ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
УДК 001.895:658.512.23
ДИЗАЙН КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2003 г. В.И. Замшин
На современном этапе структурных преобразований в экономике активно формируется нормативно -законодательная база, призванная расчистить путь для повышения эффективности применения инноваций в сфере материального производства. При этом достаточно остро стоит вопрос уточнения концептуальных основ и направлений развития самой инновационной деятельности. «Формирование нового понимания инновационного процесса в экономической науке требует применения нестандартных подходов, адаптированных к организационно-экономической и производственной структуре рыночной экономики» [1].
Позиционирование дизайна в инновационном процессе затруднено его спецификой и большим разнообразием направлений развития. В дальнейшем будем иметь в виду, что применительно к инновациям речь должна идти, прежде всего, о промышленном дизайне. Не подвергая сомнению научно-техническую основу инновационной деятельности, следует, однако подчеркнуть, что излишне технократические подходы к формированию ее идеологии приводят к противоречивым результатам.
В проекте закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (1999 г.) понятие инновации определяется как «конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемых в экономическом обороте». То есть под инновацией в проекте закона понимается результат любого творчества, что может означать признание дизайна в качестве самостоятельного фактора инновационного процесса. В то же время в принятой Правительством РФ «Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002-2005 годы» «под инновационной деятельностью понимается выполнение работ, оказание услуг по созданию, освоению в производстве и практическому применению нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, востребуемых рынком, на основе реализации результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений».
В данном случае вопрос о принадлежности дизайна к инновационной деятельности остается открытым.
С одной стороны, результаты этой деятельности должны быть востребованы рынком, что для многих видов конечной продукции означает применение дизайна. Однако такая продукция может считаться инновацией только в том случае, если при ее создании использованы те или иные научно-технические достижения. Одно из двух: или дизайн не входит в понятие инновационной деятельности и должен рассматриваться как некий вспомогательный инструмент, или произведения дизайна должны быть отнесены исключительно к научно-техническим достижениям. При ближайшем рассмотрении последнее не столь очевидно.
Достаточно определенно позиции в отношении дизайна обозначены в учебнике «Инновационный менеджмент», где указывается: «Непременными свойствами инновации является научно-техническая новизна и производственная применимость [2]». Далее следует пояснение: «Прежде всего, необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т.п.)...». После такого предупреждения у будущих менеджеров не остается сомнения в том, что дизайн к инновационной деятельности никакого отношения не имеет. О том, что в учебнике дизайн выводится за скобки инновационного процесса, можно судить по следующей цитате: «Следствием инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия -промышленные образцы». Обратим внимание, в трактовке авторов дизайн изделия возникает не как результат, а как некий побочный продукт, причем продукт все той же научно-технической деятельности. Однако сами по себе ни открытия, ни изобретения автоматически к дизайну привести не могут в том смысле, что между научно-техническим прогрессом и дизайном нет прямой причинно-следственной связи. В чем авторы, безусловно, правы, так это в том, что чисто дизайнерские решения не могут обладать научно-технической новизной. На то он и дизайн, и его приоритеты лежат в принципиально иной плоскости. Научно-технической новизной и, следовательно, соответствующим инновационным потенциалом по определению обладают только технические решения. И в этом суть противоречивости и «размытости» позиций дизайна в действующей системе НИОКР.
Примером типичного подхода к дизайну является учебник «Инновационное предпринимательство», где на схеме функциональной последовательности инновационного процесса в качестве проектной стадии указывается «технико-технологические разработки» [3]. Можно только догадываться, что в представлении авторов дизайн вписывается в понятие «технико-технологические разработки». Сомнений не остается после анализа раздела об интеллектуальной собственности, где промышленные образцы отнесены к разряду научно-технической продукции. В таком случае дизайн может рассматриваться как составляющая инновационного процесса, но противоречия остаются.
Не проясняет сути вопроса и обращение к действующей системе разработки и постановки продукции на производство (СРПП). В структуру ГОСТ Р 15.000-94 «Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения» входит группа стандартов на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР). Основополагающим документом, регламентирующим порядок ОКР в системе СРПП, является Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Однако ЕСКД (как и следовало ожидать) не предусматривает работ по дизайну. Интересно, что содержание ОКР недвусмысленно отражено в инструкции Госкомстата РФ [4] по форме «Отчет о научно-технической деятельности», где под опытно-конструкторскими работами понимаются исключительно технические разработки, доводящие результаты научно-исследовательских работ до создания опытного производственного образца. Если дизайн относить к техническим разработкам, то тогда в чем его отличие от инженерного проектирования?
Несмотря на явные противоречия и отсутствие четкой нормативной базы, нет оснований полагать, что фактор дизайна в инновационной деятельности не учитывается. Традиционно его применение как бы само собой подразумевается на стадии ОКР. Но в таком случае дизайн присутствует в НИОКР на правах некоего фантома, наличие которого можно определить только по косвенным признакам. В литературе и нормативных актах, где неизменно находится место для маркетинга, СЛЬ8-технологий и других, безусловно, важных направлений развития инновационной деятельности, дизайн проявляет себя только при упоминании промышленных образцов и товарных знаков, ссылок на требования рынка и «иные виды работ». В системе ОКР особенности дизайна на уровне технического задания могут быть оговорены в разделе «иные требования», дизайн-проект допускается ввести в комплект конструкторской документации как «прочие документы». В то же время четких, однозначных и прямых указаний на дизайн и способы его применения за исключением специальных изданий по дизайну найти крайне сложно.
Анализ литературы и нормативно-правовых документов приводит нас к заключению, что в существующей концепции НИОКР дизайн по-прежнему остается если не за воротами, то в лучшем случае на
задворках инновационного процесса в явно третьестепенной роли. Однако в таком случае символ прогресса - система НИОКР -рискует превратиться в его тормоз, консервируя на долгие годы в промышленности и инновационной деятельности идеологию даже не прошлого, а позапрошлого века. Практически за бортом инновационной политики оказывается целый пласт проектной культуры, без которой невозможно обеспечить создание современной конкурентоспособной промышленности. Более того, в условиях крайне низкого уровня дизайнерской культуры многие документы и учебники способны дезориентировать любого менеджера или предпринимателя, перед которым возникает проблема создания современной конкурентоспособной продукции.
В этой связи представляют интерес работы В.И. Пу-занова [5], который доказывает, что в странах-лидерах произошли качественные изменения в инновационной сфере, в результате которых: «конструкторские инновации уступили место проектным, соответствующим реальностям плотно заполненного, конкурентного рынка». Далее приводится таблица:
Период развития Стимул разработчика Стимул потребителя
Изобретательский (конец XIX -начало XX в.) Разработка по инициативе специалиста и ситуационного благоприятствования (разработка по случаю) Товар «по наличию»
Конструкторский (середина XX в.) Разработка с «превышением» накопленного опыта и действующих нормативов (разработка от достигнутого) Товар «по выбору»
Проектный (конец XX -начало XXI в.) Разработка применительно к текущим и прогнозируемым рыночным и потребительским ситуациям (разработка от желаемого) Товар «по желанию»
В отношении дизайна В.И. Пузанов отмечает «...конкурентные проблемы отечественного товаропроизводителя связаны не только с тем, что проектная культура в стране лишь «обозначена» и не действует в полную меру, но и с тем, что в отсутствие дизайна современного типа, смежные виды деятельности, включая изобретательство и конструирование, пребывают в застое».
Как показывает международный опыт, без повышения статуса дизайна и создания эффективных механизмов его применения в научно-технической сфере добиться реализации полного инновационного цикла и обеспечить тем самым высокое качество инновационных проектов невозможно. Для решения этой проблемы необходимо вернуться к истокам и базовым понятиям, с тем чтобы уточнить роль и место дизайна в инновационном процессе.
Проанализируем в общем виде взаимодействие триады основных сфер профессиональной деятельности: науки, техники и искусства (рис. 1). Предлагаемая схема позволяет выявить и наглядно представить особенности и различия методологии дизайна и инженерного проектирования. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что дизайн является деятельностью проектной. Это та основа, которая сближает инженерное проектирование, конструирование и дизайн. Неслучайно известная книга Дж. К. Джонса «Design methods» в свое время была переведена как «Инженерное и художественное конструирование». Вместе с тем природа дизайна радикальным образом отличается от природы инженерного проектирования. Вследствие этого они обладают различными потенциальными возможностями и перед ними стоят принципиально разные проектные задачи, в решении которых они используют разные подходы и методы.
Рис. 1. Модель взаимодействия основных направлений профессиональной деятельности в рамках полного инновационного цикла
Деятельность инженера-конструктора основана на глубоких знаниях прикладного характера в технической и технологической областях, которые дополняются достаточным уровнем теоретических знаний. Таким образом, на предложенной схеме инженерное проектирование будет расположено на стыке науки и техники (зона 1). В силу своей профессиональной подготовки и стоящих перед ним задач конструктор мыслит главным образом категориями физических эффектов, производительности, прочности, надежности, КПД, технологичности, экономичности, стандартизации, ремонтопригодности и т. д. При этом внимание конструктора сосредоточено в основном на обеспечении качества и стабильности функционирования устройства, его внутренней структуре, взаимодействии частей как единой системы. Главный инструмент, который применяет конструктор в отработке замысла, -плоский чертеж, ортогональная проекция. Намного реже используются аксонометрические проекции. Результатом его работы является комплект конструкторской документации, на основе которой проводится технологическая подготовка производства, а также изготовление и эксплуатация изделия. Творчество инженера может быть защищено в виде изобретений и полезных моделей. Реальным воплощением этого подхода и является традиционная система ОКР.
Дизайн как самостоятельный вид проектной деятельности возник в конце XIX - начале XX в. на принципиально иной основе - на стыке техники и искусства (зона 2). В основе профессионального подхода дизайнера лежат категории искусства: красота, выразительность, образ, форма, композиция, пропорция, симметрия, стиль и т.д. В то же время дизайнер должен обладать достаточным объемом инженерных знаний для реализации своих замыслов в условиях промышленного производства. При этом основное внимание дизайнера сосредоточено на внешних факторах функционирования объекта проектирования во взаимодействии его с человеком, окружающим пространством, а также внешней средой в самом широком смысле этого слова, включая социально-культурные аспекты. Основной язык дизайна - рисунок и трехмерная графика. В отличие от инженерной практики в дизайне на всех стадиях проектирования широко применяются объемные макеты из самых разнообразных материалов, причем нередко в натуральную величину. Результатом работы дизайнера является дизайн-проект, параметры которого учитываются при разработке конструкторской документации и контролируются в процессе производства. Новаторская сторона творчества дизайнера находит воплощение в патентах на промышленные образцы.
На предложенной схеме имеется еще одна область (зона 3), связанная непосредственно с дизайном. Взаимопроникновение науки и искусства порождает эстетику - науку о прекрасном, которая занимается изучением общих закономерностей и принципов художественного творчества. Одно из прикладных направлений эстетики - техническая эстетика - является теоретической базой для развития и практического применения промышленного дизайна. К технической эстетике тесно примыкает эргономика - наука об эффективности и надежности функционирования технических систем с учетом человеческого фактора. Целью эргономики в процессе проектирования технических объектов является оптимизация трудовой деятельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности.
Как следует из предложенной модели, между дизайном, искусством и техникой существует целая система взаимосвязей. По ряду признаков дизайн может быть отнесен к сфере искусства. С другой стороны, дизайн рожден в промышленности во времена промышленной революции и не может существовать вне промышленных технологий. Научно-технические достижения расширяют палитру выразительных средств дизайна и попадают в поле зрения дизайнера как новые возможности в реализации его творческих замыслов. При этом они, безусловно, оказывают влияние на его воображение и могут послужить отправной точкой в творческом поиске, однако на тех же условиях, как и любой другой импульс в его сознании.
Двойственность природы дизайна, по-видимому, и порождает определенные затруднения при попытках его позиционирования в инновационном процессе. При всем многообразии отношений с миром техники, дизайн, тем не менее, является самостоятельным видом творчества со всеми присущими атрибутами, вплоть до творческих союзов. Это лишний раз подчеркивает отличие дизайна от инженерного проектирования, где, как известно, таких союзов не существует. Собственно дизайн как метод и возник в ответ на неспособность инженерного проектирования и других методов решить проблемы гармоничного сочетания в изделии утилитарного и эстетического начал, красоты и пользы. Новации в области дизайна, если мы их таковыми признаем, имеют принципиально иное происхождение и иное содержание, чем новации инженерные. Это зафиксировано на уровне патентного законодательства. Содержание заявки на изобретение и заявки на промышленный образец, а также методы их экспертизы в корне различны.
В рамках инновационного процесса по идеологии НИОКР практически вся проектная деятельность оказывается сосредоточенной в зоне 1, где влияние дизайна минимально и не может осуществляться на системной основе. На модели можно выделить еще одну область (зона 4), где взаимодействие всех трех составляющих полного инновационного цикла становится оптимальным. В отличие от отечественной практики именно в зоне 4 осуществляется инновационная деятельность в развитых странах.
Сочетание всех трех областей профессиональной деятельности: науки, техники и искусства и рождает то искомое качество процесса, которое позволяет в полном объеме и максимально эффективно реализовать главные цели инновационной деятельности: коммерциализация технологий, повышение конкурентоспособности промышленности, создание импортозамещающей продукции, выход на внешний рынок. Это та зона, где рождается современный уровень промышленной продукции, и только здесь могут быть созданы оптимальные условия для плодотворного сотрудничества главных действующих лиц инновационной деятельности - ученых, конструкторов, дизайнеров и эргономистов.
При этом дизайн становится не просто полноправным участником инновационного процесса. По свидетельству Д. А. Азрикана, «дизайн больше не «улучшение продукта», не вспомогательный по отношению к инженерному этап проектирования. Наоборот инженерия становится инструментом овеществления дизайнерских образов. Инженер и дизайнер поменялись местами» [6]. В 2000 г. журнал «Тайм» почти целиком был посвящен возросшей роли дизайна в жизни Америки. Президент Союза дизайнеров США (ГО8Л) Марк Дзирск подчеркивает: «Когда предприятия конкурируют при равной цене и одинаково высокой функциональности продукции, единственной разницей становится дизайн».
Вопреки достаточно распространенному мнению, разделить дизайн и инженерное проектирование в
большинстве случаев невозможно. Наглядным примером тому является проектирование кузова легкового автомобиля, когда дизайн и конструкция сливаются в единое целое. С одной стороны, кузов является наиболее сложной, несущей частью конструкции, а с другой - одним из наиболее сложных объектов дизайна. В этой связи следует особо подчеркнуть, что в отечественной и международной практике немало примеров успешной работы в дизайне специалистов с инженерным образованием. Патриарх американского и мирового дизайна Реймонд Лоуи не имел специального дизайнерского образования. Более того, тот же Реймонд Лоуи неоднократно ставил вопрос о возможности и целесообразности слияния в будущем профессии конструктора и дизайнера. Все это говорит о том, что проблема может быть решена, однако для этого необходимо, прежде всего, изменить отношение к дизайну, повернуться лицом к проблеме, которая вопреки законам рынкам и историческому опыту других стран остается вне поля зрения на всех уровнях власти, в промышленности и научно-технической сфере.
С учетом крайне низкого уровня развития промышленного дизайна в стране повышение эффективности его применения в инновационной сфере потребует значительных затрат и координации усилий всех заинтересованных сторон на протяжении длительного времени. В то же время есть мероприятия, которые могут быть реализованы достаточно быстро и практически без привлечения ресурсов. В качестве первоочередной меры можно было бы предложить модернизацию обозначения «НИОКР». В традиционной системе научных исследований и опытно-конструкторских работ в явном виде отсутствует ключевое звено - проектирование. Для восполнения этого пробела достаточно трансформировать обозначение «НИОКР» в «НИПОКР», что будет означать: научные исследования, проектные и опытно-конструкторские работы. Предлагаемое изменение позволяет сделать обозначение более универсальным и решить сразу несколько проблем:
1. Дизайн как проектный метод, по крайней мере, на уровне обозначения получает равные права и возможности с конструированием как составная часть современного инновационного процесса.
2. В обозначении «НИПОКР» однозначно «закодирована» логическая последовательность осуществления полного инновационного цикла.
3. Сохраняется традиционная преемственность в обозначении ОКР, что не потребует значительной корректировки существующей нормативной базы.
4. С введением термина «проектные» решается проблема несоответствия обозначения ОКР и смысла проводимых в рамках этой стадии работ.
5. Предлагаемое обозначение созвучно общепринятому, что уменьшает психологический барьер для его принятия специалистами.
Наряду в понятием ОКР в несколько меньшей степени применяется устойчивое сочетание «проект-но-конструкторские работы». Если принять его в качестве основы для изменения обозначения «НИОКР»,
получим также достаточно приемлемый вариант: «НИПКР». Однако в таком виде обозначение проигрывает первому в благозвучности, читается и звучит непривычно и, кроме того, не решает проблему преемственности с обозначением «ОКР». В связи с предложениями модернизации обозначения «НИОКР» стоит обратить внимание на то, что в последнем стандарте по ГОСТ Р 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования» раздел, регламентирующий порядок разработки продукции озаглавлен «Проектирование и разработка».
Что касается определений инновационной деятельности, то в них также необходимо в явном виде обеспечить упоминание проектной стадии или творчества в целом. В таком случае понятие инновационной деятельности в «Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 20022005 годы» могло бы быть сформулировано как «выполнение работ, оказание услуг по созданию, освоению в производстве и практическому применению нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, востребуемых рынком, на основе реализации результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических и творческих достижений».
Предлагаемые подходы, направленные на повышение статуса дизайн-проектирования в инновационном процессе, уже реализуются при разработке типового
АНО Региональный центр Донской дизайн»
проекта Учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) в Южно-Российском государственном техническом университете (ЮРГТУ (НПИ)). В частности, предложена концепция и типовая схема дизайн-сопрождения инновационной деятельности с учетом специфики образовательного учреждения и перспектив развития инновационной инфраструктуры. Это позволяет надеяться, что предлагаемая трансформация обозначения «НИОКР» в обозначение «НИПОКР» может быть положительно воспринята профессиональным сообществом, что будет означать движение в сторону создания «дизайн-ориентированных» инновационных механизмов.
Литература
1. Кирьяков А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике. Ростов н/Д, 2000. С. 4.
2. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой М., 1997. С. 18.
3. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М., 1997. С. 28.
4. Постановление Госкомстата РФ от 12 мая 1994 г. № 29 «Об утверждении статистической отчетности по инновационной деятельности и инструкции по ее составлению».
5. Пузанов В.И. Дизайн в вопросах конкуренции, координации, кооперации на мировом и внутреннем рынке // Тр. ВНИИТЭ. 1999. С. 16-17.
6. Азрикан Д.А. Вычесть временное из постоянного // Мир
дизайна. 2000. № 1. С. 40-44.
6 марта 2003 г.
УДК 691.43:745/749
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО
ИНТЕРЬЕРА ЖИЛЬЯ
© 2003 г. С.П. Голованова, А.П. Зубехин, О.В. Лихота
Современное архитектурное и дизайнерское проектирование немыслимо без применения самого древнего и эффективного материала - керамики. С древнейших времен керамические изделия различной формы и цвета широко использовались человеком для удовлетворения своих утилитарных и эстетических потребностей. Диапазон их применения в строительстве и архитектуре для декорирования различных по своему назначению интерьеров очень широк и много-вариантен. Именно кирпичные конструкции создают тектоничные дома и постройки, способные сохраняться сотни лет. Керамическая облицовочная и напольная плитка традиционно применяется для внутренней отделки стен, полов, а также каминов, пьедесталов, арок, ступеней и т.д. Таких примеров использования керамических изделий и элементов в композиционном оформлении интерьеров множество [1, 2].
Проектирование жилищ по индивидуальным заказам является актуальным аспектом современного
времени. Стилевые тенденции при создании интерьеров в наши дни проявляются в сочетании форм, материалов, фактур, конструкций, цветовых решений и т.д. Дизайнерские предложения по оформлению жилья преобразуются во все более смелые и необычные. Некогда забытые декоративные решения обретают иной смысл и назначение. При всем разнообразии строительных и отделочных материалов, традиционная керамика является конкурентно способной, и может эффективно применяться как в виде отдельных объектов, так и в сочетании со многими природными и искусственными материалами, что качественно практикуется архитекторами и дизайнерами для внешнего и внутреннего композиционного декорирования жилищ. В этом плане перспективным направлением декоративно-художественной отделки интерьеров, является, некогда забытое эстетическое оформление их терракотовой керамикой [3, 4]. Применение данных изделий на основе разнообразных декоративно-
стилевых пространственных решений, позволяет создавать интерьерные композиции, отвечающие самым высоким требованиям современного дизайна. Наглядным примером является оформление интерьера кухни-столовой терракотовыми неглазурованными керамическими плитками, имеющими произвольные по своей геометрии грани стыка поверхностей и декоративную фактурную поверхность.
Декоративная керамическая плитка в данном интерьере удачно сочетается с пробковым покрытием и создает контрастное сочетание с общим цветовым решением помещения. Варианты использования таких терракотовых элементов в эстетической отделке жилья и создании на их основе разнообразных по форме, фактуре, цвету композиций, являются весьма многогранными и разносторонними.
Говоря о декоративно-художественном оформлении разнообразных интерьеров, необходимо отметить не только аспект привлечения традиционных керамических материалов, полученных в основном с применением дорогостоящего природного сырья, но и возможность широкого использования керамических изделий, полученных с помощью ресурсосберегающих технологий [5]. Такая керамика зачастую не уступает зарубежным аналогам, отвечает перспективным требованиям и стандартам, предъявляемым рынком строительных и отделочных материалов, а также предоставляет архитекторам и дизайнерам широкие возможности создания различных стилевых интерьер-ных тенденций.
Наиболее распространенным вторичным продуктом, применяемым в производстве декоративно-отделочной керамики, является карбонатсодержащее сырье, дающее возможность регулировать не только технико-эксплуатационные свойства, но и эстетико-потребительские качества готовой продукции. При введении в керамическую массу, изготовленную на основе красножгущихся глин, данных техногенных продуктов происходит незначительное отбеливание черепка изделия после обжига, но наряду с этим снижаются прочностные характеристики изделий. Поэтому для улучшения технологических и эстетических качеств керамических материалов и изделий, рационально вводить в исходный состав также и другие вторичные продукты, как, например, золошлаковые отходы, отходы химической водоочистки, отходы производства гальванических элементов и т.д. Такое сочетание позволяет получать декоративно-отделочные керамические изделия светлых цветовых тонов с качественными технико-потребительскими и эстетическими свойствами, а также варьировать цветовую палитру обожженного черепка при введении в массу керамических пигментов и красителей.
Примером вышесказанному служит оформление жилого интерьера квартиры керамическими панно «Смещение». Эти панно разграничивают пространство вытянутой комнаты, как бы «разбавляют» его и придают представленному композиционному интерьеру жилища, контрастную вариантную особенность.
Определяющим материалом при разработке декоративных панно явилась керамика, полученная на основании красножгущегося низкосортного глинистого сырья, в частности глин Владимирского месторождения (Ростовской области), высококальциевого и литиевого отходов, соответственно водоочистки и получения химического волокна, а также окрашивающих пигментов.
Глины Владимирского месторождения имеют после обжига приятный терракотовый цвет черепка, при введении в состав керамической массы указанных в табл. 1 компонентов происходит значительное изменение в окраске черепка, что позволяет варьировать не только цветовые характеристики материала, но и создавать разнообразные дизайнерские композиции и изделия, отлично вписывающиеся в современные интерьеры жилищ.
Таблица 1
Состав керамической массы на основе глин месторождения Владимирское
Наименование материала Содержание, % (по массе)
Глина владимирская 40-60
Песок владимирский 10-30
Кальциевый отход 15-25
Литиевый отход 0,1-0,3
Керамический пигмент 2-10
Необходимо отметить, что цветовая палитра обожженных керамических изделий была получена в низкотемпературном интервале 600... 1000 °С, причем каждому температурному переходу 100 °С соответствует свой цветовой оттенок керамического черепка, находящийся в одной цветовой гамме. Наиболее качественные технико-эксплуатационные свойства полученных керамических материалов и изделий представлены в температурном интервале 800 - 1000 °С и соответствуют технологическим характеристикам, предъявляемым к строительно-отделочным изделиям (табл. 2).
Возможности эстетического сочетания и использования данных окрашенных керамических изделий с природными и искусственными материалами, например, льном, деревом, морской галькой, натуральной кожей, а также с различными пластмассами, стеклом, металлом, и т.д., весьма обширны и многовариантны. Применение таких «смешанных» композиций в различных интерьерах: квартир, библиотек, офисов, театров, школ и т.д., оправдано с точки зрения актуальных дизайнерских стилевых тенденций нашего времени. Подобные декоративно-художественные работы масштабны, ярки, контрастны и по существу выполняют главную эстетическую функцию по оформлению любого помещения [6].
Разработанные нами керамические материалы и изделия были применены в декоративной отделке квартир г. Ростова-на-Дону, выполненных по индивидуальному проекту с неординарным дизайнерским оформлением, пользующимся в настоящее время повышенным спросом.
Таблица 2
Основные технологические и цветовые характеристики керамических изделий
Окрашивающий оксид Температура обжига t,°C Водопоглощение, B, % Кажущаяся пористость, Пк, % Плотность, d, г/см3 Цветовые характеристики
Со2Оз 600 20,4 37,4 1660,3 Светло-серый (тон ненасыщенный)
700 24,9 38,6 1549,3 Светло-серый
800 23,2 36,4 1571,0 Светло-серый
900 26,1 39,5 1512,7 Сине-зеленый
1000 19,1 31,6 1654,1 Сине-зеленый (тон насыщенный)
Сг2Оз 600 16,4 29,1 17805 Коричнево-зеленый
700 20,9 33,7 1635,3 Светло-зеленый(тон ненасыщенный)
800 20,5 35,1 1626,2 Светло-зеленый
900 22,7 35,7 1593,7 Светло-зеленый
1000 29,2 44,3 1516,4 Бежево-зеленый
Fe2O3 600 34,2 44,1 1418,7 Светло-коричневый
700 19,4 30,1 1565,9 Розовый (тон насыщенный)
800 20,3 32,9 1619,3 Светло-розовый
900 22,4 35,2 1573,3 Бежево-розовый
1000 16,4 33,3 1738,3 Светло-бежевый
Примечание: *- пигменты вводились в количестве 6-10 %.
Литература
1. Пискарев В.А. Декоративно-отделочные строительные материалы.: Учеб. пособие для вузов. М., 1977.
2. Зубехин А.П., Голованова С.П., Яценко Н.Д., Вильбиц-
кая Н.А. Технология изготовления и обработки художественной керамики: Введение в специальность; Учеб. пособие / Под. ред. А.П. Зубехина. Новочеркасск, 2002.
3. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий: Учеб. пособие М., 1979.
4. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики.
М., 1978.
5. Гальперина М.К., Тарантул Н.П. Применение промышленных отходов в производстве керамических изделий // Тр. НИИстройкерамика. 1989. № 65. С. 10-26.
6. Коженцев Ю. Т. Основы теории композиции. Новочер-касс, 1998.
18 марта 2003 г.
Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)