Научная статья на тему 'Художественные средства обучения как возможность интеграции духовно-нравственного образования в учебный предмет «Обществознание»'

Художественные средства обучения как возможность интеграции духовно-нравственного образования в учебный предмет «Обществознание» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1024
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / СИМВОЛ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ТЕКСТОВОЙ ГЕРОЙ / ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД / ИКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коростелева А. А.

Статья раскрывает возможности использования художественных средств обучения в рамках учебного предмета «Обществознание» как для повышения его учебно-воспитательной значимости, так и для успешной интеграции духовно-нравственного образования в названный курс. Рассматриваются такие художественные средства обучения, как символ, иллюстрации, художественные и библейские тексты, цветовая палитра, текстовой герой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные средства обучения как возможность интеграции духовно-нравственного образования в учебный предмет «Обществознание»»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ARTISTIC MEANS IN TEACHING AS A WAY OF INTEGRATING MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION IN THE SCHOOL SUBJECT OF SOCIAL SCIENCE

Коростелева А.А.

Старший научный сотрудник лаборатории дидактики обществознания ФГНУ ИСМО РАО, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Korosteleva A.A.

Senior research fellow at the Laboratory of Social Science Didactics of the Institute of Content and Methods of Education of the Russian Academy of Education, Candidate of science (Education)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья раскрывает возможности использования художественных средств обучения в рамках учебного предмета «Обществознание» как для повышения его учебно-воспитательной значимости, так и для успешной интеграции духовно-нравственного образования в названный курс. Рассматриваются такие художественные средства обучения, как символ, иллюстрации, художественные и библейские тексты, цветовая палитра, текстовой герой.

Annotation. This article reveals the possibilities of using artistic means of education as a part of the school subject of social science not only for the purpose of increasing its educational significance, but also for a successful integration of moral and spiritual values into the process of teaching the subject. Among the evaluated artistic means of education are symbols, illustrations, literary fiction and biblical texts, color palette, literary characters.

Ключевые слова: духовно-нравственное образование, интеграция, художественные средства обучения, символ, художественный текст, текстовой герой, иллюстративный ряд, ИКТ.

Keywords: moral and spiritual education, integration, artistic means of education, symbol, literary text, literary character, illustrations, ICT.

Основной задачей современного интеграционного процесса в общеобразовательных дисциплинах, в частности в дисциплинах социально-гуманитарного цикла, является его всемерное содействие обретению современными учащимися общеобразовательных школ ценностных смыслов. Обретение их должно не только содействовать успешной социализации личности, но и вводить ее в контекст духовно-нравственного самосовершенствования и самосозидания во имя как личного, так и общественного блага. Придать этому процессу позитивную динамику - задача интеграции духовно-нравственного образования с дисциплинами социально-гуманитарного цикла, частью которого и является учебный предмет «Обществознание».

Если принять за аксиому, что подобная интеграция призвана активно содействовать процессу становления личности учащихся, развитию их духовно-нравственной сферы, то, в первую очередь, она должна позитивно сказаться на формировании таких качеств личности, как рефлексия, нравственная и социальная ответственность, адаптивность, которым учебный предмет «Обществознание» придает важнейшее значение.

Второй важный аспект этой интеграции заключается в том, что у учащихся должна формироваться система взглядов на мир (мировоззрение), способствующая процессу их социализации.

И, в-третьих, подобная интеграция призвана содействовать обретению ценностных смыслов бытия через процесс интериоризации учащимися таких понятий, как истина, благо, справедливость, общественное благо. В силу взаимообусловленности этот процесс может помочь в формировании целостной картины мира у учащихся, благодаря таким социально значимым качествам, обретаемым в рамках предмета «Обществознание», как гражданская позиция, правовая культура, система экономических знаний и др. Ведь духовность - это, в первую очередь, отражение идеального в концепции собственной деятельности, которая только при таком условии служит общественному благу.

Светская этика является неотъемлемой частью курса «Обществознание», так как нравственно-ценностное начало обретает свой смысл не только на личностном уровне, но и в пространстве социальной жизни человека и созданной им среды в целом.

Определение возможностей интеграции духовно-нравственного образования в учебный предмет «Обществознание» позволило выделить следующие три уровня мета-предметных результатов данного процесса:

1. Формирование духовно-нравственных ценностей личности как основной траектории развития человека в рамках не только личностного, но и социального пространства.

2. Воспитание гражданина и патриота своей Родины.

3. Воспитание толерантности, которая является неотъемлемой частью успешной социализации современного поколения в условиях динамично меняющегося социального и информационного пространства.

Решению поставленных задач традиционно служат такие средства обучения, используемые в учебном процессе, как учебники, пособия, словари и справочники, дидактические материалы, виды деятельности (учебной и игровой), записи на доске, слово учителя, видео - и аудиоматериалы, компьютеры и др.

Поскольку наша цель - выявление художественных средств обучения, содействующих интеграции духовно-нравственного образования в курс «Обществознание» в рамках современного учебного процесса, отметим, что в первую очередь речь должна идти

об усилении эстетической составляющей данного курса. Для предмета «Обществознание» важна знаниевая и компетентностная составляющие. Усиление духовно-нравственного компонента предполагает опору на аксиологическую модель. Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегической задачей рассматриваемого интеграционного процесса является содействие вхождению учащихся в мир социальных, культурных и духовных ценностей через знаниевую составляющую курса «Обществознание».

В рамках данного курса, делающего упор на знание как таковое и повышение учебной компетентности учащихся, значимым остается вопрос о том, что перевешивает в рамках учебного процесса: слово или наглядность. Об этом еще писал известнейший отечественный прогрессивный деятель, врач и педагог Н.И. Пирогов, ставивший слово в учебном процессе выше наглядности.

Современный процесс интеграции духовно-нравственного образования в курс «Об-ществознание», не оспаривая важности слова в учебном процессе, тем не менее призван активно содействовать усилению элемента эмоциональности и наглядности курса. Ведь через эмоцию и наглядность легче «пробиться» к человеческому сознанию - вспомним посыл Я.А. Коменского о влиянии чувственного восприятия на процесс обучения.

Современным исследователям представляется, что наглядно-образный мыслительный процесс как опора обучения в большей степени свойствен для младших школьников, а основное содержание научных знаний требует развития способности к абстрактному мышлению, что и характерно для старшей школы. Итак, совместимы ли наглядность и научность? «Наглядная опора детского мышления не исчезает, но принимает иные формы: образ объекта подменяется образом символа, знака, схемы» [10, с. 40]. Итак, в практике школьного обучения нельзя игнорировать связь между наглядно-образными и абстрактными мыслительными процессами, что и отражается в подходах к пониманию того, каким должен быть современный учебник, в частности интегрирующий духовно-нравственного образование в курс «Обществознание».

Важным аспектом подобной интеграции является повышение воспитательной значимости курса «Обществознания», чему призваны всемерно содействовать такие средства обучения, как использование художественных текстов, активного иллюстративного ряда, системы иллюстрированных словарей-справочников через систему ИКТ в качестве дополнительных информационных материалов к курсу «Обществознание» и иных средств, делающих процесс образования учащихся в рамках данных курсов более успешным и значимым.

Итак, рассмотрим средства обучения (дидактические средства), являющиеся не только элементами учебного процесса в целом, но и источниками получения знаний учащимися в общеобразовательной школе. Средства обучения, выполняя обучающую, воспитательную и развивающую функции, служат также задачам управления и контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся.

В современной педагогической науке существует много классификаций средств обучения, этих «объектов, которые необходимы для организации учебного процесса»

[9, с. 257]. Например, известный отечественный педагог-исследователь П.И. Пидкасистый делит их по субъекту деятельности (речь учителя, компьютер, электронная доска, средства записи (мел, компьютерные команды, луч света и др.)) и по составу объектов (материальные (учебники, таблицы, модели, макеты, лабораторное оборудование, мебель, расписание занятий и др.) и идеальные (знания учителей, учащихся, условные обозначения, произведения искусства, художественная литература, сама мысль, которая является идеальным средством обучения по Л.С. Выготскому) [9, с. 258-265]. Таким образом, идеальное средство обучения становится «орудием освоения культурного наследия, новых духовных ценностей» [9, с. 263]. Именно поэтому художественные средства обучения мы рассматриваем как важнейший идеальный инструмент, содействующий интеграции духовно-нравственного образования в курс «Обществознание».

Часто за основу классификации средств обучения берется чувственная модальность, и в таком случае они подразделяются на:

• визуальные (таблицы, карты, натуральные объекты и др.);

• аудиальные (радио, магнитофон, музыкальные инструменты и др.);

• аудиовизуальные (компьютер, видео, телевидение и др.).

Польский дидакт В. Оконь выделял простые и сложные средства обучения по нарастанию способности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.

Простые средства делятся на:

• словесные (учебники и иные тексты);

• визуальные (реальные предметы, модели, картины и др.).

Сложные средства обучения подразделяются на:

• механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.);

• аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

• аудиовизуальные (телевидение, видео);

• средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Художественные средства обучения призваны, в первую очередь, повышать наглядность, эмоциональную составляющую любого уровня восприятия личности (визуального, аудиовизуального, интеллектуального и др.). Художественные средства обучения, переключая мышление учеников с аналитического на образное, развивают ассоциативные и образные связи, тем самым содействуя процессу обучения учащихся не только через мышление, но и через чувствование и ощущение.

Наглядно это проявляется, когда в рамках учебного предмета мы обращаемся к символу в образовательных текстах. Символ (от греч. «знак», опознавательная примета) в рамках искусства понимается как эстетическая категория, раскрывающаяся через систему сопоставления со смежными категориями. Символ концентрирует в себе смысл и знание даже при наличии предельной абстрактности, при этом он обладает необычайной выразительностью.

Современное информационное пространство делает символ средством активной передачи информации, что позволяет символике как таковой переживать новую стадию своего развития. Еще в VIII в. христианский проповедник Иоанн Дамаскин выдвинул идею символической наглядности в своем трактате «Источник знания». Идея «образов-

символов» была близка и отечественному философу Павлу Флоренскому: он обращал внимание на то, что дешифровка любого символа не просто становится актом знания для человека, но и апеллирует к чувствам субъекта. Так, например, дешифровка христианского знака (знак рыбы) и для адептов, и для противников христианства всегда несла не только интеллектуальную, но и чувственную нагрузку (диапазон чувств от сопричастности к христианству до антагонизма и чужеродности). Таким образом, символическая наглядность - это, к сожалению, недооцененный в современной педагогике инструмент, позволяющий существенно усилить выразительность современных текстов в учебных пособиях. Притом, что символическая наглядность способна аккумулировать в себе два уровня действенности, став одновременно:

1) возможностью духовного совершенствования личности;

2) средством развития теоретического мышления учащихся.

Так, например, поэт Андрей Вознесенский предложил использовать такой символ, как глаз для обозначения слова «духовность», чтобы сохранить его сакральность, ибо стало оно «захватано всеми, опошлено», почти сведено к стереотипу вроде «миру - мир» [1, с. 11]. «Сознание в наш век иероглифично», - отмечал поэт еще в 1996 г.

К сожалению, образовательные тексты совершенно игнорируют этот аспект восприятия мира современным человеком: учащиеся приучены к символическому восприятию благодаря компьютерной системе с ее символическим рядом, который подобен знакам на автомобильной трассе. Символы рыбы, полумесяца, церковной главки, солнца, глаза, колеса, богини правосудия Фемиды, роденовского мыслителя и др. легко дешифруются всеми, становясь инструментами текстового познания, неся и интеллектуальную, и эмоциональную нагрузку.

Именно такая символическая наглядность повышает смысловую выразительность текста, содействует его духовно-нравственной дешифровке, что позволяет воспринимать текст эмоционально. Этот факт отмечали Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.П. Зинченко, А.Н. Назаров и др.

Символ-образ, по мнению В.П. Зинченко, создает «плотность упаковки знаний», что делает его выразительным источником получения информации через образ. При организации учебника по курсу «Обществознание» также можно избрать подобный «язык как показ», по выражению А. Вознесенского, для организации глав учебника (раздел «Право» - с богиней правосудия; раздел, посвященный духовной культуре и духовным ценностям, - с глазом; раздел «Экономика» - с изображением монет; философский раздел - с ро-деновским мыслителем и др.).

Использование символики в текстах создаст игровой момент, что актуально для средней школы, и повысит уровень учебной восприимчивости к новым знаниям, ведь не секрет, что современному учащемуся (даже старшей школы) сложно концентрироваться более 30 минут. Такой наглядный образ-символ позволит учащимся переключаться при выполнении интеллектуальных операций, повысит их способность к обобщению и анализу, разовьет умение соотносить естественно-научную и художественно-образную картину мира, что также будет способствовать проникновению духовно-нравственного образования в курс «Обществознание».

Расширение иллюстративного ряда в рамках указанного интеграционного процесса повысило бы познавательные, воспитательные и эвристические возможности курса обществоведческих знаний. Ведь изобразительное искусство сопровождает человеческую цивилизацию со времен наскальных рисунков до современного периода развития живописи, фотографии.

О значении искусства для развития творческих и познавательных возможностей человека писали не только поэты и литераторы (И. Гете, А. Чехов, А. Вознесенский и др.), но и такие ученые, как А. Эйнштейн, Н. Бор, А. Пуанкаре и др. Если использование символики развивает ассоциативное мышление учащихся, то изобразительное искусство содействует эмоциональному восприятию текста, усиливая тем самым его познавательные возможности.

Так, в разделе экономических знаний курса «Обществознание» есть возможность проиллюстрировать учебный материал, повествующий о спадах производства, великих депрессиях, экономической нестабильности, потрясающих систему производства во всем мире с достаточной регулярностью.

Раздел правовых знаний, как и раздел «Человек и общество», предоставляет достаточно возможностей для иллюстрирования, что позволяет значительно повысить уровень (интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, духовный) восприятия учащимися учебного материала. Продуманный иллюстративный ряд позволил бы избежать в учебном пособии излишней схоластичности теоретических знаний. Связывая научные знания с реальными жизненными событиями, иллюстрации способны органично дополнять знаниевую ткань учебника, создавая целостный образ культуры (социальной, в частности) в ее непрерывном цивилизационном потоке.

Как мы полагаем, основной задачей использования художественных средств в ходе интеграции духовно-нравственного образования в предмет «Обществознание» является инструментальная поддержка процесса обучения и воспитания учащихся. Ведь художественные средства:

• активно содействуют введению ребенка в социокультурное пространство жизни;

• повышают доступность текстового материала, усиливая его восприятие через визуальный (знаковый) ряд;

• содействуют пониманию учебного процесса как вида культурной деятельности, что позитивно влияет на духовно-нравственные аспекты формирования личности учащегося;

• усиливают поисковый, игровой момент в обучении, позволяя учителю позитивно влиять на развитие креативных способностей учеников;

• создают возможность выхода учебного процесса за пределы отдельно взятой учебной дисциплины благодаря интегративным возможностям созданной творческой и коммуникативной системы получения специализированных знаний.

Образный язык (язык искусства) в отличие от естественного (разговорного) и искусственного (язык науки) не только обладает способностью передавать информацию, понятную каждому человеку, но и делает ее зримой, яркой, эмоциональной, насыщенной многоуровневыми смыслами. Именно поэтому образный язык сам становится интегра-

тивным ключом к взаимодействию духовно-нравственного и социально-гуманитарного образования.

К специфичным компонентам, экономящим учебные усилия при восприятии обучающего материала, относятся рисунки, схемы, диаграммы, модели, которые в совокупности повышают образность воспринимаемого учебного материала, что также позитивно скажется на уровне знаний учащихся, изучающих предмет «Обществознание».

Однако отметим, что иллюстративный ряд в большей степени содействует интеграции духовно-нравственного образования в курс предмета «Обществознание», поскольку напрямую апеллирует к эмоциям и интуиции учащихся, тогда как знаковая модель (схемы, диаграммы и др.) обращены к логике и эвристике учеников.

Задействуя воображение и свой эмоциональный опыт, учащиеся оперируют множеством элементов при активном интеллектуальном поиске, что существенно его облегчает и одновременно насыщает большими смыслами. Еще Нильс Бор писал о том, что использование двух языков (например, языка науки и языка искусства) существенно расширяет логическую структуру конкретного учебного предмета с его особым инструментальным подходом к организации учебного материала. Поэтому вывод исследователя И.Э. Кашековой о том, что «качественно новой в интеграционном образовательном пространстве является возможность введения неограниченного количества языка наук и искусств для представления одного знания», мы считаем своевременным и конструктивным с точки зрения организации подачи учебного материала в рамках современного курса «Обществознание» [4, с. 124].

При таком понимании роли языка искусства для нас является важным, что он создает ассоциативный ряд восприятия, который всегда обладает не только социокультурным, но и духовно-нравственным смыслом. Подобный резонанс становится педагогическим условием учебного процесса в целом, создавая тот семиотический смысл предмета, о котором писал известный филолог Юрий Михайлович Лотман: «Обязательным условием любой интеллектуальной структуры является ее внутренняя семиотическая неоднородность» [4, с. 12 5].

Именно этот резонанс находит отклик в душе ученика, что, во-первых, соответствует среднему школьному возрасту (хотя его нельзя сбрасывать со счетов и в старшей школе); во-вторых, содействует освоению логической информации на эмоциональном, духовном уровнях восприятия. Подтверждением постулата Ю.М. Лотмана является органичное введение художественных текстов в ткань учебного предмета, даже такого сугубо знакового и научного, как курс «Экономики».

Любое произведение искусства, понимаемое как текст в трактовке Ю.М. Лотмана, выполняет следующие функции:

• рождает эмоциональное сопереживание и душевное соучастие, позволяющее читателю идентифицировать себя с его содержанием (героями);

• создает уровни вариативности при выборе собственной позиции по отношению к тем или иным героям (событийности);

• рождает состояние резонанса, помогающего ответить на внутренние вопросы и разрешить внутренние конфликты;

• дает опору на культурный опыт прошлого, рождает ассоциативные связи, преобразует негативные порывы в «умные эмоции», по образному выражению Л.С. Выготского.

Все эти функции художественных текстов позитивно сказываются на духовнонравственном образовании школьников, а также содействуют лучшему восприятию учебных знаний в рамках научного (искусственного) языка предмета «Обществознание». Подобный подход к организации текстов успешно представлен у Е. Чирковой [13], когда в рамках раздела экономического знания рассматриваются литературные произведения, иллюстрирующие ключевые понятия мировой экономической и финансовой истории, даже финансовые схемы. Так, например, романы Чарльза Диккенса «Крошка Доррит» и «Посмертные записки Пиквикского клуба» используются для раскрытия понятия «долговая тюрьма»; роман Оноре де Бальзака «История величия и падения Цезаря Бирото» - понятия банкротства. Образ ростовщика можно иллюстрировать с помощью романа «Гобсек» Оноре де Бальзака и пьесы «Венецианский купец» Уильяма Шекспира; понятие «золотая лихорадка» - рассказы Джека Лондона. О том, как можно обмануть миноритарных акционеров и срежиссировать финансовый кризис, рассказывается на примере романа «Дельцы» Эптона Синклера; особенности хищнического капитала по-русски изучаются по «Приваловским миллионам» Д.Н. Мамина-Сибиряка, а современный ипотечный кризис - с опорой на «Лес», «Бешеные деньги» А.Н. Островского, «Вишневый сад» А.П. Чехова.

Подобный подход к использованию художественных средств в целях интеграции духовно-нравственного образования в учебный курс предмета «Обществознание», а также к созданию дополнительных пособий по данному курсу, интернет-версий, позволяющих обобщить ряд понятий по экономике, праву, духовной культуре, социоведению и человековедению, которые являются основными научными единицами курса «Обществозна-ние», представляется нам достаточно продуктивным.

Использование библейских текстов также создаст духовно-нравственные условия для расширения системы знаний учащихся по курсу «Обществознание». Предлагаем вводить библейские тексты в учебное пособие хотя бы на том основании, что, несмотря на многонациональность и многоконфессиональность в нашем Отечестве, согласно опросам около 80-85% населения считают себя православными. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., верхний предел численности православных христиан составляет 86,5% (около 126 млн человек) [2, с. 44]. Это позволяет предположить, что основные заповеди христианства придадут правовому разделу учебника тот эмоциональный заряд и позитивный смысл при «плотной текстовой упаковке», который поможет личности ребенка не только духовно взрослеть, но и обретать смысл своего существования в рамках культу-росообразности и духовности своей дальнейшей жизненной траектории.

О том, что такое «неправедный» суд, можно рассказать на примере суда над Иисусом Христом, идеологическая вина которого оказалась страшнее для власти, чем воровство разбойника и убийцы Вараввы, отпущенного на свободу. Вспомним истории печально известного отечественного ГУЛАГа, которые могут дополнить и проиллюстрировать это понятие, органично вписываясь в смысловую ткань учебного текста.

Тема искушений Христа в пустыне дьяволом прекрасно иллюстрирует проблему вечного выбора, который приходится делать каждому, выбирая между добром и злом, властью и самопожертвованием, деньгами и честью. Этот ряд бесконечен, как и те жизненные ситуации выбора, которые приходится разрешать каждому человеку в логике его земного существования.

Вспомним грехи нашего нынешнего социального пребывания: взяточничество, коррупцию, мздоимство, стяжательство и многое другое, столь негативно сказывающиеся на нашем духовном, экономическом и социальном уровнях развития. Без апелляции к каждой личности, совести каждого человека, его чести и достоинству невозможно решить эти проблемы. В этом контексте ссылка на всеобщий грех нашей социальной системы, на его исторические корни - начиная от византийской практики дарения подношений власть имущим до представления времен правления царя Алексея Михайловича (да и ранее!) о том, что должность «кормит» мздоимством лучше, чем окладом не позволят нам преодолеть это экономическое зло, в основе которого лежат в том числе недочеты духовнонравственного воспитания поколений.

Прекрасной иллюстрацией к теме предательства и самопожертвования служит история апостола Петра, а также Симона Киринейского, помогавшего нести крест измученному Иисусу Христу на Голгофу. Такие яркие примеры, удачно дополняющие текстовой учебный материал, отмеченные образами-символами (например, глаза, когда речь идет о духовности), иллюстративным рядом, - все это в совокупности придает научным текстам предмета «Обществознание» необходимую выразительность и эмоциональную наполненность.

Темы вины и прощения (история блудного сына), одиночества и страдания (история Иова Многострадального; самого Иисуса Христа, одинокого в своем предстоянии в саду Гефсиманском), богатства и нищеты (притча о богатом и Лазаре), гордости и смирения (притча о мытаре и фарисее), запрета на самоубийство во всех мировых религиях, ответственности родителей за воспитание своих детей (вспомним настоящий подвиг Богоматери, спасающей свое дитя от Ирода Великого, методично убивающего младенцев из-за страха потерять свой трон и саму жизнь); ответственности детей перед своими родителями (Иисус Христос, предвидя свой уход из земной жизни, поручает Богородицу заботам и попечению Иоанна Евангелиста (см. Евангелие гл. 19 стих 27), - все эти темы актуальны для изучения в подростковом возрасте в разделе «Человек». С нашей точки зрения, они даже более зна-ковы и важны для подростка, чем рассуждение о том, какая теория происхождения жизни на земле более верна: космическая, религиозная или эволюционная в версии Ч. Дарвина.

Важным является и то, что эти темы могут изучаться и с правовой точки зрения, и с духовно-нравственной, и с социальной, что создает многовариантность их рассмотрения и обсуждения в рамках данного курса. Ведь настоящим современным бедствием стала, в частности, родительская безответственность, вследствие которой пополняются ряды не только безнадзорных детей, но и беспризорных, множится число «отказных» детей, которых матери оставляют после рождения в роддомах.

Велико в нашей стране и число брошенных стариков, само понятие «старость» часто пугает молодых и зрелых людей, так как является не только знаком потери сил и самостоятельности, но и бесприютной беспомощности, сыновнего и дочернего забвения, обрекаю-

щего пожилых людей на скорбное одиночество и нищенское существование даже в рамках больших и обеспеченных семей. Эти темы требуют осмысления в рамках интеграции курсов социального, нравственного, культурного, экономического, правового и духовного образования.

Важным фактором является и то, что данные темы содействуют самопознанию личности, помогают духовно-нравственному взрослению учащихся и обретению той «самости», о которой писал Л.С. Выготский. При этом мы полагаем, что введение таких текстов и тем в учебное пособие курса «Обществознание» будет всемерно содействовать формированию таких духовно-нравственных ценностных качеств личности, как:

• совестливость. Вспомним слова русского философа И.А. Ильина: «Умного человека в России почитают; перед волевым склоняются; фантазерам дивятся; но более всего любят человека сердечного, а если он к тому же и совестливый, то его почитают превыше всего как своего рода святого или, в понимании русских, как сосуд Божий» [3, с. 184];

• патриотизм (греч. Patris - Отечество, Родина). Известный отечественный педагог-исследователь Б.Т. Лихачев определял патриотизм как любовь к Родине, к своей земле, гордость за исторические свершения народа;

• трудолюбие. Верным и основательным представляется нам положение В.А. Су-хомлинского о том, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека». Ведь «было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий» [11, с. 389];

• отзывчивость, или эмпатия как умение слышать другого человека, готовность отзываться на чужие нужды, проявлять сочувствие к страждущим;

• дружелюбие (младшие школьники), которое трансформируется в нравственную автономию личности (у старшеклассников) как умение и готовность совершать нравственный выбор в трудных жизненных ситуациях;

• деловитость как модель трудолюбивого, ответственного поведения личности, «согласованная с русским национальным характером» [2, с. 52], в отличие от западной модели, предполагающей готовность к бизнесу как основное качество личности человека «постиндустриального общества».

Основу такого подхода за рубежом положил Джон Локк в своей элитарной педагогике, которая ставила задачу подготовки английского джентельмена к самостоятельной жизни, чему всемерно призваны были содействовать изучение права, стенографии, бухгалтерии, этики. Мы согласны с предложенным М.В. Груздевой определением деловитости как «качества характера человека, проявляющегося в стремлении и способности с предельной самоотдачей, рационально и результативно решать деловой вопрос, совершать какую-либо личностно или общественно значимую деятельность» [2, с. 54]. Деловитость как качество личности вбирает в себя чувство ответственности, а также аккуратность, точность, исполнительность, дисциплинированность.

Даже представление об атрибутике делового человека, например, о его «дежурной улыбке», также меняется на современной отечественной ниве. У работников сектора услуг на многочисленных тренингах сейчас формируют представление о том, что им достаточно иметь доброжелательное выражение на лице, что более адекватно для российского менталитета, чем дежурная «резиновая» улыбка делового запада.

Среди художественных средств, позитивно влияющих на уровень эмоционального восприятия текстов, следует выделить и графические, цветовые возможности подачи учебного материала. О том, что цвет несет психологическую нагрузку и тем самым позволяет читателю интуитивно проникаться тем или иным смысловым содержанием, эмоционально заряжаться, визуально определять доминанты текстового содержания, известно не только художникам-оформителям, но и современным педагогам.

Серия учебников по курсу «Обществознание» авторского коллектива под руководством академика РАО Л.Н. Боголюбова [8], решена в дихотомии белого и синего цвета. Отметим, что выделение красным цветом наиболее важных смысловых доминант, введение цветовой палитры вместе с символами (данными в цвете) и иллюстративным рядом (желательно, цветовым), цветовым оформлением художественных и библейских текстов (или их заставок в тексте), - все это в совокупности добавило бы учебному пособию, строгому, наукообразному и сдержанному, той художественной выразительности и смысловой многозначности, которая нас потрясает в иконописном ряде православия, органной музыке и цветовой палитре витражей католических соборов, яркой выразительности буддийских монастырей.

Полагаем, что при интеграции духовно-нравственного образования в предмет «Об-ществознание» достижением подобной выразительности в подаче учебного материала не следует пренебрегать, так как она несет в себе и смысловую, и эмоциональную, и духовную, и общекультурную нагрузку.

Важным является и тот факт, что эмоционально-смысловая выразительность в подаче текстов учебников по курсу «Обществознание» позволит также неким образом компенсировать часто встречающуюся сухость изложения учителем учебного материала, нехватку учебного времени (в большинстве школ выделяется один учебный час в неделю вместо двух на изучение данного предмета) и другие погрешности и недочеты учебного процесса в целом. Подобная текстовая подача учебного материала позволит учащемуся не только увидеть главное в тексте, но и прочувствовать его эмоционально через активное иллюстрирование, кодирование образами-символами, а также логически дополнить и «оживить» через осмысление представленных в пособии художественных и библейских текстов. Все это создаст тот резонанс, о котором говорилось выше, а также «уплотнит» эмоционально-смысловое содержание учебного пособия, что, в свою очередь, позитивно повлияет на интеграцию духовно-нравственного образования в предмет «Обществознание», к которому у современных учащихся есть реальный интерес.

Подача учебного материала может варьироваться от 5 к 11 классу, ведь постепенно символичность и абстрактность приходит на смену красочности и образности, а содержательная сторона подачи информационного ряда через схематичность и некое моделирование нарастает существенно. Однако общий подход, полагаем, должен быть сохранен, ведь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сам выбор обсуждаемых тем (одиночества, предательства, преданности, самопожертвования, родительской и сыновней любви и др.) важен и значим для взрослеющей личности школьника.

Существенную роль в интеграции духовно-нравственного образования в учебный курс «Обществознание» играет создание компьютерной версии иллюстрированных словарей-справочников, а также дополнительных материалов, предложенных учащимся для самостоятельного изучения в ходе освоения учебных задач данного курса.

Разработка подобных дополнительных пособий в версии ИКТ помогает сохранить конструктивное единство основного учебного подхода (образы-символы, иллюстрирование, текстовое многообразие, цветовая гамма), существенно расширив при этом многообразие текстов, предложенных учащимся для осмысления; проблемную тематику, посредством включения вопросов для дискуссий по важнейшим аспектам обществознания и пр. Разнообразные тестовые задания в компьютерной версии существенно помогли бы учащимся не только закрепить пройденный материал, но и психологически настроиться на сдачу ЕГЭ.

Компьютерные материалы, используемые в рамках курса «Обществознание», обладают еще одной важной особенностью: они могут оперативно обновляться, своевременно отражать динамичную жизнь граждан и страны. Тем самым они предоставляют учащимся информацию, которую можно обсудить и интерпретировать в рамках правовых, экономических, социальных и духовных знаний по данному курсу. Учебное же пособие такой оперативной событийностью не обладает, так как знания, изложенные в нем, более научны и стабильны, что, в частности, и делает учебник таковым по факту его создания.

Продуктивным, на наш взгляд, может стать и введение некого текстового героя (героев), путешествующего по всему учебному полю курса «Обществознание», что особенно актуально для средней школы и компьютерных версий учебников. Такой герой может трансформироваться внешне (от читающего человечка в 5-6 классах до образа роденовско-го мыслителя при изучении философских и духовных вопросов в старших классах, что будет означать становление его образом-символом данного раздела учебника). Кроме того, он поможет учащимся в осмыслении тех или иных тем, ведь наш текстовой герой может принимать как правильное, так и ошибочное решение (высказывать иное суждение), тем самым предоставляя учащимся возможность обсуждать и сопоставлять различные точки зрения по тем или иным проблемам.

Таким образом, текстовый герой способствует развитию толерантности учащихся. Полагаем, что указанный принцип его введения в учебный курс (и компьютерную версию) должен неукоснительно соблюдаться и для того, чтобы избежать превращения строгого научного пособия в комикс - это, безусловно, вызывало бы раздражение, как авторов, так и самих педагогов по курсу «Обществознание». Смысловая задача подобного текстового героя заключалась бы в обозначении множественности позиций и взглядов по отношению к тем или иным жизненным реалиям. Безусловно, основное место его пребывания в учебном поле курса «Обществознание» - это разделы «Человек», «Социум», «Духовные ценности и культура», оставляющие большое пространство для духовно-нравственного

осмысления нашего бытия, а также для полярности суждений, многовариантности жизненных подходов к решению тех или иных проблем.

Итак, при подобном подходе к организации учебных текстов интеграция выступает как важнейшая методологическая категория, направленная на обеспечение духовно-нравственной целостности образовательного процесса в целом и курса «Обществознание» в частности.

Интеграция духовно-нравственного образования в учебный предмет «Обществоз-нание» призвана активизировать воспитательный аспект в современной педагогике, а также содействовать формированию ценностных ориентаций современных учащихся общеобразовательных школ.

Художественные средства, рассмотренные в нашем исследовании (образы-символы, иллюстративный ряд, художественные и библейские тексты, цветовая гамма, компьютерные иллюстрированные словари-справочники и дополнительные компьютерные приложения для ознакомления учащихся, текстовой герой), позволяют существенно расширить не только смысловые, но и эмоциональные уровни работы с текстом, что призвано позитивно влиять на процесс формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Избранные нами художественные средства содействуют развитию в рамках учебного процесса следующих общепедагогических принципов:

ж эмоционального насыщения курса «Обществознания», что благоприятно сказывается на мотивации учебной деятельности учащихся;

ж воспитывающего характера обучения, призванного оказывать существенное влияние на формирование духовно-нравственного облика современных учащихся;

ж мажорности в обучении, или движения от «успеха к успеху», чему содействует насыщение теоретических знаний определенной жизненной событийностью, например через художественно-образную специфику организации учебного материала. Используемые художественные средства обучения создают положительные психологические установки, способствующие созданию творческой и интеллектуальной заинтересованности в познании сущности данного учебного материала.

Активное использование художественных средств, содействующих интеграции духовно-нравственного образования в курс учебного предмета «Обществознание», должно быть нацелено на развитие таких качеств учащихся, как:

• уважение к жизни и ощущение ее величия и многообразия;

• стремление к гармонии во взаимоотношениях с людьми, природой, самим собой и Вселенной в целом;

• уважительное отношение к религиям и верованиям народов, исконно населяющих наше Отечество;

• миролюбие, толерантность и веротерпимость;

• доброта, совестливость, трудолюбие, справедливость, ответственность;

• патриотизм, любовь к Родине, верность традициям, любовь к предкам;

• стремление к самосовершенствованию и внутренней духовной работе;

• стремление привносить эстетику в обыденную жизнь, любовь к искусству;

• лояльность и верность закону (начиная от библейских заповедей, заканчивая правовыми и законодательными государственными актами), стремление следовать ему;

• уважение к членам семьи, почитание старших по возрасту людей, развитие чувства благодарности как одного из важнейших смыслообразующих качеств личности.

Полагаем, что названные качества личности следует понимать как приоритетные в современном образовательном процессе. Такой учебный предмет, как «Общест-вознание», априори призван активно содействовать их формированию. Подборка художественных текстов, библейских повествований, иллюстраций, символики, тематики обсуждений и др. - все должно быть направлено на формирование данных качеств личности учащихся общеобразовательных школ, ведь без этого не произойдет того духовно-нравственного «прорыва», который столь необходим нашему обществу для обретения смыслов личного и социального существования, направленного на улучшение духовного, социального, материального, культурного благополучия личности в современном мире.

Важнейшими принципами отбора художественных средств, содействующих интеграции духовно-нравственного образования в курс «Обществознание» являются:

• высокая художественная значимость иллюстративного (символического) ряда, дополняющего текстовую составляющую курса эмоциональностью и наглядностью;

• точное соответствие художественных и библейских текстов обучающим задачам курса;

• достижение визуальной выразительности при смысловой организации текста через цветовую и символическую палитру;

• расширение кругозора учащихся через приобщение к ценностям культуры и религии, которые дополняют знаниевый и компетентностный компонент курса духовно-нравственным смыслом и содержанием.

«Образование, подчиненное задачам воспитания, - вот то, что нам нужно в XXI веке», - считал Д.С. Лихачев [7, с. 77]. И с этим мнением можно лишь солидаризироваться, ибо только сейчас, в первом десятилетии XXI в. приходит на российскую образовательную ниву осознание всей важности решения этой задачи, призванной внести существенный вклад в формирование духовно-нравственного облика наших соотечественников и сограждан.

Список литературы:

1. Вознесенский, А. Язык как показ : материалы круглого стола «Духовность, художественное творчество, нравственность» / А. Вознесенский // Вопросы философии. - 1996. - № 2. - С. 11-16.

2. Груздева, М. В. Воспитание позитивных качеств национального характера: теория, история, практика : монография / М. В. Груздева. - Спб.: Изд-во СпбГуСЭ, 2011. - 183 с.

3. Ильин, И. А. Сущность и своеобразие культуры / И. А. Ильин. - М.: Русская книга - XXI век, 2007. - 462 с.

4. Кашекова, И. Э. Вариативная модель Школы Будущего: концептуальные основы построения интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства // Модернизация художественно-эстетического образования. -М.: Школьная книга, 2008. - (Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы). - С. 114-128.

5. Коменский, Я. А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни : в 2 т. Т. 2. / Я. А. Коменский - М.: Педагогика, 1982. - 576 с.

6. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания : спец. курс / Б. Т. Лихачев. М.: Владос,

2010. - 335 с.

7. Лихачев, Д. С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре.- М.: Российский фонд культуры, 2006. - 198 с.

8. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений, базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвееев [и др.]. ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 349 с.

9. Педагогика: учеб. для студентов педагогич. вузов и педагогич. коллективов / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 576 с.

10. Рычик, М. В. От наглядных образов к научным понятиям / М. В. Рычик. - Киев: Рад. шк., 1987. - 79 с.

11. Словарь русской мудрости / сост. Н. Е. Бенедиктова. - Н. Новгород: Три богатыря, 1998. - 480 с.

12. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с. (Стандарты второго поколения).

13. Чиркова, Е. В. История капитала от «Синдбада-морехода» до «Вишневого сада». Экономический путеводитель по мировой литературе / Е. В. Чиркова. - М.: Кейс : Омега-Л, 2011. - 387 с.

Spisok literatury:

1. Voznesenskij, A. Jazyk kak pokaz : materialy kruglogo stola «Duhovnost', hudozhest-vennoe tvorchestvo, nravstvennost'» / A. Voznesenskij // Voprosy filosofii. - 1996. -№ 2. - S. 11-16.

2. Gruzdeva, M. V. Vospitanie pozitivnyh kachestv nacional'nogo haraktera: teorija, isto-rija, praktika : monografija / M. V. Gruzdeva. - Spb.: Izd-vo SpbGUSJe, 2011. - 183 s.

3. Il'in, I. A. Sushhnost' i svoeobrazie kul'tury / I. A. Il'in. - M.: Russkaja kniga - XXI vek, 2007. - 462 s.

4. Kashekova, I. Je. Variativnaja model' Shkoly Budushhego: konceptual'nye osnovy postroenija integracionnogo obrazovatel'nogo prostranstva shkoly sredstvami iskusst-va // Modernizacija hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija. - M.: Shkol'naja kniga, 2008. - (Jeksperimental'naja i innovacionnaja dejatel'nost' obrazovatel'nyh uchrezhdenij Moskvy). - S. 114-128.

5. Komenskij, Ja. A. Mir chuvstvennyh veshhej v kartinkah, ili Izobrazhenie i naimeno-vanie vseh glavnejshih predmetov v mire i dejstvij v zhizni : v 2 t. T. 2. / Ja. A. Komenskij - M.: Pedagogika, 1982. - 576 s.

6. Lihachev, B. T. Filosofija vospitanija : spec. kurs / B. T. Lihachev. M.: Vlados, 2010. -335 s.

7. Lihachev, D. S. Izbrannoe: Mysli o zhizni, istorii, kul'ture.- M.: Rossijskij fond kul'tury, 2006. - 198 s.

8. Obshhestvoznanie. 11 klass : ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhdenij, bazovyj uroven' / L. N. Bogoljubov, N. I. Gorodeckaja, A. I. Matveeev [i dr.]. ; pod red. L. N. Bo-goljubova [i dr.]. - 5-e izd. - M.: Prosveshhenie, 2010. - 349 s.

9. Pedagogika: ucheb. dlja studentov pedagogich. vuzov i pedagogich. kollektivov / pod red. P. I. Pidkasistogo. - M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2009. - 576 s.

10. Rychik, M. V. Ot nagljadnyh obrazov k nauchnym ponjatijam / M. V. Rychik. - Kiev: Rad. shk., 1987. - 79 s.

11. Slovar' russkoj mudrosti / sost. N. E. Benediktova. - N. Novgorod: Tri bogatyrja, 1998. - 480 s.

12. Fundamental'noe jadro soderzhanija obshhego obrazovanija / pod red. V. V. Kozlova, A. M. Kondakova. - M.: Prosveshhenie, 2009. - 59 s. (Standarty vtorogo pokolenija).

13. Chirkova, E. V. Istorija kapitala ot «Sindbada-morehoda» do «Vishnevogo sada». Jeko-nomicheskij putevoditel' po mirovoj literature / E. V. Chirkova. - M.: Kejs : Omega-L,

2011. - 387 s.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.