Ю.С. Лебедева
ХУДОЖНИК ГЕОРГИЙ ЛИТИЧЕВСКИЙ «ЧЕЛОВЕК-КОМИКС»
Статья посвящена биографии и творчеству современного художника Г. Лигачевского, представителя искусства «Новой волны». В его комиксах шутливые тексты сочетаются с визуальными образами, которые ориентированы на вкусы массового потребителя. В январе 2008 г. в Музейном центре РГГУ состоялась выставка художника под названием «Вечный студент».
Ключевые слова: сквот, кич, примитив, «Новая волна», витальная эстетика, фигуративный язык живописи, «низовая» субкультура.
В ноябре 2007 - январе 2008 г. в Музейном центре РГГУ в рамках программы «Другое искусство» прошла выставка художника Георгия Литичевского под названием «Вечный студент». Созданный специально для РГГУ проект продемонстрировал не только юношеский задор художника, но и актуальность жанра комикса, который в России давно уже ассоциируется с именем этого художника. Далеко не каждому удается так органично вживаться в художественные образы, говорить о серьезных вещах весело, «комично», не создавая при этом «кича».
Историк-античник по образованию, Георгий Литичевский (1956 г. р.) начал рисовать еще в детстве. По рассказам, ему не хватало сюжетов мультфильмов, и он стал сам придумывать и рисовать разные истории. В подростковом возрасте он увидел в журнале «Наука и жизнь» знаменитый комикс, посвященный Супермену, и обнаружил, что его детские фантазии давным-давно (с 1930-х гг.) стали особым жанром в искусстве. До середины 1980-х гг. Литичевский, в основном, рисовал комиксы на исторические темы во время лекций в МГУ, пока не попал в круг художников «Новой волны» из первого московского объединения (сквота) «Детский сад»1. Один из членов этой группы, Николай Филатов, посоветовал Литичевскому попробовать сделать комиксы большого размера. Тогда в распоряжении художников оказалось масштабное пространство, и «детсадовцы» начали создавать живопись, почти «монументальную» по своим габаритам. Литичевский стал рисовать красочные истории на тканях (часто - на простынях), придав искусству комикса небывалую выразительность. В это время он был научным сотрудником и аспиран-
том Института истории естествознания и техники АН СССР, но вскоре целиком посвятил себя искусству, оставив работу над почти готовой кандидатской диссертацией. С тех пор за Литичевским закрепилось прозвище «человек-комикс». Его рисунки украшали каждый номер «Художественного журнала» с самого основания этого издания в 1993 г. И хотя во всем мире комикс является своего рода художественной беллетристикой, работы Литичевского (как графические, так и живописные) относятся к сфере российского contemporary art, унаследовав этот статус от искусства нонконформизма советской эпохи. Даже творчество художников «Новой волны», изначально делавших ставку на слияние с массовой культурой (подобно граффити на Западе), в России всё же осталось искусством «для своих».
Георгий Литичевский - один из самых последовательных российских представителей этого направления, сохранивший приверженность яркой, необузданной витальной эстетике «Новой волны». Искусство New Wave возникло в Европе и Америке в самом конце 1970-х гг. как реакция на концептуализм2.
«Новую волну» в изобразительном искусстве 1980-х гг. можно определить как возвращение к фигуративному языку живописи (от абстракции и минимализма), с ориентацией на массовые вкусы, «низовую» и молодежную субкультуры; для этого направления характерны специфически игровой, «инфантильный» подход к творчеству, ирония, а часто и черный юмор. «Высоколобость» концептуализма начала утомлять зрителей и вызвала у молодого поколения художников желание создавать яркие образы, производящие неизгладимое эмоциональное впечатление. Кроме того, новое искусство однозначно позиционировало себя как открытое миру - в противовес концептуалистской закрытости и принципиальной элитарности. С художественной точки зрения это была апелляция к примитиву, наивным детским рисункам, архаическим культурам (например, Ж.-М. Баскиа изображал африканские маски).
Время русской «Новой волны» длилось примерно с 1978 (с образования группы «Мухоморы»3) по 1988 г., когда на советские экраны вышел знаменитый фильм Сергея Соловьева «АССА», обращенный к широкой аудитории. Там неожиданно «всплыл» маленький островок «закрытого» искусства с его буквально «шаманским» арсеналом4. Однако вскоре и перестроечная эйфория, и яркие эксперименты «Новой волны» постепенно утратили былой размах, хотя их приверженцы во всем мире остались и поныне. В 1980-х гг. в Ленинграде в подобной эстетике работали «Новые художники» во главе с Тимуром Новиковым и «Митьки», в Москве - «Мухоморы» и сменивший их «Детский сад». Представители последней группы, а также их друзья Георгий Литичев-ский и Георгий Острецов, ориентировались на современное им мировое искусство - «Новых диких», «Figuration Libre» и Ист-Вилледж. Литичевский даже перевел с французского книгу о «Figuration Libre»5.
Несмотря на сильное стилистическое влияние Запада, в России 1980-х гг. возникло вполне оригинальное искусство. Г. Литичевский и Г. Острецов не были постоянными участниками «Детского сада» (у них
не было там персональных выставок), но оба художника получили в этой группе сильнейший заряд для своего будущего творчества. Одно время их даже называли «хвостом Детского сада», так как Литичевский создавал серии слайд-комиксов, а Острецов - слайд-рисунков. Оба художника до сих пор остаются друзьями и организуют совместные выставки, сохраняя приверженность «Новой волне». А их первое публичное выступление состоялось в 1986 г. на XVII Молодежной выставке на Кузнецком Мосту. Там, помимо основной выставочной программы, проходили «однодневки» отдельных художников. Именно тогда появился миф о группе «George & George», которой на самом деле никогда не было, потому что Георгий Острецов и Георгий Литичевский не считали себя особым объединением и не сделали ни одной совместной работы.
Литичевский утверждает, что его стиль был сформирован не только западными комиксами, но и русским лубком6, живописью Ларионова (с которой он познакомился на выставке 1983 г.), а главное - искусством Пауля Клее, подражавшего рисункам маленьких детей и народным примитивам. Всё это порождало в произведениях Литичевского (независимо от их размеров) интересный конгломерат из примитивистской манеры, лубочности текстов и переработки сюжета в виде комикса («Шабадаба-да»). А присущая комиксу повествовательность принимает в произведениях художника новые формы: в его «филактерах»7 появляется своеобразная, нарочито примитивная поэзия. Тем самым низовой жанр возвышается до концептуалистских филологических поисков. Как правило, у Литичевского изображение сопровождается шуточным текстом, раскрывающим смысл рисунков, или, наоборот, изображение крайне забавно иллюстрирует текст. В комиксах используются стихи в стиле «детской поэзии», сочиненные самим автором, например: «Шабадабада - голубые города» (1987), «Ду-ду-ду, к тебе иду» (1986), «У-гу-гу, по веревочке бегу» (1986), «Ку-ку на сахарку» (1986). Изображение Спасской башни, словно срисованное с новогоднего кремлевского подарка, сопровождает такой текст: «Башня с часами шевелит усами. Никто не плачь! Время врач!» (1988). Яркость и наивная буквальность иллюстраций текстов у Литичевского сродни детскому визуальному освоению языка (ребенок часто пытается «изобразить» слово или некое действие). Но дети, не умеющие писать, могут объяснить свои художества лишь устно, а у Литичев-ского сочетание текста с визуальным описанием «взрослит» его стиль, переводя комикс в ранг искусства примитива. В живописной работе «Грозы, не пугайте березы» (1987) дерево как бы от страха прячет макушку в землю. Рисунок «Метро - Москвы нутро» (1988) представляет Москву в виде чудища, у которого головы - церковные купола, руки -башни, ноги - многоэтажки, метро - кишечник. Художник говорит: «Я считаю, что сфера искусства - это не зона решения серьезных вопросов, а область ухода от них»8.
Литичевский никогда не был иллюстратором. Даже в комиксах «Художественного журнала» он представляет только свои свободные фантазии, а не реакцию на конкретные публикации номера. Все сюжеты его комиксов придуманы им самим - как смешные или запутанные
истории, так и трогательные стихи. Вот как выглядит, например, огромная многосюжетная «простыня» под названием «Длинная дорога на юг» (1986). По краям - орнамент, пространство разделено на условные квадраты, внутри которых - несколько сюжетов. В одном из них мы видим смешную палатку на колесах и кричащую оттуда голову: «Друг! Пора на юг!»; в другом квадрате - лежащую на животе женскую фигуру в купальнике и надпись, сознательно искаженную грамматически: «Пляж! Приди и ляж!»; в третьем - уродца, сжирающего грушу под стишком: «Юг - пуза друг».
В конце 1980-х гг. Литичевский ненадолго меняет свою изобразительную манеру, внеся в сюжеты своих комиксов элементы реалистической изобразительности. Но вскоре художник вернулся к своей «детской» манере рисования.
В 1988 г. появился ряд работ художника на тему «Звездных войн». Это уже не карикатурно-детские образы, как раньше, но названия рисунков помещены в филактерах, типичных для комиксов. Некоторое приближение к реалистичности изображения не исключает повествова-тельности и общей эстетики комикса: даже на больших живописных полотнах представлены необыкновенные истории и диалоги героев, сочиненные Литичевским. Например, картина «Во время звездных войн она принимала у себя оккупантов» изображает двух матерей с детьми, обсуждающих женщину, в коляске которой сидит маленький инопланетянин. А картина «Это не косички - это антенны» (1988) демонстрирует, как дети притесняют маленького инопланетянина.
В начале 1990-х гг. Георгий Литичевский создает инсталляцию «Бу-ратино, гадающий на картах, из какой породы дерева сделан» (1993)9. Она представляет выточенного из дерева Буратино, который сидит за столом, накрытым простыней с росписью художника, а перед ним лежат карты с изображениями деревьев. Буратино - один из любимых героев Литичевского; в 1994 г. он создает колоду карт Таро10, на каждой из которых «притаился» Буратино и написано какое-нибудь слово на букву «Д». Например, карта со словом «Дышло» представляет этого носатого героя на деревянной лошадке, карта «Джаз» превращает длиннющий нос Бура-тино в трубу, а «Дудка» поглощает всего деревянного человечка целиком; на карте «День» у солнца - буратинья мордочка, а в «Дориане» Бурати-но любуется своим портретом. Литичевский дорисовывает, додумывает сказку, отправляя своего героя в новые, неизведанные приключения: художнику по-прежнему, как в детстве, не хватает сюжета, придуманного другими. И. Кулик пишет: «Историю Буратино, в отличие от приключений его итальянского прототипа не завершающуюся превращением в человека, Литичевский вновь прочитывает как метаморфозу, только на этот раз она стоит в начале, в самом факте превращения дерева в человеч-ка...»11. В новой живописной сказке о Буратино он становится то пишущей деревянной ручкой12, то дудочкой13 для Мальвины, то поливает себя из лейки, чтобы поскорее подрасти14.
К концу 1980-х гг. популярность искусства «Новой волны» во всем мире сходит на нет, но многие художники остались верны своим
тогдашним творческим установкам. Среди них - Георгий Литичевский, который успешно работает в жанре живописного комикса до сих пор. Его творчество с самого начала представляло собой синтез искусств: он писал на холстах и на тканях, рисовал комиксы, делал перформансы, занимался модой. Комикс в западных формах так и не прижился до сих пор в России, поэтому творчество Георгия Литического по-прежнему воспринимается как нечто необычное, живое и яркое. Придуманный им мир словно ограждает художника от необходимости подстраиваться к окружающей действительности - и, в том числе, к законам художественного рынка. Самый свежий проект Литичевского, посвященный студенчеству, свидетельствует о том, что в творческом мире еще остались островки, неподвластные разрушениям времени.
Примечания
1 Группа «Детский сад» возникла в 1985 году, когда в здании детского сада ЦК КПСС в Хохловском переулке, закрытом на ремонт, жили и работали сторожами молодые художники Николай Филатов, Андрей Ройтер, Герман Виноградов. «Детский сад» - это и художественные мастерские, и выставочные залы, и литературный клуб, и концертная площадка, и подиум для показов авангардной моды, и карнавальные действа.
2 Сам термин «новая волна» существовал в кинематографе еще в конце 1950-х-1960-х гг. и обозначал пришествие множества молодых режиссеров с новыми художественными приемами. Большинство из них теперь уже классики - Ж.Л. Годар, Ф. Трюффо, К. Шаброль и др.
3 Московская группа «Мухоморы» просуществовала с 1978 по 1984 г. Она была образована пятью молодыми художниками - Константином Звездо-четовым, Свеном Гундлахом, братьями Сергеем и Владимиром Мироненко, Алексеем Каменским.
4 Комната Бананана (главного героя фильма «Асса») была наполнена произведениями искусства 1980-х, взятыми из ленинградских и питерских мастерских.
5 Perdriolle H. Figuration Libre. Paris, 1985. Подстрочный перевод этой книги, выполненный Г. Литичевским и напечатанный на машинке, - до сих пор единственный текст на русском языке, который можно прочитать об этой группе.
6 В определенном смысле лубок можно тоже рассматривать как прародителя комиксов. Так, по крайне мере, говорит сам Литичевский в интервью журналу «Артхроника» (2006. № 9. С. 86). Рисованные истории регулярно появлялись в российских газетах с конца XIX века, но рождение комикса в классическом понимании принято датировать 1930-ми гг.
7 «Филактерами» называют сопровождающие героев комиксов «пузыри», в которые помещаются слова, фразы, междометия, что позволяет развивать сюжетную линию повествования.
8 Георгий Литичевский // WAM. Художники начала века. М., 2004.
9 Инсталляция демонстрировалась на выставке «Идентичность» в музее современного искусства г. Хельсинки.
10 В 2004 году эта серия в доработанном виде была показана на выставке в магазине «Книги WAM».
11 Кулик И. Буратино forever // Художественный журнал. 2004. № 13.
12 «Мальвина». Холст, масло.1994.
13 «Флейтистка». Холст, масло. 1994.
14 «Быть самим собой». Холст, масло. 1994.