Научная статья на тему 'Художественно-изобразительные средства сравнений в героическом эпосе народа манси'

Художественно-изобразительные средства сравнений в героическом эпосе народа манси Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
740
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ЭПОС / МАНСИ / ПЕСНЯ / ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС / СРАВНЕНИЕ / СЮЖЕТ / FOLKLORE / EPOS / MANSI / SONG / HEROIC EPOS / SIMILE / PLOT / EPIC WORKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герасимова Светлана Алексеевна

В статье рассматриваются сравнения, которые существуют в текстах мансийского героического эпоса. Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов и их признаков, описанию образа главного героя, его действий и снаряжения, образа жилища богатыря-отыра, образа женщины. Маркером сравнения является специализированная глагольная лексема со значением уподобления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers similes existing in the texts of the Mansi heroic epos. A simile contributes to the figurative description of the various items and their attributes: the image of the main character, his actions and equipment, the image of bogatyr-otyr’s dwelling, the image of a woman. The marker of a simile is the specialized verbal lexeme with the meaning of assimilation.

Текст научной работы на тему «Художественно-изобразительные средства сравнений в героическом эпосе народа манси»

6. Zemskaya E.A. Language as an activity: Morpheme. Word. Speech. Moscow: Yazyki slavyanskoy kultury, 2004. P. 688. [in Russian].

7. Lunacharsky A. Latinization of Russian spelling. Kultura i pismennost Vostoka. Book. V1. Baku, 1930. P. 20-27. [in Russian].

8. Maksimov V.I. Culture of speech. Graphic games. Russkaya rech, 2003. No. 5. P. 66-68. [in Russian].

9. Marinova E.V. Latin in Russian Letter: Problems of Graphic Borrowing. Life of language. In memory of Mikhail Viktorovich Panov: Sat. sci. tr. Moscow: Yazyki slavyanskoy kultury, 2007. P. 323-335. [in Russian].

10. Mechkovskaya N.B. Semiotics: Language. Nature. Culture. M.: Akademiya, 2007. P. 432. [in Russian].

11. Norlusenian V.S. Other impregnations: the current state of the problem. Vestnik Novgorodskogo gos. un-ta, 2010. No. 57. P. 63-66. [in Russian].

12. Shmeleva T.V. Modern city epigraphy. Language and Culture: Reports and Abstracts of the Third Intern. Conf. Kiev: Lada, 1994. P. 106-109. [in Russian].

Сведения об авторе: Бреусова Елена Ивановна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики, Сургутский государственный педагогический университет,

г. Сургут, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about the authors: Breusova Elena Ivanovna,

Candidate of Sciences (Phylology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Philological Education and Journalism, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 809Ф ББК 82.3(2=Манс)

С.А. Герасимова

художественно-изобразительные средства сравнений в героическом эпосе народа манси

В статье рассматриваются сравнения, которые существуют в текстах мансийского героического эпоса. Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов и их признаков, описанию образа главного героя, его действий и снаряжения, образа жилища богатыря-отыра, образа женщины. Маркером сравнения является специализированная глагольная лексема со значением уподобления.

Ключевые слова: фольклор, эпос, манси, песня, героический эпос, сравнение, сюжет.

S.A. Gerasimova

ARTISTIC AND ExPRESSIVE MEANS OF A SIMILE IN THE HEROIC EPOS OF THE MANSI PEOPLE

The article considers similes existing in the texts of the Mansi heroic epos. A simile contributes to the figurative description of the various items and their attributes: the image of the main character, his actions and equipment, the image of bogatyr-otyr's dwelling, the image of a woman. The marker of a simile is the specialized verbal lexeme with the meaning of assimilation.

Key words: folklore, epos, Mansi, song, heroic epos, simile, plot, epic works.

о

X

го

го ч о

го

X

ф

о о с m

о

О Ф т s

о ф

X

ф

X

m го

о

го m I-

о

ч ф

о ф

.0 X

.0

ф

I-

со

го

ю о

0

X

X

ф

m

Й ф

1 t

о

го ^

с

О

Фольклор вплоть до начала XX в. был основным средством и способом выражения общественного сознания народа, его воззрений, взглядов и эстетического опыта. Необычайное развитие в нем получил героический эпос. Героические песни, сказания частично являются исторически обрядовыми произведениями, и частично сказываются как воспоминания о прошлом предков. Как пишет Е.М. Мелетинский: «Героическая песня потому героическая, что всегда изображает и восхваляет героический идеал в соответствии с данной эпохой. <...> Ранняя эпика изображала силы природы и исторических противников племени в виде сверхъестественных демонов и чудовищ, а позднее развитие героических произведений дошло до более или менее достоверного реалистического изображения исторического противника» [14].

Эпическое произведение может использовать практически любые известные литературе художественные средства. Большую роль в создании художественного образа играют гипербола, сравнение и метафора. А.Р. Биктими-рова отмечает, что «в татарских народных песнях наиболее употребляемыми тропами являются сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха» [2, с. 6-7]. В художественно-изобразительной системе эпоса важную роль играют и эпитеты, с помощью которых описывается состояние человека и характеризуются предметы. «Несколько большее распространение, чем метафора, имеет сравнение. Оно весьма близко к метафоре. При метафоре один образ заменяется другим, при сравнении исходный образ сохраняется, но сближается с другим по сходству» [15, с. 117]. Несмотря на то, что В.Я. Пропп писал, что «сравнение не представляет собой явления, специального для эпоса», он дополнял, что всё же «можно найти целый ряд прекрасных сравнений. Через сравнения, например, абстрактное превращается в конкретное, вернее -приобретает видимость» [15, с. 118].

Сравнение как художественное средство присуще всем фольклорным жанрам, но его удельный вес, состав и

функции в каждом из них неодинаковы. Внастоящейстатьемысделаемпопыткувы-делить художественно-изобразительные средства сравнений в текстах мансийского героического эпоса.

«Сравнение в стилистике и поэтике - один из способов косвенной характеристики явления; сравнение предполагает уподобление одного предмета другому, в результате чего выявляется и усиливается некоторый общий признак» [Цит. по 8, с. 48]. Роль эпических сравнений важна, они, как и гиперболы, служат для выявления героического. Вопрос об эпических сравнениях стоит рядом с вопросом о развитии эпического стиля.

Сравнения состоят из трех компонентов: сравниваемое (или объект сравнения), сравнивающее (или образ сравнения) и основание сравнения (или признак сходства). Например, в отрывке Понсым сосыг китыг сам хумле сунсылум 'Двумя глазами как спелая смородина я смотрю' [4, с. 136] китыг сам 'двумя глазами' - это объект сравнения, понсым сосыг 'подобно смородине' - образ сравнения и сунсылум 'вижу я' - признак сходства.

Ключевым концептом в мансийском героическом эпосе является Отыр 'богатырь'. Мана намыц отыр намум намаяве! Мана суиц отыр суюм суийяве! 'Вот какой я знаменитый богатырь, моё имя произносят! Вот какой я прославленный богатырь, молва обо мне разносится'. Эти, и подобные им,слова «подчеркивают нрав, силу и величие богатыря. <...> Герой является олицетворением непознанных сил природы, связанных с мифологией» [6, с. 51].

Образ богатыря представлен не только через внешние характеристики, но и через сравнения, указывающие на образную характеристику действий и поступков богатыря. Внешние качества героя обычно просматриваются в соматике (глаза, руки и т.п.), например: Понсым сосыг китыг сам хумле [9, с. 37] 'Два глаза как спелая смородина'. В отличие от сказочного жанра, где сравнивается вся соматическая лексика (глаза, язык, шея, клюв, нос и т.п.) [12, с. 75], в героическом

эпосе соматические сравнения более скромны, и употребляются в основном при описании глаз.

Сравнения усиливают выразительность описания быстрого роста героя:

Эте янмалтытэ, хоталэ янмалтытэ.

Ты хотал ощнэ таглэ хот-арыгты Холыт хотал квалы, мот тагыл масы, Эрыг хум, мойт хум та кемыл та яныгми

[4, с. 30, 32].

Ночь его растит, день его растит. Сегодняшняя одежда становится тесной. Назавтра встает, другую одежду надевает, Вот так растёт человек песни, человек сказки.

К этой же группе (внешние характеристики героя) можно отнести сравнения, с помощью которых передается быстрый рост персонажа или его размер и физическая сила героя. Чаще сравнения употребляются при описании окружающей действительности, когда дается характеристика физических качеств (параметров) манси. Физическая сила героя прослеживается в их действиях, которая показана путем употребления при глаголах действия и описании сравнительного характера (в частности силы), например:

Авиц кол авим коны-палЭн Кон-квалсум, щахнылратыянум, Мотан юныгтЭгум: тыгле рагаты, Мотан юныгтэгум: тъгвле рагаты, Ватым пил хольт пуссын ватсанум [9, с. 39].

За двери моего дома Я выхожу, кулаками всех их бью. Одного ударю: сюда он падает, Другого ударю: туда он падает, Я их всех собрал как ягоду собирают.

Сыраюм тыгле тотыгпилум: Ур пум, вор пум хольт мир рагпи,

Сыраюм тувле тотыгпилум: Ур пум, вор пум хольт мир рагпи [9, с. 45].

Своей саблей сюда поведу: Словно горная трава, словно лесная трава люди подкашиваются,

Своей саблей туда поведу:

Словно горная трава, словно лесная трава люди падают.

Сат уйпи уйыц сахватыл хонтыс. Акв лым нялэт Таквсы хул ёмас нурйив пусын нуртсанэ

[4, с. 44].

Нашел оленье стадо с семью оленями.

Одной запущенной стрелой, Как на вешало нанизывают осеннюю рыбу, он всех (оленей) пронзил.

Посредством сравнений описывается и быстрота действия настоящего героя эпическоготекста,например: Молях патнэ раквсам, молях патнэ вотсам ты кол самна патэквен! [4, с. 72] '[Подобно] быстро падающей капельке дождя, [подобно] быстро появляющемуся ветерку в этот священный угол дома являйся!'.

В сравнениях этой группы при описании количества врагов, как правило, используется гиперболизация, например:

Ос пун, лув пун ёмас лялькве ёхты пыл, ...

Хис нампыр, сэй нампыр варикенум

[9, с. 69].

'Если враг придёт в таком количестве, как шерсть овцы, как шерсть лошади. Разрублю его на мелкие части, величиной

с песчинку, величиной с пылинку'.

Особо в мансийском эпическом тексте описывается военное снаряжение героя, отмечается величина и острота оружия: Хурум пуцкпа аньт нялквел ты тартысанум. [9, с. 89] 'Я сразил трёхгранными костяными стрелами';

Няврам Касум-талих хара ман ёмыс. Пуц халын ёхтыс: сакваляк-сам, хулах-сам кит уй акв магылтарыс хилэг. Тав ват тал кер тыньщац сохтыстэ, репыгтасаге, ань уиг акв тэлыл патвесыг [10, с. 43] 'Ребёнок дошёл до поляны в верховье Казыма. Зашёл в середину большого стада: с глазами сороки, с глазами ворона два оленя землю копытами роют. Он тридцатисаженный железный тынзян собрал в руку, забросил (его), два зверя оба были заарканены'.

о

X

го

го ч

о ^

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

О) о о с т

о ^

о ф

т ^

о ^

ф

X

ф

X

ш го

О ГО

Сй

I-

о

ч ф

^

о ф

XI X .0

с; ф

I-^

со

го

Ю О

0 X

X

ф

ш

Ь ф

ё

1

Ко второй группе, которую мы условно назовем группой сравнений, дающих образную характеристику различных действий и поступков героев, относятся следующие сравнения:

• сравнение действий героев: Лаглыц уй хумле мины, товлыц уй хум-

ле мины: тох хансытэ [9, с. 129] 'Как двигаются звери, как двигаются крылатые птицы: так расписывает (кузовки)';

Каль тулмах вати усылаквел тара ванттыкёлум [9, с. 79] 'Шагами росомахи-самки, словно крадучись, её веду';

Кёрын ке хулиглас: Кёрын-кёмплыныл ноцх-выганум, Хуль ке хулиглыс: Хуль кёмплыныл ноцх-выганум [9, с. 35].

Если мор им угрожает: Словно из под подола одежды, от мора я их подниму; Если эпидемия им угрожает: Словно из-под подола одеяния, от эпидемии я их подниму.'

• сравнения речи персонажа с голосом лисицы или с мощным раскатом грома:

Кёлп охсар турпа хум, Сэмыл охсар турпа хум... [9, с. 45].

С голосом красной лисицы С голосом черной лисицы.

Нёлых турпа турыц роцхув роцхиме, Овра турпа турыц роцхув роцхиме

[9, с. 81].

Крикнув тихим голосом крика голосистого, Крикнув звучным голосом крика оглушительного.

Няцра щахл кумрыц суил Тав паттыглалы [9, с. 89].

го Словно звук мощного раската грома,

° такой громкий звук

о Получается от отпущенной тетивы лука.

го £

• сравнения, используемые при опи-^ сании зоркости героев: Сат тур ултта

сунсэг, сат Ас мёсыгултта сунсэг [9, с. 37] 'Через семь озёр даль видят, Через семь излучин Оби даль видят'.

• сравнения величины мысли героев:

Ань тур яныт сорни номткем Эла та хулигтаслум, Ас яныт сорни номткем Эла та пиныслум [9, с. 91].

И вот свою золотую думу величиной с озеро

Вдаль я направил, И вот свою золотую думу величиной с Обь Вдаль я настроил.

• сравнения сна героев: Ань Эте сат ёл-хуясум, Хоталэ сат ёл-хуясум: Аквма-тЭрт ноцх-сайкаласум... [9, с. 49] 'И вот ночей семь я проспал, И вот дней семь я проспал; Однажды проснулся.'; Ам ты палыт хуясум, Павлумэрыц павыл супыг варвес, Усум Эрыц ус супыг варвес [9, с. 49] 'Я такое долгое время спал, мой посёлок, может, наполовину уже разрушили, город мой, может, наполовину уже разрушили'.

К третьей группе можно отнести образные сравнения, принадлежащие к хозяйственно-бытовой сфере. Сюда относятся описание места обитания, проживания героя, и описание про-сторов:Аквпалвитум: витЭхара, хараАс.... Акв пал витум: ялпыц вит овмыц ялпыц тур [9, с. 33] 'С одной стороны, мои воды: просторные воды бескрайней Оби. С другой стороны, мои воды: святое озеро, наполненное святыми водами'; Кёрыц паквсамяныт колныл [4, с. 38] 'Из домика, величиной со скорлупу ореха.';

Хайтнэ тул сылмац ус Тот та унлыглы, Миннэ тул люлит ус Тот та унлыглы [9, с. 75].

Город высотой с бегущие облака

Там находится, Город высотой с идущие облака Там стоит.

Мань тур яныт колна

Юв ты щалтыгльшен, Мань щарыщ яныт колна Юв ты щалтыглымен [9, с. 77].

В дом величиной с маленькое озеро

Мы входим, В дом величиной с маленькое море Мы входим.

Большая роль отводится описанию укрепления города: Нац унлынэ консыц лэцын хантал усын, Нац унлынэп пуцкыц лэцын хантал усын ... [9, с. 39] 'В твой город, в который не проберется когтистая белка, В твою крепость, в которую не проникнет зубастая белка'.

В сравнениях этой группы обычно используется идеализирующая гиперболизация при изображении величины:

Сат тарыс яныт щецри-патта...

Хот тарыс яныт пут Налваль ты тагатылмен [9, с. 77].

В семь саженей величиной каменный котел, В шесть саженей величиной котел Над огнём мы подвешиваем.

В отличие от эпоса других народов у манси не упоминается образа оленя (коня) как средства передвижения. Например, в эпосе нартов «образная составляющая выявляется и по отношению к богатырским коням. Так лошадь Ёрюзмека ассоциируется с ветром, <...> конь Карашауая Гемуды, наделен сверх-ъествественными способностями»

[1, с. 22]. В мансийском эпосе олень упоминается как жертвенное животное, как элемент средства передвижения, и в качестве одежды [3, с. 32-35]. В эпических текстах имеется несколько примеров, в которых прослеживается сравнение оленя (или с оленем), но в них олень не выступает в роли «коня» героя-богатыря, например: Кущаелави: «Минэн, щарыкна ялэн, сакваляк-сам, хулах-сам кит уягум пувегын!» [10, с. 41] 'Хозяин ему говорит: «Иди, в оленье стадо сходи, с глазами сороки, с глазами ворона двух моих оленей поймай»';

Солиц вор сат халт ёмимам Хар пасыг яныт кит лоци капаюм, Уй пасыг яныт кит лоци капаюм Ов-овц ёмас турыл люлиглэг

[10, с. 167].

Шагая среди леса с остроконечными

деревьями, Мои две собаки, величиной с теленка

самца-оленя, Мои две собаки, величиной с теленка самца-лося, С лаем останавливаются. Здесь собаку сравнивают с оленем, описывая размер-величину собаки.

В мансийском героическом эпосе, в отличие от сказочного эпоса, в очень редких случаях имеет место сравнительная характеристика женщины, при этом в качестве эталона выступает солнце или луна: Ман кит хотал покапс, ман кит ёцхуп покапс?! < ...>аньманыц нэкве нал-ёманты [9, с. 131] 'Или это два солнца взошло, или это две луны взошли?! <...> это прекрасная женщина на берег спускается'. Через такие конструкции репрезентируется красота женщины, которая представляется лучезарной. В фольклоре народа ханты примечательность внешнего облика женщины также выражается с помощью сравнений с солнцем и луной [7, с. 87-88].

В героическом эпосе широко используются различные языковые средства образования сравнений. Наиболее активно послелоги в значении как, союз хольт 'как' 'подобно', вспомогательные глаголы.

Структура эпических сравнений принципиально отличается от структуры сравнений других жанров, например, сказок. Эпическим сравнениям присущи компактность, ритмическая организованность. В сравнениях заложены важные тенденции развития самого эпоса. В мансийских сказках сравнения наблюдаются в следующих группах: «...названия предметов, используемых в охоте и рыбной ловле; названия предметов, используемых в оленеводстве; название домашней утвари; название одежды и предметы и явления окружающего мира [13, с. 139, 156].

Внимание многих исследователей привлекали имена в эпосе. «Данные, полученные антропонимикой, используются в изучении истории общества, культуры и языка. Кроме того, именами

о

X

го

го ч

о ^

го

X

О) о о с т

о ^

о ф

т ^

о ^

ф

X

ф

X

ей го

О ГО

Сй

I-

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч ф

^

о ф

XI X .0

с; ф

I-^

со

го

Ю О

О X

X

ф

ш

Й ф

ё м

интересуются литературоведы и фольклористы, но круг их интересов в основном ограничивается пространством художественных произведений. В эпосе ономастическая лексика, в частности антропонимика, - важный неотъемлемый элемент стиля, так как выбор и сознание имени всегда не случайны, обусловлены творческим замыслом народа, сказителя» [5, с. 13].

Согласимся с мнением М.А. Ахматовой, что «сравнение является одним из облигаторных элементов эпического текста, функция которого состоит не только в украшении речи, но и в познании через восприятие окружающей действительности» [1, с. 23].

Итак, в рассмотренных текстах мансийского героического эпоса нами было выявлено следующее:

• сравнения можно условно разделить на три группы: к первой группе мы относим внешние характеристики отыра (соматика, быстрый рост, его размер и физическая сила); ко второй груп-

пе - сравнения, дающие образную характеристику различных действий (речь, действия героя, описание зоркости и могучего сна, быстрота героя); к третьей группе - образные сравнения (описание места обитания героя);

• сравнения в героическом эпосе отличны от сравнений в малых жанрах фольклора в том числе и в сказках;

• в мансийском эпосе в отличие от текстов эпоса других народов очень редки случаи описания внешности / характеристики женщины, а описания образа коня (лошади) в мансийском эпосе вообще отсутствует;

• используются разнообразные языковые средства образования сравнений.

Сравнения - обязательный элемент всей мыслительной деятельности людей, без него «невозможен анализ свойств предмета и определения его места в окружающей действительности, это один из приемов познания внешнего мира, в результате применения которого возникает новое знание о реалиях» [11, с. 6].

о

го ^

< О

Библиографический список

1. Ахматова, М.А. Вербализация сравнения в карачаево-балкарском нартском эпосе [Текст] / А.М. Ахматова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. Вып. 59. - 2011. - № 28 (243). - С. 20-23.

2. Бактимирова, А.Р. Лингвистическая и ономастическая поэтика татарских народных песен [Текст]: автореф. дис ... канд. филол. наук / А.Р. Бактимирова. - Казань, 2003. - 28 с.

3. Герасимова, С.А. Образ оленя в эпических песнях народа манси [Текст] / С.А. Герасимова // Олень в культуре народов Севера: сб. мат. семинара «Оленеводческая лексика в уральских языках». -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 30-37.

4. Героический эпос манси (вогулов): песни святых покровителей [Текст] / Е.И. Ромбандеева. -Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010. - 648 с.

5. Данилова, А.Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо [Текст]: монография / А.Н. Данилова. - Новосибирск: Наука, 2014. - 166 с.

6. Динисламова, С.С. Героический эпос манси как фактор духовно-нравственного развития личности [Текст] / С.С. Динисламова // Современная финно-угорская филология: теория и практика: сб. матер. конф. XIV Югорские чтения. - Ижевск: ООО «Принт-2», 2016. - С. 46-55.

7. Дядюн, С.Д. Сказочные формулы в хантыйском детском фольклоре [Текст] / С.Д. Дядюн // Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации: матер. конф. IX Югорские чтения. - Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр, 2012. -С.83-91.

8. Егорова, О.А. Характер сравнений и их роль в русских народных сказках [Текст] / О.А. Егорова // Современная филология: теория и практика: матер. конф. - М.: Изд-во «Институт стратегических исследований, 2014. - С. 48-53.

9. Именитые Богатыри Обского края [Текст]. Книга 1 / гл. ред. Юван Шесталов. - Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. - 150 с.

10. Именитые Богатыри Обского края [Текст]. Книга 2 / под ред. В.Б. Орлова. - Ханты-Мансийск: Изд-во Юграфика, 2012. - 171 с.

11. Колесникова, И.Г. Сравнение как дискурсивно-стилистическая фигура региональной когнитивной поэтики [Текст]: монография / И.Г Колесникова. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. - 140 с.

12. Кумаева, М.В. Образные сравнения в мансийском фольклоре [Текст] / М.В. Кумаева // Инновации в науке: матер. конф. - М.: Ваш полиграфический партнер, 2013. - С. 73-81.

13. Кумаева, М.В. Система выразительных средств в мансийском детском фольклоре [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / М.В. Кумаева. - Ханты-Мансийск, 2014. - 197 с.

14. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса [Текст]: монография / Е.М. Меле-тинская. - М.: Вост. лит., 2004. - 462 с.

15. Пропп, В.Я. Сказка. Эпос. Песня [Текст]: монография / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2001. - 368 с.

References

1. Ahmatova M.A. Verbalization of a simile in the Karachay-Balkar Nart epos. Vestnik cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filologija. Iskusstvovedenie. Vyp. 59, 2011. No.. 28 (243). P. 20-23. [in Russian].

2. Baktimirova A.R. Linguistic and onomastic poetics of Tatar folk songs. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Philology). Kazan, 2003. P. 28. [in Russian].

3. Gerasimova S.A. The image of a deer in the epic songs of the Mansi people. Olen' v kul'ture narodov Severa: sb. mat. seminara «Olenevodcheskaja leksika v ural'skih jazykah». Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena Publ., 2016. P. 30-37. [in Russian].

4. The heroic epos of the Mansi (Voguls): Songs of the holy patron. Khanty-Masniysk: OOO «Print-Klass» Publ., 2010. P. 648. [in Russian].

5. Danilova A.N. The image of a woman-bogatyr in the Yakut Olonkho: monograph. Novosibirsk: Nauka Publ., 2014. P. 166. [in Russian].

7. Djadjun S.D. Fairytale formula in the Khanty children folklore. Korennye malochislennye narody Severa,, Sibiri i Dal'nego Vostoka: tradicii i innovacii: mater. konf. IXJugosrkiechtenija Khanty-Mansiysk: Informacionno-

8. Egorova O.A. The nature of the similes and their role in Russian folk tales. Sovremennaja filologija: teorija i praktika: mater. konf. Moscow: Izd-vo «Institut strategicheskih issledovanij» Publ., 2014. P. 48-53. [in Russian].

9. Eminent Bogatyrsof the Ob region. Book 1. Ed.. by Yuvan Shestalov. Khanty-Mansiysk: IIC JuGU Publ. 2010. P. 150. [in Russian].

10. Eminent Bogatyrsof the Ob region. Book 2. Ed. by V.B. Orlov. Khanty-Mansiysk: Izd-voJugrafika Publ., 2012. P. 171. [in Russian].

11. Kolesnikova I.G. A simile as a discursive-stylistic figure of regional cognitive poetics: monograph. Belgorod: OOO «Jepicentr» Publ., 2015. P. 140. [in Russian].

12. Kumaeva M.V. Similes in Mansi folklore. Innovacii v nauke: mater. kon. Moscow: OOO «Vash poligra-ficheskij partner» Publ., 2013. P. 73-81. [in Russian].

13. Kumaeva M.V. The system of expressive means in Mansi children's folklore. Dis. ... cand. of sciences (Philology). Khanty-Mansiysk, 2014. P. 197. [in Russian].

14. Meletinskiy E.M. The origin of the heroic epos: monograph. Moscow: Wost. Lit. Publ.,2004. P. 462. [in Russian].

15. Propp V.Ya. Tale. Epos. Song: monograph. Moscow: Labirint Publ., 2001. P. 368. [in Russian].

Сведения об авторе: Information about the authors:

Герасимова Светлана Алексеевна, Gerasimova Svetlana Alekseevna,

старший научный сотрудник, Senior Researcher,

Обско-угорский институт прикладных исследо- Ob-Ugric Institute of Applied Researches and

ваний и разработок, Development,

г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация. Khanty-Mansiysk, Russia

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

о

6. Dinislamova S.S. The heroic epos of the Mansi as a factor of spiritual and moral development of the i

ro

individual. Sovremennajafinno-ugorskajafilologija: teorija i praktika: sb. mater. konf. XIV Jugorskie chtenija. Izhevsk: Print-2 Publ., 2016. P. 46-55. [in Russian]. S

Ф

izdatel'skij centr Publ., 2012. P. 83-91. [in Russian]. о

о

О Ф т s

о ^

ф

X

ф

X

са

го ^

о

го ш I-

о

ч ф

^

о ф

-О X

ф

IS

со

го

Ю О

0 X

X

ф

са

Ь ф

1 t

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.