Научная статья на тему 'И. Э. Клюканов. Коммуникативный универсум'

И. Э. Клюканов. Коммуникативный универсум Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
324
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Султанова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. Э. Клюканов. Коммуникативный универсум»

И.Э. Клюканов

КОММУНИКАТИВНЫЙ УНИВЕРСУМ*

Серия «Нитапка8» основана в 1999 г. Автор проекта и главный редактор - С.Я. Левит. Серия «НитапкаБ» ориентирована на науки о человеке, обществе и культуре. В этой серии вышли книги по культурологии, философской антропологии, социологии, истории культуры. Изданы книги Н. Автономовой, С. Великовского, П. Гайденко, П. Гуревича, В. Губина, Б. Губмана, А. Каравашкина, И. Кондакова, Л. Лебедева, Л. Микешиной, Г. Померанца, Б. Пружинина, В. Розина, С. Семеновой, Г. Тавризян и других известных отечественных ученых. В ее подготовке принимают участие ведущие специалисты Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам, Института философии РАН.

В 2010 г. в издательстве «РОССПЭН» (Российская политическая энциклопедия) в этой серии издана книга профессора И.Э. Клюканова «Коммуникативный универсум» (256 с., 700 экз.). Автор - известный аналитик в области теории коммуникации. Его научные труды получили широкую известность в США и в России.

Книга И. Э. Клюканова посвящена исследованию процесса коммуникации, ее теоретической разработке и созданию основ новой области знания - коммуникативистики, развивающейся в последние десятилетия параллельно со столь же стремительным развитием информационной технологии, кибернетики.

Научное осмысление проблемы коммуникации с самого начала сталкивается с трудностями уже при определении основных понятий, пишет автор, потому что и сама наука и ее терминологи-

* Клюканов И.Э. Коммуникативный универсум. - М.: РОССПЭН, 2010.256 с.

ческие значения еще не устоялись. Теория коммуникации называется то коммуникативистикой, то коммуникологией, что отражает разные подходы к проблеме и ее разнообразные корни - политические, философские, психологические, языковые и т.д.

В русском языке трудности связаны с наличием двух терминов -«общение» и «коммуникация». Если «общение» чаще понимается как межличностное взаимодействие людей, духовный процесс, высшая человеческая ценность, то под «коммуникацией» обычно имеется в виду чисто информационная передача сообщений с помощью средств связи. Автор же стремится предельно широко использовать оба термина, с тем чтобы различия между ними сглаживались и оставалось главное - связь, сообщение - будь то пути сообщения между населенными пунктами или особое чувство, которое лежит в основе «слияния душ» (с. 32).

В то же время теорий коммуникации существует множество -их около 250. Но в основном это теории информации, теории межличностных коммуникаций, коммуникаций в малой группе, общая теория систем, теория речевого акта, массовой коммуникации, т. е. они освещают специфический вид коммуникации.

Свою цель автор книги видит в следующем: «Осмыслить целостную природу коммуникации как явления и коммуникативи-стики как науки, будь то в виде дисциплины или области знания» (с. 55). Иначе говоря, коммуникативистика - это «попытка теоретического осмысления коммуникации академической наукой» (с. 37).

Автор стремится посмотреть на коммуникацию «как на вселенную», т. е. на универсум, и название его книги в этом смысле имеет под собой концептуальное обоснование, потому что комму-никативистика, утверждает он, «пытается соединить, примирить общение с коммуникацией, физику с метафизикой, оригинал с переводом, наблюдателя с наблюдаемым, предмет с вещью, значение со смыслом, природу с культурой, объяснение с пониманием, бытие с явлением, материальность с идеальностью, Аристотеля с Платоном, тело с духом, субъекта с Другим, субъекта с самим собой, субъекта со всеми» (с. 223).

В книге приводится подробный обзор теорий коммуникации, традиций и парадигм, в которых изложены попытки осмысления природы коммуникации. На их основе автор создает свою модель коммуникации как пространственно-временной континуум, состоящий из четырех стадий, или трансформаций. Каждая из них

открывает определенную сторону коммуникации. Такое моделирование позволяет автору рассматривать коммуникацию «как процесс постоянных трансформаций (вращений) (обще)значимого опыта, т.е. как самоорганизующееся целое - универсум» (с. 63). Представление о коммуникации как о пространственно-временном континууме автор считает наиболее адекватным ее природе.

Четыре стадии коммуникации - это «витки коммуникативного универсума», именно они и формируют коммуникативный универсум. Анализу этих четырех стадий фактически посвящена большая часть книги: здесь коммуникация представлена «как процесс, испытывающий четыре такие значимые трансформации; на основе подобного онтологического подхода в настоящей книге выделяются и обсуждаются различные взгляды на коммуникацию» (с. 194).

Так, природу коммуникации автор соотносит со стихиями в их понимании древнегреческими мыслителями, например Пармени-дом: коммуникация на первой стадии - это воздух, на второй стадии -она течет как вода, соединяя два берега реки. На третьей стадии -это «твердость земли, действительный миропорядок, который мы конструируем в виде надежных правил». На четвертой стадии коммуникация возгорается «как пламя горизонта»... (с. 200).

Приведем еще одно определение четырех стадий коммуникации: первую стадию автор отождествляет с (мате)реальностью (термин автора. - М.С.): «Здесь природа коммуникации существует в буквальном смысле как природа, т.е. нечто наиболее естественное». На второй стадии проявляется актуальный характер коммуникации: «Важным становится то, что происходит здесь и сейчас, в конкретно-эмпирических ситуациях». Третья стадия представляет коммуникацию как (сконструированную) действительность, т.е. не просто как природную данность, а как «мир значений». «На четвертой стадии она может быть отождествлена с виртуальностью, когда каждый ее акт как бы существует и не существует в действительности» (с. 203).

Стадии эти оказываются крайне сложными как для анализа, так и для объяснения, поэтому автор в книге неоднократно описывает их и с разных сторон стремится расшифровать их сущность. «Квинтэссенция коммуникативного универсума представляет собой пустоту, ничто», - пишет автор, ссылаясь на работу Мамарда-

швили и Пятигорского1: «Онтология отсутствия, сознание как что-то, чего нет; роль символов в культуре составляют одну из самых больших трудностей изучения коммуникации» (цит. по: с. 201).

Теоретический анализ такого сложного феномена как коммуникация связан и с проблемами языка, языкознания, с лингвистикой и с математической лингвистикой, с процессами в человеческом мозге и обществе как информационных системах, с отношением человека к Другому и к самому себе, с межкультурными отношениями и т. д. Поэтому автор обращается к самым разным областям знаний - к семиотике и герменевтике, к феноменологии и философии, диалектике, языкознанию, математической логике, к шенноновской теории коммуникации и информатики, к колмого-ровской теории сложности, он использует и понятия, введенные в сферу исследований М.М. Бахтиным.

В книге можно прочесть и о поисках способов объединения квантовой механики с теорией относительности Эйнштейна, о теории струн и суперструн с идеей о наличии 10 (или 11) измерений (американский физик Микки Каку), о теории автопоэзиса и т.д.

Член-корр. РАН Ю.И. Манин, как и английский математик и физик Р. Пенроуз, полагает, в частности, что объединение квантовой теории и теории относительности Эйнштейна могло бы помочь обоснованию предположения о квантовом характере процессов, происходящих в головном мозге, как и разработке теории квантовых компьютеров. Создание квантовых компьютеров, по мнению этих ученых, «могло бы самым радикальным образом сказаться на истории человечества» (цит. по: с. 13).

Теория автопоэзиса, разрабатывавшаяся У. Матураной «в духе либеральных традиций кибернетики второго порядка» и представлявшая собой «попытку соединения этики с наукой, т.е. совмещения индивидуальной автономии человека с самовоспроизводящейся социальной системой», позволяет автору рассматривать коммуникацию как «по-настоящему созидательный акт», «как истинно самоорганизующееся», самовоссоздающееся существо (с. 123).

Коммуникативистика претендует на статус универсальной науки, «науки обо всем», потому что она «является основой, сущ-

1 Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. - М.: Шк. «Языки русской культуры», 1997. - С. 23.

ностью бытия», утверждает автор. Именно она, пишет автор, показывает, как осуществляется связь, или, в определенном смысле, как сообщаются материальная реальность и формально-содержательная идеальность, «физика» и «метафизика», и именно она направлена на «поиск такой точки соприкосновения, на которую можно опереться, чтобы объяснить (со)существование всего, имеющего место и время быть». Эта мысль автора подкрепляется и сходными размышлениями Мамардашвили: «Не в этой ли точке мы должны вообще искать включение и жизни, и сознания в физическую картину мира? То есть такую картину, которая прекратила бы скандал допущения двух разнородных вещей, совершенно не гомогенных, а именно - существование физики, с одной стороны, а с другой -жизни и сознания, которые мы никак не можем соединить в одном исследовании»1 (цит. по: с. 221-222).

В теории коммуникации, разрабатываемой автором, в целом речь идет о научном поиске, и он продолжает этот поиск, начатый другими.

Книга интересна и своей теоретической и концептуальной насыщенностью, и стилем письма автора, который весьма необычен -ему не чужды шутка, юмор, аллюзии. Себе в союзники автор призывает не только мыслителей прошлого и настоящего - Платона и Аристотеля, Лиотара и Деррида, Стёпина и Мамардашвили, но и многих поэтов и писателей. Книга определенно отражает многогранность личности автора. И она, несомненно, найдет своего благодарного читателя.

М.А. Султанова

1 Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. - М.: Моск. шк. полит. исслед., 2000. - С. 232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.