Научная статья на тему 'Художественные приемы проектирования одежды в России'

Художественные приемы проектирования одежды в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА / КОНСТРУКТИВИЗМ В ОДЕЖДЕ / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ / COSTUME DESIGN TECHNIQUES / CONSTRUCTIVISM IN CLOTHING / NATIONAL COSTUME / ARTISTIC TECHNIQUES OF DESIGNING CLOTHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Наталья Валериевна

В статье проанализированы подходы к проектированию костюма, основанные на изучении способов создания народной одежды, конструктивизм в костюме. Автором дан исторический обзор приемов проектирования одежды в России. Описано обращение современных дизайнеров к национальным традициям с целью поиска новых художественных решений костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC DESIGN TECHNIQUES IN CLOTHING IN RUSSIA

This article analyzes the approaches to the design of the suit based on a study of ways to create people's clothes, сconstructivism in the suit. The author has given a historical review of methods of designing clothing in Russia and described the appeal of modern design to the national traditions in search of new artistic solutions of the suit.

Текст научной работы на тему «Художественные приемы проектирования одежды в России»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 745/749

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В РОССИИ

© 2012 Н.В.Афанасьева

Филиал Российского университета туризма и сервиса. Самара

Статья поступила в редакцию 30.07.2012

В статье проанализированы подходы к проектированию костюма, основанные на изучении способов создания народной одежды, конструктивизм в костюме. Автором дан исторический обзор приемов проектирования одежды в России. Описано обращение современных дизайнеров к национальным традициям с целью поиска новых художественных решений костюма.

Ключевые слова: методики проектирования костюма, конструктивизм в одежде, народный костюм, художественные приемы проектирования одежды.

Участие в различных научно-практических конференциях по профилю индустрии моды и дизайна одежды, общение с профессионалами по различным вопросам проектирования одежды и дизайн-образования, изучение литературы по данной теме, показало, что существуют различные подходы к оценке функционирования индустрии моды, ее роли в обществе, ее целях и задачах в современных условиях. Так, в европейских странах, в частности в Голландии и Бельгии, отношение к дизайн-проектированию одежды выражено через поиск креативного начала, новых форм костюма, интересных композиционных решений, необычных идей. Мода рассматривается как искусство с его собственным местом в национальной культуре. Современная голландская мода создает шоу в музеях и галереях. Идет активный поиск национальной идентичности в глобализированном мире. В известной бельгийской школе Royal Academe of Fine (Антверпен) студенты создают оригинальные образцы моделей, опираясь на глубокие знания истории моды. В Китае подходы к проектированию одежды тесно связаны с возможностью использования разработанных образцов в промышленном производстве. В последнее время там наметилась тенденция по разработке авторского оригинального дизайна коллекций моделей, о чем свидетельствуют требования проводимых конкурсов дизайнеров таких как China Intemational Young Designer Contest (Пекин), China International Warp-knitted Fashion Design Competition (Ухань) и др. Что же представляет собой модное образование по

Афанасьева Наталья Валериевна, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии сервиса и дизайна. E-mail: marna2007@mail. ru

профилю дизайн одежды в современных условиях в России?

В России существуют школы обучения моделированию костюма, основанные на российских традициях, сформированных еще до революции, а так же на опыте работы специалистов в советский период, и на опыте современных российских дизайнеров. Учитывая специфику развития Российской Федерации (РФ) в XX - XI вв. и ее участие в процессах глобализации сегодня, наличие международного разделения труда в части создания модной одежды и ее реализации на территории РФ, где имеется огромный рынок потребителей, следует четко определить перспективные направления и стратегии в области дизайн - образования в моде. Сравнительный анализ обзорных статей журнала «Швейная промышленность» о состоянии отрасли за последние годы говорит о тенденции снижения количества предприятий текстильной и швейной промышленности, определенных трудностях развития. Однако интерес к профессии модельера и другим видам деятельности, связанным с fashion-индустрией растет1. Проводимые в последнее время в РФ конкурсы дизайнеров, часто выглядят как шоу, в которых дизайнеры являются главными действующими лицами, имеют широкую географию, привлекают все новых участников, зрителей, модный бомонд.

В нашей стране имеются и традиции подготовки кадров в области индустрии моды. Накопленный опыт проектирования одежды изучен не в достаточной мере, чтобы создавать новый дизайн на основе традиций и инноваций. С другой стороны, наблюдается также

1 Афанасьева Н.В., Чинцова М.К. Визуальные образы

как средство коммуникации в моде. - Самара: 2011.

Искусствоведение

интерес стран-производителей одежды к различным методикам проектирования, в том числе в дизайн - образовании одежды. С точки зрения культурного наследия также представляет интерес костюм народов России и способы его создания. Учитывая вышесказанное, считаем актуальным проведение глубоких исследований и изучение традиций в части создания одежды. Подготовка и качество обучения студентов-дизайнеров в отечественных вузах выходит в этой связи на первый план.

На территории Российской Федерации издревле складывались традиции создания, ношения одежды и формировались основные типы народных костюмов. Сегодня народные костюмы являются источником вдохновения дизайнеров. Подробное этнографическое описание видов костюмных комплексов дано Н.М.Калашниковой в учебном пособии2. В своих работах автор описывает способы создания костюмов, принципы их формообразования, ткани и материалы, отделки и декор, цветовые сочетания, технологии изготовления одежды. Современных исследователей привлекают музейные экспонаты как носители ценнейшей информации. Для народных костюмов России характерны следующие черты: экономичный крой преимущественно из цельных кусков тканей; геометричность и простота конструкций одежды; символический рисунок декора и орнамента; знаковость и символика костюма.

С приходом в Россию Европейской моды в VII - VIII вв. Происходит заимствование способов проектирования одежды из Европы. Сложное конструирование известно в истории костюма с XIV - XVвв. в странах Западной Европы. В Петровский период прослеживается два варианта формирования костюма: традиционный и заимствованный европейский.

Примеры создания русских костюмов можно проследить по экспонатам выставок российского этнографического музея (РЭМ). Каждая выставка посвящена одному элементу в культуре этноса: рубахе, обуви, верхней одежде, переднику, юбке, поясу3. Сравнительный анализ форм, кроя, цветового решения, декоративной отделки народной одежды можно провезти по периодам с XVII - XX вв. Экспонаты выставок представляют собой богатое наследие, а РЭМ имеет прекрасные фонды, иллюстрирующие многообразие национального творчества.

2 Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции): Учебное пособие - М.: 2002.

3 Она же. Шубы, шубки, казакины... Коллекция верхней одежды из собрания Российского этнографического музея. - М.: 2012.

С приходом Советской власти в 1917 году приходят и новые ценности в мировоззрении, меняется костюм, его функции, внешний вид. Появление функционализма в архитектуре в 1920-30-е гг. создает предпосылки для возникновения нового направления в искусстве -русского конструктивизма. Новые подходы касаются проектирования костюма. Проведенные исследования приемов конструктивизма по работам художников позволили выявить следующие характерные приемы: 1) беспредметный орнамент; 2) принципиально новые рисунки; 3) ритмические построения композиции; 4) оптические и пространственные эффекты; 5) сочетание плоскостных и объемных элементов; 6) наличие четкой структуры; 7) наличие нескольких пространственных планов; 8) простейшие геометрические формы; 9) принцип комбинаторики; 10) сдвиги и смещения форм; 11) графический метод формообразования; 12) отказ от декора; 13) заимствования из народного костюма; 14) накладной декор, если он функционально обоснован; 15) эксперимент с пластическими особенностями материала; 16) возможность изготовления одежды промышленным способом.

Выявленные приемы можно использовать для разработки дизайна одежды и описания различных методик проектирования. На протяжении всего исследуемого периода, так или иначе, эти приемы используются дизайнерами и на основе них создаются все новые и новые композиционные решения костюма4.

Период 1930 - 1950-х гг. характеризуется закрытостью и господством идеологии в Сталинский период. С точки зрения создания новых моделей одежды, хотя и копирует западные образцы, но также и имеет специфические черты. Например, женская и мужская одежда имеют орнамент и вышивки, заимствованные из народного костюма. В последующие десятилетия 20 века наступает расцвет нового периода - периода советской моды, который также представляет интерес для исследователей моды и дизайнеров5.

Новейший период развития индустрии моды в России ознаменован возвратом интереса к архаичным технологиям проектирования одежды, возрождением традиционных ценностей, таких как разумное потребление продуктов производства, экономия ресурсов и материа-

4 Афанасьева Н.В., Полынова Н.А. Конструктивизм в дизайн-проектировании костюма. Актуальные проблемы искусствоведения, филологии и культурологии: Материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II. - Новосибирск: 2012. - С. 65.

5 Щипакина А.А. Мода в СССР. Советский кузнецкий, 14. - М.: 2009.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(5), 2012

лов, гармония с природой. Стилизацией, воспроизведением, коллекционированием народного костюма в различные периоды занимались Д.Разумихина, В.Зайцев, Е.Супрун, Т.Осмеркина, О.Черникова, Т.Парфенова, В.Юдашкин, А.Телегина, С.Глебушкин и др. Работы этих авторов неоднократно выставлялись в музеях и выставочных центрах нашей

страны. Это свидетельствует о неугасаемом интересе к национальным традициям, культуре народов России. Изучение костюмных комплексов, способов изготовления и ношения одежды позволит открывать все новые грани в творчестве, обеспечить качественно новый уровень жизни людей.

ARTISTIC DESIGN TECHNIQUES IN CLOTHING IN RUSSIA

©2012 N.V.Afanaseva" Branch of the Russian University of Tourism and Service. Samara

This article analyzes the approaches to the design of the suit based on a study of ways to create people's clothes, cconstructivism in the suit. The author has given a historical review of methods of designing clothing in Russia and described the appeal of modern design to the national traditions in search of new artistic solutions of the suit.

Keywords: costume design techniques, constructivism in clothing, national costume, artistic techniques of designing clothes.

Natalia Valerievna Afanasieva, professor of Technical Sciences, chair head of the Department of Technology and Design Services. E-mail: marna2007@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.