Научная статья на тему 'Художник Георгий литичевский - «Человек-комикс»'

Художник Георгий литичевский - «Человек-комикс» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
196
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКВОТ / КИЧ / ПРИМИТИВ / "НОВАЯ ВОЛНА" / ВИТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА / ФИГУРАТИВНЫЙ ЯЗЫК ЖИВОПИСИ / "НИЗОВАЯ" СУБКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедева Юлия Станиславовна

Статья посвящена биографии и творчеству современного художника Г. Литичевского, представителя искусства «Новой волны». В его комиксах шутливые тексты сочетаются с визуальными образами, которые ориентированы на вкусы массового потребителя. В январе 2008 г. в Музейном центре РГГУ состоялась выставка художника под названием «Вечный студент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artist George Litichevsky - person-komiks

The article is dedicated on the biography and creativity of the modern artist of G. Litichevsky, the representative of art of New wave. In his comics playful texts are combined with visual images which are aimed at the tastes of mass consumers. In January, 2008 in Museum centre of RGGU the exhibition of the artist under the name Eternal student has taken place.

Текст научной работы на тему «Художник Георгий литичевский - «Человек-комикс»»

Ю.С. Лебедева

ХУДОЖНИК ГЕОРГИЙ ЛИТИЧЕВСКИЙ «ЧЕЛОВЕК-КОМИКС»

Статья посвящена биографии и творчеству современного художника Г. Лигачевского, представителя искусства «Новой волны». В его комиксах шутливые тексты сочетаются с визуальными образами, которые ориентированы на вкусы массового потребителя. В январе 2008 г. в Музейном центре РГГУ состоялась выставка художника под названием «Вечный студент».

Ключевые слова: сквот, кич, примитив, «Новая волна», витальная эстетика, фигуративный язык живописи, «низовая» субкультура.

В ноябре 2007 - январе 2008 г. в Музейном центре РГГУ в рамках программы «Другое искусство» прошла выставка художника Георгия Литичевского под названием «Вечный студент». Созданный специально для РГГУ проект продемонстрировал не только юношеский задор художника, но и актуальность жанра комикса, который в России давно уже ассоциируется с именем этого художника. Далеко не каждому удается так органично вживаться в художественные образы, говорить о серьезных вещах весело, «комично», не создавая при этом «кича».

Историк-античник по образованию, Георгий Литичевский (1956 г. р.) начал рисовать еще в детстве. По рассказам, ему не хватало сюжетов мультфильмов, и он стал сам придумывать и рисовать разные истории. В подростковом возрасте он увидел в журнале «Наука и жизнь» знаменитый комикс, посвященный Супермену, и обнаружил, что его детские фантазии давным-давно (с 1930-х гг.) стали особым жанром в искусстве. До середины 1980-х гг. Литичевский, в основном, рисовал комиксы на исторические темы во время лекций в МГУ, пока не попал в круг художников «Новой волны» из первого московского объединения (сквота) «Детский сад»1. Один из членов этой группы, Николай Филатов, посоветовал Литичевскому попробовать сделать комиксы большого размера. Тогда в распоряжении художников оказалось масштабное пространство, и «детсадовцы» начали создавать живопись, почти «монументальную» по своим габаритам. Литичевский стал рисовать красочные истории на тканях (часто - на простынях), придав искусству комикса небывалую выразительность. В это время он был научным сотрудником и аспиран-

том Института истории естествознания и техники АН СССР, но вскоре целиком посвятил себя искусству, оставив работу над почти готовой кандидатской диссертацией. С тех пор за Литичевским закрепилось прозвище «человек-комикс». Его рисунки украшали каждый номер «Художественного журнала» с самого основания этого издания в 1993 г. И хотя во всем мире комикс является своего рода художественной беллетристикой, работы Литичевского (как графические, так и живописные) относятся к сфере российского contemporary art, унаследовав этот статус от искусства нонконформизма советской эпохи. Даже творчество художников «Новой волны», изначально делавших ставку на слияние с массовой культурой (подобно граффити на Западе), в России всё же осталось искусством «для своих».

Георгий Литичевский - один из самых последовательных российских представителей этого направления, сохранивший приверженность яркой, необузданной витальной эстетике «Новой волны». Искусство New Wave возникло в Европе и Америке в самом конце 1970-х гг. как реакция на концептуализм2.

«Новую волну» в изобразительном искусстве 1980-х гг. можно определить как возвращение к фигуративному языку живописи (от абстракции и минимализма), с ориентацией на массовые вкусы, «низовую» и молодежную субкультуры; для этого направления характерны специфически игровой, «инфантильный» подход к творчеству, ирония, а часто и черный юмор. «Высоколобость» концептуализма начала утомлять зрителей и вызвала у молодого поколения художников желание создавать яркие образы, производящие неизгладимое эмоциональное впечатление. Кроме того, новое искусство однозначно позиционировало себя как открытое миру - в противовес концептуалистской закрытости и принципиальной элитарности. С художественной точки зрения это была апелляция к примитиву, наивным детским рисункам, архаическим культурам (например, Ж.-М. Баскиа изображал африканские маски).

Время русской «Новой волны» длилось примерно с 1978 (с образования группы «Мухоморы»3) по 1988 г., когда на советские экраны вышел знаменитый фильм Сергея Соловьева «АССА», обращенный к широкой аудитории. Там неожиданно «всплыл» маленький островок «закрытого» искусства с его буквально «шаманским» арсеналом4. Однако вскоре и перестроечная эйфория, и яркие эксперименты «Новой волны» постепенно утратили былой размах, хотя их приверженцы во всем мире остались и поныне. В 1980-х гг. в Ленинграде в подобной эстетике работали «Новые художники» во главе с Тимуром Новиковым и «Митьки», в Москве - «Мухоморы» и сменивший их «Детский сад». Представители последней группы, а также их друзья Георгий Литичев-ский и Георгий Острецов, ориентировались на современное им мировое искусство - «Новых диких», «Figuration Libre» и Ист-Вилледж. Литичевский даже перевел с французского книгу о «Figuration Libre»5.

Несмотря на сильное стилистическое влияние Запада, в России 1980-х гг. возникло вполне оригинальное искусство. Г. Литичевский и Г. Острецов не были постоянными участниками «Детского сада» (у них

не было там персональных выставок), но оба художника получили в этой группе сильнейший заряд для своего будущего творчества. Одно время их даже называли «хвостом Детского сада», так как Литичевский создавал серии слайд-комиксов, а Острецов - слайд-рисунков. Оба художника до сих пор остаются друзьями и организуют совместные выставки, сохраняя приверженность «Новой волне». А их первое публичное выступление состоялось в 1986 г. на XVII Молодежной выставке на Кузнецком Мосту. Там, помимо основной выставочной программы, проходили «однодневки» отдельных художников. Именно тогда появился миф о группе «George & George», которой на самом деле никогда не было, потому что Георгий Острецов и Георгий Литичевский не считали себя особым объединением и не сделали ни одной совместной работы.

Литичевский утверждает, что его стиль был сформирован не только западными комиксами, но и русским лубком6, живописью Ларионова (с которой он познакомился на выставке 1983 г.), а главное - искусством Пауля Клее, подражавшего рисункам маленьких детей и народным примитивам. Всё это порождало в произведениях Литичевского (независимо от их размеров) интересный конгломерат из примитивистской манеры, лубочности текстов и переработки сюжета в виде комикса («Шабадаба-да»). А присущая комиксу повествовательность принимает в произведениях художника новые формы: в его «филактерах»7 появляется своеобразная, нарочито примитивная поэзия. Тем самым низовой жанр возвышается до концептуалистских филологических поисков. Как правило, у Литичевского изображение сопровождается шуточным текстом, раскрывающим смысл рисунков, или, наоборот, изображение крайне забавно иллюстрирует текст. В комиксах используются стихи в стиле «детской поэзии», сочиненные самим автором, например: «Шабадабада - голубые города» (1987), «Ду-ду-ду, к тебе иду» (1986), «У-гу-гу, по веревочке бегу» (1986), «Ку-ку на сахарку» (1986). Изображение Спасской башни, словно срисованное с новогоднего кремлевского подарка, сопровождает такой текст: «Башня с часами шевелит усами. Никто не плачь! Время врач!» (1988). Яркость и наивная буквальность иллюстраций текстов у Литичевского сродни детскому визуальному освоению языка (ребенок часто пытается «изобразить» слово или некое действие). Но дети, не умеющие писать, могут объяснить свои художества лишь устно, а у Литичев-ского сочетание текста с визуальным описанием «взрослит» его стиль, переводя комикс в ранг искусства примитива. В живописной работе «Грозы, не пугайте березы» (1987) дерево как бы от страха прячет макушку в землю. Рисунок «Метро - Москвы нутро» (1988) представляет Москву в виде чудища, у которого головы - церковные купола, руки -башни, ноги - многоэтажки, метро - кишечник. Художник говорит: «Я считаю, что сфера искусства - это не зона решения серьезных вопросов, а область ухода от них»8.

Литичевский никогда не был иллюстратором. Даже в комиксах «Художественного журнала» он представляет только свои свободные фантазии, а не реакцию на конкретные публикации номера. Все сюжеты его комиксов придуманы им самим - как смешные или запутанные

истории, так и трогательные стихи. Вот как выглядит, например, огромная многосюжетная «простыня» под названием «Длинная дорога на юг» (1986). По краям - орнамент, пространство разделено на условные квадраты, внутри которых - несколько сюжетов. В одном из них мы видим смешную палатку на колесах и кричащую оттуда голову: «Друг! Пора на юг!»; в другом квадрате - лежащую на животе женскую фигуру в купальнике и надпись, сознательно искаженную грамматически: «Пляж! Приди и ляж!»; в третьем - уродца, сжирающего грушу под стишком: «Юг - пуза друг».

В конце 1980-х гг. Литичевский ненадолго меняет свою изобразительную манеру, внеся в сюжеты своих комиксов элементы реалистической изобразительности. Но вскоре художник вернулся к своей «детской» манере рисования.

В 1988 г. появился ряд работ художника на тему «Звездных войн». Это уже не карикатурно-детские образы, как раньше, но названия рисунков помещены в филактерах, типичных для комиксов. Некоторое приближение к реалистичности изображения не исключает повествова-тельности и общей эстетики комикса: даже на больших живописных полотнах представлены необыкновенные истории и диалоги героев, сочиненные Литичевским. Например, картина «Во время звездных войн она принимала у себя оккупантов» изображает двух матерей с детьми, обсуждающих женщину, в коляске которой сидит маленький инопланетянин. А картина «Это не косички - это антенны» (1988) демонстрирует, как дети притесняют маленького инопланетянина.

В начале 1990-х гг. Георгий Литичевский создает инсталляцию «Бу-ратино, гадающий на картах, из какой породы дерева сделан» (1993)9. Она представляет выточенного из дерева Буратино, который сидит за столом, накрытым простыней с росписью художника, а перед ним лежат карты с изображениями деревьев. Буратино - один из любимых героев Литичевского; в 1994 г. он создает колоду карт Таро10, на каждой из которых «притаился» Буратино и написано какое-нибудь слово на букву «Д». Например, карта со словом «Дышло» представляет этого носатого героя на деревянной лошадке, карта «Джаз» превращает длиннющий нос Бура-тино в трубу, а «Дудка» поглощает всего деревянного человечка целиком; на карте «День» у солнца - буратинья мордочка, а в «Дориане» Бурати-но любуется своим портретом. Литичевский дорисовывает, додумывает сказку, отправляя своего героя в новые, неизведанные приключения: художнику по-прежнему, как в детстве, не хватает сюжета, придуманного другими. И. Кулик пишет: «Историю Буратино, в отличие от приключений его итальянского прототипа не завершающуюся превращением в человека, Литичевский вновь прочитывает как метаморфозу, только на этот раз она стоит в начале, в самом факте превращения дерева в человеч-ка...»11. В новой живописной сказке о Буратино он становится то пишущей деревянной ручкой12, то дудочкой13 для Мальвины, то поливает себя из лейки, чтобы поскорее подрасти14.

К концу 1980-х гг. популярность искусства «Новой волны» во всем мире сходит на нет, но многие художники остались верны своим

тогдашним творческим установкам. Среди них - Георгий Литичевский, который успешно работает в жанре живописного комикса до сих пор. Его творчество с самого начала представляло собой синтез искусств: он писал на холстах и на тканях, рисовал комиксы, делал перформансы, занимался модой. Комикс в западных формах так и не прижился до сих пор в России, поэтому творчество Георгия Литического по-прежнему воспринимается как нечто необычное, живое и яркое. Придуманный им мир словно ограждает художника от необходимости подстраиваться к окружающей действительности - и, в том числе, к законам художественного рынка. Самый свежий проект Литичевского, посвященный студенчеству, свидетельствует о том, что в творческом мире еще остались островки, неподвластные разрушениям времени.

Примечания

1 Группа «Детский сад» возникла в 1985 году, когда в здании детского сада ЦК КПСС в Хохловском переулке, закрытом на ремонт, жили и работали сторожами молодые художники Николай Филатов, Андрей Ройтер, Герман Виноградов. «Детский сад» - это и художественные мастерские, и выставочные залы, и литературный клуб, и концертная площадка, и подиум для показов авангардной моды, и карнавальные действа.

2 Сам термин «новая волна» существовал в кинематографе еще в конце 1950-х-1960-х гг. и обозначал пришествие множества молодых режиссеров с новыми художественными приемами. Большинство из них теперь уже классики - Ж.Л. Годар, Ф. Трюффо, К. Шаброль и др.

3 Московская группа «Мухоморы» просуществовала с 1978 по 1984 г. Она была образована пятью молодыми художниками - Константином Звездо-четовым, Свеном Гундлахом, братьями Сергеем и Владимиром Мироненко, Алексеем Каменским.

4 Комната Бананана (главного героя фильма «Асса») была наполнена произведениями искусства 1980-х, взятыми из ленинградских и питерских мастерских.

5 Perdriolle H. Figuration Libre. Paris, 1985. Подстрочный перевод этой книги, выполненный Г. Литичевским и напечатанный на машинке, - до сих пор единственный текст на русском языке, который можно прочитать об этой группе.

6 В определенном смысле лубок можно тоже рассматривать как прародителя комиксов. Так, по крайне мере, говорит сам Литичевский в интервью журналу «Артхроника» (2006. № 9. С. 86). Рисованные истории регулярно появлялись в российских газетах с конца XIX века, но рождение комикса в классическом понимании принято датировать 1930-ми гг.

7 «Филактерами» называют сопровождающие героев комиксов «пузыри», в которые помещаются слова, фразы, междометия, что позволяет развивать сюжетную линию повествования.

8 Георгий Литичевский // WAM. Художники начала века. М., 2004.

9 Инсталляция демонстрировалась на выставке «Идентичность» в музее современного искусства г. Хельсинки.

10 В 2004 году эта серия в доработанном виде была показана на выставке в магазине «Книги WAM».

11 Кулик И. Буратино forever // Художественный журнал. 2004. № 13.

12 «Мальвина». Холст, масло.1994.

13 «Флейтистка». Холст, масло. 1994.

14 «Быть самим собой». Холст, масло. 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.