Научная статья на тему 'Художественные тенденции в чувашском рассказе конца XX начала XXI веков'

Художественные тенденции в чувашском рассказе конца XX начала XXI веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
214
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / РАССКАЗ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / НОВЕЛЛА / ОЧЕРК / СЛОВО / ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ / РАССКАЗЧИК / ТЕМА / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ЛЮБОВЬ / СПАСЕНИЕ / A GENRE / A STORY / A NATIONAL CHARACTER / A SHORT STORY / A SKETCH / A WORD OF THE STORYTELLER / A WORD OF THE STORY-TELLER / A THEME OF THE MUTUAL UNDERSTANDING / A THEME OF LOVE / A THEME OF RESCUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова Лариса Анатольевна

На примере творчества писателей С. Павлова, С. Гордеевой, Г. Максимова, Е. Лисиной. А. Волкова, А. Казанова, М. Карягиной, Г.Фёдорова, Е. Нарпи, В. Петрова проанализированы особенности чувашского рассказа конца XX начала XI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC TENDENCIES IN THE CNUVASH TALES IN THE END OF THE XX CENTURY THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

On an example of the creativity of the writers S.Pavlov, S.Gordeeva, G Maksimov, E.Lisina, A.Volkov, A.Casanov, M. Kariagina, G.Fedorov, E.Narpi, Century of Petrov, etc. are analyzed the features of the Chuvash stories of the beginning of the XXI centuries.

Текст научной работы на тему «Художественные тенденции в чувашском рассказе конца XX начала XXI веков»

УДК 821.512.111-32

Л.А. СТЕПАНОВА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЧУВАШСКОМ РАССКАЗЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ

Ключевые слова: жанр, рассказ, национальный характер, новелла, очерк, слово, повествователь, рассказчик, тема, взаимопонимание, любовь, спасение.

На примере творчества писателей С. Павлова, С. Гордеевой, Г. Максимова, Е. Лисиной. А. Волкова,

А. Казанова, М. Карягиной, Г. Фёдорова, Е. Нарпи, В. Петрова проанализированы особенности чувашского рассказа конца XX- начала XI вв.

L.A. STEPANOVA

THE ARTISTIC TENDENCIES IN THE CNUVASH TALES IN THE END OF THE XX CENTURY -THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

Key words: a genre, a story, a national character, a short story, a sketch, a word of the storyteller, a word of the story-teller, a theme of the mutual understanding, a theme of love, a theme of rescue.

On an example of the creativity of the writers S.Pavlov, S.Gordeeva, 6 Maksimov, E.LIslna, A.Volkov, A.Casanov, M. Karlaglna, G.Fedorov, E.NarpI, Century of Petrov, etc. are analyzed the features of the Chuvash stories of the beginning of the XXI centuries.

Обращение к проблемам малой прозы весьма актуально для современного литературоведения. Необходимость анализа чувашского рассказа конца XX - начала XXI вв. продиктована отсутствием исследовательских работ по данной проблеме. Истории становления и эволюции малых жанровых форм посвятили ряд своих трудов П.Н. Метин, Г.Я. Хлебников, Г.И. Федоров, В.В. Погильдяков и др. Вплоть до настоящего времени проблемы становления, развития и особенностей поэтики чувашского рассказа не привлекали должного внимания чувашских ученых. Самому жанру рассказа в чувашской науке посвящены лишь отдельные статьи. Именно жанр рассказа как наиболее мобильный откликается на основные особенности исторического процесса, на события, происходящие в современной общественной жизни, психологические движения и перемены во внутренней жизни человека. Социальномировоззренческая действительность конца XX - начала XXI вв. в чувашской литературе сформулировала философские лейтмотивы, основанные на глубоком социальном анализе жизни, осмыслении времени.

В отличие от русской литературы, которая из «дидактической» и назидаемой становится рассказывающей, повествующей о конкретных проблемах и откровенно развлекающей читателя, чувашская проза, создавая нравственно-пси-хологический портрет человека, сохранила все же ориентацию на нравственную основу художественного мира. В противовес взрыву постмодернизма, массовой литературе в чувашском рассказе главным остался процесс осмысления духов-но-нравственных ценностей чувашского этноса, философских основ человеческого бытия. Сохранение сакрального, не утраченного ведущими писателями Чувашии, свидетельствует о преемственности лучших традиций чувашской литературы «в сохранении национального образа мира и его духовных основ» [3. С. 4].

Преобразования в общественно-политической жизни страны, наметившиеся в конце XX в., а это естественным образом повлекло за собой изменения и в эмоционально-эстетическом, духовно-нравственном восприятии действительности, постепенно изменили сознание самого народа. Потребность в самовыражении народа, особенно в переломные периоды жизни, закономерно приводит к развитию наиболее «оперативных жанров публицистики и новеллистики - в первую очередь рассказа, очерка, фельетона» [7. С. 58]. История развития чувашского рассказа однозначно доказывает, что чувашский рассказ конца XX - начала XXI вв., систематически накапливая опыт пости-

жения национального духа, целенаправленно изучал и исследовал национальные образы мира, «представлял подлинно народные основы философии жизни общества, судьбы человека» [6. С. 109]. Значимым на этом пути развития для чувашских писателей стало возвращение к истокам чувашского художественного сознания, которое подпитывало прозаическую литературу. Противоречия в развитии жизни, в сознании людей, в обществе, извечные, но изменившие своё содержание вопросы добра и зла, раздумья о смысле жизни, справедливости и счастье, решении глобальных проблем природы и человечества наиболее полно и образно запечатлелись в сборниках Л. Таллерова, Хв. Агивера, Н. Максимова, П. Афанасьева, Д. Гордеева, В. Енеша, А. Васкова. В 90-х годах XX в. в рассказе происходит усиление публицистики. Это происходит «из-за особо обострённого восприятия писателями проблем действительности» [4. С. 24]. В этот период главными темами стали темы духовного обнищания и алчности человека, обличения власти, «национального самоопределения героя» (творчество Б. Чиндыкова, А. Емельянова, Д. Гордеева) [2. С. 9].

Наиболее известными авторами чувашских рассказов начала XXI в. можно назвать следующих писателей: С. Павлова, С. Гордееву, Г. Максимова, Е. Лисину, А. Волкова, А. Казанова, М. Карягину, Г.Фёдорова, Е. Нарпи, В. Петрова. В начале XXI в. появляются рассказы, в которых писатели обращаются к образам стихии, к корням этнологического сознания. Основу концептуального мира чувашского рассказа конца XX - начала XXI вв. составляют такие концепты, как «любовь», «взаимоотношение», «память», «долг», «хлеб», «дом», «дитя». Из вышеперечисленных концептов в рассказах «Манкун» (Пасха) М. Карягиной, «Пёлётсем» (Облака) Р. Прокопьевой, «фыру» (Письмо) В. Петрова - наиболее значимым является концепт «дитя». Через него авторам удалось представить сакральное, чистое, весьма характерное для чувашского этноса. В рассказах мы наблюдаем такую особенность, как недовысказанность, незавершенность речи, её иносказательность. Среди таких произведений можно отметить рассказ «Манкун» (Пасха) Марины Карягиной. В рассказе речь идёт о мальчике, который в день Великой Пасхи разбил амулет бабушки. Амулет передавался в семье по наследству девочкам. Рассказ идёт от имени мальчика. Писательница передаёт переживания мальчика, его размышления о жизни, показывает состояние его души. Мальчик боится признаться о содеянном. Ему снится странный сон, где бабушка говорит ему о том, чтобы он не опозорил род, а не то «кровь» не простит. Из его глаз вместо слёз течёт кровь. Однако в жизни просто так ничего не случается. Он переживает за мать, которая скоро должна родить девочку. Ему приснилась будущая сестрёнка, матери рядом нет, она пошла искать для неё амулет ...Просыпается... Темно.. Никого... Вышел во двор, подняв руки к небу, просит у Бога, чтобы он не забирал его мать. Вдруг он увидел себя. В этом рассказе представлена связь поколений, образ Бога присутствует на протяжении всего рассказа. Автор свои мысли передаёт через мышление маленького человечка, он «чист собой, на мир смотрит совсем ещё юными глазами» [3. С. 99]. Этот рассказ можно определить как рассказ с открытым финалом. М. Карягина даёт читателю возможность сделать самостоятельный вывод. Тема детства в чувашских рассказах начала XXI в. приобретает ведущую роль, так как тяга к чистоте помыслов не исчезает в народе, она усиливается в кризисные времена, потому и появляются темы любви и детства в рассказах чувашских писателей. Рассказ Р. Прокопьевой «Облака» показывает нам двух любящих друг друга людей - мужа и жену, у них трое детей. Автор до мельчайших подробностей изображает переживания, воспоминания Оли, которая едет домой в автобусе, скучает по детям, смотрит на облака. Дети чисты, как облака, «они чувствуют природу, помогают осознать смысл бытия» [5. С. 89].

Вопросы очищения внутреннего - это вечные вопросы, они не чужды и чувашской литературе. Избавление от тяжести греховности через чувство любви представлено в рассказе А. Казанова «Тамха» (Тамга), где два старых человека только к концу жизни обретают свою любовь. Индира с Владиславом находят путь к «чистой» любви лишь на склоне лет [1. С. 113]. Рассказ Ф.Агивера «Йёпхури caca» (Удоимские голоса) тоже имеет такой настрой - мужчина, потерявший возлюбленную, только в пожилом возрасте встречается с женщиной, подарившей ему счастье. Значит, спасение появляется и в пространстве любви. Об этом в своё время писали русские писатели A.C. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, и чувашские - Ф. Уяр, Ю. Скворцов, А. Емельянов. В переломные моменты жизни человек, как никогда, ищет спасение в любви.

Литература не стоит на месте, она развивается. Переломные, кризисные ситуации находят своё отражение в художественной литературе, так как литература не уходит от действительности, проза старается философски осмыслить драматизм человеческой судьбы, показать её трагикомичность. Проблема человеческого взаимопонимания сегодня приобретает особое значение. В этом отношении показателен рассказ В. Петрова «Qbipy» (Письмо). Бабушка Ульяна по праздникам встаёт рано утром: режет петуха, свежует его, затем идет к соседям, просит прочитать ей письмо, посланное якобы её сыном. Сельчане знают - письмо сочинено ею же, но об этом нельзя говорить, чувствуют: человеку нужен спасительный путь.

Е. Нарпи глубоко чувствует внутреннее состояние души человека. Это видно из рассказа «Троллейбус майри» (Девушка в троллейбусе). Речь идёт о женщине Марусе, которая работает кондуктором в троллейбусе. День и ночь она трудится, зачастую выслушивает всякого рода оскорбления и в то же время умеет держать себя в руках. Кульминация рассказа - в салон автобуса заходит бомж, который оказывается её бывшим мужем. Маруся вдруг меняется, из «жёсткой» женщины она превращается в «мягкую» и спокойную, зовёт мужа домой. Она начинает смотреть на себя как бы со стороны, понимает, что с мужем была суровой. Суть рассказа в том, что человек понимает свою вину, героиня осознаёт, что была не права. Переживания главной героини автор пропускает через себя.

Ключевым в чувашских рассказах является и концепт «хлеб». Хлеб как нравственно-этическая, духовная ценность наиболее ярко представляется в рассказе Е. Лисиной «Кусок хлеба». В малой эпической форме писателю удалось сказать о самом важном в жизни - о совести, человеческой душе, цене жизни. Образ хлеба приводит писателя к осмыслению жизни чувашской деревни, жизни крестьянина-труженика, народной философии.

Таким образом, осмысление проблем взаимопонимания, сохранения чистоты помыслов, доверия, памяти - основные направления рассказов начала XXI в. В них на первый план выступает Слово Повествователя, Рассказчика, Героя. Рассказ начала XXI в. показывает внутреннее состояние человека в постоянно меняющемся мире, нравы общества, особенности характера героя, его духовные и житейские интересы. Литературный герой становится носителем национального колорита, мышления и мировосприятия, чувств и мыслей народа, осознающим смысл жизни на земле. Любовь к окружающему миру, доброжелательность, терпимость, сострадание, сочувствие являются главными «направляющими» линиями чувашского рассказа начала XXI в.

Литература

1. Казанов А. Тамха // Таван Атал. 2008. № 6. С. 112-121.

2. Карягина М. Манкун // Таван Атал. 2007. № 10. С. 99-106.

3. Колядич Т.М. Русская проза конца XX века. М.: Академия, 2005. 424 с.

4. Мышкина А.Ф. Чувашская художественно-философская и художественно-публицистическая проза II половины XX века. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. 276 с.

5. Прокопьева Р. Пёлётсем // Таван Атал. 2006. № 12. С. 89-90.

6. Фёдоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов. Чебоксары: Чуваш, гос. ин-т гума-нит. наук, 1996. 304 с.

7. Фёдоров Г.И. Илемлё санарлах тымарёсемпе хунавёсем. 2008 дулхи проза // Таван Атал. 2009. № 6. С. 3-10.

СТЕПАНОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА - методист кабинета медиатеки, Чувашский республиканский институт образования, Россия, Чебоксары ([email protected]).

STEPANOVA LARISA ANATOLEVNA - teacher trainer, Chuvash Republican Institute of Education, Russia, Cheboksary.

УДК 821.511.131-1

Л.П. ФЕДОРОВА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ УДМУРТСКОЙ ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛА XXI ВЕКА

Ключевые слова: удмуртская литература, женская поэзия, современная лирика, поэтика, женская идентичность.

Дан анализ современной удмуртской женской поэзии, выявлен индивидуальный почерк поэтесс, представляющих новую волну в развитии удмуртской лирики.

L.P. FEDOROVA

ARTISTIC AND AESTHETIC SEARCHING OF THE UDMURT FEMININE POETRY AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

Keywords: the Udmurt literature, feminine poetry, modern lyrics, poetics, feminine Identity.

The article deals with the analysis of modern Udmurt feminine poetry, also individual handwriting of the poetesses representing a new wave In development of the Udmurt lyrics Is revealed It the article.

В формировании современной литературной ситуации в России существенная роль принадлежит женскому творчеству. Возникновение феномена женской литературы - одна из ключевых особенностей русской словесности рубежа XX-XXI вв. Эта тенденция в равной степени характерна и для региональных литератур, в том числе для финно-угорских литератур России. В литературной традиции финно-угорских народов женское письмо имеет всего лишь вековую историю, и говорить о непрерывной традиции в развитии женской литературы XX столетия не приходиться, периоды, в которых женская «нота» была слышна, сменялась периодами «тишины», развитие шло волнообразно. Начало нового тысячелетия ознаменовано активностью женщин в литературе всех финно-угорских республик. Мы можем назвать в каждой литературе более десяти значимых имен, определяющих сегодня вектор ее развития: коми -Нина Куратова, Александра Мишарина, Галина Бутырева, Елена Габова, Елена Козлова, Нина Обрезкова, Елена Ельцова, Анжелика Елфимова, Любовь Ануфриева, Анастасия Шомысова и др.; марийская - Альбертина Иванова, Валентина Изилянова, Светлана Эсаулова, Алевтина Мокеева, Татьяна Пчелкина, Зоя Ду-дина, Надежда Никитина, Зинаида Каткова, Светлана Григорьева; коми-пермяц-кая - Анна Истомина, Людмила Гуляева, Нина Исаева (Бадина), Галина Бачева, Любовь Старцева (Косова), Елена Коньшина, Татьяна Павлова, мордовская -Валентина Мишанина, Мария Ерёмина, Марина Агеева и др.).

В удмуртской литературе рубежа веков женское творчество представлено как прозаическими, так и поэтическими текстами. Последние, однако, преобладают - и в этом сказывается роль традиции, заложенной Ашальчи Оки в начале XX столетия. Эту традицию продолжает развивать четвертое поколение поэтесс - Лидия Нянькина, Ольга Ведрова, Зинаида Рябинина, Надежда Пчеловодова, Люза Бадретдинова, Екатерина Макарова, Лариса Марданова, Лариса Орехова и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.