'Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (39), 2011
С. Р. ДАМАДАНОВА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВОЙЛОК ДАГЕСТАНА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ТРАДИЦИОННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОМЫСЛА
Орнаментально-композиционные особенности художественного войлока Дагестана свидетельствуют о взаимовлиянии самобытных традиций горцев и соседних регионов России.
Ключевые слова: традиционные промыслы Дагестана, художественный войлок, декоративно-прикладное искусство, народный орнамент.
С незапамятных времен производство и художественная обработка войлока, служившего для изготовления различных предметов, получили широкое распространение в аварских, даргинских, кумыкских, лакских, лезгинских овцеводческих хозяйствах Дагестана. При однообразии технических приемов обработки этого материала промысловые центры специализировались на производстве определенного вида продукции, достигая совершенства в изготовлении и художественном оформлении предметов. Так, например, в высокогорных аварских селениях Анди, Ботлих, Чанко, Шодрода производились высококачественные бурки, которые на Северном Кавказе являлись непременным атрибутом снаряжения для верховой езды. Следует выделить длинноворсовые андийские бурки с особым блеском, изготовленные из высококачественной шерсти специально выведенной местной породы овец [1]. Большим спросом далеко за пределами региона пользовались, по свидетельству исследователей XIX века [2], белые дамские бурки.
В хозяйственной деятельности даргинцев широко применялись войлочные изделия первой необходимости:
- перегонные чабанские палатки;
- простой постилочный материал из шерсти естественного цвета для предотвращения порчи дорогих ковров;
- узорные настенные ковры;
- накидка «тихалай» (верхняя одежда, защищавшая от непогоды и вражеских стрел) [3].
Рис. 1. Лакская войлочная обувь нач. XXв. (Дагестан)
Несомненный интерес представляет традиционный войлочный промысел лачек общества Балхар, славившихся мастерством в изготовлении изысканно декорированной белой обуви с острым загнутым носком. Нарядно украшенные сапоги из белого войлока входили в обязательный свадебный комплект одежды у многих народов Дагестана. Голенища женских сапог «варсул урсу» (рис. 1) балхарки отделывали золотой вышивкой, аппликацией, расшивали цветными нитками, создавая геометрический (треугольники, квадраты, концентрические круги), стилизованный растительный (трилистники, ветки) либо зооморфный (бараньи рога или голова с рогами) узор [4].
Производство традиционных декоративно оформленных кумыкских ковров «арбабаши» было налажено в селах Буглен, Верхнее Казанище и Нижнее Казанище, а также известно у лакцев, аварцев, даргинцев. Эти изделия из войлока отличались сложной техникой исполнения, высоким художественным достоинством аппликативного узора из разнообразных растительных, зооморфных и орнитоморфных мотивов.
Наряду с другими непревзойденными по своему колориту, красоте и художественной выразительности произведениями народных декоративных промыслов, традиционные войлочные изделия достигли высокого совершенства, завоевав одно из ведущих мест в сфере декоративно-прикладного искусства. Качество и художественные достоинства войлочных ковров Дагестана, экспонировавшихся на крупнейших промышленных выставках России, неоднократно отмечались призовыми наградами. Так, на Кавказской выставке предметов сельского хозяйства и промышленности в Тифлисе (1889) дагестанским ворсовым, безворсовым и войлочным ковровым изделиям были присуждены серебряная и четыре бронзовые медали [5].
Подробное исследование художественно-стилистических особенностей - заимствования и взаимопроникновения отдельных элементов и композиционных решений дагестанского войлочного орнамента - проливает свет на культурные связи с соседними регионами.
На сходство орнаментального декора кумыкских «арбабашей» и ногайских, казахских, киргизских войлочных ковров, многие мотивы которых носят идентичную смысловую нагрузку, указывает известный исследователь материальной культуры народов Дагестана С. Ш. Гаджиева [6]. В частности, широко используемый орнамент
№ 1 (39), 2011 "Культурная жизнь Юга России"
«бараньи рога», ассоциирующийся у кочевых племен с благополучным развитием скотоводства [7], часто фигурирует в декоративном оформлении войлока вышеупомянутых народностей (примечательно, что разнообразная трактовка сходного мотива широко представлена и в русской народной вышивке [8]). Сравнительный анализ орнамента кумыкских, балкарских и карачаевских войлочных ковров, в украшении которых имеются аналогичные зооморфные и растительные мотивы, свидетельствует о том, что декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы здесь формировались под влиянием тюркского кочевого искусства в результате миграции половцев-кипчаков из района современного Казахстана на Кавказ в ХШ-ХУ веках [9].
При этом искусство изготовления войлочных ковров у названных народностей приобрело самобытные художественно-стилистические особенности, а звучание изобразительных композиций -черты национального своеобразия. Например, орнаментальные мотивы кумыкских «арбабашей» отличаются пластичным изяществом растительного узора (как известно, развитие растительных мотивов отражает появление оседлого образа жизни) [10], тогда как балкарский орнамент больше тяготеет к роговидным мотивам геометрического характера (рис. 2).
Рис. 2 а. Балкарский каймовыйузор
декора старинных войлочных ковров из собрания дербентской Джума-мечети, выполненные Б. И. Пшеничным (Махачкалинский комбинат художественных изделий) [12] (рис. 3), и др.
Рис. 3. Мотивы орнамента дагестанских войлочных ковров
Рис. 2 б. Кумыкский каймовый узор (Дагестан)
Таким образом, в Дагестане, на стыке крупных художественных школ, сформировались локальные центры производства и художественной обработки войлока. В результате тесных этнокультурных и экономических связей местные самобытные художественные традиции испытали на себе влияние искусства соседних регионов, тюркоязычных кочевников-скотоводов и, в свою очередь, оказали воздействие на промыслы других кавказских народов.
Поскольку древние экземпляры войлочных изделий отсутствуют, представляется целесообразным изучение художественно-стилевых особенностей орнаментальных композиций дагестанских мастериц на иллюстративном материале (к сожалению, немногочисленном), который опубликован в различных литературных источниках. Например, эстетику оформления, мотивы и локальное своеобразие орнамента различных центров войлочного производства можно выявить, анализируя образцы узоров «арбабашей» (Государственный музей этнографии) [11], натурные зарисовки элементов орнаментального
Рис. 4. Кумыкский вой- Рис. 5. Аварский войлоч-лочный ковер арбабаш.Ко- ный ковер арбабаш. XIX в. нец XIX в.
Художественное оформление старинных кумыкских (рис. 4), аварских (рис. 5) и ногайских войлочных ковров Дагестана следует рассматривать как канонически сложившуюся схему, разбивающую плоскость изделий на широкое (1/3) центральное поле, декорированное четырехсто-ронне-симметричным узором, и каймовое обрамление (обычно ведущая орнаментальная полоса по обе стороны оформляется параллельными подкаемочками). Основной растительный орнамент, развивающийся от середины к периферии в равномерных соотношениях узора и фона, заполняет вытянутыми прямоугольными очертаниями
20 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (39), 2011
поверхность поля. При этом фон воспринимается как своеобразный контрастный декор, обрамляющий узорообразующие элементы орнамента. Кай-мовые узоры в основном составлены из зеркально симметричных элементов ленточного орнамента: волнообразная динамика стебля растения, плоды которого попеременно изображены то головками внутрь, то наружу, ритмичное чередование цветка и плода. Такова широко распространенная образно-аллегорическая символика «вечного возвращения» - мотива, отображающего народные представления о циклической сменяемости явлений природы.
Войлок играл особую роль в жизни ногайцев, которые до начала ХХ века вели кочевой образ жизни. Войлоки служили стенами юрт, а внутри жилища использовались для утепления. Этот материал также широко использовался для изготовления одежды и различных бытовых предметов [13]. Ногайские войлочные ковры «кийизы», в отличие от кумыкских арбабашей, выполнялись из натуральной белой, черной, коричневой шерсти, по которой разноцветными шерстяными нитками вышивались традиционные орнаменты, отражающие космологические и эстетические представления народа. Иногда в орнамент вводилось изображение родовой тамги.
Несколько обособленное положение занимает изысканное орнаментальное оформление ногайских войлочных ковров «оюз кийнэ» (узорчатый войлок), основанное на самобытных художественных традициях народного прикладного искусства. Великолепные произведения войлочного искусства ногайских мастериц - монументальные ковры высокого художественного качества, декорированные в традиционной технике, экспонируются в краеведческом музее с. Терекли-Мектеб.
Современное войлочное производство Дагестана, в основном представленное подарочно-сувенирной продукцией, утратило преемственные связи с древними традициями художественной обработки материала. Анализируя оформление современного ковра (рис. 7, 8), следует отметить преобладание свободного фона, утратившего орнаментальную трактовку, отсутствие (или обрывочность) несвязанных фрагментов каймы и другие негативные с художественной точки зрения изменения элементов традиционного узора.
Растущий в обществе интерес к национальным художественным традициям, материальной и духовной культуре народов России (и Дагестана в том числе) позволяет надеяться на возрождение древних промыслов. Этому способствует и внимание исследователей к традиционным произведениям народного декоративно-прикладного искусства, направленное на решение проблем отечественной культуры.
Рис. 6. Но- Рис. 7. Войлоч- Рис. 8. Компо-
гайский войлоч- ный ковер сере- зиция войлочного
ный ковер кийиз. дины XX в. (фраг- ковра второй по-
XX в. мент) ловины XX в.
Литература
1. Гаджиева С. Ш. Одежда народов Дагестана. XIX - начало XX в. М., 1981. С. 26.
2. Дагестанская область // Кавказский календарь на 1893 г. Тифлис, 1892. С. 157.
3. Гаджимурадов С. М. Войлочные ковры Дагестана. Махачкала, 1994. С. 24.
4. Гаджиева С. Ш. Одежда народов Дагестана ... С. 66.
5. Описание Кавказской выставки предметов сельского хозяйства и промышленности в Тифлисе в 1889 г. Вып. 1. Тифлис, 1890. С. 88-100.
6. Гаджиева С. Ш. Кумыкская женская одежда и украшения XIX - начала XX в. // Дагестанский этнографический сборник. Вып. 1. Махачкала, 1974. С. 88.
7. Кочетков Н. В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX - середины XX в. М., 1978. С. 133.
8. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978. С. 71.
9. Федоров Я. А. Ранние тюрки на Северном Кавказе / Я. А. Федоров, Г. С. Федоров. М., 1978. С. 266.
10. Дебиров П. М. Современный войлочный орнамент ногайцев Дагестана // Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры. Махачкала, 1988. С. 21.
11. Соболева Н. П. История собрания дагестанских коллекций в Государственном музее этнографии народов СССР // Хозяйство, материальная культура и быт народов Дагестана в XIX-XX вв. Махачкала, 1977. С. 81.
12. Гаджимурадов С. М. Войлочные ковры Дагестана . С. 36.
13. Магомедова А. И. Коллекция ковров в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой. URL: http://dmii.ru/ subcat008.htm
S. R. DAMADANOvA. decorative thick FELT OF DAGESTAN AS A vERSION of traditional art craft
Ornamental and compositional features of decorative thick felt of Dagestan are evidence of mutual influence of original traditions of mountaineers and neighbouring Russian regions.
Key words: traditional art craft of Dagestan, decorative thick felt, arts and crafts, folk ornament.