Научная статья на тему 'Художественные особенности современной высотной архитектуры Южной Кореи'

Художественные особенности современной высотной архитектуры Южной Кореи Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1585
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОТНОЕ ЗДАНИЕ / ПЛАСТИКА / СИМВОЛ / АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА / ИМИДЖ / ЭКОНОМИКА / КОМПОЗИЦИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / СИЛУЭТ / HIGH-RISE BUILDING / PLASTICS / SYMBOL / ARCHITECTURAL FORM / IMAGE / ECONOMICS / COMPOSITION / VISUAL ECOLOGY / CITY PLANNING / SILHOUETTE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коротич Андрей Владимирович,

В статье изложены некоторые актуальные аспекты развития современных высотных зданий Южной Кореи, определены основные проблемы и перспективные направления их решения. Обозначены основные факторы, определяющие сегодняшнее развитие высотной архитектуры Сеула. Определены характерные региональные/национальные особенности современной высотной имиджевой архитектуры столицы Южной Кореи города Сеула.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic Features of the Contemporary High-Rise Architecture of the South Korea

The article considers some actual social aspects of the development of high-rise buildings industry of South Korea and also the main problems and perspective directions/ trends of their realization. The general factors on which depends the development of contemporary high-rise buildings architecture of Seoul are defined. Some inherent regional/national features of the contemporary high-rise image/symbolic architecture of Seoul City as a capital of South Korea are shown.

Текст научной работы на тему «Художественные особенности современной высотной архитектуры Южной Кореи»

Художественные особенности современной высотной архитектуры Южной Кореи

А.В.Коротич

В статье изложены некоторые актуальные аспекты развития современных высотных зданий Южной Кореи, определены основные проблемы и перспективные направления их решения. Обозначены основные факторы, определяющие сегодняшнее развитие высотной архитектуры Сеула. Определены характерные региональные/национальные особенности современной высотной имиджевой архитектуры столицы Южной Кореи - города Сеула.

Ключевые слова: высотное здание, пластика, символ, архитектурная форма, имидж, экономика, композиция, визуальная экология, градостроительство, силуэт.

Artistic Features of the Contemporary High-Rise

Architecture of the South Korea. By A.V.Korotich

The article considers some actual social aspects of the development of high-rise buildings industry of South Korea and also the main problems and perspective directions/ trends of their realization. The general factors on which depends the development of contemporary high-rise buildings architecture of Seoul are defined. Some inherent regional/national features of the contemporary high-rise image/symbolic architecture of Seoul City as a capital of South Korea are shown.

Keywords: high-rise building, plastics, symbol, architectural form, image, economics, composition, visual ecology, city planning, silhouette.

До недавнего времени Южная Корея была весьма труднодоступной для большинства исследователей её уникальной региональной культуры - автор статьи получил визу в корейском консульстве по специальному приглашению Корейского отделения Международного комитета по высотному строительству (CTBUH) отнюдь не с первого раза. Отчасти этим обстоятельством объясняется практически полное отсутствие какой-либо научно значимой системной и подробной аналитической информации относительно композиционно-художественных закономерностей и прогрессирующих тенденций развития южнокорейского высотного зодчества: единичные публикации в прессе [1-5] носят либо весьма общий, поверхностный характер, либо дают отрывочные бессистемные сведения. В ряде специальных работ [6-8] приведены фактические данные по некоторым широко известным высотным объектам, возведённым

в Северной и Южной Корее (фотографии, планировки и разрезы с указанием авторов, а также основные технические параметры - сроки возведения, габариты, стоимость и др.).

На настоящий момент приходится констатировать полное отсутствие искусствоведческих научных исследований, определяющих основные композиционные закономерности, а также выявляющих характерные художественно-эстетические особенности и ярко выраженную региональную специфику развития высотных зданий крупнейших городов и агломераций Южной Кореи (Сеул+Инчхон, Пусан, Кванджу, Тэгу). Необходимо также отметить и то обстоятельство, что в обозначенных выше известных публикациях полностью отсутствует информация о целом ряде уникальных высотных объектов, формирующих градостроительный слой своеобразной и выразительной региональной архитектуры столичного Сеула. Цель настоящего исследования - восполнить данный пробел: определить характерные региональные/национальные особенности и общие закономерности развития современной высотной имиджевой архитектуры столицы Южной Кореи города Сеула.

Расположение высотных зданий в градостроительной

структуре Сеула

Исследованием установлен факт рассредоточенного размещения высотных объектов в пределах городской территории, включающей 25 административных районов. Характерно то, что зоны расположения сеульских «высоток» находятся вне пределов городского центра - это обусловлено непригодностью земли центральных районов для возведения высотной застройки, несмотря на её дороговизну.

Настоящим исследованием установлены основные композиционно-художественные черты современной имиджевой высотной архитектуры столицы Южной Кореи города Сеула, определяющие её региональное своеобразие.

1. Простые призматические формы основных объёмов зданий с наружными солнцезащитными решетками, образующими на фасаде различные сетчатые рисунки. Сегодня основная масса высотных зданий Сеула представляет собой в композиционном отношении сравнительно простые призматические остеклённые объёмы, на фасадных плоскостях которых располагаются солнцезащитные решетки различных типов (рис. 1). Ячейки решеток могут располагаться в шахматном порядке, образовывать ортогональную равно-ячеистую сеть (рис.1.4), располагаться горизонтальными ярусами (рис. 1.1; 1.2), выполняться различной величины,

ритмически убывая от основания к вершине основного объёма (рис. 1.3), образовывать сложные сетчатые рисунки (рис. 6.4).

2. «Кристаллические» объёмы высотных зданий. Эти здания выделяются среди прочих своей сложной многогранной структурой. Здесь прежде всего необходимо отметить здание компании «Донгбю» (Dongbu) (рис. 2.1), оригинальное объёмное решение которого основано на сочетании трёх разнонаклонных призматических объёмов, выполненных стеклянными и отороченных белыми контурными рёбрами, которые визуально чётко разграничивают пересекающиеся объёмы и усиливают динамичность общей композиции.

Совершенно иной тип «кристаллической» композиции являет собой здание «Хёндэ Трэйд Тауэр» (Hyundai Trade Tower) (рис. 2.2). Основной призматический объём сужается от основания к вершине посредством образования четырёх ритмических уступов, облицованных светлыми металлическими панелями; при этом центральная часть основного объёма выполнена стеклянной, заглублена относительно боковых зеркально симметричных участков и также содержит ритмически убывающие по величине уступы. Нижний ярус

центральной заглубленной остеклённой части основного объёма вынесен за пределы боковых участков и образует выступающую входную группу с наклонным стеклянным покрытием. Чрезвычайно простая, чистая и эффектная композиция здания опредёленно воплощает многоярусный водопад, ниспадающий в горном ущелье.

Комплекс «кристаллических» зданий корпорации «Самсунг» (Samsung) (рис. 2.4) включает ряд однотипных полностью остеклённых объектов призматической формы, имеющих развитый стилобат (нижний ярус высотой в 4-5 этажей). Основные стеклянные объёмы комплекса имеют призматические стеклянные выступающие части различного размера и пропорций, выходящие на кровлю либо примыкающие к стилобату. В яркий солнечный день здания комплекса визуально практически полностью растворяются в синем небе. Нарочитая простота стеклянных призматических объёмов - важный стилистический элемент воплощения образа всемирно известной корпорации.

Офисное здание корпорации «Джи-Эс» (GS) (рис. 2.3) имеет двухъярусную композицию. Нижняя часть основного объёма выполнена в виде остеклённого прямого параллелепипеда с чёткой вертикальной ритмической разбивкой

Рис. 1. Характерные объёмные решения и композиционные приемы художественно-пластической организации фасадов жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. Фото А.В. Коротича

Рис. 2. Характерные объёмные решения и композиционные приемы художественно-пластической организации фасадов жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. Фото А.В. Коротича

фасадов чередующими белыми выступающими рёбрами различной толщины. Завершается нижняя часть основного объёма контурным консольным ребристым козырьком в стиле «хай-тек». Верхняя же часть основного объёма выполнена в виде призмы, сложноусечённой в вершине и композиционно связанной с нижней частью продолжением толстых белых фасадных рёбер на два этажа.

3. Уникальные по пластике, сложные и изогнутые основные объёмы высотных зданий. Объектов, относящихся к данной группе, в градостроительной структуре Сеула пока немного. Среди них прежде всего необходимо отметить здание «Сам-сунг Чонно Тауэр» (Samsung Jongno Tower), выполненное по проекту архитектора Рафаэля Виньоли (рис. 4.1; 4.2). Общая сложносоставная композиция здания включает сильно расчленённый центральный основной объём, окружённый тремя многогранными лифтовыми шахтами, заключёнными в ребристую решётчатую структуру. Диагонально-раскосные и вертикальные рёбра структуры образуют одинаковые треугольные ячейки. Вершины трёх лифтовых шахт объединены автономным горизонтальным стеклянным призматическим объёмом лин-зовидного очертания, поднятым над центральным основным

Рис. 3. Характерные объёмные решения и композиционные приемы художественно-пластической организации фасадов жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. Фото А.В. Коротича

объёмом и имеющим отверстие посередине. Этот линзовидный объём также заключён в диагонально раскосную решётчатую структуру. Центральный основной объём с главного фасада (рис. 4.1) имеет двухъярусное членение по высоте - верхний ярус имеет плоский гладкий фасад, а нижний выполнен в виде выпуклого остеклённого цилиндрического отсека, фактурная фасадная поверхность которого образована системой выступающих горизонтальных солнцезащитных пластин из толстого стекла зелёного цвета. Венчает нижний цилиндрический ярус основного объёма консольный дугообразный ребристый козырёк из металла белого цвета с крупноразмерной раскосной треугольной решеткой. Данное здание является одним из наиболее впечатляющих высотных символов Сеула.

Одним из наиболее эффектных высотных зданий, возведённых в Сеуле в последние годы, является башня «Джи-Ти Тауэр» (GT Tower) архитектурного бюро «Архитектен Консорт» (Architekten Consort) (рис. 3.1). Здание имеет простой квадратный план, но очень сложную криволинейную/волнистую конфигурацию внешней стеклянной оболочки; причём все фасадные стороны основного объёма изогнуты индивидуально. В пределах каждой из фасадных сторон ниспадающие вертикальные волны не являются цилиндрическими, образуя неравномерно насыщенную асимметричную рельефную поверхность. Усиливают динамичность общей композиции, а также подчеркивают особенности волнистого рельефа оболочки выступающие металлические ребра, изогнутые в соответствии с геометрией остеклённой оболочки. Данное здание - яркая демонстрация корейских технологических возможностей строго индивидуального изготовления каждой фасадной детали оболочки.

Это же качество развитой корейской строительной индустрии воплощено в двух зданиях высотного комплекса (рис. 3.2), каждое из которых имеет сложную по геометрии индивидуальную криволинейную остеклённую оболочку, рельеф которой выявляют горизонтальные выступающие металлические ребра, изогнутые по фасаду. Оболочки фасада имеют на своей поверхности асимметричные вогнутые участки, расположенные встречно - от уровня кровли и уровня основания навстречу друг другу. Данные вогнутые участки, исчезающие

Рис. 4. Характерные объёмные решения и композиционные приемы художественно-пластической организации фасадов жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. Фото А.В. Коротича

к центральной зоне объёма, выполнены разнонаклонными и также имеют строго индивидуальную геометрию.

К уникальным высотным зданиям Сеула можно определённо отнести офис Центральной почтовой службы - «Пост Тауэр» (Post Tower) (рис. 4.4). Здание имеет зеркально симметричную композицию и включает два отдельно стоящих стеклянных призматических объёма, объединённых наружной рамно-решётчатой структурой из светлых металлических панелей, создающей образ расстёгнутой молнии. Центральные дугообразные участки рамной структуры, сходящиеся в уровне нижнего яруса, объединены четырьмя фасадными выступающими деталями («застежка»). Рамная структура имеет внутреннюю вертикально-ребристую разбивку и остекление. Нижний ярус здания по главному фасаду содержит огромный изогнутый стеклянный навес над входами.

4. Композиционно значимые элементы фасадов и фактура оболочек основных объёмов. Характерный элемент фасадов ряда сеульских «высоток» - угловые складки/вертикальные выемки основного объёма, которые могут решаться в различных композиционных вариантах (рис. 5). Очевидный композиционный смысл данного приёма - устранение монотонности простейшей призматической формы основного высотного объёма.

Следует отметить ещё один распространённый приём деталировки фасадов высотных зданий Сеула - размещение в верхней части основного объёма сквозных проёмов различного очертания (рис. 11.3; 11.4). Популярность использования этого приёма связана с национальными корейскими обычаями и верованиями. В корейской столице автору встретился и такой редкий приём пластической организации фасада здания, как выступающие изогнутые боковые дуги-рёбра, расположенные в торцевых плоскостях, с заполнением внутреннего пространства стеклянными панелями (рис. 6.2).

Наружные декоративные структурные элементы фасадов здания «Хёндэ Девелопмент Корпорэйшн» (Hyundai Development Corporation) (рис. 4.3) представляют собой асимметричную художественную композицию из основной кольцевой трубы (высота кольца - 3/4 высоты фасада),

внутри которой хаотично расположены яркие по цвету и активные по форме более мелкие детали.

Фактуры наружных фасадных оболочек сеульских высотных зданий очень разнообразны. Здесь можно отметить объект, несущие стены которого выполнены из монолитного бетона и имеют перфорированную структуру из круглых отверстий, расположенных в шахматном порядке (рис. 6.1). Особняком стоит здание со стеклянной стеной, имеющей посередине волнообразный вогнутый гофр (рис. 6.3). Также весьма необычным является здание, имеющее облицовку штучным кирпичом на всю высоту с фасадной фигурной кладкой (рис. 8.1; 8.2). Особую композиционную выразительность этому зданию придаёт контрастное цветофактурное взаимодействие с примыкающим гладким остеклённым объёмом. Весьма популярны «чешуйчатые» стеклянные фасады с иррегулярной фактурой (рис. 7.2), а также имеющие ритмично расположенные однотипные светопроёмы, наклонные к вертикальной плоскости фасада (рис. 7.3). Входят в моду «полосатые» фасады из композитных материалов (рис. 8.3).

5. Выделение художественно-пластическими средствами особо значимого в композиционном отношении нижнего

Рис. 5. Характерные объёмные решения и композиционные приемы художественно-пластической организации фасадов жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. Фото А.В. Коротича

1 ШШ1

WftWiM

шшмш

"iVi'i » г щл V Vi

Ш» Ч&ЯгЖ

Рис. 6. Характерные объёмные решения и композиционные приемы художественно-пластической организации фасадов жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. Фото А.В. Коротича

яруса здания. При анализе объёмных решений возведённых высотных архитектурных объектов Сеула складывается устойчивое впечатление, что архитекторы-проектировщики этих зданий основное внимание уделяют художественно-пластической выразительности облика четырёх-пяти нижних этажей основного объёма, а также входным группам и приобъектным символическим скульптурам, то есть тем деталям и фрагментам фасадов, которые попадают в зону активного и близкого визуального контакта. При этом большая по размерам вышележащая часть основного объёма, расположенная вне зоны непосредственного зрительного восприятия, решается весьма скромными композиционными средствами и лишена большей части привлекательных пластических элементов.

Так, особый композиционный статус нижнего яруса здания «Тонгён Билдинг» (Tongyeong Building) подчёркивает размещение в нём художественно выразительной гигантской витражной розетки из цветного стекла (рис. 9.2); при этом верхняя часть объёма этого высотного объекта представляет собой обыкновенную призматическую коробку, разлинованную вертикальными рядами светопроёмов.

Наиболее показательный пример - известное в Сеуле высотное жилое здание архитектурного бюро «Масс Студиес» (Mass Studies) «Бутик Монако» (Boutique Monaco) (рис. 7.1). Высотный объект имеет чёткое деление по высоте на два яруса. Нижний четырёхэтажный ярус оформлен выступающей из плоскости остекления эксклюзивной декоративной решёткой из монолитного бетона, имеющей живописный асимметрич-

щшш

Рис. 7. Характерные объёмные решения и композиционные приемы художественно-пластической организации фасадов жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. Фото А.В. Коротича

Рис. 8. Характерные объёмные решения и композиционные приемы художественно-пластической организации фасадов жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. Фото А.В. Коротича

1

ный рисунок из ячеек неправильной формы со сглаженными углами. Верхний же ярус представляет собой обыкновенный стеклянный параллелепипед с призматическими угловыми выемками и прямоугольными проёмами на фасаде.

Весьма необычен высотный объект, имеющий в нижнем ярусе основного объёма угловую призматическую выемку, обрамлённую с трёх сторон асимметричной решётчатой

структурой из пересекающихся разнонаклонных диагональных балок прямоугольного поперечного сечения, облицованных металлическими панелями (рис. 9.1). Этот решётчатый фрагмент служит главным привлекательным композиционным акцентом всего высотного здания.

Нижний ярус высотного здания может также решаться в «классическом» стиле с использованием рустованных

Рис. 9. Композиционные приемы художественно-пластической организации входных групп, нижнего яруса и фасадных скульптурных фрагментов жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. ФотоА.В. Коротича

Рис. 10. Композиционные приемы художественно-пластической организации входных групп, нижнего яруса и фасадных скульптурных фрагментов жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. Фото А.В. Коротича

Рис. 11. Композиционные приемы художественно-пластической организации входных групп, нижнего яруса и фасадных скульптурных фрагментов жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. Фото А.В. Коротича

каменных аркад, на которые установлены профилированные колонны (рис. 10.2). Используются и иные «классиче-ские» композиции оформления нижнего яруса, включающие каменные рустованные элементы фасада, а также портики, карнизы, балки, круглые колонны со стилизованными капителями и профилированные полукруглые завершения оконных проёмов (рис. 10.1).

Также очень популярно использование открытых наружных атриумов нижнего яруса, заглублённых под плоскости нависающих стен основного вышележащего объёма высотного здания; такие атриумы, как правило, отделены от пространства улицы решётчатым остеклённым ограждением (рис. 9.3; 9.4).

Разумеется, в зону активного непосредственного восприятия попадают такие важные элементы нижнего яруса высотных зданий, как входные группы. Так, например, весьма представительная входная группа здания «Гэнгнем Файненс Сентер» (Gangnam Finance Center) (рис. 11.1; 11.2) включает ряд проёмов, обрамлённых прямоугольными портальными арками из тёмного гранита, расположенными с заглублением относительно друг друга; при этом над отдельными входами расположены навесы в стиле «хай-тек» из металлических панелей, закреплённых на полированных стальных ребристых решётках, подвешенных к стене на трубчатых растяжках.

Иногда встречаются входы, содержащие элементы классической ордерной системы, обрамлённые полуколоннами

с профилированными портиками (рис. 10.3). Популярны входные группы со светопрозрачными покрытиями-навесами в виде сопряжённых цилиндрических сводов (рис. 10.5); также весьма часто навес в виде ребристой металлической решётки со светопрозрачным покрытием поднят на уровень третьего-четвертого этажей, композиционно отделяя нижний ярус по всему фасаду здания (рис. 10.4).

6. Приобъектная скульптура и элементы ландшафтного дизайна. Наиболее яркая черта современных сеульских небоскрёбов - наличие на приобъектной территории вблизи входной группы практически каждого имиджевого высотного здания уникального объекта-символа, имеющего вид скульптуры или элемента садово-паркового искусства (рис. 13). Гуляя среди имиджевых небоскрёбов сеульского района Гангнам ^апдпат), определённо ощущаешь себя на выставке скульптуры под открытым небом или в оранжерее садово-паркового дизайна. При этом сами сеульцы уже давно идентифицируют какие-либо здания с образом расположенной рядом скульптуры (в разговорах зачастую можно услышать такие выражения, как «здание с Медведем», «высотка с Драконом», «комплекс с Шарами», «дом с Венерой», «здание с Раковиной» и т.п.). Индивидуальные художественно выразительные скульптурные акценты, расположенные вблизи входных групп высотных зданий, во многом определяют эмоциональное восприятие последних как объектов пластического искусства.

Рис. 13. Декоративно-пластические детали и скульптурная символика как важнейшие композиционные составляющие художественного облика/образа жилых и общественных высотных зданий Сеула, Южная Корея. Фото А.В. Коротича

Таким образом, исследованием установлено, что в Сеуле образ приобъектной скульптуры и имидж собственно высотного здания тесно сплелись в сознании горожан в некое неразрывное, художественно цельное, единое понятие, что позволило образовать важную градостроительную систему взаимосвязанных образных ориентиров-символов. (Проведя свои научные исследования в различных странах и мегаполисах мира, автор может определённо констатировать: такое слитное единство наземной приобъектной скульптуры и объёма имиджевых высотных зданий и одновременно такое колоссальное разнообразие художественно-пластических решений приобъектных скульптурных и садово-парковых элементов наблюдается исключительно в Сеуле).

Многочисленные разновидности приобъектных уличных скульптур и элементов ландшафтного дизайна в Сеуле можно подразделить на несколько чётко выделяющихся групп: 1 - абстрактные геометрические композиции и формы (стеллы, шары, кубы на решётке, цветные спирали, арки, волны и др.); 2 - эзотерические и религиозные символы (пагоды, знаки «фэн-шуй», символические иероглифы и др.); 3 - скульптуры человека; 4 - скульптуры животных, в том числе мифических (медведи, саблезубые тигры, драконы, бабочки, раковины, лошади, быки, птицы, жабы, свиньи и др.); 5 - растительные композиции (карликовые сосны и цветы); 6 - наружные вентиляционные шахты.

В уличных приобъектных скульптурах эзотерическая образная символика выступает как важный элемент национальной художественной культуры и как качество региональной идентификации. Именно данное уникальное свойство сеульской высотной градостроительной среды, на наш взгляд, и является её главной отличительной региональной художественно-композиционной характеристикой, резко выделяющей её среди всех остальных национальных архитектурных школ и культурно-этнических направлений.

Заключение

В настоящей работе впервые определены характерные композиционно-художественные особенности и тенденции формирования региональной высотной архитектуры столицы Южной Кореи - Сеула. Оригинальными фотоснимками автора представлен ряд высотных объектов Сеула, которые ранее не анализировались в искусствоведческом аспекте и никогда не публиковались.

Очевидно, что сегодня возведение высотных зданий в южнокорейской столице - это не столько насущная необходимость получения дополнительных офисных и жилых площадей при дефиците пригодной для застройки земли, сколько амбициозное стремление повысить престиж главного города страны на мировой арене. В самой ближайшей перспективе город Сеул будет успешно конкурировать за негласный титул «восточной столицы небоскребов» с такими всемирно известными высотными мегаполисами Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, как Шанхай и Пекин, Токио и Сингапур, Гонконг и Гуанчжоу.

Литература

1.Ху-Хван Чо. Развитие высотного строительства в Южной Корее / Ху-Хван Чо, Кванг-Ранг Чанг // Жилищное строительство. - 2011. - № 11. - С. 5-9.

2. Маевская, М. Особенности корейской архитектуры / М. Маевская // Высотные здания. - 2011. - № 6. - С. 20 - 27.

3. Насонова, Н. Архипелаг для Сеула / Н. Насонова // Высотные здания. - 2011. - № 5. - С. 42-45, ил.

4. «Танцующие Драконы» Сеула // Высотные здания. -2012. - № 3. - С. 30-35.

5. 555 метров над городом // Высотные здания. - 20102011. - № 6. - С. 38-43.

6. BinderG. TaLL buildings of Asia and Australia / G. Binder. - Sydney: Images Pubilshing, 2001. - 224 p., il.

7. Best TaLL Buildings 2011: CTBUH International Award Winning Projects / Routledge Taylor & Francis Group, London & New York, 2011. - 211 p.

8. Best Tall Buildings 2012: CTBUH International Award Winning Projects / Routledge Taylor & Francis Group, London & New York, 2012. - 224 p.

Literatura

1. Hu-Hvan Cho. Razvitie vysotnogo stroitel'stva v Yuzhnoj Koree / Hu-Hvan Cho, Kvang-Rang Chang // Zhilishhnoe stroitel'stvo. - 2011. - № 11. - S. 5-9.

2. Maevskaya M. Osobennosti korejskoj arhitektury / M. Maevskaya // Vysotnye zdaniya. - 2010-2011. - № 6. - S. 20 - 27.

3. Nasonova N. Arhipelag dlya Seula / N. Nasonova // Vysotnye zdaniya. - 2011. - № 5. - S. 42-45, il.

4. «Tantsuyushhie Drakony» Seula // Vysotnye zdaniya. -2012. - № 3. - S. 30-35.

5. 555 metrov nad gorodom // Vysotnye zdaniya. - 20102011. - № 6. - S. 38-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.