесценные памятники древности и средневековья. Вернувшись в 1851 г. в Санкт-Петербург, он занялся частной практикой. За проект столичного почтамта он получил звание академика (1854 г.).
1 марта 1856 г. Горностаев поступил на службу в Императорскую Публичную библиотеку (ИПБ), где официально значился канцелярским чиновником без жалованья, а фактически был помощником В. И. Собольщикова, который служил в Библиотеке с 1834 г. архитектором и заведующим отделениями Россики и изящных искусств и был мужем его родной сестры.
Горностаев принял участие в жизни Библиотеки еще в 1852 г. В начале 1850-х гг. самым примечательным украшением зала № 1 Отдела рукописей был портрет императора Николая I работы художника Ф. О. Будкина. У подножья портрета на пьедестале находился ковчег, в котором хранились подлинные акты и узаконения Библиотеки [2, с. 68]. По обеим сторонам пьедестала были установлены аналои, на которых лежали два памятника древнерусской книжной культуры - Остромирово Евангелие (10561057 гг.) и московский «Апостол» 1564 года [2, с. 68-69], они были в великолепных по богатству и изяществу окладах, сделанных по эскизам И. И. Горностаева. Эскизы лично были утверждены императором Николаем I. Сами оклады были сделаны на пожертвования купца, благотворителя П. В. Голубкова придворным ювелиром И. П. Сазиковым. Как сказано в Отчете ИПБ за 1852 г., «материальное великолепие окладов ныне вполне соответствует внутренней ценности первоначатков нашей письменности и нашего книгопечатания» [3, с. 14]. В 1852 г. фолианты накрыли стеклянными колпаками.
В 1932 г. богато украшенный оклад Остро-мирова Евангелия привлек внимание злоумышленников. Рукопись была похищена. Оклад нашли в тот же день, но в деформированном виде. Он восстановлен не был. Уникальная древнерусская книга, к счастью, не пострадала, но с тех пор хранится в сейфе [4, с. 20]. После капитальной реставрации 1956 г. памятник мировой культуры в расплетенном виде находится в специально изготовленном футляре из старого дуба. Оклад для одного из экземпляров московского «Апостола» (1564 г.), изготовленного по эскизу И. И. Горностаева, и сегодня можно увидеть в Отделе редкой книги Российской национальной библиотеки (РНБ).
В 1857 г. И. И. Горностаев под руководством В. И. Собольщикова и по инициативе книговеда Р. И. Минцлова спроектировал специальный зал для хранения инкунабул - «Готическую залу», имитирующую облик средневековой монастырской библиотеки. Горностаев не только разработал проект Зала инкунабул, но и принимал непосредственное участие в росписи сводов потолка, стен в арках и колонн. «Редкая задача могла прийтись больше по душе И. И. Горноста-
еву <...>. Войдите в эту обширную палату - и вы подумаете, что очутились в самом деле в одном из древних католических монастырей Запада, в одном в одном из тех уголков, где зачиналась в тиши и уединении европейская наука.», -писал историк искусства, музыкальный и художественный критик, сотрудник ИПБ В. В. Стасов [5, стб. 143].
22 января 1858 г. Готический зал (Зал инкунабул) был торжественно открыт. Он был освящен священником Казанского собора М. Я. Мо-рошкиным. Войдя в зал через железную дверь с накладными украшениями и огромным замком, посетители видели громадные темные дубовые шкафы, заполненные первопечатными книгами (инкунабулами), изящно расписанный сводчатый крестообразный потолок, поддерживавшийся массивным четырехугольном столбом, стрельчатые окна с цветными стеклами, глубокие кресла за массивным столом. Мебель в средневековом стиле была изготовлена по чертежам И. И. Горностаева столяром В. Власовым [6, с. 15]. Над столбом нарисованы гербы первых книгопечатников (И. Фуста, П. Шеффера и др.) и имеются надписи готическим шрифтом: «Здесь стоят первенцы типографического искусства», «Имя Иоганна Гутенберга - изобретателя книгопечатания останется жить вечно». В художественной росписи сводов потолка, колонн принимал участие Горностаев.
В 1858 г. в Зале прибавились: «1) поставец для книг с цепями, к которым они прикрепляются; 2) часы.; 3) огромный, поворачивающий на своем стержне, аналой для нотных фолиантов. Все три предмета были выполнены весьма изящно и совершенно в средневековом стиле по рисункам И. И. Горностаева» [7, с. 16-17]. Часы по эскизу Горностаева изготовил швейцарский часовщик Ю. Роберт, в них «строго выдержан стиль залы: общая форма, неброскость украшений, циферблат, стрелки, цифры все сделано по памятникам искусства средних веков. Даже вместо колокольчика или пружины для боя употреблена кукушка» [цит. по: 6, с. 16]. За проектирование и оформление «Кабинета Фауста» директор ИПБ М. А. Корф представил И. И. Горностаева к ордену Св. Станислава III степени.
Узкая комната, находившаяся рядом с «Кабинетом Фауста», в которой ранее размещались дублеты, была отделана в том же 1857 г. Она стала дополнением к Залу инкунабул, и в ней хранились издания венецианского типографа XV-XVI вв. Альда Мануция и голландских типографов XVI-XVII столетий Эльзевиров [8, с. 11-12].
В 1860 г. архитектором Собольщиковым была начата постройка Нового читального зала
ИПБ. В его проектировании и художественном оформлении принимал участие И. И. Горностаев. В фундамент будущего здания корпуса с Новым читальным залом был заложен специальный камень, на котором было иссечено, что строителем нового корпуса Библиотеки является архитектор Василий Собольщиков, а его помощником - академик Иван Горностаев [9, с. 33]. Это был первый зал, построенный специально для занятий читателей. Он превосходил по размерам залы многих европейских библиотек и уступал лишь ротонде Британского музея. В. В. Стасов писал о Горностаеве: «То немногое, что ему удавалось сделать архитектурного, носило всегда на себе печать красоты, ума и зрелого обдумывания, и свидетельствовало также всегда о самом глубоком чувстве архитектурных стилей. Здесь я на первом месте укажу на читальный зал Императорской Публичной библиотеки <...>. Взгляните, какие благородные пропорции у всего вместе, какое гармоническое распределение масс, какие изящные формы этих громадных пяти окон, равняющихся каждое целым воротам, какое удачное распределение выступов и углублений, какой веселый, здоровый и вместе общий вид целого, какое превосходное отношение размеров в ширину и вышину!» [4, стб. 141-142]. Художественное изящество читального зала -несомненная заслуга И. И. Горностаева.
Горностаев был активным помощником В. И. Собольщикова и в Отделении изящных искусств. После завершения десятитомного каталога «Основное собрание гравюр» (1843-1849), Собольщиков в 1850-е гг. начал составлять указатель портретов, хранящихся в ИПБ. Одним из помощников в составлении данного каталога был И. И. Горностаев. Горностаев также обрабатывал новые поступления литературы по искусству и отражал их в систематическом и алфавитном каталогах. В 1861 г. В. И. Собольщиков докладывал директору ИПБ М. А. Корфу, что по Отделению изящных искусств все книги внесены в каталоги: инвентарный, алфавитный и систематический, и что последний каталог был полностью переписан на карточки Горностаевым [10, с. 129].
В декабре 1859 г. Библиотеку посетили император Александр II и императрица Мария Александровна. Во время встречи императрице был преподнесен альбом с рисунками. За поднесенный альбом И. И. Горностаев был награжден бриллиантовым перстнем [11]. К сожалению, проследить судьбу этого альбома не удалось.
В Библиотеке Горностаев трудился до 1 января 1871 г.
Кроме Библиотеки у Горностаева было много дел и обязанностей. В 1859 г., после ут-
верждения нового устава Императорской Академии художеств, Горностаева как серьезного искусствоведа, познавшего историю искусств не только по книгам, но и воочию, пригласили в Академию читать курс истории изящных искусств. Этот курс в России нигде ранее не преподавался, никаких источников на русском языке не было, поэтому Горностаеву необходимо было детально изучить существующую иностранную литературу по предмету. Он знакомил слушателей с народными обычаями, традициями, костюмами и памятниками культуры Древнего мира и Средних веков. Рассчитан курс был, прежде всего, на художественные классы Академии художеств. Воспитанники Академии любили и ценили лектора И. И. Горностаева за многосторонний подход в преподавании любых направлений и стилей в искусстве. В числе его слушателей были И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. А. Гартман, И. П. Ропет и другие выдающиеся художники и архитекторы [5, стб. 148].
В своих лекциях Горностаев рассматривал историю искусства каждого народа не изолированно, а во взаимосвязи со спецификой жизни на конкретной территории. Он подчеркивал, что, изучая историю цивилизаций, нельзя останавливаться лишь на социально-экономической и политической темах. Для целостного понимания необходимо рассмотреть и область искусства. Именно здесь, по его мнению, в наивысшей степени проявляется народный характер, поэтому данная наука позволяет ближе всего познакомиться с особенностями развития жизни общества [12, с. 7; 13, с. 79-80]. Курс истории изящных искусств находился на одном уровне с лучшими подобными же курсами в Западной Европе - в Германии, Франции и Англии. Впервые молодому поколению художников говорилось об искусстве как о высокой творческой деятельности, которая состоит в вечной неразрывной связи с природой и народностью страны, с религией, литературой, уровнем интеллектуального развития.
Заведующий музеем Академии художеств А. В. Прохоров писал о лекциях Горностаева искусствоведу А. В. Половцову: «Древний мир, Средние века и эпоха Возрождения [бывали] на его лекциях перед нами в своих чудесных памятниках. Он сам как художник-архитектор, горячо любивший искусство и много путешествовавший, часто на лекциях искренне увлекался при описании виденных и рисованных им памятников ис[кусства] в Египте, Греции, Италии и др.» [цит. по: 13, с. 80-81]. На лекциях Горностаев обязательно делал разборы текущей выставки в Академии художеств. Ученики часто обращались к нему за советами и справками,
которые он всегда охотно давал на лекциях и в Библиотеке. Вместе со своими воспитанниками Горностаев часто посещал Эрмитаж, где ими изучались памятники художественной культуры. Для них же он проводил обозрения по Отделению изящных искусств ИПБ, знакомил с ценными произведениями печатной графики.
На основе лекций Горностаевым был подготовлен литографированный курс «История искусства и костюма у народов древнего мира» (1860), который состоял из двух томов, в первом томе имелись разделы: 1. Индия, Восточная Азия, Китай, Центральная Америка. 2. Египет. 3. Западная Азия. 4. Малая Азия; во втором томе - 1. Греция. 2. Этрурия. 3. Рим [14]. Со временем эти материалы сложились в стройную систему. В течение 1861-1863 гг. вышли три тома лекций И. И. Горностаева «История искусства и костюма у народов древнего мира и средних веков» [15], изданные так же литографским способом. Все литографированные лекции снабжены авторскими рисунками, чертежами, планами (их около 800). За первые два тома данного курса Императорская Академия художеств в 1862 г. присудила Горностаеву Вторую Демидовскую премию.
Для воспитанников Академии художеств Горностаев составил и выпустил литографическим способом лекции по основам начертательной геометрии, и отдельно по темам «Главнейшие правила перспективы» и «Теория теней: (по Адемару)» [16-18]. Снабженные его же рисунками, чертежами и планами, они имели успех и за пределами Академии художеств. В 1873 г. вышел его географический очерк по Греции [19].
В марте 1869 г. императрица Мария Александровна высказала пожелание, чтобы Горностаев прочел пять лекций по истории изящных искусств во дворце [13, с. 81; 20]. За свои лекции в 1869 г. он получил орден Св. Анны II степени. В 1870 г. Общество поощрения художников пригласило Горностаева заведовать классом художественно-промышленного искусства. В 1871 г. ученики этого класса приняли участие в Московской политехнической выставке, где были высоко оценены. В 1873 г. его ученики участвовали в Венской всемирной выставке.
На выставке Академии художеств 1880 г. была представлена акварель ученицы Рисовальной школы Общества поощрения художников Ольги Акимовны Кочетовой «Средневековый зал инкунабул в Императорской Публичной библиотеке», которую приобрел император Александр II. В настоящее время данная работа экспонируется в Отделе редких книг. На ней можно увидеть не только Кабинет Фауста 1880 г., но и главного хранителя, организатора данного Кабинета Рудольфа Ивановича Минцлова.
Параллельно с успешной научно-педагогической деятельностью в области истории искусств Горностаев продолжал заниматься и архитектурной работой. В 1860 г. он получил вторую премию на конкурсе проектов памятника «Тысячелетие России» (первое место получил проект художника М. О. Микешина). Проект Горностаева не выглядел чем-то особенным в главной своей фигуре: Русь была представлена у него в виде древнерусской женщины в шлеме. Зато один из предложенных для нее проектов пьедесталов отличался изяществом и самобытностью. И. И. Горностаев сделал пьедестал круглым, и он весь состоял из непрерывного ряда горельефных фигур, представляющих собой важных личностей для русской истории. На тот момент этот прием был новым, оригинальным, и лишь в дальнейшем он стал использоваться. Так, при создании пьедестала к самому памятнику «Тысячелетие России» (проект архитектора В. А. Гартмана) был использован этот прием. Его же применил архитектор Д. И. Гримм при разработке проекта пьедестала к памятнику Екатерины II [4, стб. 145-146].
В апреле 1867 г. совет Санкт-Петербургского университета избрал Горностаева на должность архитектора. В этом же году для Университета по его проекту было построено здание для ботанической лаборатории с оранжереей (Университетская наб., д. 9, во дворе). Инициатором и организатором создания такой лаборатории выступил ученый-ботаник, профессор Андрей Николаевич Бекетов. Его дочь, М. А. Бекетова, вспоминала: «Отец добился того, что тогдашний кадетский корпус безвозмездно уступил университету большой участок земли, находившийся за стенами учебного плаца. На этом участке разведен был ботанический сад и построен трехэтажный дом, который стоял на высоком месте как раз посредине участка. К дому примыкали три небольшие оранжереи, где были, между прочим, прекрасные пальмы и древовидные папоротники. <...> В ботаническом доме были кабинеты профессоров, аудитории студентов, квартиры ученого садовника и лаборанта. Дом был снабжен всевозможными пособиями, в числе которых был гербарий, составленный из среднеазиатских коллекций тестя отца - Карелина, и несколько сот больших ботанических таблиц, художественно исполненных акварелью» [21, с. 656]. И далее: «В этом уютном Красном доме, который отец называл по-итальянски Casa rossa, он занимался наукой и читал лекции, проводя там по нескольку часов в день» [21, с. 657]. Здание было построено в стиле необарокко.
Позднее, в 1872-1873 гг., Горностаев составил проект перестройки здания «для игры в
мяч» (Университетская наб., д. 9, во дворе) для размещения там библиотеки, физического кабинета и обсерватории Университета. Громадный мрачный сарай он превратил в ярусы легких светлых галерей. Особенно впечатляет круглая цилиндрическая башня из кирпича с вращающимся деревянным павильоном для спектрометрических наблюдений. Однако довести свой проект до завершения архитектор не успел.
В 1868 г. Горностаев перестроил доходный дом Д. И. Чубинова (наб. канала Грибоедова, д. 115). Он надстроил здание на один этаж, при этом частично изменил фасад. В облике этого доходного дома сочетаются черты двух стилей - классицизма и эклектики. В 1873 г. Горностаев создал проект садовой ограды для сада Ф. К. Сан-Галли (Лиговский пр., д. 62). Ограда была отлита на заводе Сан-Галли. В ее основании - темно-красный гранит. Узорчатые звенья решетки, треугольные завершения ворот выполнены в старорусском стиле. Установлена ограда была в 1881 г. [22, с. 99-100].
И. И. Горностаев - автор проектов ряда монументальных надгробных памятников: композитору М. И. Глинке на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре и архитектору, родному дяде, А. М. Горностаеву на кладбище Троице-Сергиевой пустыни.
Памятник на могиле М. И. Глинки был установлен в 1857 г. Монумент этот выполнен в византийском стиле. На фризе, над медальоном с портретом Глинки иссечена нотная строка начала хора «Славься!» из оперы «Жизнь за Царя» с текстом: «Славься, славься, Святая Русь!».
Эту оригинальную деталь эмоционально отметил Стасов: «Пусть мне не говорят, что это мелочь, что это лишь второстепенная подробность: я так высоко ценю все самостоятельное и новое в искусстве, я так редко их встречаю, что искренне радуюсь всякий раз, когда их нахожу, где бы то ни было, хотя бы даже в деталях» [5, стб. 146].
Другой уникальный надгробный памятник по рисунку И. И. Горностаева был изготовлен в 1863 г. на могилу А. М. Горностаева. Он в виде древнехристианского креста, на котором вырезаны изображения основных архитектурных работ А. М. Горностаева. Современники называли этот памятник - «замечательным художественным произведением» [5, стб. 146].
Наибольший интерес в архитектурном творчестве Горностаева представляют два проекта соборных храмов, которые построены в провинциальных монастырях - Николо-Бабаевском и Усть-Медведицком и связаны с именем епископа Игнатия (Д. А. Брянчанинова), лично знавшим Горностаева.
Проект первого соборного храма был задуман в честь Иверской иконы Божией Матери, хранящейся в Николо-Бабаевском монастыре. 21 мая 1865 г., в день празднования иконы Божией Матери Владимирской император Александр II утвердил проект И. И. Горностаева. «Над построением храма Богоматери, - писал епископ Игнатий своему брату П. А. Брянчани-нову, - очевиден перст Богоматери. Даруется человекам, труждающимся в деле, помощь, вместе даруется им побороться с препятствиями и поскорбеть для их же душевной пользы, чтобы очистить дело от примеси тщеславия и других увлечений, чтобы оно было совершено в бого-мудром смиренномудрии. Таков обычный ход дел, покровительствуемых Богом» [цит. по: 23, с. 449]. Строительство соборного храма продолжалось 12 лет (1865-1877), отделочные работы завершились в 1895 г., после смерти автора проекта [24]. В 1940 г. храм был взорван. Новое здание Иверского собора было возведено в 2010-2014 гг.
В 1870-1871 гг. И. И. Горностаев создал проект второго храма, посвященного Казанской иконе Божией Матери, хранящейся в Спасо-Преображенском Усть-Медведицком монастыре Области Войска Донского (ныне - г. Серафимович). На игуменью Арсению (А. М. Серебрякову), настоятельницу Усть-Медведицкого монастыря, произвел сильное впечатление Иверский собор Николо-Бабаевского монастыря. По ее просьбе Горностаев составил план Казанского собора Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, он был задуман в форме латинского креста. Строительство храма началось весной 1874 г., в июне 1874 г. были освящены места для постройки, в 1875 г., уже после смерти автора проекта, состоялась закладка собора. Строительство велось под наблюдением игуменьи (храм впоследствии стал для нее усыпальницей) и архитектора Области Войска Донского, академика А. А. Ященко [24].
В 1929 г. собор был закрыт. В 1992 г. начались восстановительные работы. Спустя 20 лет, 9 сентября 2012 г. храм Казанской Божией Матери был освящен.
Иван Иванович Горностаев умер 29 ноября (11 декабря) 1874 г. Его похоронили на Шу-валовском кладбище Санкт-Петербурга рядом с В. И. Собольщиковым, обе могилы впоследствии утрачены.
Горностаев был не только талантливым художником и исследователем. Он достиг огромного успеха в преподавательской деятельности, став первым в России лектором и популяризатором истории искусства, одной из самых значимых наук, изучающих процесс развития народов мира.
Список литературы
1. Острой О. С. Иван Иванович Горностаев (18211874) // Острой О. С. Архитекторы Императорской Публичной библиотеки. Санкт-Петербург, 2000. С. 71-77.
2. Путеводитель по Императорской Публичной библиотеке. Санкт-Петербург, 1852. 140 с.
3. Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1852 год. Санкт-Петербург, 1853. 112 с.
4. Розов Н. Н. Остромирово евангелие в Публичной библиотеке: 150 лет хранения и изучения // Труды Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1958. Т. 5 (8). С. 9-32.
5. Стасов В. В. Иван Иванович Горностаев: читано в собр. Петерб. архитектур. о-ва 3 дек. 1874 г. // Собрание сочинений. Санкт-Петербург,1894. Т. 2. Стб. 139-150.
6. Зверева И. С. За дверью «Кабинета Фауста» (история Отдела редкой книги Российской национальной библиотеки) // Книжная старина: сб. науч. тр. Санкт-Петербург, 2015. Вып. 3. С. 5-103.
7. Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1858 год. Санкт-Петербург, 1859. 150 с.
8. Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1857 год. Санкт-Петербург, 1858. 152 с.
9. Корф М. А. Императорская Публичная библиотека в эпоху перехода в ведомство Министерства народного просвещения: (Краткий очерк ее прошедшего и настоящего). Санкт-Петербург, 1863. 72 с.
10. Коновалова М. Н. История каталогизации фондов Российской национальной библиотеки, 1795-1917 гг. / подгот. к печати и коммент. Г. В. Михеевой; науч. ред. Г. В. Михеева, Р. С. Гиляревский. Санкт-Петербург, 2014. 303 с. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000007674/view (дата обращения: 16.04.2020).
11. Отдел архивных документов (ОАД РНБ). Ф. 1. Оп. 1. 1860. Д. 52. Л. 3.
12. Горностаев И. И. История искусства Средних веков: Романский стиль. Санкт-Петербург, 1864. 354 с.
13. Острой О. С. Иван Иванович Горностаев (18211874, в Библиотеке 1856-1870) // Острой О. С. Труды, в которых отразился век: историки искусства в Публичной библиотеке: конец XVIII - начало ХХ вв. / РНБ. Санкт-Петербург, 2004. С. 74-83.
14. Горностаев И. И. История искусства и костюма у народов древнего мира: лекции. Санкт-Петербург, 1860. Т. 1-2.
15. Горностаев И. И. История искусства и костюма у народов древнего мира и средних веков: лекции. Санкт-Петербург, 1861-1863. Т. 1-3.
16. Горностаев И. И. Краткое изложение первых правил начертательной геометрии: курс для сред. кл. Акад. художеств. Санкт-Петербург, 1862 (обл. 1863). 213 с.: черт.
17. Горностаев И. И. Главнейшие правила перспективы: курс для сред. кл. Имп. Акад. художеств. Санкт-Петербург, 1863. 254 с.: черт.
18. Горностаев И. И. Теория теней: (по Адемару): прил. к начертат. геометрии. Санкт-Петербург, 1863. 95-212 с.: черт.
19. Горностаев И. И. Греция: геогр. очерк. СПб.: Дмитриев, 1873. 131 с.: ил.
20. Российский государственный исторический архив. Ф. 789. Оп. 6. 1869. Ед. хр. 46. Л. 5 об.
21. Бекетова М. А. Шахматово. Семейная хроника / вступ. ст. и публ. С. С. Лесневского, З. Г. Минц // Литературное наследство. Москва, 1982. Т. 92, кн. 3. С. 636-787.
22. Смышляев В. А. Сан-Галли - человек и завод: [жизнь и деятельность заводчика Сан-Галли]. СПб.: Нестор, 2007. 333 с.: ил. (Библиотека Института Петербурга).
23. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчани-нова. М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставроп.: Рос. нац. б-ка, 2002. 512 с.
24. Берташ А. Горностаев Иван Иванович // Православная энциклопедия. Москва, 2006. Т. 12. 130-133.
References
1. Ostroy O. S. Gornostaev Ivan Ivanovich (1821-1874). Ostroy O. S. Architects of the Imperial Public Library. SPb.: Nat. Libr. of Russia, 2000. 71-77 (in Russ.).
2. Guide to the Imperial Public Library. Saint-Petersburg, 1852. 141 (in Russ.).
3. Report of the Imperial Public Library for 1852. Saint-Petersburg, 1853. 112 (in Russ.).
4. Rozov N. N. Ostromir Gospel in the Public Library: 150 years of storage and study. Proceedings of the Public Library after M. E. Saltykov-Shchedrin. Leningrad, 1958. 5 (8), 9-32.
5. Stasov V. V. Ivan Ivanovich Gornostaev: read in the coll. of the Saint-Petersburg archit. society Dec. 3 1874. Collected Works. Saint-Petersburg, 1894. 2, col. 139-150 (in Russ.).
6. Zvereva I. S. Behind the door of «Cabinet of Faust» (the history of the Department of the rare book of the Russian National Library). Book antiquity: coll. of proc. Saint-Petersburg, 2015. 5-103 (in Russ.).
7. Report of the Imperial Public Library for 1858. Saint-Petersburg, 1859. 150 (in Russ.).
8. Report of the Imperial Public Library for 1857. Saint-Petersburg, 1858. 152 (in Russ.).
9. Korf M. A. Imperial Public Library in era of transition to Ministry of Public Education: short past and present essay. Saint Petersburg, 1863. 72 (in Russ.).
10. Konovalova M. N.; Mikheeva G. V. (publ., comment., sci. ed.); Gilyarevskiy R. S. (sci. ed.) History of cataloging of collections of National Library of Russia, 1795-1917. Saint-Petersburg: Nat. Libr. of Russia, 2014. 303. URL: https:// vivaldi.nlr.ru/bx000007674/view (accessed: Febr. 28.2019) (in Russ.).
11. Department of Archival Documents of National Library of Russia (DAD NLR). F. 1. Op. 1. 1860. N 52. 3 (in Russ.).
12. Gornostaev I. I. The history of art of the Middle Ages: Romanesque style. Saint-Petersburg, 1864. 354 (in Russ.).
13. Ostroy O. S. Gornostaev Ivan Ivanovich. Ostroy O. S. Works reflecting the century: art historians in the Public Library: late 18th - early 20th centuries. Saint-Petersburg, 2004. 74-83 (in Russ.).
14. Gornostaev I. I. The history of art and costume among the peoples of the ancient world: lect. Saint-Petersburg, I860. 1-2 (in Russ.).
15. Gornostaev I. I. The history of art and costume among the peoples of the ancient world and the Middle Ages: lect. Saint-Petersburg, 1861-1863. 1-3 (in Russ.).
16. Gornostaev I. I. A summary of the first rules of descriptive geometry: a course for the middle classes of the Academy of Arts. Saint-Petersburg, 1862 (region 1863). 213 (in Russ.).
17. Gornostaev I. I. The most important rules of perspective: a course for the middle classes of the Academy of Arts. Saint-Petersburg, 1863. 254 (in Russ.).
18. Gornostaev I. I. Shadow theory: (according to Ademar): an application to descriptive geometry. Sankt-Petersburg, 1863. 95-212 (in Russ.).
19. Gornostaev I. I. Greece: a geographical sketch. SPb.: Dmitriev, 1873. 131 (in Russ.).
20. Russian State Historical Archive. F. 789. Op. 6. 1869. N 46. 5 turn (in Russ.).
21. Beketova M. A.; Lesnevsky S. S. (introd., publ.), Mints Z. G. (introd., publ.). Shakhmatovo. Family chronicle. Literary heritage. Moscow, 1982. 92, bk. 3, 636-787 (in Russ.).
22. Smyshlyaev V. A. San Galli - a man and a plant: [life and work of the breeder of San Galli]. . SPb.: Nestor, 2007. 333: ill. (Library of the Institute of Saint-Petersburg).
23. Biography of Bishop Ignatius Brianchaninov. M.: Ignatius of Stavropol Publ. house; Nat. library of Russia, 2002. 512 (in Russ.).
24. Bertash A. Gornostaev Ivan Ivanovich. Orthodox encyclopedia. Moscow, 2006. 12,130-133 (in Russ.).