Источники, использованные при анализе примеров:
Merriam-Webster Online Dictionary and Thesaurus [Electronic resource]. - Режим доступа: www.Merriam-Webster.com
Bowles P. Collected Stories, 1936-1976. - N-Y., 1979. Bowles P. The Delicate Prey and Other Stories. - N-Y., 1950.
The Advanced Learner's Dictionary of Current English by A. S. Hornby, E. V. Gatenby, H. Wakefield. - М., 1996.
И. Н. Неженец
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И РУССКИЙ КОСМИЗМ
В статье русский космизм концептуально конституируется в философской традиции. Семантический инвариант идей, развиваемый этой традицией, заключает в себе следующее положение. Человек признаётся космоургом, художником и творцом мира. Смыслом его творческого дела является усовершенствование и преображение жизни в художественном земном пространстве. Ключевые слова: теория и история культуры, идея, всеединство, творец, пространство, художественное дело, поэзия, София - премудрость Божия.
In the article Russian cosmism conceptually constituted in philosophical tradition. Semantic indication of ideas developed by this tradition implicates the following condition. A human being is considered to be The master, The artist , The Creator of the Universe. The sense of his creative activity is improvement and transfiguration of life in artistic terrestrial space. Keywords: theory and history of culture, idea, unity, the Creator of the Universe, space, art activity, poetry, God's wisdom.
Идеи космизма были популярны в русской культуре на рубеже XIX-ХХ века. В научном плане их развивали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. В искусстве эти идеи оказали влияние на творчество В. С. Соловьёва.
Соловьёвская эстетика складывалась в христианско-платоническом свете. Идеальное, традиционно-евангельское органично соединялось в ней с умозрительной мистикой таких мыслителей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант, Ф. Шеллинг. Конечной целью человеческой истории, а равно и истории мироздания объявлялось некое «положительное единство», или состояние, к которому приблизится мир, «преодолев» в себе косную вещественность, время, пространство и смерть как основу проявления взаимного отчуждения живых элементов.
Путь к такому всеединству лежит через преображение, или просветление, материи высшей, абсолютной идеей. «Воплощенная идея», «святая (просветленная) телесность» и есть идеальный образ всеединства, который предстает в органически личном виде. Это — «лицо-идея», «София, премудрость Божия», вечная женственность, действительно вместившая полноту добра в истины, а через них «нетленное сияние красоты», чьей одухотворенной плотью является мировое целое.
«Вещественное бытие может быть введено в нравственный порядок чрез свое просветление, одухотворение, то есть только в форме красоты». Эта мысль В. С. Соловьева близка к дарвинской об эволюции природного мира: если хаос - стихийная сущность земной красоты, то этапы его движения выступают как ряд художественных «возвышений бытия». В связи с этим мировой процесс рассматривается как абсолютное художественное дело, истоки которого скрыты в космосе, а продолжение перенесено в человеческое искусство.
Красота стекает на землю с небес в виде «покрывала», брошенного на хаос, на конечную «злую жизнь», не способную противостоять потоку времени. Посреднический долг поэта и заключается в том, чтобы, приобщившись к верховной идее, спасти земную красоту от разрушения, ввести ее в вечность. Для этого ему суждено совершить «три подвига»: оформить красотою косный материал (подвиг Пигмалиона), победить нравственное зло (подвиг Персея) и вывести красоту из круга смерти (подвиг Орфея). Словом, поэт — это вдохновенный творец, который черпает свои мотивы из бездомных глубин мироздания и увековечивает их в земной условно-образной форме; он служит нетленной, божественной красоте и через нее - божественной истине и добру, постигая тем самым триединое начало высшего животворящего духа (разум, волю, чувство).
Этическая эстетика Соловьева связана с пониманием смысла жизни и человеческой истории, извечно стремящейся к достижению нравственно-христианского идеала. Но следы высшего, абсолютного, по мысли автора, затеряны в самом человеке, в его образном слове, сохранившем подступы к миру неявленному.
Некоторые философские и политические идеи Соловьева нашли выражение в его поэтических опытах. Однако в литературных и читательских кругах его имя пользовалось небольшой популярностью. Оно редко упоминалось в обзорах современной поэзии, а в тех случаях, когда это имело место, неизменно подчеркивалась несамостоятельность мысли автора, ее явная ориентация на тональность Тютчева, Хомякова, Гейне. Критики улавливали в соловьевской лирике тяготение к туманной мистике и метафизике. Тем не менее, она выдержала несколько изданий. Седьмое издание вышло в свет уже при советской власти в 1921 году. А недавно, осенью 2008 года, было опубликовано новое издание стихотворений В. Соловьёва.
В поэзии Соловьева есть немало художественных достоинств. Они присущи прежде всего стихам о природе, преимущественно северной, к суровым скалам и озерам которой аскетически настроенная муза русского певца испытывала внутреннее влечение. Вот сочинения этого круга, написанные поэтом на берегу финского озера Сайма, где он ежегодно проводил свои летние месяцы: «Тебя полюбил я, красавица нежная...», «Вся ты закуталась шубкой пушистою...», «Шум далекий водопада...», «Колдун-камень», «По дороге в Упсалу» и др. Они изложены в традиционном символическом стиле, их стержневая идея неудержимо устремлена от мира сущего к запредельному.
Чаще всего стихотворение Соловьёва начиналось пейзажной зарисовкой, а затем неназойливо-осторожно покрывалось лёгкой дымкой символики. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту произведения «По дороге в Упсалу». Вначале здесь бегло описано зримое, выпукло увиденное как бы изнутри поэтического «я»: «Где ни взглянешь — всюду камни, только камни и сосна...». Собственно, внимание героя-автора больше сосредоточено не на внешних явлениях существующего мира, а на том, что обозначилось в глубине его лирического воображения. И внутреннее зрение тотчас «вывело» поэта к иным — духовным — «брегам бытия»: «в блеске северных сияний к царству духов виден вход». Неземное ясно высветилось на земле; конкретные предметы и явления, которые прежде выступали в качестве пластических мелочей пейзажа, неожиданно предстали «в блеске» символических «сияний».
Другой ход сюжетной символики намечен в стихотворении «Если воздух прозрачный.». Тут элементы «чистой» идеальности перенесены на житейско-бытовое и все реалии лирического действия подобраны в каком-то пасторально-пастушеском свете: детский крик, бубенчики стада; звуки, «звучащие» тишиной; безмолвная отрада; нетающий снег. И всё это овеяно душевной истомой поэта, его чарующей негой, нахлынувшей откуда-то извне, из неявленных далей. Не случайно, по-види-
мому, текст названного произведения кажется недосказанным; за его последней строкой, резко обрывающей повествование, угадывается какая-то неясная, тревожно манящая перспектива: «Злая память и скорбь - всё куда-то ушло, всё расплылось в чарующей неге.».
Конечно, Соловьёву, как и другим поэтам его направления, представлялось делом нелёгким показать «иное» бытие в наглядно-зримом плане. Тут плохо удавалось самое главное - рассмотреть сколько-нибудь ясные черты этого мира, и тогда художник отдавался естественным влечениям своего пылкого сердца. Он спускался с заоблачных высот на землю и начинал ощущать себя уже не платоновской идеей, но живым человеком, сыном Вселенной; автор радостно восклицал: «Владычица-Земля! Твоя красота нетленна, и светлый богатырь бессмертен и могуч!» Мечтательность как неотъемлемое свойство лирики озарялось у Соловьёва его неустанным стремлением к истине и добру, возвышенными исканиями гармонии жизни.
Умение автора вести свою мысль по пограничной полосе действительного и переосмысленного нередко приводило даже искушенную критику к неточным толкованиям поэтических текстов Соловьева. Вот один из курьезов подобного рода. В свое время «Ветер с западной страны...» был отнесен к загадочным стихам на политическую тему. Ошибка такой интерпретации заключалась в том, что реалии лирического сюжета (ветер, лес, небо) были восприняты в свете отвлеченной символики, скрывающей якобы недобрые отношения между Россией и Европой. А между тем содержание природной образности здесь глубже, более философское; оно основано на картинном изображении тайн человеческого бытия и человеческой психики. Образ ветра, дующего с западной, то есть кладбищенской, стороны-страны (а в русской деревне кладбище, погост, по традиции, устраивалось на западной окраине), навеял поэту мысли о трагизме земной жизни и вместе с тем о её духовной нетленности.
Вл. Соловьев считал себя тонким политиком, что нашло отражение в его стихах. Некоторые из них получили громкую известность. Особенно звучным оказалось стихотворение «Ex oriente lux», давшее основание критике для сравнения его автора с А. Хомяковым, певцом «России». Заключительные строки соловьевского сочинения исполнены судьбоносной символики, не утратившей своего изначального смысла и в наши дни:
О Русь! В предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята. Каким же хочешь быть Востоком -Востоком Ксеркса иль Христа?
«Двумирный» строй стиха, ставший нервом философической поэтики Соловьева, основан на естественном желании человека вырваться из-под власти «вещественного» и «временного» бытия. На этой почве и возникло отношение поэта к слову как к знаку или намеку на тайну. «Всякое познание, - писал он, - держится непознаваемым, всякие слова относятся к несказанному... » Данное положение было закреплено в произведениях, где в символико-аллегорической форме переданы глубинные переживания космического «всеединства», мотивами пейзажной лирики, знаменующими борьбу света и тьмы, умиротворение красотой стихийно-хаотического в жизни, и, безусловно, стихами «софийного» цикла, посвященными мистической возлюбленной — «Подруге Вечной» («Под чуждой властью знойной вьюги...», «Око вечности»). Новое поколение поэтов горячо восприняло идеи Вл. Соловьева о «вечной женственности» («Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока),
его представление о «мировой душе» (сборник А. Белого «Золото в лазури»), его учение о пророческой миссии художника («Прозрачность» и «Эрос» Вяч. Иванова); «порубежные» катастрофические предчувствия писателя нашли отзыв в лирике В. Брюсова, 3. Гиппиус, Д. Мережковского.
В.С. Соловьёв полагал, что каждое высокохудожественное произведение приотворяет двери в Вечность. Изучение, основанное на показаниях внешних чувств, даёт лишь приблизительное знание о жизни, в то время как поэт, наделённый божественной интуицией, проникает в сердцевину мировых явлений. Его произведения запечатлевают мгновения, охватываемые прозренческим вдохновением певца; но рождаются они лишь тогда, когда автор пытается уяснить свои тёмные тайные чувствования и порывается выйти за пределы познаваемого, чтобы зачерпнуть оттуда хоть каплю «стихии чуждой».
Русский космизм в творчестве В. С. Соловьёва опирался на определённый круг его жизненных и философских идей, становился наукой о вечности.
Примечания
1. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. - М., 1999.
2. Мареев С. Н. История философии / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. - М., 2003.
3. Соловьёв В. С. Красота в природе / В. С. Соловьёв // Сочинения. - М., 1990.
4. Соловьёв В. С. Общий смысл искусства / В. С. Соловьёв // Сочинения. - М., 1990
5. Соловьёв В. С. Стихотворения / В. С. Соловьёв. - М., 2008.
М. Г. Макиенко
СПЕЦИФИКА ВРЕМЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ИСТОРИЧЕСКОМ ЖАНРЕ КИНО
Специфика исторического жанра заключается не только в установке на художественную реконструкцию прошлого, но и в разнообразии приемов эстетизации атмосферы той или иной эпохи, в моделировании средствами кино масштабных типов героев-эталонов. На содержательно-стилистические параметры жанра исторического фильма влияют и социально-эстетические процессы и идеологическая доминанта социума. Социально-эстетический и информационно-познавательный потенциал нового вида киноискусства раскрывался в различных жанрах кино, включая и исторический. Ключевые слова: теория и история культуры, исторический жанр, кинематограф, исторический фильм, киноискусство, кинематографическое пространство, экранное искусство.
Specificity of a historical genre consists not only in installation on art reconstruction of the past, but also in a variety receptions of estetization atmosphere of this or that epoch, in modeling scale types of heroes-standards by means of cinema. Social-aesthetic processes and ideological dominant of society influence on substantial-stylistic parameters of a genre in historical film. The social-aesthetic and curious-informative potential of a new kind of motion picture arts revealed in various genres of cinema, including historical. Keywords: historical genre, cinema, historical film, motion picture arts, cinema space, screen art.
В мультикультурном пространстве ХХ века, отмеченного многими грандиозными событиями политического, социального, научного и художественного характера, молодому искусству кино принадлежит, как известно, важное место. За свой