Художественные открытия "турфановедения" на Великом Шелковом пути
Чжао Баобо
аспирант, кафедра искусствоведение, Санкт-Петербургская государственная художествено -
промышленная академия им. А Л. Штиглица
191028, Россия, г. Санкт-Петербург, пер. Соляной, 13, оф. отдел аспиранта
Статья из рубрики "Искусство и искусствознание"
Аннотация.
Появление «турфановедения» сопровождалось началом исследований и раскопок древних культурных реликвий в каменных пещерах великого Шелкового пути. Раскопки древних культурных ценностей в каменых пещерах Великого Шелкового пути в разные периоды привлекали внимание ученых разных стран , в том числе и России .Международная исследовательская деятельность, в том числе и российских экспедиций, в области изучения археологических находок и документов Турфана, позволила добиться значительных научных результатов. В настоящее время многие культурные ценности Турфана представлены в экспозиции Государственного Эрмитажа. Автор статьи убедительно обосновывает актуальность этой проблематики, показывает, опираясь на конкретный исторический материал, степень участия российской научной общественности (начиная с конца Х1Х века) в раскопках района Турфанской впадины. Многочисленные фото культурных памятников и древних руин Турфана, зарисовки планов целого ряда построек и сооружений, топографическая съемка, настенные рисунки и т.д. - вот далеко неполный перечень результатов научной деятельности российских экспедиций, о которых сообщается в предлагаемом материале. Знаменательно, что эти художественные реликвии сегодня составили часть художественной коллекции Государственного Эрмитажа.
Ключевые слова: турфановедение, роспись, пещера, памятник, экспозиция, реликвия, художественная ценность, будда, монах, бодхисаттвы
DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.27366
Дата направления в редакцию:
22-09-2018
Дата рецензирования:
22-09-2018
Дата публикации:
24-09-2018
Ценности древней цивилизации, сосредоточенные в руинах древних каменных пещер на Шелковом пути, представляют собой великое духовное богатство китайской культуры. Знаменательно, что раскопки и научное изучение древних памятников в течение многих лет проводились учеными разных стран; большое значение имела деятельность российских научных экспедиций. Часть найденных памятников этого материального наследия экспонируется в Государственном Эрмитаже.
Целью данного исследования является : В первую очередь, ввести в оборот российского искусствознания новые материалы о современных разработках научного направления (турфановедения), которое сегодня приобрело международное значение. Во-вторых, показать участие и роль российских исследователей в археологических раскопках древних (турфанских) памятников китайской культуры. В-третьих, изучить музейные экспозиции государственного эрмитажа, где представлены памятники турфанских культурных ценностей.
Реализация данной цели потребовала решения ряда задач. Задачи статьи определяются основной целью научного исследования: В первую очередь, конкретизировать изучение и понимание современного научного направления - "турфановедения". Во-вторых, показать деятельность первых российских экспедиций и ведущих российских исследователей в нахождении, раскопках и разработках бесценных памятников китайской культуры. В-третьих, дать общую характеристику турфанских артобъектов, представленных в экспозициях Государственного Эрмитажа.
Древнее название Турфана - Гаочан; город располагается в межгорной впадине на южном участке горного хребта Тянь-Шань. Под влиянием гималайского орогенеза в центральной части впадины произошло разрывное нарушение и сдвиг пластов, в результате чего образовался ряд горных цепей, расположенных с востока на запад перед Тянь-Шанем. В древности Турфан был одним из стратегических важных населенных пунктов на Великом шелковом пути ( илл. 1).
В таком случае, что представляет из себя «турфановедение»? Цзи Сяньлинь в статье «Место и значение дуньхуановедения и турфановедения в истории китайской культуры» утверждает следующее: «Термин турфановедение является неологизмом. В начале этого века несколько восточных и западных исследователей при раскопках в префектуре Турфан Синьцзян-У йгурского автономного района нашли большое количество литературных памятников и культурных реликвий, ученые из многих стран, занимающиеся исследованиями в этой области, также добились значительных результатов. Эта наука получила название турфановедение и представляет собой комплексную отрасль знаний». Появление турфановедения сопровождалось началом исследований и раскопок древних культурных реликвий в этой впадине. Сегодня турфановедение привлекло особое внимание мировой научной общественности и стало ведущим мировым научным направлением .
В конце XIX века царская Россия неоднократно отправляла своих ученых для проведения исследований в Синьцзяне. В ноябре 1879 года директор Петербургского императорского ботанического сада А. Э. Регель прибыл в Турфанскую впадину, где собрал огромный гербарий и провел исследования древнего города Гаочан. В 1880 и 1882 годах в двадцать шестом и двадцать седьмом выпусках «Географического ежемесячника Петмана» были опубликованы статьи «Турфан» и «Заметки об исследованиях Турфана». Во второй статье представлен обнаруженный исследователем старый город, который он описал так: «То место словно похоже на развалины древнего Рима» Ш^.
Представленная им информация вызвала интерес к Турфанской впадине у российских и западных деятелей. В декабре 1893 года научная экспедиция в Центральную Азию Императорского русского географического общества, возглавляемая В.И. Роборовским и П.К. Козловым, осуществила исследования и топографическую съемку в префектуре Турфан. На территории основанной здесь метеорологической станции были проведены исследования этого региона и увезено множество рукописей на староуйгурском письме и других письменных источников. После окончания работ и возвращения экспедиции на Родину в 1900 году была издана книга «Работа экспедиции в Центральной Азии, организованная Русским географическим обществом (1893-1895 гг.)» [2,с,56].
В 1898 году Петербургская императорская Академия наук отправила экспедицию во главе с Д.А. Клеменцом для изучения близлежащих районов древнего города Гаочан и проведения раскопок в захоронении Астана. Участники экспедиции провели исследования и топографическую съемку Туюр-Мазара, Безеклика и других пещер, собрали множество настенных росписей, надписей на надгробиях, рукописных документов и писаний на китайском языке, санскрите и староуйгурском письме, сделали огромное количество фотографий, зарисовали планы целого ряда построек и сооружений и обнаружили сто тридцать пещерных храмов.
По возвращении на Родину исследователь привез большое количество настенных рисунков, надписей и рукописей, что детонировало интерес к настенным росписям и положило начало вывозу их из Синьцзяна. В 1899 году был опубликован «Отчет об исследованиях Турфана Санкт-Петербургской российской академией наук 1898 г.».
17 октября 1899 года на организованном в Риме «Двенадцатом международном съезде ученых-востоковедов» академик С.Ф. Ольденбург выступил с речью и сообщил о возросшем внимании российских востоковедов к оазису Турфану. На съезде было принято единогласное решение о создании Международного союза историографии, археологии, языкознания и этнологии Центральной и Восточной Азии. В 1902 году на
Тринадцатом международном съезде ученых-востоковедов в Гамбурге был принят устав союза, составленный В.В. Радловым и С.Ф. Ольденбургом. По решению участников съезда созданы комитеты разных стран, а российский комитет назначен центральным
комитетом союза, поэтому Главное управление расположилось в Санкт-Петербурге [3,с,5].
С 1906 по 1907 годы научная экспедиция во главе с доктором наук А.И Кохановским повторно посетила Турфан. В результате были вывезены некоторые исторические памятники, а под редакцией С.Ф.Ольденбурга издан «Краткий каталог исторических реликвий, обранных в Турфане доктором А.Кохановским». 6 июня 1909 года первая Русская Туркестанская научная экспедиция, состоящая из пяти человек и возглавляемая С.Ф. Ольденбургом, отправилась из Санкт-Петербурга в Турфан и достигла места
назначения за 80 дней[4'с'131. Участники экспедиции изучили и сфотографировали все культурные памятники и древние руины Турфана, провели топографическую съемку, а также привезли в Россию большое количество вырезанные настенных рисунков. В 1914 году С.Ф.Ольденбург опубликовал «Отчет об исследования Русской Туркестанской экспедиции 1909-1910 гг.» С 1931 по 1933 годы коллекция древностей, собранная в ходе первой (1909 - 1910 гг.) и второй (1914 - 1915 гг.) Русских Туркестанских научных экспедиций, была передана на длительное хранение в отдел Востока Государственного Эрмитажа [5,с'32-341 ( илл. 2).
* ¿. * • " 1 1 ь
Доклад, опубликованный российским ученым Д.А. Клеменцом, потряс мир и детонировал начало деятельности немецких экспедиций. Германия стала страной, вывезшей наибольшее количество росписей Турфана. В августе 1902 года историк Берлинского этнологического музея А. Грюнведель получил значительное финансирование от немецкого концерна ТюссенКрупп (ThyssenKrupp) и организовал первую турфанскую научную экспедицию, которая выдвинулась из Берлина и проходила через Россию; в ноябре 1902 года экспедиция достигла Турфана. Были созданы подробные карты руин пещерных храмов, вывезено большое количество священных рукописей на китайском, орхоно-енисейском(тюркском) языках и манихейском письме, а также настенные росписи, картины на тафте и скульптуры. Исследования продолжились и в последующие годы Г6-с-44-451.
Российские и немецкие исследования и раскопки турфанских памятников воодушевили
Францию, Японию, Англию:очень скоро научные экспедиции этих стран последовали сюда одна за другой. А в 1928 году благодаря инициативе китайской научной общественности, шведского ученого Свена Гедина и других исследователй была организована «Китайская северо-западная научная исследовательская экспедиция», первым направлением которой стал Турфан и прилегающие территории, однако основная исследовательская деятельность все же развернулась после образования КНР [7,с,33-34].
В России в ХХ веке интерес к турфанским ценностям не утихал, и сегодня в Государственном Эрмитаже комплексно представлена деятельность российских научных экспедиций, проводивших изучение Синьцзяна и территорий вдоль Шелкового пути, а также экспонирована часть памятников китайского материального наследия . В выставочных залах собрано большое количество экспонатов, включая роспись, скульптуру, изображения Будды, древние монеты, рукописи, портреты и другие многочисленные культурные материалы, а также заметки, карты, копии картин, выполненные членами экспедиций [8,с'111-116].
Выставочный зал представляет собой галерею из пяти небольших помещений, а экспозиция делится на четыре части. В первом и втором залах представлены материалы двух первых экспедиций в Синьцзян, проводившихся под руководством С.Ф.Ольденбурга. Экспедиции находили росписи гротов Безеклик и др., а также писания на китйском и уйгурском языках и на санкрите.
Особо следует отметить, что в зале собран полный комплекс крупных буддистских росписей (например, «Будда Кашьяпа принимает решение»)(илл. 3). Для росписей характерны композиционная динамичность и яркие декоративные цвета. Здесь же представлены впервые упомянутые рисунки на земле, например, роспись «Лотосовый пруд и утки» , сюжетом для которой стали животные и растения. Выразительная композиция, красочная палитра, живые образы - все это весьма характерно для данной росписи. Представлены здесь и другие настенные росписи, хорошо сохранившиеся и отличающиеся богатыми многофигурнымисюжетами (например, бодхисатва Гуань-инь, Донатор и пр.)
В третьем зале - материалы первой экспедиции в Синьцзян: экспонаты раскопок Шикшина в Каршарском районе. Здесь экспонируются настенные росписи и статуи из монастырей, а также предметы повседневного спроса, металлические изделия и литературные документы.
Согласно данным Государственного Эрмитажа, количество собранных экспонатов превышает восемьсот единиц. Среди экспонатов -яркие цветные настенные росписи, украшенные золотыми нитями. По сравнению с предметами, выставленными в других залах, они значительно больше и роскошнее. Так, фрагменты росписи «Бодхисаттва и монахи. Сцена проповеди» демонстрируют колоритные образы монахов, устремленных к
Будде и облаченных в великолепные платья [9,с'186-1871(илл. 4).
В следующем зале - экспонаты из Кучарского района Синьцзяна. В свое время они были добыты королевской экспедицией Германии в 1905-1907 гг. и из Синьцзяна перевезены в Берлин. После второй мировой войны Советский Союз получил эти росписи из Германии (росписи были сохранены в довольно целостном состоянии).
П омимо Зимнего дворца, более тысячи экспонатов представлены в современном реставрационно-хранительском Центре Государственного Эрмитажа «Старая Деревня». Среди росписей здесь можно отметить «Донатор», «Сцены проповеди Будды», часть росписи «Семейный портрет донаторов». Здесь же - множество глиняных изображений Будды. Результаты второй экспедиции в Синьцзян (под руководством С.Ф.О льденбурга) представлены еще в одном зале: здесь есть схема внешнего вида Пещеры тысячи Будд (Дуньхуанской монашеской пещеры) и копии некоторых фресок Дуньхуана. В дополнение к ним представлены скульптуры, документы, буддистские священные писания, портреты и другие реликвии, отличающиеся великолепием и имеющие большую художественную и
историческую ценность.
Культурные памятники, открытые и собранные в пространстве ландшафтов Шелкового пути, представляют собой уникальную ценность общемирового масштаба и значения. Обмен достижениями национальной культуры и материальными объектами народов, проживающих вдоль Шелкового пути, имел большое историческое значение для культуры разных стран, что, в свою очередь, наделило Шелковый путь вечной жизнеспособностью. Выдающийся китайский исследователь-синолог Цзи-Сяньлинь отмечал: «Существуют лишь четыре культурные системы, обладающие длительной историей и обширной территорией, собственной системой и влиятельностью: Китай, Индия, Греция и Ислам - и нет пятой подобной системы. Существует только одно место, где сходятся эти четыре культурные системы, Дуньхуан и район Синьцзяна в Китае, и нет
второго подобного центра» [10,с,10].
Исследование этого громадного культурного наследия находится пока еще в начале пути. Усилиями ученых многих стран мира, в том числе и российских исследователей, оно продолжается, открывая новые горизонты в понимании древнейших культур, стран и народов.
Библиография
1. Хоу Чан. Обзор исследований арфистов Турпана и Турфановедения.-Ланьчжоу.:Серия Дуньхуановедения, 1989. № 1.-48с.
2. Китайская академия общественных наук . История развития китайской истории.-Пекин.:Китайские общественные науки, 1984.-56с.
3. Дьяконова Н.В. Памятники искусства из Шишкина хранящиеся в Государственном Эрмитаже.-Шанхай.:Древние книги, 2011.-15с.
4. Ольденбург С.Ф. Первая буддийская выставка в Петербурге.-СПБ.:Издание отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, 1919.-13с.
5. Попова И.Ф. Российские экспедиции в Центральную Азию в конце 19-го-начале 20-го века / Сборник статей.-СПБ.:издательство «Славия», 2008.-С.32-34.
6. Дьяконова Н.В. Памятники искусства из Шишкина хранящиеся в Государственном Эрмитаже.-Шанхай.:Древние книги, 2011.-С.44-45.
7. У Синьхуа. Турфанская роспись.-Цзинань: Изобразительное искусство Шаньдун, 2003.-C.33-34.
8. Мяо Щаньжуй. Краткий обзор осмотра выставки культурных памятников "Шелковый путь" в России.-Сычуань.:Художественная археология, 2009.-С.111-116.
9. Попова И.Ф. Российские экспедиции в Центральную Азию в конце 19-го-начале 20-го века / Сборник статей.-СПБ.:издательство «Славия», 2008.-С.186-187.
10. (USA) Valerie Hansen. The "Silk Road" a new history.-Beijing.:United Publishing Co.,Ltd. 2015.-10p.