ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСОКИХ КОМЕДИЙ Ж. Б. МОЛЬЕРА И КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
ART FEATURES HIGH COMEDY J. B. MOLIERE COMEDY A. S. GRIBOYEDOV'S "WOE FROM WIT"
Е. А. Моисеев
В статье анализируются основные композиционные и художественно-изобразительные признаки жанра комедии на примере взаимосвязи драматургов, обозначенных в заглавии. Опираясь на опыты других литературоведов, которые рассматривали в своих трудах этот вопрос (в частности, А. Н. Ве-селовского), в статье раскрываются такие параллели творчества, как художественные особенности, средства выразительности высоких комедий Мольера и «Горе от ума» Грибоедова.
E. A. Moiseev
In the article analyzes the main compositional and artistic and visual signs on the example of the genre of comedy playwrights relationship identified in the title. Drawing on the experience of other literary critics, who saw in his work the issue (in particular Veselovsky) The article describes such parallels art as art features, the expressive high comedies of Moliere and "Woe from Wit" Griboyedov.
Ключевые слова: поэтика комедий Мольера и Грибоедова, бог из машины, одно вместо другого, божба, повтор как средство комического, говорящие фамилии, ирония и гипербола в комедиях Мольера и Грибоедова.
Keywords: Poetics of Comedy Moliere, Griboyedov, the god of the car, one for another, swearing, repetition as a means of comic, speaking names, irony and hyperbole in the comedies of Moliere and Griboyedov.
Литературные связи, <...> скрывающиеся за термином "подражание", очень многоплано-вы, сложны. Уточнение точного и различного, а на этой базе и закономерностей литературных связей произведений крупнейших писателей, принадлежащих к разным эпохам, - актуальнейшая задача литературоведения» [1, с. 4], - справедливо заметил целесообразность компаративного литературоведческого анализа в своих работах В. В. Тимохин. Исходя из этого представляется, что сопоставительный анализ творческого наследия А. С. Грибоедова и Ж. Б. Мольера достаточно актуален и определяет научный и практический интерес.
Комедии Мольера занимают достойное место в сопоставительных анализах произведений разных эпох, от античной литературы до литературы нашего времени. Тем не менее число трудов о сопоставлении творчества Мольера и Грибоедова в целом невелико, еще реже можно встретить труды, где подобной теме выделено самостоятельное место. Анализировали взаимосвязь этих драматургов и имеют письменные работы по теме такие литературоведы, как Н. К. Пиксанов, А. Н. Веселовский, М. М. Бахтин и др., однако их работа рассматривала оценку данной проблематики только с одной стороны, что представляет собой лишь фрагментарные знания. Так, Н. К. Пиксанов и Мокульский обращают внимание на идею комедийного творчества Мольера, сравнивая ее с комедией «Горе от ума». Большую роль этого плана в сопоставлении творчества Мольера и Грибоедова играют работы А. Н. Веселов-ского, труды которого легли в основу современного лите-
ратуроведения по теме Восток-Запад (как это принято именовать в настоящее время). В частности, А. Н. Веселовский определил некоторые основные личностные черты, по которым он сопоставляет образы Альцеста и Чацкого, Филинта и Молчалина, Селимены и Софьи.
Такая «перекличка» обусловлена рядом причин. С одной стороны, простой потребностью постановки обновленных вариантов пьес Мольера на сцене. Очевидно, что пьесы ставились - прежде всего, в оригинальном варианте, мольеровского текста французскими театрами (в том числе и провинциальными). Создавать художественный перевод - также не дело автора, тем более что текст хорошо известен.
Следует отметить, что работы вышеперечисленных литературоведов обошли стороной сопоставление произведений драматургов в аспекте художественных особенностей, что бесспорно является категорией, которая заслуживает особого внимания.
Говоря о художественных особенностях творчества авторов, необходимо выделить основные линии анализа: композиция, приемы комического, унаследованные от античной комедии и от комедии нового времени, а также изобразительно-выразительные средства.
В Высоких комедиях Мольера и комедии Грибоедова «Горе от ума» есть все композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка, что указывает на их связь с трагедией, а также на цели катарсиса, характерного для классицистической трагедии.
Характерна и схожесть в регламентации расположения композиционных элементов. Так, экспозиция и завязка идут в начале и конце первого действия соответственно.
Рассматривая вопрос комического, предварительно отмечаем, что Мольер в своих трудах указывал на то, что, читая античную драматургию, унаследовал от нее множество приемов (в частности, у Плавта), соединив их с приемами развивающейся комедии нового времени. Такие приемы как: «божба», «бог из машины», «одно вместо другого», «катарсис» заслуживают более конкретного анализа.
Очень часто в своих произведениях Мольер обращается к приему, при котором часто упоминает в своих произведениях богов или героев античной мифологии. Это обращение создавалось не для глубоких рассуждений теологического характера, а для того, чтобы создать комедийность ситуации посредством сравнения с героями античных мифов или упоминаниях о них в той или иной форме.
Molière. «L'Avare»
Frosine.
<...> On lui voit dans sa chambre quelques tableaux et quelques estampes ; mais que pensez-vous que ce soit ? Des Adonis, des Céphales, des Pâris, et des Apollons ? Non : de beaux portraits de Saturne, du roi Priam, du vieux Nestor, et du bon père Anchise, sur les épaules de son fils.
В данной ситуации обращение к античным героям Фрозиной сделано для того, чтобы комическим образом создать картину «дома престарелых» в квартире Марианны, возлюбленной Гарпагона, чтобы у него сложилось мнение, что Марианна больше любит мужчин зрелого возраста, нежели молодых. Фрозина такими речами лишний раз показывает, насколько она может выполнять свою работу сводницы, обращаясь даже к таким методам, что говорит об ее эрудиции (читаем - эрудиции самого Мольера).
«Божба используется с целью эмоционального усиления сказанного. Комическое создается за счет контраста: возвышенного и низменного. Смешна неуместность как божбы, так и упоминания великих людей в столь обыденной ситуации <...>» [1, с. 171].
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» автор также периодически пользуется этим приемом, например, в первом диалоге Чацкого и Софьи, в котором он упоминает имена античных героев: богиню мудрости Минерву и Ментора, воспитателя Телемаха, сына Одиссея, из поэмы Гомера для того, чтобы создать сатиру на воспитание современной ему московской молодежи. Чацкий пытается открыть Софье глаза на то, что задачей любого вельможи является собрать учителей поболее, да ценой подешевле, и не важно, глубоки ли они в науке.
Мольер и Грибоедов, обращаясь к античным персонажам, выполняют одно из требований классицизма и по-
казывают, как за счет античного искусства можно создать комичность ситуации.
Следующий прием, часто используемый Ж. Б. Мольером, унаследованный у античных драматургов, -"Qui pro quo" («Одно вместо другого»). Комедийная ситуация «одно вместо другого» проявляется в диалоге героев, которые говорят о разном, но в то же время они думают, что говорят об одном и том же. Это создает комический эффект, а также указывает на определенные особенности характеров персонажей. Так, в первом действии комедии «Скупой» Гарпагон общается со своими детьми по поводу брака, в частности с сыном Кле-антом: говоря об одной девушке, на которой хотят жениться, оба понимают, что являются соперниками, лишь в конце разговора. Говоря о свадьбе, каждый из них думал о себе, а не о собеседнике.
В чистом виде Грибоедов использует этот прием крайне ограниченно. Например, в диалоге «Кто Чацкого свел в тюрьму?». Очевидно, что Грибоедов анализирует использование приема и делает вывод, что такое взаимонепонимание - редкое явление в жизни, которое может быть типичным только для глухих. Это результат влияния реалистических тенденций в развитии литературы, что приводит и к комическому ракурсу в оценке самого приема со стороны Грибоедова.
В новых условиях развивающегося реализма взаимопонимание сохраняется, но проявляется по-другому. Предмет беседы один и тот же, но видится собеседниками совершенно по-разному, настолько, что можно было бы сказать, что лишь тема одна и та же, а предмет разговора разный.
Взаимонепонимание разных классов, сословий, общественных кругов - главная тема реализма. Изучая творчество Мольера и Грибоедова, мы видим, как на базе достижений литературы прошлых эпох формируется система художественных средств в раскрытии этой темы. Причем непонимание видно сразу для всех - говорящих и зрителя.
Так, в диалоге «О службе» оба героя комедии А. С. Грибоедова говорят о ней, однако Фамусов понимает ее как «гнуть шею» перед кем-то. Чацкий же обличает Фамусова, говоря о том, что только за счет прислужничества нынче и народ выходит «в люди», обращая внимание на то, что служба нынче не в войне, а в мире, где берут лбом.
Подобная ситуация возникает в комедии Грибоедова постоянно, вследствие чего и строится основная ее коллизия - непонимание мыслей главного героя обществом: всякий, кто вне взаимопонимания, является сумасшедшим и должен быть объявлен таковым.
Следуя рамкам классицизма, можно отметить, что Мольер создавал свой собственный жанр, соединив в своих комедиях черты трагедии, решая задачи катарсиса.
Пытаясь достичь целей катарсиса, Мольер создавал свои высокие комедии при помощи внедрения и трансформации в них принципов трагедии. Идейность таких
Ж. Б. Мольер. «Скупой»
Фрозина.
<...> Загляните к ней в комнату. Какие у нее картинки пораз-вешены! Вы, верно думаете, Адонисы да Парисы, Аполлоны да купидоны? Нет, ошибаетесь! Сатурн да царь Приам, Нестор седовласый и этот, как его, ну, немощный старик Анхиз, которого сын несет на спине.
комедий заключалась в исправлении человеческих пороков и дальнейшего очищения души. «Размышляя над творчеством Мольера, мы не можем игнорировать то новое, по сравнению с эпохой Ренессанса, что отличает мироощущение передовых людей XVII в. Огромное значение для Мольера приобретает противоречивость мира, дисгармоничность человека: Мольер ставит во главу угла "недостатки" человека, его пороки. Веселое, комическое уступает подчас место мрачному или сосуществует с последним» [2, с. 146]. В случае Мольера важен был также биографический момент: неудачные попытки поставить на сцене трагедии привели драматурга к мысли создать любимые зрителю комедии с помощью соединения поэтических принципов двух жанров литературы.
Вопрос о следовании целям катарсиса в комедии А. С. Грибоедова ранее в научном сообществе не затрагивался, однако при детальном рассмотрении можно выделить тот факт, что комедия создана автором для того, чтобы зритель и читатель увидели в лице «25 отрицательных персонажей» многие современные пороки и, сочувствуя главному герою, пришли к очищению своих душевных качеств, возможно, что-то в них изменив, о чем говорил нам ранее Мольер. Однако, когда прочитаешь комедию до конца, возникает вопрос: для чего Грибоедов на протяжении комедии насмехается над главным героем при помощи остальных персонажей. Понятно, что, с одной стороны, это непонимание героя и отрицание, по сути, его мыслей обществом (опять же к вопросу о пороках, в данном случае - нежелание что-то изменять, следуя мысли общества), но, с другой стороны, какой бы идеальный герой ни был создан, мир не может изменить один человек, и насмешка над Чацким нужна была для того, чтобы освободить себя и читателя от трагического разочарования в идеалах.
На наш взгляд, в широком смысле катарсис - общее свойство любого искусства, потому что оно освобождает от пережитых страданий, в том числе и комедия, чего с успехом добились своим творчеством гениальные драматурги Ж. Б. Мольер и А. С. Грибоедов.
Прием «бог из машины» тоже занимает особое место в творчестве двух драматургов.
Мольер почти во всех своих высоких комедиях использует прием «бог из машины». Только в «Мизантропе», казалось бы, этот прием не использован. Автор применяет другое разрешение конфликта. В том смысле, что конфликт везде разрешается одинаково, но действующая сила - везде исходит «извне». Призрак - в «Дон Жуане», Король - в «Тартюфе», вельможа с большими средствами - в «Скупом». Однако в «Мещанине во дворянстве» жертв от произвола и, кстати, персонаж от его иллюзий спасают люди. Вместе с тем их сила и неожиданность «вторжения» в установившееся «статус-кво» равносильно явлению бога из машины.
От приема «бог из машины» Грибоедов отказывается. «Мизантроп» - в числе немногих высоких комедий Мольера, где также этот часто применяемый автором прием не используется. Это проясняет позицию автора -
общество не должно уповать на решение этой проблемы («лишнего человека») извне. Не будет персонажа, который «придет» и все решит. Общество может сделать это только самостоятельно. То же мы видим и в комедии А. С. Грибоедова, который полностью согласен в этом вопросе со своим предшественником, показывая точь-в-точь схожую сцену в финале своей комедии. Катастрофичность в том, что если такие люди, как Альцест и Чацкий, не нужны, то остальная часть общества - «болото», и оно идет к деградации.
Говоря о приемах, унаследованных от комедии нового времени, следует сказать, что такая комедия преимущественно строится на сочетании комедии характеров и комедии ситуаций.
Одним из первых комедиографов, который сочетал в своих произведениях черты комедий положений и характеров, был Мольер.
Для комедии положений характерно передовое положение интриги, выражающееся в различных тайных ходах со стороны героев. Эти тайные ходы могут быть проявлены в обмане (путем обмана Тартюф постоянно обводит Оргона вокруг пальца), подмене лиц или переодевании (Клеонт переодевается турком для того, чтобы жениться на дочери Оргона), подтасовке фактов и подслушивании (Гарпагон пугается, что его монолог о спрятанных деньгах может быть подслушан детьми), недо-слышках (постоянные переспросы Гарпагона) и узнавании-неузнавании (Клеант узнает в ростовщике своего отца, Гарпагона) и т. п. Все вышеперечисленные приемы необходимы в комедии положений для борьбы борющихся сторон. Еще одной важной чертой этой комедии является зачастую неожиданный поворот событий, который полностью меняет ход развития сюжета, что характеризуется приемом «бог из машины». Так, переодетый Клеонт переворачивает нить сюжета в свою сторону; Господин Ансельм, рассказав о своих родственных связях, помогает Клеанту соединить свою судьбу с любимой Марианной; благодаря королю Тартюф попадает в тюрьму.
Говоря о комедии характеров и о ее признаках, необходимо отметить, что каждый герой комедии - это отдельные характеры, которые раскрываются через напряженную драматическую борьбу. Комедия характеров имеет несколько дифференцированных признаков: интенсивность композиции, генерализация образов, выведение характеров из бытовых условий среды.
Также комедия характеров должна ответить на вопрос: над кем смеется зритель? По канонам классицизма смеяться над собой он не может, а значит, ответ должна дать комедия.
«Мольер отмечает, что театр обладает большой исправительной силой. Исправляет он недостатки общества, а не пороки персонажей. Эти пороки он видит неисправимыми. Не может исправиться, да и не делает попыток Тартюф, неисправим и Гарпагон. Все, что можно сделать для общества, - это остановить опасную, ведущую к трагическим последствиям, активность порочных людей» [1, с 196]. Следовательно, можно сделать вывод, что имен-
но над этими характерами, выраженными в недостатках общества, и создается комическое.
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов широко пользуется новаторством Мольера и так же объединяет в ней комедию положений и характеров. Особенность комедии Грибоедова в том, что каждый персонаж комедии - «характер» в том смысле, что создает для прочих ситуацию неожиданную и вместе с тем является условием создания комического - комедию ситуаций. В комедии Грибоедова есть типично комедийные персонажи: Тугоуховские, Хрюмины, Репетилов, что подтверждается вдобавок и особенностью «говорящих фамилий». Комедия характеров, как говорилось выше, обуславливает комедию ситуаций. Так, Репетилов, падая, произносит фразу: «Тьфу, оплошал», что подтверждает его фамилия и комичность образа. Изображать падения тоже признак комедий ситуации, однако падения могут быть разными. Если в случае с Репетиловым падение создается для комического эффекта, то падение в ноги Софьи Чацкого показывает нам романтичность героя.
При несомненной близости методики написания, сюжета, композиционных особенностей комедий Грибоедова и Мольера также следует обратить внимание и на роль изобразительно-выразительных средств в их творчестве.
Одни из самых распространенных изобразительно-выразительных средств, которыми пользуются оба автора, являются ирония, гипербола, повтор, говорящие фамилии.
Для комедий Мольера характерно использование приема повтора ключевого слова или словосочетания. Например: «А как Тартюф?» или «Без приданого!» Этот прием хорошо согласуется с поэтикой классицизма. Грибоедов тоже использует этот прием, но в меньшей степени, что соответствует поэтическим принципам реализма. Например, в диалоге Чацкого с Молчалиным второй постоянно вспоминает о некой Татьяне Юрьевне.
Во многих исследовательских литературах отмечалось, что в «Горе от ума» употребляется этот своеобразный прием повтора одних и тех же слов, выражений, стилистических оборотов, интонационных фигур и даже разговорной манеры в самых разных конкретных обстоятельствах и у самых различных персонажей. Одни и те же или необычайно сходные, почти совпадающие по своему смыслу слова мы слышим в комедии из уст совершенно несхожих между собой героев.
Классицизм предполагает «говорящие» имена и фамилии. Поэтому и Мольер, и Грибоедов их используют.
Вопрос об иронии и гиперболе в комедии Мольера и «Горе от ума» Грибоедова очень важен для понимания отношения автора к герою и методу, с помощью которого автор изображает разные стороны характера сво-
их героев. Грибоедов в письме «Ответ Катенину по поводу "Горя от ума"» писал: «Я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его, портреты, и только портреты входят в состав Комедии и Трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». То есть, другими словами, Грибоедов, во-первых, изображает человека таким, какой он есть. Карикатур-преувеличений, которые становятся искажением изображаемого предмета, в его комедии быть не должно. Включение в систему персонажей комедии служанки Лизы, типичной героини водевилей, похожей на служанку Дорину из «Тартюфа», говорит о том, что Грибоедов считал такой тип реально существующим. Во-вторых, черты характера его прототипа настолько же принадлежат этому прототипу, как и «многим другим лицам».
В литературе еще с античных времен всегда существовали и будут существовать «вечные проблемы», круг определенных сюжетов, художественных приемов, идей и образов. Их создавало время, и поэтому есть перекличка между ними. Но каждый писатель интерпретирует их по-своему.
На примере комедий Мольера и Грибоедова раскрывается связь творчества писателей, характер взаимовлияния между ними в литературном процессе. Иллюстративно показывается «связь времен», которая составляет основу цивилизационного процесса от античности до наших дней. Использование опыта предшественников обязательно, однако плагиат исключен. «Вместе с тем невозможно создание произведения, не имевшего бы связей с предыдущей культурой, на которую данное произведение активно опирается» [1, с. 296]. Эти общие положения обретают силу и облекаются «в плоть» только на конкретных примерах. Это важно не только для понимания литературного процесса, но и для формирования этической базы выпускника школы и вуза.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тимохин В. В. Поэтика комедии Мольера «Скупой». Связь комедии с литературой античной и Нового времени. М., 2003.
2. Обломиевский Д. Д. Мольер // История всемирной литературы / отв. ред. Ю. Б. Виппер. Т. 4. М., 1987. С. 146.
3. Грибоедов А. С. Горе от ума. М.: Дрофа, 2001. 128 с.
4. Мольер Ж. Б. Пьесы. М.: АСТ, 1997. 766 с.