behavior; today's volunteer movement in general and youth's volunteer movement in particular develop abroad as socially and politically approved idea of the youth's participation in local community's life, the idea of the youth's public service.
References
1. Bell D. Gijadushhee postindustrial'noe ob-shhestvo [The Coming of Post-Industrial Society]. Moscow, 1973. 284 p. [In Russ.].
2. Toffler A. Futuroshok, ili shok pered budushhim [Future Shock]. Moscow, 1973. 284 p. [In Russ.].
3. Osbovy sovremennogo social'nogo upravlenija: teorija i metodologija [Basics of Today's Social Management: Theory and Methodology]. Moscow, 2000. 271 p. [In Russ.].
4. Kratkij slovar'po sociologii [Shorter Dictionary On Sociology]. Moscow, 1989. 479 p. Fr. the cont.: Social'nyj problemy molodjozhi [Youth's Social Problems]. Pp. 164-166; Sociologija molodjozhi [Sociology of Youth]. Pp. 353-354. [In Russ.].
5. Erasov B. S. Social'naya kul'turologiya [Social Cultural Studies]. Moscow, 1994. Pt. 2. 240 p. [In Russ.].
6. Olenina G. V., Kharina A. S. Formirovanie cennostej patriotizma i grazhdanstvennosti molodyozhi v deyatel'nosti rossijskih i zarubezhnyh dvizhenij [The Youth's Patriotic and Civic Conscience Values Forming in Russian and Abroad Movements] // Uchyonye zapiski (Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury) [Scientific Notes (Altai State Academy of Culture and Arts)]. 2017. No. 2. Pp. 80-83. [In Russ.].
7. Sovremennaya zapadnaya sociologiya [Modern Western Sociology]. Moscow, 1990. 432 p. [In Russ.].
8. Vospitanie molodyozhi: zayavlenie na zare XXI veka. Nacional'naya molodyozhnaya politika: tochka zreniya molodyozhnyh organizacij vneformal'nogo vospitaniya [The Upbringing of the Youth: Message at The Beginning of the 21st century. The State Youth Policy: The Youth Non-Formal Education Organizations'
Point of View]. URL: https://www.youthworker.by/ images/_library/mezhdunarodnyj_dokument_po_vos-pitaniyu.pdf (31.03.2016). [In Russ.].
9. Slovar'-spravochnik po social'noj rabote [Dictionary and Guide On Social Work]. Moscow, 2002. 424 p. Fr. the Cont.: Social'noe gosudarstvo [Social State]. Pp. 62-65. [In Russ.].
10. Politilogia [Political Science]. Moscow, 2003. 176 p. [In Russ.].
11. Grazhdanskoe obshchestvo: istoki i sovremen-nost' [Civic Society: Origins and Modernity]. Saint Petersburg, 2003. 256 p. [In Russ.].
12. Ilyn M. V.Slova i smysly. Opyt opisaniya klyuchevyh politicheskih ponyatij [Words and Essences. The Experience of Key Political Concepts Portraying]. Moscow, 1997. 432 p. [In Russ.].
13. Cohen J. L. Grazhdanskoe obshchestvo i politicheskaya teoriya [Civic Society and Political Theory]. Moscow, 2003. 784 p. [In Russ.].
14. Reznik Yu. M. Grazhdanskoe obshchestvo kak fenomen chelovecheskoj civilizacii [Civic Society as The Phenomenon of The Human Civilization]. Moscow, 1993. Pt. 1. 167 p. [In Russ.].
15. Kornilovich V. A. Social'nyj mekhanizm vospi-taniya v usloviyah transformacii rossijskogo obshchest-va (tekhnologiya «Impul's») [Social Mechanism of Upbringing in Changing Russian Society ("Impulse" Technology)]. Barnaul, 2002. 149 p. [In Russ.].
16. Ochman M. Kak rabotat' s volontyorami [How to Lead the Volunteers]. Almaty, 1999. 68 p. [In Russ.].
17. Pal'ceva O. P. Social'no-kul'turnaya rabota za rubezhom [Social and Cultural Activity Abroad]. Tambov, 2007. 320 p. [In Russ.].
18. Olenina G. V. Social'no-kul'turnoe proektiro-vanie i prodvizhenie grazhdanskih iniciativ mo-lodyozhi: istoriya, teoriya, metodologiya, praktika [Social and Cultural Projection and The Youth's Civic Initiatives Promoting: History, Theory, Methodology, Practice]. Barnaul, 2012. 311 p. [In Russ.].
УДК 377.5+7.05:[377+378]
DOI: 10.32340/2541-772Х-2018-1-57-62
Н. В. Серёгин, доктор педагогических наук, профессор Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация. В статье обоснована психолого-дидактическая парадигма оптимальной организации художественного образования. Выявлены инновационные технологии, построенные на полидисциплинарной основе, имеющие личностно-ценностную направленность проектирования нового типа развивающих художественно-образовательных сред, требующие усовершенствованных средств, методов обучения и учебных пособий нового поколения. Психодидактическая система художественной деятельности углубляет развитие конкретных областей психики в образовательном процессе и закрепляет их чувственной сферой. Рассматриваются современные подходы к построению образовательно-воспитательного процесса, ориентирующиеся на необходимость интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения, целенаправленное формирование критического и творческого мышления.
Ключевые слова: психодидактика художественной деятельности, диагностика художественно-образовательной среды, развивающие и адаптационные возможности художественной деятельности.
Современная парадигма образования ориентируется на необходимость интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения, целенаправленное формирование критического и творческого мышления. Такая векторная направленность требует воспитывать информационную компетентность обучающихся, формировать способности быстрой социальной адаптации в изменяющемся мире. Деятельность в различных областях искусства обладает мощными психолого-педагогическими факторами. Общеизвестны развивающие и адаптационные возможности художественной деятельности. Она обладает широким интегративным потенциалом, поскольку включает в себя реализацию основных целей образования. В то же время такая самодостаточность художественной деятельности в случае неуправляемости способствует формированию клипового мышления, поскольку у нас нет высококачественной, обоснованной и, главное, интересной и увлекательной программы общехудожественного развития. Для оптимальной организации художественного образования необходимо разрабатывать и внедрять инновационные педагогические технологии, построенные на полидисциплинарной основе, имеющие личностно-ценностную направленность проектирования нового типа развивающих образовательных сред, требующие усовершенствованных средств и методов обучения и учебных пособий нового поколения.
При реализации психолого-дидактической парадигмы в художественном творчестве тесная взаимосвязь педагогики и психологии обогащается развивающими возможностями творчества в искусстве. Психодидактическая система художественной деятельности углубляет развитие конкретных областей психики в образовательном процессе и закрепляет их чувственной сферой. Ощущения художественных достижений во взаимодействии с психологией и дидактикой ещё глубже обосновывают достижимость основных идей развивающего образования. В свою очередь психодидактика художественного творчества меняет векторы построения образовательно-воспитательного процесса, оснащенного сущностным содержанием искусства. Взаимоотношения между психологией и дидактикой, между психодидактикой и художественным творчеством выявляют глубинные свойства личности в процессе освоения искусства. При построении учебно-воспитательного процесса в области искусства и культуры происходит опора на развивающий потенциал художественного творчества. Художественное образование строится на профессиональном знании и целенаправленном использовании психологических закономерностей развития человека в условиях творчества и искусства.
К примеру, доказывая действительное существование музыкально-исполнительского творчества С. М. Майкапар констатирует: «Дело в том, что
художественно-творческое воплощение элементов внутреннего содержания музыки сопровождается и обусловливается наличием в этом воплощении жизненного, часто не укладывающегося в рамки точных математических пропорций длительности звуков и пауз, творческого ритма, богатства не только элементарных основных динамических оттенков, но и главным образом наличием трудно поддающихся учету и анализу динамических полутеней и тончайших переходов из одного оттенка в другой, участием художественной фразировки и художественного оформления архитектоники целого, а также и наличием элемента психической окраски звуков. Отсутствие всех этих ресурсов у механического метода воспроизведения и является причиной недоступности для механического метода воплощения внутреннего содержания музыки» [1]. Действенность художественно-исполнительского творчества для развития ребенка, учащегося, студента на сегодняшний день неоспорима.
При этом важна точка рассмотрения проблем психодидактики художественной деятельности. Д. Дьюи, исследовавший инновационные парадигмы в вопросах образования, рассматривал ребенка как «центр педагогической вселенной» [2], как основную ценность в педагогике и в психологии. Психодидактическая парадигма уточняет взгляды Д. Дьюи с позиций развивающего образования. Интересы ребенка, обучающегося человека, его потребности, закономерности его развития, объективные принципы профессионального становления личности встают на первый план. При этом, в фокусе инноватики оказываются продуктивные образовательные системы.
Тем более взгляд на «центр педагогической вселенной» усугубляется при формировании профессиональной психодидактики в среднеспециальных и высших учебных заведениях культуры и искусств. Здесь формирование позиции психодидактики художественной деятельности преодолевает разрыв между педагогикой, психологией и художественной деятельностью. Дидактические методы используются обычно в качестве локомотива развивающего инновационного образования. Дидактика позволяет поступательно выстроить динамику наполнения духовного и физического развития обучающегося с учетом возрастных возможностей, способностей и потребностей художественно-исполнительской деятельности. К ним добавляются особые художественно-педагогические и психодидактические методы, развивающие индивидуальные способности обучающегося в искусстве, раскрывающие потенциальные интересы и склонности, направленные на творческую самореализацию в процессе профессионального становления исполнителя. Художественное образование выстраивается по результатам диагностики обучающегося и на психологических закономерностях развития, психологической природе индивидуальных
различий, закономерностях организации типов ведущей художественной деятельности как основы развития личности в образовательной и художественно-исполнительской деятельности.
При этом диагностируется и соответствие технологических решений. Они учитываются в каждом элементе обучения, востребованного непрерывным образованием. Такая диагностика предусматривает формирование инициативы ученика в процессе художественно-образовательной деятельности: обучение и воспитание строится по индивидуальным планам работы, основывающимся на режимах художественно-исполнительской и образовательно-воспитательной деятельности, учитывающих опыт построения исполнительского процесса предшествующих поколений. Ученик вовлекается в сознательное становление себя, как субъекта художественно-творческой исполнительской. В результате, дальнейшие диагностические срезы позволяют констатировать повышение уровня самостоятельности и мотивированности в образовании. Развивающееся самосознание формирует способность ученика самостоятельно строить исполнительских процесс, оттачивать ощущения исполнительского аппарата, проверять себя в художественно-творческом процессе. Растущее самосознание порождает новую роль художника, который востребует инновационную позицию и роль преподавателя. Востребует новые взаимодействия в системе отношений «музыкант-преподаватель - музыкант-ученик - учебная информация - музыкально-исполнительская деятельность» [3, 4].
Проведённые исследования доказывают и объясняют, почему дети, подростки, даже юноши и девушки, вовлеченные в художественную деятельность, быстрее перенимают мастерство преподавателя. Для художественно-образовательного процесса, где осваивается деятельность в искусстве, роль педагога-исследователя, проводника и посредника весьма велика. Здесь сочетаются все своеобразия знаний, умений и владений физическим и духовным потенциалом личности, которые проявляются в культуре, накопленной предыдущими поколениями и которые оцениваются с позиций определенных традиций, функционирующих в конкретном социально-культурном и временном срезе. Формирующиеся, художественно одарённые личности не имеют духовного и физического потенциала для притязательности. Часто желаемое принимается ими за действительное, они увлекаются кажущимся. Художественно-образовательная деятельность, выстроенная на основе законов психодидактики, способствует объективному построению процесса становления личности.
С позиций возрастной психологии и дидактических принципов в построении художественно-образовательного процесса важны как плавность перехода одного типа ведущей деятельности в другой, так и их взаимное сочетание, которое обеспечивает взаимозависимость и взаимопроникновение. Переход с одного типа ведущей деятельности к другому не
может происходить строго по времени и одновременно у всех обучающихся. Здесь также важна диагностика, определяющая параметры познавательной, эмоциональной и личностной активности каждого ученика. Результаты диагностики позволяют оценить осознанность и произвольность действий обучающегося.
Как правило, дидактически грамотно сформулированная задача музыканта, хореографа, дирижёра, вокалиста, дизайнера содержит минимум достаточных сведений для её решения. Дидактика любой предметной области провела типологию решения задач по всем темам курса. Художественно-исполнительская деятельность представляет собой постоянно возобновляющийся процесс адаптации дидактически выверенных данных процесса овладения соответствующим инструментарием и художественной информацией. Ученику достаточно использовать данные и выбрать необходимый тип решения. Здесь требуется конкретизация художественно-исполнительской задачи! И сделать это весьма не просто.
Психодидактика всегда вносит в задачу многовариантность, необходимость отбора информации, достаточной для решения, проверки её достоверности в художественно-исполнительской деятельности. Здесь важен историко-культурный контекст, размышления над условием создания произведения, его отражением в действительности. В процессе анализа возникают новые образы, технические средства, которые в свою очередь влекут возможные изменения содержания, уточняют излишние, либо недостающие данные, возможные ошибки, интерпретационные наслоения и т. д. Для художественно-исполнительской деятельности здесь возникает дополнительная проблема - формулировка вопроса! Исходя из этого, учителю и ученику с первых минут знакомства с художественно-исполнительской задачей необходимо основательно подумать над ее постановкой, формулировкой! Развитие мышления становится здесь приоритетным.
Художественная составляющая педагогического процесса не допускает стандартной типологии задач и решений, которые мало интересуют учащегося. Они малоприемлемы в художественно-исполнительской деятельности (любой штамп противен искусству). Как в любом искусстве здесь велик интерес к различным способам целеполагания и решения - многовариантности! Хотя обучающемуся часто не хватает времени дойти до большинства из них. Здесь уместна роль учителя с настойчивыми вопросами, требующими поиска в художественно-исполнительской дидактике.
Взросление исполнителя ставит перед ним новые задачи. Быстрое развитие художественно-исполнительского искусства формирует новые исполнительские решения. Однако научные изыскания в области искусства не успевают за практикой и не конкретизируют соответствующие многочисленные
знания, которые приобретают статус информации. Многоаспектность информации в художественно-исполнительском искусстве приводит к тому, что знания добываются самими исполнителями, часто интуитивно, путем проб и ошибок. В отдельных случаях идет поиск нужной информации по различным источникам, проводится их сравнение. В результате у ученика формируется собственное мнение по изучаемой проблеме, требующее подтверждения в авторитетном источнике информации. Если учитель - авторитетный источник нужной информации, то требуется согласование с ним, консультация. Если учитель не воспринимается как авторитетный источник, то ученик проводит самостоятельные исследования изучаемой проблемы, в ходе которых происходят преобразования знания в информацию и достоверной информации в знания.
В культурно-историческом развитии цивилизации мы непременно сталкиваемся с изменением целей обучения, меняются со временем и принципы дидактики. Такие изменения вполне обоснованы, так как дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себя достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием.
Однако понятие «дидактика», просуществовавшее ряд веков, своей основной сути, научного смысла не изменило. Дидактика была и осталась разделом педагогики, излагающим теорию образования и обучения. Дидактика вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования владений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, совершенствует воспитывающее влияние учебного процесса на обучающихся.
Психодидактику, новую научную область знания, исследователи рассматривают как один из вариантов полидисциплинарного комплексного подхода к обеспечению успешности современного образования [5]. Она, как нельзя, кстати, оказывается связующим звеном между изменяющимися целями обучения и принципами дидактики, с одной стороны, и стабильно развивающимися художественным искусством и дидактикой - с другой. Исполнительские особенности художественного искусства на сегодняшнем этапе своего развития требуют психодидактических усовершенствований.
Полидисциплинарный подход в психодидактике представлен интеграцией двух научных областей, психологии и педагогики, а конкретнее - интеграцией психологии, дидактики, предметной методики и практики образования. Психодидактика художественной деятельности имеет свою специфическую предметную особенность. Наряду с художественно-исполнительской спецификой она учитывает возрастные особенности, дифференцируя их по периодам обучения, ориентируется на типы ведущей деятельности в данные периоды, т.е. сенситивные периоды (от латинского sensus - чувство, ощущение) -
периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Психодидактика художественной деятельности ориентируется на психические новообразования, которые формируются в период активного использования ведущей художественно-
исполнительской деятельности. Ориентируется на условия и возможности эффективного развития способностей, находящихся в зоне актуального и ближайшего развития, на формирование субъектности, как необходимого личностного атрибута. С возрастом могут изменяться типы и содержание ведущей художественно-исполнительской деятельности. При этом самообразовательная деятельность сохраняет свое значение и только меняет свои акценты. Психические новообразования формируются от развития природной любознательности и активного воображения до становления нравственных идеалов и профессиональных художественно-исполнительских принципов. Наивная креативность развивается до зрелой, культурной креативности и т. д.
Психодидактика на основе психологических теорий раскрывает теоретические, технологические и методические основы развивающего образования, включающего в себя процессы обучения, воспитания, социализации.
Научно-методическая и учебно-дидактическая продукция, выходящая по итогам научных исследований, является качественно новой по структуре, содержанию и направленности на ученика, как активного субъекта познавательной деятельности и личностного становления.
Психодидактический подход в сфере художественной деятельности возник именно в связи с использованием его основных параметров в процессе проектирования индивидуальной исполнительской деятельности обучающихся различным видам искусства. Психодидактика художественной деятельности опирается на диагностику конкретных показателей образовательных, культурных и психофизиологических особенностей, интересов, склонностей и жизненных планов. В процессе формирования психолого-педагогического направления образовательного процесса в сфере художественной деятельности прослеживаются и развиваются необходимые для исполнителя способности. Они основываются на задатках, развиваются в процессе и под влиянием конкретной художественной деятельности, которая требует от человека определенных исполнительских способностей. Художественно-исполнительские способности не могут развиваться вне деятельности. Ни один человек, какими бы художественно-исполнительскими задатками он ни обладал, не может стать талантливым, не занимаясь много и упорно соответствующей художественной деятельностью. К тому же художественные задатки многозначны. Они состоят из множества общих, напрямую не относящихся к художественному творчеству элементов. На основе одних и
тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания [5].
В психологическом отношении развивающее художественное образование обеспечивает становление и у ученика, и у педагога субъектного развития в специфической системе «ученик(и)-учитель». Важным условием здесь становится формирование механизма саморазвития этой системы. В ней, помимо традиционного субъектно-объектного типа коммуникации, воспроизводится субъектно-субъектный тип взаимодействия, когда каждый ее компонент становится условием и средством развития другого. Субъекты системы в процессе художественно-исполнительской деятельности формируют самовоспроизводящуюся рефлексию относительно продукта деятельности, влияния на него себя и членов коммуникации. Только при указанных условиях достижима такая образовательная система, которая развивает личность обучающегося, его исполнительские, познавательные, физические, художественные, творческие способности. Система работает на преодоление простого достижения определенных показателей тех или иных знаний, умений, навыков.
Психодидактика художественной деятельности возможна при построении диалога содержания обучения (федеральный государственный образователь-
ный стандарт - основная образовательная программа - учебный план - рабочий план - программно-методическое наполнение) в виде диалога культур, представленных в общемировой культуре в художественно-историческом аспекте (от Античности до современности), в этнокультурном (Восток - Запад) и в социокультурном (все социальные и образовательные системы современных стран).
Список литературы
1. Майкапар С. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития. Москва, 2013. 250 с.
2. Дьюи Д. Демократия и образование. Москва, 2000. 383 с.
3. Виноградова Н. Ф. Не только учить, но и развивать: проблемы реализации государственного стандарта начального общего образования // Журнал научно-педагогической информации. 2010. № 4. URL: http ://www.paedagogia.ru/2010/41 -04/80-vinogra-dova (5.01.2018).
4. Серёгин Н. В. Психодидактика музыкальной деятельности. Барнаул, 2014. 180 с.
5. Лебедева В. П. От воздействия к взаимодействию в системе отношений «учитель - ученик» // Журнал научно-педагогической информации. 2010. № 5. URL: http://www.paedagogia.ru/2010/42-05/83-lebedeva (15.02.2018).
Nikolai V. Seryogin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) [email protected]
ARTISTIC EDUCATION IN THE PRESENT-DAY WORLD
Summary. Contemporary artistic education paradigm has substantial potential for the coming generation's intellectual and moral self-improvement, for the youngsters' critical and creative thinking forming. It determined by powerful psychological and pedagogical factors, develop and adaptive opportunities of artistic activity that has wide integrative potential aimed at achieving key goals of education. At the same time, such "self-sufficiency" of artistic creativity in case of out of control turns into resource that helps to form a personality's mosaic thinking, is causes by a lack of engrossing and attractive high quality program of a person's artistic abilities development.
It needs to enroot innovative personally-oriented and value-oriented pedagogical technologies based on multidisciplinary resource for forming educational environments of brand new type that claim a need of developed pedagogical methods and teaching technics, most advanced educational aids.
In the author's opinion, perspective of artistic creativity is in a child's and a student's self-improvement in his or her artistic and performing creativity. Herewith, it is important to carry out psychological and didactical paradigm that enriches the art with its own
creative opportunities. Psychodidactical system of artistic creativity deepening the development of human's psycho's different spheres in educational process and fixes it by sensuous sphere. Awareness of artistic achievements in contact with psychology and didactics deeper argues an attainability of the key ideas of developmental education. By the same token, psy-chodidactics of creative activity changes vectors of learning process building - the learning process enriched by the essence of art. Interactions between psychology and didactics, between psychodidactics and artistic creativity bring to light a personality's deep features while developing art. Developing potential of artistic creativity is a "foothold" of building of educational process in cultural and artistic spheres. Artistic education is built on professional knowledge and purposeful usage of a human's psychological development regularities in creativity and art spheres.
Artistic education should be built on a basis of contemporary psychodidactical technologies that are founded on rich potential of intercultural dialogue.
Keywords: psychodidactics of arts activity, diagnostics of arts and educational environment, developing and adaptive possibilities of arts activity.
References
1. Majkapar S. Muzykal'nyj sluh, ego znachenie, priroda i osobennosti i metod pravil'nogo razvitija [An Ear for Music, Its Significance, Its Nature and Peculiarities, Education Method]. Moscow, 2013. 250 p. [In Russ.].
2. Dewey D. Demokratija i obrazovanie [Democracy and Education]. Moscow, 2000. 383 p. [In Russ.].
3. Vinogradova N. F. Ne tol'ko uchit', no i razvivat'. Problemy realizacii gosudarstvennogo standarta na-chal'nogo obshhego obrazovanija [No Just To Teach But Also To Develop: Some Problems of Implementation of State Standard of Elementary General Education] // Zhurnal nauchno-pedagogicheskoj informacii [Scientific
Educational Information Journal]. 2010. No. 4. URL: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/80-vinogradova (5.01.2018) [In Russ.].
4. Seryogin N. V. Psihodidaktika muzykal'noj deja-tel'nosti [Psychodidactics of Musical Activity]. Barnaul, 2014. 180 p. [In Russ.].
5. Lebedeva V. P. Ot vozdejstvija k vzaimodejstviju v sisteme otnoshenij «uchitel' - uchenik» ["Teacher -Student' Relationships: From Forcing To Interaction] // Zhurnal nauchno-pedagogicheskoj informacii [Scientific Educational Information Journal]. 2010. No. 5. URL: http://www.paedagogia.ru/2010/42-05/83-lebedeva (15.02.2018) [In Russ.].