УДК 141 78 : 75 026 С. А. КОНЕНКО
Омский государственный технический университет
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МИКРОМИНИАТЮРА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНА
Тема художественной микроминиатюры как феномена современного искусства волновала ценителей микроискусства с конца XX в. Тема микроминиатюры остается практически неисследованной ни в философском, ни в искусствоведческом аспекте. До сих пор отсутствует дифиниция этого феномена, вопрос об определении микроминиатюры, её характеристиках по-прежнему остается открытым. Неразрешенность этой темы провоцирует постоянные дискуссии, так как однозначных критериев оценки микроминиатюры как феномена современного искусства не существует.
Миниатюрные формы, будучи определяющей стороной единого, представляют целостность всех составных элементов изобразительного искусства.
В шедеврах глиптики — искусстве резьбы на цветных и драгоценных камнях, возникших в доистории, а в эпоху великих культур древности достигших высокого развития, нашло отображение большое количество аспектов божественной и земной жизни древнего мира: политика и религия, театр и литература.
Изобразительная миниатюра применялась в ювелирном деле Древнего Египта и античности (геммы, камеи, скульптурные сюжеты в скифском золотом литье и пр.), европейского Средневековья и эпохи Возрождения. В европейском искусстве Нового времени распространилась портретная миниатюра.
Начала микроминиатюрного искусства были заложены в XX в. и связаны с такими именами, как Э.А. Казарян, М.Г. Маслюк, Н.И. Донцковский, А.И. Коненко, А.М. Сысолятин.
Микроминиатюра — это редкий вид творческой деятельности, характеризующийся технологической, философской и художественной составляющей, направленный на создание произведений, при изготовлении и экспонировании которых применяются оптические приборы.
Микроминиатюрное искусство является одним из многих феноменов искусства постмодернизма. Постмодернизм — широкое культурное течение, в чью сферу попадает искусство. Действия, происходящие в культуре последней трети ХХ и начала XXI вв., коренным образом преобразили характер эпохи. Общество пронизано информационными потоками, формирующими содержание и ориентации как индивидуального, так массового сознания. Изменения картины мира нашли своё отражение в теоретических работах и художественной практике постмодернизма. Тем не менее, сложились устойчивые характеристики этого явления, выделился ряд влиятельных теоретиков постмодернизма, постулирующих теоретический отход не только от классической, но и неклассической традиции в искусстве. Постмодернистская парадигма утверждает новую эпистемологическую модель, соединяющую реальные подходы к познанию явлений искусства, постулирует принципиально плюралистическую картину мира, нелинейный характер со-
циальных и культурных динамик. Особенности художественной практики постмодернизма акцентируют внимание на соединении традиционных приёмов художественного творчества с привнесением в них практик других видов деятельности. Таким образом, происходит расширение диапазона художественного видения и приёмов художественного творчества.
Спецификой постмодернистского искусства является связь с неклассической трактовкой классической традиции, а именно: формой, методами создания произведений.
В постмодернизме смысл искусства становится многозначным, что соответствует рассеиванию. При такой интерпретации реализм считается разновидностью устаревшего понимания искусства. Постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания — между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «кичем».
Во второй половине ХХ — начале XXI вв. реальная практика искусства выступила свидетельством принципиально новой ситуации в художественной жизни искусства постмодернизма и изменила понятия художественности, относящиеся к произведениям искусства.
Рассмотрим сначала понятие художественности традиционного искусства. Художественность — одна из важнейших коммуникативных стратегий культуры, родовая характеристика специфики явлений искусства, выступающая одновременно фундаментальным критерием их оценки. Категория качества и полноты содержания, внутреннего смысла произведения искусства.
Нередко художественность мыслится как сравнительная характеристика осуществленности в произведении неких норм или выявленности потенциальных возможностей данного вида искусства, т.е. отождествляется с мерой мастерства или таланта.
Понятие эстетичности являет собой категории совершенства формы, внешней красоты произведения искусства.
С появления постмодернизма и неклассической эстетики во второй половине ХХ в. внимание исследователей было направлено на специфику новых социокультурных условий художественности и
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
эстетичности. Акцентировалось внимание как на исторически изменчивых условиях существования самого искусства, так и на меняющихся категориях, с помощью которых оцениваются художественные объекты. Так, все микроминиатюры можно разделить на высокохудожественные и высокотехнологические работы. Поэтому не все микроминиатюры являются произведениями искусства, при этом высокохудожественная работа не исключает сложнейший технологический процесс. Эта тенденция рассмотрения художественности и эстетичности приводит к признанию значимости парадигмального подхода к искусству. Под парадигмой понимается специфическая ментальность, представляющая собой совокупность мировоззренческих и логико-методологических оснований, определяющих как общее видение феномена, так и выбор аксиологического подхода к нему. В этом случае развитие визуальной культуры представляет собой не постепенный переход от примитивной первобытности к более совершенным формам, а взаимодействие ценностно-равных парадигм, понимаемых как некая сложившаяся территория, в рамках которых становится возможным признание каких-либо объектов художественности. Выделено несколько парадигм искусства. Эти парадигмы обозначены как «внеэс-тетическая», «эстетическая», «художественная» и «пост-художественная». В рамках каждой парадигмы искусство существует как своеобразное понимание художественности и эстетичности. «Эстетическая» парадигма, эстетизируя искусство, трактует его как созидание прекрасного. «Художественная» парадигма предлагает теорию искусства для искусства, исходит из потребностей для художественного искусства. Каждая парадигма вырабатывает собственные доминантные признаки художественности и эстетические критерии, позволяющие обществу принимать или не принимать оцениваемые объекты в качестве художественных в том или ином социокультурном контексте. «Постхудожественная» парадигма не означает утраты искусством своей художественной специфики, а только свидетельствует о возникновении художественности нового типа. В рамках «постхудожественной» парадигмы совмещаются различные подходы к искусству и творчеству, так как сама парадигма выявляет не жесткие критерии художественности и эстетичности, а всего лишь признаки. Такими признаками художественности нового типа являются процессуальность, провоактивность. Понятие процессуальности отражает смещение акцентов, происходящее в современном искусстве, с самого объекта на процесс его создания или восприятия. Провоактивность связана с изменой тенденцией отказа от нормативности нарушением общественных табу, как социальных, так и художественных.
В эстетике первой половины ХХ в. теория художественности различалась только «по носителям» и критериям, с помощью которых и происходит оценка какого-либо объекта. В качестве художественного носителя выступали форма, содержание, знак, символ. Общими критериями признавались «системность произведения», воздействие на зрителя, целостность воплощения авторского видения. Однако возможности такого подхода оказались ограниченными в условиях нового социокультурного контекста.
Смещение акцентов, проистекающих в современном искусстве, с самого объекта на процесс его творения или восприятия тесно связано с возникновением микроискусства. Порой восхищение вызывает не сама работа, а мысль о процессе её создания. При помощи микроскопа, мастер-микроминиатюрист входит
в состояние, в котором абстрагируется от внешнего мира, в котором творит. Микроминиатюрное искусство тесно связано с виртуальной реальностью, которая при всём разнообразии систем обладает эффектом погружения. Виртуальная реальность — создаваемый техническими средствами мир на любом субстрате и передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения. К феномену виртуальности обращаются многие исследователи (Якимович, Маньковская, Рубцова). Они отмечают, что виртуальная реальность активно воздействует на эстетику реального мира, при этом наблюдается некий контраст высокотехнического инструмента и эстетики и определяется эффект сказочных возможностей творить под микроскопом волшебный мир образов.
Философия абстрагирует мысль виртуальной реальности от её технического олицетворения; так, виртуальную реальность можно описать как совокупность моделируемых реальными процессами объектов [1]., содержание и форма которых не совпадает с этими процессами; существование которых подчинено реальности, но рассматривается обособленно от неё. Виртуальные объекты существуют, но не как субстанции реального мира; в то же время эти объекты актуальны, а не потенциальны. «Виртуальность» (мнимость, ложная кажимость) реальности устанавливается по отношению к обуславливающей её «основной» реальности. Виртуальные реальности могут быть вложены друг в друга. При завершении моделирующих процессов, идущих в «основной» реальности, виртуальная реальность пропадает [2].
В процессе создания произведения или в ходе подготовки, микроминиатюрист, глядя в микроскоп, входит в медитативное состояние абстрагирования, отрешенности от земных мыслей. Мастер при помощи мыслительных операций, основанных на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных, погружается в особое состояние сознания. Притупляется внимание на окружающие раздражители, и тем самым увеличивается внимание и концентрация на микрообъекте, его форме, физических характеристиках. С уменьшением микропроизведения так же масштабируются и движения рук, и, соответственно, инструментов. Это связано так же с физиологическими особенностями организма, происходит акцентирование, сосредоточение на дыхательной деятельности, сердцебиении. Хорошей является такая абстракция, которая подчеркивает детали, существенные для рассмотрения и использования, и опускает те, которые на данный момент несущественны. Абстрагирование концентрирует внимание на внешних особенностях объекта и позволяет отделить самые важные особенности от несущественных [3]. Происходит отрешённость не только физическая, но и мысленная. Состояние схоже с пратьяхарой — в йоге — отстраненность, отвлечение чувств от восприятия объектов. Пратьяхару можно развить до уровня волевого контроля путем намеренного отсутствия любопытства, устанавливаемого как режим работы разума при подготовке к практике концентрации и медитации. Упражняясь в концентрации и медитации, микроминиатюрист сначала сознательно дает своему разуму и чувствам команду игнорировать внешние раздражители, с чувством уверенности в полном подчинении органов восприятия [4].
В состояние пратьяхары мастер-микроминиарю-рист входит в результате умственной деятельности, направленной на приведение психики в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождае-
мого расслабленностью, снижением эмоциональной реактивности, отрешенностью от внешних объектов. Состояние микроминиатюриста очень сходно с человеком, находящимся в виртуальной реальности, так как он полностью погружается в совершенно другой мир с некоторыми более или менее выраженными физическими законами, в котором он становится творцом. Исчезает связующее звено между мастером и микромиром — микроскоп, микромир становится реальностью.
Виртуальная реальность — технология, которая зародилась в 60-х гг. ХХ в., на стыке исследований в области трёхмерной компьютерной графики и человеко-машинного взаимодействия. Целью разработчиков виртуальной реальности было создание максимально естественного погружения, устранение грани между человеком и компьютером. Виртуальная реальность направлена на стимуляцию чувственных данных, которые формируют «как бы реальный» опыт. Эффект погружения заключается в том, что пользователь перестаёт ощущать себя внешним наблюдателем и включается в виртуальное окружение, начинает воспринимать его «как настоящее» (или «почти как настоящее»).
Всплеск общественного интереса к виртуальной реальности приходится на начало 90-х гг. ХХ в. К началу ХХ1 в. виртуальная реальность достигла высокого уровня технологичности и получила широкое распространение во многих областях человеческой деятельности, в том числе и в изобразительном искусстве. Виртуальная реальность обнаруживает глубокие философские связи с пластическими и исполнительскими искусствами, становится важным фактором модернизации и развития их языка. Она заставляет переосмыслить проблему соотношения символа и образа, конкретно-чувственного и абстрактно-рассудочного познания, переопределить роль воображения и фантазии. Виртуальную реальность можно рассматривать как новую технику репрезентации, которая в ближайшем будущем будет во многом определять наш эстетический опыт. Микроминиатюра — это технология конструирования искусственных миров, которые могут поспорить по достоверности с миром реальным.
Каждая технология — это воплощение идеологии общества или, скорее, — идеологические инвестиции общества в собственное ближайшее будущее. Поэтому микроминиатюру можно рассматривать
не только как фактор масштабных изменений, но и как выражение современных культурных тенденций. Таким образом, виртуальная реальность становится метафорой при рассмотрении актуального состояния культуры и искусства, которая служит инструментом. В теоретическом плане виртуальная реальность — одно из сравнительно новых понятий неклассической эстетики. Эстетика виртуальности концептуально шире постмодернистской эстетики. В центре её интересов — не «третья реальность» постмодернистских симулякров, пародийно копирующих «вторую реальность» классического искусства, но виртуальные артефакты как компьютерные двойники действительности, иллюзорно-чувственная квазиреальность. Виртуальный артефакт — авто-номизированный симулякр, чья мнимая реальность отторгает образность, полностью порывая с рефе-ренциальностью. Взаимопереходы бытия и небытия в виртуальном искусстве свидетельствуют не только о художественном, но и о философском, этическом сдвиге, связанном с освобождением от парадигмы причинно-следственных связей. В виртуальном мире возможности начать всё сначала не ограничены: шанс «жизни наоборот» связан с отсутствием точек невозврата, исчезновением логистической кривой.
Человек, будучи микрокосмом Бога, являясь подобно ему творцом, пытается создать свой микрокосм посредством погружения в мир микроминиатюры.
Библиографический список
1. Социология : энциклопедия ; сост. А.А. Грицанов [ и др.]. — Минск. : Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
2. Носов, Н.А. Манифест виртуалистики / Н.А. Носов. — М. : Путь, 2001. — 17 с. — (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 15.).
3. Абстрагирование [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://test4.interwave.ru/content/view/69/38/
4. Эзотеризм : энциклопедия. — Минск : Интерпрес-сервис : Книжный Дом, 2002. — 1040 с.
КОНЕНКО Станислав Анатольевич, аспирант кафедры дизайна, рекламы и технологии полиграфического производства.
Дата поступления статьи в редакцию: 19.06.2008 г.
© Коненко С.А.
Книжная полка
ББК 85.14/В42
Визер, В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве [Текст] / В. В. Визер. - СПб. : Питер, 2007. - 191 с. : рис. - ISBN 978-5-469-01352-5.
В издании содержатся основные знания о цвете, о трех основных характеристиках, психофизиологическом и эмоциональном воздействии. Читатель найдет конкретные советы мастера о методах точного определения и подбора цвета, о сознании цветовой гармонии, воздушной перспективы, фактуры в живописном произведении. Здесь также рассматриваются способы передачи различных видов освещения, особые приемы работы с кистью, даются рекомендации по композиции и рисунку. Книга предназначена студентам, педагогам художественных факультетов вузов.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ