Научная статья на тему 'Художественный текст как основа моделирования авторского сознания творческой языковой личности'

Художественный текст как основа моделирования авторского сознания творческой языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
693
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗ МИРА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / КОНЦЕПТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЗНАКИ АВТОРСТВА / АВТОРСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / CREATIVE LANGUAGE PERSON / SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY / SEMANTIC EDUCATIONS / IMAGE OF THE WORLD / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / CONCEPT / FICTION TEXT / COGNITIVE MODELING / AUTHORSHIP SIGNS / AUTHOR'S ART CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баранова Александра Юрьевна, Четверикова Ольга Владимировна

В рамках антропоцентрической парадигмы исследования взаимоотношений языка и мышления выявляются основания для моделирования авторского художественного сознания, представляющего собой совокупность когнитивной, эмотивной, коммуникативной и семиотической подсистем концептосистемы художника слова как творческой языковой личности элитарного типа. Рассматривается специфика взаимосвязи смысловой сферы личности и «знаков авторства» художника, позволяющих получить доступ к информативно-смысловой сфере личности в исследовательских целях. Доказано, что художественный текст является результатом когнитивной деятельности автора как цельная эмотивно-информативно-образная коммуникативная система, отражающая в эстетической речевой деятельности с помощью знаков языка авторскую точку зрения на мир и человека. Сделан вывод о том, что авторское художественное сознание как реконструированная на базе анализа текстов творческой личности модель представляет собой совокупность когнитивной, эмотивной, коммуникативной и семиотической подсистем концептосферы автора, находящихся в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности со смысловой сферой художника слова. Актуальность определяется выявлением предпосылок, обусловливающих моделирование авторского художественного сознания на основе интерпретации совокупности текстов, созданных творческой языковой личностью. Научная новизна работы и практическая значимость определяются интегрированием положений когнитивной лингвистики, психолингвистики, литературоведения, лингвистических дисциплин, психологии личности, лингвокультурологии, что позволяет рассматривать художественный текст как модель мира автора, отражающую через знаки языка специфику смысловой сферы художника слова, его ценностные ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fiction text as a basis of modeling of the author’s consciousness of the creative language person

The paper shows the bases for modeling of the author’s art consciousness within an anthropocentric paradigm of a research of language and thinking relationship. The author’s art consciousness represents a set of cognitive, emotive, communicative and semiotic subsystems entering a concept system of the literary master as the creative language person of the elite type. The publication explores how the semantic sphere of the personality interrelates with the «authorship signs»of the writer allowing us to get access to the informative and semantic sphere of the personality for the research purposes. It is proved that the fiction text is result of cognitive activity of the author as holistic emotive informative-figurative communicative system reflecting the author’s point of view on the world and the person in esthetic speech activity by means of language signs. The conclusion is drawn that author’s art consciousness as the model reconstructed on the basis of the analysis of texts of the creative person, represents a set of the cognitive, emotive, communicative and semiotic subsystems of concept sphere of the author which are in the relations of interrelation and interconditionality with the semantic sphere of the writer. Relevance lies in identification of the preconditions substantiating modeling of author’s art consciousness on the basis of interpretation of set of the texts created by the language person. Scientific novelty of work and the practical importance are defined by integration of provisions of cognitive linguistics, psycholinguistics, literary criticism, linguistic disciplines, psychology of the personality, and cultural linguistics that allow us to consider the fiction text as the model of the world of the author reflecting specifics of the semantic sphere of the literary master, his value orientations through language signs.

Текст научной работы на тему «Художественный текст как основа моделирования авторского сознания творческой языковой личности»

УДК 81'42

ББК 81.0

Б 24

Баранова А.Ю.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания Адыгейского государственного университета e-mail: ilsavo@mail.ru

Четверикова О.В.

Доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики Армавирского государственного педагогического университета e-mail: chetverikova_o@mail. ru

Художественный текст как основа моделирования авторского сознания творческой языковой личности

(Рец ензирована)

Аннотация:

В рамках антропоцентрической парадигмы исследования взаимоотношений языка и мышления выявляются основания для моделирования авторского художественного сознания, представляющего собой совокупность когнитивной, эмотивной, коммуникативной и семиотической подсистем концептосистемы художника слова как творческой языковой личности элитарного типа. Рассматривается специфика взаимосвязи смысловой сферы личности и «знаков авторства» художника, позволяющих получить доступ к информативно-смысловой сфере личности в исследовательских целях. Доказано, что художественный текст является результатом когнитивной деятельности автора как цельная эмотивно-информативно-образная коммуникативная система, отражающая в эстетической речевой деятельности с помощью знаков языка авторскую точку зрения на мир и человека. Сделан вывод о том, что авторское художественное сознание как реконструированная на базе анализа текстов творческой личности модель представляет собой совокупность когнитивной, эмотивной, коммуникативной и семиотической подсистем концептосферы автора, находящихся в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности со смысловой сферой художника слова. Актуальность определяется выявлением предпосылок, обусловливающих моделирование авторского художественного сознания на основе интерпретации совокупности текстов, созданных творческой языковой личностью. Научная новизна работы и практическая значимость определяются интегрированием положений когнитивной лингвистики, психолингвистики, литературоведения, лингвистических дисциплин, психологии личности, лингвокультурологии, что позволяет рассматривать художественный текст как модель мира автора, отражающую через знаки языка специфику смысловой сферы художника слова, его ценностные ориентации.

Ключевые слова:

Творческая языковая личность, смысловая сфера личности, смысловые образования, образ мира, языковая картина мира, концепт, художественный текст, когнитивное моделирование, знаки авторства, авторское художественное сознание.

Baranova A.Yu.

Candidate of Philology, Associate Professor of the General Linguistics Department, the Adyghe State University, e-mail: ilsavo@mail.ru

Chetverikova O.V.

Doctor of Philology, Professor of the National Philology and Journalism Department, the Armavir State Pedagogical University, e-mail: chetverikova_o@mail.ru

Fiction text as a basis of modeling of the author's consciousness of the creative language person

Abstract:

The paper shows the bases for modeling of the author's art consciousness within an anthropocentric paradigm of a research of language and thinking relationship. The author's art consciousness represents a set of cognitive, emotive, communicative and semiotic subsystems entering a concept system of the literary master as the creative language person of the elite type. The publication explores how the semantic sphere of the personality interrelates with the «authorship signs»of the writer allowing us to get access to the informative and semantic sphere of the personality for the research purposes. It is proved that the fiction text is result of cognitive activity of the author as holistic emotive - informative-figurative communicative system reflecting the author's point of view on the world and the person in esthetic speech activity by means of language signs. The conclusion is drawn that author's art consciousness as the model reconstructed on the basis of the analysis of texts of the creative person, represents a set of the cognitive, emotive, communicative and semiotic subsystems of concept sphere of the author which are in the relations of interrelation and interconditionality with the semantic sphere of the writer. Relevance lies in identification of the preconditions substantiating modeling of author's art consciousness on the basis of interpretation of set of the texts created by the language person. Scientific novelty of work and the practical importance are defined by integration of provisions of cognitive linguistics, psycholinguistics, literary criticism, linguistic disciplines, psychology of the personality, and cultural linguistics that allow us to consider the fiction text as the model of the world of the author reflecting specifics of the semantic sphere of the literary master, his value orientations through language signs.

Keywords:

Creative language person, semantic sphere of the personality, semantic educations, image of the world, language picture of the world, concept, fiction text, cognitive modeling, authorship signs, author's art consciousness.

На протяжении последних десятилетий наблюдается переход от структурно-систематизирующей лингвистики к лингвистике функциональной, рассматривающей произведения речетворчества «в свете теории речевой деятельности и речевой коммуникации» [1: 4]. Язык - единственный объект, доступный для непосредственного наблюдения и исследования особенностей сопряжения окружающего мира и сознания человека.

Интерес современной лингвистической науки к исследованию художественного дискурса обусловлен вниманием учёных к творческой языковой личности как носителю эстетически значимых представлений о мире и человеке и объективирующего эти представления в произведениях речетворчества через создание посредством языковых единиц разных уровней и рангов художественных образов, представляющих собой попытку автора осмыслить

«вечные» проблемы человеческого бытия и найти свой путь в их решении.

Антропоцентрическое направление в исследовательской работе филологов обусловило тенденцию к интеграции таких смежных дисциплин, как психология личности, когнитивная лингвистика, лингвокультурология, психолингвистика, семиотика, литературоведение, поэтика. Изучение языка творческой личности (художника слова) становится одной из актуальных проблем современного языкознания, поскольку текст сегодня трактуется как модель мира автора (Бутако-ва 2001; Тарасова 2004; Четверикова 2013 и др.), как средство объективации авторских личностных смыслов (Пищальнико-ва 1992; Маслова 2011; Четверикова 2013 и др.), что служит подтверждением актуальности и объективной необходимости развития учения Ю.Н. Караулова о языковой личности в аспекте реализации её творческого потенциала.

Категоризируя реальный мир, т.е. подразделяя, «сегментируя» его, определяя границы между реалиями и включая их в соответствующие матрицы, человек осуществляет процесс «означивания», снабжая группы фактов ярлыками. Таким образом, категоризация мира является важным компонентом когнитивных функций, особой деятельностью личности, направленной на упорядочение имеющейся у него и поступающей к нему информации с той, которая представлена, в первую очередь, в виде массы всевозможных сигналов любой перцептивной модальности [2: 90]. Однако в сознании человека отражается не только объективная действительность, но и сами отношения, связывающие его с ней, что образует в сознании особый план субъективной реальности, присущий внутренне сложному жизненному миру индивида. Личностное отношение человека к миру формирует целостный, чувственно яркий, индивидуально неповторимый образ мира, который, являясь элементом индивидуальной

психики, определяет основные черты поведения личности и в процессе речемыс-лительной деятельности обретает свою форму языкового выражения.

Структура образа мира человека (модель мира) во многом обусловливается выбором исходной точки зрения - «центра видения» личности, особенностями её отношения к действительности. Образ мира - система координат, определяющая восприятие, постижение, понимание личностью объективной реальности, формирующая её смысловую сферу и обусловливающая специфику вербальной манифестации говорящим своих представлений, оценок, мнений, знаний о мире. Составляющей компонентой образа мира является личностный смысл как индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, на которые направлено её внимание, и как производное от смысловых образований личности - ментально-аффективных единиц, формирование которых обусловлено индивидуальной жизнью субъекта речи [3].

Смысловые образования не существуют вне мышления и являются частью сложной смысловой реальности, в которой кристаллизованы содержательные отношения человека с миром (внутренний мир человека), его ценностные ориентации; функционируют как динамические системы, проявляясь в соотнесениях данной ситуации к контексту всей жизни субъекта речи; имеют полевое строение (ядро и периферию); ориентированы на предмет художественной деятельности, так как смысл всегда есть смысл чего-то; в продуктах речемыслительной деятельности (например, в художественных текстах) реализуют свои потенциальные значения в ситуациях, фреймах, когнитивных структурах; характеризуются невозможностью прямого и полного воплощения в системе значений; имеют типичные для данной творческой индивидуальности формы и способы внешнего проявле-

ния («план выражения», материализация, знаки авторства). В аспекте сказанного исследование сущностных характеристик художественного текста как модели отношения к миру, построение модели авторского художественного сознания (далее -АХС) через выявление, анализ и описание «знаков авторства художника слова» (термин О.В. Четвериковой), уточнение методики анализа художественного текста составляют актуальную научную проблему, в решении которой следует опираться на методологический аппарат психологии и когнитивной лингвистики.

Художественное творчество, представляющее собой попытку автора осмыслить «вечные» проблемы человеческого бытия и найти свой путь в их решении, следует рассматривать как часть когнитивной деятельности языковой личности, что позволяет говорить о существовании особых когнитивных структур сознания автора, «работающих» на создание художественных произведений. При этом наличие повторяющихся характеристик образов сознания и специфика семиотического поведения автора делают возможными объективное выявление и моделирование этих характеристик и особенностей языкового поведения художника слова на основе целостного интегратив-ного анализа совокупности текстов, интерпретирующих один и тот же концепт и отражающих особенности его языковой репрезентации «под углом» личност-но актуального и эстетически значимого. Это позволяет выявить ведущие мотивы творчества автора, определяющие тематику художественных произведений, «предметный мир» и смысловые доминанты текстов, раскрывающие специфику отношения говорящего к миру, обусловленную его «перцептивно-когнитивно-аффективной деятельностью» [4], системой ценностных ориентаций творческой личности, её творческим замыслом и задачами коммуникации. Когнитивно-смысловой анализ текста/текстов даёт но-

вое видение проблемы вербальной манифестации авторского замысла, позволяет использовать методы и приёмы разных наук, способствующие выявлению и описанию особенностей авторского видения мира, создаёт платформу для моделирования авторского художественного сознания, описания когниотипа творческой личности, являющейся олицетворением «аксиологической вертикали» нации на определённом этапе её социального и культурного развития. В центре внимания исследователя оказывается проблема когнитивной деятельности сознания творческой личности, проблема соотношения языковых единиц и единиц мышления, возникающих в сознании автора когнитивных структур, которые в тексте получают своё языковое оформление. Всё это обусловливает актуальность исследования заявленной проблематики.

Как же в художественном тексте проявляет себя творческое, «творящее» сознание автора? Что лежит в основе этого сознания? Каким образом осуществляются «взаимоотношения» мышления и языка, эксплицирующего в речи результаты мыслительной деятельности автора? Пытаясь ответить на данные вопросы, будем исходить из того, что словесное художественное творчество как эстетически значимая духовная деятельность представляет собой особую смысловую реальность, основу которой составляют: а) специфика интерпретации автором действительности; б) «угол» видения мира художником слова, «жизненный смысл» реалий действительности «для меня», сформировавшийся в результате «столкновений» творческой личности с миром; в) устройство смысловой сферы автора, включающей в себя мировоззрение и самосознание индивида, систему доминирующих установок, мотивов и ценностных ориентаций; г) особенности устройства ассоциативно-вербальной сети художника слова [5].

Тексты художественной культуры представляют собой форму накопления,

сохранения и проявления «идеальных» способов и результатов освоения и преобразования действительности. В эстетически значимой речевой деятельности авторская концепция мира находит своё отражение в создаваемых творческой личностью словесных образах, формирующих художественную модель мира (т.е. воображаемую, вторичную, языковую), в которой материализуется существующая в сознании творца когнитивная картина мира. Авторские наблюдения организуются, скрепляются единой мыслью, в основе которой лежит аксиологическая компонента сознания художника.

Художественное словесное творчество как когнитивная деятельность, способ проникновения в сущность общественных отношений благодаря созданию и языковой экспликации эстетически значимых и эмоционально насыщенных художественных образов отражает через моделируемые автором ситуации закономерное и типическое. Следовательно, в процессе анализа текста исследователю необходимо определить те концепты, к интерпретации которых автор обращается постоянно, установить специфику их формально-содержательной и языковой объективации, что позволит получить представление о формах «проявления» автора в тексте, его «знаках авторства» и художественном сознании творческой языковой личности, основу которого составляет художественное когниция как специфическая форма художественно-эстетического освоения автором действительности.

Личностное, ценностно ориентированное отношение художника слова к миру, сформированное в результате его «столкновений» с реалиями действительности, в эстетической словесной деятельности эксплицируется разноуровневыми единицами языка. Следовательно, образ мира автора может быть описан через анализ его языковой картины мира, ибо она, коррелируя с ментальной сферой, отражает особенности смысловой сферы го-

ворящего. В свою очередь, языковая картина мира художника представлена совокупностью речевых признаков, повторяющихся из текста в текст, - «знаков авторства», выявление и систематизация которых позволяет получить доступ к информационной базе личности в исследовательских целях, к смысловой сфере автора и на основе интерпретационного анализа совокупности его художественных текстов как целостных вербально маркированных структурно-смысловых образований, вписанных в национальную и мировую культуру и характеризующихся образностью, эстетической направленностью, диалогичностью, суггестивностью, создать модель авторского художественного сознания. При этом учитывается, что мотивы, интенции творческой личности формируют смысловую структуру текста, а уникальность системы отношений индивида с миром обусловливает уникальность системы авторских личностных смыслов и способов их вербализации. Иными словами, специфика эмоционального восприятия и эстетического переживания личности формирует художественный образ как смысловой центр, вокруг которого группируются языковые единицы, служащие его раскрытию и маркирующие связь личностно значимых объектов в сознании творческой личности, ассоциативно объединённых на основе некоего инвариантного смысла.

Заметим, то смысл текста всегда базируется на конвенциональных значениях слов, но проявляется через психологическое значение слова, являющееся носителем «живого знания» и представляющее собой ментальный феномен, связанный с процессом категоризации информации в сознании художника и зависящий от особенностей восприятия автором действительности, от актуального состояния говорящего. Психологическое значение слова соединяет в себе конвенциональное и индивидуальное, ориентировано на образно-художественную коммуникацию,

на внутренний мир личности, способно к продуцированию метасмыслов, основанных на индивидуальных ассоциативных связях, участвующих в реализации авторского замысла. При этом конвенциональное значение слова, знакомое всем носителям языка, становится точкой пересечения авторских и читательских личностных смыслов. Смысл инвариантный, регулярно выявляемый в разных произведениях автора и раскрывающий специфику интерпретации им тех или иных концептов, определяется нами как доминантный личностный смысл.

Поиски объективных оснований выявления авторского содержания текста приводят к построению модели авторского художественного сознания как иерархического системного устройства, проявлению которого в тексте служат когнитивные структуры, представляющие собой конвенциональный способ кодирования и хранения информации о мире, связанный с ментальными операциями получения представлений и знаний и механизмами их текстового языкового маркирования. Модель сводится к гомоморфно-сти и абстрагированности, обладает гибкостью внутреннего строения, ибо в художественном тексте как модели мира, отражающей специфику авторского художественного сознания, устройство концептов, концептосистем, смысловой сферы, когнитивных структур будет иметь функциональное сходство.

В основе разработанной нами методики построения модели АХС лежит выделение базовой структурной психической единицы - ядерного смыслового образования как элемента смысловой сферы личности, заключающего в себе субъективное, эмоционально-оценочное отношение индивида к предметам и явлениям действительности, и элементарной единицы - личностного смысла, порождаемого предметной эстетической деятельностью художника слова и реализующего духовно-нравственные и ценностные

установки, отражающие миропонимание автора; базовой структурной когнитивной единицы - когнитивной структуры как способа кодирования и хранения информации о мире и формы организации индивидуального познавательного опыта субъекта, интерпретирующей когнитивный образ описываемой ситуации и обусловливающей логическое и семантическое развёртывание текста; элементарной когнитивной единицы - когнитивного признака как элемента когнитивной структуры, объективирующего в языке результаты художественно-интерпретационной мыследеятельности говорящего, направленной на читателя с целью эмоционального воздействия на него [6].

Таким образом, АХС есть реконструированная на базе анализа художественного текста модель, представляющая собой динамическую и внутренне упорядоченную совокупность когнитивной, эмо-тивной, коммуникативной и семиотической подсистем концептосистемы художника слова, находящихся в отношениях взаимозависимости и взаимообусловленности как со смысловой сферой личности, так и между собой и представленных в эстетически значимом произведении через формы проявления автора и способы формально-содержательной и собственно языковой манифестации смысловых доминант, когнитивных по происхождению и образно-художественных по своему воплощению.

Основу авторского художественного сознания составляют: а) эгоцентрический способ восприятия; б) образно-ассоциативный способ отражения действительности, обусловленный спецификой эстетического переживания, и обусловивший формирование эстетической эмоции и эстетического образа; в) аксио-логичность; г) интенциональность; д) направленность на диалог с виртуальным читателем. Структуры АХС репрезентируются через аналоговые структуры сознания субъектов речи, выстраивая модель целостного образа мира автора как

носителя концепции произведения.

К субъектным формам выражения АХС мы будем относить лирического субъекта, лирического героя, повествователя (представленного в форме местоимения 3-го лица) и героя ролевой лирики. Выбор темы, жанра, композиционные приёмы, хронотоп, положение героя в пространстве и т.п. будем считать формально-содержательными средствами маркирования АХС, а единицы разных языковых уровней - собственно языковыми средствами объективации авторских смыслов и авторского сознания. Формально-содержательные, собственно языковые средства и субъектные формы выражения АХС представляют собой «знаки авторства» художника слова.

АХС как объединяющее начало любого текста проливает свет на целое и на все составляющие произведения. Мотив является непосредственным смыслообра-зующим фактором, ибо он побуждает к созданию произведения и облекает речь в определённую форму. Особенности мышления автора объясняют характер интерпретации им того или иного жизненного явления (когнитивный уровень творческой личности). При этом оценка изображаемого, авторские смысловые доминанты всегда связаны с поиском адекватных способов языкового выражения (прагматический уровень творческой личности), которые позволяют получить представление об образе мира автора, о том, что волнует и является для говорящего в смысловом отношении значимым. При этом выявление ключевых слов, маркирующих в «свёрнутом» виде содержание опреде-

лённых относительно законченных отрезков текста, соответствующих какой-либо теме, позволяет составить представление о «смысловых узлах» текста, когнитивных структурах, объективированных в языке и служащих «развёртыванию» авторского замысла. Ассоциаты ключевых слов актуализируют семантические и кон-нотативные компоненты значения слова, отражая коммуникативные и ценностные ориентации творческой личности и сам механизм осложнения внутреннего содержания слова как носителя «живого» знания. Таким образом, автор текста движется от замысла к мотивированному выбору языковых средств объективации этого замысла; при этом смысл текста всегда отнесён к ситуации и человеку вообще.

Методология построения модели АХС, зависящая от когнитивной сущности художественного текста, способов субъективного отображения мира и «модельного» потенциала текста, обусловливает наличие в АХС когниотипи-ческих представлений «значимой формы» художественных моделей мира. Модель выполняет инструментально-результативную объяснительную функцию, является результатом восприятия и интерпретации воплощённого в тексте способа авторского видения мира и позволяет установить связь понятий духовной культуры народа, смысловой сферы автора и производных от неё смысловых доминант творческой личности, выступающей в качестве выразителя и кодификатора национальных и общечеловеческих ценностей. Так осуществляется связь между культурой и личностью.

Примечания:

1. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М.: Академический Проект, 2004. 464 с.

2. Розов А.И. Проблемы категоризации: теория и практика // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 84-96.

3. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 46-56.

4. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: избр. тр. М.: Гнозис, 2005. 543 с.

5. Ахиджакова М.П., Баранова А.Ю. Когнитивная структура художественной текстовой деятельности в языковом пространстве // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филологии искусствоведение. 2013. Вып. 4 (128). С. 19- 24.

6. Четверикова О.В. Знаки авторства как средства вербальной манифестации смысловой сферы творческой языковой личности: монография. Армавир: РИО АГПА, 2013. 236 с.

References:

1. Babenko L.G. Philological analysis of the text. Fundamentals of the theory, principles and aspects of analysis. M.: Academic Project, 2004. 464 pp.

2. Rozov A.I. Problems of categorization: theory and practice // Problems of Psychology. 1986. No. 3. P. 84-96.

3. Bratus B.S. On the study of the semantic sphere of a person // MSU Bulletin. Ser. 14. Psychology. 1981. No. 2. P. 46-56.

4. Zalevskaya A.A. Psycholinguistic research. A word. A text: selected works. M.: Gnosis, 2005. 543 pp.

5. Akhidzhakova M.P., Baranova, A.Yu. Cognitive structure of the literary text activity in the language space // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2013. Iss. 4 (128). P. 19- 24.

6. Chetverikova O.V. Signs of authorship as a means of verbal manifestation of semantic sphere of the creative linguistic personality: a monograph. Armavir: RIO AGPA, 2013. 236 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.