УДК 82.0 ББК 76.01
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: К ТЕОРИИ ВОПРОСА
Т. Н. Владимирова
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы жанровой классификации художественно-публицистической журналистики. Изменение каналов распространения информации привело к расширению диапазона предметно-тематического изображения: политика, идеология, экономика, культура, спорт, текущие события. Представлены основные модели распространения информации.
Ключевые слова: художественно-публицистическая журналистика, классификация жанров, модели распространения информации.
JOURNALISM: TO THE THEORY OF THE QUESTION T. N. Vladimirova
Abstract. The article deals with the issues of the genre classification of journalism. Changes in the channels of information spread have led to an expansion of the range of subject-specific images: politics, ideology, economics, culture, sports current events. The article presents the main models of information spread.
Keywords: journalism, classification of genres, models of information spread.
Сегодня вопросы художественно-публицистической журналистики все чаще актуализируются в теории средств массовой информации. Это объясняется, во-первых, масштабными изменениями, произошедшими в нашей жизни с развитием цифровых технологий, с ростом информационных потоков; во-вторых, тем, что технологические новшества позволили не только оперативно доставлять информацию, но и производить
ее аудитории самостоятельно (например, блогосфера).
Вызовы времени привели к тому, что в профессиональной среде поднимаются острые дискуссии о будущем журналистики, мультимедийности, конвергенции, развитии новых медиа, концепции больших данных, развитии универсальной журналистики, дивергенции и т. д. «По-видимому, наступает период перехода от классической системы СМИ к какой-то новой систе-
ме массовой информации, где авторствую-щая публика будет проявлять сопоставимую с профессиональными СМИ активность. Причем именно в той сфере, которая прежде монопольно принадлежала СМИ, -вырабатывать ориентиры социальной навигации, формировать и отражать общественное мнение» [1, с. 13].
Известно, что художественно-публицистическая журналистика всегда обращена к актуальным политическим, социальным, бытовым, философским проблемам общества, а диапазон предметно-тематического изображения может включать самые разнообразные аспекты: политика, идеология, экономика, культура, спорт, текущие события, которые рассматриваются через призму определенных политико-идеологических установок. Поэтому публицистика находится в многочисленных научных связях: публицистика и политика, публицистика и общественное мнение, публицистика и литература, публицистика и искусство, публицистика и пресса. Так, противопоставление публицистики и журналистики наметилось еще в 1960-1970-е гг., тогда теоретические споры говорили о научном поиске в теории журналистики и литературоведении.Закономерности публицистического творчества исследовались в нескольких аспектах: эстетическое начало [2; 3], художественное творчество [4], научное познание [5; 6], журналистское мастерство [7-9].
Под художественно-публицистической журналистикой мы понимаем специфическую форму творческой деятельности журналиста, критика, художника, оператора. При этом автор журналистского материала обладает особым, всесторонним взглядом на жизнь, сотканную из реальных фактов действительности, которые рассматриваются и анализируются, интерпретируются и оцениваются.
Часто художественно-публицистическую журналистику называют «публицистикой факта» или «публицистикой мнений». К. В. Тулупова отмечает, что «сторонники западной модели развития считают, что наибо-
лее приемлемым является следование концепции «публицистика факта»: факты говорят сами за себя, и умелый их подбор на страницах газет, журналов, в эфире, Интернете дает возможность аудитории самостоятельно формулировать свою точку зрения на происходящее. Сторонники «публицистики мнений», опираясь на отечественную традицию диалога с аудиторией, утверждают, что «назначение публицистики не только в том, чтобы сообщить достоверные сведения о чем-либо, но и выразить свое отношение к происходящему» [10, с. 3].
Наличие факта в художественно-публицистической журналистике обязательно, как обязательно толкование и трактовка его. Итак, базис художественно-публицистической журналистики - реальный факт, при этом публицист дает его всестороннюю трактовку и оценку, тем самым формируя общественное мнение. Данный концепт вытекает из термина «публицистика» (от лат. риЬНсиБ 'общественный'). Предметом художественно-публицистической журналистики является отображение современной общественной жизни в средствах массовой информации. Это необходимо для того, чтобы «открыто, не скрываясь, активно воздействовать на современное общественное мнение, на нравы общества и отдельного человека. Воздействовать не ради спортивного интереса, а с единственной целью - чтобы их изменить (если они отрицательны по своему свойству и воздействию на аудиторию) либо их укрепить (если они положительны)» [11].
А. А. Тертычный считает, что публицистика - это художественный метод, использование которого «предопределяется, как и в любом ином случае, предметом и целью проводимого публицистом исследования» [12, с. 27].
Предметную область художественно-публицистической журналистики составляет человек, его социальные взаимоотношения, а также злободневная проблематика общества. Основными признаками художественно-публицистической журналистики являются ярко выраженное авторское начало, концептуализм, документализм, типи-
зация образов, масштабность выводов и обобщений, истолкование проблем жизни общества в журналистских материалах, демонстративность авторской позиции, интерактивность.
Журналистский факт помогает публицисту продумать идею и поделиться своими аргументами с читательской аудиторией. Это помогает выстроить коммуникацию, за которой стоят анализ, исследование, прогнозирование, оценка социальных проблем современности и поиск общественно приемлемых путей их разрешения. Всем публицистическим текстам свойственна триада: «автор -факт - читатель», поскольку они актуализируют взаимоотношения с аудиторией.
Художественно-публицистическая журналистика представлена различными жанрами, а в теории журналистики существует несколько классификаций. Е. С. Садовская отмечает, что любой публицистический жанр унифицирован и обязательно включает в себя «предмет отображения, целевую установку и методы исследования предмета» [13, с. 157]. Так, А. А. Тертычный относит к художественно-публицистическим жанрам: очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру [12].
Исследователь С. М. Гуревич предлагает классифицировать художественно-публицистические жанры следующим образом:
1) собственно художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк, эссе; 2) сатирические жанры: фельетон, памфлет, пародия, сатирическая заметка; 3) развлекательная публицистика, куда входит 7 групп жанров:
1-я группа: игровые материалы - шахматные и шашечные этюды, записи шахматных партий, шарады, загадочные картинки;
2-я группа: публикации, тренирующие память читателей и обогащающие их разнообразной информацией - кроссворды, сканворды;
3-я группа: афоризмы, поучительные высказывания известных людей;
4-я группа: юмористические тексты (анекдоты, остроты);
5-я группа: справочные материалы (курсы валют, рыночные цены, расписание авиарейсов, справки о встречах, собраниях, премьерах кинофильмов);
6-я группа: рекламные публикации;
7-я группа: частные объявления [14].
Каждый жанр художественно-публицистической журналистики строится на системе художественных образов действительности, с целью воздействия на общественное мнение. В связи с этим исследователь А. Козлович предлагает «классифицировать публицистику не по жанровым признакам, а по форме (методе) творческого поведения человека, в первую очередь человека сочиняющего, производящего публицистические тексты» [11]. И предлагает четыре метода использовать для изучения художественно-публицистической журналистики: «1. Публицистика как инструмент влияния; 2. Публицистика как исследование общества; 3. Публицистика как исследование человека; 4. Публицистика как самовыражение и самоисследование; эссеистика» [11].
Исследователь Л. Е. Кройчик художественно-публицистические жанры - очерк, эссе, фельетон, памфлет - относит к исследователь-ско-образным формам [15, с. 139]. При этом ученый считает, что «вне зависимости от классификации, публицистический текст непременно должен включать в себя три компонента: сообщение о новости или возникшей проблеме, фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации, приемы эмоционального воздействия на аудиторию» [16, с. 120].
В. Ворошилов особую группу жанров художественно-публицистической журналистики - сатирические - делит на двух группы: 1) очерк и зарисовку как формы, представляющие положительные явления действительности; 2) фельетон и памфлет как чисто сатирические жанры [17, с. 218].
Существующие классификации разнообразны и учитывают уже устоявшиеся признаки жанров. Трансформация способов подачи информации целевой аудито-
рии сегодня происходит из-за различных факторов: политических, социокультурных и технологических. Средства массовой информации освещают события, связанные с государственной властью, формируют общественное мнение, преобразовывают каналы передачи информации.
Существует несколько моделей распространения информации: 1) «информационное давление на общественность», иначе пропаганда и манипуляция; 2) «информирование общественности», или «общественная осведомленность»; 3) «двусторонняя асимметричная коммуникация», 4) «двусторонняя симметричная» [18, с. 5].
Рассмотрим подробнее каждую модель и определим, какую из них эффективнее использовать при решении поставленных выше вопросов (таблица).
Таким образом, любой жанр художественно-публицистической журналистики «сосредоточивает свое внимание на общественно значимом, социальном, конкретных фактах и ситуаций, имеет дело с актуальными вопросами современности, со злобой дня. Он не просто воспроизводит конкретные факты, а стремится на базе анализа предугадать их развитие, дать им обоснование (в том числе и художественным путем), предсказать и предопределить их развитие» [10, с. 10].
Стремлением средств массовой информации привлечь внимание к материалам журналистов как можно большее количество читателей, слушателей, зрителей и объясняет сегодня повышенный интерес к жанровым формам художественно-публицистической журналистики.
Таблица
Классификация моделей распространения информации
Коммуникативная модель Основная задача Особенности аудитории Канал распространения
Информационное давление на общественность Привлечение внимания к информации с использованием любых средств. Часто это не всегда правдивая и объективная информация Пассивный получатель Средства массовой информации
Информирование общественности Предоставление дозируемой нужной информации, многократное тиражирование «нужных» фактов Пассивный получатель, у которого нет возможности выразить свое мнение СМИ, Интернет
Двусторонняя асимметричная коммуникация (маркетинговая модель) Широкое использование исследовательских методов для изменения меди-аповедения аудитории Диалог асимметричен в пользу организации, которой выгодна представленная информация СМИ, Интернет, мнение лидеров общественности
Двусторонняя симметричная Практика соглашений, договоров на взаимовыгодной основе. Это исследовательская и консультативная модель Партнерские отношения Социально ориентированные СМИ, Интернет, бизнес-структуры
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мирошниченко А. А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей. -М.: МедиаЛайн: Альпина Паблишер, 2012.
2. Бельчиков Н. Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. - М., 1965.
3. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. - М., Советский писатель, 1962. - 370 с.
4. Илиади А. Н. Природа художественного таланта. - М., 1965.
5. Брушлинский А. В. Творческий процесс как предмет исследования // Вопросы философии. - 1965. - № 7. - С. 65.
6. Коршунов А. Теория отражения и творчество. - М., 1971.
7. Горохов В. М. Проблемы журналистского мастерства. - М., 1972.
8. Горохов В. М. Метод журналистского творчества // Вестн. Московского ун-та. Сер. XI: Журналистика. - 1973. - № 1.
9. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. - М.: Мысль, 1975.
10. Тулупова К. В. Современные тенденции функционирования публицистического текста: дискурсивный аспект: автореф. ... канд. филол. наук: 10.01.10. - Воронеж. 2008. - 16 с.
11. Козлович А. Журналистика и публицистика. - URL: https://www.docme.ru/doc/981260/ lekciya-1-avtor-anatolij-kozlovich-zhurnalistika-i (дата обращения: 22.02.2019).
12. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие для вузов. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014.
13. Садовская Е. С. Типология публицистических жанров и литературно-критические тексты // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 8-2(50). -С. 156-159.
14. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004.
15. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. - С. 139.
16. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. - 270 с.
17. Ворошилов В. Журналистика. Базовый курс. - СПб., 2004.
18. Пришвин М. О творческом поведении. - М., 1969.
19. Шпаковский В. О., Розенберг Н. В., Егорова Е. С. Интернет-журналистика и интернет-реклама: учеб. пособие. - М., 2018.
REFERENCES
1. Miroshnichenko A. A. Rabota v press-sluzhbe. Zhurnalistika dlya press-sekretarey. Moscow: MediaLayn: Alpina Pablisher, 2012.
2. Belchikov N. F. Puti i navyki literaturovedcheskogo truda. Moscow, 1965.
3. Kantorovich V Zametki pisatelya o sovremennom ocherke. Moscow, Sovetskiy pisatel, 1962. 370 p.
4. Iliadi A. N. Priroda khudozhestvennogo talanta. Moscow, 1965.
5. Brushlinskiy A. V Tvorcheskiy protsess kak predmet issledovaniya. Voprosy filosofii. 1965, No. 7, p. 65.
6. Korshunov A. Teoriya otrazheniya i tvorchestvo. Moscow, 1971.
7. Gorokhov V. M. Problemy zhurnalistskogo masterstva. Moscow, 1972.
8. Gorokhov V. M. Metod zhurnalistskogo tvorchestva. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. XI: Zhurnalistika. 1973, No. 1.
9. Gorokhov V. M. Zakonomernosti publitsisticheskogo tvorchestva. Moscow: Mysl, 1975.
10. Tulupova K. V. Sovremennye tendentsii funktsionirovaniya publitsisticheskogo teksta: diskursivnyy aspect. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Voronezh. 2008. 16 p.
11. Kozlovich A. Zhurnalistika i publitsistika. Available at: https://www.docme.ru/ doc/981260/lekciya-1-avtor-anatolij-kozlovich-zhurnalistika-i (accessed: 22.02.2019).
12. Tertychnyy A. A. Zhanry periodicheskoy pechati: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Aspekt Press, 2014.
13. Sadovskaya E. S. Tipologiya publitsisticheskikh zhanrov i literaturno-kriticheskie teksty.
Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2015, No. 8-2(50), pp. 156-159.
14. Gurevich S. M. Gazeta: vchera, segodnya, zavtra: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Aspekt Press, 2004.
15. Kroychik L. E. Sistema zhurnalistskikh zhanrov. In: Korkonosenko S. G. (ed.) Osnovy tvorcheskoy deyatelnosti zhurnalista. St. Petersburg, 2000. P. 139.
16. Korkonosenko S. G. (ed., comp.) Osnovy tvorcheskoy deyatelnosti zhurnalista: uchebnik. St. Petersburg, 2000. 270 p.
17. Voroshilov V. Zhurnalistika. Bazovyy kurs. SPb., 2004.
18. Prishvin M. O tvorcheskom povedenii. Moscow, 1969.
19. Shpakovskiy V. O., Rozenberg N. V., Egorova E. S. Internet-zhurnalistika i internetreklama: ucheb. posobie. Moscow, 2018.
Владимирова Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, проректор по связям с общественностью Московского педагогического государственного университета, член Союза журналистов России
e-mail: [email protected]
Vladimirova Tatiana N., PhD in Philology, ScD in Education, Professor, Director of the Institute of Journalism, Communications and Media Education, Vice-Rector for Public Relations, Moscow Pedagogical State University, Member of the Union of Journalists of Russia
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2019 The article was received on 15.04.2019