3-2006
БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
УДК 611:8
П. Веронезе. Автопортрет
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ XVI ВЕКА
(к истории открытия кровообращения)
Е.А. Гуляева, Н.И. Гончаров
Кафедра истории и культурологии, кафедра анатомии человека ВолГМУ
Создание предпосылок, которые способствовали окончательному открытию кровообращения, потребовало взаимодействия многих факторов. Для Европы XVI века наиболее характерно было постепенное освобождение медицины из-под влияния церкви, непрерывное подтачивание ранее установленных догм Галена и Аристотеля, возобновление анатомических исследований и, наконец, что особенно важно, одновременно достигнутые успехи в области естественных наук, техники, социально-экономической организации и в других сферах.
И как бы подтверждением того, что накопленные человечеством знания и опыт достигли уровня, позволившего наконец доказать существование малого круга кровообращения, служит открытие Реальдо Коломбо (1516-1559), который независимо от Мигеля Сервета (1511-1553), пришел к аналогичным выводам.
В своей книге "De re anatómica libri XV", Венеция, 1559, которая хранится в фондах библиотеки Волгоградского государственного медицинского университета, есть много и других анатомических фактов, которые впервые описаны этим выдающимся ученым.
К примеру, внимательно рассматривая четыре крупных сердечных сосуда, Коломбо отметил, что два из них по своему строению предназначены для притока крови в сердце, а два других - для оттока ее от сердца. Связав движение крови с сокращениями сердца, он пришел к выводу, что кровь поступает в сердце при диастоле и выталкивается в момент систолы. В своем сочинении "Об анатомии..." Коломбо смело объявил галеновское учение о сердечном кровообращении "абсолютно неправильным" и доказал, что кровь из правой половины сердца в левую попадает не через отверстия в межжелудочковой перегородке, а по легочным сосудам через легкие. Сюжет фронтисписа книги представляет публичное вскрытие. Более подробно о заслугах Коломбо сказано ранее [3].
Художественное оформление научного трактата "De re anatómica" принадлежит известному итальянскому художнику Паоло Кальяри (Paolo Veronese, Paolo Cagliarti; 1528, Верона - 1588, Венеция), прозванный Веронезе по месту своего рождения в городе Вероне.
Достаточно полно и разносторонне творчество П. Веронезе и его школы представлено в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина [1].
Фронтиспис сочинения Р. Коломбо "Об анатомии в 15 книгах". Венеция, 1559. Книга из фонда библиотеки ВолГМУ. Художник-оформитель Паоло Веронезе - один из виднейших венецианских живописцев XVI века
БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
3-2006
ИЗ СОБРАНИЯ КАРТИН ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ И ЕГО ШКОЛЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА (Москва)
ВЕРОНЕЗЕ и мастерская
Воскресение Христа*
Около 1580 Холст, масло 97x140
Другие варианты композиции в церкви Сан Франческо делла Винья, Венеция и в Картинной галерее, Дрезден. 1774-1783 приобретена для Императорских собраний, находилась в Гатчинском дворце, затем в Эрмитаже; с 1928 в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ).
Сюжет: Евангелие - Матф. 28:5-7; Мк. 16:6; Лук. 24:6; Иоан. 20:9
* В настоящее время экспонируется в шестом зале Музея.
ВЕРОНЕЗЕ, копия XVII века Поклонение пастухов
Холст, масло. 90,3x86,7
Повторение фигурной группы и фрагмента пейзажного фона из композиции Веронезе, исполненной в 1570-е для церкви Деи Крочифери в Венеции (с 1786 - в церкви Санти Джованни э Паоло в Венеции, Капелла дель Розарио). Сюжет: Евангелие - Лук. 2:15-20.
ВЕРОНЕЗЕ, мастерская
Отдых святого семейства на пути в Египет
Холст, масло. 74,5x63 Близкий вариант в собр. Борлетти, Милан. Входила в серию картин Веронезе, находившихся в Палаццо Питти во Флоренции. Приобретена Екатериной II для Эрмитажа; с 1924 в ГМИИ. Сюжет: Евангелие - Матф. 2:13-15.
БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
| 3-2006
Насколько возможно в формате настоящей статьи, авторы приводят, прежде всего, иллюстративные сведения о творчестве знаменитого итальянца из этого Музея.
Анализируя связь науки и искусства, рассматривая вклад художников в развитие медицинских знаний, мы вновь и вновь обращаемся к эпохе Возрождения. Эпоха Возрождения была временем переориентации человека, да и всей европейской культуры в целом, которое по праву можно назвать "культурным переворотом". Ей характерны обращение к античному наследию, высокий уровень достижения в науке, искусстве, технике, литературе, связь человека и природы, ярко выраженный индивидуализм творческой личности [5].
Памятники культуры Возрождения свидетельствуют об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются жадным интересом к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако ведущую роль играет не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется живому чуду. Он стремится поведать правду жизни, раскрыть многообразие человеческих чувств и характеров. В искусстве особую ценность приобретает острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, которые находят практическое применение [1, 2, 4].
Связь искусства и науки составляет одну из особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опи-
раться на точные знания. Естественно, что художники эпохи Возрождения искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Одним из таких художников и был Паоло Веронезе. И пусть его имя как бы находится в "тени" титанов Возрождения и зачастую неизвестно нашим современникам, однако этот художник внес заметный вклад в развитие анатомии, уже хотя бы потому, что работал в содружестве с выдающимся анатомом своего времени - Р. Коломбо и помог донести до нас мысли и дела своего современника.
Паоло Веронезе был ярким представителем эпохи Возрождения, который соединял в своем творчестве высокие идеалы гуманизма, выступал активным носителем нового рационального восприятия человека и окружающего мира, провозглашающем право на свободу научного исследования, о чем свидетельствует его творчество.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова И.А. Картинная галерея государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В кн. "Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина" / Под ред. И.Е. Даниловой. - М., 1995. - 780 с.
2. Воробьев А.А., Петрова И.А. Хирургия в изобразительном искусстве. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. -352 с.
3. Гончаров Н.И. Зримые фрагменты истории анатомии: научное издание / Под ред. проф. И.А. Петровой. -Волгоград: Издатель, 2005. - 312 с.
4. Гуляева Е.А. Развитие медицинской культуры древней Руси: автореф. дис. историч. наук. - Волгоград, 2006. -25 с.
5. Никитюк О.Д. Художественные музеи Венеции. - М.: Искусство, 1978. - 184 с.
© Е.А. Гуляева, Н.И. Гончаров, 2006