Язык художественной литературы
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
УДК 808.1
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
А. С. Айткалиева, Е. И. Гуляева
Раскрываются роль и место художественной литературы в формировании нравственно-духовного начала на примере творчества великого казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева.
Ключевые слова: духовная деятельность человека, нравственность, внутренний мир человека, межчеловеческие отношения, художественная литература, высокие нравственные качества людей, духовно развитая личность.
Нравственно-духовное просвещение - это одна из главных и прекрасных сторон человеческой жизни, так как духовная деятельность человека должна иметь свою направленность, которая, в конечном счете, определяется нашей нравственностью, т.е. человеческими качествами.
Самое главное и важное заключается в том, что каждому человеку, прежде всего, необходимо иметь в своем сердце высокую человечность, потому что именно высокие нравственные качества могут дать духовности и верную направленность, и свет, и свободу, и широчайшую перспективу, и будущее. И, наоборот, безнравственность совершенно обесценивает и нейтрализует любую духовную деятельность человека, делая её бесполезной и ненужной. К сожалению, немало в жизни примеров, когда за стремлением некоторых людей к духовности, они в то же время забывают о необходимости совершенствования своих нравственных качеств, тем самым, нанося вред и себе, и обществу. Поэтому, говоря о человеке и о его нравственности, мы должны помнить, что человек - это не просто физическое тело, а то, что человека определяет, прежде всего, его внутренний мир - его разум, сознание, характер, совесть, душа. А нравственность как раз имеет способность как бы окрашивать внутренний мир человека в тот цвет, по которому можно судить о человечности человека.
7
Lingua mobilis № 7 (46), 2013
Например, всем известно, что добрых людей часто называют не иначе как «светлая душа», а казахи, например, издревле называли и называют открытых и добрых людей «ак кeцiлдi адам», «ашьщ адам», «ак ниетп адам» - «светлый человек» или - человек со светлыми намерениями.
Вот почему мы говорим, что высокая нравственность и человечность окрашивают внутренний мир человека - его характер, его ум, его душу, его совесть в светлые цвета, а безнравственность - в темные и черные краски. Как воспевает современный казахский поэт Мухтар Шаханов:
... Но красота - в сиянии души,
А внешнее сияние - бесплодно.
Что толку в блеске, если море мелководно,
Корабль застрянет на такой мели...
Вот такое именно сияние внутреннего мира человека, сияние его души и есть нравственность, которая освещает и самого человека, и его жизненный путь, и весь окружающий мир. А свет этот исходит от таких сторон нравственности, как доброжелательность, мудрое терпение, скромность, благородство, великодушие, уважение и любовь человека к другим людям и к окружающему миру.
Иными словами, нравственность - это самый главный показатель общей развитости человека, это показатель его гармонии и совершенства, это показатель его развитости и его ума, и его характера, и его совести. Нравственность - это составная и основополагающая часть духовности, это неотъемлемая часть полноценной духовной жизни. Уровень нравственного совершенства человека четко виден по его отношению прежде всего к другим людям, а также по его отношению ко всему окружающему миру [1. С. 15-16].
Нравственность является основным показателем и мерой межчеловеческих отношений, поэтому она в разной степени присутствует во всех без исключения сторонах человеческой деятельности: и в экономике, и в политике, и в науке, и в духовной сфере, и в образовании и т.д. Экономика может быть безнравственна, если она направлена не на благо человека и общества; политика безнравственна, если она направлена на дестабилизацию и разъединение человеческого общества; искусство может быть безнравственным, если оно не возвышает, а напротив разрушает и развращает личность и душу человека.
Проблему нравственности, безусловно, рассматривает и решает художественная литература, так как литература изначальна призва-
8
Язык художественной литературы
на отражать духовную сторону человеческой жизнедеятельности. Как проза, так и поэзия являются одним из значительных и неисчерпаемых источников нравственности, эти фонтаны человеческой духовности в каждом народе, в каждое время были главным источником живой воды человечности и человеколюбия [3. С. 61-62]. Сила писателей и поэтов состоит в том, что они ведут разговор с читателями не простым обыденным языком, а языком высоких чувств, способных размягчить наши твердые сердца и заполнить их светом и теплом.
Язык любви - язык без слов.
Глазами речь ведет любовь.
Тех, кто влюблён, не сбить с пути,
Хоть верь мне или прекословь... - писал великий Абай
Нетрудно заметить, что чем выше талант писателя или поэта, тем глубже он проникает в глубины человеческой нравственности, раскрывая её тайны, раскрывая перед людьми смысл человеческой жизни и истину об этом мире. Цель таких творцов всегда была ясна и проста, она заключалась в желании открыть глаза людей на их пороки и безнравственность, на их часто неправильную и порой недостойную жизнь. Многие мастера пера прошли и сейчас продолжают идти по этому нелегкому, но благородному творческому пути, неся свет и правду.
Один из таких мастеров пера, известный казахский поэт Абай Кунанбаев, несмотря на свое материальное благополучие, прожил очень тяжелую творческую жизнь, сложность которой заключалась в том, что великий поэт, имея огромный дар нравственного видения, дар народного пророка, прекрасно видел и больно переживал за процветающие в то время в народе безнравственные межчеловеческие отношения, которые, в свою очередь, мешали прогрессу и способствовали их благополучной жизни. В книге «Слова назидания» Абай пишет: «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, ленность, злодеяние... Противоядие от этих пороков - человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» [2. С. 22-24].
Здесь мы ясно осознаем, что Абай на первое место ставил прежде всего высокие нравственные качества людей - человеколюбие, доброту и справедливость, а лишь потом говорил о необходимости глубоких всесторонних знаний, прекрасно понимая, что злой чело-
9
Lingua mobilis № 7 (46), 2013
век свои знания употребляет на недобрые дела, заботясь только о своем благополучии. Абай мечтал видеть свой народ нравственно возрожденным и духовно развитым, живущим по законам высокой человечности, по законам доброжелательности, терпимости и взаимопонимания. Поэт-просветитель убеждал: «Разве станешь лучше, равняясь на мерзавца? Добру учатся у добрых людей» [2. С. 103] .
Живя в обществе, человек всегда и везде несет ответственность за свое поведение, поэтому он часто вынужден сдерживать себя и сдерживать некоторые свои негативные желания, исходящие из его характера, тем самым незаметно для себя совершенствуя свою личность. Желания человека должны быть сплетены в живую целостную систему, где несомненное предпочтение должно отдаваться нравственным ценностям. Абай писал: «Вам (Воле, Разуму и Сердцу) следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживётесь в одном человеке, то даже прахом с его ног можно исцелить незрячих. А не найдете согласия, я отдам предпочтение сердцу. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку» [2. С. 45-48].
Духовный переворот в казахском обществе начался от Абая Кунанбаева. Абай принес казахам новую систему мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Запада, принес в казахскую культуру духовное достижение арабов, персов, русских, немцев, поляков, венгров и англичан. Однако сам он стоит особняком, не примыкая ни к Востоку, ни к Западу. Мир Абая олицетворяет собой уникальный сплав этих двух культур.
Слова назидания написаны Абаем в последние годы его жизни как подведение итогов жизненного и творческого пути, как обобщение житейского опыта.
Термин «кара» (черный) в сочетании с термином «сез» (слово) чрезвычайно многозначен: это и обозначение прозы в отличие от рифмованной речи и текста, это и обозначение печали, и, наконец, обозначение, идущее от тюркской традиции, важного, значительного, первостепенного. «Кара сез» по жанру близки к тому, что в чингизовской традиции называлось «биликом», метким изречением, рассказом о жизненном примере, имеющим значение образца. По европейской традиции, это жанр «максим», «афоризмов», «бесед». Это и непосредственное обращение к читателю, и откровенный разговор - собеседование, это и философия жизни отдельного человека на фоне судеб народа. А по сути «Кара сез» - исповедь, чрезвычайно
10
Язык художественной литературы
ответственный жанр, ведь высказывание сокровенного перед лицом мира и прежде всего своей собственной совестью требует от писателя предельной честности и искренности. Жанр исповеди известен в мировой литературе со времен Марка Аврелия, Петра Абеляра, Блеза Паскаля и Жан-Жака Руссо. Но для тюркской литературы, и казахской в особенности в силу преимущественно эпического характера, - явление беспрецедентное. Это предельное «обнажение души», глубокие и порой горькие раздумья о бренности человеческой жизни и о судьбе родного народа.
Абай - гений, придавший новое содержание проблемам смысла жизни и труда. Он поучал, что лишь труд-кладезь всех богатств, только труд приносит удовольствие. Его афоризм «Сен де бiр шртш дуниеге кетЫн тап та бар калан» - «И ты словно кирпич в мире этом, найди свое место в нем» показывает новое содержание казахского бытия. Абай принес казахам новый идеал, в основе которого лежит труд: человек почетен знаниями и трудолюбием, а не материальным богатством.
Абай впервые в казахской степи поднял просвещение и знание на уровень жизненного кредо. Конечно, и до него казахи знали цену науке и образованию. Новаторство Абая состоит в том, что он знания показал как принцип. «Слова назидания» написаны более века назад, но их художественная, культурная, гуманистическая ценность остаются актуальными и интересными для современных читателей. Не случайно это выдающееся сочинение называют «труд души». Емкие, мудрые, лиричные, эмоциональные произведения Абая находят отклик в наших душах. «Акырын журш, анык бас» - «Путь долог, но уверен шаг». Путь к Абаю - это всегда восхождение, а сам он - это всегда продолжение. «Ецбегщ кетпес далага» - «Дела не могут быть напрасны», - писал поэт, и его Слова не разошлись с его делами.
Абай изучаем во всем мире. В центре г. Москвы великому казахскому поэту-просветителю, философу, переводчику Абаю Ку-нанбаеву установлен памятник, возле которого часто собираются москвичи. Читая наизусть стихи, цитируют слова-назидания, каждый из них в этих строках находит то, что близко его сердцу, его нравственному состоянию.
Основоположник казахской классической литературы, Абай стал духовным проводником своего народа, а созданные им произведения не потеряли своей актуальности и в современных условиях независимого развития Казахстана - суверенного государства, явля-
11
Lingua mobilis № 7 (46), 2013
ющегося примером межнационального, межэтнического и межконфессионального согласия.
Список литературы
1. Турсунов, Б. Нравственнодуховное просвещение. Алматы : Фараби-фонд, 2010. 338 с.
2. Кунанбаев, А. «Слова назидания» / пер. С. Санбаева. Алматы: Жалын, 2008. 160 с.
3. Кожахметова, К. Поликультурное образование в условиях многоэтнического Казахстана. Алматы, 2008. 132 с.
List of literature
1. Tursunov, B. Nravstvenno-duhovnoe prosveshhenie. Almaty : Farabi-fond, 2010. 338 s.
2. Kunanbaev, A. «Slova nazidanija» / per. S. Sanbaeva. Almaty: Zhalyn, 2008. 160 s.
3. Kozhahmetova, K. Polikul’tur-noe obrazovanie v uslovijah mnogojetnicheskogo Kazahstana. Almaty, 2008. 132 s.
12