ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Баранова Екатерина Владимировна
Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород
ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются ведущие процессы реформирования образования, в том числе, высшего профессионального, в России. Анализируются исторические предпосылки понятий «гуманизаця» и «гуманитаризаця», а также их значение в современных условиях для развития личности обучающихся.
Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, гуманитарные науки, гуманитарная среда, высшее профессиональное образование, развитие личности.
Современная Россия находится в процессе динамичного развития, когда появляется много нового в социально-экономических и организационных условиях, становится очевидной потребность в переосмыслении статуса человека с высшим образованием как специалис-та-профессионала и как личности.
К высшему профессиональному образованию предъявляют высокие, но, в тоже время, необходимые требования [10, с. 257-258]:
- быть ориентированным на создание благоприятных условий для самореализации личности;
- формировать картину мира специалиста;
- содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности и др.
Кроме того, образование, в частности, высшее профессиональное является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, следовательно, на него оказывают влияния без исключения все процессы, происходящие в современном обществе.
Так, например, демократизация создает условия для наиболее полного раскрытия способностей обучаемых за счет доступности, академической свободы и многообразия образовательных учреждений.
Глобализация и связанная с ней европеизация, как процессы всемирной интеграции на различных уровнях, характеризуются открытостью образовательных учреждений, а также объединением образовательных стандартов, систем и структур.
Фундаментализация, когда приоритетными в образовании являются не узкоспециализированные знания, а интеллектуальное развитие личности и ее адаптация к быстро изменяющимся социально-экономическим и технологическим условиям.
Опережающее образование, при котором развитие личности опережает и формирует уровень развития производства, учитываются потребности личности обучаемого и общества.
Непрерывность образования - создание условий для обучения личности на протяжении всей
жизни, что предполагает взаимодополняемость базового и последипломного образования, преемственность образовательных программ, гибкость при организации форм высшего профессионального образования.
Кроме того, несомненно, что важнейшей качественной основой реформирования высшей школы в настоящее время выступает процесс гуманизации образования, средством которого является гуманитаризация.
Происхождение термина «гуманизм» берет свое начало от греческой и римской античности: в Греции высшим культурным и моральным идеалом была «пайдейя», что было переведено на латинский язык как «виртус» и как «человечность»
(humanitas) в эпоху Возрождения, когда гуманизм стал общеевропейским движением.
Именно в период Возрождения утверждается отношение к человеку как в высшей ценности, предполагающей признание его прав на свободу, счастье, развитие, творческую реализацию.
В начале XIX века, а именно в 1808 году, понятие «гуманизм» благодаря Ф.Й. Нитхаммеру стало обозначать систему образования, существовавшую в Германии в то время и направленную на формирование всесторонне развитой личности на основе так называемого «Studium der Ниташога». Ф.Й. Нитхаммер подразумевал под гуманизмом «высшую самодостаточную и самосознающуюся значимость человека»[5, с. 272].
Со второй половины XIX века и вплоть до середины XX века «гуманизм» стал также обозначать определенный взгляд на жизнь. В этом значении термин был употреблен датским философом Габриелем Сибберном в книге «О гуманизме», изданной в 1858 году.
На рубеже XX и XXI вв. особую актуальность приобрел вопрос о социокультурном статусе гуманизма. Большинство теоретиков гуманизма считают его наиболее ярким глобальным феноменом современной мировой культуры. В конце XX века гуманизм как общественное явление превратился
© Баранова Е.В., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
113
в высоко значимый элемент гражданского общества практически всех демократических стран мира, он стал глобальным феноменом человечества [11; 14; 15].
В оценке современных отечественных исследователей, гуманизм сегодня определяется с различных точек зрения. Он и принцип мировоззрения, и принцип нравственности. Гуманизм - «явление, которое характеризует поведение человека», а именно, человечность [12, с. 96].
«Гуманизация» получила широкое распространение во многих сферах человеческой жизнедеятельности. В конце 80-х гг. XX в. появляется понятие «гуманизация техники», как «цель инженерной психологии, заключающаяся в достижении соответствия техники требованиям, особенностям человека и его деятельности» [6, с. 21].
В сфере педагогики появилось понятие «гуманизация образования». Различные исследователи, представители не только педагогики, но и таких наук как философия, психология по-своему трактовали данное понятие:
- это один из общих принципов профессионального обучения (А.М. Столяренко);
- это максимальная индивидуализация и дифференциация в самом широком смысле (А.А. Корк-мазов);
- один из важнейших принципов функционирования всех образовательных систем современного образовательного пространства (Т. С. Полякова);
- это «очеловечевание человека» (В.П. Свечников);
- способ конструирования содержания, форм, методов обучения и воспитания. Которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого студента (Т. С. Козлова);
- поворот к личности, формирование высокой культуры, эвристического мышления, коммуникативности (Т.И. Котло).
С точки зрения Е. Н. Шиянова гуманизация высшего образования - это методологический принцип организации процесса формирования из студента не только профессионала в соответствующей области деятельности, но и человека культуры, обладающего лучшими человеческими качествами (творческими способностями, уважением к себе и другим людям, ответственностью, честностью, добротой и т. д.) [13].
Как считает В.А. Мейдер, «гуманизация образования предполагает выявление связей и взаимодействий изучаемых дисциплин с общечеловеческой культурой» [7].
А.М. Новиков представляет гуманизацию профессионального образования как его переориентацию на личностную направленность, на воспитание «человека профессиональной культуры», как способ «выразить конкретные цели и содержание обучения на языке развития личности, освоения основ человеческой культуры» [9, с. 44].
Современные проблемы образования освещены в работах Е.В. Бондаревской, в которых автор подчеркивает востребованность в научно-педагогической деятельности теоретических положений гуманной педагогики, где отмечается гуманизирующий характер образования, наполнение его содержания культурными ценностями и смыслами [1].
Таким образом, проведя анализ научных работ, можно констатировать, что гуманизация профессионального образования, в том числе и инженернотехнического, предполагает:
1) формулировку цели и содержания, опираясь на понятие культура - «нравственная культура», «гуманитарная культура», «техническая культура» и т.д. (Е.В. Бондаревская, В.А. Мейдер и др.);
2) перевод «знаний» из стратегических понятий в тактическое (Г.В. Шевцова);
3) переход на концепцию «открытого содержания», когда централизованно задается «проект содержания, единый лишь в общих, основных компонентах (стандарта образования, типовой учебной документации), и допускающей возможность широкого варьирования учебного материала педагогом в его конкретизации» (А.М. Новиков).
В рамках нашего исследования мы также предлагаем включить одним из элементов гуманизации профессионального образования изменение педагогического мышления, где смыслом педагогического процесса является не «сухая» передача знаний, а развитие личности будущего профессионала.
«Гуманитаризация образования - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых» [3].
В научном анализе тенденций развития профессионального образования по пути гуманизации и гуманитаризации И.М. Ильинский выявляет основное назначение профессионального образования, которое состоит в «формировании личности, гуманитарные основания которой (нравственные, ценностные) позволяют расширить горизонты понимания специалистом сложного и быстро меняющего мира, адаптироваться к вызовам эпохи» [4].
Именно гуманитарное образование через гуманитарные науки может преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление и способствовать гармоничному формированию и развитию личности человека. Так Н.В. Бордовская отмечает, что гуманитарные науки отвечают своей изначальной функции, «когда открывают в человеке личность, ее неповторимость и уникальность, ее высшую самоценность, когда они служат гуманистическим идеалам» [2, с. 189].
Для становления в высшей технической школе специалиста, отвечающего современным требованиям, М.И. Надеева предлагает включить задачу гуманитарного развития личности в общую про-
114
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
грамму ее профессионального обучения, где основным способом формирования гуманитарных знаний и умений студентов является интеграция, системообразующим звеном в которой можно выделить культурологические циклы [8].
В нашем исследовании мы предлагаем рассматривать гуманитаризацию как особую организацию деятельности высшего учебного заведения, при которой происходит проникновение гуманистических идей и гуманитарной культуры в целом в содержание всех сфер жизнедеятельности вуза, преподавателей и студентов. Таким образом, можно говорить о необходимости создания гуманитарной среды, духовно богатой атмосферы, формирующей ценностные ориентации, мировоззрение, а также целостное развитие самой личности обучающегося, что является одной из приоритетных задач в усовершенствовании системы высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики // Педагогика. - 2007. - № 6. -С. 3-10.
2. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. Учеб. пособие. - СПб., 2007.
3. Зинченко В.П. Гуманитаризация образования // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. - М., 1993. - С. 239-240.
4. Ильинский И. М. О высшем образовании для XXI века // Знание. Понимание. Умение. - 2006. -№ 4. - С. 8-15.
5. История философии: Энциклопедия. - Минск: «Интерпрессервис»; «Книжный дом», 2002.
6. Краткий словарь системы психологических понятий / под ред. К.К. Платонова. - М., 1984.
7. Мейдер В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. -60 с.
8. Надеева М.И. Теория и практика гуманитаризации высшей технической школы: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1998. - 36 с.
9. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
10. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
11. Рубанцова Т.А. Основные парадигмы гуманизма // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т. 5. - М., 2005. - С. 171172.
12. Шеховцов А.Н. Человек-гуманист как условие формирования цивилизации будущего // Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в высшей школе: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. г. Волжский, 20 октября 2003 г. / сост. и науч. ред. В.А. Мейдер; отв. за вып. М.М. Гу-зев. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2004.
13. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1991.
14. Яковец Ю.В. Ритмы смены цивилизаций и исторические судьбы России: Науч. доклад на VI междунар. дискуссии. - М., 1994. - С. 56.
15. Яновский Р. Глобальные изменения и социальная безопасность. - М., 1999.
УДК 378-057.875
Прилепина Анна Васильевна
Оренбургский государственный педагогический университет
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА
В статье рассматриваются цели, положения и принципы кредитной системы ECTS, ее структура и педагогический потенциал в формировании информационной компетенции студента, который раскрывается через возможности стимулирования мотивации студента в успешном усвоении образовательной программы, информационных дисциплин за счет внедрения кредитной системы.
Ключевые слова: потенциал, компетенция, формирование, информационная компетенция студента, кредитная система ECTS.
Одним из организационных условий перехода российских вузов к реализации подписанных европейских соглашений является использование кредитной системы (системы кредитов) или системы зачетных единиц. Европейская система перевода кредитов ECTS является рекомендуемой системой для упрощения
перехода из одного вуза в другой, для повышения свободы выбора образовательной траектории студентами, а также для повышения конкурентоспособности европейской системы образования.
Система ECTS первоначально предназначалась для решения мобильности студентов и создания привлекательности европейской системы образова-
© Прилепина АВ., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
115