Научная статья на тему 'Художественные возможности офорта в качестве книжной иллюстрации на примере творчества Альбина Бруновского'

Художественные возможности офорта в качестве книжной иллюстрации на примере творчества Альбина Бруновского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные возможности офорта в качестве книжной иллюстрации на примере творчества Альбина Бруновского»

Художественные возможности офорта в качестве книжной иллюстрации на примере творчества Альбина Бруновского

В.В. Зотова,

студентка группы ДГ-6-1

Альбин Бруновский - выдающийся словацкий график, иллюстратор, живописец ХХ в. Его талант раскрывал новые грани в известном и снимал покровы с неведомого, какой бы области изобразительного искусства он ни касался. Однако ярче всего его индивидуальность проявилась в офорте. Серии его графических листов всегда узнаваемы благодаря незаурядному стилю, высочайшему мастерству исполнения и оригинальной композиции.

Достижения Альбина Бруновского в искусстве офорта оказали огромное влияние на современников и последующие поколения графиков, а также на развитие техники.

Офорт - это техника глубокой гравюры на металле, в которой печать производится с металлической пластины под сильным давлением на специальном станке. Изображение же на пластине получают способом протравливания его с помощью различных кислот. По крайней мере, так обстоит дело в классической технике офорта, так как вообще эта техника отличается необычайным богатством изобразительных средств, способов получения изображения и возможностей для экспериментирования. Практически у каждого мастера-офортиста есть свои, придуманные лично им методы и приемы. Все это делает технику очень выразительной, разнообразной и подходящей для иллюстрирования самых разных литературных произведений. В прошлом, при традиционном наборном способе печати существовали препятствия для использования офорта в книге, как технические, так и вытекающие из них художественные. Способ глубокой печати офорта полностью отли-

чался от способа высокой печати всей остальной книги. Следовательно, иллюстрации печатались отдельно и на совершенно другой бумаге, а затем вклеивались в книгу вручную. Они выбивались из общего ансамбля книги и цветом, и фактурой бумаги, и качеством печати, глубиной черного (в офорте краска отпечатывается выпукло, рельефно), рельефом рамки, а, следовательно, - иным пространством офортного листа и наборного текста. К тому же офорт очень широко использовался для репродуцирования произведений живописи, что мешало ему развивать собственные художественные возможности.

В наше время эти проблемы ушли. Изобретение способа офсетной печати и множества способов репродуцирования, компьютерная верстка освободили офорт и сделали его чисто художественной техникой, а также вернули книге цельность, так как и иллюстрации печатаются теперь вместе и составляют единый ансамбль.

Поэтому многие художники XX века создавали иллюстрации в технике офорта, и одним из ярчайших их представителей был Альбин Бруновский.

Первые иллюстрации он начал создавать еще в начале 60-х годов и не оставлял этого занятия всю жизнь, хотя был он также и замечательным графиком-станковистом, и оригинальным живописцем. Он иллюстрировал Андерсена, Гофмана, Овидия, Эразма Роттердамского, Сервантеса, Рембо, И. Бабеля, сказки словацкого писателя Л. Фелдека (»Зеленая книга сказок»), книгу сказок «Золотые яблочки», «Антология словацкой поэзии. Прикосновение». Его стиль всегда тяготел к сюрреализму, а офорт, как уже говорилось выше, - чрезвычайно гибкая техника, которая позволяла Бруновскому достигать удивительных эффектов.

Обычно Бруновский работал в технике штрихового офорта. Акватинту он не использовал, создавая и фактуру, и игру светотени, и тончайшие градации тона с помощью разнообразных штрихов. Он прорабатывал все планы изображения одинаково тщательно, а затем придавал глубину, используя разное время травления. Мельчайшие детали на заднем плане - буквально две, три минуты травления, а для темных «ударов» черного - до часа и более. И множество градаций серого между этими крайними точками.

Чаще всего его офорты были черно-белыми. Таковы иллюстрации к «Искусству любви» Овидия. Богатство фактуры достигается за счет разнообразия штрихов. Они то прямые, грубоватые, пересекающиеся в густую тьму. То это словно пылинки, червячки, ворсинки, создающие серебристый воздух. В иных офортах фон похож на какую-то ткань, созданную из переплетения штрихов под прямым углом - несколько технично, но создает эффект плотного, ровного тона, на котором светлое изображение смотрится контрастно.

Иллюстрации к «Искусству любви» Овидия

Рис. 1

Рис. 2

Выдающимся по художественной цельности и уместности использования офорта является цикл иллюстраций к стихотворению Артюра Рембо «Пьяный корабль». Глубина тоновых отношений поражает. Тончайшие штрихи образуют удивительную фактуру морских волн, облачных и сияющих небес. В темных местах он добавлял «сухую иглу» -процарапывание по металлу, при котором образуются металлические «заусенцы» - барбы. Краска застревает за ними, и штрих становится «бархатным», очень черным. С ее помощью изумительно получались темные вихри, брызги, водовороты. Этот цикл офортов тоже монохромен, однако черный цвет здесь с добавлением индиго или хрома.

Иллюстрации к стихотворению «Пьяный корабль» Артюра Рембо

Рис. 3

Рис. 4

А вот иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского выполнены в цветном офорте. Однако это не классический цветной офорт, где каждый цвет печатается с отдельной доски. Здесь Альбин Бру-новский печатает монотипным способом, набивая одну и ту же доску несколькими цветами сразу. При этом каждый оттиск становится уникальным. Офорт вообще не отличается яркостью красок, для него более характерны нежные, тонкие колебания цвета от более теплого к более холодному, это похоже на подсветку разными прожекторами, а суть изображения - все-таки «гризайль». Кое-где Бруновский добавляет чуть-чуть рыжего, чуть-чуть охры, а к ним контраст - индиго. Другие листы серии построены на колебаниях холодных, зеленоватых оттенков.

Основным приемом для иллюстраций к «Антологии словацкой поэзии. Прикосновение» стало использование очень мелкого штриха, точки. Это придает этим работам особую воздушность, призрачность. Мистические женские образы растворяются в тумане цветов, леса, грез. Не секрет, что Альбин Бруновский часто использовал в работе огромную лупу с шестикратным увеличением для создания своих невероятно тонких рисунков.

Иллюстрации к Антологии словацкой поэзии

Рис. 5 Рис. 6

К каждому литературному произведению Бруновский придумывает свой стиль исполнения и особый технический прием, оставаясь при этом сам узнаваемым и уникальным художником.

Он занимал должность профессора и заведующего кафедрой прикладного искусства в Братиславском Институте изобразительных искусств. В 1968 году он получил звание Лауреата Госпремии им. Клемента Готвальда, а в 1980 году - Заслуженного художника. Он также стоял у истоков создания Международного бьеннале графики в Братиславе.

Творческое наследие его - около 170 работ в 35 музеях мира, в том числе и в ГМИИ им. Пушкина.

Библиографический список

1. Монография Альбина Бруновского. - Братислава, 1987.

2. Статья «Фантазии Альбина Бруновского», автор Алла Машкова, доктор филологических наук, заведующей кафедрой славянской филологии филологического факультета МГУ. Журнал «Меценат и мир» № 23, август 2003 г.

3. Словацкий интернет-сайт, посвященный искусству: www.vytvarnavychova.sk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.